Литература
1. Тишкин Л.В., Ильин М.А., Ильин П.А. Теоретическое обоснование диагностических параметров оценки работоспособности подшипника дисковой бороны// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2012. - №26. - С. 372-377.
УДК 62-97Л98
Канд. техн. наук Д.С. АГАПОВ
(СПбГАУ, &1Тегеп176(й!list.ru)
ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИЦИЛИНДРОВЫХ ПРОЦЕССОВ ПОДВОДА ТЕПЛОТЫ К РАБОЧЕМУ ТЕЛУ В ЦИКЛЕ ДВС НА ОСНОВЕ НЕРАВНОВЕСНОЙ
ТЕРМОДИНАМИКИ
Потери эксергии, анергия, производство энтропии, ДВС
В процессе работы ДВС теплота к рабочему телу может подводиться или отводиться в различных устройствах. Так, например, в промежуточном воздухоохладителе (интеркулере) отводится теплота 0ОХл, в камере сгорания подводится теплота от сгорания топлива Осг, а также отводится теплота от газов в стенки цилиндра Ост• Наибольшая деструкция энергии (скорость производства энтропии) наблюдается в цилиндре двигателя, поэтому наши дальнейшие исследования были направлены на внутрицилиндровые процессы.
Внутри цилиндра наряду с теплообменными процессами протекают и химические реакции, которые в свою очередь также приводят к росту производства энтропии [1]. Кроме того, в процессе этих теплообменов количество рабочего тела в цилиндре двигателя не остается постоянным. За время ¿/г оно изменяется на величину ¿¡п:
(Ы = дпвп+дпсг+& 1аын, (1)
где дпвп, 5пс.., 5ппшъ — соответственно изменения количества рабочего тела в процессе впуска, сгорания и выпуска, моль.
Запишем первое начало термодинамики в молярной форме:
«/« =-=- (2)
п п
Тогда изменение молярной энтропии для идеального рабочего тела запишется следующим образом:
, _ 5дт _ -Т с!Т-п-/исрт п-Я-Т-ф Дж
— — "I" . (3)
111 ГГ1 ГГ1 ГТ1 ГТ1 X Г \ ^
1 п-1 п-1 р-1 МОЛЬ • К
При этом уравнение внешнего энергообмена рабочего тела с окружающей его средой будет следующим:
= - &1п,.а„ + ~ ^пиеып , (4)
где qm, хим и С1„ь ст — теплоты, приходящиеся на один моль рабочего тела соответственно за счёт химической реакции тепловыделения и потерь теплоты в стенки цилиндра, Дж/моль;
Ъш вп и Ъш вып — молярные энтальпии рабочего тела соответственно на впуске и выпуске из цилиндра, Дж/моль.
Выражение (3) для рабочего тела представлено в развёрнутом виде:
, с1п <ТТ „ с1р Дж
= №РМ — + №РМ — - " ■ Я—, -- • (5)
п 1 р моль • К
С учётом выражения (4) имеем:
+
§а п ■ Ф -йп-цс г л-ёа
¿/у = ^>» — _ Р-'"__ыЧст
Т п-Т п-Т
^еп ■ Мср,„, ■ {твп - Т) с1лгип ■ цср т ■ (твып - Т) _
п-Т п-Т
(6)
Т Т Т Т При этом полное изменение молярной энтропии с1нт будет равно:
~ д+ (Т$т п , (7)
где с1нпь д и с1нпь „ — изменения молярной энтропии соответственно в результате тепловых взаимодействий и массообменных процессов.
¿/Г ф
— (8) Т р
(9)
п
На входе в цилиндр элемент рабочего тела дпвп имеет давление рвп, температуру Ге„, и энтропию 8п,:п 'Л„г, После впуска элемента рабочего тела в цилиндр и его смешения с остаточными газами от предыдущего цикла элемент 8пвп имеет давление р, температуру Т и молярную энтропию Зпвп^т. Также из-за обмена теплотой элемента 8пвп с рабочим телом п энтропия всей системы дополнительно изменится на величину п -с1нт д.
