Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи пассажиропотока и пассажиронапряженности на автобусных маршрутах'

Исследование взаимосвязи пассажиропотока и пассажиронапряженности на автобусных маршрутах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРОПОТОК / ПАССАЖИРОНАПРЯЖЕННОСТЬ / АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / PASSENGER TRAFFIC VOLUME / PASSENGER INTENSITY / BUS TRAFFIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков А. И.

В статье исследована зависимость между пассажиронапряженностью и пассажиропотоком на автобусном маршруте и приведен пример практического использования данной зависимости для обоснованного расчета потребного количества транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF CORRELATION BETWEEN A PASSENGER INTENSITY AND A PASSENGER TRAFFIC VOLUME ON A BUS ROUTE

In article correlation between a passenger intensity and a passenger traffic volume on a bus route is researched and the example of practical use of this correlation for reasonable calculation of necessary quantity of buses on a bus route is given.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи пассажиропотока и пассажиронапряженности на автобусных маршрутах»

Жуков А.И.

Кандидат технических наук, доцент, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

(МАДИ)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПАССАЖИРОПОТОКА И ПАССАЖИРОНАПРЯЖЕННОСТИ НА

АВТОБУСНЫХ МАРШРУТАХ

Аннотация

В статье исследована зависимость между пассажиронапряженностью и пассажиропотоком на автобусном маршруте и приведен пример практического использования данной зависимости для обоснованного расчета потребного количества транспортных средств.

Ключевые слова: пассажиропоток, пассажиронапряженность, автобусные перевозки.

Zhukov A.I.

PhD in technics, associate professor, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) RESEARCH OF CORRELATION BETWEEN A PASSENGER INTENSITY AND A PASSENGER TRAFFIC VOLUME ON

A BUS ROUTE

Abstract

In article correlation between a passenger intensity and a passenger traffic volume on a bus route is researched and the example of practical use of this correlation for reasonable calculation of necessary quantity of buses on a bus route is given.

Keywords: passenger traffic volume, passenger intensity, bus traffic.

Введение

При организации перевозок пассажиров на автобусных маршрутах эксплуатационным службам предприятия необходимо иметь актуальную и достоверную информацию о потребности в перевозках, которая отражается в величинах пассажиронапряженности на маршруте. Зачастую получить эту информацию не представляется возможным. Однако на основе данных автоматизированных систем (АСКП, АСМПП и т.п.) зачастую можно получить информацию о часовых пассажиропотоках на маршруте. Теоретическое исследование взаимосвязи пассажиропотока и пассажиронапряженности позволит эксплуатационным службам, не прибегая к дорогостоящим обследованиям, получать необходимую информацию для планирования и организации пассажирских перевозок [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Анализ взаимосвязи пассажиропотока и пассажиронапряженности на автобусных маршрутах

Под пассажиропотоком понимается общее количество пассажиров, перевезенных на маршруте в единицу времени (обычно 1 час) - Q,j. Пассажиронапряженность представляет собой пассажиропоток на наиболее загруженном участке маршрута за определенное время в одном направлении (рис. 1). Максимальная пассажиронапряженность Qmax - максимальный пассажиропоток на наиболее загруженном участке маршрута за определенное время (обычно наблюдается в утренние часы пик) в одном направлении. Исходя из этой величины необходимо осуществлять выбор пассажировместимости автобусов, рассчитывать их потребное количество и иные технико-эксплуатационные технико-экономические показатели работы на маршруте для полного удовлетворения спроса на перевозки [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Для исследования связи часового пассажиропотока на маршруте Qч с максимальной часовой пассажиронапряженностью Qmax приведем следующие рассуждения.

Необходимая часовая транспортная работа на маршруте рчнео6х определяется по формуле

= Q < * ^ (1)

где 1ср - средняя дальность ездки пассажира, км;

а ч<

Зн

исходи! ы состава

ения этой области пассажиронапряжё-нноетей-удолжны^приниматься в качестве х данных для определения—оптимальной пассажировместимости подвижного на маршруте

Qm^

пасс/ч

Участки маршрута

Часы суток

Рисунок 1. Фрагмент гистограммы часовых пассажиронапряженностей на автобусном маршруте Совершаемая часовая транспортная работа на маршруте Рчсов определяется по формуле

ГГ = ?Е X ft X (2)

где 1м - длина маршрута, км;

qu - номинальная пассажировместимость автобуса на маршруте, пасс.;

62

р-Г =

h - частота движения автобусов на маршруте в рассматриваемый час, ед./ч. или

(3)

где у - коэффициент наполнения на наиболее загруженном участке маршрута в рассматриваемый час.

