РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 4 • апрель 2018 ISSN 1994-6937
>
издательство
Креативная экономика
Russian Journal of Entrepreneurship
исследование восприятия программы поддержки малого и среднего предпринимательства в разрезе экономических и социально-демографических характеристик предпринимателей приморского края
Жохова В.В. 1, Денисов В.В. 1
1 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия АННОТАЦИЯ:
Проведенное исследование позволяет выделить определенные тенденции развития регионального предпринимательства, а также выявить наиболее актуальные проблемы реализации государственной политики в данной области. В статье представлен мониторинг предпринимательства в Приморском крае в период 2016-2017 гг. Цель мониторинга - провести исследование развития предпринимательства и изучить мотивацию предпринимателя к успешной предпринимательской деятельности, способствующей социально-экономическому развитию региона. В статье обращено внимание на предпринимательскую активность и устремления предпринимателей, их восприятие и отношение к региональным программам поддержки предпринимательства, к реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2017 гг.» и исполнению подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственная программа поддержки предпринимательства, факторы развития предпринимательства, мотивация предпринимателя, образование предпринимателя, профессиональный рост, развитие предпринимательства в Приморском крае.
study of the perception on small and medium-sized business support program in terms of economic and socially-demographic characteristics of businessmen of primorye Territory
Zhokhova V.V.1, Denisov V.V. 1
1 Far Eastern Federal University, Russia
введение
Исследование состояния и развития предпринимательской деятельности на территории Приморского края осуществлялось в рамках проекта «Мониторинг предпринимательства в Приморском крае (период 2016-2017 гг.)», организованного Школой экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета. Проект организован в ходе реализации научного направления ШЭМ ДВФУ
«Исследование закономерностей и тенденций развития современного предпринимательства», проводится на базе научной Лаборатории исследования предпринимательства (ЛИП) и Центра предпринимательства ДВФУ. Консультантом проекта выступил Департамент экономики и поддержки предпринимательства Приморского края.
Важнейшую составную часть рыночной экономики представляет такой вид экономической деятельности, как малое и среднее предпринимательство. Определение темпов экономического роста региона во многом обусловливается условиями и факторами развития предпринимательского сектора, где осуществление поддержки со стороны органов государственной власти является актуальным явлением.
Цель организации мониторинга: провести исследование и осуществить сравнительный анализ развития предпринимательства Приморского края в период 2016-2017 гг., проблем ведения бизнеса в рамках реализации государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2020 гг.» и исполнения подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» (от 7.12.2012 № 382-па) в период изменений законодательства в части принятия Федерального Закона «О свободном
ABSTRACT:_
The study allows to highlight certain trends in the development of regional entrepreneurship, as well as to identify the most urgent problems of the implementation of state policy in this area. The article presents the monitoring of the business in Primorsky region in the period 2016-2017. The goal of the monitoring is to examine regional entrepreneurship and to study the motivation of an entrepreneur to a successful business activity, contributing to socio-economic development of the region. The article draws attention to the entrepreneurial activity and aspirations of entrepreneurs, their perception and attitude to the regional entrepreneurship support program, to the implementation of the state program "Economic development and innovative economy of Primorsky Krai" for 2013-2017"" and to the performance of the sub-program "Development of small and medium-sized businesses in Primorsky Krai".
KEYWORDS: stage entrepreneurship support program, factors of entrepreneurship development, entrepreneur motivation, entrepreneurial education, professional growth, business development in Primorsky Krai
JEL Classification: L26, M11, M21 Received: 11.03.2018 / Published: 30.04.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zhokhova V.V. (zhokhova.vv0dvfu.ru)
CITATION:_
Zhokhova V.V., Denisov V.V. (2018) Issledovanie vospriyatiya programmy podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva v razreze ekonomicheskikh i sotsialno-demograficheskikh kharakteristik predprinimateley Primorskogo kraya [Study of the perception on small and medium-sized business support program in terms of economic and socially-demographic characteristics of businessmen of Primorye Territory]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (4). - 945-964. doi: 10.18334/rp.19.4.38933
порте Владивосток» (от 13.07.2015 № 212-ФЗ) в разрезе экономических и социально-демографических характеристик предпринимателей региона.
Основные задачи мониторинга предпринимательства:
• исследование отраслевой и региональной специфики малого и среднего бизнеса в Приморском крае;
• исследование предпринимательских инвестиций для развития предприятия и наличия инвестиционного проекта в анализируемый период;
• выявление областей знаний, необходимых начинающему предпринимателю, и исследование влияния уровня образования на осуществление предпринимательской деятельности, необходимости в его повышении;
• исследование восприятия реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и выявление факторов, наиболее затрудняющих эффективную реализацию предпринимательской деятельности в Приморском крае.
