УДК 342.951 ГРНТИ 10.17
EDN: PNIUBU
Исследовательские подходы к решению проблем правового регулирования государственного контроля в сфере строительства
©Билык Владимир Иванович 1'а ©Пославский Дмитрий Михайлович2 Й
' Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, г.Москва, Россия 2 Московский финансово-юридический университет, г.Москва, Россия а [email protected] ь [email protected]
Аннотация: Настоящая статья представляет собой результат изучения научных исследований, проведенных отечественными юристами по вопросам правового регулирования государственного контроля и государственного надзора в сфере строительства. Несомненно, сфера строительства многогранна и состоит из ряда направлений, которые в своей совокупности и представляют сферу научных интересов авторов данной статьи. В изученных научных трудах анализировались только аспекты, рассмотренные исследователями, и по этой причине предмет научного исследования в статье ограничивается тем спектром проблем, которые становились предметом внимания российских юристов в научных статьях или диссертационных исследованиях. При написании работы применялся сравнительный метод познания, предметом которого выступали различные позиции исследователей относительно решения проблем правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России.
В статье отдельное внимание уделено двум существующим проблемам в исследуемой сфере, а именно соотношению государственного контроля и надзора, а также соотношению государственного контроля (надзора) и саморегулирования. Также в статье отмечается, что предложенные в научных трудах решения представляются недостаточными и неполными.
Авторы приходят к выводу о необходимости интенсификации исследовательской работы по вопросам правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России. Признавая высокий научно-доктринальный уровень имеющихся исследований в указанной сфере, необходимо отметить, что большинство исследований были проведены более 10 лет назад и на сегодняшний день не в полной степени отвечают существующему правовому регулированию и актуальной проблематике вопросов правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России.
Ключевые слова: строительство, государственный контроль, строительный контроль, строительный надзор, проблемы правового регулирования.
Для цитирования: Билык В.И., Пославский Д.М. Исследовательские подходы к решению проблем правового регулирования государственного контроля в сфере строительства // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №8. С. 070-076. ЕОЫ: РМШВи
Research Perspectives on Legal FrameworksforState Control in Russia's Construction Sector
©Biiyk Vladimir Ivanovich 1'a ©Poslavsky Dmitry Mikhailovich26
' All-Russian Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, Mosco w, Russia 2 Moscow Finance and Law University, Moscow, Russia a [email protected] b [email protected]
Abstract: This article delves into scholarly research conducted by Russian legal experts on the legal frameworks governing state control and oversight in the construction sector. Undoubtedly, the construction sector, inherently diverse and multifaceted, captures a myriad of subdomains that collectively form the crux of the authors' academic pursuits. The analysis within this article is confined to those aspects previously explored by scholars, emphasizing the range of challenges that have intrigued Russian legal academics in their publications and dissertations. A comparative methodology was used for research, focusing on different scholarly viewpoints pertaining to legal challenges in state control ofthe Russian construction sector.
(t
Particular emphasis is paid on two existing problems: the relationships between state control and oversight, and the balance between state-mandated regulation and industry self-regulation. It is noteworthy to mention that many solutions proposed in existing literature appear to be both inadequate and incomplete.
The authors conclude that there is a need to intensify research work on issues of legal regulation of state control in the construction sector in Russia. While acknowledging the depth and rigor of past studies, it is pivotal to underline that a significant portion of them were undertaken over ten years ago. Hence, they may not be entirely in line with the prevailing legal regulation or address the emergent complexities ofthe sector's regulatory landscape.
Keywords: construction, state control, construction control, construction oversight, issues oflegal regulation.
For citation: Bilyk V.l., Poslavsky D.M. Research Perspectives on Legal Frameworks for State Control in Russia's Construction Sector//Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №8. Pp. 070-076. (in Russ.). EDN: PNIUBU
ВВЕДЕНИЕ
Строительная сфера является ключевым сектором экономики и одним из важнейших факторов стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны, которому государство уделяет, наряду с другими социальными сферами, важнейшее значение1. О важности этой сферы говорит и тот факт, что Правительством Российской Федерации в октябре 2022 года утверждена Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года2.
