Образование и наука. Том 19, № 10. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 10. 2017
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 378.14.015.62 DOI: 10.17853/1994-5639-2017-10-96-110
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
О. В.Котомина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
Пермь, Россия.
E-mail: kotominaov@gmail.com Аннотация. Введение. В последние десятилетия вопросы изучения эмоциональной составляющей процесса обучения привлекают все большее внимание исследователей в России и за рубежом. Интерес к проблемам формирования эмоционального интеллекта в высшей школе обусловлен тем, что степень развития данной психологической характеристики личности положительно влияет на мотивацию студентов к обучению, адаптацию в университете и на академические результаты образования. Учащиеся, обладающие высоким уровнем эмоциональной устойчивости, способностью адекватно воспринимать собственные и чужие переживания и управлять ими, более успешно осваивают профессиональные компетенции и, как правило, бывают хорошими коммуникаторами. Впоследствии такие выпускники становятся востребованными специалистами на рынке труда.
Цель данной статьи - представить результаты исследования, задача которого состояла в выявлении взаимосвязи между эмоциональным интеллектом студентов-менеджеров и их академической успеваемостью.
Методология и методики. На начальном этапе работы был произведен аналитический обзор научной литературы, позволивший получить общие представления о степени разработанности исследуемой проблемы и определить методы. Различные аспекты эмоционального интеллекта студентов диагностировались с использованием опросника Д. В. Люсина - психодиагностической методики, основанной на самоотчете и дополненной в связи со спецификой контингента респондентов. Для удобства взаимодействия со студентами и оперативного сбора информации была разработана онлайн-форма опроса, результаты которого обрабатывались при помощи корреляционного анализа.
Результаты и научная новизна. Итоги поискового исследования продемонстрировали средний уровень развития эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров. Наиболее выраженным оказался его межличностный компонент. Корреляционный анализ полученных данных позволил установить статистически значимую взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и академической успеваемостью студентов, которая вопреки гипотезе оказалась отрицательной. На основании установленных фактов сделано предположение о том, что студенты с высоким уровнем ЭИ более спокойно относятся к своим оценкам, выстраивая полноценный баланс между учебой, работой и личной жизнью.
Практическая значимость. Материалы о проведении и результатах первого этапа лонгитюдного панельного исследования возможностей психолого-педагогического влияния на развитие эмоционального интеллекта студентов университета могут быть востребованы профессорско-преподавательским составом вузов в дальнейшей работе с учащимися.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, взаимосвязь с успеваемостью, студенты, менеджмент, университет
Для цитирования: Котомина О. В. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов университета // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 10. С. 91-105. DOI: 10.17853/19945639-2017-10-91-110
INVESTIGATION ON THE RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ACADEMIC ACHIEVEMENT OF UNIVERSITY STUDENTS
O. V. Kotomina
National Research University "Higher School of EconomicsPerm, Russia.
E-mail: kotominaov@gmail.com
Abstract. Introduction. In recent decades, emotional component during the education process has been widely studied by Russian and foreign researchers. The problems of emotional intelligence formation at the higher school have received much attention due to the fact that development of this psychological characteristic of a personality positively influences students' motivation to training, adaptation at university and academic results of education. Students with high level of emotional stability, able to adequately perceive own and other experiences, and to control them, can master professional competences more successfully; as a
matter of practice, those students become good communicators. Thus, such graduates become high-demand specialists in labour market.
The aim of this article is to present the results of the research conducted by the author in order to identify the interrelation between emotional intelligence of future managers and their academic achievement.
Methodology and research methods. Analytical review of scientific literature was undertaken at the initial stage of work; that allowed to receive general perception of a state of knowledge of the studied problem and to define methods. D. V. Lyusin questionnaire (psychodiagnostic technique based on the self-report and complemented in connection with specifics of the respondent base) was used to study various aspects of the students' emotional intelligence. The online form of the survey was developed for the convenience of interaction with students and rapid data collection; the results were processed by means of correlation analysis.
Results and scientific novelty. The results of the survey showed the average level of development of emotional intelligence among Management students. Interpersonal component of emotional intelligence has proven to be the most pronounced. The correlation analysis of the data revealed a statistically significant interrelation between the level of emotional intelligence and academic achievement of students. However, contrary to the hypothesis, that interrelation turned out to be negative. With reference to the established facts, it has been suggested that students with the high level of emotional intelligence treat their academic grades more calmly, building full-fledged balance between studies, work and private life.
