Исследование высших корковых функций у детей с нарушением зрения
Коваленко А.В.\ Громакина Е.В.\ Каркашина О.В.2
Observation of higher cortical functions in children with vision dysfunctions
Kovalenko A.V., Gromakina Ye.VKarkashina O.V.
1 Кемеровская государственная медицинская академия, г. Кемерово
2 Детская клиническая больница № 1, г. Кемерово
© Коваленко А.В., Громакина Е.В., Каркашина О.В.
Проведено адаптированное нейропсихологическое исследование 69 детей с гиперметропией, у 35 из которых было косоглазие. Установлено, что дети с нарушением зрения имеют достоверные отклонения в формировании высших психических функций. Основная локализация поражения определяется в теменно-височной, лобной области левого (63,3%) и правого (45,5-/.) полушарий головного мозга. Косоглазие не оказывает влияния на степень тяжести нарушения формирования мозговых структур у детей с гиперметропией.
Ключевые слова: нейропсихологическое исследование, гиперметропия, высшие психические функции.
Adopted neuro-psychological observation of 69 children with hypermetropia. There were also (cross-eye) squint in 35 cases. It is established there are reliable deflections in higher psychological functions for children with vision malfunctions. The main lesion localization is determined in left hemicerebrum 63.3/ and in right hemicerebrum 45.5/. In children with hypermtropia squint (cross-eye) doesn't have influence to severity order of brain structures formation abnormality.
Key words: neuro-psychological observation, hypermetropia, higher psychological functions.
УДК 617.75:612.821.2
Введение
Методы нейропсихологического исследования детей все более широко внедряются в практику детских медицинских и дошкольных образовательных учреждений [з, 10, 15]. Интенсивное развитие нейропсихологии объясняется не только большим числом детей с теми или иными нарушениями психического развития, но и высокой эффективностью нейропсихологического подхода в их диагностике и коррекции [14, 16]. Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение зрительных функций вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающего мира, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.
В настоящее время большинство работ посвящены изучению нарушения высших психических функций у детей, имеющих зрительную депривацию [14, 16]. Клиническая практика показала, что и у слабовидящих пациентов, даже имеющих оптическую коррекцию, наблюдаются отклонения в психическом развитии. Для определения достоверности или опровержения данного предположения было проведено настоя -щее исследование.
Цель представленной работы - определить развитие высших корковых функций у детей с нарушением зрения.
Материал и методы
Проведено одномоментное аналитическое исследование с использованием адаптированного нейропсихологического тестирования высших
Зрительная память Слухоречевая память Интеллект
15 И
29
21,7
15,9 42,0
54 58 40
78,3 84,1 57,9
Коваленко А.В., Громакина Е.В., Каркашина О.В. Исследование высших корковых функций у детей с нарушением зрения
психических функций у 69 детей в возрасте от 4 до 6 лет, посещающих детский сад коррекци-онного типа. У пациентов зарегистрировано нарушение зрения в виде гиперметропии различной степени. Дети были разделены на две группы в зависимости от наличия косоглазия. В первую группу вошли 34 пациента с диагнозом гиперметропии. Вторую группу составили 35 детей, у которых кроме гиперметропии имелось косоглазие. В работе использовалась модифицированная методика «Профиль развития» И.А. Скворцова и адаптированная нейропсихо-логическая диагностика высших корковых функций Э.Г. Симерницкой (1988) [2, 13, 14]. Статистическая обработка проводилась методом альтернативы х2 для определения характера распределения нарушений высших психических функций. Для оценки значимости различий двух групп использовался метод х2 и непараметрический U-критерий Вилкоксона-Манна-Уитни [11, 12].
Результаты и обсуждение
При проведении адаптированного нейропси-хологического исследования выявлено, что задержка формирования высших психических функций присутствует у 66 (95,6%) из 69 детей. Количество дисфункций мозговых структур у каждого ребенка варьировало от 1 до п. Распределение этих нарушений представлено в табл. 1.
