Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи качества жизни личности с субъективной оценкой региона'

Исследование взаимосвязи качества жизни личности с субъективной оценкой региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
511
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА РЕГИОНА / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / LIFE QUALITY / SUBJECTIVE WELL-BEING / SUBJECTIVE ASSESSMENT OF THE REGION / EXTREME LIFE ENVIRONMENT / ADAPTATION RESOURCES / KOPING-STRATEGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулик Анастасия Андреевна

В статье рассматриваются ключевые аспекты проблемы качества жизни, представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи качества жизни личности с субъективной оценкой региона, показано, что субъективная оценка среды проживания способствует актуализации различных ресурсов (внешних и внутренних).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of Life Quality Parameters with Subjective Assessment of the Region

The article covers the main aspects of life quality problem and presents the results of the empirical research of interrelation between personality’s life quality and subjective estimation of the region. It is shown that the subjective estimation of life habitat promotes the updating of various resources (external and internal).

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи качества жизни личности с субъективной оценкой региона»

КУЛИК А. А.

Исследование взаимосвязи качества жизни личности с субъективной оценкой региона УДК 159.922.26

А. А. Кулик

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ С СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКОЙ РЕГИОНА1

В статье рассматриваются ключевые аспекты проблемы качества жизни, представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи качества жизни личности с субъективной оценкой региона, показано, что субъективная оценка среды проживания способствует актуализации различных ресурсов (внешних и внутренних).

Ключевые слова: качество жизни, субъективное благополучие, субъективная оценка региона, экстремальная среда жизнедеятельности, адаптационные ресурсы, копинг-стратегии

А. А. Kulik

INTERRELATION OF LIFE QUALITY PARAMETERS WITH SUBJECTIVE ASSESSMENT OF THE REGION

The article covers the main aspects of life quality problem and presents the results of the empirical research of interrelation between personality’s life quality and subjective estimation of the region. It is shown that the subjective estimation of life habitat promotes the updating of various resources (external and internal).

Key words: life quality, subjective well-being, subjective assessment of the region, extreme life environment, adaptation resources, koping-strategy

Современные тенденции научно-технического, социально-экономического развития российского общества заставляют принципиально по-новому ставить вопрос о функционировании системы «человек — среда», в которой доминирующими выступают два аспекта: во-первых, кардинальные изменения во взаимодействии человека с природой, во-вторых, трансформирующийся характер взаимоотношений человека с обществом, что обуславливает все возрастающий интерес исследователей различных областей к изучению параметров качества жизни.

Качество жизни представляет сложную, многостороннюю и комплексную категорию.

Проблема исследования качества жизни занимает пограничное место не только в системе отраслей психологического знания, но и в смежных с ней гуманитарных и социальных науках. Постановка проблемы изучения качества жизни имеет важное методологическое значение, так как позволяет исследовать закономерности взаимодействия экономических и социально-психологических феноменов.

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 1206-31220 мол_а, проект «Проблема качества жизни в контексте экстремальных климатогеографических и особых социокультурных условий жизнедеятельности».

В последние годы в зарубежной и отечественной психологической науке активно развивается интерес к проблеме качества жизни (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Головина, Е. Е. Давыдова, А. А. Давыдов, А. Л. Журавлев, Г. М. Зараковский, Т. И. Ионова, А. А. Новик, Т. Н. Савченко, В. А. Хащенко, Р. М. Линдсей, Р Кантор, А. Мишелл и др.).

В области изучения проблем качества жизни можно выделить два доминирующих направления, ориентированных на изучение качества жизни общества и личности: исследование объективного и субъективного качества жизни. В рамках субъективного подхода сформировалось психологическое направление в изучении качества жизни (А. В. Баранова, Г. Н. Головина, В. И. Кулайкин, В. А. Непомнящая, Е. Ю. Рубанова, Т. Н. Савченко, Е. А. Угланова и др.), согласно которому истинное значение качества жизни отражено в субъективных переживаниях индивида, которые формируются на основе его жизненного опыта, уровня культурного, интеллектуального и эмоционального развития. Качество жизни представлено как жизненное благополучие, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего существования.

В современной трактовке показатели качества жизни охватывают:

1) содержание труда и досуга, комфорта в труде и быту, качество питания, одежды, жилья, окружающей природной среды;

2) удовлетворение потребностей в знании, общении, творчестве, трудовой и социальной активности;

3) социальные гарантии, дающие человеку уверенность в выбранной им жизненной позиции;

4) степень развития социального равенства, социальной справедливости, демократии и т. д.

Несмотря на все возрастающий интерес исследователей к проблеме качества жизни, сложилась ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, недостаточной теоретической разработанностью проблемы, а с другой, отсутствием общепринятых критериев и показателей оценки качества жизни.

На наш взгляд, особое внимание необходимо уделять именно психологическим аспектам изучения качества жизни, которые позволят выделить основные компоненты и интегральные показатели качества жизни, уровни оценки качества жизни, основные социальнопсихологические факторы оценки качества жизни. При анализе качества жизни следует учитывать средовые воздействия на человека: региональная специфика (социальные, экономические, климато-географические и другие факторы) воздействует на личностные структуры и установки, что, в свою очередь, может оказывать влияние на параметры качества жизни в конкретном регионе.

