Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи мотивационной и ценностно-смысловой направленности беременных женщин'

Исследование взаимосвязи мотивационной и ценностно-смысловой направленности беременных женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Елена Владимировна

Наше исследование мы проводили на выборке беременных первородящих женщин. Беременность можно назвать критическим переходным периодом в жизни женщины, в ходе которого существенно перестраивается ее сознание и взаимоотношения с миром, происходит пересмотр ценностей и смыспа жизни. В результате успешного завершения этого перехода женщина достигает внутренней и внешней интегрированности и обретает новый социальный статус. (Pines, 1972). Ценностно-смысловая направленность играет важную роль в адаптации к новым жизненным условиям, которые возникнут после рождения ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи мотивационной и ценностно-смысловой направленности беременных женщин»

Е.В. Васильева ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИОННОЙ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

Наше исследование мы проводили на выборке беременных первородящих женщин. Беременность можно назвать критическим переходным периодом в жизни женщины, в ходе которого существенно перестраивается ее сознание и взаимоотношения с миром, происходит пересмотр ценностей и смысча жизни. В результате успешного завершения этого перехода женщина достигает внутренней и внешней интегрированности и обретает новый социальный статус. (Pines, 1972). Ценностно-смысловая направленность играет важную роль в адаптации к новым жизненным условиям, которые возникнут после рождения ребенка.

В последнее время, основной проблемой идентичности является вопрос о мотивации идентификации ценностно-смысловой основе идентификационных процессов [3]. Еще А. Тэшфел говорил, что ценностно смысловой компонент является необходимым атрибутом идентичности [6].

А. Аклаев подчеркивает, что ценностный компонент идентичности выходит на первый план, поскольку каждое общество нуждается в обязательном наборе ценностей, на которые могут опираться его граждане [5].

Также главным критерием в структуре идентичности является самоотношение. Начиная с Тэшвела, психологи подчеркивают связь идентичности с чувством самоуважения, поскольку потребность в позитивном самоуважении удовлетворяется в условиях усиления идентификационных процессов через релевантное позитивное сравнение себя с другими [3]. Этот компонент расставляет эмоциональные акценты в структуре идентичности и ориентации человека в социальных ролях.

Проведенный анализ позволил нам выделить специфику структуры мотивационной и ценностно-смысловой направленности личности беременных женщин с различным материнским отношением.

Нами было выдвинуто предположение о том, что существуют структурные различия факторов мотивационной и ценностно-смысловой направленности личности беременных женщин в зависимости от стиля материнского отношения.

Методика проведения исследований

В исследовании приняли участие 90 женщин от 19 до 33 лет. 36 человек-женщины 1 триместра; 38 человек - женщины 2 триместра; 16 человек - женщины 3 триместра беременности.

На первом этапе исследования был проведен тест “Фигуры”. Это проективная методика, основанная на использовании символических значений цвета и геометрических фигур как признаков отношения матери к ребенку (Либин, 1994).

В ходе анализа полученных данных по методике «Фигуры» вся выборка была разделена на три группы: 1 - женщины с игнорирующим материнским отношением (Имо); 2 - женщины с тревожно-амбвивалентным материнским отношением (Тмо); 3 - женщины со сформированным материнским отношением (Смо).

На втором этапе исследования для изучения самоотношения беременных женщин применялась батарея методик: тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), методика «Личностный дифференциал»; для изучения мотивационной направленности личности беременных женщин применялся тест Аксиологической направленнос ти личности (АНЛ) (А.В. Кап-цов, Л.В. Карпушина), Маст-тест (Эллисон).

Факторный анализ применялся для определения структуры мотивационной и ценностносмысловой основы идентичности беременных женщин.

Результаты и их обсуждение Для подтверждения предположения о различии в структуре мотивационных и ценностно -смысловых характеристик беременных женщин с разным типом материнского отношения был

© Е.В. Васильева, 2008

использован факторный анализ.

В ходе анализа данных группы беременных женщин с игнорирующим материнским отношением нами были выявлены 3 наиболее устойчи-

во-значимых фактора объясняющих 17,2%, 12,8%, 13,1% общей дисперсии соответственно (Таблица 1,2,3).

