УДК 581.1
СОБОЛЕВА Н.Д.
старший преподаватель кафедры педагогики и профессионального образования, Орловский государственный университет имени И,С, Тургенева, E-mail: [email protected]
UDC 581.1
SOBOLEVA N.D.
senior lecturer, Departament of pedagogy and vocational education, Orel State University E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
RESEARCH ACTIVITIES AS A MEAN OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS
Исследовательская деятельность учащихся представляет одну из весьма продуктивных моделей образования. В ней главную роль играют принципы сотрудничества и сотворчества между учащимися и педагогом и активной самостоятельной деятельности учащихся. Самостоятельность является одной из качественных характеристик интеллектуальной активности, которая достигает наивысшего уровня тогда, когда характер деятельности учащихся приближается к логике научно-исследовательской работы. Это позволяет предположить, что исследование как инструмент освоения действительности в ближайшее время способно занять в образовании центральную роль.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, самостоятельная работа, исследовательский метод обучения, познавательная активность, творчество.
Research activity of pupils represents one of very productive models of education. The principles of cooperation and coautliorship between pupils and the teacher and vigorous independent activity of pupils play the main role in it. Independence is one of qualitative characteristics of intellectual activity which reaches the highest level when the nature of activity ofpupils approaches logic of research work. It allows to assume that the research as the instrument of development of reality is capable to occupy the central role in education in the nearest future.
Keywords: research activity, independent work, research method of training, informative activity, creativity.
В исследованиях многих педагогов и психологов подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся средней школы, поскольку именно учебная деятельность является для них ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
В процессе обучения постоянно ставится задача совершенствования знаний, умений и навыков, усваиваемых учащимися. От них требуется активность при повторении пройденного, и при проверке, и при ликви-
дации обнаруженных ошибок, а также пробелов и недочетов в знаниях и умениях.
Активная роль учащихся в процессе обучения обуславливается развитием у них самостоятельности и инициативы в познавательной и практической деятельности.
Активность познавательной деятельности учащегося - необходимое условие и в то же время признак зарождения самостоятельности мышления, использование приемов труда, поведения, характера, практической деятельности в школе и вне ее. Активность учащихся необходима для достижения любой учебной цели: не только при прослушивании объяснений учителя требуется активное внимание, ясное понимание излагаемых знаний, старание их запомнить, но и при получении знаний из других источников требует от учащихся самостоятельной работы в виде наблюдений, опытов, изучения материала книги; самостоятельная работа необходима и
Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.
The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.
© Соболева Н.Д. © Soboleva N.D.
для практического овладения знаниями, умениями, навыками в процессе умственного и физического труда.
В понятии «самостоятельность учебной деятельности» особо следует выделить такой признак, как способность обучающихся ориентироваться в новой ситуации, критически подходить к оценке фактов и явлений, независимо от суждения других. Подлинная самостоятельность предполагает самостоятельную мотивированность действий и их обоснованность, неподверженность чужим влияниям.
Изучение вопроса самостоятельности началось ещё в древности. Аристоксен, Сократ, Платон, Аристотель глубоко и всесторонне обосновали в своих трудах значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребёнком знаниями. При этом они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие её способностей - путём самопознания. Такая деятельность доставляет ребёнку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Своё дальнейшее развитие идея о самостоятельности в обучении получает в высказываниях Франсуа Рабле. Мишеля Монтеня. Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрёжки требуют обучать ребёнка самостоятельности, воспитывать в нём вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.
В педагогической же литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца восемнадцатого века. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся -центральный в педагогической системе К. Д.Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся с учётом возрастных периодов обучения.
Большой вклад в разработку теории самостоятельности и творческой активности учеников в учебном процессе внесли такие известные педагоги, как Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И .Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н., и др.; психологи: Богоявленский Д.Н., Выготский J1.C., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков J1.B., Матюшкин A.M., Менчинская H.A., Леонтьев А.Н., Рубинштейн СЛ., Эльконин ДБ., Эсаулов А.Ф. и др.