Practical significance. The present findings of the research and results of the first stage of a longitudinal panel investigation of opportunities of psychology and pedagogical influence on development of university students' emotional intelligence can be used by academic teaching staff of higher education institutions for further work with students.
Keywords: emotional intelligence, interrelation with academic achievement, students, management, university
For citation: Kotomina O. V. Investigation on the relationship between emotional intelligence and academic achievement of university students. The Education and Science Journal. 2017; 10 (19): 91-105. DOI: 10.17853/1994-56392017-10-91-110
Введение
Последние несколько десятилетий концепция эмоционального интеллекта (ЭИ - англ. EI, emotional intelligence) становится все более популярной и привлекает внимание практиков и исследователей из различных профессиональных областей. Сфера образования не является исключени-
ем. Актуальность изучения влияния ЭИ на результаты деятельности участников образовательного процесса подтверждается растущим количеством исследований на данную тему.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» был использован в 1990 г. Дж. Мэйером и П. Сэловеем. Они определили ЭИ как способность воспринимать, понимать, управлять и использовать эмоции для облегчения мышления1.
Позднее Д. Гоулман описал две важнейшие составляющие ЭИ: «Межличностный интеллект есть способность понимать других людей: что движет ими, как они работают, как работать в сотрудничестве с ними. Преуспевающие коммерсанты, политики, преподаватели, практикующие врачи-консультанты и религиозные лидеры, как правило, бывают индивидуумами с высоким уровнем межличностного интеллекта. Внутри-личностный интеллект - это способность создавать точную, соответствующую действительности модель самого себя и пользоваться этой моделью, чтобы реализоваться в жизни»2.
Поскольку межличностная компонента - часть совокупного показателя, можно предположить, что человек с высоким уровнем развития ЭИ, распознавая и правильно интерпретируя эмоции других людей и свои собственные, а также управляя этими эмоциями, может модифицировать свое поведение и воздействовать на поведение окружающих. Это предположение подкрепляется утверждениями исследователей о том, что ЭИ как навык распознавания и управления своими и чужими эмоциями можно развивать в любом возрасте [1], в том числе и в студенческом. Тогда образовательный процесс может рассматриваться как составляющая, влияющая на развитие ЭИ.
Наблюдаемый в настоящее время рост интереса к изучению ЭИ связан как с множеством «белых пятен» в концептуальном поле данного феномена, так и с потребностями прикладных исследований. Кроме того, эмпирические данные свидетельствуют о «массивном взаимодействии» аффективных и когнитивных процессов3.
В предлагаемой вниманию статье дан анализ выявленной взаимосвязи между уровнем ЭИ и академической успеваемостью студентов-менеджеров.
1 Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence // Imagination, cognition and personality. 1990. № 9 (3). Р. 185-211.
2 Goleman D. P. Emotional intelligence: Why it can matter more than IQ for character, health and lifelong achievement. New York: Bantam Books. 1995. Р. 85.
3 Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2 т. Москва: Смысл; Академия, 2006. Т. 2. С. 357.
Обзор литературы
Вопросы развития ЭИ детей, подростков, молодежи не только находятся в фокусе внимания педагогов и психологов, но и приобретают социальное значение. По мнению И. Н. Андреевой, развитая эмоциональность способствует более эффективной ориентации в мире и адаптации в социуме. Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает непосредственно угадывать эмоциональные состояния других людей и распознавать свои эмоциональные отношения с ними [2, с. 6]. Существует четкая зависимость функционирования индивида от степени точности его ориентации, в том числе и эмоциональной, которая особенно важна в период формирования личности1. Речь идет об ориентации не только в окружающей среде, но и в собственном внутреннем мире, об осознании собственной индивидуальности.
Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что ЭИ связан с различными аспектами жизни человека, включая личное благополучие, качество социальных отношений и профессиональную эффек-тивность2. П. Вига, например, отмечает, что положительное влияние ЭИ обусловлено тем, что он обеспечивает способность адаптироваться к стрессовой среде [3], а Р. Бар-он, один из ведущих исследователей ЭИ, подчеркивает, что наличие данной разновидности интеллекта помогает адаптироваться к изменениям и разрешать личностные и межличностные проблемы повседневной жизни3.