Мотивами данного исследования стали: дефицит аналитической информации, поступающей на регулярной основе и доступной региональным регуляторам, предпринимательским объединениям и самим предпринимателям региона, а также наблюдающееся увеличение в период 2013-2016 гг. числа предприятий малого и среднего бизнеса, растущих компаний, показывающих создание новых рабочих мест в регионе, но снижение численности персонала.
Целевой аудиторией для исследования в проекте являются предприниматели малого и среднего бизнеса Приморского края, участвующие в мероприятиях, ежегодно организуемых в ДВФУ, и отобранные посредством случайной выборки в организациях г. Владивостока.
Реализация проекта осуществлялась в соответствии с календарным планом на период 2016-2017 гг., включающим проведение кабинетных и полевых исследований, обработку полученных данных и анализ результатов исследования, подготовку отчетных данных по мониторингу и обсуждение результатов.
ОБ АВТОРАХ:_
Жохова Валентина Владимировна, доцент кафедры менеджмента, кандидат экономических наук (zhokhova.vv0dvfu.ru)
Денисов Владимир Венгерьевич, доцент кафедры менеджмента, кандидат социологических наук (Denisov.vv0dvfu.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Жохова В.В., Денисов В.В. Исследование восприятия программы поддержки малого и среднего предпринимательства в разрезе экономических и социально-демографических характеристик предпринимателей Приморского края // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 4. -С. 945-964. doi: 10.18334/гр.19.4.38933
Исследовательская проблема
На 1 января 2017 г. в Приморском крае постоянно проживает 1924,5 тыс. человек. За 2016 г. численность постоянного населения уменьшилась на 4,5 тыс. человек (на 0,4%), где 62% этого сокращения составила миграционная убыль. Численность экономически активного населения составила 1049,3 тыс. человек (99,3% к периоду 2015 г.), на развитие экономики и социальной сферы края за счет всех источников финансирования в 2016 г. использовано 123 500 млн руб. инвестиций в основной капитал, что составило 82,8% к уровню прошлого года; среднедушевые денежные доходы населения составили, по оценке, 32574 руб. в месяц и уменьшились к соответствующему периоду прошлого года на 1,3% [8]. Исследование предпринимательской деятельности в Приморском крае в период 2015-2016 гг. показало, что в 2016 г. число малых предприятий составило 45 801 ед., что выше, чем в 2015 г., на 15,3%; средняя же численность работников в 2016 г. составила 159,6 тыс. человек, что ниже на 3,4% в 2015 г. (табл. 1).
В рамках Федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства была разработана Краевая долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» на 2011-2013 гг., на реализацию которой было выделено 228 млн руб. из федерального бюджета.
Исследование российских научных источников показывает, что предпринимательская деятельность может существовать и развиваться при наличии определенных объективных и субъективных условий [10]:
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий Приморского края в период 2010-2016 гг., млн руб.
Малые предприятия 2010 2013 2014 2015 2016
Число предприятий, единиц 29627 31146 31735 38778 45801
Средняя численность работников - всего, включая 174,4 155,3 158,6 165,6 159,6
внешних совместителей и
работающих по договорам, тыс. человек
Среднесписочная численность работников, 153,8 147,0 147,6 158,4 152,2
тыс. человек
Среднемесячная начисленная заработная плата 13003,9 17448,3 18351,5 18951,9 20191,6
работников, рублей
Оборот предприятий в действующих ценах 304961,5 394966,1 409956,2 792727,3 796257,3
в том числе:
отгружено товаров и услуг собственного произ- - 158558,4 156779,5 - 218069,6
водства
продано товаров несобственного - 236407,7 253176,7 - 578187,9
производства
Инвестиции в основной капитал 5500,0 2882,9 3488,2 14449,5 13017,1
Источник: [8]
• благоприятная правовая среда - наличие государственных юридических законов, разрешающих и поощряющих предпринимательство;
• благоприятная экономическая среда, выражающаяся набором необходимых условий экономического характера: частная или коллективная собственность на капитал, продукт и доход; свобода выбора деятельности в пределах законодательства страны; свобода в назначении цен, свобода выбора места использования рабочей силы; конкуренция;
• благоприятная социальная среда - благожелательное, терпимое отношение всего населения к предпринимательству и к предпринимателям;
• внутренняя готовность субъекта к предпринимательству, которая определяется природными способностями и накопленными знаниями субъекта, а именно: желание что-то делать для получения дохода; знать, как это делать; уметь делать.