Таблица 1

Структура аксиологической направленности беременных с игнорирующим материнским отношением (1 фактор)

Латентный фактор

Компоненты и факторные нагрузки

«Ориентированные на прагм этическую направленность»

(факторный вес 7,42)

Ценности гуманистической направленности:

«Креатив» (0,551),

«Социальные контакты» (0,576)

Ценности прагматической направленности:

«Достижения» (0,809),

«Материальное благополучие» (0,776), «Сохранение индивидуальности» (0,806);

Активность:

«Психическая активность» (0,722), «Физическая активность» (0,506);__________________________

Сферы гуманистической направленности:

«Профессия» (0,415), «Увлечения» (0,593);

Сферы прагматической направленнос ти:

«Профессия» (0,676),

«Образования» (0,770),

«Семья» (0,741),

«Общественная жизнь» (0,736), «Увлечения» (0,540).___________________________________

В соответствии со смысловым содержанием категорий, объединенные в факторы, были проинтерпретированы следующим образом:

1 фактор получил название «Ориентированные на прагматическую направленность».

Выделение данного фактора свидетельствует

о том, что женщины, ориентированные на прагматическую направленность характеризуются стремлением реализовать свои творческие способности, стремление увеличить количество социальных контактов, достигать определенных целей в разные жизненные периоды, увеличением

материального благосостояния, сохранить индивидуальность. Высокая значимость профессиональной сферы и сферы увлечений. Семейная сфера характеризуется направленностью на обеспечение признания успеха семьи со стороны окружающих.

В данный фактор не вошла ни одна составляющая самоотношения.

Можно предположить, что женщины с такой направленностью сохраняют беременность лишь для того, чтобы их семью считали успешной и удовлетворяющей требованиям общества

Таблица 2

Структура аксиологической направленности беременных с игнорирующим материнским отношением (2 фактор)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

2 Сфера 1\тч ан ис ти чес ко й направленности: «Профессия» (0,437)

«Ориентированные на принятие себя», (факторный вес 5,5) Самоотношение: «Интегральное чувство «за» и «против» собственного Я» (0,889), «Самоуважение» (0,862), «Самоуверенность» (0,762), «Самопринятие» (0,434), «Самоюперес» (0,632), «Самопонимание» (0,585), «Самообвинение» (-0,424)

Маст-темы: «Профессиональный рост» (0,539); «Комфорт» (-0,609)

2 фактор получил название «Ориентированные на принятие себя».

Выделение данного фактора говорит нам о том, что женщины, ориентированные на принятие себя характеризуются полным принятием себя. Для них высокое значение имеет их профессиональная деятельность: они много времени и сил привыкли отдавать работе.

Для них комфорт выходит на второй план. Отметим, что в этот фактор вошла с отрицательным весом переменная «самообвинение», характеризующаяся негативными и отрицательными эмоциями в адрес «Я». Эта однополюсная шкала, немеющая самостоятельное значение в системе самоотношения. Низкие показатели по данной шкале означают, что у испытуемых не сформирована установка на самообвинение, сопровождающаяся внутренней напряженностью, открытостью к восприятию отрицательных эмоций.

Заметим, что в данный фактор не вошла направленность на сферу семьи. Женщины с такой ориентацией трудно будет принять роль матери.

3 фактор получил название «Ориентирован-

ные на гуманистическую направленность».

Выделение данного фактора показывает нам, что женщины, ориентированные на гуманистическую направленность характеризуются стремлением к саморазвитию в профессиональной и образовательной сфере, и получению духовного удовлетворения от выполняемой деятельности. Они стремятся к физической активности и увеличению социальных контактов.

В семейной сфере направлены на теплые отношения с членами семьи. Прослеживаются ин тересы в поддержании моральных устоев. Материальное благополучие выходит на второй план.

Показатель «самообвинение», характеризующийся негативными эмоциями в адрес «Я» с положительным весом представлен в данном факторе.

В ходе анализа данных группы беременных женщин с тревожно-амбвивалентным материнским отношением нами были выявлены 3 наиболее устойчиво-значимых фактора объясняющих 18,9%, 13,5%, 11,8% общей дисперсии соответственно (Таблицы 4,5,6).

Таблица 3

Структура аксиологической направленности беременных с игнорирующим материнским отношением (3 фактор)

Латентный фактор

Компоненты и факторные нагрузки

«Ориентированные на гуманистическую направленность»

(факторный вес 5,6)

Ценности гуманистической направленности:

«Саморазвитие» (0,851),

«Духовное удовлетворение» (0,608), «Креатив» (0,569),

«Социальные контакты» (0,448)

Активность:

«Физическая активность» (0,435)

Сферы гуманистической направленности:

«Профессия» (0,465),

«Образования» (0,759),

«Семья» (0,481),

«Общественная жизнь» (и,667);

Самоотношение: «Самообвинение» (0,427), «Самоинтерес» (0,477);

Маст-темы:

«Поддержание моральныхустоев» (0,421); «Материальное благополучие» (-0,628).

