INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 25, No. 4. 2021 ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online) http://edumag.mrsu.ru
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE INTEGRATION OF EDUCATION
УДК 37.043.2-055.1
DOI: 10.15507/1991-9468.105.025.202104.593-607 Обзорная статья
Исследования soft skills в высшем образовании: топ-100 в международной базе Scopus
О. В. Румянцева
МГИМО МИД России, г. Москва, Российская Федерация, o.rumyantseva@my. mgimo.ru
Аннотация
Введение. В настоящее время наблюдается повышение требований работодателей к выпускникам вузов с заметным превалированием обладания последними soft skills, в связи с чем актуализируется вопрос о модернизации учебных программ вузов или разработке новых, включающих в себя формирование soft skills в рамках университетского образования. Важность проблематики заставляет взглянуть на опыт зарубежных вузов в указанном направлении. Цель статьи - выявление основных предметных областей, в которых внимание акцентируется на вопросах soft skills, а также направлений научных исследований по тематике формирования soft skills у студентов в период 2010-2020 гг. в сфере образования. Материалы и методы. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе с использованием поисковой стратегии были установлены основные предметные области исследований по тематике формирования soft skills у студентов в период с 2010 по 2020 гг. На втором этапе было проведено исследование ста самых цитируемых статей, входящих в реферативную базу Scopus, по тематике soft skills в сфере образования, отобранных на основании критериев включения и невключения. С помощью метода контент-анализа отобранные статьи были разделены на несколько кластеров, демонстрирующих направленность исследований. Результаты исследования. В ходе анализа зарубежных исследований была получена информация о предметных полях, в которых акцентируется внимание на проблеме формирования soft skills. Основными предметными областями являются социальные науки, информационные технологии, инженерное дело, бизнес и бухгалтерский учет. Направлениями исследований развития soft skills у студентов в рассматриваемый период стали общепедагогические вопросы, повышение возможностей трудоустройства, распределение по различным сферам образования.
Обсуждение и заключение. Выборка лучших мировых практик, описанных в ведущих статьях по тематике формирования soft skills в области образования, обогащает коллекцию методических приемов преподавателей различных профильных дисциплин. Материалы статьи могут быть полезны методистам, преподавателям учебных заведений профессионального образования, занимающихся разработкой учебных программ нового типа, учитывающих запросы современного рынка труда, а также широкому кругу лиц, интересующихся вопросами высшего образования.
Ключевые слова: soft skills, исследования soft skills, развитие soft skills, учебная программа нового типа, трудоустройство, повышение конкурентоспособности выпускников вуза, обучение, университет
© Румянцева О. В., 2021
Hq^ 0 1 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
Благодарности: автор выражает признательность кандидату экономических наук, доктору педагогических наук Л. К. Раицкой, анонимным рецензентам и редакции за ценные замечания, позволившие улучшить методологию исследования и качество статьи.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Румянцева О. В. Исследования soft skills в высшем образовании: топ-100 в международной базе Scopus // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 4. С. 593-607. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.593-607
Review article
Soft Skills Research in Higher Education: Top 100 Scopus-Indexed Publications
O. V. Rumiantseva
MGIMO University, Moscow, Russian Federation, o.rumyantseva@my. mgimo.ru
Abstract
Introduction. At present, employers' standards for university graduates are scrutinized, obviously stepping up requirements for soft skills. The issue of modernization of university curricula or development of new ones that include soft skills development in the framework of university education is relevant. The importance of the problem makes us turn to the experiences of foreign universities. This article aims to identify the main subject areas, where much attention is paid to the issues of soft skills, as well as directions of research on students' soft skills development between 2010 and 2020 in the framework of higher education.
Materials and Methods. The study was conducted in two phases. During the first phase, we used a search strategy to identify the main subject areas of research on the topic of soft skills development in the period from 2010 to 2020. At the second phase, a study of one hundred most cited articles indexed in the Scopus database on the topic of soft skills in education was carried out. The selection was based on the inclusion and non-inclusion criteria. We used a method of content analysis. The selected articles were divided into several clusters demonstrating the research focus. Results. The analysis of foreign studies provided information on the subject fields that essentially focus on forming soft skills. The main subject areas, where the largest number of studies on soft skills published from 2010 to 2020 were recorded, embrace social sciences, IT, engineering, business and accounting. The areas of research on students' soft skills in the period between 2010 and 2020 were general pedagogical issues, issues of increasing employability, and different areas of education.
Discussion and Conclusion. A selection of the world's best practices described in the leading articles on the formation of soft skills in education enriches the collection of methodological techniques of teachers in various specialized disciplines. The materials of the article can be useful for methodologists and teachers of professional education institutions, engaged in the formation and development of a new type of curricula, taking into account the needs of the modern labor market, and persons interested in the problems of higher education.
Keywords: soft skills, soft skills research, soft skills development, new-type curriculum, employability, increasing competitiveness of university graduates, training, university
Acknowledgements: The author is very grateful to Dr. L.K. Raitskaya, the anonymous peer reviewers and editors for their constructive comments, improving the research methodology and the quality of the article.
The author declares no conflict of interest.
For citation: Rumiantseva O.V. Soft Skills Research in Higher Education: Top 100 Scopus-Indexed Publications. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2021; 25(4):593-607. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.593-607
Введение
Современная молодежь сталкивается с высоким уровнем безработицы, растущей конкуренцией, что усугубляется
серьезными требованиями при приеме на работу. Проведенные опросы и исследования свидетельствуют о том, что не только профессиональные знания и умения,
но и так называемые soft skills соискателя являются важным фактором возможности трудоустройства. Широко признано, что востребованные и задействованные навыки - это не те, которые развиваются исключительно в рамках высшего образования. Вместо этого работодателям требуется широкий спектр преимущественно soft skills, выработанных в самых разных областях [1].
В статье мы будем придерживаться зарубежного термина soft skills, широко используемого в российской науке [2-4] наряду с русскими эквивалентами. В научной электронной библиотеке e-Library на время проведения исследования по запросу soft skills было найдено 339 научных статей, в названии которых фигурирует указанный термин. Решение об использовании зарубежного термина продиктовано невозможностью в рамках данной статьи уделить должное внимание терминологическим проблемам, связанным с переводом понятия soft skills на русский язык. В российской науке чаще используются следующие переводы термина soft skills: «мягкие навыки», «гибкие навыки», «межпредметные навыки», «надпредмет-ные навыки», «неакадемические навыки», «базовые навыки», «сквозные навыки», «переносимые навыки», «мягкие компетенции» и др. Большое количество существующих эквивалентов понятия soft skills, а также неоднозначность их трактовок не позволяет остановиться на каком-либо варианте как универсальном.