Несмотря на то, что правоотношения в сфере строительства регламентируются преимущественно частным правом, очевидно, что социально-экономическое значение данной сферы предпринимательской деятельности приводит к необходимости организации той или иной формы государственного контроля. Как справедливо отмечает О.Ш. Хашаева, именно благодаря вмешательству государства в правоотношения, возникающие в сфере строительства, достигается объединение частных и публично-правовых интересов, что обуславливает важность государственного контроля в сфере строительства в системе правового регулирования [10].
Вместе с тем, среди исследователей распространенно мнение о недостаточной эффективности правового регулирования государственного контроля (надзора) в сфере строительства. Так, по мнению Л.Д. Подъяблон-ской, проблемами правового регулирования государственного контроля (надзора) в сфере строительства является излишняя сложность такого нормативно-правового регулирования и нечеткость законодательства, вплоть до невозможности размежевания на практике понятий «строительный контроль» и «строительный надзор» [6]. Из вышеизложенного можно сделать вывод об актуальности избранной темы исследования, учитывая наличие ряда серьезных проблем в правовом регулировании государственного контроля в сфере строительства в России.
В силу сложности и комплексности, подлежащих правовому регулированию общественных отношений по поводу осуществления государственного контроля за строительством, которые, к тому же, характеризуются динамичностью, закономерным является существова-
1 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 года № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на периоддо 2030 года с прогнозом до 2035 года».
ние и постоянное появление новых и видоизменение уже существующих проблем в рассматриваемой сфере. При более тщательном и методически выверенном изучении обозначенных проблем и предложений по их устранению мы видим, что эти вопросы до конца не проработаны. Для установления текущего состояния отечественной правовой науки по вопросу проблематики правового регулирования государственного контроля за строительной сферой и выработки путей дальнейшего научного поиска был проведен анализ имеющихся диссертационных исследований по затрагиваемому вопросу.
ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ ВОПРОСОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
Сразу стоит отметить, что отечественные исследователи недостаточное внимание уделяли вопросам исследования отмеченной проблематики, несмотря на высокую степень ее научно-практической значимости и актуальности. Это выражается в фактическом отсутствии комплексного научного исследования, которое было бы целиком и полностью посвящено вопросам правового регулирования государственного контроля в сфере строительной деятельности. С точки зрения сопоставимости предмета научного исследования наиболее релевантной представляется диссертация Е.В. Захарова на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Административный контроль и надзор в области строительства» [3].
С учетом обозначенных в диссертации проблем, интерес представляют предложения Е.В. Захарова по совершенствованию действующего на момент написания диссертации законодательства и практики деятельности контрольно-надзорных органов. Так, автор считает, что требуется организационное разделение регулирующей, контрольной, надзорной функций государства, функции управления государственным имуществом и предоставления государственных услуг. Нормативным выражением подобного разделения должен стать отдельный федеральный закон специального действия, в котором должны быть закреплены официальные определения государственного контроля и надзора, организационные принципы соответствующей деятельности государственных органов, приемы и способы реализации указанных функций, властные субъекты контроля и надзора и ряд других аспектов. Причем этот нормативный правовой акт мыслился в качестве универсального нормативного
ISSN2072-3164(print) Том16.№8 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 71
ISSN 2310-7049 (online)
документа, распространяющего свое действие на все сферы приложения контроля и надзора со стороны государства, включая строительную отрасль. Стоит отметить, что высказанное Захаровым предложение через десятилетие было реализовано в принятии Федерального закона от 31.07.2020 года № 248-ФЗ3.
Важным тезисом, сформулированным Е.В. Захаровым, является четкое разграничение государственного контроля и надзора по своему предметному содержанию и обусловленному этим характером и спецификой применяемых государством приемов и средств регулирующего воздействия на общественные отношения. В то же время, следует отметить, что в научно-правовой доктрине высказываются разные позиции относительно вопроса разграничения государственного контроля и надзора [3].
