pISSN 2073-039X Анализ конкурентоспособности
elSSN 2311-8725
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ УСЛУГ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ФИТНЕС-ЦЕНТРОВ
Ольга Викторовна АСТАФЬЕВА3', Елена Юрьевна ПУКАРЕВАЬ, Светлана Юрьевна ПУКАРЕВАС
a кандидат экономических наук, доцент департамента менеджмента,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Москва, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0001-6445-4456
SPIN-код: 3600-2945
b студентка бакалаврской программы «финансовый менеджмент»,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Москва, Российская Федерация
el ena.pukareva@rumbl er. ru
https://orcid.org/0000-0002-9280-8060
SPIN-код: 2119-8893
с студентка бакалаврской программы «финансовый менеджмент»,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Москва, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0001-9625-7406
SPIN-код: 3920-2234
' Ответственный автор
История статьи: Аннотация
Получена 16.05.2018 Предмет. Глобальная тенденция перехода на здоровый образ жизни усиливает
Получена в доработанном влияние на поведение потребителей. Здоровый образ жизни становится не просто виде 16.07.2018 потребительским трендом, но и атрибутом статуса человека. В условиях активного
Одобрена 13.08.2018 образа жизни и нехватки времени современным людям особенно важно следить за
Доступна онлайн 29.10.2018 питанием и иметь возможность формировать индивидуальное меню с учетом
особенностей организма и личных предпочтений. Поэтому актуальность услуг УДК 338.1 здорового питания сейчас как никогда высока и в ближайшее время будет
JEL: Р46 продолжать расти.
Цели. Анализ возможностей и оценка перспектив реализации проекта по организации здорового питания при фитнес-центрах.
Методология. Использованы результаты социологического опроса, проведенного авторами, методы обобщения, сравнительного анализа, индукции, декомпозиции. Результаты. Выявлено, что наиболее перспективными для открытия кафе здорового питания при фитнес-клубе являются средний ценовой сегмент, а также Ключевые слова: здоровое региональный рынок фитнес-центров.
питание, рынок фитнес- Выводы. Несмотря на то что в России рынок фитнес-услуг не так развит, как в услуг, потребительские некоторых других странах, спрос на эти услуги продолжает расти, следовательно, у предпочтения, фитнес- сектора большой потенциал роста. Развитие сети кафе здорового питания при центры, кафе при фитнес- фитнес-центрах позволит решить проблему правильного питания для людей, центрах стремящихся к здоровому образу жизни.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Астафьева О.В., Пукарева Е.Ю., Пукарева С.Ю. Исследование возможностей развития услуг здорового питания с учетом потребительских предпочтений посетителей фитнес-центров // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - Т. 17, № 10. - С. 1036 - 1950. https://doi.org/10.24891/ea.17.10.1936
1936
Введение
В современных условиях здоровый образ жизни становится не просто потребительским трендом, но и атрибутом статуса. Так, согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в 2017 г., число тех россиян, кто занимается спортом и ведет активный образ жизни, составило 76%, что на 16% превысило показатель 2015 г.1.
Неотъемлемой составляющей здорового образа жизни является правильное питание, способствующее поддержанию здоровья и отличной физической формы, что особенно важно для современного человека. Неправильное питание в свою очередь приводит к нарушению работы определенных функций органов человека, а иногда и к нарушению работы организма в целом. Растущий ритм жизни современного человека, быстрые перекусы и употребление фаст-фуда негативно отражаются на здоровье общества. Поэтому актуальность исследования рынка здорового питания и потребительских предпочтений людей, занимающихся спортом, является достаточно высокой. Исследованию рынка здорового питания посвятили свои работы В.Е. Корытова, С.А. Гарбуз, А.Г. Будрин [1], Л.В. Кузнецова [2], Е.В. Мишон, Г.Ю. Злобина [3], А.В. Радионова [4]. Анализ российского рынка фитнес-услуг проводился такими учеными, как М.В. Ефремова, О.В. Чкалова, Т.К. Бошман [5], М.Н. Золотов [6], Е.С. Кабановская [7] и др.2.
Целью нашего исследования является анализ развития рынка здорового питания для выявления возможностей реализации проекта по созданию кафе здорового питания при фитнес-центрах. В рамках обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
• провести анализ мирового и отечественного рынков здорового питания, выявить основные сегменты рынка;
1 Число россиян, занимающихся спортом, достигло максимума. URL: https://life.m/t/%D0%BD%D0%BE %D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/154199
2 Матасова И. Обзор российского рынка фитнес-услуг // Les Nouvelles Esthetigues. 2009. № 5. С. 21-25; Салахова Э.К., Агеева Г.Ф. Анализ конкурентоспособности сети фитнес-клубов «АРЕНА GYM».
URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3143 .pdf
• исследовать основные тенденции развития рынка фитнес-услуг, его ключевых игроков;
• определить потребительские предпочтения и выявить основные типы потребителей рынка фитнес-услуг;
• определить предпринимательские возможности для реализации проекта создания кафе при фитнес-центрах.