Введем коэффициент, показывающий отношение необходимой транспортной работы к совершаемой - Кн, который отражает величину неравномерности пассажиронапряженностей по участкам маршрута. Очевидно, что он не может превышать единицы. Для транспортных предприятий выгодно максимизировать данный коэффициент для снижения неэффективной транспортной работы на маршруте путем реформирования маршрутной сети, введения укороченных или экспрессных рейсов. Эго в свою очередь ставит задачу выбора оптимального сочетания количества единиц подвижного состава различной пассажировместимости на маршрутах. На данный момент реальное значение Кн на большинстве городских маршрутов находится в пределах 0,45-0,65.

jUK ft

К>; =

Q.xl-xy

Преобразовав (4) с учетом (5) получим пассажиропотока на маршруте Q4 - (6).

Kot=j

Q

= 0-н Х1

таи гр г ’*4 гг V it

Л П-щ Л П-од

где Ксм - коэффициент сменяемости на маршруте.

Из физического смысла Qmax и Q4 ясно, что < iJ.H. Тогда:

Ку >£ о, у

—-----— >1 -S -4— < К.- < 1.

У ^гк "

(4)

зависимость максимальной пассажиронапряженности Qmax от часового

(5)

(6)

(7)

Имея данные о длине маршрута 1м и средней дальности поездки пассажира 1ср, а также установленный предприятием уровень качества перевозок у, можно сузить область определения коэффициента Кн (7). Выбрав экспертным путем из установленной области определения Кн его величину, а также зная часовой пассажиропоток на маршруте в пиковое время Q4 (например, по данным АСКП), можно теоретически рассчитать максимальную пассажиронапряженность на маршруте Qmax (6), которая необходима для организации работы на маршруте.

Практическое применение исследованной взаимосвязи

Имеются данные о перевозках пассажиров на маршруте №19 Зеленоградской автоколонны, полученные по АСКП (рис. 2).

Основные технико-эксплуатационные показатели работы на маршруте №19 Зеленоградской АК представлены в таблице 1.

Рисунок 2. Почасовая перевозка пассажиров по маршруту №19 Зеленоградской АК

Из диаграммы видно, что максимальный часовой пассажиропоток в обоих направлениях составляет 2538 пасс. Требуется получить информацию о максимальной пассажиронапряженности. Для этого необходимо определить величины коэффициентов: у,

Кем, Кн.

Таблица 1. Основные технико-эксплуатационные показатели работы на маршруте №19 Зеленоградской АК

№п/п Наименование, единица измерения Значение

1 Тип используемого подвижного состава Особо большой вместимости (ОБВ)1

2 Количество автобусов, работающих на маршруте, ед. 18

3 Время оборота, ч 1,75

4 Длина маршрута, км 11,8

5 Средняя дальность ездки пассажиров, км 3,5

Коэффициент наполняемости на наиболее загруженном участке маршрута является показателем качества перевозок и устанавливается перевозчиком. Обычно он принимается равным единице, если номинальная пассажировместимость автобуса рассчитана исходя из норматива 5 человек на квадратный метр.

Коэффициент сменяемости Ксм определяется по (5):

1 Расчетная величина вместимости указанного типа используемого подвижного состава взята в соответствии с [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

63

(8)

з,5 -3'4

Коэффициент, показывающий величину неравномерности пассажиро-напряженностей по участкам маршрута Кн определяется экспертным путем следующим образом.

Определяется диапазон допустимых величин Кн (7):

у

-г~<Ку <1 -J 0,3 < Ку < 1 (9)

*0( ' '

Расчетное значение Кн выбирается по таблице 2.

_______________________________________Таблица 2. Выбор расчетного значения Кн

№п /п Описание Диапазон Кн Расчетное значение Кн

1 Наполнение автобусов более чем на половину наблюдается лишь на нескольких перегонах маршрута 0,3. 0,5 0,4

2 Наполнение автобусов более чем на половину наблюдается лишь на половине перегонов маршрута 0,5. 0,7 0,6

3 На половине перегонов маршрута наблюдается максимальное наполнение автобусов 0,7. 0,9 0,8

4 Почти на всем протяжении маршрута наблюдается максимальное наполнение автобусов 0,9. .1,0 0,95

Для данного маршрута экспертным путем выбрана вторая ситуация. Таким образом, расчетная величина Кн равна 0,6. По формуле (6) рассчитывается максимальная пассажиро-напряженность на маршруте:

Отак=ОчХ

= 2538 х-

■ = 1244 пасс.