Так, по мнению В.П. Беляева, можно выделить сразу несколько критериев размежевания функций контроля и надзора:
- контроль, по мнению исследователя, осуществляется практически исключительно в отношении подчиненных соответствующему государственному органу лиц;
- контроль, в отличие от надзора, связан с вмешательством контролирующих органов в операцион-но-хозяйственную деятельность подконтрольных лиц;
- контроль имеет более широкий предмет по сравнению с надзором. Так, если предметом надзора является исключительно законность определенного действия (бездействия), то предметом надзора является и целесообразность того или иного деяния [1].
К.В. Маслов, в свою очередь, относит к основаниям размежевания контроля и надзору такое основание, как широта сферы применения контроля и надзора. Так, по мнению исследователя, контроль осуществляется за применением узкой группы правил (например, правил в сфере медицины, строительства и т.д.), в то время как надзор касается более широкой группы правовых норм (общий надзор, осуществляемый органами прокуратуры, надзор в сфере финансов и т.д.). Исследователь выдвигает также достаточно спорную позицию относительно того, что при осуществлении надзора возможно применения лишь мер административного воздействия, в то время как выявление нарушений при контроле может повлечь за собой уголовную ответственность [5].
Таким образом, анализируя работы исследователей можно сделать вывод об отсутствии единого понимания различий между государственным контролем и государственным надзором, что, безусловно, следует отнести к недостаткам правового регулирования. Именно определения теоретических оснований для размежевания государственного контроля и надзора в сфере строительства должно, по нашему мнению, стать важным элементом в дальнейших исследованиях в рамках рассматриваемой сферы.
Вызывает обоснованные сомнения вывод Е.В. Захарова об ограниченном характере применения государственного контроля в строительной сфере и приоритетном значении в обеспечении правопорядка и законности в данной сфере надзора. В целом, рассмотренная диссертация Е.В. Захарова имеет существен-
3 Федеральный закон от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // "Российская газета", N 171, 05.08.2020.
ное значение для обозначения круга проблем в сфере правового регулирования государственного контроля и надзора за строительством. Это одна из немногочисленных научных работ, посвященная теоретическому и прикладному осмыслению интересующей нас тематики. При этом также необходимо отметить, что исследование, осуществленное Е.В. Захаровым, было окончено более 14 лет назад, вследствие чего некоторые его по-ложениятребуют переосмысления и актуализации [3].
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО СФЕРАХ
Среди диссертационных исследований отечественных ученых в качестве отдельной группы можно выделить диссертации, предметом которых является специфика государственного регулирующего воздействия не на всю строительную отрасль, а на ее отдельные сегменты. В ходе данной разновидности научного поиска авторами неизбежно высказываются суждения относительно тех или иных аспектов осуществления государственной контрольной деятельности за строительством, существующих проблем и путей их решения, но с учетом узкой предметной сферы, ограниченной тематикой исследования, способствующей, в свою очередь, более глубокому изучению указанной сферы, все же не могут заменить собой отсутствие целостного научного исследования относительно рассматриваемых нами правоотношений.
Интерес представляет диссертация В.В. Романовой на соискание ученой степени доктора юридических наук, посвященная вопросам правового регулирования осуществления строительства и модернизации объектов энергетики [7]. Актуальность выбранной для исследования тематики автором объясняется существованием и необходимостью разрешения следующих проблем в отрасли:
1) отсутствие нормативного-правового закрепления всех целей и задач, предусмотренных концептуальными актами в сфере строительства энергетических объектов;
2) отсутствие в градостроительном законодательстве специальных норм, посвященных регулированию отношений по модернизации объектов энергетики;
3) отсутствие в градостроительном и энергетическом законодательстве России понятийного аппарата, правильно и полно отражающего строительную деятельность по модернизации объектов капитального строительства в сфере энергетики;
4) наличие риска споров и конфликтов по контрактам и договорам по причине отсутствие в законодательстве единых стандартов и правил, определяющих надлежащий результат строительной деятельности по модернизации объектов энергетики;
5) отсутствие в законодательстве четкой регламентации механизма реализации функций саморегулируемых организаций по представлению интересов своих членов;
6) недостаточное законодательное обеспечение материально-правовых и процессуальных способов защиты имущественных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере энергетического строительства.