Таким образом, изучение параметров качества жизни является перспективным направлением в психологической науке. Актуальность проблемы и несомненная практическая значимость определили выбор цели нашего исследования — выявить взаимосвязь параметров качества жизни, в частности, субъективного благополучия личности с субъективной оценкой среды проживания .

В работе мы исходили из предположения о том, что существует взаимосвязь субъективного благополучия личности с субъективной оценкой среды проживания. Субъективная оцен-

2

В статье использованы эмпирические данные, собранные Татьяной Павловной Круглой в рамках выполнения дипломного проекта.

ка среды проживания способствует актуализации различных ресурсов, так в регионе с экстремальными условиями жизнедеятельности человек в большей степени опирается на внутренние ресурсы, необходимые для субъективного благополучия и личностного роста, в регионе с более благоприятными социальными, культурными, природно-климатическими и географическими условиями человек опирается на внешние ресурсы, где среда выступает одним из основных источников развития личности.

В исследовании приняли участие жители г. Петропавловска-Камчатского (30 человек), жители г. Смоленска (30 человек). Выборки уравнены по возрастным и социальным критериям. Общее количество выборки — 60 человек.

Логика исследования включала в себя планирование и реализацию следующих этапов:

• Этап 1 — изучение взаимосвязи субъективного благополучия с субъективной оценкой среды проживания:

- «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Дж. Крамбо в адаптации Д. А. Леонтьева;

- субъективное шкалирование «Оценка региона» Е. Б. Весна, О. С. Ширяева;

- «Шкала субъективного благополучия» Г. Перуэ — Баду в модификации М. В. Соколовской;

- «Индекс жизненной удовлетворенности» Н. В. Панина;

- модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения» Дж. Сакса и С. Леви;

• Этап 2 — качественный и количественный анализ результатов методик, интерпретация полученных данных, сравнение показателей респондентов экспериментальной и контрольной групп (далее — ЭГ и КГ):

- методы математической обработки данных: параметрический критерий ¿-Стьюдента;

- корреляционный анализ; угловое преобразование Фишера.

Для установления взаимосвязи субъективного благополучия с субъективной оценкой среды проживания в качестве основного метода обработки данных нами был использован корреляционный анализ. Сравнительный анализ данных, полученных по методикам «Оценка региона» и «Шкала субъективного благопо-

лучия» среди респондентов экспериментальной и контрольной групп, позволил выявить прямые корреляционные связи (табл. 1).

Результаты, представленные в табл. 1, наглядно иллюстрируют взаимосвязь основных характеристик региона и субъективного благополучия личности, в частности, позитивная, эмоционально-окрашенная оценка среды проживания напрямую взаимосвязана с ощущением субъективного благополучия. Несмотря на то, что Камчатский край относится к территории с экстремальными природно-климатическими условиями, высокой степенью возникновения катастроф природного характера (землетрясения, наводнения и пр.), отдаленностью от центральной полосы России, респондентам экспериментальной группы свойственно простраивать четкие перспективы будущей организации жизнедеятельности в указанном регионе (получение профессионального образования, трудоустройства), собственная жизнь оценивается ими субъективно благополучной, наполненной смыслами и целями. Подобный результат может свидетельствовать о большей мобилизации внутриличностных ресурсов, необходимых для психологического благополучия и личностного роста.

Существенным отличием, выявленным нами в ходе исследования, является наличие значимых корреляционных связей в контрольной группе по шкале «Оценкарегиона с точки зрения наличия внешних ресурсов» (среди респондентов экспериментальной группы подобных связей выявлено не было). Для респондентов, проживающих на территории с более благоприятными климато-географическими, социально-культурными и экономическими условиями, свойственно рассматривать внешнюю среду жизнедеятельности как основу для построения перспективы будущего, профессионального и личностного развития, в этом случае субъективное благополучие взаимосвязано с внешними, нежели с внутренними ресурсами, среда выступает одним из основных источников развития.

На следующем этапе нашего исследования был проведен корреляционный анализ основных шкал методики «Оценка региона» и методики «СЖО» среди респондентов экспериментальной и контрольной групп (табл. 2).

Наибольшее количество корреляционных связей выявлено среди респондентов экспериментальной группы, установленный факт свидетельствует о том, что процесс жизни становится интересным, эмоционально насыщенным, позитивная оценка региона способствует повышению уровня удовлетворенности самореализацией и результатами собственной деятельности, человеку свойственно ощущать себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями.

В контрольной группе значимые прямые корреляционные связи получены между шкалами «Общая оценка региона» и «Процесс жизни», «Результат». Данный факт позволяет сделать вывод о том, что респонденты контрольной группы оценку региона связывают с актуальной «внешней» составляющей своей жизни, в большей степени ориентированной на результат. Следует подчеркнуть, что окружающая среда как объект оценивания имеет относительный характер, поскольку границы, количество и структурированность ее пространственных, предметных и иных свойств в значительной мере зависят от субъективных характеристик оценивающего ее человека.