Для нашего исследования интерес представляют данные изучения ЭИ и его составляющих у студентов высших учебных заведений. Важность ЭИ для студентов объясняется исследователями тем, что он положительно влияет на мотивацию к обучению [4], адаптацию в университете и на академические результаты [5]. Студенты более успешно осваивают профессиональные компетенции, а высокий уровень ЭИ позволяет им быть хорошими коммуникаторами. В результате, завершив обучение, выпускники становятся востребованными специалистами на рынке труда.
При изучении ЭИ обучающихся в университетах в фокусе внимания исследователей находится еще один значимый для продуктивной профес-
1 Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. Санкт-Петербург: Речь, 2003. 296 с.
2 Adeyemo D. A. Moderating influence of emotional intelligence on the link between academic self-efficacy and achievement of university students / / Psychology and developing societies. 2007. Vol. 19, № 2. Р. 199-213.
3 Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicot-hema. 2006. № 18. Р. 13- 25.
сиональной подготовки фактор - вовлеченность, рассматриваемая у студентов как показатель временных затрат на обучение. По этому показателю можно судить о результатах обучения и его качестве, учебной активности, лояльности студента к университету [6].
В работе Р. Магуайер, А. Эган, П. Хайленд и П. Магуайер доказывают, что ЭИ является важной предпосылкой как аффективной, так и когнитивной вовлеченности [7].
Важно обратить внимание и на возможные отрицательные последствия низкого уровня ЭИ и отсутствия его развития, что может проявляться в неумении выстраивать межличностное общение с другими студентами и преподавателями, неблагоприятном психологическом состоянии, низких результатах обучения, а также в девиантном поведении [8]. Более того, исследователи находят доказательства того, что ЭИ является важным защитным фактором от эмоционального выгорания студентов [9]. А эмоциональное выгорание, в свою очередь, имеет сложную дифференцированную связь с успеваемостью, которая определяется профессиональным самоопределением, включающим в себя мотивы обучения и выбор профессии [10, 11].
Несмотря на то, что многими исследователями подтверждено положительное влияние ЭИ на качество работы, удовлетворение от труда, вовлеченность в коллектив и т. д., по мнению А. Дж. Джагера, в образовательных программах большинства направлений подготовки отсутствуют специальные дисциплины, посвященные данному феномену1.
По мнению ряда исследователей, на развитие ЭИ особое внимание должно быть уделено при подготовке будущих педагогов, психологов и медицинских работников. Это объясняется необходимостью и важностью поддержания эмоционального равновесия при столкновении с негативными ситуациями, которые неизбежны в их работе. Способность к пониманию эмоциональных состояний других людей, умение сопереживать и понимать эмоциональные состояния как больных, так и здоровых людей являются важными показателями профессионализма психологов и медиков [12-14], а способность понимать свои переживания и эмоции другого человека, устанавливать эмоциональные доверительные отношения с детьми и взрослыми людьми - показателями профессионализма педагогов [15].
1 Jaeger A. J. Job competencies and the curriculum: An inquiry into emotional intelligence in graduate professional education // Research in Higher Education. 2003. № 44 (6). Р. 615-639.
Однако исследователями уделяется недостаточно внимания изучению вопросов развития ЭИ при подготовке специалистов других профессиональных сфер с высокой эмоциональной нагрузкой, например такой области, как менеджмент. Высокая значимость ЭИ в управленческой сфере обусловлена необходимостью принимать решения в условиях ограниченных ресурсов, а также ответственностью за решения перед работниками, собственниками и акционерами, партнерами и обществом в целом [16, 17].
Практика трудоустройства выпускников показывает, что менеджеры с развитым ЭИ сегодня востребованы работодателями, так как успех в менеджменте зависит от умений устанавливать конструктивные межличностные отношения. Менеджеры, обладающие высоким ЭИ, испытывают меньше стрессов, отличаются лучшим здоровьем, демонстрируют более высокий моральный уровень и качество работы [18].
Задачей вуза при подготовке менеджеров является создание не только оптимальных учебных условий, но и условий для эмоционального взаимодействия студентов в социокультурной среде вуза, способствующих развитию ЭИ будущих работников [12]. Прямое влияние на качество образования может оказать изучение ЭИ в разрезе специализаций.