Их исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа. Подтверждением этого служит высказывание Есипова Б.П.: «перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности выступает задача воспитания у учащихся самостоятельности как черты личности. Самостоятельность может развиваться у учащихся лишь в процессе самостоятельных работ. В обучении
для проведения таких работ открываются большие возможности, но они являются прямой необходимостью. Ведь только при достаточном внимании учителя к организации самостоятельной работы учащихся возможно достигнуть действительно сознательного и прочного усвоения ими знаний. Лишь надлежащим образом поставленная самостоятельная работа, предложенная всем ученикам класса, непременно заставит каждого ученика продумать изучаемое, отыскать в нем главное и существенное. найти самому ответы на важные вопросы, употребить необходимые приемы для осмысливания материала и его запоминания» [3, с. 7].
Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Под самостоятельной работой понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям или без непосредственного участия учителя.
Опираясь на проведенный анализ трактовок самостоятельной деятельности и учитывая момент ее реализации в учебном процессе, нам представляется наиболее полной предложенная Федоровой М.А., которая считает. что учебная самостоятельная деятельность представляет собой дидактическое явление, раскрывающее механизм перевода содержания образования из внешней (организационной) плоскости учебного процесса во внутреннюю (личностную) плоскость, с последующей реализацией в практической деятельности обучающих-ся [7].
Самостоятельность - одна из качественных характеристик интеллектуальной активности. Наивысшего уровня она достигает тогда, когда характер деятельности учащихся приближается к логике научно-исследовательской работы. Это творческий уровень самостоятельности.
Самостоятельность учащихся в учебной деятельности проявляется в решении познавательных задач оригинальными способами, в самостоятельной формулировке выводов и обобщений, не данных в готовом виде ни в учебной литературе, ни в изложении учителя; в оценке изучаемых фактов и явлений с точки зрения личностных установок; в применении школьниками соответствующих форм и приемов мыслительной деятельности при анализе и синтезе фактического и теоретического материала, отличающегося от ранее изученного.
По мнению Живейновой О.Г. «Проблема организации самостоятельной работы остается не до конца разрешенной средней школой, что порождает сложности при обучении в вузе, где около 75% знаний студенты получают в процессе самостоятельной работы» [4, с. 14].
В основе выполнения творческих самостоятельных работ лежит исследовательский поиск.
На значимость использования исследовательского метода в обучении учащихся обращали свое внимание ученые: К. Д. Ушинский. М. Миннарт. А. Д. Дистервег, К.П. Ягодовский, К.Н. Елизаров. М.Ю. Пиотровский, К.Е. Мартынова. К.А. Шахова, Е.В. Савилова,
П.А. Знаменский, ИИ. Соколов, В.Г. Разумовский, Г.Ф. Суворова, В.М. Орехов. A.B. Усова и др.
В педагогической литературе даются различные определения исследовательскому методу обучения. Остановимся на некоторых.
Ситаров В.А. определяет исследовательский метод «как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем» [6, с. 226]. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. Кроме того, он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. считают, что «исследовательский метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и организация преподавателем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер» [1, с. 135].
В рамках рассматриваемой проблемы мы больше склоняемся к трактовке исследовательского метода как метода самостоятельной учебно-познавательной деятельности практического и экспериментального характера, когда ученики сами формулируют проблему, осознав имеющие место противоречия, сами выдвигают предположения и стремятся разрешить их. По мнению ряда ученых данный метод реализуется на третьем уровне проблемности по степени включенности обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Самостоятельная работа занимает особое место среди основных признаков, характерных для организации исследовательского метода: преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов. сведений, систематизация и анализ информации и т.д.). Проведя анализ педагогической литературы, мы выяснили, что среди разнообразных классификаций методов обучения исследовательский присутствует в следующих:
• По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся.
• По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося.
• Система методов проблемно-развивающего обучения, где исследовательский метод входит в группу методов организации самостоятельной учебной деятельности учащихся. С этой позиции и рассмотрим процесс организации исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность приводит к развитию творческих способностей, готовности к научной и поисковой активности, что способствует формированию у учащихся аналитического мышления, интереса к научному познанию.
Исследовательская деятельность учащихся организуется на доступном для них материале, изучение которого чаще связано с выполнением практических или теоретических работ поискового характера. С этой целью организуются и проводятся лабораторные и практические работы, практикумы, общественные смотры знаний, решение в течение нескольких уроков тематических интегративных учебных проблем, решение целостной проблемы творческими группами учащихся, организуются учебные игры. Кроме того, можно назвать еще два вида организации исследовательской деятельности, которые используются педагогами наиболее часто: проблемно-поисковые упражнения и эксперимент.
