ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 159.9:331.101.3
ИССЛЕДОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
I Абдурасулов Тимур Давранович, аспирант, [email protected],
I Институт мировых цивилизаций, г. Москва
The article describes the data obtained from a study of substantial characteristics of self-concept of students of psychology. A connection between degree of these features with a professional self-identification of future specialists-psychologists, which is in the long run one of the conditions for effective professional work.
Приводятся данные, полученные в результате исследования содержательных характеристик Я-концепции студентов-психологов. Обнаружена связь степени выраженности этих характеристик с профессиональным самоопределением будущих специалистов-психологов.
Keywords: self-concept, substantial characteristics of the self-image, a professional self-identification
Ключевые слова: Я-концепция, содержательные характеристики образа «Я», профессиональное самоопределение
Повышенное внимание к подготовке психологических кадров обусловлено насущными потребностями современного общества, нуждающегося в психологической помощи. Качество оказываемой психологической помощи населению тесно связано с профессиональным самоопределением личности студентов и ее Я-концепцией. Одним из самых важных периодов профессионального самоопределения как непрерывного процесса профессионализации является выбор профессии и обучение в вузе [10]. Поэтому важной задачей на данном этапе профессиональной подготовки является выявление содержательных характеристик Я-концепции личности будущих специалистов.
В системе подготовки психологов еще недостаточно учитываются объективно существующие личностные характеристики, влияющие на профессиональный выбор и на качество подготовки к социально-ориентированной профессиональной деятельности. Специалисты отмечают, что «именно здесь личностные характеристики являются условием и результатом профессионального психологического образования» [6. С. 17]. Это определяет актуальность темы нашего исследования.
Общий обзор литературных источников свидетельствует о том, что как научное понятие Я-концепция не сразу вошло в научный обиход, хотя ее содержание являлось предметом исследования многих ученых: Р. Бернса, У. Джемса, А.А. Деркач, А.В. Иващенко, И.С. Кона, А. Маслоу, К. Роджерса, Т. Шибу-тани и др. [3, 4, 5, 8, 12, 14, 18].
Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований позволил установить, что основные положения, связанные с трактовкой Я-концепции, ее определением и выделением основных содержательных характеристик у тех и других ученых в целом совпадают и дополняют друг друга. В современных научных исследованиях Я-концепция рассматривается как неповторимая «совокупность самовосприятия, самооценки и самопонимания индивида. Иначе говоря, это то, каким данный человек видит себя, как он оценивает себя и как истолковывает свои действия» [16. С. 511-512].
Многочисленные исследования Я-кон-цепции позволили расставить некоторые общие акценты в анализе данного феномена. Выявлена ее интегративная характеристика, включающая когнитивный, аффективный,
5
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
поведенческий компоненты [3]. В качестве характеристики Я-концепции признается системность, что указывает на ее многокомпо-нентность: «Когда исследуемое явление рассматривается как некоторая система (качественная единица), то главная задача здесь состоит в том, чтобы выявить «составляющие» этого явления и способ их организации», отмечал Б.Ф. Ломов [11. С. 92]. Составляющие Я-концепции дифференцируются либо по сфере проявлений человека («социальное Я», «духовное Я», «физическое Я», «интимное Я», «публичное Я», «моральное Я», «семейное Я» и т. д.), либо как реальность или идеал («реальное Я», «идеальное Я»), либо по временному показателю («Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем), либо по какому-то другому признаку.
В последние годы был проведен ряд интересных исследований, заслуживающих внимания. Так, Я-концепция стала предметом исследования И.В. Барышниковой, где проанализированы взгляды отечественных психологов на понятие «Я», рассмотрены основные направления изучения Я-концепции, определены подходы к сущностным признакам и структурным компонентам Я-концепции [2]. Особенности Я-концепции в связи с профессиональным самоопределением на начальных этапах обучения профессии изучались Л.В. Рыкман [15]. В результате исследования было установлено значение Я-концепции в целом как фактора, оказывающего влияние на профессиональное самоопределение студентов лицея. Профессиональная составляющая Я-концепции как часть содержания общей Я-концепции личности на начальных этапах становления психологов стала предметом исследования Е.В. Прокопьевой [13].