Исследования, касающиеся проблематики soft skills, широко распространены в мировой науке. Изучение soft skills было начато в середине 70-х гг. ХХ в. в трудах зарубежных ученых. Первые исследования показали, что для целей найма, обучения и продвижения по службе важно было сосредоточиться на навыках, которые можно было бы развить в процессе обучения и которые могли бы привести к эффективной работе. Эти идеи были признаны и получили широкое распространение. Наиболее активные научные разработки в области изучения soft skills начались с начала 2000-х гг., что было связано с принятием Болонской декларации и увеличением количества молодых
специалистов с высшим образованием. Рынок труда стал наполняться, фокус внимания заинтересованных сторон сместился в сторону качества рабочей силы [5; 6]. В научных работах поднимались вопросы качества рынка труда выпускников и способности выпускников удовлетворять потребности работодателей [7-9]. В результате исследователи пришли к общему мнению о важности обладания соискателями soft skills для успешного построения карьеры [10-12]. Этот факт послужил основой для дальнейших научных исследований, в которых soft skills изучались с точки зрения национального опыта разных стран, например, Австралии [13], Иордании [14], Вьетнама [15], Куала-Лумпура [16], Малайзии [17], Польши [18] и др. Были проведены многочисленные исследования запросов работодателей при найме высококлассных специалистов, а также образовательных ожиданий студентов [19-21]. Следующим этапом стали научные изыскания в области высшего образования. Soft skills рассматривались в рамках изменений в управлении образованием [22], экономики [23; 24]. Некоторые исследования связаны с введением soft skills в программы высшего профессионального образования [25; 26].
До недавних пор российские компании преимущественно обращали внимание на качество предоставляемого им диплома, в настоящее время важную роль выполняет способность соискателя эффективно и доброжелательно общаться, работать в команде, быть открытым к постоянному развитию и обучению. Новый запрос работодателей обусловлен нестабильной мировой экономической ситуацией, в которой выживает бизнес, построенный на инновациях, сотрудничающий с иностранными партнерами, создающий заметные коллаборации. Для функционирования таких предприятий необходимы сотрудники нового типа. Для молодежи все это создает дополнительные сложности при трудоустройстве. В связи с чем возникает критика в адрес университетского образования: все чаще звучат призывы об отказе от высшего образования и альтернативному обучению на непродолжительных
курсах, способствующих развитию того или иного навыка, необходимого для быстрого трудоустройства. Исследователи считают, что подобные процессы приводят к «снижению воздействия образования на развитие не только в России, но и во всем мире. Во многих странах такие аргументы служат фоном для бюджетных решений, наносящих ущерб образованию» [27]. Не только российские, но и мировые эксперты в области высшего образования заостряют внимание на том, что система вузовской подготовки и переподготовки не успевает за темпами изменений на рынках труда, а соответственно не может поставлять квалифицированные кадры. Также отмечается «растущий разрыв между содержанием и навыками, преподаваемыми в учебных заведениях, и потребностями промышленности» [28].
Таким образом, о возникшей проблеме несоответствия выпускников вуза ожиданиям работодателей сообщается сразу на нескольких уровнях: на уровне рекрутинговых агентств, на уровне учреждений как высшего, так и среднего профессионального образования. Тем не менее на сегодняшний день российские университетские программы (в отличие от зарубежных) все еще построены без учета запросов рынка труда, в них не прописано формирование soft skills.
Проблематика soft skills актуальна и для исследований в области современного высшего образования, несмотря на то, что перед учеными стоит много задач по определению и классификации soft skills, введению их в учебный процесс и др. Проведенное в 2018 г. исследование показало, что российское высшее профессиональное образование уже пришло к тому, что необходимо развивать у студентов навыки, востребованные рынком труда [29]. Представляется, что совершенствование подготовки выпускников вуза за счет формирования у них soft skills станет одним из инструментов модернизации высшего профессионального образования. Стратегией развития университетов сегодня должен стать переход от «узких академических дисциплин к подлинной учебной программе, ориентированной на развитие
учащихся как целостных личностей с универсальными взглядами» [30].
Понимание этого факта объясняет возросший интерес мирового научного сообщества к проблеме soft skills за последние 20 лет. Значительно увеличилось количество публикаций по указанной тематике в журналах реферативной базы Scopus, занимающихся проблемами образования: от двух публикаций в 1999 г. до шестидесяти девяти в 2019. Не самая большая часть этих работ представлена российскими учеными (только 6,5 %), однако наблюдается положительная тенденция к формированию теоретического аппарата введения обучения soft skills в университетские курсы российских вузов.
Для сравнения: в научной электронной библиотеке e-Library также заметен рост числа научных статей, затрагивающих проблему развития soft skills. По мере того, как образование в России и за рубежом все больше ориентируется на устойчивое развитие, указанные навыки, применительно к последнему, становятся еще одним фокусом внимания [31]. Рассматривая научные публикации за последние 10 лет в научной области «Народное образование. Педагогика», мы получили следующие результаты: общее количество работ по проблематике soft skills за указанный период - 786. Количество возрастает от двух публикаций в 2010 г. до 286 в 2020 г. Такой подъем демонстрирует озабоченность российского научного сообщества развитием новой образовательной директории, поддержку мировых образовательных тенденций, готовность к аккумуляции накопленного опыта и трансформации его в новые методики и технологии для развития образования.
Целью написания данной статьи является анализ наиболее значимых научных исследований по тематике формирования soft skills у студентов в период с 2010 по 2020 гг. в сфере высшего образования. Для достижения цели необходимо решить следующие исследовательские вопросы:
1. В каких предметных полях акцентируется внимание на проблеме формирования soft skills?
2. Что представляют собой основные направления исследований (2010-
2020 гг.) по тематике формирования soft skills у студентов в сфере образования?