Проблемно-поисковые упражнения предполагают решение как теоретических, так и практических задач, предложенных учителем. Решение заключается в самостоятельном выполнении обучающимися определенных видов действий, в результате которых происходит усвоение новых знаний или их элементов. Приемы реализации данного вида исследовательской деятельности включают следующие самостоятельные действия учащихся:
• составление нестандартных задач;
• формулирование проблемы;
• анализ данных с целью выявления избыточных;
• определение сущности и механизма протекания явления, процесса;
• перенесение приобретенного знания в новую конкретную нестандартную ситуацию (эвристический прием), описание объекта без наличия инструкций и т.д.
Эксперимент как метод используется в исследовательских лабораторных работах, в ходе выполнения которых выявляются новые условия, законы, теории. Целесообразнее всего эксперимент проводить до изучения теории, что позволяет поставить учащихся в ситуацию первооткрывателя. Задача педагога - оперативно управлять процессом учения, который, как правило, характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом как к процессу, так и к предмету изучения, а следовательно, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Безусловно, использование такого метода требует высокого профессионализма от педагога, больших энергетических, временных затрат и учителя и обучающихся. Приемы, с помощью которых можно эффективно реализовать исследовательский эксперимент, могут быть следующие: самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений; выполнение ряда опытов по контрольным вопросам («А если изменить условия, параметры и т.д.?», «Что буде, если?» и т.п.); анализ полученных результатов с точки зрения границ их применяемости; определение степени достоверности полученных результатов; составление программ экспе-
римента; самостоятельный подбор оборудования для проведения экспериментальной работы и т.д. исходя из этого, можно сформулировать следующие правила организации исследовательской деятельности в учебном процессе: 1) учитель, исходя из возможности и целесообразности проблемного учения, должен давать школьникам самостоятельную работу по решению проблемы; 2) желательно создавать так проблемную ситуацию и формулировать задания по ее решению, чтобы побуждать учащихся к деятельности поискового характера; 3) контроль и оценку проводить в соответствии с рациональным способом познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы.
И .Я. Лернер подчеркивал необходимость добиваться самостоятельности учащихся при выполнении ими исследовательских заданий с помощью специально организуемой деятельности учителя: « Прежде всего, в построении таких заданий, которые обеспечили бы творческое применение учащимися основных знаний (идей, понятий, методов познания) при решении основных, доступных им проблем курса, овладение чертами творческой деятельности, постепенное возрастание степени сложности решаемых учащимися проблем. Даже в том случае, если учителю будет предоставлена такая совокупность заданий в определенной системе, все равно он должен будет ее использовать творчески, в зависимости от уровня класса, отдельных учеников, - выборочно, в разном сочетании, с различной степенью дифференциации. Кроме того, учитель призван контролировать ход работы учащихся, направлять ее в случае отклонения их от правильного пути, проверять итоги работы и организовывать их обсуждение» [2, с.206].
Исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а следовательно, отвечать как минимум трем условиям:
1. Стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного.
2. Обязательно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному.
3. Всегда определять место изучаемого в системе неизвестного.
Таким образом, исследовательская деятельность учащихся направлена на самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, стимулирование появления у них новых способов действий, которым их заранее не обучали, а также формирование мотивационной, эмоциональной и волевой сфер.
Для успешной организации эвристической деятельности Левина М.М. предлагает «соблюдение следующих условий:
- понимание функции педагогического руководства в организации продуктивной учебной деятельности;
- знание способов регуляции учебной деятельности;
- умение определить сложность учебных задач;
- управление информационным синтезом;
- построение достоверных гипотез и прослеживание их решения;
- создание новых ситуаций инновационной среды» [5, с. 164].
Исследовательская деятельность эффективна при изучении материала, который: содержит причинно-следственные связи; не является принципиально новым, а представляет собой логическое продолжение ранее изученного; доступен для самостоятельного поиска; имеет в основе фундаментальные идеи, законы и теории в данной области науки; имеет обобщающий характер, нацелен на развитее творчества учащихся.
Для успешного развития опыта творческой деятельности школьников нужна система познавательных творческих задач поискового характера. В этой системе должна быть четко продумана необходимая деятельность учащихся в обоснованной последовательности и нарастающей степени сложности.