Для решения выявленных проблем в сфере правового регулирования контроля за строительной деятельностью объектов энергетики указанный автор предлагает следующие меры:
- принятие единого федерального закона, посвященного вопросам правового регулирования строительства и модернизации опасных производственных объектов в сфере энергетики, который должен включать в себя, в том числе, нормы, касающиеся обязательных требований к лицам, занимающихся строительством таких объектов, применяемых методов государственного регулирования, саморегулирования в отмеченной сфере;
- требуется создать и обеспечить практическое применение международного акта, посвященного строительству и модернизации объектов энергетики. Данный акт должен быть универсальным и предусматривать, в том числе, обязательные для исполнения требования относительно технического регулирования и стандартизации;
- внесение в законодательство РФ об административной ответственности положения о недопустимости одновременного применения однотипной меры принуждения за допущенное правонарушение уполномоченным органом государственной власти и саморегулируемой организацией;
- введение правила о приостановлении срока исковой давности для обращения в суд члена саморегулируемой организации до момента получения такой организацией ответа на обращение в орган государственной власти по вопросу защиты прав и законных интересов своих членов;
- целесообразность создания многовидовых саморегулируемых организаций.
Указанные предложения в целом не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Считаем целесообразным распространить отдельные положения и на другие сферы строительной отрасли.
ВОПРОСЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
Отдельное место в научных диссертационных исследованиях, связанных с государственным контролем за строительством, занимают работы, посвященные вопросам саморегулирования в строительной отрасли. В научных исследованиях разрабатываются различные аспекты этого блока общественных отношений и массива законодательства, в том числе в связи с интегри-рованностью совокупности релевантных нормативных правовых актов в целостную систему государственного регулирования строительной сферы. Р.Д. Фархутдинов в своей диссертации, которая посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования предпринимательства в сфере строительства и оценке эффективности данной деятельности в условиях существования саморегулирования предлагает важную с точки зрения обеспечения системности классификацию вариантов правового регулирования строительной сферы: публично-правовое и частно-правовое регулирование [9].
Р.Д. Фархутдинов в обоснование актуальности диссертационного исследования обозначает следующий круг проблем:
1) недостаточная оценка и понимание саморегулирования как полноценной альтернативы государственному контролю и надзору;
2) недостаточная эффективность правового регулирования сферы саморегулирования;
3) недостаточная реализация на практике функций
саморегулируемых организаций;
4) отсутствие четкого понимания в законодательстве и в специальной литературе содержания и перечня критериев эффективности деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства.
Следует отметить, что обозначенные Р.Д. Фархутди-новым проблемы носят достаточно общий и в большей степени теоретический характер, и обусловлены во многом теми условиями, когда подготавливалась диссертация. Ведь вто время законодательство о саморегулировании в сфере строительства только зарождалось.
По результатам проведенного исследования Р.Д. Фархутдинов предлагает собственную систему критериев эффективности правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере строительства. Вместе стем, при использовании указанных критериев имеются научно-методические и прикладные сложности, которые невозможно применить в правовом регулировании вопросов государственного контроля в сфере строительства без их существенной доработки. Это обусловливается тем, что диссертант искусственно проводит ограничение сферы применения этих критериев только внешними условиями саморегулирования, в которых участники строительной сферы априори должны находиться. Другим интересным и дискуссионным положением, предлагаемым Р.Д. Фархутдиновым, является отказ от лицензирования строительной деятельности с компенсированием контрольно-надзорного потенциала лицензирования более широким вовлечением строительных компаний в деятельность саморегулируемых организаций в сфере строительства. В то же время, в отличие от ранее рассмотренных диссертационных исследований, Р.Д. Фархутдинов, формулируя положения, выносимые на защиту, не предлагает изменений в действующее законодательство, что ставит под сомнение прикладное (практическое) их применение в строительной сфере государства.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОМПАНИЙ-ЗАСТРОЙЩИКОВ
Необходимо также обратить внимание на диссертацию Л.К. Теняковой, посвященную административно-правовому регулированию деятельности компаний - застройщиков жилой недвижимости. В обоснование актуальности выбранной для исследования тематики автор указывает на существование следующих проблем:
- в научной литературе недостаточное внимание уделялось вопросу научного осмысления административно-правового регулирования деятельности строительных компаний, работающих в сфере жилищного строительства;
- неразвитость нормативной правовой базы, которая смогла бы обеспечить увеличение объемов вводимого в эксплуатацию жилья и реализацию конституционного права граждан на жилище;
- существование большого количества нормативных правовых актов, содержащих в себя устаревший нормативный материал, которые должны быть заменены небольшим количеством актов с более высоким уровнем эффективности;
- недостаточная степень унификации юридически значимых понятий;
155М2072-3164(рпМ) Том16.№8 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 73
ЮМ 2310-7049 (опПпе)
- несоответствие федеральным законам подзаконных нормативных правовых актов [8].
