АКМЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
DEVELOPMENT ACMEOLOGY
УДК 159.9.37.015.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Вахтель Лариса Викторовна, доктор психологических наук, профессор кафедры практической психологии Воронежского государственного педагогического университета; пл. Ленина, 86, Воронеж, Россия, 394043; e-mail: [email protected]
Анисимова Татьяна Ивановна, аспирант Воронежского государственного педагогического университета; пл. Ленина, 86, Воронеж, Россия, 394043; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются жизненные стратегии личности студентов. В теоретической части статьи определено понятие «жизненной стратегии», эта категория представлена с позиций разных авторов. Показана позиция выбора жизненной стратегии в период студенчества. Приведены подходы к изучению жизненных стратегий личности с позиции социологической науки. Объясняется интерес к исследованию жизненных стратегий личности в период профессионального обучения. Сравнительный анализ жизненных стратегий проведён на выборке студентов Воронежского государственного педагогического университета. Приводится сравнительный анализ выбора ценностных ори-ентаций студентов на разных этапах обучения. Сделан вывод об особенностях выбора ценностей жизни студентов на разных этапах обучения. Выявлены особенности смысложизненных ориента-ций студентов разных курсов, которые указывают на то, что студенты старшего курса в большей степени уверены в себе и более осмысленно подходят к свободе выбора собственного жизненного пути, чем студенты младшего курса. Ключевые слова: жизненные стратегии личности, жизненный путь личности, смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, ценности жизни.
ВВЕДЕНИЕ
Жизненные стратегии личности — многоаспектное явление, психологическое исследование которого сохраняет свою актуальность. Широкий диапазон изучения жизненной стратегии личности затрагивает практически все сферы жизни человека и отражает его ценностные ориентации, выбор пути, осмысление своего места в жизни. Для большинства людей формирование жизненных стратегий требует глубокого философского осмысления целостного жизненного пути и вместе с тем понимания отдельных проблем человеческого бытия.
Понятия жизненной стратегии и жизненного пути рассмотрены отечественными психологами К. А. Абуль-хановой-Славской, Б. Г. Ананьевым, М. О. Мдивани, С. Л. Рубинштейном и др. В зарубежной психологии этой проблемой занимались А. Адлер, Д.Б. Бромлей, Ш. Бюл-лер, К. Хорни и др Наибольшее развитие идеи жизненной стратегии личности получили в трудах К. А. Абуль-хановой-Славской, определившей стратегию жизни как интегральную характеристику жизни, как стратегию поиска, обоснования и реализации своей личности в жизни путём соотнесения жизненных требований с личностной активностью, её ценностями и способом самоутверждения [2].
О. С. Васильева и Е. А. Демченко понимают жизненную стратегию как искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла [3]. М.О. Мдивани и П.Б. Кодесс рассматривают жизненную стратегию как структуру жизненных целей, развёрнутую во временной перспективе психологического будущего [11].
В социологической науке жизненные стратегии личности определяются как социально обусловленная система ориентирования человека на долговременную перспективу, включающая потребности, притязания, цели, ценности и ресурсы, которыеразвиваются и определяют характер жизненной активности человека. Основные характеристики жизненных стратегий молодых людей следующие: принятие ответственности за свою жизнь, осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей [1; 6; 12].
В. Г. Мордкович связывает формирование жизненных стратегий с проявлением социальной активности молодёжи, Ю. А. Зубок и В. Т. Лисовский — с построением её жизненных планов, Ю.Р. Вишневский — с формированием идеалов, ценностных ориентаций и интересов различных молодёжных групп. Для В.Н. Шубкина исследование жизненных стратегий молодёжи предполагает, прежде всего, выявление структуры её профессиональных ориентаций [5; 7].
Изучение жизненных стратегий молодёжи даёт возможность выявить степень её адаптации к новым социальным условиям и её инновационный потенциал, что во многом определяет состояние общества [8; 15].
