Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДСИСТЕМ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ «УМНОГО ТРАНСПОРТА» НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ И ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДСИСТЕМ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ «УМНОГО ТРАНСПОРТА» НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ И ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умный транспорт / умная мобильность / умный город / устойчивое развитие / цели устойчивого развития / smart transport / smart mobility / smart city / sustainable development / sustainable development goals

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владислав Петрович Середин, Светлана Семеновна Гутман, Евгений Петрович Середин

Внедрение концепции «умный город» и входящей в нее системы «умный транспорт» способно посредством достижения целей устойчивого развития (ЦУР) ООН оказывать значительное влияние на устойчивое развитие как отдельных городов, так и всего государства в целом. Несмотря на то, что существует большое количество исследований, посвященных тематике развития «умного транспорта», взаимосвязь, эффекты и степень влияния системы «умный транспорт» на устойчивое развитие и достижение ЦУР практически не изучены. Настоящее исследование ставит целью с помощью теоретического обзора научных работ и реализованных транспортных проектов доказать, что «умный транспорт» посредством своих подсистем и функциональных элементов способен оказывать прямое или косвенное влияние на достижение некоторых ЦУР ООН и соответствующих им показателей. В рамках работы рассматриваются ключевые компоненты интеллектуальных транспортных систем и исследуется их воздействие на экологические, социальные и экономические аспекты городской среды. На основании проанализированных научных работ и реализованных транспортных проектов авторами были представлены схемы, отражающие принцип влияния системы «умный транспорт», его подсистем и функциональных элементов на достижение некоторых ЦУР и соответствующих показателей в контексте реализации концепции «умный город». Исследование вносит вклад в детализацию системных представлений о важности и потенциале «умного транспорта» в решении задач устойчивого развития городов и городских агломераций, способствуя более качественному пониманию основ устойчивого развития в контексте готовности властей к внедрению концепции «умный город».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Владислав Петрович Середин, Светлана Семеновна Гутман, Евгений Петрович Середин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE INFLUENCE OF SUBSYSTEMS AND FUNCTIONAL ELEMENTS OF “SMART TRANSPORT” ON SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF CITIES AND URBAN AGGLOMERATIONS

The implementation of the smart city concept and the smart transport system included in it can have a significant impact on the sustainable development of both individual cities and the entire country through achieving the UN Sustainable Development Goals (SDGs). Despite the fact that there are many studies devoted to the topic of smart transport development, the relationship, effects and degree of influence of the smart transport system on sustainable development and the achievement of the SDGs have been practically unstudied. This study aims to prove, through a theoretical review of scientific papers and implemented transport projects, that smart transport, through its subsystems and functional elements, can have a direct or indirect impact on the achievement of some UN SDGs and the corresponding indicators. The work considers the key components of intelligent transport systems and studies their impact on the environmental, social and economic aspects of the urban environment. Based on the analyzed scientific papers and implemented transport projects, the authors presented diagrams reflecting the principle of the influence of the smart transport system, its subsystems and functional elements on the achievement of some SDGs and the corresponding indicators in the context of the implementation of the smart city concept. The study contributes to the detailed systemic understanding of the importance and potential of smart transport in solving the problems of sustainable development of cities and urban agglomerations, promoting a better understanding of the foundations of sustainable development in the context of the readiness of authorities to implement the smart city concept.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДСИСТЕМ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ «УМНОГО ТРАНСПОРТА» НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ И ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ»

МИРОВАЯ, НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА WORLD, NATIONAL AND REGIONAL ECONOMY

Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 11 (493). С. 18-27. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(11(493):18-27

Научная статья

УДК 332.142, 656.078

doi: 10.47475/1994-2796-2024-493-11-18-27

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДСИСТЕМ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ «УМНОГО ТРАНСПОРТА» НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ И ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

Владислав Петрович Середин1Н, Светлана Семеновна Гутман2, Евгений Петрович Середин3