Общее изменение энтропии системы, состоящей из количеств п и 8пвп при наполнении цилиндра за отрезок времени ¿/г, составит:
■(5 Зв1г). (10)
Рост анергии вследствие теплообмена рабочего тела п со стенками цилиндра за время ¿/г составит:
5Аст = = Юст-Ц. (11)
Тогда эксергетические потери от теплообмена со стенками цилиндра определяем
как:
5Ехст =Юап -8Аст =Юст -Юст-^ = Юап \\-Щ (12)
В процессе протекания химической реакции при сгорании топлива за время ¿/г образуется дополнительный элемент рабочего тела 8пХ1Ш. После охлаждения его до температуры окружающей среды То его энтальпия составит 5пх,ш-Ио,„ь а энтропия дпХ1ш'Зо, т- Здесь Ио, т и эо, т соответственно молярные энтальпия и энтропия заряда при температуре окружающей среды. При температуре Т и давлении р энтропия количества рабочего тела дпХ1Ш будет равна Зпхил1^т. Вследствие выделения теплоты в процессе сгорания топлива, содержащегося в элементе, энтропия рабочего тела в цилиндре возрастёт на величину я. При этом анергия всей системы при выделении теплоты в процессе сгорания за время ¿/г возрастёт на величину:
ёАхим ='/'»■"■ Жт = дпх,ш ■ Кт + ^шм ■ Т0 ■ (.V,,, - ^ ,„)+ Т0 ■ п ■ скш д=
где ат — молярная анергия рабочего тела, Дж/моль. Она находится по формуле
(14).
am=To-(sm-so,m)+ho,m- (14)
Возрастание энтропии при подводе теплоты дОХ1Ш составит:
J dQxuM
илхнл< г., цэ;
п • Т
Уравнение (13) после преобразований сводится к виду:
т
^.иш = dQxuu ' + $Пхим ' То ' (Sffi ~~ lS0.ffi). (16)
Увеличение эксергии рабочего тела из-за подвода теплоты дОХ1Ш будет:
i т \
Я*Кш = 32шм-$Ашм = -дПшм'Т0 - V,»). (IV)
V 1 J
Таким образом, определяются потери работоспособности энергии рабочего тела, возникающие в процессе осуществления цикла двигателя.
Для действительного рабочего цикла дизеля необходимо учитывать закон тепловыделения при сгорании топлива в цилиндре двигателя.
За Аф градусов поворота коленчатого вала, вследствие химической реакции, выделяется теплота дОХ1Ш, которую определим по формуле:
die
Юсгор= — -Ьср.Вц.Он. (18)
С другой стороны:
50сгор = 5Ехсгор + 8Асгор, (19)
где SO агор — теплота, подводимая к рабочему телу при сгорании в течение поворота коленчатого вала на Аф градусов;
ЗАсгор — увеличение анергии рабочего тела при сгорании в течение поворота коленчатого вала на Аф градусов. Определяется как:
SAcaop=T0-SScaop, (20)
где SS агор — изменение энтропии рабочего тела в процессе сгорания. Элементарное изменение энтропии всего рабочего тела SSXUM в процессе сгорания определим следующим образом:
Ж агор = П ■ SSm,q + 5Пшм ■ " Sm,0 )■ (21)
Объединив уравнения (12) и (13), получим:
¿Агор =Т0 ■ Л ■ &m,q + Т0 ■ "Vo)- SHXUM • (22)
Здесь:
SAq=T0-n-&mq (23)
означает прирост анергии рабочего тела из-за теплообмена, а выражение
5Л.ШМ = Т0 ■ (sm -sm J-&гшм (24)
отражает прирост анергии рабочего тела за счёт изменения количества рабочего Определяем в отдельности элементы выражений (23) и (24).