Вместе с тем, специальных работ, посвященных выявлению содержательных характеристик общей Я-концепции личности и влияния ее на профессиональное самоопределение будущих психологов в момент выбора профессии и начала профессионального обучения, на наш взгляд, явно недостаточно.
Целью нашего исследования являлось выяснение особенностей системной (общей) Я-концепции абитуриентов-психологов на этапе выбора профессии и выявление ее влияния на профессиональное самоопределение будущих специалистов.
Экспериментальную базу составили абитуриенты, поступающие на психологические
факультеты, и студенты факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, психолого-педагогического факультета Московского государственного областного гуманитарного института (г. Орехово-Зуево), Института психологии им. Л.С. Выготского, Российского государственного гуманитарного университета, отделения психологии Российского государственного университета туризма и сервиса и отделения психологии Московского психолого-социального института (филиал в г. Люберцы). В исследовании, кроме абитуриентов, приняли участие студенты третьего и пятого курсов дневного отделения. Всего было охвачено 240 человек.
Предметом исследования выступил характер влияния Я-концепции личности на профессиональное самоопределение будущего психолога.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что Я-концепция личности будущего психолога влияет на его профессиональное самоопределение.
Методическим обеспечением нашего исследования стали следующие методики: содержательная сторона когнитивного компонента Я-концепции была исследована с помощью методики М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?», методики «Полярные профили» (ПП) и методики Т. Лири. Оценочная составляющая Я-концепции изучалась с помощью методики исследования самооценки Т.В. Дембо-Ру-бинштейн и процедуры ранжирования в модификации С.А. Будасси. Поведенческий компонент Я-концепции был изучен с помощью теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО), опросника социально-психологической адаптированности А.К. Осницкого (СПА).
При организации исследования мы исходили из предположения, что его результаты позволят нам выявить содержательные характеристики основных структурных компонентов Я-концепции и в дальнейшем определить их влияние на профессиональное самоопределение абитуриентов и студентов-психологов. Нами учитывался тот факт, что полученные в ходе исследования результаты могут отражать субъективные представления человека о самом себе. Именно эти представления характеризуют Я-концепцию человека, поскольку позволяют понять и оценить представления челове-
6 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 2
Исследование Я-концепции и ее влияния на профессиональное самоопределение...
ка о своем «Я», которое по своей сути является субъективной реальностью.
Целью нашего исследования на первом этапе было выявление особенностей «образа Я», характерных для молодых людей, выбравших профессию психолога, а также студентов-психологов третьего и пятого курсов. Мы использовали методику М. Куна и Т. Макпарт-ленда «Кто Я?», разработанную в 1954 году и широко применяемую в исследованиях подобного рода [9].
Анализируя результаты, мы, как и следовало ожидать, получили большое разнообразие характеристик когнитивной составляющей Я-концепции испытуемых. В ходе анализа в качестве основных личностных сфер нами были выделены физическое «Я», семейное «Я», социальное «Я», профессиональное «Я», психологическое «Я», нравственное «Я» и материальное «Я». Сравнительный анализ результатов представлен в табл. 1.
Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее употребляемыми характеристиками явились качества, характеризующие психологическое «Я» и социальное «Я» испытуемых. Меньший процент характеристик пришелся на профессиональное «Я», семейное «Я» и физическое «Я». Наименее значимыми оказались характеристики нравственного «Я» и материального «Я». В самоописаниях абитуриентов материальное «Я» вообще не нашло отражения. О чем свидетельствуют эти данные? На наш взгляд, преобладание характеристик психологического «Я» отражает особенности личности человека, выбравшего профессию психолога. Как правило, это молодые люди, умеющие анализировать свои индивидуально-психологические особенности и качества личности, что является зачастую причиной выбора профессии. По мере обучения в вузе
и получения профессионального образования количество характеристик психологического «Я» увеличивается, хотя и незначительно. Этому способствует процесс получения профессиональных знаний и совершенствование навыка самоанализа в ходе профессионального обучения. В то же время самохарактеристики будущих специалистов становятся более осторожными, что также свидетельствует о более вдумчивом, объективном и профессиональном взгляде на себя и свои личностные особенности. Характеристики-описания социального «Я», наоборот, от курса к курсу уменьшаются, так как будущие специалисты приобретают большую независимость от социального окружения, автономность существования. Можно предположить, что одной из причин такого положения может быть усиливающийся по мере взросления индивидуализм молодых людей, вызванный условиями конкуренции на современном рынке труда и необходимостью рассчитывать только на собственные возможности в профессиональной карьере.