В фокусе внимания нашего исследования находится ЭИ студентов-менеджеров, обучающихся в университете, а также взаимосвязь между уровнем их ЭИ и академической успеваемостью.
Методы и результаты исследования
Для будущих руководителей компаний ЭИ - особо важное качество, значимость которого обусловлена спецификой их предстоящей профессиональной деятельности. Менеджер - лицо, которое добивается целей посредством управления действиями других людей. Залогом успеха в данном профессиональном поле является умение выстраивать внутренние и внешние коммуникации. Сохранение эмоционального равновесия («холодной головы») в стрессовых ситуациях может оградить от ошибок и помочь в принятии более эффективных решений.
На основе изученного теоретического материала нами были сформулированы три предположения о развитии ЭИ студентов университета направления подготовки «Менеджмент».
1. Высокий (выше среднего) уровень ЭИ студентов-менеджеров объясняется сознательным выбором будущей профессии и осознанием роли межличностных коммуникаций, персональной ответственности и качеств лидера.
2. Уровень ЭИ студентов старших курсов выше, чем у студентов-первокурсников, так как в процессе обучения происходит его развитие.
3. ЭИ положительно влияет на академическую успеваемость студентов. Возможно, студенты с высоким уровнем ЭИ могут управлять своими эмоциями в ситуациях повышенного стресса (например, экзамена) и в результате получать более высокие оценки.
Нами было предпринято поисковое исследование, ориентированное на изучение ЭИ студентов-менеджеров и выявление ключевых взаимосвязей между развитием эмоционального интеллекта и академической успеваемостью учащихся. Экспериментальной площадкой исследования был Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» г. Перми. Выборку составили 75 студентов бакалавриата, среди которых было 52 девушки (69%) и 23 юноши (31%) со всех четырех курсов обучения. Численность участников равнялась 21% от общего числа обучающихся специальности менеджера с относительно равномерным распределением по курсам (табл. 1).
Таблица 1
Распределение респондентов по курсам обучения
Table 1
The number of respondents by each year of education
Курс Доля респондентов от количества студентов на курсе, %
1-й 22
2-й 20
3-й 18
4-й 23
Итого 21
Для диагностики различных аспектов ЭИ студентов был задействован опросник Д. В. Люсина - психодиагностическая методика, основанная на самоотчете. При этом мы понимали, что ограничением применения опросника является тот факт, что он измеряет представления людей об уровне их ЭИ, которые в некоторых случаях могут отличаться от его реальной выраженности. Однако, учитывая поисковый характер исследования, мы сочли приемлемым использование этого средства. На последующих этапах планируется расширение диагностического инструментария.
В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Автор методики выделяет внутриличностный и межличностный ЭИ. Эти две составляющие актуализируют разные когнитивные процессы и навыки, но, как предполагается, должны быть связаны друг с другом [19].
Опросник Д. В. Люсина состоит из 46 утверждений. Респондентам было предложено оценить степень согласия с содержанием каждого пун-
кта опросника по шкале от «полностью согласен» до «абсолютно не согласен». В целях верификации предположения о влиянии ЭИ на академическую успеваемость к базовому перечню были добавлены вопросы о курсе обучения, возрасте и оценках, полученных студентами в течение учебного года. Для удобства взаимодействия со студентами и оперативного сбора информации была разработана онлайн-форма опроса.
Первым этапом исследования стал анализ общего уровня ЭИ студентов-менеджеров. Средний показатель оказался равным 83 баллам, что соответствует среднему уровню ЭИ, при этом 37% опрошенных продемонстрировали уровень эмоционального интеллекта ниже среднего (табл. 2).
Таблица 2
Уровень эмоционального интеллекта студентов-менеджеров, %
Table 2
EQ of student-managers, %
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
19 18 47 11 5
Таким образом, наше первое предположение не подтвердилось. Это можно, по всей видимости, объяснить тем, что мы переоценили осознанность выбора будущей профессии студентами-менеджерами. Определенная часть из них, вероятно, при выборе места учебы и будущей специальности руководствовалась не требованиями к профессии и наличием собственных склонностей к ней, а предпочла ту специальность, для поступления на которую хватило баллов ЕГЭ или которую порекомендовали родители, друзья.