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], 0000-0002-5138-4900

2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], 0000-0002-1098-3915

3 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], 0009-0003-6108-0323

Аннотация. Внедрение концепции «умный город» и входящей в нее системы «умный транспорт» способно посредством достижения целей устойчивого развития (ЦУР) ООН оказывать значительное влияние на устойчивое развитие как отдельных городов, так и всего государства в целом. Несмотря на то, что существует большое количество исследований, посвященных тематике развития «умного транспорта», взаимосвязь, эффекты и степень влияния системы «умный транспорт» на устойчивое развитие и достижение ЦУР практически не изучены. Настоящее исследование ставит целью с помощью теоретического обзора научных работ и реализованных транспортных проектов доказать, что «умный транспорт» посредством своих подсистем и функциональных элементов способен оказывать прямое или косвенное влияние на достижение некоторых ЦУР ООН и соответствующих им показателей. В рамках работы рассматриваются ключевые компоненты интеллектуальных транспортных систем и исследуется их воздействие на экологические, социальные и экономические аспекты городской среды. На основании проанализированных научных работ и реализованных транспортных проектов авторами были представлены схемы, отражающие принцип влияния системы «умный транспорт», его подсистем и функциональных элементов на достижение некоторых ЦУР и соответствующих показателей в контексте реализации концепции «умный город». Исследование вносит вклад в детализацию системных представлений о важности и потенциале «умного транспорта» в решении задач устойчивого развития городов и городских агломераций, способствуя более качественному пониманию основ устойчивого развития в контексте готовности властей к внедрению концепции «умный город».

Ключевые слова: умный транспорт, умная мобильность, умный город, устойчивое развитие, цели устойчивого развития

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01206.

Для цитирования: Середин В. П., Гутман С. С., Середин Е. П. Исследование влияния подсистем и функциональных элементов «умного транспорта» на устойчивое развитие городов и городских агломераций // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 11 (493). С. 18-27. DOI: 10.47475/1994-27962024-493-11-18-27.

© Середин В. П., Гутман С. С., Середин Е. П., 2024 18

Original article

STUDY OF THE INFLUENCE OF SUBSYSTEMS AND FUNCTIONAL ELEMENTS OF "SMART TRANSPORT" ON SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF CITIES AND URBAN AGGLOMERATIONS

Vladislav P. Seredin1H, Svetlana S. Gutman2, Evgeny P. Seredin3

'Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia, [email protected], 0000-0002-5138-4900

2 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia, [email protected], 0000-0002-1098-3915

3 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia, [email protected], 0009-0003-6108-0323

Abstract. The implementation of the smart city concept and the smart transport system included in it can have a significant impact on the sustainable development of both individual cities and the entire country through achieving the UN Sustainable Development Goals (SDGs). Despite the fact that there are many studies devoted to the topic of smart transport development, the relationship, effects and degree of influence of the smart transport system on sustainable development and the achievement of the SDGs have been practically unstudied. This study aims to prove, through a theoretical review of scientific papers and implemented transport projects, that smart transport, through its subsystems and functional elements, can have a direct or indirect impact on the achievement of some UN SDGs and the corresponding indicators. The work considers the key components of intelligent transport systems and studies their impact on the environmental, social and economic aspects of the urban environment. Based on the analyzed scientific papers and implemented transport projects, the authors presented diagrams reflecting the principle of the influence of the smart transport system, its subsystems and functional elements on the achievement of some SDGs and the corresponding indicators in the context of the implementation of the smart city concept. The study contributes to the detailed systemic understanding of the importance and potential of smart transport in solving the problems of sustainable development of cities and urban agglomerations, promoting a better understanding of the foundations of sustainable development in the context of the readiness of authorities to implement the smart city concept.

Keywords: smart transport, smart mobility, smart city, sustainable development, sustainable development goals

Fundung. The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation No. 23-28-01206.

For citation: Seredin VP, Gutman SS, Seredin EP. Study of the Influence of Subsystems and Functional Elements of "Smart Transport" on Sustainable Development of Cities and Urban Agglomerations. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(11(493):18-27. (In Russ.). DOI: 10.47475/1994-2796-2024-493-11-18-27.

Введение Помимо самого внедрения данной концеп-

В эпоху мировой нестабильности многие ции, весьма важно понимать и то: как и за счет

аспекты устойчивого развития теряют свою ак- чего будет достигаться положительный рост

туальность в глобальном смысле, однако в ло- устойчивого развития и какие конкретно цели

кальном приобретают первостепенную важность устойчивого развития (ЦУР) будут достигаться.

