УДК 37.09(470.12) ББК 74.202(2Рос-4Вол)
© Фомина Ж.В.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ НОЦ ИСЭРТ РАН)
В статье представлена специфика компетентностного подхода в образовании. Перечислены ключевые компетенции, которыми должны обладать обучающиеся современной школы. Раскрыто значение овладения школьниками исследовательскими компетенциями в рамках элективного курса «Основы исследовательской деятельности» в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН (НОЦ ИСЭРТ РАН). Предложены методические и методологические обоснования развития этого процесса. Даны рекомендации по усовершенствованию технологии освоения исследовательских компетенций.
Компетентностный подход, компетенция, исследовательская деятельность, исследовательские компетенции, НОЦ.
Прогрессивное развитие страны основывается на реализации человеческого потенциала, а также на эффективном применении знаний, умений и навыков людей для улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит государству стать конкурентоспособным в XXI веке. В условиях осуществления этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность твор-
ФОМИНА Жанна Васильевна инженер-исследователь ИСЭРТ РАН vologdanoc@mail.ru
чески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Исходя из этих требований к обучению и воспитанию молодого поколения, из многообразия различных образовательных подходов, которые описаны в работах корифеев педагогической науки Л.П. Крившенко, И.П. Подласого и др., особо следует выделять традиционный, личностно ориентированный и компетентностный подходы.
Сравнительная характеристика трёх основных подходов в образовании по классификации Г.М. Коджаспировой представлена в таблице 1.
Сравнительный анализ трёх подходов показал, что современные требования к обучению и воспитанию достигаются с помощью именно компетентностного подхода. Основные его характеристики и значение отмечены в Законе РФ «Об образовании» (от 10.07.1992), Федеральном государственном образовательном стандарте, «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», принятой в 2001 году, и Проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утверждённом в 2010 году. Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
- смысл образования заключается в развитии у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в раз-
личных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт школьников;
- организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых школьниками на определённом этапе обучения [1].
Формирование компетенций школьников является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём.
Речь идёт о «компетенции» как о новой единице измерения образованности
Таблица 1. Сравнительная характеристика традиционного, личностно ориентированного и компетентностного подхода в образовании
Основания для сравнения Традиционный подход Личностно ориентированный подход Компетентностный подход
Цель обучения Передача и приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных знаний, умений, навыков, составляющих содержание образования Содействие становлению и развитию личности ребёнка Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)
Основная формула результата образования «Знаю, что» «Знаю, для чего» «Знаю, как»
Характер образовательного процесса Репродуктивный Репродуктивный с элементами творчества Продуктивный
Доминирующий компонент процесса Контроль Постоянная ситуация выбора Практика и самостоятельная работа
Характер контрольных процессов Статистические методы оценки учебных достижений Оценка личностных достижений в совокупности с учебными Комплексная оценка учебных достижений (портфолио -продукт творческого обучения)
Источник: Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для вузов по педагогическим специальностям [Текст] / Г.М. Коджаспирова. -М.: КНОРУС, 2010. - 752 с.
человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков или статус всесторонне развитой личности, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Термин «компетенция» (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом [8, с. 7].
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделяются ключевые (метапредметные), общепредметные и предметные компетенции.
Авторская классификация А.В. Баранникова, разработанная на основе обобщения зарубежной и отечественной литературы, включает в себя систему ключевых компетенций: исследовательские,
учебные, социально-личностные, компетенции в области организаторской деятельности и сотрудничества, личностно-адаптивные и коммуникативные. Важнейшими из них он считает исследовательские, поскольку именно навыки научного поиска позволяют человеку в полной мере освоить опыт прошлых лет [1, с. 30].
Исследовательские компетенции формируются в результате поиска обучающимися новых знаний и формирования собственных идей.
Исходя из этого, следует отметить задачи исследовательской деятельности:
- развивать научное мышление;
- транслировать предметное содержание;
- формировать исследовательские компетенции;
- воспитывать личность.
Исследовательская деятельность - это
специфическая человеческая деятельность, которая направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью, объективными законами и обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели [15, с. 36].