Интересно, что, несмотря на более высокую эмоциональность в целом, уровень ЭИ у девушек оказался ниже, чем у юношей (81 и 87 баллов соответственно). Это говорит о том, что девушки, принявшие участие в опросе, на момент его проведения в меньшей степени обладали способностью к осознанию и управлению эмоциями, чем юноши.
Средний показатель уровня ЭИ первокурсников составил 85 баллов и превысил уровень ЭИ студентов четвертого года обучения на 2 единицы. Оба показателя соответствуют среднему уровню развития ЭИ. Таким образом, наше второе предположение также не подтвердилось. Отсутствие информации об уровне ЭИ студентов четвертого курса при их поступлении в университет не дало возможности оценить степень влияния университета на развитие ЭИ. Этот же фактор не позволил выявить объективные причины более высоких показателей у студентов-первокурсников по сравнению
с четверокурсниками. Можно только предположить, что студенты первого курса изначально пришли в университет с более развитым ЭИ.
В перспективе мы планируем проследить изменение ЭИ конкретных студентов за все время их обучения в университете.
Рассмотрим эмоциональный интеллект студентов в разрезе структурных составляющих, выделенных Д. В. Люсиным (табл. 3).
Таблица 3
Средние значения структурных компонентов эмоционального интеллекта студентов-менеджеров, баллы
Table 3
Information on student-managers EI components (on average)
Межличностный ЭИ Внутриличност-ный ЭИ Понимание эмоций Управление эмоциями
43 41 42 42
Наиболее развитым у студентов оказался межличностный ЭИ. Это свидетельствует о более высокой выраженности у студентов - участников исследования способности к пониманию чужих эмоций. Возможно, это связано с групповой формой обучения, при которой студенты постоянно контактируют между собой, выполняя совместные задания, проекты, участвуя в общественных мероприятиях, что требует умений командной работы для достижения результата.
Следующим этапом исследования стал корреляционный анализ, проведенный с помощью IBM SPSS Statistics (табл. 4).
Таблица 4
Результаты корреляционного анализа
Table 4
Correlation analysis results
ЭИ Оценка
ЭИ - -0,232**
Оценка -0,232** -
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя)
Корреляционный анализ показал наличие статистически значимой связи между ЭИ студента и его академическими результатами. Однако вопреки первоначальной гипотезе эта связь оказалась отрицательной. Можно предположить, что студенты с высоким уровнем ЭИ более спокойно относятся к своим оценкам, выстраивая полноценный баланс межОбразование и наука. Том 19, № 10. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 10. 2017
ду учебой, работой и личной жизнью. На дальнейшем этапе исследования нами планируется подробно изучить эти вопросы.
Заключение
Трансформация современной образовательной среды ориентирована преимущественно на индивидуальное развитие. Эмоциональная составляющая процесса обучения становится неотъемлемой частью подготовки специалистов [20].
Проведенная диагностика показала, что ЭИ студентов-менеджеров находится на среднем уровне. На наш взгляд, данный результат необходимо рассматривать как возможный потенциал дальнейшего развития ЭИ будущих выпускников.
В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (Пермь) при подготовке будущих менеджеров преподавателями применяются современные технологии обучения, в том числе коммуникативные игры и тренинги по развитию вербальной и невербальной компетентности, коммуникативных, интерактивных и перцептивных умений и навыков, что, безусловно, способствует развитию ЭИ студентов.
Корреляционный анализ показал наличие статистически значимой отрицательной связи между ЭИ студента и его академическими результатами. Это может говорить о том, что студенты с высоким уровнем ЭИ не стремятся быть абсолютными отличниками. Более значимыми для них, вероятно, являются социальные отношения и эмоциональная удовлетворенность, нежели оценка. Однако данное предположение требует проверки на следующем этапе исследования.
Дальнейшая работа видится нам в двух направлениях: организация полноценного исследования на большей по объему и характеру выборке, включающей студентов различных вузов, осуществляющих подготовку по направлению «Менеджмент»; определение степени изменения ЭИ студентов за период их обучения в университете, а также выявление возможностей его развития. Планируется провести лонгитюдное панельное исследование, которое будет включать данные об уровне ЭИ одних и тех же студентов с разрывом, составляющим четыре года обучения в университете.