Текущее количество рабочего тела находим в соответствии с законом выгорания, а именно:
п = па-Р-х, (25)
где па — количество рабочего тела в начале такта сжатия, моль;
Р — химический коэффициент молекулярного изменения; х — коэффициент активного тепловыделения.
па=а-10-В1Г{\ + Г), (26)
где 10 — теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива,
моль.
Н О
— + —
При этом Р = 1 + —^32 ; (27)
а-10-\\ + у)
,„=_!_.'£+»_£\ (28)
" Хо, ,12 4 32]
где Н, О и С — соответственно молярные доли водорода, кислорода и углерода в топливе;
— молярная доля кислорода в воздухе. Уравнение (25) с учётом выражений (26), (27) и (28), примет вид:
п = + + (29)
Элементарное увеличение энтропии рабочего тела при сгорании будет равно:
& = (30)
хим гт1 ' V '
п-Т
где Т — средняя интегральная температура рабочего тела на рассматриваемом участке.
Изменение энтропии рабочего тела за весь процесс сгорания:
Т0 Ро
Истинную изобарную теплоемкость продуктов сгорания находим по эмпирической формуле Глаголева [2]:
//•с =19,8 М1 + и,26 + —1-10 '-Т + Я. (32)
а <ч а )
Элементарное увеличение количества рабочего тела составит:
Л = + (33)
= Ц-ср-\п — -В.Лп—. (31)
^ 4 Ъ2) (Л(р
Если теплоту химической реакции, эксергию и анергию брать не в абсолютных, а в относительных величинах, то получаем уравнение:
(34)
а относительные величины, отнесённые к повороту коленчатого вала:
5хех _ 5хо 5Ха
<3(р с!<р с!<р
тогда:
дхА _ 5Ад + 8АХ1Ш
(35)
(36)
л<р Вц-()н-А(р
Относительную долю анергии рабочего тела при сгорании топлива в функции угла поворота коленчатого вала получаем, проинтегрировав выражение (36):
I
Разность между относительной долей выделившейся теплоты х и относительной долей анергии ха составит относительную долю эксергии рабочего тела, а следовательно, и эксергетический КПД процесса сгорания:
Хс
~ Х0 ~ ХА = ЛЕхсгор ■ (38)
Как показали наши расчёты, приращение анергии за счёт изменения количества рабочего тела в процессе сгорания 8АЧ является величиной более низшего порядка, нежели приращение анергии за счёт теплообмена 5АХШЬ рис. 1.
0,04
0,02
0,00
1 ГЧ йАч
\
1 йАхим --п 1
340
360
380
400
420 ф, ° п.к.в
Рис. 1. Доли анергии в процессе сгорания в цилиндре
В силу незначительности доли анергии рабочего тела, обусловленной химическими реакциями, по сравнению с долей термодеструкции будем считать 5Ахим=0. Тогда для рабочего тела будут справедливы следующие выражения:
&сА _ ¿Ад +ёАх
п-Т0
й<р Вц-<2Н-А(р Вц-Qн скр '
_ Мх 1 ¿¿У Вц-Он с!(р с!(р п-Т <Т(р п-Т
п-Т0 с1х Вц ■()„ _Т0 с1х
¿к
с]ср Вц-()н (1(р п-Т Т ¿у
с1х Тп ¿¿х
1 Лх
(39)
(40)
(41)
(42)
ё(р с1<р Т ё(р Т) ё(р Относительную долю эксергии рабочего тела определяем, интегрируя уравнение:
Кроме того, для определения доли эксергии в выделившейся теплоте при сгорании топлива используется отношение хех/х, что также справедливо и для определения доли анергии. Это вызвано погрешностью при определении закона тепловыделения.