Из табл. 2 видно, что значимые прямые корреляционные связи получены лишь среди респондентов экспериментальной группы. Полученный результат свидетельствует о том, что респонденты, проживающие на территории Камчатского края, эмоциональную оценку региона («горжусь, что живу на Камчатке», «нравится жить», «интересно жить», «скучаю по моему городу, когда вдали» и т. д.) напрямую связывают с такими параметрами, как «осмысленность жизни», «процесс жизни», «локус контроля — Я», «локус контроля — жизнь». Таким образом, можно утверждать, что в экстремальных условиях жизнедеятельности содержатся ресурсы для личностного роста, позитивных изменений, мобилизации всех систем организма. Главными условиями активизации ресурсов в экстремальных условиях являются направленность личности на преодоление, ее активное взаимодействие со средой и определенный набор позитивных личностных характеристик.

Таблица 1

Корреляционные связи, полученные по основным шкалам методик «Оценка региона» и «Шкала субъективного благополучия»

Шкалы «Оценка региона» Группа

ЭГ КГ

Общая оценка региона 0,422006* -

Оценка региона с точки зрения возможностей получения профессионального образования и профессионального роста 0,516468** 0,389267*

Оценка региона с точки зрения наличия внешних ресурсов - 0,393078*

Видение будущего в среде 0,516496** -

Таблица 2

Корреляционные связи между шкалами оценки региона и шкалами СЖО

Группа

ш калы сто ЭГ КГ

«Общая оценка региона»

Осмысленность жизни 0,443898* -

Процесс жизни 0,429613* 0,39423000*

Результат 0,409681* 0,39423011*

Локус контроля — Я 0,435508* -

Локус контроля — жизнь 0,478679** -

«Эмоциональная оценка региона»

Осмысленность жизни 0,385707* -

Процесс жизни 0,373738* -

Локус контроля — Я 0,411585* -

Локус контроля — жизнь 0,421222* -

«Оценка региона с точки зрения наличия внешних ресурсов»

Осмысленность жизни - 0,369900*

Процесс жизни - 0,385966*

Результат - 0,391804*

Локус контроля — жизнь 0,365942* -

Примечание. * — прир < 0,05; **— прир < 0,01; *** — прир < 0,001.

Наибольшее количество значимых корреляционных связей было выявлено среди респондентов контрольной группы. Эмоциональная насыщенность процесса жизни, самореализация напрямую взаимосвязаны с оценкой среды с точки зрения наличия в ней внешних ре-

сурсов. В данном контексте психологическое благополучие личности приобретает следующий ракурс: функцией субъективного благополучия является простраивание внешнего («Я в окружающем мире») пространства, нежели внутреннего («Я», субъективные переживания).

Выводы

Субъективное благополучие, как один из параметров качества жизни, проявляется, прежде всего, в ощущении счастья и удовлетворенности жизнью в целом. Субъективное благополучие в большей степени относится не к частному поведенческому акту, а к обобщенной оценке «жизни вообще». Одной из важных характеристик субъективного благополучия становится позитивная, эмоционально-окрашенная оценка среды проживания (вне зависимости от условий экстремальности / неэкст-ремальности). Как показано в исследовании, респондентам, проживающим на территории с различными климато-географическими, социально-культурными, экономическими условиями свойственно ощущать себя субъективно благополучными. Вместе с тем, важным отли-

2. Баранова А. В., Хащенко В. А. Социально-психо-

логические факторы оценки качества жизни // Ежегодник Рос. психол. о-ва: материалы III Всерос. съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. Т. 1. — СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2003. — С. 293-297.

3. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ

преодоления критических ситуаций. — М.: МГУ, 1984. — 200 с.

чием является то, что человек задействует различные ресурсы и механизмы, необходимые для успешного функционирования в системе «человек — среда». В условиях, когда внешние ресурсы представлены слабо, происходит задействование внутренних, более сильных компонентов «Я».

В экстремальных условиях жизнедеятельности содержатся ресурсы для личностного роста, позитивных изменений, мобилизации всех систем организма. Главными условиями активизации ресурсов в экстремальных условиях являются направленность личности на преодоление, ее активное взаимодействие со средой и определенный набор позитивных личностных характеристик.

список

4. Давыдова Е. В. Измерение качества жизни. —

М., 1993. — 52 с.

5. Зараковский Г. М. Качество жизни и качество

населения // Качество жизни — главный критерий социально-экономического развития России: сб. докл. — М.: ВНИИТЭ, 2002.

6. Качество жизни и духовная культура: науч. тр.

ВНИИТЭ. Вып. 4. — М., 2002.

7. Лебедев В. И. Личность в экстремальных усло-

виях. — М.: Политиздат, 1989.

Библиографический

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //

Психол. журн. — 1994. — № 1. — С. 3-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.