Анализ рынка здорового питания
Мировой рынок продуктов здорового питания продолжает увеличиваться. Крупнейшим рынком здорового питания обладают США, лидерами также являются Китай, Япония, Бразилия и Великобритания. Растущая осведомленность потребителей о пользе правильного питания и положительном влиянии натуральных продуктов и напитков на здоровье человека ведет к увеличению темпов роста на рынке здорового питания.
Лидером на глобальном рынке здорового питания станут продукты категории Freefrom, не содержащие определенных компонентов (например, без глютена, без лактозы, без молока и др.). По прогнозам экспертов, в целом рост сегмента здорового питания будет опережать развитие рынка традиционных продуктов.
Продукты категории Freefrom, или диетические продукты, которые раньше употреблялись лишь узким кругом потребителей, страдающих непереносимостью каких-либо компонентов, в настоящее время увеличивают свою популярность. Их употребление активно пропагандируется, что, безусловно, стало одним из факторов роста продаж этой категории (7% за 2017 г.).
В 2015 г. было выяснено, что во всех странах мира люди стремятся употреблять как можно больше натуральных продуктов. Исследование показало, что такое качество, как натуральность, в наибольшей степени привлекает потребителей, что и вызывает спрос на такой сегмент, как натуральные продукты (Naturally healthy). В 2016 г. этот сегмент оценивался в 249 млрд долл. При этом эксперты прогнозируют стремительный рост
1937
данной категории в ближайшие годы. А к 2021 г. ожидается абсолютный рост в 42 млрд долл. Тенденцию к здоровому питанию активно поддерживает государство, ужесточая требования к производителям продуктов.
Стремление потребителя питаться правильно - тенденция, проявляющаяся во всех странах мира. В развивающихся странах в 2016 г. больше всего вырос спрос на органические и натуральные здоровые продукты. Категория продуктов Freefrom активно растет в развитых странах, на развивающихся рынках ее рост не так заметен. В развивающихся странах меньше всего выросла категория продуктов «лучшее для вас» (Better for you), на развитых рынках она сократилась на 2,5%, что свидетельствует о такой тенденции, как изменение рынка здорового питания в направлении от искусственно обогащенных продуктов и напитков в сторону более натуральных функциональных предложений.
Тяжелыми для развития индустрии здорового питания были 2015-2016 гг., а экономический рост был крайне низким. Несмотря на это, мировое производство здорового питания продолжало расти. Развивающиеся рынки Аргентины и Китая, а также ключевые рынки развитых стран, таких как США, продолжали расти. В 2016 г. индустрия рынка здорового питания оценивалась в 707 млрд долл. По прогнозу экспертов, к 2021 г. данный рынок вырастет еще на 15%. Развивающиеся страны станут основными участниками рынка, ожидается, что Марокко и Турция возглавят список3.
Российский рынок здорового питания занимает лишь малую долю мирового, но несмотря на это имеет тенденции к росту. Основным барьером развития рынка здорового питания в России являются завышенные на данную продукцию цены. Причина тому - использование натуральных ингредиентов, обогащение продукции витаминами и микроэлементами, а также более сложный процесс производства, перевозки, хранения и реализации продуктов здорового питания. Так, если в США и
3 Бизнес пищевых ингредиентов online. URL: http://bfi-online.ru/index.html?kk=c6d34d261e&msg=5883
странах Европы органические продукты дороже обычных на 20-60%, то в России разница между стоимостью таких продуктов варьируется от 150 до 600%4.
Опрос ВЦИОМ показал, что 53% россиян соблюдают тот или иной режим питания. Стоит отметить, что с каждым годом данный показатель увеличивается (в 2014 г. - 49%, в 2015 г. - 51%). Кроме того, 30% опрошенных россиян стараются придерживаться здорового питания, а доля тех, кто чувствует себя совершенно здоровыми, не придерживаясь определенного рациона, сократилась до рекордного показателя - 18%5.
Исходя из прогнозов экспертов, занимающихся исследованиями в области здорового питания, через 10-20 лет продукты сбалансированного и диетического питания будут составлять одну треть нашего рациона6.