Несмотря на многочисленность публикаций по заявленной проблематике, практически отсутствуют исследования, в которых рассматриваются ведущие научные статьи по вопросам формирования soft skills у студентов в период с 2010 по 2020 гг., входящие в реферативную базу Scopus. Автор статьи приводит обзор наиболее значимых научных исследований по тематике формирования soft skills у студентов в сфере высшего образования. Анализ указанных публикаций способствовал определению тенденций в формировании soft skills у студентов, а также тематических пробелов, требующих дальнейшего тщательного изучения.
Материалы и методы
Исследование состояло из двух этапов.
Этап 1. Были отобраны статьи и обзоры в международной реферативной базе данных Scopus по ключевому слову soft skills за период с 2010 по 2020 гг. и проведен анализ предметных полей, в которых
подробно рассматривается проблема формирования soft skills.
Этап 2. Базой исследования послужили статьи, проиндексированные в международной реферативной базе данных Scopus за указанный период в области социальных наук. Поскольку в зарубежной науке не выделяется предметное поле «образование», эта сфера включается в обширный кластер «социальные науки». Для фокусировки на исследованиях, касающихся вопросов формирования soft skills у студентов, поиск ограничивался ключевыми словами. Было отобрано 100 самых цитируемых статей по тематике soft skills в сфере образования. Критерии включения и исключения статей показаны в таблице 1.
Результаты исследования
Этап 1. Анализ выборки показал, что за указанный период в международной реферативной базе данных Scopus содержится 1 438 статей, большая часть из которых относится к предметному полю «социальные науки» - 23,9 %.
Т а б л и ц а 1. Критерии включения и критерии исключения статей по тематике soft skills в сфере образования
T a b l e 1. Inclusion criteria and exclusion criteria for articles on soft skills in education
Алгоритм поиска / Search algorithm
Критерий включения / Inclusion criteria
Критерий исключения / Exclusion criteria
Поле для поиска / Search string
Период времени / Time period
Отрасль знаний / subject area
Тип документа / Document type
Язык / Language
Тематика / Subject
Ключевые слова / Keywords
Soft skills в поле наименования доку- Остальные поля для поиска / Other мента, аннотации и ключевых слов / search fields Soft skills in the line of the document name, annotation and keywords
2010-2020
Период до 2010 r. / Period until 2010
Социальные науки (образование) / So- Остальные предметные отрасли / cial sciences (Education) Other subject areas
Статьи, обзоры / Articles, reviews
Остальные documents
документы / Other
Русский и английский / Russian, English Другие языки / Other languages
soft skills Другая тематика / Other topics
soft skills, education, students, higher edu- Мягкие навыки, образование, сту-cation, employability, soft skills develop- денты, высшее образование, разви-ment, soft skill, employability skills, trans- тие мягких навыков, мягкий навык,
ferable skills, generic skills навыки для трудоустройства, подвижные навыки, общие навыки
В других предметных полях количество статей по интересующей нас проблематике распределяется следующим образом: 20,7 % - информационные технологии, 15,6 - инженерное дело, 9,7 - бизнес и бухгалтерский учет, 4,1 - математика, 3,9 -медицина, 3,4 - аналитика, 3,1 - искусство и гуманитарные науки, 3 - экономика и финансы, 2 - психология, 10,5 % - другие научные области.
Этап 2. Полученные в результате конкретизации поискового запроса статьи распределились по всем указанным в запросе годам. Большая часть цитируемых статей
пришлась на 2018 г. (15 статей), что подчеркивает всплеск интереса университетского сообщества к проблематике soft skills, возможностей взаимодействия с рынком труда, актуальности модернизации учебных программ и вузовских курсов. Самая высо-коцитируемая публикация имеет 194 цитирования (на 02.08.21) - International experience and graduate employability: Stakeholder perception on the connection [32]. По 10 цитирований набрали всего 2 статьи. С помощью контент-анализа были установлены тематические группы, включающие отобранные статьи (табл. 2).
Т а б л и ц а 2. Тематические кластеры топ-100 статей по тематике soft skills в сфере образования T a b l e 2. Thematic Clusters in Top 100 of Publications on Soft Skills in Higher Educations
Наименование Количество
тематической статей / Комментарии /
группы / Number Comments
Thematic Cluster of Articles
1 2 3
Общепедагогические вопросы / General pedagogical issues
Возможности трудоустройства / Employment Opportunities
34 Группа статей охватывает разную тематику, включая влияние soft skills на академическую успеваемость, национальные проблемы в развитии soft skills в вузах, образовательные траектории по развитию soft skills, сравнительные исследования уровня развития soft skills у студентов на гендерной основе, а также на основе статуса учебного заведения, разработки учебных программ, содержащих обучение soft skills, оценочные инструменты / The group of articles covers a variety of topics, including the impact of soft skills on academic performance, national issues in the development of soft skills in universities, educational trajectories for the development of soft skills, comparative studies of the level of soft skills development of students on a gender basis, as well as on the basis of the status of the institution, curriculum development that includes soft skills training, assessment tools 23 К данной группе относятся по большей части исследования, проведенные посредством опросов выпускников и работодателей об их ожиданиях относительно рабочих навыков. Вырабатываются рекомендации для обеих сторон с целью повышения возможности трудоустройства молодежи / For the most part, this group includes studies conducted through surveys of graduates and employers about their expectations of job skills. Recommendations are made to both sides to increase the employability of young people Распределение по сферам образования / Distribution by field of education
Инженерное образование / Engineering education
IT образование / IT education
14 Статьи, представленные в этой группе, отражают опыт мировых университетов по подготовке и внедрению курсов, позволяющих в той или иной степени развивать soft skills у будущих инженеров. Как правило, такие курсы носят проектный характер и реализуются в разных по составу группах / The articles presented in this group reflect the experience of the world universities in preparing and implementing courses that allow developing soft skills of future engineers to a greater or lesser extent. In general these courses are project-based and are realized in different groups 10 Статьи этой тематической группы описывают необходимость развития soft skills у будущих программистов, поскольку будущие работодатели предполагают создавать коллаборации, привлекая специалистов из разных стран / The articles of this thematic group describe the need to develop soft skills of future programmers, as future employers are expected to create collaborations involving specialists from different countries
3
Медицинское образование / Medical education
Образование в сфере менеджмента / Management education
Бизнес-образование / Business Education
Образование библиотекарей / Librarian education