Таблица 1
Результаты нейропсихологического тестирования детей с нарушением зрения
Задержка психи- Нормальное пси-
Функция ческого развития хическое разви-
тие
Абс. % Абс. %
Кинестетический праксис 19 27,5 50 72,4
Пространственный прак- 19 27,5 50 72,4
сис
Динамический праксис 29 42,0 40 57,9
Слухомоторная координа- 24 34,7 45 65,2
ция
Зрительный гнозис 33 47,8 36 52,2
Рисунок 21 30,4 48 69,6
Моторная функция речи 25 36,2 44 63,8
Номинативная функция 19 27,5 50 72,4
речи
Незрелость кинестетического праксиса выражалась в нарушении кинестетической основы движений. Задержка созревания пространственного праксиса заключалась в нарушении зрительно-пространственной организации движений. У детей с изменениями в формировании динамического праксиса страдала реципрокная координация. Причиной задержки развития слу-хомоторной координации являлось нарушение слухового восприятия и слабость акустических следов. Проблемы зрительного гнозиса выражались в зеркальности восприятия, нарушении мышления и амнестической афазии. Трудности в тестах по рисованию испытывали 30,4% пациентов. Основными проявлениями моторной дисфункции речи выступали нарушение ее грамматического строя, кинестетическая афазия. Номинативная речь страдала у 27,5% детей. Психофизиологической этиологией зрительной памяти являлись замедленность запоминания и нарушение пространственного восприятия. У детей с гиперметропией отмечена и дисфункция слухоречевой памяти, признаками которой были нарушение порядка элементов, замедленность запоминания, нарушение мышления.
Исходя из предположения, что гиперметро-пия и развитие высших психических функций не имеют между собой какой-либо взаимосвязи, следует, что у данного контингента детей должно отсутствовать нарушение созревания мозговых структур. В связи с этим проведен анализ частоты возникновения нарушений высших психических функций при гиперметропии у детей дошкольного возраста. При оценке полученных результатов найдена достоверность частоты нарушения развития высших корковых функций у детей с гиперметропией (х2 > х20,01;
X2 = 27,64 ).
При установлении локализации поражения преимущественно страдают теменно-височная и лобная область. Частота вовлечения левого полушария головного мозга составила 63,3%, а правого 45,5%.
Экспериментальные и клинические исследования
В исследуемой группе пациентов с нарушением зрения у 35 ( 50,7%) человек зарегистрировано косоглазие. Сочетание гиперметропии с косоглазием является более серьезным дефектом зрительной системы. Отдельно проанализировано, насколько усугубляется у этого контингента детей нарушение формирования высших психических функций. Среди 35 детей нарушение созревания мозговых структур зарегистрировано в юо%. Частота отдельных параметров высших психических функций у детей с косоглазием в сравнении с пациентами, имеющими только нарушение зрения, представлена в табл. 2.
Как видно из табл. 2, увеличивается частота изменений созревания мозговых структур у детей с косоглазием на фоне гиперметропии. Однако при определении различий между группами достоверности не установлено (х2 < х20,05 ;
X2 = 5,88; U > U0,05, U = 105).
Следовательно, дисфункция мозговых структур при нарушении зрения с косоглазием такая же, как и без косоглазия.
Таким образом, патология сенсорной сферы взаимосвязана с нарушением психического развития. Данное исследование находит подтверждение и в литературных источниках [6]. В работах Л.С. Выготского указывается на неравномерность развития аномального ребенка [4]. Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, то у ребенка с патологией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящих общее развитие [1, 6, 19].
Таблица 2
Распределение нарушений высших психических функций у детей с гиперметропией
С косоглазием Без косоглазия
Функция (35 пациентов) (34 пациента)
Абс. % Абс. %
Кинестетический праксис 14 40,0 5 14,7
Пространственный праксис 13 37,1 6 17,6
Динамический праксис 16 45,7 13 38,2
Слухомоторная координа- 14 40,0 10 29,4
ция
Зрительный гнозис 20 57,1 13 38,2
Рисунок
Моторная функция речи Номинативная функция речи
Зрительная память Слухоречевая память Интеллект
13 13
9 16
31.4 37,1 37,1
28.5 25,7 45,7
29,4 35,2
17.6
14.7 5,8 38,2
Сложилось традиционное мнение о степени взаимосвязи корковой ритмики (а-ритма) с де-привацией зрительной системы [7-9, 19-21]. Нарушение созревания коры головного мозга является следствием значительного уменьшения зрительной стимуляции. Однако при гиперметропии имеется оптическая коррекция, и отсутствие зрительной депривации не вызывает сомнений. Но собственные исследования свидетельствуют, что данный контингент детей имеет отклонения в формировании высших психических функций. Вероятно, гиперметропия и изменения мозговых структур являются сочетанным дефектом и, возможно, следствием других процессов ( например, перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС), аномалией развития брахиоцефальных структур) [з, 5, 6,
10, 17].
С учетом высокой частоты нарушений высших психических функций коррекционно-педаго-гическую работу и нейропсихологическую реабилитацию следует начинать с з лет у детей с гиперметропией и косоглазием. Данная работа должна быть поставлена с учетом локализации поражения мозговых структур и характера изменений этих функций. Учитывая разнообразие выявленных нарушений, работу необходимо строить по индивидуальному плану, с проведением предварительного нейропсихологического тестирования. При невозможности исследования высших психических функций общими рекомендациями для данного контингента детей могут быть тренировки мелкой моторики виде пальчиковых игр, логотерапия с з лет, упражнения на развитие логического и ассоциативного мышления.