Методика «Полярные профили» позволила наиболее полно изучить содержательные характеристики когнитивной составляющей Я-концепции абитуриентов-психологов через данные оценок выраженности у себя 16 личностных качеств (табл. 2).
Представленные результаты свидетельствуют о том, что абитуриенты представляют себя открытыми и независимыми, с высокими интеллектуальными способностями, эмоционально устойчивыми, имеют склонность к доминированию, сдержанными и рассудительными. Они совестливы (высокая нормативность поведения), смелы и мягки, чувствительны и доверчивы, практичны (объективная оценка реальности), дипломатичны, спокойны и уверены в себе, склонны к новому, незави-
Таблица 1
Результаты применения методики М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?»
Содержательные характеристики «Я» Абитуриенты 3 курс 5 курс
Психологическое «Я» 36% 37% 41%
Социальное «Я» 34 % 28% 20%
Профессиональное «Я» 9% 9% 12 %
Семейное «Я» 8% 8% 11%
Физическое «Я» 7% 12 % 8%
Нравственное «Я» 5% 5% 6%
Материальное «Я» - 1% 2%
7
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
симы от мнения окружающих. Для них характерны стремление действовать исходя из собственных убеждений, самодисциплина и умение контролировать свое поведение.
Методика Т. Лири была использована с целью диагностики тех характеристик образа «Я», которые касаются межличностных отношений, определяющих Я-концепцию личности. Преобладающий тип отношений абитуриентов к другим людям, выявление индивидуального стиля интерперсонального поведения показали соответствие статистической норме.
Косвенная дифференцированная самооценка своих отношений выявила такие типы преобладающего поведения, как тенденция к лидерству (шкала 1) и добросердечие (шкала 7). Едва заметны проявления уступчивости (шкала 5). Чуть больше проявляются уверенность в себе (шкала 2), скептицизм (шкала 4), доверчивость (шкала 6), еще больше требовательности (шкала 3) и отзывчивости (шкала 8)
В целом наблюдаются гармоничные отношения испытуемых с окружающими, а различия в показателях отражают обычные вариации нормы, что отражено в табл. 3.
Для диагностики эмоционально-оценочной составляющей Я-концепции и изучения уровня самооценки у абитуриентов по отдельным характеристикам мы использовали методику изучения самооценки Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан и процедуру ранжирования С.А. Будасси (табл. 4).
Из таблицы видно, что внешность, счастье, уверенность в себе и умственные способности абитуриенты оценивают у себя выше всего. Полученные результаты по шкалам «уверенность в себе» и «умственные способности» говорят о том, что значительная часть абитуриентов уверена в своих силах и способностях. Эти данные подтверждаются результатами исследования по опроснику Т. Лири и методи-
Таблица 2
Результаты изучения Я-концепции абитуриентов-психологов по методике «Полярные профили»
Название шкал Среднее значение Сигма
1 Открытость 8,07 1,18
2 Интеллект 7,66 1,52
3 Эмоциональная устойчивость 6,84 2,33
4 Доминирование 7,24 1,82
5 Импульсивность 5,31 2,44
6 Совестливость 7,24 1,71
7 Смелость 7,12 1,86
8 Мягкость 7,09 2,05
9 Подозрительность 4,52 2,31
10 Непрактичность 5,31 2,39
11 Дипломатичность 5,66 2,29
12 Спокойствие 6,97 2,12
13 Склонность к новому 7,67 2,03
14 Независимость 7,69 2,08
15 Самоконтроль 7,21 2,0
16 Возбужденность 7,01 1,69
Таблица 3
Результаты изучения Я-концепции абитуриентов по методике Т. Лири
Всего абитуриентов 1 2 3 4 5 6 7 8
М 8,65 7,19 6,19 6,25 4,28 5,32 7,68 7,67
а 3,09 2,16 2,60 2,59 2,36 1,84 2,96 3,58
8
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/Ns 2
Исследование Я-концепции и ее влияния на профессиональное самоопределение...