ввиду того, что каждое правительство отдель- Сегодня появляется все больше «умных горо-

но взятой страны во главе угла ставит заботу дов», в том числе и в России, где комплексно или

о собственных гражданах. Примером комплекс- фрагментарно внедряются системы, подсистемы

ного подхода к устойчивому развитию является или отдельные элементы концепции. В усло-

внедрение концепции «умный город» и входя- виях стремительного урбанистического роста

щих в нее систем, подсистем и элементов в клас- и повсеместной цифровизации экономики, тема

сическую повседневную жизнь любого города, целевого и рационального использования ресур-

технически, технологически и морально готово- сов в контексте достижения ЦУР становится

му к этому. Концепция «умный город» являет- весьма актуальной. Концепция «умный город»

ся урбанистической и подразумевает под собой включает в себя различные категории, подхо-

активное и повсеместное использование цифро- ды и процессы, которые работают комплексно

вых технологий, анализа больших данных и ав- и направлены на устойчивое развитие, оптими-

томатизации с целью повышения эффективности зацию городских ресурсов, а также на повыше-

городской инфраструктуры, управления различ- ние качества жизни населения. Эти категории

ными ресурсами (в том числе и человеческими), в зависимости от целей и фокуса объединяются

улучшения качества жизни граждан, их благопо- в блоки, которые взаимодействуют между со-

лучия и обеспечения перманентного устойчивого бой и направлены на решение конкретных за-

развития [1]. дач в городе. Рассмотрим примеры группировки

блоков, которые выделяют различные исследователи [2; 3]:

— функциональная группировка: основана на ключевых функциях, выполняемыми городскими технологиями (умная инфраструктура, умная экология, умный транспорт, умное здравоохранение, умная энергия, умная безопасность, умное образование);

— технологическая группировка: фокусируется на типах технологий и форматах их применения в городской среде (Интернет вещей, искусственный интеллект, большие данные, цифровые платформы и коммуникации);

— экологическая группировка: энергоэффективные технологии, экологический транспорт, умное управление отходами;

— группировка по экономической значимости: привлечение инвестиций, развитие цифровой экономики, поддержка малого и среднего бизнеса;

— группировка по устойчивому развитию: акцент на элементах, обеспечивающих долгосрочное устойчивое развитие города с учетом будущих поколений.

Одним из ключевых и наиболее показательных драйверов как экономического роста, так и стимулятора устойчивого развития является транспортная система, которая может входить в концепцию «умный город» в виде системы «умный транспорт». «Умный транспорт» (включающий в себя и «умную мобильность») — это инновационная система транспортных решений, которая использует цифровые технологии, автоматизацию и большие данные с целью повышения эффективности, экологичности и безопасности передвижения [4].

Поэтому основная цель данного исследования — обосновать влияние (прямое или косвенное) системы «умный транспорт» посредством своих подсистем и функциональных элементов на достижение большинства целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ООН) и соответствующих им показателей.

Материалы и методы исследования

В качестве методологической основы исследования выступили общенаучные методы в виде анализа и синтеза информации. Поиск исследований по заданной тематике проводился в таких научных базах, как: РИНЦ, Google Scholar, Scopus, Web of Science, а также в сети Интернет. Запросы информации делались по следующим ключевым словам: «умный город», «умный транспорт», «умная мобильность», «устойчивое развитие»,

«выбросы СО2». В результате анализа и синтеза отобранных исследований были выявлены и систематизированы ключевые компоненты концепции «умный город», его подсистемы и элементы «умного транспорта». Также была установлена взаимосвязь между развитием этих элементов, их подсистем и целями устойчивого развития (ЦУР).

В качестве информационной базы исследования использовались различные информационные источники и материалы, в том числе: публикации в рецензируемых научных журналах, содержащие оригинальные обзоры и исследования по заданной тематике; официальные статистические данные, примененные с целью анализа тенденций; аналитические обзоры, а также официальные новостные события, подтверждающие предположение о влиянии «умного транспорта» на достижение большинства ЦУР.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании были проанализированы научные работы ряда исследователей и официальные инфоповоды по тематике «умный транспорт» в контексте развития концепции «умный город» с целью выявления влияния подсистем и элементов системы «умный транспорт» на достижение ЦУР ООН. Также, были рассмотрены ЦУР и их подцели, на которые может оказываться непосредственное влияние подсистем и входящих и них элементов «умного транспорта».

В частности, изучив каждую ЦУР и те отобранные авторами подцели ЦУР, на которые может оказываться прямое и косвенное влияние элементами и подсистемами «умного транспорта», проанализируем некоторые научные работы ряда исследователей и Интернет-материалы по заданной тематике с целью подтверждения или опровержения ранее выдвинутых тезисов.