Объем российского рынка здорового питания в 2015 г. составил около 413 млн долл. Рынок продуктов здорового питания делится на сегменты, которые имеют приблизительно равные доли (рис. 1). Однако наибольший объем продаж приходится на органические продукты (43%, а общая сумма составляет 178 млн долл.). К этой категории относятся экологически чистые продукты, которые выращены только на натуральных удобрениях, без добавления искусственных или вредных для здоровья человека ингредиентов (овощи, фрукты, мясо и рыба, молочные продукты, крупы, соки и другие изделия). Объем продаж функциональных продуктов (к этому сегменту относят продукты, обогащенные витаминами и полезными добавками, помогающие улучшить здоровье человека, например, кисломолочные продукты, хлебобулочные изделия, напитки и другие продукты питания) составил 31%, общая стоимость которых
4 Аналитики ГК Step by Step представляют новое готовое исследование «Российский рынок здорового питания 2016. Тенденции рынка (выпуск 4)». URL: http://www.step-by-step.ru/news/company/14271/
5 ВЦИОМ выяснил, сколько россиян следят за своим питанием. URL: http://doctorpiter.ru/artides/16955/
6 Аналитики ГК Step by Step представляют новое готовое исследование «Российский рынок здорового питания 2016. Тенденции рынка (выпуск 4)». URL: http://www.step-by-step.ru/news/company/14271/
1938
128 млн долл. Наименьший объем продаж приходится на диетические продукты (26%, а цена их в общей сумме составляет 106 млн долл.). Диетические и диабетические продукты - это продукты питания, которые разработаны для людей, имеющих необходимость придерживаться определенной диеты, назначенной врачами или основанной на собственных расчетах (безуглеводные продукты, продукты с низким содержанием сахара, обезжиренные продукты, безглютеновые продукты и др.)7.
Российский рынок здорового питания делится на три ценовых сегмента: низкий, средний и высокий. В низком ценовом сегменте стоимость килограмма продуктов не превышает 1 000 руб., в среднем ценовом сегменте цена за килограмм варьируется от 1 000 до 2 000 руб., в высоком ценовом сегменте стоимость килограмма продуктов превышает 2 000 руб. Среди наиболее преуспевающих компаний, предлагающих продукты в высоком ценовом сегменте, следует выделить: Feet & Sweet (ООО «Фитэндсвит», Москва), Excess Free (ООО «Эксесс Фри Фабрик», Москва), а также продукцию ряда частных фермеров. К маркам, предлагающим продукты в низком ценовом сегменте, относятся «Диетика» (ООО «Диетика», Санкт-Петербург), «Макмастер» (ООО «Макарон Сервис», Москва). В среднем ценовом сегменте наиболее известная компания «Ди энд Ди» (ООО «Корпорация Ди энд Ди», Санкт-Петербург). Наиболее крупными производителями продуктов здорового питания в России являются:
• группа компаний «Арком» - производство диетической и диабетической продукции;
• ООО «Петродиет» - производство диетической и диабетической продукции;
• ЗАО «Диадар» - производство диетической и диабетической продукции;
• Агропромышленный холдинг «ЭкоНива-АПК» - производство органических продуктов питания;
7 Куплю на рынке я картошку ви-ай-пи. Обзор российского рынка здорового питания.
URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=2398
• ООО «Торговый дом «Киприно» -производство органических молочных продуктов.
Спрос на продукцию данных компаний на рынке здорового питания в течение нескольких лет не уменьшается, что позволяет им долго не терять своих позиций.
Факторами, определяющими спрос на продукты здорового питания, являются:
• стремление современных людей заниматься спортом и вести здоровый образ жизни;
• быстрый жизненный темп и нехватка времени на приготовление и полноценный прием пищи;
• рост популярности услуг диетологов и профессиональных фитнес-тренеров по похудению и контролю веса;
• рост заболеваемости населения.
В зависимости от причин, из-за которых люди начинают употреблять здоровое питание, можно выделить три типа потребителей (табл. 1).
Исследование рынка фитнес-услуг
Люди, стремящиеся к здоровому образу жизни, стараются не только правильно питаться, но и поддерживать себя в форме, для этого многие пользуются фитнес-услугами. Фитнес - это направление спортивных услуг, которое активно начало развиваться в России в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Процент занимающихся физической культурой и спортом в России довольно невысок - чуть больше 15%. В экономически развитых странах он примерно 40-50%. При этом в 2016 г. в Российской Федерации насчитывалось 290 947 спортивных сооружений, из них 3,7 тыс. фитнес-клубов.
Фитнес занимает часть рынка спортивно-оздоровительных услуг. Объем российского рынка фитнес-индустрии составляет не более 1% от общемирового. Согласно опросу экспертов РБК, в настоящее время фитнесом занимаются 12,5% жителей Москвы и Московской области. В то же время
1939
вовлеченность жителей других мировых столиц (в первую очередь развитых стран) достигает 20-25%. Это говорит о том, что рынок фитнес-услуг в России обладает значительными перспективами развития, а его объем может быть увеличен не менее чем в два раза8.
На сферу фитнес-услуг оказали влияние такие факторы, как финансовый кризис и падение реальных доходов населения. По данным РБК, падение доходов россиян наблюдается четвертый год подряд: в 2014 г. реальные доходы россиян сократились на 0,7%, в 2015 г. -на 3,2%, в 2016 г. - на 5,8%, в 2017 г. - на 1,7%9. Но несмотря на негативные факторы, с каждым годом рынок фитнес-услуг в России продолжает расти. За 2016 г., по оценке аналитиков РБК, рынок достиг 109,9 млрд руб., а темп роста составил 8,3%, в 2017 г. этот показатель вырос до 11%, а сам рынок фитнес-услуг уже составил 122 млрд руб. (рис. 2).