Поскольку жизненные ориентации начинают активно складываться во время студенчества, определённый интерес представляет исследование жизненных стратегий молодёжи на этапе профессионального обучения. Вступив на порог взрослой жизни, студенты уже на первых курсах обучения в вузе продумывают возможные варианты жизненного пути, профессиональной карьеры, формируют свои жизненные планы, создавая для себя набор альтернатив, которые позднее будут приниматься во внимание. Таким образом, выбор жизненных стратегий динамически характеризуют изменения жизненных представлений студентов в период их профессионального становления [10; 14].
В данной статье мы представляем некоторые результаты исследования жизненных стратегий студентов на разных этапах обучения в вузе. Динамика изменений выбора жизненных стратегий прослежена на примере студентов II и IV курсов.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве контингента исследования выступили студенты II и IV курсов заочного отделения психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета. В исследовании приняло участие 100 студентов, из них 50 студентов II курса и 50 студентов IV курса.
Жизненные стратегии личности студентов исследовались с помощью следующих методик: тест смыс-ложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [9]; опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина [14]; методика исследования жизненных стратегий личности (М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс) [11].
Обработка эмпирических данных проводилась методами количественного и качественного, в том числе статистического анализа. Качественный анализ результатов заключался в дифференциации полученного эмпирического материала по группам и предполагал их
психологическую интерпретацию. Различия жизненных стратегий студентов II и IV курсов определялись с помощью и-критерия Манна-Уитни.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Анализ результатов исследования начнём с рассмотрения данных, полученных на основании теста смыс-ложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. В ходе исследования установлено, что для большинства студентов II курса характерен средний балл по трём смысложизнен-ным ориентациям и по двум аспектам локуса контроля, а именно: цели в жизни выражены на среднем уровне у 44,0% испытуемых. Относительно процесса жизни средний балл выявлен у 48,0%. Эти испытуемые отмечают, что жизнь представляется им вполне осмысленной, что они нашли своё призвание в жизни и осуществили многое из того, что было запланировано.
Средний балл по шкале «результат жизни» показали 40,0% испытуемых. В отношении двух аспектов локуса контроля получены результаты, свидетельствующие о том, что 44,0% испытуемых-бакалавров набрали средний балл по шкале «локус контроль-Я» и 44,0% испытуемых — по шкале «локус контроль-жизнь». Они склонны считать себя сильными личностями, способными нести ответственность за свою жизнь, полными энергии, уверенными, что они сами управляют ею.
У большинства студентов IV курса также получен средний балл по трём смысложизненным ориентациям и по локусу контроля-Я, а именно: цели в жизни выражены на среднем уровне у 40,0% испытуемых. Относительно процесса жизни средний балл выявлен у 48,0% испытуемых. Средний балл по шкале «результат жизни» установлен у 44,0% испытуемых, которые считают, что их жизнь наполнена интересными делами.
В отношении двух аспектов локуса контроля получены результаты, свидетельствующие о том, что 40,0% испытуемых набрали средний балл по шкале «локус кон-троль-Я». В отношении «локус контроль-жизнь» установлено, что у 44,0% испытуемых по данной шкале выявлен высокий уровень. Эти испытуемые склонны считать себя сильными личностями, способными нести ответственность за свою жизнь, полными энергии, полагающими, что они сами управляют жизнью.
Итак, у большинства студентов II и IV курсов смыс-ложизненные ориентации выражены на среднем уровне, для них характерно наличие ясных жизненных целей и намерений. Такие студенты отмечают, что жизнь представляется им вполне осмысленной, что они нашли своё призвание в жизни, осуществили многое из того, что было запланировано, что их жизнь наполнена интересными делами, которые приносят им удовольствие и удовлетворение. Они полагают, что имеют возможность осуществить свой жизненный выбор по своему усмотрению и сами способны управлять своей жизнью.