ке «Полярные профили». Результат по шкале «авторитет у сверстников» (65,03 балла) может свидетельствовать о том, что абитуриенты считают, что они пользуются авторитетом у своих сверстников. Значительно ниже оцениваются характер и умение многое делать своими руками. По всем шкалам расхождение между реальным (адекватным) самооцениванием и идеальным «Я» в норме, кроме шкалы «счастье». В целом результаты свидетельствуют об адекватном оценивании своей личности, что говорит о благоприятном развитии.
Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования (модифицированный вариант методики С.А. Будасси) показало, что 39,4% абитуриентов имеют завышенный показатель, остальная часть разделилась на две группы: с адекватным уровнем (36,4%) и заниженным (24,2%). В целом среднее арифметическое значение имеет адекватный показатель 0,54, а квадратическое отклонение — 0,22. Это говорит о том, что результаты варьируются от нормального до завышенного уровня самооценки. Таким образом, можно констатировать благополучное личностное
развитие абитуриентов-психологов, что является хорошей платформой для овладения будущей профессией.
Исследование поведенческой составляющей Я-концепции осуществлялось нами через изучение установок личности, которые нашли отражение в показателях отдельных шкал опросника социально-психологической адап-тированности А.К. Осницкого (СПА) и методики Т. Лири, а также с помощью теста СЖО. После обработки данных исследования по методике СПА мы получили результаты, которые указывают на высокий уровень социально-психологической адаптации абитуриентов (табл. 5). Самое низкое значение по шкале «стремление к доминированию», что соответствует среднему уровню.
Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) позволил нам выявить такие характеристики Я-концепции в юношеском возрасте, как цели в жизни, интерес и эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией и два локуса контроля: локус контроля — Я (Я — хозяин жизни) и ло-
Таблица 4
Уровень самооценки абитуриентов по методике Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн
Шкалы Реальное Я Идеальное Я
Среднее значение Сигма Среднее значение Сигма
Умственные способности 67,47 18,08 87,97 14,48
Характер 63,23 20,61 82,93 15,13
Авторитет у сверстников 65,03 17,60 80,26 17,09
Умение многое делать своими руками 63,06 24,28 85,53 14,72
Внешность 70,69 18,48 84,97 15,35
Уверенность в себе 68,65 23,31 87,13 14,02
Счастье 67,08 22,90 90,00 13,75
Таблица 5
Результаты исследования социально-психологической адаптированности абитуриентов
по опроснику СПА (%)
Название шкалы Средние значения Уровень значения
1 Адаптация 68 Высокий
2 Самоприятие 76 Высокий
3 Приятие других 71 Высокий
4 Эмоциональная комфортность 68 Высокий
5 Интернальность 70 Высокий
6 Стремление к доминированию 57 Средний
9
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
кус контроля — Жизнь или управляемость жизнью.
Диагностика смысложизненных ориентаций у абитуриентов 16—18-летнего возраста выявила следующую картину. У девушек все показатели выше психометрических норм. Общий показатель осмысленности жизни высокий, что говорит о наличии смысла в жизни личности. Высокая целеустремленность придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Сама жизнь воспринимается как интересная, эмоционально насыщенная и наполненная смыслом. Высокая удовлетворенность самореализацией (оценкой пройденного отрезка жизни) говорит об ощущении продуктивности и осмысленности прожитой ее части (результативности). Представление о себе — как о сильной личности (Я — хозяин жизни), обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле (Локус контроля — Я). Убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (Локус контроля — Жизнь или управляемость жизни).