Несмотря на падение доходов населения, сейчас отказаться от услуг фитнес-клубов готовы только 4,8% респондентов (рис 3). Но значительная часть опрошенных готова перейти в фитнес-клуб эконом-класса (21,3%). Это говорит о том, что люди хотят посещать фитнес-центры независимо от размеров своих доходов, а значит, спрос на фитнес-услуги довольно стабилен.
С уще с твует не сколько ф акторов , способствующих дальнейшему росту рынка. К ним можно отнести такие, как слабая степень проникновения фитнес-услуг на отечественный рынок (по статистике, всего 3% населения России занимаются фитнесом, при этом в развитых странах этот показатель достигает 15%), а также довольно низкий уровень развития фитнес-услуг в регионах10.
8 Обзор рынка фитнес-услуг.
URL: https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-fitnes-uslug/
9 Реальные доходы россиян показали снижение четвертый год подряд. URL: https://www.rbc.ru/economics/25/01/2018/ 5a69dc3b9a7947621f973468
10 Обзор рынка фитнес-услуг.
URL: https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-fitnes-uslug/
Характерной особенностью Московского региона является значительная степень консолидации рынка. Таким образом, большая его часть поделена между несколькими крупными игроками, при которых уже существуют фитнес-кафе. Однако в регионах ситуация совсем другая - рынок диверсифицирован, присутствует большое количество небольших игроков, в том числе региональных, при которых еще нет кафе здорового питания [8]. С дальнейшим развитием фитнес-услуг в России в регионах скорее всего произойдет разделение рынка между крупными игроками, как это уже произошло в Москве. Для московского рынка характерно сильное насыщение центра города данным видом услуг и снижение плотности сосредоточения фитнес-центров по мере удаленности от центра.
В столичном регионе фитнес-клубы в зависимости от ценового сегмента подразделяются на премиум, бизнес, комфорт, эконом и лоу-кост (табл. 2).
В настоящее время доля совокупной выручки фитнес-центров эконом-класса составляет 34% и является наибольшей, а наименьшая доля принадлежит фитнес-клубам премиум-класса11 (рис. 4).
Крупнейшим игроком по количеству фитнес-клубов на территории Российской Федерации в 2017 г. стала «Русская фитнес-группа» (фитнес-клубы World Class, «Физкульт»), на втором месте - Федеральный холдинг «Алекс Фитнес» (ALEX FITNESS, OLYMP, ALEX GYM), на третьем - компания «Икс-Фит» (X-fit). Также в пятерку лидеров рынка вошли две локальные сети: московская «Зебра» и Fitness House, работающие и на рынке Санкт-Петербурга.
Как показывают исследования, при каждом из фитнес-клубов этих сетей уже существует кафе (фитнес-бар), которое либо является частью фитнес-центра, либо представлено организацией, сотрудничающей с ним. Такие кафе, которые уже имеют большую популярность, составляют конкуренцию
11 Матасова И. Обзор российского рынка фитнес-услуг // Les Nouvelles Esthetigues. 2009. № 5. С. 21-25.
1940
12
новым игрокам, только выходящим на рынок12 (табл. 3).
Предпочтения потребителей, стремящихся поддерживать здоровый образ жизни
Фитнес влияет на образ, который человек стремится создать. В современном мире все большее значение имеет тенденция здорового образа жизни, люди хотят хорошо выглядеть и поддерживать себя в форме. Таким образом, все больше людей ходят в различные фитнес-клубы, следят за своим здоровьем и правильно питаются. В связи с этим в последнее время огромную популярность начинают набирать кафе здорового питания при фитнес-центрах. Ведь большинство клиентов фитнес-клуба становятся посетителями кафе при нем. Такие заведения существуют как при ключевых игроках фитнес-индустрии, так и при небольших фитнес-клубах. В основном данный вид услуг развит в городах с большой численностью населения, таких как Москва (рынок фитнес-услуг развит больше всего) и Санкт-Петербург. Он также развивается и в других городах с достаточно большим количеством населения, несмотря на то что фитнес-центров там меньше.
Расширение бизнеса фитнес-баров в большей степени происходит за счет увеличения количества фитнес-клубов среднего ценового сегмента, бурный рост в котором произошел в 2009-2010 гг. Именно поэтому развитие фитнес-кафе наиболее перспективно в этом сегменте. Тем более в настоящее время в среднем ценовом сегменте существует много сетей фитнес-центров, при которых еще нет баров или кафе здорового питания, следовательно, конкуренция не так велика и есть потенциал для роста. Именно такие фитнес-центры являются перспективными для создания в них подобных заведений.