ЦУР 3: «Хорошее здоровье и благополучие»

Внедрение элементов и подсистем «Умного транспорта» в городскую систему позволяет сокращать смертность населения как от результата дорожно-транспортных происшествий (ДТП), так и от выбросов вредных веществ в атмосферу, производимого общественным транспортом шума и вибраций и, как следствие, снизить смертность от различного рода заболеваний (рака, хронических респираторных заболеваний, инфаркта и других заболеваний).

В частности, в Москве на Московской кольцевой автомобильной дороге установка интеллектуальных камер позволила снизить за три года количество дорожно-транспортных происше-

ствий на 20 %1. В целом же проведенная транспортная реформа в Москве позволила снизить количество аварий на 34 %, а число смертей — более, чем в 2,5 раза. Кроме того, внедрение транспортных средств, использующих альтернативные виды топлива, привело к тому, что в период с 2011 по 2021 г. уровень загрязненности московского воздуха снизился в 10 раз, а выброс парниковых газов к 2020 г. снизился на 25 % 2 в сравнении с 1990 г.

Элементы мобильности как услуги (MaaS) и модель «экономики совместного потребления» (sharing economy) позволяют сократить количество негативных выбросов в атмосферу и существенно повысить мобильность населения за счет внедрения концепции «интернета перевозок». Я. Калу-стян, Е. Михалева, Н. Малова в своей статье рассматривают исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли. По результатам исследования выяснилось, что использование кар-шеринга в городах, где он присутствует (сервис Car2go), позволило снизить выбросы на 10 %, так как пользователи стали проезжать на 7 % миль меньше [5].

Улучшение экологии в мегаполисах происходит по большей части за счет внедрение в парк общественного транспорта транспортных средств на альтернативном топливе. К примеру, в Москве активное использование электробусов, трамваев, электромобилей, электровелосипедов и электросамокатов позволило сократить выбросы в атмосферу от транспорта на 218 тыс. т и на 22 %3 снизить концентрацию диоксида азота вблизи автотрасс, а также в 1,8 раза уменьшить выбросы оксида углерода, оксидов азота и диоксида серы.

1 Умные светофоры, камеры и датчики движения: как работает интеллектуальная транспортная система ЦОДД Москвы. Умные камеры помогли снизить аварийность на МКАД на 20 % за 3 года. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Проект: Интеллектуальная_транспортная_система_ (МоскБа)#.В0.Л3.В0.БС.В0.БВ.В1.8Б.В0.Б5_.В0.БЛ. D0.B0.D0.BC.D0.B5.D1.80.D1.8B_.D0.BF.D0.BE. D0.BC.D0.BE.D0.B3.D0.BB.D0.B8_.D1.81.D0.BD. D0.B8.D0.B7.D0.B8.D1.82.D1.8C_.D0.B0.D0.B2.D0.B0. D1.80.D0.B8.D0.B9.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_. D0.BD.D0.B0_.D0.9C.D0.9A.D0.90.D0.94_.D0.BD. D0.B0_20.25_.D0.B7.D0.B0_3_.D0.B3.D0.BE.D0.B4. D0.B0 (дата обращения: 28.09.2024).

2 Легкие города. Воздух в Москве стал вдвое чище за 10 лет. URL: https://www.m24.ru/articles/ ehkologiya/22122021/158982 (дата обращения: 28.09.2024).

3 Зелёная энергия Москвы: город переходит

на электротранспорт. URL: https://i.transport.mos. ru/electro (дата обращения: 28.09.2024).

ЦУР 8: «Достойная работа и экономический рост»

Комплексный подход к развитию городской транспортной системы позволяет существенным образом ускорить и улучшить экономический рост. Так, реализация транспортной стратегии Москва - 2030 позволит обеспечить рост ВВП столицы в среднем на 4-7 % в год, а также увеличить количество рабочих мест во всех сферах экономики города на 5-7 %, повысить объем налоговых поступлений на 4-6 % и создать прирост новых организаций на 3-5 % 4.

Важность и перспективность экономической цифровизации рассматривают А. Ларин и И. Ларина в своем исследовании [6]. В работе указывается, что в ближайшие 15-25 лет доля цифровой экономики в мировом ВВП составит не менее 50 %, порядка 100-200 трлн долларов. В России в рамках цифровизации автотранспортной отрасли создана и развивается экосистема цифровых транспортных коридоров, где с 2020 года Минтранс проводит апробацию проекта для тестирования ключевых формирующих эту экосистему сервисов. Предполагается, что внедрение такой экосистемы позволит сократить расходы на транспортировку в конечной стоимости продукта на 20 %, а также повысит качество, безопасность, надежность и конкурентоспособность международного транспортного коридора ЕАЭС.