Выводы
1. Частота нарушений высших психических функций у детей с нарушением зрения состав-
Коваленко А.В., Громакина Е.В., Каркашина О.В. Исследование высших корковых функций у детей с нарушением зрения
ляет 95,5%, что косвенно указывает на возможность сочетанного дефекта ЦНС и органа зрения.
2. Количество и характер дисфункций мозговых структур варьирует индивидуально.
3. Косоглазие не является отягощающим фактором в увеличении частоты нарушений высших психических функций при гиперметро-пии.
Литература
1.Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Медицина, 1982. 234 с.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 214 с.
3. Ашкинадзе А.В., Акинина З.Ф., Пиянзин А.И. и др. Неврологический и психический статус детей дошкольного возраста, имевших в анамнезе перинатальное гипоксически-ишемическое поражение головного мозга // Вопр. соврем. педиатрии. 2004. Т. 3. Прил. 1. С. 35-36.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Медицина, 1960. 365 с.
5. Громакина Е.В. Патогенетические аспекты косоглазия у детей при перинатальной патологии головного мозга: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Красноярск, 2002. 33 с.
6. Дегтярев Д.Н. Ближайшие и отдаленные последствия перинатальной гипоксии у детей различного гестационного возраста: Дис. ... д-ра мед. наук. М., 1999. 261 с.
7. Коган А.Б. Электрические проявления деятельности коры головного мозга. Частная физиология нервной системы. Л.: Медицина, 1983. С. 605-689.
8. Новикова Л.А. Влияние нарушения зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М.: Медицина, 1966. 319 с.
9. Новикова Л.А. Современные представления о происхождении корковой ритмики и анализе электроэнцефалограмм // Современные проблемы
электрофизиологических исследований. М.: Медицина, 1960. С. 255-280.
10. Новоселова Ю.А., Ретюнский К.Ю., Кручиневская Н.Ю. и др. Нейропсихологические аспекты минимальной мозговой дисфункции // Вопр. соврем. педиатрии. 2004. Т. з. Прил. 1. С. 308-309.
11. Поляков И.В., Соколова Н.С. Практическое пособие по медицинской статистике. Л.: Медицина,
1975. 149 с.
12. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. М.: Медиа Сфера, 2003. 305 с.
13. Скворцов И.А., Адашинская Г.А., Нефедова И.В. Модифицированная методика нейропсихологиче-ской диагностики и коррекции при нарушениях развития высших корковых функций у детей. М.,
2000. 50 с.
14. Скворцов И.А. Исследование «Профиля развития» психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений. М., 2002. 19 с.
15. Скворцов И.А. Нарушения психоневрологического развития наследственного и ненаследственного ге-неза. М., 1999. 47 с.
16. Скворцов И.А., Ермоленко Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. М., 2003.
367 с.
17. Скворцов И.А. Роль перивентрикулярной области мозга в нейроонтогенезе (в норме и при детском параличе) // Исцеление: альманах. М., 1995. С. 3861.
18. Смольянинова Н.Л., Эйдинова М.Б. Офтальмо-неврологические и электрофизиологические исследования при неаккомодационном косоглазии у детей // Вестн. офтальмологии. 1969. № 2. С. 76-80.
19. Фарбер Д.А. Закономерности формирования структурно-функциональной организации мозга в онтогенезе // Возрастные особенности физиологических систем у детей и подростков: Тез. докл.
М., 1990. С. 291.
20. Фарбер Д.А., Алфёрова В.В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. М.: Педагогика, 1972.
215 с.
21. Richards J.E., Parmelee A.H., Beckwith L. Spektral analysis of infant EEG and behavioral outcome at age five // Electroaen-cephalography and clinical neurophysiology. 1986. V. 64. № 1. p. 1-10.
Сведения об авторах
Поступила в редакцию 07.04.2009 г.
Коваленко А.В. - д-р мед. наук, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики КемГМА (г. Кемерово).
Громакина Е.В. - д-р мед. наук, зав. кафедрой офтальмологии КемГМА (г. Кемерово).
Каркашина О.В. - канд. мед. наук, заведующая дневным психоневрологическим стационаром детской клинической больницы № 1 (г. Кемерово).
Для корреспонденции
Каркашина Ольга Владимировна, тел.: +7-903-909-1678, 8 (384-2 ) 36-40-92, e-mail: [email protected]