Сфера фитнес-услуг всегда очень сильно зависит от потребительского поведения. Основными потребителями фитнес-услуг являются люди в возрасте от 14 до 40 лет со средним достатком, проживающие недалеко от
12 Привычная бизнес-модель фитнес-клубов дала сбой. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10162/
фитнес-центра и стремящиеся к здоровому образу жизни.
Среди них можно выделить такие группы:
• люди, занимающиеся спортом профессионально;
• люди, имеющие проблемы с лишним весом;
• люди, желающие поддерживать себя в форме.
Исследования, проведенные компанией Symbol-Marketing, показывают, что самой активной группой посетителей являются женщины до 30 лет. Это объясняется тем, что женщины сильнее, чем мужчины, склонны следовать модным тенденциям и больше заботятся о своем внешнем виде. Так как рассматриваемые кафе находятся на территории фитнес-клубов, критерии их основных потребителей совпадают с критериями потребителей фитнес-услуг.
В настоящее время существует достаточное количество фитнес-центров, на территории которых нет кафе здорового питания. По данным проведенного нами опроса, 35,7% респондентов отметили, что на территории посещаемого фитнес-клуба не было кафе. При этом 91,4% опрошенных хотели бы, чтобы на территории их фитнес-центра было кафе здорового питания с возможностью создания индивидуального меню. Большая часть опрошенных предпочла средний ценовой сегмент (46%), наименьшая доля - люди, выбравшие премиум-класс (18,6%). Эти данные в очередной раз доказывают, что наиболее перспективным вариантом будет открытие кафе при фитнес-клубе среднего класса. Также стоит отметить, что более 90% опрошенных респондентов считают правильное питание важным фактором, оказывающим влияние на здоровье. Из них 85,7% отметили, что им часто не хватает времени питаться правильно. Среди предложенных критериев, необходимых для кафе здорового питания, наиболее важным люди считают возможность создания индивидуального меню для каждого посетителя (38,6%). К немаловажным
1941
факторам респонденты отнесли также вкус блюд и указание жиров, белков и углеводов. Наименее значимым фактором оказалась стоимость блюд (рис. 5). А значит, можно сделать вывод, что потребители готовы тратить деньги на здоровое питание независимо от его цены.
Описание бизнес-идеи по созданию кафе при фитнес-центрах
Создание кафе здорового питания на территории фитнес-центра позволит решить проблему, которая все более остро встает перед людьми, стремящимися к здоровому образу жизни. Проблема заключается в том, что люди хотят питаться правильно, но не имеют времени, чтобы приготовить себе здоровую пищу. Кроме того, многие не знают, какое именно питание поможет им поддерживать себя в форме и будет благоприятно влиять на их здоровье. Открытие фитнес-кафе позволит решить эту проблему, так как в таком заведении предполагается индивидуальный подход к каждому клиенту, то есть возможность создания меню с учетом особенностей конкретного посетителя. Люди смогут экономить свое время, так как им не придется тратить его на приготовление желаемых блюд, помимо прочих услуг предусматривается возможность доставки еды на дом.
Для выявления возможностей реализации этой бизнес-идеи были проанализированы экономические, социальные, политические и другие тренды, которые могут повлиять на ее осуществление (стать барьером или наоборот, способствовать ее развитию):
• рост популярности фитнес-услуг, ежегодные темпы прироста аудитории в России, опережающие общемировые показатели;
• пропаганда здорового образа жизни государством, активная поддержка развития спорта, способствующая развитию рынка фитнес-услуг;
• посещение фитнес-центров как показатель социального статуса. Большая часть таких людей посещают фитнес-клубы премиум-
класса и не станут отказываться от этого даже с падением уровня своих доходов.
Для определения факторов, положительно и отрицательно влияющих на развитие этой бизнес-идеи, был проведен SWOT-анализ (рис. 6).
Как показывают результаты SWOT-анализа, бизнес-идея по открытию фитнес-кафе довольно перспективна. В связи с активным расширением рынка фитнес-услуг и увеличением количества фитнес-клубов на территории России основной целевой аудиторией фитнес-центра становятся люди, живущие недалеко от него. При этом важно выбрать такое географическое расположение, чтобы рядом с фитнес-клубом не находилось других кафе, которые могли бы привлечь часть его аудитории. Тогда у фитнес-кафе всегда будет часть своих постоянных посетителей.
Исходя из того, что средний чек в кафе будет равен 1 120 руб., постоянные затраты, не зависящие от объема производства (заработная плата, арендная плата, реклама), составят 806 270 руб., а затраты на единицу продукции - 476 руб., можно сделать вывод, что срок окупаемости проекта будет равен 22 месяцам (табл. 4).