Таблица 4

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

1 Ценности прагматической направленности: «Престиж» (0,431)

Ценное ги гуманистической направленности «Социальные контакты» (-0,449).

«Ориентированные на самопринятие» (факторный вес 6,2) Самоотношение: «Интегральное чувство «за» и «против» собственного Я» (0,722), «Самоуважение» (0,697), «Аутосимпатия» (0,562), «Ожидаемое отношение от других» (0,608), «Самоинтерес» (0,489), «Самоуверенность» (0,634), «Отношение других» (0,709), «Самопринятие» (0,783), «Самоинтерес» (0,646), «Самопонимание» (0,456)

маст-тема: «Забота о своем здоровье» (0,411), «Забота о здоровье ребенка» (-0,413)

В соответствии со смысловым содержанием категорий, объединенные в факгоры, были проинтерпретированы следующим образом:

1 фактор получил название «Ориентированные на самопринятие».

Выделение данного фактора показывает, что женщины, ориентированные на самопринятием характеризуются развитой волевой сферой,

стремлением к признанию, уважению и одобрению, посредством чего и достигается самопринятие. Они так же ориентированы на заботу о своем здоровье, а вот забота о здоровье ребенка выходит на последний план. Может быть это связано с тем, что беременные не осознают присутствие новой жизни в них.

Таблица 5

Структура аксиологической направленности беременных с тревожно-амбвивалентным материнским отношением (2 фактор)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

2 Ценнос ги гуманистической направленности: «Саморазвитие» (0,415)

Шнности прагматической направленности: «Деньги» (0,942), «Сохранение индивидуальности» (0,924)

«Ориентированные на активность» (факторный вес 6,1) Активность: «Психическая активность» (0,946), «Физическая активность» (0,965);

Сферы гуманистической направленности: «Общественная жизнь» (0,554)

Мае г-тема: «Автономия» (0,566) «Семья» (-0,495)

2 фактор получил название «Ориентированные на активность».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделение данного фактора показывает, что женщины, ориентированные на активность, характеризуются направленностью на саморазвитие и увеличение материального благополучие, а так же на сохранение индивидуальности. На первом месте направленность на рефлексию происходящего и на физическую активность. Беременные стремятся к независимости от семьи и направлены на сферу общественной жизни.

3 фактор получил название «Ориентированные на увеличение профессионализма».

Выделение данного фактора показывает нам то, что женщины, ориентированные на профес-

сионализм характеризуются стремлением к саморазвитию и духовному удовлетворению от выполняемой деятельности, к реализации своих творческих возможностей. Они стремятся к признанию, уважению и достижению результатов в профессиональной, образовательной и семейной сферах. На последний план выходит забота о здоровье ребенка.

В ходе анализа данных группы беременных женщин со сформированным материнским отношением нами были выявлены 2 наиболее устойчиво-значимых фактора объясняющих 27,0%, 10,2%, общей дисперсии соответственно (Таблицы 7,8,9).

Таблица 6

Структура аксиологической направленности беременных с тревожно-амбвивалентным материнским отношением (3 фактор)

Латентный фактор

Компоненты и факторные нагрузки

«Ориентированные на увеличение профессионализма» (факторный вес 5,9)

Ценности гуманистической направленности:

«Саморазвитие» (0,564),

«Дужвное удовлетворение» (0,429), «Креатив» (0,622),

«Социальные контакты» (0,436), с отрицательным весом:

Ценности прагматической

«Престиж» (0,410), «Достижения» (0,738)________

направленности:

Сферы гуманистической направленности:

«Профессия» (0,760),

«Образования» (0,792),

«Увлечения» (0,666);______________________

Сферы прагматической направленности:

«Профессия» (0,407),

«Семья» (0,552),

«Общественная жизнь» (0,699), «Увлечения» (0,678)____________________________________

Маст-темы:

«Забота о здоровье ребенка» (-0,439)

В соответствии со смысловым содержанием категорий, объединенные в факторы, были проинтерпретированы следующим образом:

1 фактор получил название «Ориентированные на повышение профессионализма».

Выделение данного фактора свидетельствует о том, что женщины, ориентированные на повышение профессионализма характеризуются стремлением к самопазвитию и к получению морального удовлетворения в результате деятельности. Они привыкли объяснять для себя происходящие события. Стремятся достичь видимых результатов в профессиональной, образовательной и семейной сферах.