Список использованных источников
1. Dolev N., Leshem S. Developing emotional intelligence competence among teachers // Teacher Development. 2017. № 21 (1). P. 21-39.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. 388 с.
3. Viguer P., Cantero M. J., Bañuls R. Enhancing emotional intelligence at school: Evaluation of the effectiveness of a two-year intervention program in Spanish pre-adolescents // Personality and Individual Differences. 2017. № 113. P. 193-200.
4. Radu C. Emotional Intelligence - How do we motivate our students? // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. № 141. Р. 271-274.
5. Wang N., Young T., Wilhite, S. C., Marczyk G. Assessing students' emotional competence in higher education: Development and validation of the widener emotional learning scale // Journal of Psychoeducational Assessment. 2011. № 29 (1). Р. 47-62.
6. Савинова С. Ю. Вовлеченность студентов в образовательный процесс: оценка позитивных эффектов // Человек и образование. 2015. № 4 (45). С. 143 - 147.
7. Maguire R., Egan A., Hyland P., Maguire P. Engaging students emotionally: the role of emotional intelligence in predicting cognitive and affective engagement in higher education // Higher Education Research & Development. 2017. № 36 (2). Р. 343-357.
8. Fernández-Berrocal P., Ruiz D. Emotional intelligence in education // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2008. № 15 (2). Р. 421-436.
9. Zysberg L., Orenshtein C., Gimmon E., Robinson R. Emotional intelligence, personality, stress, and burnout among educators // International Journal of Stress Management. 2017. № 24 (S1). Р. 1-16.
10. Маркова Ю. А., Мареева E. Б., Севидова, Л. Ю. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и успеваемости среди студентов старших курсов медицинских вузов [Электрон. ресурс] // Русский медицинский журнал. 2010. № 18 (30). Режим доступа: https://www.rmj.ru/articles/psikhologi-ya/vzaimo-svyazy_sindroma_emocionalynogo_vygoraniya_i_uspevaemosti_sre-di_studentov_starshih_kursov_medicinskih_vuzov/#ixzz50rIgWLBL
11. Горшков E. А., Косоногова В. И. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников // Молодой ученый. 2015. № 23 (2). С. 51-55.
12. Неволина В. В. Исследование структурных компонентов эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза // Дискуссия. 2015. № (5). С. 139-143.
13. Двойнин А. М., Данилова Г. И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2012. № 4 (24). С. 121-134.
14. Мещерякова И. Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 81 (1). С. 157-161.
15. Бокуть E. Л., Губина E. В. Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и толерантности в общении у студентов педагогического университета // Системная психология и социология. 2015. № 13. С. 14-24.
16. Полянова Л. М. Использование моделей эмоционального интеллекта в оценке управленческой деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017. № 2. С. 161-172.
17. Батурин Н. А., Матвеева Л. Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. № 42. С. 4-10.
18. Панфилова А. П., Михальченко С. С. Развитие эмоционального интеллекта как составляющей социальной компетентности менеджеров // Человек и образование. 2013. № 4 (37). С. 66-70.
19. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные. Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. Москва: Институт психологии РАН, 2009. 351 c.
20. Макарова Е. А., Федькина Л. И. Эмоционально-волевой компонент образовательного процесса // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. 2017. № 1. С. 65-69.
References
1. Dolev N., Leshem S. Developing emotional intelligence competence among teachers. Teacher Development. 2017; 21 (1): 21-39.
2. Andreeva I. N. Emocionalnyi intellect kak fenomen sovremennoj psiholo-gii = Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology. Novopolotsk: Polotsk State University; 2011. 388 p. (In Russ.)
3. Viguer P., Cantero M. J., Bañuls R. Enhancing emotional intelligence at school: Evaluation of the effectiveness of a two-year intervention program in Spanish pre-adolescents. Personality and Individual Differences. 2017; 113: 193-200.
4. Radu C. Emotional Intelligence - How do we motivate our students? Pro-cedia-Social and Behavioral Sciences. 2014; 141: 271-274.
5. Wang N., Young T., Wilhite S. C., Marczyk G. Assessing students' emotional competence in higher education: Development and validation of the widener emotional learning scale. Journal of Psychoeducational Assessment. 2011; 29 (1): 47-62.