10 В данной группе статей заостряется внимание на развитии общечеловеческих качеств у будущих медиков - эмпатии, вежливости, корректном общении с коллегами и пациентами. Предлагается формировать учебную среду, максимально приближенную к естественным условиям труда / This group of articles focuses on the development of general human qualities in future physicians - empathy, politeness, correct communication with colleagues and patients. It is proposed to form a learning environment as close as possible to natural working conditions
5 В сфере менеджмента намечена тенденция развития soft skills у обучающихся по разным направлениям от экологической сферы до энергетической / In the field of management, a trend of soft skills development is outlined for students in different areas, from the environmental to the energy sector
2 В статьях этой тематической группы описывается важность наличия soft skills у людей, имеющих отношение к бизнесу. Ключевыми обозначаются лидерские качества, креативность и критическое мышление / The articles in this theme group describe the importance of having soft skills in people related to business. Leadership skills, creativity, and critical thinking are identified as key
2 В статьях отмечается необходимость развития soft skills у библиотекарей, так как их работа напрямую связана с постоянным взаимодействием с людьми / The articles point out the need to develop soft skills of librarians, as their work is directly related to constant interaction with people
2
Общепедагогические вопросы исследований soft skills. Общие вопросы развития soft skills в образовательном процессе рассматриваются в 34 выбранных нами статьях. Значительная их часть отражает проблемы и опыт формирования soft skills у студентов в вузах Австралии, Вьетнама, Ливана, Малайзии, Африки, Великобритании, Китая, Нигерии, университетах Европы. Все авторы придерживаются позиции необходимости развития soft skills у студентов, чтобы они могли беспрепятственно перейти на работу [33]. В статьях проводится мысль о том, что многие национальные вузы имеют примерно схожее содержание курсов, но отличие состоит в их способности выпускать «умственных» работников с правильными навыками, для чего университетам стоит ввести курсы по обучению soft skills в программы [34]. Исследования образовательных ожиданий студентов показали, что они считают soft skills важной частью университетского образования, что, предположительно, должно способствовать корректировке региональной образовательной политики [35].
Не менее важный вопрос, затрагиваемый в статьях данной группы, - формирование учебной программы нового типа. Здесь наблюдается очевидный переход от точки зрения о том, что ответственность за управление и развитие возможностей трудоустройства лежит на каждом человеке [36], к тому, что развитие soft skills должно стать частью университетского образования.
Некоторые европейские учебные заведения предлагают профессионально ориентированные программы обучения наряду с традиционным академическим высшим образованием. Согласно этим программам вузовское образование заключалось не только в обучении техническим навыкам, но и в преодолении различий в интеллекте, soft skills и политической осведомленности [37].
В нескольких статьях авторами описываются экспериментальные практики, длящиеся на протяжении 1-2 семестров и включающие в себя проектные командные работы [38-40]. Проведенные спецкурсы дали хорошие результаты, студенты помимо приобретения основных знаний
получили возможность совершенствовать свои soft skills. Экспериментальное обучение убедило сообщество вузов в целесообразности такого типа занятий, вследствие чего были пересмотрены программы.
Многими исследователями указывается на необходимость трансформации традиционной учебной программы в междисциплинарную. Некоторые учебные заведения формируют учебную программу таким образом, чтобы так называемые «второстепенные навыки» были интегрированы только в последний год обучения [41]. Однако не все согласны с такими сроками реализации программы, включающей обучение soft skills. Некоторые исследователи полагают, что подходы к разработке интегративной учебной программы могут принимать разные формы, но наиболее эффективна та, которая встроена во всю программу получения образования. Только в результате такого подхода выпускники смогут овладеть междисциплинарными навыками, востребованными работодателями [42]. Другие ученые обращают внимание на ограниченное количество кредитных и контактных часов работы со студентами, в связи с чем «усилия по развитию soft skills в значительной степени были предприняты за счет освещения важных технических материалов» [43]. Вследствие этого у авторов возникает вопрос о балансе между развитием soft skills и основным обучением, а также о необходимости изменения учебных программ.
Исследователями предлагаются разнообразные формы организации обучения, позволяющие формировать soft skills у студентов: вводные курсы, проектное обучение как в рамках одной дисциплины, так и междисциплинарные проекты, конкурсы проектов, глобальные виртуальные команды (межнациональные), лабораторные занятия, образовательный блогинг, ситуационное, игровое и гибридное обучение. Некоторые исследователи рекомендуют использовать специальные программы, как, например, Tricuspoid. Разработанная специально для оценки предпринимательских компетенций указанная программа позволяет студентам
оценить свои сильные и слабые стороны и составить представление о том, в каком направлении продолжать свое развитие [44]. В результате студент получает индивидуальный план, согласно которому сможет выстроить собственный образовательный маршрут.
Возможности трудоустройства. В статьях этой группы рассматриваются вопросы, касающиеся повышения конкурентоспособности выпускников вузов за счет прохождения обучения soft skills. Большая часть статей носит общий характер, в них описываются опросы, проведенные как со студентами, так и с работодателями, результатом которых становится составление списка самых востребованных навыков в той или иной профессиональной сфере. Очевидно, что работодателям требуется широкий спектр преимущественно soft skills, выработанных в самых разных сферах.
Также обнаруживаются исследования, в которых авторы критически подходят к позиции работодателей, которые хотят видеть соискателей с высоко развитыми soft skills и не находят их. Отмечается, что «организации могут быть виноваты в недостатках soft skills у сотрудников, если они не организуют самостоятельное обучение с учетом своих потребностей в навыках» [45].
Исследования, проведенные на основе анализа объявлений о трудоустройстве, убедительно доказывают, что спрос на soft skills очень высок. В связи с чем авторы обеспокоены, что «уровень безработицы среди выпускников будет продолжать расти, если вузы и выпускники не будут готовы оттачивать свои навыки межличностного общения в соответствии с рыночной нишей» [46].
Многими учебными заведениями проводятся опросы студентов до начала обучения, чтобы узнать их ожидания о будущем обучении не только академическим дисциплинам, но и soft skills. Исследователи указывают на то, что явно прослеживается желание студентов получить не только академические знания во время учебы в университете. Однако некоторые опросы, направленные на получение
обратной связи после экспериментальных курсов, подчеркивают недостаточно сформированные soft skills, несмотря на их важность в рабочих условиях [47].