Долю эксергии рабочего тела в выделяющейся теплоте хех>г'хС1, а также долю анергии рабочего тела в выделяющейся теплоте хл/хд для снижения погрешности расчётов найдём,
ИСПОЛЬЗуЯ СООТНОШеНИЯ ХЕх'Хд и Хл-'Хд.
На основании наших расчётов процесса сгорания для дизеля Т01 1,6 и из рис. 1, построенного на основании расчётов установлено, что практически вся деструкция в рабочем теле обусловлена температурными градиентами. При этом доля потерь работоспособности рабочего тела, обусловленная химическими реакциями, протекающими в нём, незначительна.
Теперь необходимо определить технические возможности снижения потерь работоспособности рабочего тела на основании уравнений энергетического, материального и энтропийного балансов.
В области реализуемости процессов, протекающих в цилиндре двигателя, для открытой стационарной системы эти уравнения в общем виде запишутся следующим образом:
] V
' +2ЛЖ' =0, V* = 1.....(44)
Е 8 ^, + 2 у -'^ё) =0, <т(*, > 0,
где gj — интенсивность у-го материального потока, кг/с;
hi — удельная энтальпия у-го материального потока, Дж/кг;
qi — интенсивность /-го потока теплоты, Вт;
р — мощность производимой системой работы, Вт.
Х1:, — концентрация в /-м материальном потоке к-го вещества, кг/кг;
С1к у — стехиометрический коэффициент, с которым к-ая компонента входит в уравнение у-й реакции, моль. (Для образующихся
компонентов а^ у > 0 , а для
расходующихся а^ < 0);
IV— скорость у-й химической реакции, кг/(моль с); — удельная энтропия /-го материального потока, Дж/(кг град);
Тг — температура /-го потока теплоты на контрольной границе системы, К;
а— скорость производства энтропии (диссипации) в системе, Вт/(кг рад).
Если известна функция сгтт(<7, g), то область реализуемости системы записывается условиями (45):
У <
- V; -и; 0 У* = 1,...,и;
я А
В общем случае скорость производства энтропии равна среднему значению скалярного произведения вектора обобщённого потока .Л на вектор обобщённых сил^. То есть:
а —
Р-—
-йт
(46)
Закон теплообмена между рабочим телом и окружающей средой в условиях постоянства частоты вращения коленчатого вала зададим уравнением теплопроводности (47):
с/г
(47)
где к— коэффициент теплопередачи, Вт/(м" К);
Т7 — площадь поверхности теплообмена, м2;
Т — температура источника теплоты, К.
Рабочее тело в цилиндре двигателя отдаёт теплоту при средней температуре Т , а окружающая среда её воспринимает при температуре Т0. Изменение энтропии охлаждающей жидкости полагаем равным нулю, так как она, непрерывно циркулируя, фактически не меняет своего термодинамического состояния. Тогда изменение энтропии в этом процессе теплопередачи будет:
'"_!_ Л
Т Т
Г т
т г
(48)
Решая совместно уравнения (47) и (48) с учётом того, что а = —, имеем:
с/г
(49)
Затруднение может представлять определение температуры источника теплоты Т . Полагая процесс сгорания политропным, изменение энтропии Ж, Дж/(кг град) выразится через температуры начала и конца процесса, ведь сейчас мы говорим лишь о термической деструкции:
= \njr-, (50)
7ЮН
где гп — масса рабочего тела, кг;
с — удельная эффективная теплоёмкость в интервале температур от Тшч до Ткоь Дж/(кгтрад);
Тнач и Ткон — соответственно температуры в начале и в конце процесса сгорания, К. Также для рабочего тела будут справедливы следующие зависимости:
Ю = т-с- (Ткон-Тшч), Дж.;
с!Н = , Дж/(кг град).
Подставляя в выражение (52) формулы (51) и (50), получим:
- т -т
^ _ _ нач кон
1п
Т..