В семье они направлены на поддержание теплых отношений со всеми членами семьи и на обеспечение признания успеха семьи со стороны окружающих. На последний план отодвинута забота о своем здоровье. Можно предположить что у испытуемых еще нет осознания того, что так как они беременные, то забота о своем здоровье является и заботой о здоровье будущего

ребенка.

2 фактор получил название «Ориентированные на сохранение индивидуальности». В него вошли такие переменные с положительным весом: ценности: «Престиж» (0,472), «деньги» (0,510), «Сохранение индивидуальности» (0,782); активность: «Психическая активность» (0,525); сфера прагматической направленности: «Профессия» (0,709); самоотношение: «Самоприня-тие» (0,407); маст-тема: «Материальное благополучие» (0,473); с отрицательным весом: «Профессиональный рост» (-0,433), «Самоуважение» (-

0,583), «Экстравергированностъ» (-0,559).

Выделение этого фактора свидетельствует о том, что женщины, ориентированные на сохранение индивидуальности характеризуются направленностью на себя, стремлением к признанию, уважению, материальному благополучию и сохранению индивидуальности. Они стремятся получать выгоду от своей профессиональной деятельности. На втором плане профессиональный рост и самоуважение.

Таблица 7 Структура аксиологической направленности беременных со сформированным материнским отношением (1 фактор)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

1 Ценности гуманистической направленности: «Саморазвитие» (0,884), «Духовное удовлетворение» (0,819), «Креативность» (0,764), «Социальные контакты» (0,731)

Ценности прагматической направленности: «Достижения» (0,873)

Активность: «Психическая активность» (0,595), «Физическая активность» (0,658);

«Ориентированные на повышение профессионализма». (факторный вес 9,2) Сферы гуманистической направленности: «Профессия» (0,883), «Образование» (0,885), «Семья» (0,576), «Общественная жизнь» (0,794), «Увлечение» (0,545)

Сферы прагматической направленности: «Семья» (0,702), «Увлечение» (0,553)

Мает-темы: «Профессиональный рост» (0,447); «Забота о своем здоровье» (-0,404).

Таблица 8

Структура аксиологической направленности беременных со сформированным материнским отношением (2 фактор)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

2 «Ориентированные на сохранение индивиду алъности» (факторный вес 4,5) Ценности прагматической направленности: «Престиж» (0,472), «Материальное благопол) чие» (0,510), «Сохранение индивид,'алъности» (0,782)

Активность: «Психическая активность» (0,525);

Сфера прагматической направленности: «Профессия» (0,709)

Самоотношение: «Самопринятие» (0,407) «Самоуважение» (-0,583), «Экстравертированность» (-0,559).

Маст-тема: «Материальное благополучие» (0,473); «Профессиональный рост» (-0,433),

Таблица 9

Структура аксиологической направленности беременных со сформированным материнским отношением (3 фактор)

Латентный фактор Компоненты и факторные нагрузки

3 Ценности прагматической направленности: «Материальный достаток» (0,444)

Сферы прагматической направленности: «Общественная жизнь» (0,573), «Увлечение» (0,466);

«Ориентированные на принятие себя» (факторный вес 4,9) Самоотношение: «Интегральное чувство «за» и «против» собственного Я» (0,697),«Самоуважение» (0,415), «Аутосимпатия» (0,739), «Ожидаемое отношение от других» (0,422), «Самоинтерес» (0,719), «Самоинтерес» (0,521)

Маст-тема: «Семья» (-0,531)

3 фактор получил название «Ориентированные на принятие себя». Выделение данного фактора демонстрирует, что ориентация на принятие себя тесно связана с направленностью на повышение материального благополучия, на извлечение выгоды из общественной жизни и увлечения. Беременные данной группой характеризуются самопринятием и осознанием себя как носителя положительных, социально одобряемых характеристик. Семейные интересы отодвигаются на второй план.

Выводы

Результаты исследования позволяют сказать, что адаптация к ситуации появления на свет ребенка характеризуется следующими показателями:

- позитивное отношение к себе;

- стремление к саморазвитию;

- ориентация на сферу семейной жизни;

- стремление реализовать себя в широком спектре сфер жизни;

- проявление заботы о своем здоровье и здоровье ребенка.

На основе этих результатов можно сформулировать новые направления в подготовке беременных женщин к материнству. Становление женщин как матерей — сложный, скоротечный и противоречивый процесс, который должен включать в себя развитие различных содержательных и структурных компонентов.