Для проверки предположения о существовании различий в уровне выраженности смысложизненных ори-ентаций у студентов II и IV курсов использован и-крите-рий Манна-Уитни. Математико-статистический анализ показал отсутствие различий между студентами II и IV курсов по таким показателям смысложизненных ориен-
таций, как цель (иЭмп = 1231,5; р > 0,05); процесс (иЭмп = 1296,0; р > 0,05); результат (иЭмп = 1319,5; р > 0,05); локус контроль-Я (иЭмп = 1463,0; р > 0,05). Математи-ко-статистический анализ также показал отсутствие различий в общем показателе смысложизненных ориентаций между студентами II и IV курсов (иЭмп = 1274,0; р > 0,05). Значимые различия установлены только в отношении локус контроля-жизнь (ЦЭмп = 1002,4; р < 0,05).
Таким образом, полученные показатели свидетельствуют о том, что между студентами II и IV курсов не установлено значимых различий по таким показателям, как цель, процесс, результат жизни и локус контроль-Я, что говорит о равнозначном проявлении целеустремлённости, получении удовольствия от процесса и результата жизни студентов обоих курсов. Отсутствие различий можно объяснить незначительным разрывом в возрасте студентов. Одновременно с этим установлено, что студенты IV курса в большей степени уверены в себе и достоверно более осмысленно подходят к свободе выбора собственного жизненного пути.
Далее перейдём к рассмотрению результатов исследования терминальных ценностей, полученных с помощью опросника терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина. В ходе исследования установлено, что у большинства студентов II курса (50,0%) такая ценность, как собственный престиж, имеет средний уровень выраженности. В свою очередь у большинства студентов IV курса (40,0%) эта ценность имеет высокий уровень.
В отношении такой ценности, как высокое материальное положение, можно сказать, что для большинства студентов II курса (42,0%) характерен средний уровень выраженности данного показателя. В отношении студентов IV курса установлено, что для большинства (50,0%) из них присущ высокий уровень выраженности данной ценности.
Креативность у значительного числа студентов II курса (38,0%) выражена на высоком уровне. В то же время средний уровень креативности присущ большинству студентов II курса — 40,0%. У студентов IV курса креативность в практически равной степени проявляется как на низком, так и на высоком уровне — 34,0% и 30,0% соответственно.
Высокий уровень выраженности такой ценности, как активные социальные контакты, характерен для 30,0% студентов II курса и для 30,0% студентов IV курса. Для таких испытуемых, как правило, очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они убеждены, что самое ценное в жизни — это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
В отношении такой терминальной1 ценности, как развитие себя, установлено, что для 44,0% студентов II курса характерен её высокий, а для 30,0% средний уровень выраженности. Для 22,0% испытуемых характерен низкий уровень. Также установлено, что 50,0% студентов IV курса свойствен средний уровень, низкий — 30,0%, высокий уровень выявлен у 20,0% испытуемых.
1 Терминальные ценности, в отличие от инструментальных, нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями. Терминальные ценности — практически то же самое, что ценности-цели или жизненные ценности.
В отношении ценности достижений установлено, что для 26,0% студентов II курса характерен высокий уровень, для 46,0% — средний, а для 28,0% — низкий уровень выраженности данной ценности. Одновременно с этим установлено, что 50,0% студентов IV курса присущ высокий уровень, 30,0% — средний и 20,0% — низкий уровень выраженности данной ценности. Полученные результаты могут свидетельствовать о стремлении испытуемых к постижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни.
В отношении духовного удовлетворения установлено, что у 34,0% студентов II курса установлен высокий, а у 24,0% испытуемых — низкий уровень. Наибольшему числу испытуемых (42,0%) присущ средний уровень выраженности данной ценности. Для большинства студентов IV курса (40,0%) характерен средний уровень выраженности такой ценности, как духовное удовлетворение. Данная ценность отражает стремление испытуемых к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни. Возможно, такие студенты считают, что главное — это делать то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение.
Сохранение собственной индивидуальности у 46,0% студентов II курса имеет высокий уровень выраженности. В свою очередь установлено, что 40,0% студентов IV курса свойствен средний уровень. Полученные показатели говорят о стремлении испытуемых к независимости от других людей.