У юношей-абитуриентов несколько иная картина. Выше психометрических норм общий показатель осмысленности жизни и управляемости жизнью (Локус контроля — Жизнь). Это естественно, поскольку вся жизнь еще впереди и планов на будущее множество. Остальные шкалы не имеют существенных различий. Цели в жизни испытуемых есть, они придают жизни осмысленность, направленность и планирование во времени. Соответствие среднестатистическим показателям говорит лишь о более трезвом, реалистичном подходе к жизни. Процессуальная сторона жизни оценивается как интересная и эмоционально насыщенная. Смысл жизни в том, чтобы жить, и это хороший показатель. Результативность жизни (прожитой ее части) оценивается положительно — удовлетворены самореализацией. Локус контроля — Я отражает уверенность абитуриентов в своих способностях контролировать собственную жизнь.
Итак, по итогам проведенного исследования особенностей Я-концепции абитуриен-тов-психологов можно выделить такие яркие проявления, как высокий уровень рефлексивности («Кто Я?»), открытость и незави-
симость, стремление к познанию, интеллектуальность (ПП). Результаты других методик продемонстрировали стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, творческое отношение к жизни, автономность и гибкость в общении. Испытуемые описывают себя как людей в целом с адекватной самооценкой (Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн), высоким уровнем адаптации, самоприятия и приятия других, с присущей им интернальностью и эмоциональной комфортностью (СПА). Наблюдается тенденция к независимости, нейтралитету в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
Обобщая данные, полученные при анализе результатов диагностики Я-концепции, можно заключить, что значительная часть абиту-риентов-психологов имеет достаточно полное представление о своем Я. Когнитивная составляющая Я-концепции этих абитуриентов характеризуется в основном социально-желательными характеристиками. Эмоционально-оценочная составляющая характеризуется высокой оценкой своих возможностей и завышенной самооценкой себя в целом. Высокая самооценка и позитивное отношение к себе являются условием успешности в профессиональной деятельности и взаимоотношениях с окружающими. Особенности поведенческой составляющей Я-концепции выражаются в уверенности в себе, способности принимать решения и воплощать их в жизнь, наличии смысла жизни, целеустремленности и временной перспективы. Осознание временной перспективы подкрепляется уверенностью в себе, в своих возможностях, что проявляется в высокой самооценке.
С целью диагностики профессионального самоопределения абитуриентов мы использовали опросник Дж. Холланда по определению профессионально-ориентированного типа личности и дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО).
Анализ средних значений, составляющих профессиональный тип абитуриентов-психо-логов по опроснику Дж. Холланда, показал, что для них характерно преобладание следующих типов:
1) артистический тип (А) — (9,16) обладает такими качествами, как богатое воображение, хорошая интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость,
10 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 2
Исследование Я-концепции и ее влияния на профессиональное самоопределение...
гибкость и оригинальность мышления, идеалистичность, хорошие двигательные способности и восприятие;
2) социальный тип (С) — (8,94) обладает такими качествами, как умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей;
3) интеллектуальный тип (И) — (6,91) представлен с большим отрывом от первых двух и характеризует такие особенности личности как аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность.
Последние места занимают реалистический (Р) — (5,96), конвенциальный (К) — (5,69) и предприимчивый (П) — (5,09) типы.
Для того чтобы максимально точно определить профессиональный тип личности абитуриентов, нами был использован дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова. По среднему значению результаты максимально распределились среди профессий типа «человек — человек» (М = 5,82) — на первом месте и «человек — художественный образ» (М = 5,64) — на втором месте. Со значительный отрывом оказался тип профессии «человек — природа» (М = 3,58). На последних местах — «человек — знаковые системы» (М = 2,76) и «человек — техника» (М = 2,18) (табл. 6).
Итак, предпочтительный выбор абитуриенты сделали в отношении профессий типа «человек — человек». Профессии этого типа относятся к сфере социального сервиса, связанного с обслуживанием людей, с общением. Пред-
метом такого труда являются люди, группы, коллективы. К этому типу профессии относится и профессия психолога. На втором месте — профессии типа «человек — художественный образ». На третьем месте — профессии типа «человек — природа». Еще меньше предпочтений было получено в отношении профессий типа «человек — знаковые системы». Совсем низкая мотивации продемонстрирована к профессиям типа «человек — техника».