Таким образом, трудно сказать в группе с каким материнским отношением существует наибольшая тенденция к готовности к материнству. Так как наблюдающиеся противоречия в ценностях, мотивации и отношении к себе и своим близким делают определенный акцент в сторону недостаточной готовности к материнской функции у беременных женщин.

Библиографический список

1. Брутман В.И., ФилипповаГ.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния жегацин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. -С. 110-118.

2. Иванова H.J7. Социальная идентичность в условиях грансфопмации общества // Проблема идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия / Под ред. Е. Алексеева - М., 2003.-С. 232-242.

3. Иванова H.JI. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов / / Идентичность и толерантность. - М., 2002. -С. 134-152.

4. Хамитова И.Ю. Семейная история и её влияние на переживание беременности//Журнал практической психологии и психоанализа. - М. 2005. №4.

5. Aklaev A. Causes, Prevention of ethnic

Conflict // Overview of Post-soviet Russian- 6. Tajfel H. Experiments in vacuum / The

Languege Literature.—M., 1995. Context of Social Psychology: A Critical Assessment.

-London, 1972 a.

С.Е. Сорокина АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОВОКАТИВНОСТИ

В данной работе отслеживаются возможные изменения почерка в состоянии волнения, тревоги, страха и т. п. Нашей задачей является создание мотивации к позитивным изменениям личностных качеств студентов, а именно - компенсации заниженной личностной самооценки. Поэтому цель нашей работы состоит в выявлении потенциала провокативных методов для изменения уровня самооценки и отражение ожидаемых изменений в почерке испытуемых. Отслеживаются предполагаемые изменения с помощью почерковедческого аначиза рукописных текстов студентов.

Тема личностной самооценки неизменно привлекает внимание исследователей в области психологии. Различные ее аспекты изучали многие отечественные и зарубежные ученые (Л.В. Бороздина, И.С. Кон, Л.С. Выготский, У. Джеймс, С.Р. -Пантелеев, К. Роджерс, В.В. Столин и др.)

Коррекции личностной самооценки в психологии посвящены исследования М.В. Захаровой (2002), А.Е. Швецова (2002), И.Н. Стрекаловской (2005), Т.П. Шарай (2005), Е.И. Симончик (2006). Ими были затронуты проблемы коррекции самооценки в аспекте спортивной деятельности, противоправного поведения, в результате многомерного психологического воздействия, в процессе профессиональной подготовки.

Однако вопросам коррекции заниженной личностной самооценки студентов в процессе вузовского обучения уделено крайне мало внимания. Между тем, задача компенсации заниженной личностной самооценки в студенческом возрасте акгуальна и требует своего решения.

Одним из методов, используемых нами для выявления уровня личностной самооценки студентов, выступает анализ особенностей почерка. В последние несколько лет почерковедением всерьез заинтересовались не только специалисты в области криминалистики: О.В. Осекова (психология - 2003), Е.М. Гордеева (теория музыки - 2003), Д.В. Колядин (математическое моделирование -2005).

Психологический аспект исследования почер-

ка также рассматривали Симакова Е.С. (2003), Шестакова С.С.(2004). В частности, работа Симаковой посвящена отражению в почерке психологических свойств и состояний личности. Создавая стрессовую ситуацию для испытуемых, исследователь выявляет изменения почерка в момент эмоционального напряжения.

Несмотря на необходимость изучения проблематики провокативности, специальные психологические исследования по этой теме, практически, не проводились. Вопросы провокации затрагиваются исследователями в области психологии, филологии, педагогики, искусствоведения, культурологи, философии лишь в качестве сопутствующих элементов (Н.В. Недорезова (2005), С.А. -Павлова (2004), А.А. Букина (2005) О.Г. Левашова (2003), Г.М. Сучкова (2005) С.В. Шведова (2005), Ю.Л. Алыниц (2003), В.И. Щитова (2004), Шолохов (2005) и др.) Исключение составляют исследования В.Н. Степанова (2005) и Е.А. Морозовой (2005).

Предметом научного анализа докторской работы В.Н.Степанова являются психологические, социально-культурные и лингвистические механизмы провоцирования. Исследуя проблему технологии провоцирования в условиях массовой коммуникации, диссертант пишет, что один из его (провоцирования) основных эффектов в создании «благоприятной психологической основы для корректирования и ре1улирования психического состояния провоцируемого» [14, с. 4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.