Опираясь на данное определение, в школьном исследовании следует различать две составляющие: эмпирическую и теоретическую. Следуя эмпирической составляющей, учёный устанавливает новые факты науки опытным путём, затем производит обобщения и формулирует эмпирические законы и закономерности. Теоретическое исследование призвано выдвигать и формулировать общие законы и закономерности посредством логических умозаключений и прогнозов. И теоретическое, и эмпирическое исследования имеют свою практическую направленность, а также обладают различным методологическим аппаратом (табл. 2).
Таблица 2. Методы исследования
Вид исследования Методологический аппарат исследования
- теоретический анализ и синтез;
- абстрагирование;
Теоретическое исследование - моделирование;
- аналогия;
- выращивание продукта на основе логических умозаключений.
- изучение литературы;
- наблюдение;
Эмпирическое исследование - эксперимент;
- опрос;
- экспертная оценка.
Главная цель научно-исследовательской деятельности школьников - приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции на основе приобретения новых знаний. Под новыми знаниями нужно понимать самостоятельно получаемые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося. Исследовательская деятельность школьников связана с решением творческой и исследовательской задач с заранее неизвестным ответом.
Поиск решения этих задач в процессе организации научно-исследовательской работы является одним из компонентов функционирования Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН (далее - НОЦ ИСЭРТ РАН) наряду с образовательной, научно-методической, внеучебной деятельностью и социально-психологическим сопровождением. Этот компонент рассматривается, с одной стороны, как путь повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих образовательным стандартам, с другой - как способ начальной профессиональной подготовки. Именно этот контекст задаёт цель отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях [10, с. 229].
Средний и старший школьные возрасты являются наиболее сензитивными для формирования исследовательских умений и навыков. Именно в этих возрастных периодах развиваются формы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания. В это время формируется индивидуальный стиль умственной деятельности,
растёт осознанное стремление к освоению деятельности на основе избирательности с преимущественной ориентацией на определённый её вид, связанное с осознанием необходимости получения знаний именно в данной области предполагаемой профессии.
Практика организации научно-исследовательской деятельности школьников в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН направлена на овладение компетенциями и осуществляется по трём направлениям:
1. Освоение элективного курса «Основы исследовательской деятельности» в 5 - 11 классах экономического факультатива.
2. Участие школьников в конкурсах научно-исследовательских работ и эссе НОЦ ИСЭРТ РАН.
3. Участие обучающихся во внешних конкурсах, конференциях и олимпиадах (общегородская конференция «Мир науки+», конкурс Молодёжного союза экономистов и финансистов Российской Федерации (МСЭФ), Всероссийский молодёжный научный форум «Молодые исследователи - регионам» и т. д.).
При правильной организации процесса исследования школьники приобретают бесценный опыт самостоятельной деятельности, набор специфических знаний, которые во взрослой жизни станут для них необходимыми. Исследовательская деятельность в данном случае - эффективное средство подготовки школьников к написанию исследовательских работ, сдаче выпуск-ных экзаменов, а впоследствии - к научно-практической деятельности.
В общем виде схема организации научно-исследовательской деятельности в НОЦ представлена на рисунке 1 [5].
Элективный курс «Основы исследовательской деятельности» представляет
Рис. 1. Организация исследовательской деятельности в НОЦ
Структура дисциплины «Основы исследовательской деятельности»
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Конкурс эссе
1. Объявление о конкурсе, требованиях и сроках сдачи эссе
2. Представленные работы оцениваются экспертами из числа научных сотрудников ИСЭРТ РАН
Конкурс научно-исследовательских работ
1. Объявление о конкурсе, требованиях и сроках сдачи работ
2. Формирование исследовательских групп и прикрепление к научным руководителям
3. На основании оценок экспертов определяются победители и лауреаты
3. Представленные работы оцениваются экспертами из числа научных сотрудников ИСЭРТ РАН
4. Защита 10 лучших работ на конференции
5. На основании оценок экспертов и выступления на конференции определяются победители и лауреаты
Публикация работ победителей и лауреатов конкурсов в сборнике «Экономика региона глазами старшеклассников»
Т
Организация участия школьников во внешних конкурсах и олимпиадах
собой семилетний цикл обучения. Программирование учебного материала осуществляется по принципу спирали с постепенным усложнением. По окончании годичного цикла проводится итоговый контроль различной формы: представление доклада по исследованиям и защита реферата в среднем звене и научно-исследовательской работы - в старшем (табл. 3).