Подводя итог, можно сделать вывод, что в мире усиливаются тенденции к здоровому образу жизни. Люди хотят быть здоровыми, питаться правильно и поддерживать себя в форме. В то же время быстрый ритм жизни делает это затруднительным. Именно поэтому создание кафе здорового питания является отличным решением данной проблемы, так как основывается на удовлетворении главных потребностей современных потребителей. Кроме того, создание кафе при фитнес-центрах является привлекательной идеей для владельцев фитнес-клубов в связи с тем, что кафе станет дополнительной возможностью расширения предлагаемых услуг и привлечения клиентов, а значит, позволит увеличить прибыль. Реализовывать эту идею лучше всего в Московской области и сотрудничать с фитнес-центрами среднего ценового сегмента.
1942
O.V. Astaf'eva et al. / Economic Analysis: Theory and Practice, 2018, vol. 17, iss. 10, pp. 1936-1950
Таблица 1
Предпочтения потребителей в зависимости от типа
Table 1
Preferences of consumers depending on consumer type
Тип потребителей Предпочтения
Потребители, которые по состоянию здоровья Диетические и диабетические продукты питания,
(ввиду заболеваний или непереносимости какого- не содержащие противопоказанного потребителю
либо ингредиента) вынуждены употреблять ингредиента (безглютеновые, не содержащие сахара
здоровое питание, придерживаться особой диеты и т.д.)
Потребители, следующие современным тенденциям Органические и натуральные продукты питания,
и ведущие активный образ жизни, стремящиеся не содержащие вредных ингредиентов и каких-либо
питаться правильно и поддерживать себя в форме добавок
Потребители-спортсмены (во время соревнований, Функциональные продукты питания (искусственно
когда особенно важно поддерживать себя в форме) обогащенные витаминами и полезными добавками)
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Таблица 2
Ценовые сегменты на рынке фитнес-услуг
Table 2
Price segments at the fitness services market
Ценовой сегмент Стоимость годового абонемента, руб.
Премиум/люкс Более 80 000
Бизнес 50 000-80 000
Комфорт 30 000-50 000
Эконом 15 000-30 000
Лоу-кост Менее 15 000
Источник: Обзор рынка фитнес-услуг. URL: https://www.openbusmess.ru/biz/business/obzor-rynka-fitnes-uslug/
Source: Obzor rynka fitnes-uslug [Fitness services market review].
URL: https://www.openbusiness.ru/biz/busmess/obzor-rynka-fitnes-uslug/ (In Russ.)
Таблица 3
Ценовые сегменты фитнес-центров и кафе при них
Table 3
Fitness centers: Price segments and opened food spots at fitness facilities
Ценовой сегмент Крупнейшие игроки Количество фитнес-клубов Фитнес-кафе (фитнес-бар)
Бизнес-класс «Алекс Фитнес» (ALEX FITNESS, OLYMP, ALEX GYM) Более 70 Кафе Alex fitness
Премиум-класс WorldClass 82 Фитнес-бар X & Co Green Line
Физкульт 13 Фитнес-бар X & Co Green Line
Комфорт X-fit Более 60 Фитнес-кафе FRESH FIT
Fitness House 38 Фитнес-кафе
Эконом-класс Зебра 33 Фитнес-бар
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
1943
Таблица 4
Финансовые показатели проекта по созданию кафе при фитнес-центрах, руб.
Table 4
Financial indicators of projects for opening a food spot at a fitness facility, RUB
Средний Постоянные Переменные Общие Доход Маржинальный Чистая
чек затраты затраты затраты доход прибыль
840 806 270 399 840 1 206 110 940 800 540 960 -265 310
860 806 270 409 360 1 215 630 963 200 553 840 -252 430
880 806 270 418 880 1 225 150 985 600 566 720 -239 550
900 806 270 428 400 1 234 670 1 008 000 579 600 -226 670
920 806 270 437 920 1 244 190 1 030 400 592 480 -213 790
940 806 270 447 440 1 253 710 1 052 800 605 360 -200 910
960 806 270 456 960 1 263 230 1 075 200 618 240 -188 030
980 806 270 466 480 1 272 750 1 097 600 631 120 -175 150
1 000 806 270 476 000 1 282 270 1 120 000 644 000 -162 270
1 020 806 270 485 520 1 291 790 1 142 400 656 880 -149 390
1 040 806 270 495 040 1 301 310 1 164 800 669 760 -136 510
1 060 806 270 504 560 1 310 830 1 187 200 682 640 -123 630
1 080 806 270 514 080 1 320 350 1 209 600 695 520 -110 750
1 100 806 270 523 600 1 329 870 1 232 000 708 400 -97 870
1 120 806 270 533 120 1 339 390 1 254 400 721 280 -84 990
1 140 806 270 542 640 1 348 910 1 276 800 734 160 -72 110
1 160 806 270 552 160 1 358 430 1 299 200 747 040 -59 230
1 180 806 270 561 680 1 367 950 1 321 600 759 920 -46 350
1 200 806 270 571 200 1 377 470 1 344 000 772 800 -33 470
1 220 806 270 580 720 1 386 990 1 366 400 785 680 -20 590
1 240 806 270 590 240 1 396 510 1 388 800 798 560 -7 710
1 260 806 270 599 760 1 406 030 1 411 200 811 440 5 170
1 280 806 270 609 280 1 415 550 1 433 600 824 320 18 050
1 300 806 270 618 800 1 425 070 1 456 000 837 200 30 930
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
1944
Рисунок 1
Структура российского рынка здорового питания в 2015 г., % Figure 1
The structure of the Russian healthy food market in 2015, percentage
Источник: Обзор российского рынка здорового питания. URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?artide=2398
Source: Obzor rynka fitnes-uslug [Fitness services market review]. URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?artide=2398 (In Russ.)