Самые свежие исследования взаимодействия рынка труда с вузами показывают, что не всегда учебные заведения понимают, чего требуют от них работодатели. Понимание вузами запросов рынка труда - главный этап перехода к образованию нового типа. В исследованиях доказывается, что при наличии адекватных учебных ресурсов и компетентных учителей студентам могут быть переданы soft skills [48].
Студентам-иностранцам необходимо иметь опыт работы за рубежом. Однако у них низкий уровень участия в этом. Исследователи, занимающиеся вопросами трудоустройства иностранных студентов, отмечают, что работодатели часто предполагают наличие определенных soft skills по национальности, в связи с чем возникло понятие «национальность как навык» [49]. Такой подход к найму сотрудников не всегда приводит к положительным результатам. На сегодняшнем этапе отмечаются две основные проблемы, мешающие трудоустройству иностранных студентов: «ограниченная компетентность в общении на иностранном языке и ограниченное понимание местного рабочего контекста» [50]. Авторы проведенных исследований связывают обозначенные проблемы с несколькими факторами, в числе которых отсутствие обучения иностранных студентов soft skills.
Сферы образования (инженерное, IT, менеджмент, бизнес, медобразование, библиотечное дело). Значительная часть таких исследований охватывает области инженерного (14 статей) и компьютерного (10 статей) образования, поскольку предполагается, что студенты этих факультетов менее общительны, замкнуты, а их работа чаще индивидуализирована. Расширение soft skills в таких случаях предполагается в основном за счет введения курсов, длящихся в течение 1-2 семестров, часто во время последнего года обучения в вузе; подобные курсы основаны преимущественно на методах проектной
работы. Вариации проектов определяются преподавателем - проекты возможны в рамках одной дисциплины или нескольких, с участием студентов одного вуза или разных; проекты носят технический характер или связаны с созданием контента виртуальной реальности. При реализации любого варианта студенты объединяются в группы, внутри которых происходит взаимодействие. Акцент делается на большой поддержке, оказываемой преподавателями на постоянной основе в любое время суток: проводятся индивидуальные интервью, опросы и анкетирования студентов с целью регулирования взаимоотношений в экспериментальных группах, создания общего положительного фона для осуществления исследования.
Выбор групповых форм работы обусловлен будущим направлением деятельности выпускников инженерных факультетов и факультетов IT. Современные международные корпорации с большим интересом создают коллаборации, в которых принимают участие молодые специалисты из разных стран. Они должны быть готовы не только исключительно профессионально выполнять поставленные задачи, но проявлять гибкость, работая в команде. В таком случае, безусловно, методы групповой проектной работы максимально приближают участников к желаемому результату.
В статьях, освещающих вопросы развития soft skills у обучающихся по специальностям менеджмента и ведения бизнеса, также утверждается необходимость разработки курсов, в рамках которых происходит формирование требуемых для повышения конкурентоспособности навыков. Количество статей в этом кластере гораздо меньше, чем в предыдущих (5 -менеджмент, 2 - бизнес-образование), что объясняется нетехнической направленностью специальностей. Согласно исследованию, проведенному с вовлечением студентов и преподавателей различных вузов, «обе группы участников считают наиболее эффективными для развития soft skills иностранные языки, менеджмент и социально-гуманитарные дисциплины в целом» [3]. В предлагаемых курсах по
указанным дисциплинам для формирования soft skills чаще используются ролевые игры, кейсы, ситуативное моделирование.
Особое развитие получает совершенствование soft skills в профессиональном послевузовском обучении. С этой точки зрения, интересен опыт негосударственных организаций, выполняющих посредническую функцию в расширении soft skills топ-менеджеров компаний и бизнесменов [51]. Такие организации помогают работникам стать более «деловыми», обеспечивают облегчение доступа к непрерывному образованию, акцентируя внимание на эмоциональной составляющей поддержки.
Интересно исследование «промежуточного года» между школой и вузом. Промежутками авторы называют период после окончания школы и до поступления в вуз, в течение которого самостоятельно или с помощью «консультантов по отгулам» молодые люди обеспечиваются какой-либо занятостью, работой или волонтерством. Утверждается, что во время такой практики участники могут приобрести необходимые soft skills, развить социальные ценности, позволяющие в дальнейшем легче адаптироваться к университетской жизни и в конечном итоге стать более привлекательными для работодателей [52; 53].
Особое внимание обращается на формирование soft skills у студентов медицинских специальностей (10 статей в кластере). Поскольку будущие медицинские работники связывают свою жизнь с взаимодействием с людьми, максимальное развитие soft skills становится для них необходимостью. В статьях описывается опыт преимущественно американских медицинских вузов - от стоматологических до хирургических. Для расширения soft skills у студентов медвузов предлагаются интереснейшие технические разработки -симуляторы, организованные ролевые игры, использование роботов для лечения и проведения консенсусов с коллегами. В обучении медсестер акцент ставится на максимальное развитие эмпатии, вежливости, доброжелательной и эффективной коммуникации с пациентом [54-56].
В исследованиях, описывающих обучение библиотекарей, говорится по сути о том, что для них soft skills - это не только навыки эффективного взаимодействия с людьми, посещающими библиотеки (хотя это в приоритете), но и умение работать с большим количеством информации, развитие энциклопедических знаний, умение быстро подбирать литературу по заданной тематике. Кроме того, новым soft skill для библиотекарей становится уверенное пользование базовыми компьютерными программами, учитывая, что это не относится к их основным должностным обязанностям [57].
Ограничения данной статьи были связаны с педагогическим характером исследования, а также с исследовательскими вопросами, поставленными в начале. Интерес представляли публикации, освещающие проблемы формирования soft skills в высшем образовании, в связи с чем поисковый запрос ограничивался определенными ключевыми словами (soft skills, education, students, higher education, employability, soft skills development, soft skill, employability skills, transferable skills, generic skills).
Обсуждение и заключение
Анализ ведущих публикаций (20102020 гг.), входящих в топ-100 статей по тематике soft skills в сфере образования, позволяет выделить не только тенденции, но и пробелы в проблематике обучения soft skill.
Среди тенденций, намеченных в публикациях, отметим, во-первых, проведение многочисленных опросов как студентов, так и работодателей, в которых преимущественно подтверждается важность наличия soft skills у соискателя при приеме на работу. При этом рекрутинго-вые компании высказывают пожелания вузам относительно выпуска студентов, уже обладающих компетенциями soft skills, что позволит сэкономить время на обучении молодых специалистов на рабочем месте.