Проанализировав полученные результаты, можно отметить, что такие терминальные ценности, как собственный престиж, высокое материальное положение, активные социальные контакты и достижения, у большинства студентов II курса выражены на среднем уровне. Установлено, что такие ценности, как креативность, развитие себя и сохранение собственной индивидуальности, выражены у данных студентов на высоком уровне. В отношении студентов IV курса установлено, что такие ценности, как собственный престиж, высокое материальное положение и достижения, имеют высокий уровень выраженности. Такие ценности, как креативность, активные социальные контакты, развитие себя и сохранение собственной индивидуальности, выражены у большинства студентов IV курса на среднем уровне.
Рассмотрим жизненные стратегии личности, исследованные с помощью методики жизненных стратегий личности М.О. Мдивани, П.Б. Кодесса. Цель такого анализа заключалась в установлении субъективной важности жизненных целей для студентов на сегодняшний день, через два года, пять и десять лет.
Студентам старшего курса важно иметь хорошую семью, верных друзей и найти настоящую любовь — это признаётся важным и через два года, и через пять и десять лет. Представления об образовании, профессиональной реализации и саморазвитии у студентов IV курса хорошо структурированы и имеют достаточно высокую значимость в настоящее время, а также через два года, пять и десять лет. Можно сказать, что эти студенты стремятся найти настоящую любовь, создать хорошую семью и сохранить её на протяжении всей жизни, одновременно с этим получить хорошее образование и реализоваться в профессии. Цели, связанные с материальным достатком,
внешним успехом, а также цели личностного развития и самоактуализации не являются для них значимыми, что остаётся неизменным на протяжении всего времени.
Анализ жизненного пути студентов II курса показал, что значимыми выступают такие цели, как обрести призвание в жизни, получить хорошее образование, иметь интересный круг общения, развиваться как личность, заботиться о своём здоровье и иметь хорошую семью. Важность данных ценностей остаётся почти неизменной на протяжении всех временных периодов и находит своё выражение в таких факторах, как эмпатийное общение и профессиональная самореализация, которые, сменяя друг друга, остаются важными на протяжении разных временных периодов. Иными словами, наряду с получением образования и овладением профессией молодые люди стремятся найти свою любовь и создать хорошую семью. Личностная самореализация начинает приобретать значение лишь по достижении данных жизненных целей.
Итак, у студентов II курса преобладают такие ценности, как креативность, развитие себя и сохранение собственной индивидуальности, а престиж, материальное положение и достижения отступают на второй план. В то же время у студентов IV курса доминируют такие ценности, как собственный престиж, высокое материальное положение и достижения, а креативность, развитие себя и сохранение собственной индивидуальности для них менее значимы. Полученные различия можно объяснить изменением жизненной позиции студентов IV курса, которые находятся на этапе окончания обучения и вхождения в трудовую деятельность, поэтому студенты в большей степени ориентированы на получение престижной работы, приносящей материальный доход.
Показатели изучения смысложизненных ориен-таций студентов говорят о том, что студенты на разных этапах обучения имеют ясные и осознанные цели в жизни, умеют их ставить и достигать. Однако студенты на начальном этапе обучения (II курс) в большей степени склоняются к тому, что достижение целей зависит от обстоятельств, в то время как студенты завершающего этапа обучения (IV курс) берут ответственность за свою жизнь на себя, считая, что они сами управляют своей жизнью и тем, что в ней происходит.
ВЫВОДЫ
1. Исследование смысложизненных ориентаций показало, что большинство студентов на разных этапах обучения имеют осмысленные жизненные цели, реалистично воспринимают жизненные события, осознавая, что изменения в жизни происходят не только благодаря их активности, но и направляются внешними обстоятельствами, о чём свидетельствует преобладание средних показателей по всем шкалам смысложизненных ориентаций. Студенты IV курса больше склоняются к тому, что их жизнь зависит от их действий и решений, а студенты II курса считают, что в их жизни многое решают обстоятельства.
2. Рассмотрение терминальных ценностей показало, что у студентов на начальном этапе обучения преобладают ценности креативности, развития себя и сохранения собственной индивидуальности, а престиж, материальное
положение и достижения отступают на второй план. У студентов завершающего этапа обучения доминируют такие ценности, как собственный престиж, высокое материальное положение и достижения, а креативность, развитие себя и сохранение собственной индивидуальности для них менее значимые ценности.