Сопоставление предпочитаемых выборов у испытуемых в сфере «человек — человек» и социальный тип, а также «человек — художественный образ» и артистический тип показало высокий уровень корреляции (R = 0,93 и R = 0,96 соответственно, на уровне значимости р=0,01 по Спирману) [17]. Следовательно, можно говорить о достоверности полученных профессиональных типов. Будущие психологи имеют предпосылки к успешному овладению выбранной специальностью, так как самое главное — желание работать с людьми и заниматься творческой деятельностью — у них имеется. Существенных различий в представлениях о себе, по критерию Манна — Уитни, между представителями артистического (а также «человек — художественный образ») и социального (а также «человек — человек») типов не обнаружилось, что позволяет утверждать о сходстве индивидуально-личностных качеств у испытуемых.
Для того чтобы выяснить, влияет ли Я-концепция на профессиональное самоопределение, мы сопоставили личностные качества абитуриентов с профессиональным выбором, а именно социально-артистическим типом. Для достоверности полученных выводов использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. В результате получилось, что на профессиональное самоопределение оказывают влияние такие со став -ляющие Я-концепции, как эмоциональная
Таблица 6
Результаты исследования профессионального типа личности по методике ДДО
Типы профессий М а
1. Человек — природа 3,58 1
2. Человек — техника 2,18 2
3. Человек — человек 5,82 1
4. Человек — знаковые системы 2,76 1
5. Человек — художественный образ 5,64 2
11
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
устойчивость (U=520,5), внимательность, сдержанность и рассудительность (U=530), высокая нормативность поведения (U=418), практичность и объективная оценка реальности (U=563), уверенность в себе (U=535,5), независимость и стремление действовать из собственных убеждений (U=466), самодисциплина (U=427), умение настоять на своем (U=391,5).
Все результаты значимы на уровне p < 0,01. Таким образом, Я-концепция личности оказывает влияние на профессиональное самоопределение студентов-психологов. Данные исследования показали, что большинство представлений о себе у абитуриентов, поступающих учиться на психолога, касаются таких особенностей их личности, которые являются определяющими в выборе профессии.
Литература
1. Абдурасулов Т.Д. Современное образование и проблема формирования Я-концепции личности // Институт мировых цивилизаций. Материалы научно-практической конференции от 14 мая 2009 г. «Россия в современном мире: тенденции и перспективы». М.: Изд-во ИМЦ, 2009. 137 с.
2. Барышникова И.В. Интегративный подход к исследованию Я-концепции личности в отечественной психологии: Дис... к-та психол. наук. М., 1999. 163 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
4. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. 368 с.
5. Деркач А.А. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. и-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2007. 248 с.
6. Забродин Ю.М., Пахальян В. Э. Подготовка и переподготовка практических психологов в контексте проблем отчественного высшего профессионального образования // Психология в вузе. 2009. № 2. С. 6—20.
7. Иващенко А.В., Агапов В. С., Барышникова И.В. Методики изучения Я-концепции личности. Учебное пособие. М.: МГСА, 2000. 265 с.
8. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335с.
9. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.,1984. С. 180—187.
10. КухарчукА.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Мн., 1976. 128 с.
11. ЛомовБ.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
12. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. 430 с.
13. Прокопьева Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов: начальные этапы профессионального становления, ее динамика в процессе обучения: Дис. к-та психол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 224 с.
14. Роджерс К. Взгляды на психотерапию. Становление человека // Психология самосознания. Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2007. С. 447—459.
15. Рыкман Л.В. Особенности Я-концепции студентов лицея на начальном этапе профессионального определения: Дис. к-та психол. наук. СПб., 2004. 168 с.
16. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М.: Проспект, 2008. 512 с.
17. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001. 220 с.
18. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 535 с.
УДК 316.4
ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА1
I Воеводина Екатерина Владимировна, аспирант, [email protected],
I ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
1 В статье отражены результаты научно-исследовательской работы по теме «Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями к системе высшего учебного заведения» в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы» по Государственному контракту № 14.740.11.0667 от 12 октября 2010 года.
12 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 2