ЦУР 10: «Уменьшение неравенства»

Развитие устойчивой транспортной инфраструктуры должно оказывать существенное влияние на уменьшение неравенства во всех его формах. Так, для достижения ЦУР 10 необходимо, чтобы было устранено неравенство доступа к благам между гражданами, так как люди с низкими доходами 42 % своего годового бюджета тратят на транспорт, что в два раза превышает средний показатель по США. При этом они имеют ограниченный доступ к инновационным технологиям из-за высоких первоначальных затрат и недостаточности инфраструктуры (электромобили, зарядные станции). По прогнозам, к 2050 г. в США использование электромобилей сможет уменьшить выбросы СО2 на 57 %, если будет обеспечена более широкая доступность технологий для всех слоев населения [7].

4 Беспилотные трамваи и нейроперекрестки: новая модель транспорта Москвы до 2030 года. URL: https://www.vedomosti.ru/gorod/moscow2030/articles/ bespilotnie-tramvai-i-neiroperekrestki-novaya-model-transporta-moskvi-do-2030-goda (дата обращения: 28.09.2024).

Внедрение технологий МааБ и специальных шаттлов на базе ИИ снизило уровень неравенства в доступности для возрастных и уязвимых групп населения Японии на 48,9 % для поездок за покупками и на 52,4 % для поездок в больницы, что существенно улучшило транспортную доступность [8].

Использование «умных остановок» позволяет существенно увеличить инклюзивность и доступность транспортной инфраструктуры для всех слоев и категорий населения (в том числе инвалидов), что подтверждается в работе [9], где описывается кейс Варшавы (при внедрении «умных остановок» уровень доступности общественного транспорта для людей с ограниченными возможностями увеличился на 25 %).

ЦУР 11: «Устойчивые города и населенные пункты»

Одним из ключевых направлений развития Российской Федерации является цифровизация ее экономики. Транспортный сектор, как ключевой драйвер экономической активности любого города, также активно развивается путем внедрения интеллектуальных транспортных систем, что приводит к достижению ряда эффектов устойчивого развития. Е. Сырцова в своей публикации «Эффекты внедрения интеллектуальных транспортных систем в регионах России» оценивает эффекты от внедрения ИТС в регионах России и приходит к выводу, что при внедрении различных элементов ИТС в Москве (система «умный перекрестков») позволила сократить время прохождения перекрестка (на 24 % для трамвая и на 45 % для троллейбуса) и время ожидания для пешехода (на 16 %), при этом уровень выбросов СО2 снизился почти в 3 раза (за последние 10 лет). Внедрение ИСТ в регионах с 2020 г. позволило добиться сокращения смертей от ДТП на 12,2 % [10].

Важность развития привлекательной устойчивой транспортной инфраструктуры позволяет добиться «переформатирования» взглядов и предпочтений городского населения на способы передвижения по городу (отказ от собственных ТС в пользу общественного транспорта или велосипедов). Например, активное строительство веломагистралей вместо дорог в Копенгагене и его пригородах позволило добиться того, что 41 % от всех жителей города добирается на работу или школу на велосипедах, что сокращает автомобильный трафик на 10 % и увеличивает велосипедный на 20 %, что экономит городу 235 млн евро в год за счет быстрой окупаемости проекта и улучшения здоровья велосипедистов [11].

«Умное управление» исходит из рационального и сбалансированного использования всех видов ресурсов в условиях ограниченного финансирования, социальных нужд и экологических норм, в том числе и в общественном транспорте. Примером сбалансированного решения по оптимизации и развитию транспортной инфраструктуры в виде развития сети «умных остановок» является работа [12], где авторы разработали алгоритм и распределили (в соответствии со сценарием развития остановочной сети) разного типа «умные павильоны» по всем остановкам в городе в зависимости от выбранных критериев приоритета.

ЦУР12: «Ответственное потребление и производство»

Общественный транспорт играет ключевую роль в борьбе с негативными изменениями климата, поскольку является крупнейшим источником выбросов парниковых газов (к примеру, 29 % от общего объема всех выбросов в США). Поэтому активное внедрение ИТС призвано снизить количество выбросов до минимума. Так, программа ^ERIS позволила интегрировать транспортные средства в транспортную инфраструктуру с целью сокращения использования топлива. Прототип GlidePath, использующий адаптивный круиз-контроль, сократил потребление топлива на 17 %1. Проект Traffic Optimization for Signalized Corridors (TOSCo) подразумевал снижение выбросов за счет оптимизации движения при помощи технологии, корректирующей скорость ТС на регулируемых перекрестках, и позволил сократить время остановок на 50 % 2.