Рисунок 2
Темпы роста фитнес-услуг в России в 2010-2017 гг., млрд руб. Figure 2
Growth rates of fitness services in Russia in 2010-2017, billion RUB
Источник: РБК: российский рынок фитнес-услуг в 2017 году вырастет на 11%. URL: https://incrussia.ru/news/rbc-survey-fitness-market/
Source: RBK: rossiiskii rynok fitnes-uslug v 2017 godu vyrastet na 11% [RBC: The Russian fitness services market to grow by 11% in 2017]. URL: https://incrussia.ru/news/rbc-survey-fitness-market/ (In Russ.)
1945
Рисунок 3
Результаты опроса о готовности потребителей отказаться от фитнес-центров, % Figure 3
Results of the survey on the willingness of consumers to refuse fitness center services, percentage
□ Не собираюсь ничего менять, несмотря на ухудшение положения
□ Продолжу заниматься, меня не коснулся кризис.
□ Планирую поменять фитнес-клуб на более дешевый
□ Планирую отказаться от услуг фитнес-центра
Источник: Исследования рынка фитнес-услуг 2018. URK: https://marketing.rbc.ru/landmgs/8/
Source: Issledovaniya rynka fitnes-uslug 2018 [Fitness services market study 2018]. URL: https://marketing.rbc.ru/landings/8/ (In Russ.)
Рисунок 4
Ценовые сегменты на рынке фитнес-услуг, % Figure 4
Price segments in the fitness service market, percentage
Источник: Обзор рынка фитнес-услуг. URL: https://www.openbusmess.ru/biz/business/obzor-rynka-fitnes-uslug/
Source: Obzor rynka fitnes-uslug [Fitness services market review].
URL: https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-fitnes-uslug/ (In Russ.)
Рисунок 5
Наиболее важные критерии для посетителей фитнес-кафе, % Figure 5
The most important criteria for fitness cafe visitors, percentage
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 6
SWOT-анализ проекта по созданию кафе при фитнес-центрах Figure 6
SWOT analysis of the project for café creation at fitness centers
Сильные стороны
Слабые стороны
Составление индивидуального меню с учетом
особенностей каждого клиента.
Услуга доставки еды на дом.
Наглядное представление калорийности каждого
блюда.
Проведение различных мероприятий, связанных со здоровым образом жизни, для привлечения клиентов. Сотрудничество с фитнес-клубом, нацеленное на привлечение новых клиентов_
Зависимость количества посетителей от сезона. Дороговизна, вызванная высокими ценами на продукты здорового питания. Зависимость целевой аудитории от количества посетителей фитнес-центра
Возможности
Угрозы
Увеличение потребительского спроса на здоровое питание.
Относительная неразвитость региональных рынков по сравнению со столичным. Рост потребителей фитнес-услуг и как следствие -увеличение целевой аудитории фитнес-кафе. Пропаганда здорового образа жизни_
Довольно большая конкуренция, в том числе из-за появления новых игроков на рынке услуг здорового питания.
Рост цен на продукты здорового питания
Источник: авторская разработка Source: Authoring
1947
Список литературы
1. Корытова В.Е., Гарбуз С.А., Будрин А.Г. Исследование потребителей на российском рынке здорового питания // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8-9. URL: http://online-science.ru/userfiles/file/aez5jnzuc3wfl1bgvdzpuqdpaxxesim8.pdf
2. Кузнецова Л.В. Методология макромаркетинга: рефлексивный подход к управлению потребительским потенциалом рынка продуктов питания // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 2. С. 58-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/metodologiya-makromarketinga-refleksivnyy-podhod-k-upravleniyu-potrebitelskim-potentsialom-rynka-produktov-pitaniya
3. Мишон Е.В., Злобина Г.Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 7. С. 20-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kachestvo-zhizni-strukturnye-sostavlyayuschie-i-perspektivnye-napravleniya-razvitiya
4. Радионова А.В. Анализ состояния и перспектив развития российского рынка функциональных напитков // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Процессы и аппараты пищевых производств. 2014. № 1. URL: http://processes.ihbt.ifmo.ru/file/article/8776.pdf
5. Ефремова М.В., Чкалова О.В., Бошман Т.К. Анализ российского рынка фитнес-услуг // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 21. С. 25-37.