Для решения обозначенных проблем Л.К. Тенякова считает целесообразным следующие меры:
1) унифицировать в действующем российском законодательстве понятие «застройщик», авторское определение которого предлагается исследователем;
2) дополнение градостроительного кодекса РФ отдельной статьей, регламентирующей особенности ввода построенного объекта в эксплуатацию, а также необходимости внесения корректировок в полномочия и функции органа, выдающего разрешение на строительство;
3) предлагается ввести категорию «грубое нарушение» для ряда статей в кодексе РФ об административных правонарушениях, по которым к ответственности чаще всего привлекаются застройщики;
4) пересмотр санкций по ряду статей в кодексе РФ об административных правонарушениях, по которым к ответственности чаще всего привлекаются застройщики, в направлении более точного учета обстоятельств совершенных правонарушений с точки зрения их повторное™ и грубости. За грубые и повторные нарушения санкция должна быть выше;
5) по некоторым статьям в кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотреть дополнительное наказание для застройщиков в виде административного приостановления деятельности.
В этой работе автор делает ценные замечания и выводы относительно форм осуществления государственного регулирования за строительством жилья, подробно рассматривает специфику контроля и надзора в этой сфере, основные направления контрольно-надзорной деятельности государства, что, по нашему мнению, также может быть распространено и на другие отрасли сферы строительной деятельности государства.
Среди других диссертационных исследований, посвященных проблематике правового регулирования государственного контроля в строительной деятельности, можно отметить, например, диссертацию Н.И. Земерова [4] и диссертацию Е.М. Бутаевой [2]. В диссертации Н.И. Земерова «Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере градостроительной деятельности» подробно раскрывается сущность и специфика осуществления прокурорского надзора в этой сфере, описываются проблемы, возникающие в рамках прокурорского надзора. Е.М. Бутаева в диссертации «Административно-правовая организация механизма управления в сфере градостроительства» рассматривает государственное регулирование строительной сферы с точки зрения внутреннего административного устройства, признавая, что существует реальный и целостный управляющий механизм за сферой строительства, внутри которого реализуются
ЛИТЕРАТУРА
1. БеляевВ.П. «Контроль и надзор: проблемы разграничения» // Актуальные проблемы российского права. 2017. №4 (77).
2. Бутаева Е.М. «Административно-правовая организация механизма управления в сфере градостроительства»: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Бутаева Е.М. - Хабаровск, 2010. - 22с.
меры по реализации функции контроля. Е.М. Бутаевой отдельно рассматривается несколько важных вопросов: понятие и значение государственного управления градостроительством, нормативно-правовое регулирование градостроительной деятельности, формы государственного управления за градостроительством.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Таким образом, проведенный обзор диссертационных исследований, посвященных проблематике правового регулирования государственного контроля в строительной сфере, показал наличие ряда типичных проблем в этой сфере, которые частично описывались диссертантами, однако по тем или иным причинам не нашли своего отражения в прикладной (практической) сфере.
Исходя из вышеизложенных положений и работ указанных авторов, предлагается сосредоточится на следующих направлениях научно-исследовательской деятельности, для решения научных и прикладных проблем в строительной сфере.