3. Изучение жизненных стратегий показало, что студенты IV курса стремятся найти настоящую любовь, создать хорошую семью и сохранить её на протяжении всей жизни, одновременно с этим получить хорошее образование и реализоваться в профессии. Для студентов II курса значимы такие факторы, как эмпатийное общение и профессиональная самореализация.
ССЫЛКИ
[1]. Акулич М.М. Жизненные стратегии современной молодёжи / М. М. Акулич, В. В. Пить // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2011. № 8. С. 34-43.
[2]. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. 289 с.
[3]. Васильева О. С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Психологические проблемы самореализации. Вып. 4. / Под. ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылёвой. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 74-75.
[4]. Гагарин А. В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеоло-гия. 2013. № 3. С. 54-59.
[5]. ГовердовскийЛ.А. Объём понятия «Жизненная стратегия личности» / Л.А. Говердовский // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2011. № 1. С. 77-81.
[6]. Деркач А.А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. 2014. № 1. С. 6-16.
[7]. ЗубокЮ.А. Становление и развитие отечественной социологии молодёжи / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 108-117.
[8]. Карельский А. А. Ценностные ориентации как основа формирования жизненной стратегии современного студента / А.А. Карельский // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. № 1. С. 132-136.
[9]. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2006. 22 с.
[10]. Лисина Е.А. Формирование жизненных стратегий студентов в период обучения в вузе / Е. А. Лисина // Проблемы развития высшего образования в Российской Федерации на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. Рязань, 2014. С. 53-56.
[11]. Мдивани М. О. Методика исследования жизненных стратегий личности / М. О. Мдивани, П. Б. Кодесс // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 146-150.
[12]. МироноваГ.В. Сущность и содержание развития личности в период ранней юности (15-20 лет) // Акмеология. 2014. № 1. С. 51-56.
[13]. Селезнёва Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодёжи // Акмеология. 2013. № 3. С. 28-34.
[14]. Тихомиров А. В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования.
Вып.2, часть 1 / Опросник терминальных ценностей И.Г. Се-нина (ОТеЦ). Екатеринбург: Персонал-profi, 2001. С. 41-46.
[15]. Трифонова А. В. Развитие понятийных способностей в старшем студенческом и юношеском возрастах // Акмеология. 2015. № 2. С. 144-149.
RESEARCH OF STUDENTS' PERSONALITY LIFE STRATEGY AT DIFFERENT EDUCATION STAGES
Larisa V. Vakhtel, PhD (Ps.), Professor, Chair of Practical Psychology, Voronezh State Pedagogical University (VGPU); 86, Lenin Square, Voronezh, 394043, Russia; e-mail: [email protected] Tatyana I. Anisimova, Post-graduate Student, Voronezh State Pedagogical University (VGPU); 86, Lenin Square, Voronezh, 394043, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article deals with life strategies of students' personality. In the theoretical part of the article the concept of «life strategies» is defined, interpretation of this category is illustrated by different authors. The choice of life strategy during studentship is explained. Approaches to the study of personality life strategy from the perspective of the social science are presented. The interest to the study of personality life strategies during vocational education is explained. Comparative analysis of life strategies is carried out on a sample of students of the Voronezh State Pedagogical University. Comparative analysis of students' choice of value orientations at different education stages is considered. A brief conclusion is given about the features of life values selection of different-year students. Peculiarities of life orientations at different stages of learning are determined. They reflect the fact that senior students are more self-confident and more conscious in choosing their way of living than junior students.
Key words: personality life strategies, individual way of life, life-purpose orientations, value systems, life values.
REFERENCES
[1]. Akulich M.M. Zhiznennye strategii sovremennoj molodezhi [Life strategies of modern youth]. M. M. Akulich, V. V. Pit. Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-jekonomicheskie i pravovye issledovanija [Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal research]. 2011, no. 8, pp. 34-43.
