УДК 664.951
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВИБРАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ СКОРОСТЬ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ РЫБЫ
К.Ю. Мельников; А.А. Дерябин; С.Д. Угрюмова, Дальрыбвтуз, Владивосток
Проводится анализ влияния параметров колебаний на действительную скорость перемещения рыбы при различных режимах движения.
В пищевой промышленности широкое применение нашли вибрационные транспортирующие технологические машины, которые выполняют функции перемещения, погрузки, дозирования, ориентирования, а также совмещенные процессы перемещения и, например, сушки, сепарации, мойки, сортировки и т.д. Основными элементами вибрационных машин являются колебательная система, включающая в себя некоторое число масс, упругих связей, и привод того или иного вида. Разрабатываемая унифицированная вибрационная машина должна учитывать вид выполняемой работы: транспортировку и сортировку рыбы и внешних нагрузок на грузонесущий орган, устройства колебательной системы, тип привода и характер возникающей силы, а также характеристики упругих связей.
При постановке экспериментальной части нами разработана колебательная система, включающая в себя массу т и упругие связи (с жесткостью К и вязкостью ^), а также эксцентриковый привод с набором эксцентриковых грузов (с упругой связью К и вязкостью У0 ).
На колеблющуюся массу т, которая является рабочим органом машины, действует нагрузка, создаваемая обрабатываемым сырьем и направленная по нормали N, и тангенциальная составляющая Г . Перемещению рабочего органа массой т препятствуют внутренние сопротивления в упругих связях и элементах конструкции, которые можно принять пропорциональными скорости движения рабочего органа. Рабочий орган машины может менять угол наклона к горизонту а от 0° до 90°, а угол р наклона траектории рабочего органа к горизонту определяется установкой упругих связей, расположением привода, который может быть многоуровневым для создания колебательных движений как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях, и характером возмущающей силы [1]. На рис. 1 приведена принципиальная структурная схема машины с эксцентриковым приводом, установленным на колеблющейся массе. Состоит из двух рабочих органов 1, рабочих упругих связей 2, виброметра 3, опорных стоек 4.
Рис. 1. Структурная схема машины: 1 - рабочие органы, 2 - рабочие упругие связи, 3 - виброметр, 4 - опорные стойки Расчет скорости вибротранспортирования может быть в инженерных расчетах произведен следующим образом:
V = V э • К,
где уэ - скорость эталонного продукта, для сырого песка, м/с; К -коэффициент транспортабельности, для эталонного сырого песка К = 1 (0 * 1).
Для определения действительной скорости транспортирования при прямолинейных гармонических колебаниях исследовались зависимость скорости от частоты f и амплитуды колебаний А, а также угол вибрации а и угол наклона рабочего органа. Зависимости скорости вибротранспортирования рыбы при прямолинейных гармонических колебаниях от амплитуды и частоты колебаний, а также угла наклона рабочего органа представлены на рис. 2.
Рис. 2. Зависимость скорости вибрационного перемещения при К = 0,9 , а = 45° (сельдь тихоокеанская), средняя толщина слоя ж 50 мм
Анализируя графическую зависимость, можно сделать вывод, что чем больше амплитуда колебаний, тем при более низких частотах достигается большее возрастание скорости транспортирования. Связывая характер кривых зависимости скорости виброперемещения от амплитуды и частоты колебаний от безотрывного или отрывного режима виброперемещения, можно отметить, что в области наименьшей частоты вибрации скорость увеличивается равномерно. При переходе в режим подбрасывания происходит наибольшее возрастание скорости с последующим выравниванием. Данное явление можно объяснить нарушением условий передачи энергии массовой среде от рабочего органа.
Замечено, что для каждой амплитуды колебаний существует свой максимум скорости, получаемый при тем меньшей частоте колебаний, чем больше амплитуда колебаний, т.е. для достижения максимальных скоростей транспортирования следует принимать большие амплитуды, частоты колебаний и углы вибрации, которые обеспечивают максимальные скорости вибротранспортирования [2]. Анализируя зависимость скорости виброперемещений, можно сделать следующий вывод: для повышения скорости в области отрывного перемещения следует уменьшать угол вибрации до 20°^25° и, наоборот, в режимах безотрывного перемещения угол вибрации увеличивать до 40°^45°. При транспортировании рыбы на
подъем скорость виброперемещения значительно уменьшается. Нами также рассмотрено влияние толщины слоя перемещения рыбы на производительность виброперемещения. Несмотря на то что скорость виброперемещения с ростом толщины слоя уменьшается, а производительность линии увеличивается. Это объясняется тем, что до определенного предела увеличение толщины слоя компенсируется снижением скорости и производительность линии стабилизируется. Нами исследована зависимость скорости виброперемещения от свойств перемещаемого продукта (рис. 3).
Анализ полученных кривых позволяет сделать вывод, что существует определенный резерв увеличения производительности перемещения за счет повышения эффективности процесса передачи скорости от рабочего органа перемещаемой среде (рыбе), т.е. следует повышать интенсивность колебаний (частоту, амплитуду) до предела, обеспечивающих устойчивые режимы (безотрывные) вибропере-мещения. Одним из основных критериев, определяющих оптимальный режим работы, является критерий минимальных энергозатрат на привод вибрационной установки. В данном случае при оценке эффективности виброобработки исходим из требований достижения минимума ускорения рабочего органа как наиболее общего и существенного условия эффективности режима работы. Исследования показали, что коэффициент передачи скорости в области невысоких режимов вибрации (частота f не более 400 мин-1) практически прямо пропорционален увеличению угла вибрации, т.е. правильный выбор угла вибрации способствует увеличению производительности вибротранспортирующей машины. С увеличением параметров вибрации, угла вибрации коэффициент передачи скорости снижается. Также установлено, что с увеличением угла наклона рабочего органа от горизонтального положения до 15°^20° коэффициент передачи скорости увеличивается [3].
Рис. 3. Зависимость скорости виброперемещения от свойств перемещаемых продуктов: 1 - эталонная среда (песок); 2 - зерно; 3 - картофель;
4 - рыба (тихоокеанская сельдь)
Затраты энергии, связанные с вибротранспортировкой, обусловливаются теми сопротивлениями, которые оказывает обрабатываемый продукт (рыба) перемещению рабочего органа.
Дальнейшее планирование экспериментальной части данного исследования предусматривает установление зависимости средней скорости виброперемещения рыбы от амплитуды и частоты при бигармонических колебаниях, от поведения груза во время прохождения калибрующей щели различного профиля.
Библиографический список
1. Гончаревич И.Ф., Урьев Н.Б., Талейсник М.А. Вибрационная техника в пищевой промышленности. М.: Пищ. пром-сть, 1977. 277 с.
2. Поспелов Ю.В. Механизированные разделочные линии рыбообрабатывающих производств. М.: Агропромиздат, 1987. 186 с.
3. Труханов В.М. Надежность технических систем типа подвижных установок на этапе проектирования и испытания опытных образцов. М., 2003. 216 с.