В Приморском крае созданы благоприятные условия для успешного развития предпринимательства и функционирования предпринимательской среды (табл. 2).
Изучение и анализ экономических показателей региона, государственных и региональных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и предпринимательской среды показывает необходимость исследования предпринимательской деятельности Приморского края, а также восприятия предпринимателями нормативных правовых актов и их воздействия на успешное развитие предпринимательства в регионе.
методология исследования
Для проведения исследования был выбран качественный метод с использованием интервью. Интервью определяется как целенаправленная дискуссия между интервьюерами и респондентами с целью сбора валидных данных, необходимых для достижения целей исследования, и сопровождается наблюдением интервьюера, что дает более полную картину исследования. Данный метод позволил получить глубокую и развернутую информацию о предпринимательстве в Приморском крае, изучить предпринимательскую деятельность региона и мотивы поведения предпринимателей, выявить проблемы предпринимательства и сформировать гипотезы и продуктивные идеи, направленные на его развитие.
Для опроса предпринимателей был выбран метод структурированного интервью, предусматривающий использование анкет, содержащих заранее составленные и идентичные для всех участников вопросы, а также варианты возможных ответов. Вопросы для интервью формировались на основе изучения региональных проблем предпринимательства за период 2012-2016 гг., исследовании электронных порталов [4-6] и анализируемых концепций: Теория человеческого капитала (Human capital), Теория заинтересованных сторон (Stakeholder theory), Концепция управления знаниями в современных организациях, представленных в российских и зарубежных научных публикациях по менеджменту и предпринимательству, среди них: «Российское предприни-
Таблица 2
Функционирование предпринимательской среды Приморского края
Предпринимательская среда Функционирование предпринимательской среды
Правовая среда - Федеральный Закон «О свободном порте Владивосток» (от 13.07.2015 № 212-ФЗ); - Федеральный Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» (от 29.12.2014 № 473-ФЗ); - Государственная программа Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2020 гг.», подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» (Постановление Администрации Приморского края от 7.12.2012 № 382-па)
Экономическая ситуация Промышленный комплекс является наиболее развитой частью экономики Приморья. Он дает почти треть валового регионального продукта. Здесь сосредоточено 30% основных производственных фондов и 27% трудоспособного населения края, занятого в экономике. Основными являются рыбообрабатывающая и рыбоперерабатывающая отрасли, электроэнергетика и угольная промышленность, машиностроение и судоремонт, горнообрабатывающая, лесная и деревообрабатывающая отрасли. Предприятия совершенствуют ассортимент выпускаемой продукции с привлечением современных технологий и новых производств. Для развития малого и среднего предпринимательства функционируют сети финансово-кредитных учреждений в Приморском крае.
Институциональная среда Институциональная среда в Приморском крае характеризуется наличием разнообразных институтов, с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции и устанавливаются деловые взаимоотношения, к ним относятся банки, страховые компании, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, Центры занятости населения и др. Активно функционируют общественные фонды, организации и НКО, среди них: общественный фонд содружества собственников в сфере ЖКХ по Приморскому краю; НКО - Приморский краевой фонд защиты потребителей; территориальное общественное самоуправление «Де-Фриз» и др.; и объединения предпринимателей, такие как: Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», Приморское краевое отделение; ООО «Деловая Россия», Приморское региональное отделение; Общественный совет предпринимателей Приморья» и др.
Источник: составлено авторами
мательство», «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент», «Экономический журнал ВШЭ», «Academy of Management Review», «Journal of Business Venturing», «Journal of World Business» и др. При интервью использовались вопросы закрытого и открытого видов. На предложенный открытый вопрос респондент имел возможность дать подробный ответ и выразить свое мнение, закрытые вопросы позволяли получить четко определенную информацию или подтвердить различные факты
при высказывании. При этом интервьюер заносил полученные ответы в стандартизированную форму в виде оговоренных кодов. Применялось как прямое, так и опосредованное интервью с респондентами с использованием телефонных переговоров.
Разработанная анкета-опросник содержала 32 вопроса, она прошла тестирование - интервьюирование по анкете было предложено более 10 респондентам, каждому респонденту задавался дополнительный вопрос: «Какие вопросы анкеты требуется изменить в ходе интервью для формирования конкретных ответов респондентов по выявлению мотивации предпринимателей к предпринимательской деятельности и успешному развитию бизнес-климата в регионе?». После анализа ответов респондентов в анкету-опросник были добавлены вопросы, связанные с обсуждением Федерального закона Российской Федерации «О свободном порте Владивосток».