Во-вторых, в исследованиях формируются пути изменения учебных программ с помощью включения в них отдельных
дисциплин, часто носящих проектный характер, позволяющих влиять на формирование soft skills. Между вузами заключаются договоры о создании проектных коллабораций, международных студенческих команд, что в сумме с активной преподавательской поддержкой дает хорошие результаты в формировании soft skills.
В-третьих, в статьях, входящих в топ-100, описывается опыт вузов, разрабатывающих новые методики и технологии, способные расширить soft skills студентов, обучить их новым компетенциям. Педагогические технологии, позволяющие развивать soft skills студентов вузов, включают следующие методики:
- игры (game-based learning - ролевые, деловые, ситуационные);
- проекты (в рамках одной дисциплины или междисциплинарные; проводимые в одном вузе или межвузовские);
- вводные курсы перед основным обучением;
- образовательный блоггинг;
- бизнес-моделирование;
- производственное обучение;
- имитационные модели;
- удаленная лаборатория;
- конкурсы проектирования.
В-четвертых, вузы активно создают
партнерские связи как между собой, так и с работодателями с целью формирования определенной обучающей среды, курсовых занятий, вовлекаясь в которые студенты смогут расширить свои soft skills, научиться взаимодействию с разными людьми не только в пространстве университета.
Данный обзор выявил два важных тематических пробела в рассматриваемых публикациях. В первую очередь, отметим маленькое количество статей по развитию soft skills у иностранных студентов. Во время обучения за рубежом интернациональные студенты мало участвуют в дополнительной деятельности, связанной с развитием soft skills. Предполагается, что иностранные учащиеся пользуются личными качествами, развитыми во время обучения в родной стране. Однако опора на это предположение приводит к частым межличностным проблемам во
взаимоотношениях таких студентов, в построении ими положительных и эффективных отношений с преподавателями вуза, в прохождении стажировки и дальнейшем трудоустройстве.
Во-вторых, в исследованиях (20102020 гг.), входящих в топ-100 статей по обозначенной тематике, слабо представлена разработка инструментов оценивания уровня soft skills. В описании многих педагогических экспериментов не конкретизируется, каков был изначальный уровень владения soft skills и каким он стал. Небольшим количеством авторов упоминается проведение тестирования или опроса, позволяющего определить степень развитости soft skills у студентов. Выявление начального уровня soft skills студентов позволит преподавателям внести коррективы в учебный план на семестр или на академический год, а учащимся понять направление для самокоррекции.
Основными предметными областями, где в 2010-2020 гг. зафиксировано наибольшее количество исследований по развитию soft skills, стали социальные науки, информационные технологии, инженерное дело, бизнес и бухгалтерский учет.
Анализ публикаций, входящих в топ-100 (по данным международной базы данных Scopus), показал, что основными направлениями исследований развития soft skills у студентов в изучаемый период стали общепедагогические вопросы (влияние soft skills на академическую успеваемость, национальные проблемы в развитии soft skills в вузах, образовательные траектории по развитию soft skills и др.), возможности трудоустройства, распределение по сферам образования (инженерное, IT, медицинское, образование в сфере менеджмента, бизнес-образование, образование библиотекарей).
Для более глубокого понимания вопроса формирования soft skills у студентов в период с 2010 по 2020 г. в области образования целесообразно проведение исследования русскоязычной научной литературы, а также анализ более широкого круга источников.
Настоящая работа расширяет представления научного сообщества о форми-
ровании soft skills у студентов в период с 2010 по 2020 гг. в области образования. Полученные в ходе анализа публикаций направления исследований задают вектор развития российской научно-методической мысли с целью модернизации учебных программ с учетом реальных потреб-
ностей студентов, а также запросов рынка труда. Материалы исследования могут быть полезны методистам, преподавателям, исследователям и широкому кругу лиц, интересующихся вопросами улучшения качества и развития высшего образования в России.
REFERENCES
1. Tholen G., Relly S.J., Warhurst C., Commander J. Higher Education, Graduate Skills and the Skills of Graduates: The Case of Graduates as Residential Sales Estate Agents. British Educational Research Journal. 2016; 42(3):508-523. (In Eng.) doi: http://doi.org/10.1002/berj.3222
2. Batsunov C.N., Derecha I.I., Kungurova M., Slizkova E.V. Modern Determinants of the Soft Skills Development. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kontsept = Scientific and Methodical Electronic Journal Concept. 2018; (4):12-21. (In Russ., abstract in Eng.) doi: http://doi.org/10.24422/ MCIT0.2018.4.12367
3. Raitskaya L., Tikhonova E. Perception of Soft Skills by Russia's University Lecturers and Students in the Context of the World Experience. Vestnik Rossiyskogo universiteta dryzhbu narodov. Seria: Psikhologia i peda-gogika = RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2018; 15(3):350-363. (In Russ., abstract in Eng.) doi: http://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363
4. Stepanova L.N., Zeer E.F. Soft Skills as Predictors of Students' Life Self-Fulfillment. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2019; 21(8):65-89. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi. org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89
5. Creasy T., Anantatmula V.S. From Every Direction - How Personality Traits and Dimensions of Project Managers Can Conceptually Affect Project Success. Project Management Journal. 2013; 44(6):36-51. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1002/pmj.21372
6. Clokie T.L., Fourie E. Graduate Employability and Communication Competence: Are Undergraduates Taught Relevant Skills? Business Professional Community Quarterly. 2016; 79(4):442-463. (In Eng.) doi: https:// doi.org/10.1177/2329490616657635
7. Mok K.H., Han X., Jiang J., Zhang X. International and Transnational Education for Whose Interests? A Study on the Career Development of Chinese Students. Higher Education Quarterly. 2018; 72(3):208-223. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1111/hequ.12165
8. Lovaglio P.G., Cesarini M., Mercorio F., Mezzanzanica M. Skills in Demand for ICT and Statistical Occupations: Evidence from Web-Based Job Vacancies. Statistical Analysis and Data Mining. 2018; 11(2):78-91. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1002/sam.11372
9. Botke J.A., Jansen P.G.W., Khapova S.N., Tims M. Work Factors Influencing the Transfer Stages of Soft Skills Training: A Literature Review. Educational Research Review. 2018; 24:130-147. (In Eng.) doi: https://doi. org/10.1016/j.edurev.2018.04.001
10. Mardis M.A., Ma J., Jones F.R., Ambavarapu C.R., Kelleher H.M., Spears L.I., et al. Assessing Alignment between Information Technology Educational Opportunities, Professional Requirements, and Industry Demands. Education and Information Technologies. 2018; 23:1547-1584. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1007/ s10639-017-9678-y
11. Colombo E., Mercorio F., Mezzanzanica M. AI Meets Labor Market: Exploring the Link between Automation and Skills. Information Economics and Policy. 2019; 47:27-37. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/j. infoecopol.2019.05.003
12. Teng W., Ma C., Pahlevansharif S., Turner J.J. Graduate Readiness for the Employment Market of the 4th Industrial Revolution: The Development of Soft Employability Skills. Education and Training. 2019; 61(5):590-604. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1108/ET-07-2018-0154
13. Gribble C., Blackmore J., Rahimi M. Challenges to Providing Work Integrated Learning to International Business Students at Australian Universities. Higher Education, Skills and Work Based Learning. 2015; 5(4):401-416. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1108/HESWBL-04-2015-0015
14. Groh M., Krishnan N., McKenzie D., Vishwanath T. The Impact of Soft Skills Training on Female Youth Employment: Evidence from a Randomized Experiment in Jordan. IZA Journal of Labor & Development. 2016; 5:9. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1186/s40175-016-0055-9
15. Vu Anh T.L., Le Quoc T. Development Orientation for Higher Education Training Programme of Mechanical Engineering in Industrial Revolution 4.0: A Perspective in Vietnam. Journal of Mechanical Engineering Research and Developments. 2019; 42(1):71-73. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/6c9f/2183dccb03 3818ea8f4f0b2d50be0dbc3d71.pdf (accessed 22.06.2021). (In Eng.)