При организации элективного курса «Основы исследовательской деятель-
ности» преподаватели НОЦ используют следующие методические приёмы:
- системная и последовательная работа над формированием исследовательских умений школьников (умение делать выводы и умозаключения; умение классифицировать; умение работать с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи и т. д.);
- формирование у школьников не только теоретических знаний, но и практических навыков;
Таблица 3. Планирование элективного курса «Основы исследовательской деятельности» в НОЦ
Класс/ кол-во часов Цель курса Список тем Итоговая форма контроля
5 класс/10 ч Создание условий для подготовки обучающихся к исследовательской деятельности, развитие познавательных способностей и потребностей 1. Введение. «Что такое исследование?» 2. Наблюдение и эксперимент 3. Выработка гипотезы. Знакомство с логикой 4. Понятия. Вопросы: как их задавать? 5. Схемы 6. Работа с книгой 7. Результаты исследования 8. Оформление работы 9. Представление результатов (2 часа) Краткий доклад
6 класс/10 ч 1. Научные исследования и наша жизнь 2. Методы исследования. Наблюдение и эксперимент 3. Гипотезы и способы их конструирования 4. Искусство задавать вопросы 5. Оценка идей. Определение понятий. Работа с книгой 6.Ассоциации и аналогии 7. Суждения умозаключения, выводы 8. Искусство делать сообщения. Защита работы 9. Оформление работы 10. Представление результатов Доклад
7 класс/10 ч Ознакомление со спецификой реферативной деятельности, создание условий для повышения заинтересованности к выполнению исследовательской работы (реферата) 1. Общее представление об исследовательской работе 2. Наблюдение и эксперимент 3. Методы исследования 4. Наблюдение и наблюдательность 5. Работа с литературой. Реферат (2 часа) 6. Логика исследования. Сообщение 7. Презентация 8. Представление результатов (2 часа) Защита реферата
8 класс/10 ч 1. Проблема и выбор гипотезы 2. Методы исследования (2 часа) 3. План исследовательской работы 4. Литературные источники (2 часа) 5. Обработка данных 6. Презентация 7. Представление результатов (2 часа) Защита реферата (мини-исследование)
9 класс/8 ч Обучение структуре построения и правилам оформления исследовательской работы 1. Виды исследовательских работ 2. Методология творчества 3. Этапы организации выполнения работы (2 часа) 4. Оформление работы 5. Представление результатов (2 часа) Научно- исследовательская работа
- использование педагогом не позиции информатора, а тактики наблюдателя и консультанта;
- создание ситуации успеха на уроках;
- организация курса как непрерывного творческого процесса (групповые задания, защита мини-проектов, ролевые игры и т. д.);
- развитие навыков применения нестандартных способов решения исследовательских проблем.
Научно-исследовательская работа позволяет раскрыть способности обучаемых и часто побуждает к самоот-крытию собственных способностей и возможностей.
Весьма важно, что выработка исследовательской позиции по отношению к миру, к другим, к самому себе происходит во взаимосвязи с условиями развития личности в ходе осуществления её деятельности. Для формирования исследовательской компетенции в Научнообразовательном центре применяются такие образовательные технологии, как исследовательские практикумы, эвристические системы занятий, творческие «погружения», диалоговые методы, ситуации выбора, моделирование реальной действительности [9, с. 14].
По итогам овладения обучающимися исследовательскими компетенциями в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН ежегодно с 2004 года проводится конкурс научно-исследовательских работ (НИР) для 9 - 11 классов образовательных учреждений. За период с 2004 по 2012 год в данный процесс было вовлечено более 400 старшеклассников (рис. 2).
Конкурс проходит в два этапа: первый
- подготовка, представление и оценка работ; второй - их защита на конференции
«Экономика региона глазами старшеклассников». Сначала школьники определяются с тематикой работы, затем согласуют методику исследования и список необходимой литературы с научными руководителями из числа аспирантов ИСЭРТ РАН. Подготовленные работы оцениваются независимыми экспертами -научными сотрудниками Института социально-экономического развития территорий РАН, которые определяют лучшие работы для защиты на конференции. Участвуя в ней, юные исследователи приобретают опыт выступлений перед аудиторией, учатся формулировать и задавать вопросы.
