12
ARCHITECTURE / «ШУУШШШУМ-ШУГМаУ» 2023
Родионов Г.Д.
Вологодский Государственный Университет DOI: 10.24412/2520-6990-2023-15174-12-15 ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОКЗАЛОВ
Rodionov G.D.
Vologda State University
RESEARCH ON THE THEORY AND PRACTICE OF DESIGNING MULTIFUNCTIONAL RAILWAY
STATIONS
Аннотация.
В статье анализируется зарубежный и отечественный опыт проектирования многофункциональных вокзалов, а также оценивается значимость такого рода проектирования для отдельных районов. Abstract.
The article analyzes the foreign and domestic experience of designing multifunctional railway stations, and also assesses the importance of this kind of design for individual districts.
Ключевые слова: архитектура, вокзалы, многофункциональность, проектирование, общественные здания.
Keywords: architecture, railway stations, multifunctionality, design, public buildings.
Центральные железнодорожные станции всегда были чем-то большим, чем просто местом прибытия и отбытия. Например, в конце 19 века Павловский вокзал Петербурга стал местом для проведения концертов Иоганна Штрауса. В Вене, на Северном вокзале, проходили художественные выставки югенштиля, а в Париже на вокзале Орса играли спектакли.
В 21 веке вокзал в понимании архитекторов -это не просто транспортный узел, а целая автономная система многофункциональных пространств. Акцент идет на разумное использование городской структуры.
В 2016 году в университете МАРХИ было проведено масштабное исследование на тему многофункционального использования вокзалов. (см. Приложение 2). В ходе работы студентами было выявлено, что большинство вокзалов и прилегающих к ним территорий используются лишь на 40%, остальной потенциал места не реализуется, при этом большая часть подмосковных действующих вокзалов оказалась в заброшенном, разрушенном состоянии, аналогичная ситуация наблюдается и в Санкт-Петербурге.
Согласно этим исследованиям, основная задача, стоящая перед архитектором, который проектирует многофункциональный вокзал, — это привести проектные решения к соответствующим контексту требованиям рационального использования уже сложившейся территории для того, чтобы проектное предложение не контрастировало с окружающей средой, а напротив грамотно дополняло ее и давало жизнь нереализуемому пространству.
Основной задачей при проектировании архитектурного объема нового вокзала является грамотное распределение потоков групп конечных пользователей.
В исследованиях выделяются две группы конечных пользователей: пассажиры железнодорожных маршрутов и постоянные жители города, в котором находится вокзал.
С целью грамотного распределения потоков пользователей необходимо выделять непосредственно «вокзальную» зону, в которую войдет зона ожидания для пассажиров, билетные кассы и административный узел, и также выделяется общественная зона для пользования всеми желающими.
Важно учесть при проектировании здания вокзала, что есть также и побочный пользователь, — это административные работники и работники са-нитарно-бытовых служб, обслуживающих здание. Для данной группы пользователей должна быть предусмотрена отдельная трассировка потоков, чтобы избежать конфликта групп пользователей.
Относительно распределения потоков со стороны сложившейся городской структуры необходимо учитывать при ориентировании здания сложившиеся транспортные и пешеходные потоки.
Практика проектирования многофункциональных вокзалов
• Центральный вокзал Берлина, Майнхард фон Геркан
«ШУШМУМ-ШУГМаУ» 2023 / ЛЯСИГГЕСШКЕ
13
Рисунок 1. Центральный вокзал Берлина
Берлинский вокзал объединяет в себе две функции: общественную и вокзальную. Общественная функция представлена ресторанами и магазинами для шоппинга. Сам вокзал объединяет в себе электрички, поезда, скоростные экспрессы и даже метро. Новое здание вокзала совмещает в себе
Рисунок 2.
Центральный вокзал Берлина (вид сверху)
немецкую прагматичность и новые европейские веяния в архитектуре. Фасады выполнены целиком из стекла в лучших традициях баухауса, четко прослеживается конструктив здания.
• Центральный вокзал Киото, Хироши Хара
Рисунок 3. Центральный вокзал Киото
Здание киотского вокзала стало одним из первых примеров многофункционального вокзального комплекса, который включил в себя, помимо транспортных терминалов, торговый центр, гостиницу, кинотеатр и муниципальный административный центр.
Рисунок 4.
Центральный вокзал Киото (интерьер)
Как известно в Японии площади под застройку выделяется мало, соответственно, такое насыщенное функциями пространство одного здания помогает максимально полезно использовать площадь застройки.
• Станция ^ккшгНа, Хельсинки (2019 год)
Рисунок 5. Станция Тиккурила
Рисунок 6. Станция Тиккурила
Железнодорожная станция, а вместе с ней и вокзал расположены в Тиккуриле, административном центре Вантаа в столичном регионе Хельсинки. Он расположен примерно в 16 километрах (9,9 миль) от Центрального железнодорожного вокзала Хельсинки и в 5 километрах (3,1 мили) от аэропорта Хельсинки. Вокзал считается главным желез-
нодорожным вокзалом Вантаа, и здесь останавливаются почти все поезда дальнего следования и пригородные поезда.
Станция Тиккурила была одной из первых семи станций, построенных в Финляндии, и не обновлялась с 1970 года. Станция является местным транспортным узлом и включает в себя разные виды местного транспортного сообщения.