URL: https://cyberleninka.ru/article/nXanaliz-rossiyskogo-rynka-fitnes-uslug
6. Золотов М.Н. Формирование адекватной спросу населения сети физкультурно-спортивных сооружений на основе маркетинговых исследований // Теория и практика физической культуры. 2003. № 6. С. 58-61.
7. Кабановская Е.С. Особенности формирования и регулирования российского рынка фитнес-услуг // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2008. № 3. С.18-21.
8. Астафьева О.В. Развитие кадрового потенциала в системе региональных ресурсных центров // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 9. С. 39-50. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kadrovogo-potentsiala-v-sisteme-regionalnyh-resursnyh-tsentrov
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном
отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было
третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных,
написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
1948
pISSN 2073-039X Analysis of Competitive Ability
eISSN 2311-8725
ANALYZING THE DEVELOPMENT OF HEALTHY FOOD SERVICES BASED ON CONSUMER PREFERENCES OF FITNESS CENTER VISITORS
Ol'ga V. ASTAF'EVA*', Elena Yu. PUKAREVAb, Svetlana Yu. PUKAREVAc
a Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation
https://orcid.org/0000-0001-6445-4456
b Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation
el ena.pukareva@rumbl er. ru
https://orcid.org/0000-0002-9280-8060
c Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation
https://orcid.org/0000-0001-9625-7406
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 16 May 2018 Subject The article addresses the health food services, their importance at the present time.
Received in revised form Objectives The aim of the study is to review possibilities and assess prospects for 16 July 2018 implementing projects for healthy nutrition organization at fitness centers.
Accepted 13 August 2018 Methods We employ results of our sociological survey, methods of generalization, Available online comparative analysis, induction, and decomposition.
29 October 2018 Results The study reveals that the mid-range segment and regional market of fitness
centers are the most important factors in opening the healthy food cafés at fitness centers. JEL classification: P46 Conclusions Despite the fact that the Russian market of fitness services is underdeveloped
as compared to other countries, the demand for these services continues increasing. Keywords: healthy food, Therefore, the sector has a high potential for growth. The development of a healthy food fitness services market, café network at fitness centers will solve the dietary problem for people who want to live a
consumer preferences, fitness healthy lifestyle. facility, fitness café
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Astaf eva O.V., Pukareva E.Yu., Pukareva S.Yu. Analyzing the Development of Healthy Food Services Based on Consumer Preferences of Fitness Center Visitors. Economic Analysis: Theory and Practice, 2018, vol. 17, iss. 10, pp. 1936-1950. https://doi.org/10.24891/ea.17.10.1936
References
1. Korytova V.E., Garbuz S.A., Budrin A.G. [Research of consumers in the Russian market of healthy food]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, Social-economic and Social Sciences, 2017, no. 8-9.
URL: http://online-science.ru/userfiles/file/aez5jnzuc3wfl1bgvdzpuqdpaxxesim8.pdf (In Russ.)
2. Kuznetsova L.V. [Macro-management methodology: Reflexive approach to the management of consumer potential at the food market]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2012, no. 2, pp. 58-64.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/metodologiya-makromarketinga-refleksivnyy-podhod-k-upravleniyu-potrebitelskim-potentsialom-rynka-produktov-pitaniya (In Russ.)
1949
3. Mishon E.V., Zlobina G.Yu. [Life quality: Structural components and perspective ways of development]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2010, no. 7, pp. 20-25.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kachestvo-zhizni-strukturnye-sostavlyayuschie-i-perspektivnye-napravleniya-razvitiya (In Russ.)
4. Radionova A.V. [Analysis of the functional drinks market in Russia and its extension courses]. Nauchnyi zhurnal NIUITMO. Ser.: Protsessy i apparaty pishchevykh proizvodstv = Scientific Journal NRUITMO. Series Processes and Food Production Equipment, 2014, no. 1.
URL: http://processes.ihbt.ifmo.ru/file/article/8776.pdf (In Russ.)
5. Efremova M.V., Chkalova O.V., Boshman T.K. [Analysis of the Russian market of fitness services]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2015, no. 21, pp. 25-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rossiyskogo-rynka-fitnes-uslug (In Russ.)
6. Zolotov M.N. [Formation of a network of physical education and sports institutions adequate to demand of the population on the basis of market research]. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture, 2003, no. 6, pp. 58-61. (In Russ.)
7. Kabanovskaya E.S. [The specifics of the development and regulation of the Russian fitness services market]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov = Bulletin of Saint-Petersburg State University of Economics, 2008, no. 3, pp. 18-21. (In Russ.)
8. Astaf'eva O.V. [Development of human resource capacity in the system of regional resource centers]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2016, no. 9, pp. 39-50. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kadrovogo-potentsiala-v-sisteme-regionalnyh-resursnyh-tsentrov (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or
potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the
publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,
writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
1950