В 2011/2012 учебном году в конкурсе научно-исследовательских работ приняли участие 58 школьников (9 - 11 классы) с 34 коллективными работами. На основе оценок экспертной комиссии для защиты на конференции были отобраны 12 работ. Впервые она проходила в форме видеоконференции, что позволило стать её активными участниками ребятам из Республики Беларусь.
Рисунок 2. Количество участников конкурса научно-исследовательских работ в НОЦ
80
60 -
40 -
20
76
67
48
24
■
19
38
72
33
54
58
40
33
26
33
34
2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
0
□ Численность школьников, принимавших участие в конкурсе НИР
□ Количество научно-исследовательских работ школьников
Конкурсные исследования посвящены рекламной, профориентационной деятельности, образованию, туризму, внешнеэкономической деятельности региона и др. В итоге были определены три победителя и три лауреата конкурса. Их исследования были включены в сборник «Экономика региона глазами старшеклассников». Общая численность обучающихся, принявших участие в конкурсе научноисследовательских работ, 439 человек.
Обучающиеся среднего звена также имеют возможность реализовывать свои творческие идеи в конкурсе эссе, в 2011/2012 учебном году в нём участвовали 39 человек. Для них впервые была введена процедура очной защиты эссе перед экспертной комиссией. Это дало школьникам возможность высказать своё мнение по актуальным вопросам управления, экономики и образования. Представляя себя директором школы, главой города или Президентом Российской Федерации, любой конкурсант мог поразмышлять о том, какие шаги необходимо сделать для улучшения тех или иных сторон жизни человека. Самыми популярными оказались темы «Если бы я был директором школы» и «Если бы я был президентом». Многих ребят привлекли темы «Если бы я был губернатором Вологодской области», «Если бы я был частным предпринимателем», «Если бы я был главой города Вологды». Это свидетельствует об интересе школьников к экономическим и политическим проблемам современного общества. С 2004 по 2012 год в конкурсах эссе приняли участие 272 школьника.
Научно-образовательный центр предоставляет обучающимся возможность участия в различных научных конкурсах, конференциях и олимпиадах регионального, всероссийского и международного уровней, тем самым реализуя третье направление организации научно-иссле-
довательской деятельности. С каждым годом количество участников и занятых ими призовых мест возрастает (в период 2007/2008 - 2011/2012 уч. гг. рост составил 2,3 раза).
Подводя итоги организации исследовательской деятельности школьников Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН, можно отметить следующее:
- за время функционирования НОЦ в исследовательскую деятельность вовлечено более 700 обучающихся;
- высокое качество исследований подтверждается увеличением количества школьников, выступающих с научноисследовательскими работами в конкурсах и конференциях и занимающих призовые места.
Повышение качества и увеличение количества школьных исследований свидетельствуют о высоком уровне освоения исследовательских компетенций обучающимися Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН, тем самым подтверждая эффективность организации научно-исследовательской деятельности по трём направлениям: преподавание элективного курса «Основы исследовательской деятельности» в 5 - 11 классах экономического факультатива; организация участия школьников в конкурсах научно-исследовательских работ и эссе НОЦ ИСЭРТ РАН; привлечение обучающихся к участию во внешних конкурсах и олимпиадах.
Исследовательская деятельность позволяет школьникам реализовывать имеющиеся знания, развивать экономическое мышление, творческую способность осмысления проблем, связанных с экономикой, непосредственно или опосредованно, т. е. применять исследовательские компетенции в области экономической науки. Приобретаемые знания, умения, навыки в ходе проектной деятельности в конечном счёте стимулируют
мотивацию самостоятельной образовательной деятельности, развивают экономическое сознание, составляют базовую основу компетентности и компетенций обучающегося. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать исследовательскую деятельность школьников в Научно-образовательном центре, вовлекать в неё большее количество обучающихся, учитывая, что в НОЦ ИСЭРТ РАН для этого созданы все условия. Школьники имеют возможность пользоваться Научной библиотекой ИСЭРТ РАН, посещать научные семинары и конференции, изучать результаты экономических исследований учёных Института.