6. Savinova S. Yu. Engagement of students in the educational process: Estimation of positive effects. Chelovek I obrazovanie = Person and Education. 2015; 4 (45): 143-147. (In Russ.)
7. Maguire R., Egan A., Hyland P., Maguire P. Engaging students emotionally: The role of emotional intelligence in predicting cognitive and affective engagement in higher education. Higher Education Research & Development. 2017; 36 (2): 343-357.
8. Fernández-Berrocal P., Ruiz D. Emotional intelligence in education. Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2008; 15 (2): 421-436.
9. Zysberg L., Orenshtein C., Gimmon E., Robinson R. Emotional intelligence, personality, stress, and burnout among educators. International Journal of Stress Management. 2017. 24 (S1): 1-16.
10. Makarova Yu. A., Mareeva E. B., Sevidova L. Yu. Interrelation of emotional burnout syndrome and academic progress among students of senior courses
of medical universities. Russkij medicinskij zhurnal = Russian Medical Journal [Internet]. 2010 [cited 2017 Aug 08]; 18 (30). Available from: https://www.rmj.ru/ articles/psikhologiya/vzaimo-svyazy_sindroma_emocionalynogo_vygorania_i_us-pevaemosti_sredi_studentov_starshih_kursov_medicinskih_vuzov/#ixzz50rIgWLBL (In Russ.)
11. Gorshkov E. A., Kosonogova V. I. Investigation of emotional burnout syndrome among students of senior courses. Molodoi uchenyi = Young Scientist. 2015; 23 (2): 51-55. (In Russ.)
12. Nevolina, V. V. Investigation of the structural components of the emotional intelligence of medical university students. Diskussiya = Discussion. 2015; (5): 139-143. (In Russ.)
13. Dvoinin A. M., Danilova G. I. Emotional intelligence and reflexiveness of psychology students. Vestnik pravoslavnogo svyato-tihonovskogo gumanitarnogo universiteta = Bulletin of Orthodox Holy Tikhon Humanitarian University. 2012; 4 (24): 121-134. (In Russ.)
14. Mescheryakova I. N. Formation of emotional intelligence of students-psychologists in the process of education in high school. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnie nauki = Bulletin of Tambov University. Series: The Humanities. 2010; 81 (1): 157-161. (In Russ.)
15. Bokut E. L., Gubina E. V. Correlation between emotional intelligence and tolerance in students' communication at the pedagogical university. Sistem-naya psihologiya i sociologiya = System Psychology and Sociology. 2015; 13: 1424. (In Russ.)
16. Polyakova L. M. The use of intelligence models in the assessment of management practices. Vestnik Rossijskogo universiteta druzby narodov. Seria: Sotsi-ologiya = RUDN Journal of Sociology. 2017; 2: 161-172. (In Russ.)
17. Baturin N. A., Matveeva L. G. Social and emotional intelligence: myths and reality. Vestnik Yuchno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of South-Ural State University. 2009; 42: 4-10. (In Russ.)
18. Panfilova A. P., Mihalchenko S. S. Development of emotional intellect as a component of managers' social competence. Chelovek I obrazovanie = Person and Education. 2013; 4 (37): 66-70. (In Russ.)
19. Lyusin D. V. Questionnaire on emotional intelligence «EmIn»: new psychometric data. Sotsialniy i emotsionalniy intellect: ot modeley k izmereniyam = Social and emotional intelligence: from models to dimensions. Moscow: Institute of Psychology Russian Academy of Sciences; 2009. 351 p. (In Russ.)
20. Makarova E. A., Fedkina L. I. Emotional role component of the educational process. Vestnik Taganrogskogo institute im. A. P. Chekhova = Bulletin of Taganrog Institute named after A. P. Chekhov. 2017; 1: 65-69. (In Russ.)
Информация об авторе:
Котомина Ольга Викторовна - старший преподаватель департамента менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Пермь, Россия. E-mail: kotominaov@gmail.com
Статья поступила в редакцию 05.09.2017; принята в печать 15.11.2017. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Information about the author:
Olga V. Kotomina - Senior Teacher, Management Department, National Research University "Higher School of Economics", Perm, Russia. E-mail: kotominaov@gmail.com
Received 05.09.2017; accepted for publication 15.11.2017. The author has read and approved the final manuscript.