Выборка предпринимателей - квотная, включающая пол, возраст, образование предпринимателей. При построении выборки респондентов не использовались квоты по форме их собственности - частной, акционерной или иной. Интервью проводилось с владельцами или с представителями высшего руководства малого и среднего бизнеса, соответствующих квотам частных бизнесов. В период исследования было опрошено 95 респондентов. Интервьюирование респондентов в период 2016 г. проводилось на мероприятиях в Дальневосточном федеральном университете (Приморский край, г. Владивосток) с приглашением предпринимателей, среди них: X-й Международный экологический форум «Природа без границ» [7], Форум предпринимателей «Рост» [9], Бизнес-форум «Аякс» [2]. В 2017 г. опрос предпринимателей проводился выборочно на предприятиях малого и среднего бизнеса г. Владивостока и на площадке III-ей Предпринимательской Ассамблеи «Китай - Россия», проводимой на площадке ДВФУ.
Результаты исследования
В рамках исследования использовались следующие научные определения:
Предпринимательство - любая попытка создания нового бизнеса или предприятия либо расширения существующего бизнеса, предпринятая отдельным лицом, группой лиц или ранее существовавшими коммерческими организациями [11].
Предпринимательская активность является многосторонним понятием и описывает вовлеченность населения в создание новых компаний, управление растущими и устоявшимися компаниями, а также закрытие бизнеса [1] (Verkhovskaya, Dorokhina, 2008).
Предпринимательские устремления отражают качественную природу предпринимательской активности. В проекте GEM разработана система измерения таких индикаторов, как представление на рынок новых продуктов, внедрение новых производственных процессов, вовлеченность во внешние рынки, развитие компании [4].
Изучен доклад губернатора Администрации Приморского края о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ в Приморском крае за 2016 г. [8]. В докладе представлена оценка расходов, связанных с реализацией государствен-
ной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2020 гг.» (табл. 3).
Таблица 3
ресурсное обеспечение Государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края
на 2013-2020 гг.»
источники ресурсного обеспечения оценка расходов (в соответствии с государственной программой), тыс. руб. Фактические расходы, тыс. руб. степень освоения средств,%
всего 4 816 032,80 3 823 858,60 79,40
федеральный бюджет 708 733,4 708 733,4 100,00
краевой бюджет 4 057 672,2 3 072 897,3 75,73
бюджет муниципальных образований 49 627,2 42 227,9 85,09
Источник: [8]
В докладе отмечено: в 2016 г. состоялось 4 заседания Наблюдательного совета свободного порта Владивосток, где представлены информационные материалы по инвестиционным проектам, планирующим получить статус резидента Свободного порта Владивосток, где было рассмотрено 125 заявок. В рамках проведения Восточного экономического форума было подписано 59 соглашений на сумму 205 637,58 млн рублей с созданием 4 280 новых рабочих мест. В 2016 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, фактически составило 1245 единиц при плане 695 ед. Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, фактически составило 358 ед. при плане 140 единиц [8].
В результате деятельности Центра развития экспорта Приморского края зафиксировано 1490 обращений, организовано участие приморских предпринимателей в 8 международных выставках (Республика Корея, КНР), 3 бизнес-миссиях (Китай, Япония). Для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе экспортеров, проведены: 3 конференции; 3 круглых стола, конкурс «Лучший экспортер года»; 26 семинаров и 6 программ обучения для субъектов малого и среднего предпринимательства. По результатам оказанных услуг и участия в выставочных мероприятиях 20 субъектов малого и среднего предпринимательства заключили 31 экспортный контракт. Получили поддержку 27 субъектов малого и среднего предпринимательства в форме субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга). Итогом стало открытие в 2016 г. 5-ти лицензированных дошкольных образовательных центров. В результате финансовой
поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства в виде предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований, в том числе отнесенных к монопрофильным, на поддержку муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства предоставлены субсидии 185 субъектам малого предпринимательства. В докладе подчеркнуто, что из 50 показателей государственной программы в полном объеме достигнуты 47 (94%).
В докладе губернатором отмечено развитие кадрового потенциала в системе образования Приморского края, где предусмотрено: 46 523,60 тыс. руб., профинансировано в 2016 г. - 43 506,60 тыс. руб. На услуги по дополнительному профессиональному образованию предусмотрено: 43 516,60 тыс. руб., профинансировано - 43 516,60 тыс. руб. На реализацию мероприятий Подпрограммы «Развитие профессионального образования» в 2016 г. программой предусмотрено 1 527 403,57 тыс. руб., из них профинансировано за счет средств краевого бюджета 1 508 050,52 тыс. руб., за счет федерального бюджета - 9 408,60 тыс. руб. [8].