16. Suppramaniam S., Siew P.H.K., Ainara G. An Employability Assessment of Fresh Business Graduates in Kuala Lumpur from the Perspective of Employers. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019; 7(5s):307-317. Available at: https://www.ijrte.org/wp-content/uploads/papers/v7i5s/ES2160017519.pdf (accessed 22.06.2021). (In Eng.)
17. Wahab D.A., Peng T.N., Jani R. Interregional Migration and Graduate Earning in Malaysia. Institutions and Economies. 2020; 12(2):107-128. Available at: https://ijie.um.edu.my/index.php/ijie/article/view/20268/11586 (accessed 22.06.2021). (In Eng.)
18. Turek K., Perek-Bialas J. The Role of Employers' Opinions about Skills and Productivity of Older Workers: Example of Poland. Employee Relations. 2013; 35(6):648-664. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1108/ ER-04-2013-0039
19. Matsouka K., Mihail D.M. Graduates' Employability: What Do Graduates and Employers Think? Industry and Higher Education. 2016; 30(5):321-326. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1177/0950422216663719
20. Chhinzer N., Russo A.M. An Exploration of Employer Perceptions of Graduate Student Employability. Education and Training. 2018; 60(1):104-120. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1108/ET-06-2016-0111
21. Succi C., Canovi M. Soft Skills to Enhance Graduate Employability: Comparing Students and Employers' Perceptions. Studies in Higher Education. 2020; 45(9):1834-1847. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1080/03 075079.2019.1585420
22. Grek S. International Organisations and the Shared Construction of Policy 'Problems': Problematization and Change in Education Governance in Europe. European Education Research Journal. 2010; 9(3):396-406. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.2304/eerj.2010.9.3.396
23. Spring J. Economization of Education: Human Capital, Global Corporations, Skills-Based Schooling. New York: Routledge; 2015. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.4324/9781315730233
24. Balcar J. Is it Better to Invest in Hard or Soft Skills? The Economic and Labour Relations Review. 2016; 27(4):453-470. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1177/1035304616674613
25. Small L., Shacklock K., Marchant T. Employability: A Contemporary Review for Higher Education Stakeholders. Journal of Vocational Education & Training. 2018; 70(1):148-166. (In Eng.) doi: https://doi.org/ 10.1080/13636820.2017.1394355
26. Tseng H., Yi X., Yeh H. Learning-Related Soft Skills among Online Business Students in Higher Education: Grade Level and Managerial Role Differences in Self-Regulation, Motivation, and Social Skill. Computers in Human Behaviour. 2019; 95:179-186. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/jxhb.2018.11.035
27. Kuzminov Y., Sorokin P., Froumin I. Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice. Foresight and STI Governance. 2019; 13(2):19-41. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41
28. Finch D.J., Hamilton L.K., Baldwin R., Zehner M. An Exploratory Study of Factors Affecting Undergraduate Employability. Education and Training. 2013; 55(7):681-704. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1108/ ET-07-2012-0077
29. Raitskaya L., Tikhonova E. Skills and Competencies in Higher Education and Beyond. Journal of Language and Education. 2019; 5(4):4-8. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.17323/jle.2019.10186
30. Williams P. Does Competency-Based Education with Blockchain Signal a New Mission for Universities? Journal of Higher Education Policy and Management. 2019; 41(1):104-117. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.10 80/1360080X.2018.1520491
31. Raitskaya L., Tikhonova E. Education for Sustainable Development: Glocal Implications for Universities. Journal of Language and Education. 2021; 7(1):4-13. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.17323/ jle.2021.12215
32. Crossman J.E., Clarke M. International Experience and Graduate Employability: Stakeholder Perceptions on the Connection. High Education. 2010; 59:599-613. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1007/s10734-009-9268-z
33. Tran T.T. Limitation on the Development of Skills in Higher Education in Vietnam. High Education. 2013; 65:631-644. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1007/s10734-012-9567-7
34. Abdul Karim A.M., Abdullah N., Abdul Rahman A.M., Noah S.M., Wan Jaafar W.M., Othman J., et al. A Nationwide Comparative Study between Private and Public University Students' Soft Skills. Asia Pacific Education Review. 2012; 13:541-548. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1007/sl2564-012-9205-l
35. Nikitina L., Furuoka F. Sharp Focus on Soft Skills: A Case Study of Malaysian University Students' Educational Expectations. Educational Research for Policy and Practice. 2012; 11:207-224.(In Eng.) doi: https://doi. org/10.1007/s10671-011-9119-4
36. Nilsson S. Enhancing Individual Employability: The Perspective of Engineering Graduates. Education and Training. 2010; 52(6/7):540-551. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1108/00400911011068487
37. van de Werfhorst H.G. Changing Societies and Four Tasks of Schooling: Challenges for Strongly Differentiated Educational Systems. International Review of Education. 2014; 60:123-144. (In Eng.) doi: https://doi. org/10.1007/s11159-014-9410-8
38. Gadola M., Chindamo D. Experiential Learning in Engineering Education: The Role of Student Design Competitions and a Case Study. International Journal of Mechanical Engineering Education. 2019; 47(1):3-22. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1177/0306419017749580