(10)

Ку 0,6 X 3,4

Имея величину максимальной пассажиронапряженности, можно рассчитать необходимое количество транспортных средств

для полного удовлетворения спроса на перевозки:

П 1544

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ам = ^ХГа6=^Х1,75“г0ед,

(11)

HDxl '

где Гб - время оборота на маршруте, ч.

Таким образом, для полного удовлетворения спроса на перевозки с заданным уровнем качества на маршруте №19 Зеленоградской АК необходимо дополнительно задействовать два автобуса особо большой вместимости.

Литература

1. Жуков, А.И. К вопросу о классификации автобусов для целей организации перевозок пассажиров / А.И. Жуков // В мире научных открытий, - 2012. - №12. - С. 123-128.

2. Жуков, А.И. Разработка методики формирования парка подвижного состава автобусного предприятия: дис. ... канд. техн. наук : 05.22.08 / А.И. Жуков. - Москва, 2011. - 126 с.

3. Рощин, А.И. Исследование взаимосвязи пассажиропотока на автобусных маршрутах регулярных перевозок / А.И. Рощин // Организация перевозок грузов и пассажиров на современном этапе: сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ), 2007. - С 102 - 106.

Альшанская Т.В. \ Ахметжанова В.К. 2, Захарова Э.Н 3.

'Доцент, кандидат педагогических наук, Поволжский государственный университет сервиса; 2студент, Поволжский государственный университет сервиса; 3студент, Поволжский государственный университет сервиса

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ И БИЗНЕС-МОДЕЛЕИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация

В этой статье используется понятие «информационные технологии», для повышения уровня качества управления бизнесом. Это исследование направлено на определение задач, которые необходимы для эффективного управления предприятием и поиска соответствующих ИТ-средств для ее полноценного функционирования.

Ключевые слова: ИТ-технологий, эффективное управление, бизнес-модели.

Alshanskaya T.V.1, Ahmetzhanova V.K. 2, Zakharova E.N. 3.

[Docent, Candidate of pedagogical sciences, Volga region state university of service; 2student, Volga region state university of service;

3student, Volga region state university of service

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES AND BUSINESS MODELS FOR IMPROVEMENT OF QUALITY OF

MANAGEMENT BY THE MODERN ENTERPRISE

Abstract

In this article the multipurpose concept "information technologies", for increase of a level of quality of business management is considered. This research is directed on definition of the tasks which are required for effective management of the enterprise and search of the corresponding IT-means for its full functioning.

Keywords: IT technologies, effective management, business models.

В настоящее время информационные технологии (ИТ) приобретают всё большее значение в жизни человека о общества в целом. ЖКХ, образование, здравоохранение, коммуникации, отдых, семья, работа, - все эти сферы сегодня просто немыслимы без применения информационных технологий. Информационные технологии ускоряют ритм современной жизни, делают ее намного функциональнее, эффективнее и интереснее. В данной статье мы рассмотрим информационные технологии точки зрения экономической эффективности, рентабельности для современной компании.

Необходимо рассматривать развитие информационных технологий исключительно, как способ сокращения издержек и повышения прибыли в современной фирме. Производственная сфера, в которой задействованы информационные технологии, становится в настоящее время более рентабельной, так как ИТ минимизируют расходы на обработку и хранение информации. Следовательно, и жизнеспособность, и жизнестойкость современной компании зависит от степени проникновения в нее информационных технологий. Сегодня на первый план выходит не просто использование информационных технологий в производстве инновационных товаров и услуг, а применение информационных технологий в методах управления компанией, в новаторском профессиональном менеджменте. Продвижение инновационных товаров невозможно без инновационных способов управления. Поэтому главным аспектом становится сочетание данных типов инноваций.

В этих условиях лидером становится менеджер-профессионал, который способен преодолеть устоявшиеся стереотипы и овладеть методами стратегического управления. Набор компетенций и умений каждого руководителя и работника позволяет

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.