Организацию научно-исследовательской деятельности в ИСЭРТ РАН в полной мере можно считать элементом компе-тентностного подхода в образовании, т. к. она ориентирована на добывание обучающимися новых знаний, а не на непосредственное восприятие учебного материала из уст преподавателей. Школьники Научно-образовательного центра вследствие самостоятельного поиска нового и защиты своего пусть небольшого, но всё же открытия, готовятся в будущем стать конкурентоспособными специалистами в той или иной сфере.
В связи с этим следует отметить задачи, которые необходимо решить в ходе дальнейшей организации элективного курса «Основы исследовательской деятельности» в НОЦ ИСЭРТ РАН:
1. Систематическое ознакомление школьников с новейшими исследованиями в области экономической науки. Содержание этой работы состоит в следующем:
- предоставление обучающимся информации о научных открытиях XXI века;
- ознакомление школьников с открытиями нобелевских лауреатов в различных отраслях научного знания;
- организация встреч с кандидатами и докторами экономических наук Вологодской области.
2. Создание условий для групповых масштабных исследований старшеклассников. Данное перспективное направление подразумевает проведение экономических исследований целым учебным классом. Темы научноисследовательских работ должны быть актуальными, интересными и полезными для каждого юного исследователя. Экскурсионные посещения различных организаций и предприятий города, беседы с людьми, занимающимися деятельностью, которая является предметом того или иного исследования, - всё это направлено на достижение плодотворного результата работы обучающихся. Организуя данную деятельность, педагоги должны позаботиться о мотивации школьников, участие в подобных исследованиях должно носить добровольный характер.
3. Формирование картотеки научноисследовательских работ обучающихся за десять лет. Решение данной задачи предполагает создание систематического каталога, которым смогут пользоваться юные исследователи Центра. Каждый школьник будет иметь возможность с лёгкостью найти работы разных лет по интересующей его тематике. Данная процедура необходима для того, чтобы уже имеющиеся исследования дополнялись новой информацией, а «коэффициент полезного действия» труда обучающихся не был краткосрочным.
В целом эти направления дальнейшей работы помогут школьникам при написании научно-исследователь-
ских работ, позволит пользоваться не только опытом известных современных учёных, но и своих старших товарищей, тем самым реализуя принцип преемственности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранников, А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход [Текст] / А.В. Баранников. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 51 с.
2. Белых, С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С.Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 68-74.
3. Боброва, О.Ф. Очно-заочная система обучения исследовательской деятельности - инновационное направление в системе образовательного пространства Белгородской области [Текст] / О.Ф. Боброва // Исследовательская работа школьников. - 2012. - № 1. - С. 32-38.
4. Волкова, Л.А. Виды, алгоритмы и принципы школьных учебных исследований [Текст] / Л.А. Волкова // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 4. - С. 17-22.
5. Кельсина, А.С. Исследовательская деятельность школьников как одно из основных направлений работы Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН [Электронный ресурс] / А.С. Кельсина // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - Май.
6. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник для вузов по педагогическим специальностям / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 752 с.
7. Королева, Е.В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления - генератора инноваций [Текст] / Е.В. Королева // Исследовательская работа школьников. - 2010. - № 1. - С. 5-6.
8. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
9. Леонидова, Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст] / Г.В. Леонидова. -Вологда: ИСЭРТ РАН, 2007. - 99 с.
10. Леонидова, Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства [Текст]: монография / Г.В. Леонидова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 272 с.
11. Обухов, А.С. Исследовательская позиция личности [Текст] / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 1. - С. 61-73.
12. Попова, В.И. Экономический школьный факультатив в Научно-образовательном центре: практика и перспективы [Текст] / В.И. Попова, А.С. Кельсина // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4(56]. - С. 110-119.
13. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2005. - 80 с.
14. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А.И. Савенков. - М.: Сентябрь, 2003. - 204 с.
15. Шашенкова, Е.А. Исследовательская деятельность: словарь / Е.А. Шашенкова. - М: Перспектива, 2010. - 88 с.