1. Несмотря на высокую актуальность вопросов правового регулирования государственного контроля в сфере строительства, в современной правовой доктрине отсутствует единое комплексное исследование правовой регламентации строительной сферы. Большинство изученных диссертационных работ в этой сфере, защищены в 2010-2012 гг., вследствие чего в определенной степени утратили свою актуальность.
2. Серьезной как доктринальной, так и нормативной проблемой в этой сфере является отсутствие единых критериев разграничения контроля и надзора в сфере строительства. Несмотря на наличие различных (а, часто, и противоположных) мнений исследователей, отсутствие четкой дифференциации надзора и контроля в сфере строительства, что является существенным недостаткомдействующего правового регулирования.
3. Актуальной проблемой в исследуемой сфере также являются вопросы соотношения государственного контроля и саморегулирования. Саморегулирование представляет собой более гибкий инструмент регламентирования деятельности в сфере строительства и широко применяется на современном этапе правового регулирования в сфере строительства. При этом вопросам соотношения государственного контроля и саморегулирования в сфере строительства не уделено достаточное внимание в научной доктрине и, в частности, не рассмотрен вопрос оправданности столь широкого внедрения системы саморегулирования в сфере строительства.
Подводя итог, следует констатировать относительно низкую проработанность научных исследований, наличие нерешенных задач и проблем, требующих научного разрешения в строительной сфере Российской Федерации.
REFERENCES
1. Belyaev V.P. Control and supervision: problems of differentiation // Current problems of Russian law. 2017. No. 4 (77).
2. Butaeva E.M. "Administrative and legal organization of the management mechanism in the field of urban planning": Abstract of thesis. dis... candidate of legal sciences. Khabarovsk, 2010.
3. Захаров Е.В. «Административный контроль и надзор в области строительства»: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Захаров Е.В. - Москва, 2009. - 178 с.
4. Земеров H.H. «Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере градостроительной деятельности»: автореферат дис....кандидата юридических наук: 12.00.11/Земеров H.H. - М., 2009. - 32 с.
5. Маслов К.В. «О соотношении понятий контроля и надзора. Правоприменение». 2018. №1.
6. Подъяблонская Л.Д. «Теоретические основы государственного контроля и надзора в сфере строительной деятельности» // Вестник науки и образования. 2022. №9 (129).
7. Романова В.В. «Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов»: автореферат дис. ... доктора юридических наук: 12.00.03,12.00.00 / Романова В. В. - Санкт-Петербург, 2012. - 49 с.
8. Тенякова Л.К. «Административно-правовое регулирование деятельности коммерческих организаций-застройщиков в сфере жилищного строительства»: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.14/Тенякова Л.К. - Саратов, 2010. - 20 с.
9. Фархутдинов Р.Д. «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в строительстве и его эффективность в условиях саморегулирования»: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.03/Фархутдинов Р.Д. - Москва, 2013. - 29с.
10. Хашаева О.Ш. «Государственное регулирование строительной отрасли» // Научный вестник ЮИМ. 2017. №1.
3. Zakharov E.V. "Administrative control and supervision in the field of construction": Dis... candidate of legal sciences: Moscow, 2009.
4. Zemerov N.N. "Prosecutorial supervision over the implementation of legislation in the field of urban planning activities": Abstract of thesis, dis... candidate of legal sciences. M., 2009. - 32 p.
5. Maslov K.V. On the relationship between the concepts of control and supervision // Law Enforcement. 2018. No. 1.
6. Podyablonskaya L.D. Theoretical basis of state control and supervision in the shere of construction activities // Bulletin of Science and Education. 2022. No. 9 (129).
7. Romanova V.V. "Legal regulation of construction and modernization of energy facilities": Abstract of thesis, diss... Doctor of Law. St. Petersburg, 2012.
8. Tenyakova L.K. "Administrative and legal regulation of the activities of commercial organizations-developers in the field of housing construction": Abstract of thesis, diss... candidate of legal sciences. Saratov, 2010.
9. Farkhutdinov R.D. "Legal regulation of business activities in construction and its effectiveness in conditions of self-regulation": Abstract of thesis, diss... candidate oflegal sciences. Moscow, 2013.