[2]. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategija zhizni [Life strategy] / K.A. Abul'hanova-Slavskaya. Moskva: Mysl [Moscow: Thought], 1991. 289 s.
[3]. VasilyevaO.S., Demchenko E.A. Izuchenie osnovnyh harakteristik zhiznennoj strategii cheloveka [Study of the main characteristics of human life strategy] // Psihologicheskie prob-lemy samorealizacii [Psychological problems of self-realization]. Vol. 4. Under. ed. E.F. Rybalko, L.A. Korostyleva. Spb. Univ of St. Petersburg. University Press, 2000, pp. 74-75.
[4]. Gagarin A. V. Obrazovatel'naja refleksija v profession-al'noj podgotovke bakalavrov psihologii [Educational Reflection in training bachelors of psychology]. Akmeologia [Akmeology]. 2013, no 3, pp. 54-59.
[5]. Goverdovskiy L.A. Ob#em ponjatija «Zhiznennaja strategija lichnosti» [The volume of the concept of «Life Strategy personality»]. L.A. Goverdovskiy. Vestnik Majkopskogo gosu-darstvennogo tehnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Maikop State Technological University]. 2011, no 1, pp. 77-81.
[6]. Derkach A. A. Metodologicheskie i prikladnye prob-lemy obuchenija studentov-psihologov [Methodological and applied problems of learning of psychology students]. Akmeologia [Akmeology]. 2014, no 1, pp. 6-16.
[7]. Zubok Y.A. Stanovlenie i razvitie otechestvennoj soci-ologii molodezhi [Formation and development of the sociology of youth]. Y.A. Clove, V.I. Chuprov. Sociologicheskie issledovanija [Sociological researches]. 2008, no 7, pp. 108-117.
[8]. Karelian A.A. Cennostnye orientacii kak osnova formirovanija zhiznennoj strategii sovremennogo studenta [Value orientation as a basis of modern student life strategy] / A.A. Karelian. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of the Stavropol State University]. 2008, no 1, pp. 132-136.
[9]. Leontiev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacij (SZhO) [Life orientations test]. D.A. Leontiev. Moskva: Mysl [Moscow: Thought]. 2006. 22 s.
[10]. Lisina E.A. Formirovanie zhiznennyh strategij stu-detov v period obuchenija v vuze [Forming life strategies are the students during their studies at the university] / E.A. Lisina. Problemy razvitija vysshego obrazovanija v Rossijskoj Feder-acii na sovremennom jetapematerialy Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. [Problems of development of higher education in the Russian Federation at the present stage of the proceedings of the International scientific and practical conference]. Rjazan' [Ryazan], 2014, pp. 53-56.
[11]. MdivaniM.O. Metodika issledovanija zhiznennyh strategij lichnosti [Methods of study of personality life strategies]. M.O. Mdivani, P.B. Kodess. Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 2006, no 4, pp. 146-150.
[12]. Mironova G. Sushhnost' i soderzhanie razvitija lichnosti v period rannej junosti (15-20 let) [The essence and content of the personality in the period of early adolescence (15-20 years)]. Akmeologia [Akmeology]. 2014, no 1, pp. 51-56.
[13]. Selezneva E. V. Samorealizacija i osobennosti moti-vacii studencheskoj molodezhi [Self-realization and especially the motivation of students]. Akmeologia [Akmeology]. 2013, no 3, pp. 28-34.
[14]. Tikhomirov A. V. Metod differenciacii professional'nyh vyborov v praktike profkonsul'tirovanija [Method of differentiation of professional practice selections]. Vol. 2, part 1. Oprosnik terminal'nyh cennostej I.G. Senina (OTeC). [Questionnaire terminal values I.G. Senin (father)]. Yekaterinburg: Staff-profi, 2001. S. 41-46.
[15]. TrifonovaA. V. Razvitie ponjatijnyh sposobnostej v starshem studencheskom i junosheskom vozrastah [Development of the conceptual abilities of the senior and youth]. Akmeologia [Akmeology]. 2015, no 2, pp. 144-149.