Отраслевая региональная специфика развития малого и среднего бизнеса имеет большое значение для анализа его роли в промышленном и технологическом развитии Приморского края. Отраслевая принадлежность малого предприятия определяет, какое место оно может занимать в цепочке создания стоимости, свидетельствует об его включенности в воспроизводственный процесс, степени влияния на темпы экономического развития, участии в решении социальных проблем региона.
Исследование восприятия программ поддержки малого и среднего предпринимательства Приморского края проводилось в разрезе экономических и социально-демографических характеристик предпринимателей. Респондентами являлись предприниматели более чем 14-ти отраслей Приморского края, деятельность которых осуществлялась преимущественно от 3-х до 10-ти лет (рис. 1-3).
Для исследования нами отобраны предприниматели, имеющие опыт предпринимательской деятельности не менее лет (рис. 3). Из них свыше 50% респондентов считают, что опыт и уровень профессионального образования существенно влияют на развитие предпринимательской деятельности (2016 г. - 53,6%; 2017 г. - 58,2%), свыше 75% предпринимателей заинтересованы в повышении своего образовательного уровня (2016 г. - 75%; 2017 г. - 76,1%), и свыше 77% опрошенных готовы финансировать данную деятельность (2016 г. - 85,7%; 2017 г. - 77,6%).
Основные области знаний, необходимые для начинающего предпринимателя, отмечают респонденты, это правовые аспекты (2016 г. - 53,6%; 2017 г. - 59,7%), бизнес-планирование (2016 г. - 50%; 2017 г. - 64,1%), маркетинг и управление продажами (2016 г. - 50%; 2017 г. - 67,1%), экономика предприятий (2016 г. - 35,7%; 2017 г. -58,7%), основы менеджмента (2016 г. - 28,6%; 2017 г. - 53,7%). В 2017 г. наибольшее предпочтение респонденты отдали изучению специального курса: Маркетинг и управление продаж, более 50% предпринимателей отметили, что готовы учиться, используя дистанционную форму обучения (рис. 4).
Производство
Здравоохранение
Сельское хозяйство
Транспорт
Энергетика, информация и связь
Строительство
Реклама
Консалтинг, аудит, фин. деятельность
Образование
Некоммерческая организация
Торговля Полиграфия
Развлечение
Рисунок 1. Отрасли исследуемых предприятий в 2016 г. Источник: составлено авторами
■2016 год ■2017 год
-О -О ^ а* ^ аР Л- А ^ А* а? Л44 оР ^
-С4 с/ «3>* # Л»У <0* Ж ^ о" У
Рисунок 2. Отрасли исследуемых предприятий в 2016 и 2017 гг. Источник: составлено авторами
За анализируемый период численность персонала на исследуемых предприятиях в большей степени была стабильной, при опросе респондентов в 201(5 г. она увеличилась) в 28,6% предприятиях, в 2017 г. - в 25,4% предприятиях (рис. 5).
Объем реализованной продукции (услуг) исследуемых предприятий в 2015 г. (опрос 2016 г.) распределился следующим образом: менсе 1 млн руб. - 25%); менее 10 млн руб. - 18%; менве 60 млн руб. - 36%; 60 мели руб. и более - 21%. Объем продаж:
Г
Менее От год^ От трех От пяти От десяти (ода до трех до пяти до десяти
Рисунок 3. Опыт работы исследуемого респондента в 2016-2017 гг. Источник: составлено авторами
70% 60% 50% 40% 30% 20% -10% 0%
■ а
! ! г г
12016 год
12017 год
«Г
У ./
Рисунок 4. Области необходимых знаний для предпринимателя Источник: составлено авторами
продукции исследуемых предприятий в 2016 г. увеличился (опрос 2017 г.) и распределился следующим образом: менее 1 млн руб. - 9%; менее 10 млн руб. - 25%; менее 60 млн руб. - 46%; 60 млн руб. и более - 1!?% (рис. 6). Представланные данные показывают развитие исследуемых предпринимательских фирм.