10. KhashaevaO.Sh. State regulation of the construction industry // Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2017. No. 1.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Исследовательские подходы к решению проблем правового регулирования государственного контроля в сфере строительства»
Авторы выбрали предметом своего исследования несомненно актуальную тему решения проблем правового регулирования государственного контроля в сфере строительства России.
Каждое государство, реализуя свои функции осуществляет контроль за наиболее важными сферами экономики, обеспечивая техническую, экологическую безопасность. Среди таких сфер экономики важное место занимает сфера строительства в России.
Несмотря на то, что правоотношения в сфере строительства регламентируются преимущественно частным правом, очевидно, что социально-экономическое значение данной сферы предпринимательской деятельности требует и наличиетой или иной формы государственного контроля.
Авторы указывают, что вопросы, затрагивающие решение проблем правового регулирования государственного контроля в сфере строительства Российской Федерации, не актуализировались более 10 лет и на сегодняшний день уже не в полной степени отвечают существующему правовому регулированию и актуальной проблематике вопросов правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России.
Научная значимость статьи заключается в изучении большого спектра исследований авторов исследовавших решения проблем правового регулирования государственного контроля в сфере строительства России, обобщении различныхточек зрения и выводов на основании проведенного исследования.
В представленной статье внимание уделено двум существующим проблемам в этой сфере, а именно соотношению государственного контроля и надзора, а также соотношению государственного контроля (надзора) и саморегулирования. Авторами, как отменено выше, изучены труды, представляющие сферу правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России и на основе оценок различных исследователей, объективно представлен весь спектр суждений поданному направлению исследования.
Сделанные авторами выводы о том, что предложенные в научных трудах решения представляются недостаточными и неполными и необходимо интенсифировать исследовательскую работы по вопросам правового регулирования государственного контроля в сфере строительства в России являются правильными и вытекают из проведенного ими научного труда. Несомненно, признавая высокий уровень имеющихся исследований в указанной сфере, нельзя не согласится с этими выводами так как отмечалось выше большинство исследований были проведены более 10 лет назад и необходимо учитывать современное состояние сферы строительства в России
ISSN2072-3164(print) Том16.№8 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 75
ISSN 2310-7049 (online)
и некоторые изменения в правовом регулировании сферы строительства в стране, что и составляет научную новизну проведенного исследования.
В целом, представленная на рецензирование статья соответствует предъявляемым требованиям к подобному роду работ. Работа имеет логически правильно выстроенную структуру, содержит необходимые ссылки на используемую литературу и понятийный аппарат. Изложена доступным и лаконичным языком. Цели, поставленные автором статьи в аннотации, достигнуты.
Таким образом, научная статья «Исследовательские подходы к решению проблем правового регулирования государственного контроля в сфере строительства», подготовленная кандидатом юридических наук, доцентом Билыком В.И. и аспирантом Пославским Д.М. может быть рекомендована к опубликованию в журналах, рекомендованных ВАК России.
Рецензент: И.Б. Колчевский, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника Центра организационного обеспечения научной деятельности, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,61%
Статья поступила в редакцию 24.11.2023, принята к публикации 15.12.2023
The article was received on 24.11.2023, accepted for publication 15.12.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Билык Владимир Иванович, канд. юрид. наук, доцент, заместитель начальника научно-исследовательского центра № 1; Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России; г.Москва, Россия. ORCID: 0009-0000-9909-9079, SPIN-KOfl:7841-8000. E-mail: [email protected]
Пославский Дмитрий Михайлович, аспирант; Московский финансово-юридический университет, г.Москва, Россия. E-mail: [email protected]
ABOUTTHE AUTHORS
Bilyk Vladimir Ivanovich, Cand.Sci.(Law), associate professor, deputy chief of science research center; All-Russian Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; Moscow, Russia. ORCID: 0009-0000-9909-9079, SPIN-code: 7841-8000. E-mail: [email protected]
Poslavsky Dmitry Mikhailovich, postgraduate student; Moscow Finance and Law University; Moscow, Russia. E-mail: [email protected]