39. Chassidim H., Almog D., Mark S. Fostering Soft Skills in Project-Oriented Learning within an Agile Atmosphere. European Journal ofEngineeringEducation. 2018; 43(4):638-650. (In Eng.) doi: https://doi.org/10. 1080/03043797.2017.1401595
40. Gustin T.S., Kott K., Rutledge C. Telehealth Etiquette Training: A Guideline for Preparing Interprofessional Teams for Successful Encounters. Nurse Education. 2020; 45(2):88-92. (In Eng.) doi: https://doi. org/10.1097/NNE.0000000000000680
41. Knobbs C.G., Grayson D.J. An Approach to Developing Independent Learning and Non-Technical Skills Amongst Final Year Mining Engineering Students. European Journal of Engineering Education. 2012; 37(3):307-320. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1080/03043797.2012.684673
42. Bajada C., Trayler R. Interdisciplinary Business Education: Curriculum Through Collaboration. Education and Training. 2013; 55(4/5):385-402. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1108/00400911311326027
43. Rebele J.E., St. Pierre E.K. A Commentary on Learning Objectives for Accounting Education Programs: The Importance of Soft Skills and Technical Knowledge. Journal of Accounting Education. 2019; 48:71-79. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/jjaccedu.2019.07.002
44. Achcaoucaou F., Guitart-Tarres L., Miravitlles-Matamoros P., Nunez-Carballosa A., Bernardo M., Bik-falvi A. Competence Assessment in Higher Education: A Dynamic Approach. Human Factors and Ergonomics in Manufacturing. 2014; 24(4):454-467. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1002/hfm.20394
45. Hurrell S.A. Rethinking the Soft Skills Deficit Blame Game: Employers, Skills Withdrawal and the Reporting of Soft Skills Gaps. Human Relations. 2016; 69(3):605-628. (In Eng.) doi: https://doi. org/10.1177/0018726715591636
46. Omar N.H., Manaf A.A., Mohd R.H., Kassim A.C., Aziz K.A. Graduates' Employability Skills Based on Current Job Demand Through Electronic Advertisement. Asian Social Science. 2012; 8(9):103-110. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.5539/ass.v8n9p103
47. Baytiyeh H. Disparity between College Preparation and Career Demands for Graduating Engineers. International Journal ofEngineering Education. 2012; 28(5):1221-1231. (In Eng.)
48. Okolie U.C., Nwosu H.E., Mlanga S. Graduate Employability: How the Higher Education Institutions Can Meet the Demand of the Labour Market. Higher Education, Skills and Work-Based Learning. 2019; 9(4):620-636. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1108/HESWBL-09-2018-0089
49. Friberg J.H. The Making of Immigrant Niches in an Affluent Welfare State. International Migration Review. 2019; 53(2):322-345. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1177/0197918318765168
50. Pham T., Saito E., Bao D., Chowdhury R. Employability of International Students: Strategies to Enhance Their Experience on Work-Integrated Learning (WIL) Programs. Journal of Teaching and Learning for Graduate Employability. 2018; 9(1):62-83. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.21153/jtlge2018vol9no1art693
51. Munro E. Building Soft Skills in the Creative Economy: Creative Intermediaries, Business Support and the "Soft Skills Gap". Poetics. 2017; 64:14-25. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/j.poetic.2017.07.002
52. Rekha K.N., Ganesh M.P. Do Mentors Learn by Mentoring Others? International Journal of Mentoring and Coaching in Education. 2012; 1(3):205-217. (In Eng.) doi: https://doi. org/10.1108/20466851211279466
53. Stehlik T. Mind the Gap: School Leaver Aspirations and Delayed Pathways to Further and Higher Education. Journal of Education and Work. 2010; 23(4):363-376. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1080/1363 9080.2010.492392
54. Kotagal M., Quiroga E., Ruffatto B.J., Adedipe A.A., Backlund B.H., Nathan R., et al. Impact of Point-of-Care Ultrasound Training on Surgical Residents' Confidence. Journal of Surgical Education. 2015; 72(4):e82-e87. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/jjsurg.2015.01.021
55. Aho J.M., Thiels C.A., Aljamal Y.N., Ruparel R.K., Rowse P.G., Heller S.F., et al. Every Surgical Resident Should Know How to Perform a Cricothyrotomy: An Inexpensive Cricothyrotomy Task Trainer for Teaching and Assessing Surgical Trainees. Journal of Surgical Education. 2015; 72(4):658-661. (In Eng.) doi: https://doi. org/10.1016/j.jsurg.2014.12.012
56. Deptula P., Chun M.B.J. A Literature Review of Professionalism in Surgical Education: Suggested Components for Development of a Curriculum. Journal of Surgical Education. 2013; 70(3):408-422. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/j.jsurg.2012.11.007
57. Federer L. Defining data librarianship: A Survey of Competencies, Skills, and Training. Journal of the Medical Library Association. 2018; 106(3):294-303. (In Eng.) doi: https://dx.doi.org/10.5195/jmla.2018.306
Поступила 23.07.2021; одобрена после рецензирования 01.09.2021; принята к публикации 09.09.2021.
Submitted 23.07.2021; approved after reviewing 01.09.2021; accepted for publication 09.09.2021.
Об авторе:
Румянцева Олеся Владимировна, старший преподаватель кафедры русского языка секции русского языка для иностранных учащихся МГИМО МИД России (119454, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9483-7052, [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
About the author:
Olesia V. Rumiantseva, Seniour Lecturer of the Chair of the Russian Language, Division of the Russian Language for Foreign Students, MGIMO University (76 Vernadsky Avenue, Moscow 119454, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9483-7052, [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.