Включаясь в поисковую ситуацию, ученик приучается видеть диалектику изучаемого курса, перспективу предстоящих занятий. Благодаря этому он активно включается в творческие поиски ответа на возникающие вопросы, чаще прибегает к собственным соображениям, элементарной творческой выдумке, самостоятельным поискам. При определении ступеней творческой самостоятельности в качестве критерия берется уровень развития самого творчества ученика в его учебно-познавательной деятельности. Первоначальный уровень творчества ученика проявляется в умении комбинировать общие черты изучаемых фактов, явлений, событий, классифицировать их. Причем образца подобной классификации и комбинации в учебном процессе нет. Пути, признаки такой классификации ученик находит сам.
Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность предоставляет ученицу гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем репродуктивная деятельность.
Таким образом, мыслительная активность и самостоятельность учебной деятельности школьника выступают как ее взаимосвязанные стороны. Самостоятельность - одна из качественных характеристик интеллектуальной активности. Но проявляться она может по-разному. Если преобладают действия по образцам, шаблону, заученному, то в этом случае проявляется минимальная самостоятельность ученика. Подлинная самостоятельность высокого уровня проявляется тогда, когда школьник решает новые задачи на основе творческого применения имеющихся знаний, жизненного опыта и использования более совершенных форм и приемов мыслительной деятельности. Наивысшего уровня самостоятельность школьников достигает тогда, когда они приближают логику своей познавательной деятельности к логике научно-исследовательских работ.
Необходимо подчеркнуть, что основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
Для успешного развития опыта творческой деятельности школьников нужна система познавательных творческих задач. В этой системе должна быть четко продумана необходимая деятельность учащихся в обоснованной последовательности и нарастающей степени сложности.
Возможность приобретения права выбора собственной предметной деятельности дает учащемуся необходимость самостоятельного анализа результатов и последствий своей деятельности.
Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, который в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Интересен тот факт, что абсолютное большинство
учащихся, однажды попробовавших себя в исследовательской деятельности и получивших положительные оценки своих результатов, возвращаются к этой деятельности снова и снова. Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер.
Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партнером и сотрудником взрослого в той или иной проблеме, в которой они, взрослый и ученик, становятся равными. Это дает учениц иные мироощущения, предполагает возможность саморефлексии и наличие собственного отношения к окружающей действительности, объективного определения своего места в мире.
Таким образом, одним из главных принципов исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности, который реализуется посредством самостоятельной работы, что приводит к развитию творческих способностей, готовности к научной и поисковой активности, и в итоге формирует у учащихся аналитическое мышление и интерес к научному познанию.
Библиографический список
1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Е. Теория обучения. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 384 с.
2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем, дидактики. Учеб. пособие /Под. ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
3. ЕспповБ.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. 238 с.
4. Жжешова О.Г. Культура как источник приоритетных ориентиров гуманизации образования школьников //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 1. С. 12-16.
5. ЛевинаМ.М. Технологии профессионального педагогического образования. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. 272 с.
6. Ситаров ВА. Дидактика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 368 с.
7. Федорова МА. Дидактическая характеристика соотношения понятий «деятельность», «учебная деятельность», «учебная самостоятельная деятельность»»//Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. № 1 с. 136-151
References
1. Grebemnk O.S. Grebenymk T.B. The theory of teaching. Moscow: Publishing house the VLADOS-PRESS, 2003. 384 p.
2. High school didactics: Some problems of the current didactics. Moscow: Edication, 1982. 319 p.
3. EsipovB.P. Independent work of students in the classroom. Moscow, Moscow, 1961. 238 p.
4. Ivanovo O.G. Culture as a source of priority guidelines of the humanization of education //Bulletin of Moscow state regional University. Series: Pedagogy. 2010. № 1. Pp. 12-16.
5. Levina AIM. Technology and professional education. Moscow: Publishing House «Academy», 2001. 272 p.
6. Sitamv VA Didactics: textbook for students of higher educational institutions/ Under the editorship of V. A. Slastenina. Moscow: «Academy», 2002. 368 p.
7. Fedorova MA. Didactic characteristics of the relationship between the concepts «activities», «educational activities»:, «teaching self-activity»//New in psycho-pedagogical studies. 2010. № 1, Pp. 136-151.