14
ЛЯСИГГЕСТтЕ / «ШУШМУМ-ШУТМак» 2023
Новый архитектурный объем вокзала представлен конкорсами над железнодорожными путями с эскалаторами и лифтами. Также на территории здания выделена отдельная зона для обще-
магазинами, что благотворно влияет на наполненность микрорайона в целом.
• Ладожский вокзал, Санкт-Петербург, Явейн Н.И. (2003 год)
ственного
пользования
Рисунок 7. Ладожский вокзал (вид сверху)
Вокзал был открыт на юго-востоке города в 2003 году с целью того, чтобы разгрузить два других вокзала: Финляндский и Московский. В качестве аналога для проектирования данного вокзала «Студия 44» использовала нереализованный проект реконструкции Николаевского (Московского)
Рисунок 8. Ладожский вокзал (вид изнутри)
вокзала в неоклассическом стиле, созданный архитектором Иваном Фоминым в 1912 году. В здании вокзала располагаются залы ожидания, кассы, магазины и кафе.
Рисунок 9. План Ладожского вокзала
Основным пространством является световой окружающей среды, и вокруг вокзала началась ак-зал, где располагается главная инфраструктура тивная застройка современными жилыми комплек-комплекса. Также с вокзала есть выход на станцию сами и торговыми центрами.
метро «Ладожская».
Интересно то, что возникновение вокзала спровоцировало цепную реакцию на застройку
• Вокзал в Иваново, (2020 год)
Рисунок 10. Вокзал в Иваново (вид сверху)
Рисунок 21. Вокзал в Иваново (вид сбоку)
«ШУШМУМ-ШУГМаУ» 2023 / ARCHITECTURE
При разработке проекта данного вокзала архитекторами было принято решение сохранить эклектическую направленность здания, которая сложилась в ходе многих перестроек, так как с архитектурной точки зрения именно это представляется особую ценность и показывает уникальный характер и историю здания.
Было принято решение приблизить новую архитектуру здания к характерному для авангарда сочетанию цветов: красного, серого и бежевого.
Проект 2020 года дал «Красному» залу новую функцию: теперь здесь проводятся выставки, ярмарки, кинопоказы и лекции. В результате реконструкции вокзала в 2020 году, авангардное здание стало важным объектом транспортной инфраструктуры города и центром культурных и общественных мероприятий всего региона, представляя собой редкий для России пример бережного восстановления памятника архитектуры XX века и приспособление его под многофункциональное использование.
В современных реалиях вокзал становится не просто транспортным узлом для прибытия и отправления пассажиров. В 21 веке вокзал имеет более многофункциональное значение и уровень развития внутренней инфраструктуры вокзала напрямую влияет на условия формирования окружающей среды.
Зарубежный и отечественный опыт проектирования многофункциональных вокзалов помог выделить два основных акцента, на которые стоит обращать внимание при работе: в первую очередь, это включение структуры вокзала в уже сформировавшееся городское полотно, а второе это работа и взаимодействие с горожанами, чтобы здание жило и было полезно для конкретного конечного потребителя.
Список литературы
1. Вокзалы нового поколения, которые определили облик транспортных узлов будущего [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://trendymen.ru/lifestyle/de-sign/117702/?ysclid=li79njo3x789732588 (дата обращения 10.04.2023)
2. Вокруг вокзалов. Два масштабных дипломных градостроительных проекта студентов МАРХИ [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://archi.ru/russia/70887/vokrug-vokzalov (дата обращения 10.04.2023)
3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 февраля 2008 года N 87 О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (с изменениями на 6 июля 2019 года).
15_
4. Распоряжение об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Сестрорецкий железнодорожный вокзал». Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (27 октября 2016). Дата обращения: 12 декабря 2023. Архивировано 24 июня 2021 года.
5. ГОСТ 21.101-97 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
6. ГОСТ Р 55528-2013 Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования (с Поправкой).
7. СП 257.1325800.2016 «Здания гостиниц: правила проектирования».
8. СП 1.13130.2009 (с изменениями №1) «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
9. СП 44.13330.2011 (с изменениями №1) «СНиП 2.09.04-87 Административные и бытовые здания».
10. Памятники истории и культуры Санкт -Петербурга, состоящие под государственной охраной. Справочник. СПб., 2003.
11. Малков И. Архитектурно-строительное проектирование современных железнодорожных вокзальных комплексов/И. Малков. - Гомель, 2012 - 32 с.
12. Реконструкция вокзалов: взгляд архитектора [электронный ресурс] - Режим доступа:
https://tatlin.ru/articles/rekonstrukciya_vokzalov_ vzglyad_arxitektora?ysclid=li77qv284d407148078
13. Финляндия. Станция Тиккурила [электронный ресурс] - Режим доступа:
https://ru-
railwayЛrvejoш"nal.com/3449693.htmГ?ysdid=И7d16y jx1352003785
14. Железнодорожная станция Тиккурила [электронный ресурс] - Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.76d1f122-64734002-d773aa91-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Tikkurila_ railway_station
15. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново [электронный ресурс] - Режим доступа:
https ://archi.ru/proj ects/russia/16074/rekonstrukciya-zheleznodorozhnogo-vokzala-v-gorode-ivanovo