(51)
(52)
(53)
Т
кон
Скорость производства энтропии из уравнения (49) будет:
к-Р
<7 =
Т,
(т-т0)2 т
(54)
Из зависимости (54) следует, что скорость производства энтропии вследствие градиентов температур может быть уменьшена за счёт повышения температуры среды, в которую эта теплота передаётся. Так как теплота уходит через стенки камеры сгорания и цилиндра, то для снижения потерь эксергии необходимо повышать температуры стенок, окружающих заряд. В качестве технических решений для повышения температуры стенок, окружающих заряд, можно применить нанесение теплоизолирующих покрытий на поршень и/или перевод двигателя на высокотемпературное охлаждение.
Потеря работоспособности вследствие неадиабатности процесса, протекающего в цилиндре двигателя на основании расчётных данных, представлена на рис. 2.
кВт,
100 300 500 700 900 1100 130(+ ог ¡00 Температура стенки цилинд С
Рис. 2. Потеря работоспособности рабочего тела в ДВС вследствие отвода теплоты в
систему охлаждения
Однако, как следует из рис. 2, эффективность предложения по повышению температуры стенок цилиндра и камеры сгорания с ростом этих температур будет неуклонно снижаться и при температуре стенок порядка 1100°С теряет смысл. При наличии технической возможности дальнейшего повышения температуры внутренних стенок ЦПГ возникнет потеря эксергии вследствие обратного теплового потока.
Изложенные теоретические положения были подтверждены экспериментально [3-8] на дизеле 4411/12,5.
Литература
1. Шокотов Н.К. Основы термодинамической оптимизации транспортных дизелей. -Харьков: Вища шк., 1980. - 120 с.
2. Бродянский В.М., Фратшер В., Михалек К. Эксергетический метод и его приложения / Под ред. В.М.Бродянского. - М.: Энергоатомиздат, 1988. - 288 с.
3. Ливенцев Ф.Л. Высокотемпературное охлаждение поршневых двигателей внутреннего сгорания. - Л.: Машиностроение, 1964.
4. Петриченко P.M. Системы жидкостного охлаждения быстроходных двигателей внутреннего сгорания. - Л.: Машиностроение, 1975. - 224 с.
5. Агапов Д.С., Николаенко A.B., Андреев П.А. Оптимизация температурного режима автотракторных двигателей //Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения. - Труды междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2003. - С. 128-133.
6. Агапов Д.С. Улучшение топливно-экономических и энергетических показателей дизеля оптимизацией температурного режима //Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей: Сб. науч. тр. науч.-практ. конф. по теме:- СПб., 2004. - С. 340-348.
7. Прохоренко A.A., Кувика М. Н. Энерго - эксергетический анализ действительного рабочего цикла дизяля // Вестник национального технического университета "ХПИ'. -2006. - Вып. 26. - С .157-165.
8. Агапов Д.С., Николаенко A.B. Оптимизация температурного режима тракторных дизелей // Двигателестроение. - СПб.: Изд-во СПбГПУ., 2004, С. 63-70.
УДК 621.311(075)
Канд. техн. наук C.B. ГУЛИН (СПбГАУ, [email protected]) Канд. техн. наук А.Г. ПИРКИН (СПбГАУ, [email protected]) Соискатель К.А. ПИРКИН (СПбГАУ, [email protected])
СИСТЕМНО-ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЭНЕРГОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТОЧНЫХ ЛИНИЙ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Системное проектирование, энерготехнологическая поточная линия, случайные события.
В связи с тем, что энерготехнологические поточные линии (ЭТЛ) являются разновидностью сложных технических систем, задачи их проектирования невозможно решать без системного анализа и синтеза.
Как показано в работе [1], одним из основных аспектов системного проектирования энергетических объектов является то, что оно дает не просто решение задачи, а поиск оптимального варианта решения. В свою очередь поиск оптимального варианта предполагает выделение трех иерархических уровней системного анализа [2, 3]:
- выбор принципа действия энергетического объекта, его элементов и подсистем (синтез принципа);