46,4% респондентов отмечают активность предпринимательской деятельности в 201(5 г. В2017 г. развитие предпринимательства в Приморском крае оценивалось
й-
• Опросе 2016году
I Опрос в 2017 г., сравнение 2016 к 2015
■ Опрос 2017 г., сравнение 2017 к 2016
Р исунок 5. (Состояние численности персонала в исследуемых предприятий Источник: составлено авторами
■ Опрос 2016года I Опрос 2017 года
Менее 1 Менее 10 Менее 60 60 млн. млн. руб млн. руб. млн. руб. руб. и более
Рисунок 6. Объем реализации продукции (услуг) исследуемых предприяти й в анализируемый
период
Истсчник: составлено авторами
■ Опрос 2016 года, сравнение 2016к2015 году
■ Опрос 2017 года, сравнение 2016к2015 году15
ш Опрос 2017 года, сравнение 2017 к 2016 году
Рисунок 7. Состояние ¡развития исследуемых предприятий Источник: составлено авторами
Рисунок 8. Привлечение инвестиций для развития бизнеса в инследуемых предприятиях
Источник: составлено авторами
60%
50% 40%
10% 0%
1 0
III в ■ •1
II1
"1 г
г ч
и пг
опрос 2016
опрос 2017
опрос 2016
опрос 2076
опрос 2016
опрос 2017
Уменьшить
I Объем производства (продаж)
I Номенклатура продукции
-Число рабочих мест
13/п сотрудников
- Прибыль от деятельности предприятия
Рисунок 9. Планирование деятельности исследуемых предприятий Источник: составлено авторами
респондентами в большей степени как «не изменившееся» - 38,8%, но предприниматели видят первпективыдля развития бизнеса в дальнейшем (рис. 7).
Опрос риспондентов в 2016 г. показал: 53,6% предпринимателей инвестировали денежные средства на резвитие собственного бизнеса. 2017 г, показал большую активность предпринимателей в данном вопросе, но при этом в 2016 г. 50% опрашиваемых отметили, что нуждаются в дополнительном инвестировании; в 2017 г. процент нуждающихся в дополнительном инвестировании увеличился на 8,2% (58,2%), при этом акцент был сделан на привлечение инвесторов - 87,2% (рис. 8).
На вопрос «Есть ли у Вас инвестиционный проект создания/развития своего бизнеса на 2018 г.», респонденты отвечали: «да» и «нет».
Опрос респондентов в 2016-2017 гг. показал, что предприниматели не планируют снижать темпы роста предприятий: 71,4% респондентов планировали в 2016 г. увеличить объем продаж и прибыль от деятельности предприятия, изменив «ассортимент» реализованной продукции (услуги) и увеличив число рабочих мест. Изменение в сторону увеличения заработной платы сотрудников планировали только 1/3 опрошен-
ных предпринимателей. В 2017 г. 40,2% предпринимателей планировали увеличивать объемы продаж и прибыль от деятельности предприятия, при этом предприниматели планировали увеличить заработную плату сотрудников (53,7%), увеличение же числа рабочих мест отмечено только 29,8% респондентами (рис. 9).
Исследование отношения респондентов Приморского края к Федеральному Закону «О свободном порте Владивосток» (от 13.07.2015 № 212-ФЗ) показало, что предприниматели заинтересованы в том, чтобы стать участниками проекта «Свободный порт Владивосток» (2016г. - 82,1%; 2017 г. - 71,6%). Респондентами отмечено, что новые экономические условия стали более доступны для предпринимателей в 2016 г. и обозначили наиболее способствующие этому актуальные факторы: налоговые льготы (2016 г. - 100%; 2017 г. - 86,5%), режим свободной таможенной зоны (2016 г. - 92,8%; 2017 г. - 61,2%). В 2016 г. отмечен фактор «сокращенные сроки получения разрешительной документации для строительства» (78,6%), в 2017 г. - льготные арендные ставки (58,2%) и др. Но отношение респондентов к предпринимательской деятельности в новых условиях в анализируемый период остается достаточно скептическим.
Основные мероприятия при реализации Государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2020 гг.», подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» в анализируемый период оценивались респондентами по шкале: 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - неудовлетворительно. В 2017 г., по сравнению с 2016 г., значительно снижается количество предпринимателей, оценивших показатели на «неудовлетворительно», к примеру, показатель «Финансовая поддержка (субсидии) по государственной программе» снижен с 52 до 32%, «Доступная инфраструктура поддержки МСП» снижен на 25%.
В 2017 г. показатели: «Финансовая поддержка (субсидии) по государственной программе» 47,7% респондентов оценивается на «удовлетворительно». 58,2% респондентов оценивают показатель «Предоставление муниципального недвижимого имущества для бизнеса» так же на «удовлетворительно», только 20,8% респондентов определяют данный показатель положительным. 52,2% респондентов оценивают «Доступность инфраструктуры поддержки МСП» на оценку «хорошо», и «Доступ предпринимателей к финансовым ресурсам» 35,8% респондентов так же оценивается положительно (рис. 10).
В целом, реализация программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Приморском крае за анализируемый период оценивается предпринимателями положительно: в 2017 г. оценка «неудовлетворительно» за анализируемые показатели снижена дополнительно у 10% респондентов, оценка «удовлетворительно» увеличена у 3% в сравнении с 2016 г.; на «хорошо» и «отлично» реализация программ государственной/муниципальной поддержки оценивается более 1/3 респондентов (37%).
Респондентами отмечено, что основными факторами, наиболее затрудняющими предпринимательскую деятельность в Приморском крае, являются: административные барьеры, уровень бюрократизма при решении вопросов, связанных с бизнесом (2016 г. -
2-неуд. 2-неуд. 3-удоел. 3-удовл 4-хор. 4 хор.
Опрос 2016 Опрос 2017 Опрос 2016 Опрос 2017 Опрос 2016 Опрос 2017
■ Финансовая поддержка (субсидии) по государственной программе
■ Предоставление муниципального недвижимого имущества для бизнеса
. а " . :
■ Доступ к финансовым ресурсам (банковские кредиты, микрофинансовые организации и т.п.)
■ Реализация программы поддержки МСП в целом
Рисунок 10. Анализ восприятия реализации государственных программ поддержки
предпринимателей!
Доступная инфраструктура поддержки МСП (бизнес-инкубатор, гарантийный фонд и др.
Источник: составлено авторами
53,6%; 2017 г. - 53,7%); коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления (2016 г. - 39,2%; 2017 г. - 55, 2%); высокий уровень цен на сырье, материалы и полуфабрикаты (2016 г. - 46,4%; 2017 г. - 53,7%); высокая налоговая нагрузка и обязательные платежи (2016 г. - 42,8%; 2017 г. - 50,7%); отсутствие квалифицированной рабочей силы и специалистов (2016 г. - 35,7%; 2017 г. - 41,7%); в 201(5 г. указывается дополнительно фактор «сложность получения государственных услуг (разрешений на строительство, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.д.)» -32,4%, в 2017 г. «конкуренция на рынке продукции/услуг» - 31,3% (рис. 11).
Обсуждение
Проведение Мониторинга предпринимательства в Приморском крае в период 2016-2017 гг. позволило исследовать развитие бизнеса и его успешность в продолжающийся кризисный период в разрезе экономических и социально-демографических характеристик предпринимателей региона; проследить предпринимательскую активность и предпринимательское устремление; исследовать уровень и профиль образования предпринимателя и выявить необходимость предпринимателя в дополнительном обучении; исследовать формы поддержки предпринимателей, их отношение к государственным программам поддержки и взаимоотношения с контрольно-надзорными органами государства и региона.
1 Опрос 2016 года ■ Опрос 2017 года
Рисунок 11. Основные факторы, затрудняющие предпринимательскую деятельность в
Приморском крае Источник: составлено авторами
Прошедший 2017 г. не являлся годом предпринимательских прорывов и успехов. Большая часть приморских предпринимателей в условиях продолжающейся нестабильности экономики «сосредоточились на выживании», отложив развитие до лучших времен. Льготные механизмы, данные региону федеральным центром и призванные обеспечивать его опережающее развитие, оказались востребованными у бизнеса, но практического применения пока не получили. Анализируемый период отметился ростом количества субъектов малого и среднего предпринимательства, но деловой климат в регионе не стал лучше.
Предприниматели придерживаются мнения о том, что опыт и высокий профессиональный уровень образования влияет на развитие предпринимательства в регионе, и большинство респондентов готовы повышать собственный уровень образования, получая знания по: экономике предприятия, бизнес-планированию, маркетингу и управлению продажами, основам менеджмента и знаниям банковских продуктов/ услуг.
Респонденты подчеркивают, что вопрос о подготовке предпринимателей обсуждается специалистами разных сфер деятельности региона, но вся проблематика сводится, как правило, к тому, как и чему учить бизнесменов. Бизнес-школы создаются для того, чтобы готовить специалистов в области организации эффективной деятельности, ориентированной на зарабатывание денег, и это, безусловно, является базовой компетенцией для предпринимательской деятельности. Но далеко не все выпускники этих школ становятся предпринимателями, т.к. успешное предпринимательство невозможно без организационного, управленческого опыта и навыков, наличия таланта управленца.
Респонденты выделяют основные факторы, наиболее затрудняющие предпринимательскую деятельность в Приморском крае, среди них: коррупция; административные барьеры, высокий уровень цен на сырье, материалы и полуфабрикаты; высокая налоговая нагрузка и обязательные платежи; уровень бюрократизма при решении вопросов, связанных с бизнесом; отсутствие квалифицированной рабочей силы и специалистов.
Следует отметить интерес к реализации Федерального закона «О свободном порте Владивосток» среди бизнес-сообщества. Предпринимателей более всего привлекают налоговые льготы и режим свободной таможенной зоны. Респонденты полагают, что для повышения участия бизнеса в данном проекте следует применять налоговые льготы для плательщиков по упрощенной системе налогообложения и сокращенные сроки рассмотрения письменных обращений, поступивших в государственные органы и органы местного самоуправления.
Заключение
Проведенное исследование предпринимательства в Приморском крае в период 2016-2017 гг. позволило прийти к следующим выводам:
Органам исполнительной власти Приморского края организовано взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в области усиления участия Приморского края в государственных программах Российской Федерации по соответствующим направлениям реализации [8].
2. Проведенное эмпирическое исследование показывает, что в Приморском крае не произошло существенных изменений по формированию условий для успешного развития предпринимательства. В 2017 г. большее число респондентов отмечает рост коррупции, рост административных барьеров, рост цен, незначительные улучшения отмечаются в доступе к финансово-кредитным ресурсам для начального развития
предприятий, отрегулированной системе аренды и приобретения муниципальных помещений для предпринимательской деятельности, развитии рынка сбыта произведенной продукции.
3. Основными сферами деятельности малых и средних предприятий в Приморском крае является торговля и сфера услуг, транспорт и связь, строительство и обрабатывающее производство. Недостаточно сформировавшиеся условия предпринимательской среды для развития предпринимательства привели к доминированию среди малого и среднего предпринимательства некапиталоемких, ориентированных на узкий рынок предприятий, преимущественно в сфере торговли, строительства, услуг. Преобладание на рынке подобных предприятий препятствует успешности развития предпринимательства как вида деятельности и участию их в государственных проектах, таких как «Свободный порт Владивосток».
4. Реализация на территории Приморского края программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае на 2013-2020 гг.» положительно оценивается предпринимателями и оказывает существенное влияние в анализируемый период на развитие предпринимательской деятельности. При этом наибольший процент респондентов выделяют основными факторами, препятствующими развитию бизнеса, коррупцию (57%), административные барьеры и высокий уровень цен на сырье (55%), высокую налоговою нагрузку (52%).
5. Предприниматели положительно относятся к необходимости получения дополнительного образования и повышения своих компетенций. Основными областями знаний, необходимыми для предпринимательства, являются знание правовых аспектов, бизнес-планирование, маркетинг и менеджмент.
6. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Приморском крае способствует становлению, развитию и стабилизации сегмента данного бизнеса, но не все начинающие бизнесмены знают, на какую помощь они могут рассчитывать и куда обращаться за ней.
ИСТОЧНИКИ:
1. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Исследования предпринимательства в России в
рамках Глобального мониторинга предпринимательства: основные результаты 2006-2007 гг. // Вестник санкт-петербургского университета. серия 8. менеджмент. - 2008. - № 3. - с. 33-60.
2. Бизнес-форум «Аякс». [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/ politics/37954593-organizatory-ayaks-biznes-foruma-2017-hvatit-govorit-nastalo-vremya-delat-biznes/.
3. Малое и среднее предпринимательство Приморского края. Сборник/ Приморскстат.
[Электронный ресурс]. URL: http://primstat.gks.ru.
4. Портал глобального мониторинга предпринимательства GEM.com. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.gemconsortium.org/report.
5. Портал ассоциации предпринимателей России. [Электронный ресурс]. URL: http://
www.rspp.ru/.
6. Портал общероссийской общественной организации «Опора России». [Электронный
ресурс]. URL: http://www.opora.ru/projects/card.
7. X Международный экологический форум «Природа без границ». [Электронный ре-
сурс]. URL: http://priroda.primorsky.ru/page/2796/.
8. Официальный сайт Администрации Приморского края. [Электронный ресурс].
URL: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/departament-gosprogramm/godovye-otchety-ob-ispolnenii-gosudarstvennykh-programm-primorskogo-kraya.
9. Форум предпринимателей «Рост». [Электронный ресурс]. URL: http://rostforum.ru.
10. Условия предпринимательства. Портал Высшей школы экономики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecopos.ru/usloviya-predprinimatelstva.php.
11. Bosma N., Acs Z., Autio E., Coduras A., Levie J. Global Entrepreneurship Monitor. 2008 Executive Report. 2009
REFERENCES:
Verkhovskaya O.R., Dorokhina M.V. (2008). Issledovaniya predprinimatelstva v Rossii v ramkakh Globalnogo monitoringa predprinimatelstva: osnovnye rezultaty 2006-2007 gg [Entrepreneurship Research in Russia in the framework of Global Entrepreneurship Monitoring: the main results of 2006-2007]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 8. Management. (3). 33-60. (in Russian).