В исследовании [13] утверждается, что использование портфеля мультимодальных услуг позволяет снизить воздействие на окружающую среду путем стимулирования граждан к отказу от личного автомобиля в пользу услуг мобильности, что позволит снизить выбросы на 3-54 % в зависимости от сценария использования.

Использование альтернативных видов топлива (помимо электроэнергии), в свою очередь, может существенно снизить как уровень загрязнения

1 GlidePath Prototype application reduces fuel consumption by an average of 17 percent by improving compliance with suggested speed profiles. URL: https://www.itskrs.its.dot.gov/2017-b01203 (дата обращения: 30.09.2024).

2 Traffic Optimization for Signalized Corridor (TOSCo) Applications Can Reduce Vehicle Stop Delays by Approximately 50 Percent in Large Metropolitan Areas Where V2I and V2V Technology Market Penetration Increases. URL: https://www.itskrs.its.dot. gov/2023-b01741 (дата обращения: 30.09.2024).

природы, так и повысить пожаровзрывобезопас-ность, что было продемонстрировано в исследовании [14].

ЦУР 17: «Партнерство в интересах устойчивого развития»

С целью увеличения уровня устойчивого развития весьма важно учитывать интересы и стимулы для всех категорий граждан. Например, в статье [15] показаны основные недостатки проанализированных 15 приложений «умной мобильности» и предложены пути решения выявленных проблем с учетом вовлеченности в процесс принятия ращений всех категорий пользователей (в том числе инвалидов и их потребностей) и интеграции различных видов ТС и систем оплаты проезда, а также синхронизации данных в режиме реального времени.

Инфраструктурное транспортное развитие требует инвестицией. Популярным форматом взаимодействия государство — частные инвесторы

выступает формат государственно-частного партнерства (ГЧП). Успешными примерами реализации ГЧП на транспорте является запуск первого концессионного проекта в общественном электротранспорте — частного трамвая «Чижик» (ООО «ТКК») с привлечением 15 млрд руб. частных инвестиций, а также реконструкция и расширение аэропорта «Пулково» с привлечением 198,9 млрд руб.1

На основе проведенного анализа были составлена схема, отражающие компоненты «умного города» в виде входящих в него систем, подсистем и функциональных элементов по трем сферам устойчивого развития (рис. 1). Далее была составлена схема, отражающая влияние системы

1 Первой в России концессии в сфере общественного транспорта «Чижикам» исполняется 5 лет. URL: https://chizhik-lrt.ru/pervoj-v-rossii-konczessii-v-sfere-obshhestvennogo-transporta-chizhikam-ispolnyaetsya-5-let.html (дата обращения: 28.09.2024).

Экологическая устойчивость

Социальная устойчивость

Устойчивое развитие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономическая устойчивость

Умный город

Экологическая эффективность

Умный транспорт (мобильность)

Умная энергетика (экология)

Умная инфраструктура

Качество жизни

Умное образование

Умное здравоохранение

Умная безопасность

Интеллектуальные транспортные системы

Устойчивая транспортная инфраструктура

Мобильность как услуга (MaaS)

Умные остановки

Системы управления транспортными потоками и безопасностью

Экономическое развитие

_I_

Умное управление (экономика)

Системы мониторинга, транспортная атлетика и большие данные

Системы управления светофорами

Инфраструктура для Транспортно-пересадочные Пешеходные зоны,

маломобильных узлы (ТПУ), разворотные велодорожки, вело- и

групп населения кольца др. парковки

Каршеринг, вело/кикшеринг

Мобильные приложения с широким функционалом

Информационные системы оплаты проезда

Инновационные остановочные павильоны

Рис. 1. Составляющие концепции «умный город» и функциональные элементы системы «умный транспорт» Fig. 1. Components of the "smart city" concept and functional elements of the "smart transport" system

Источник: составлено авторами.

«умный транспорт» и его подсистем с входящими в них элементами на ЦУР и соответствующие им некоторые показатели/индикаторы (рис. 2).

Выделенные показатели/индикаторы ЦУР \ на которые, как удалось выяснить в ходе анализа ряда научных работ, оказывается непосредственное влияние подсистем и элементов системы «умного транспорта», представлены на рис. 3.

Заключение

Подводя итог, можно сделать однозначный вывод, что «умный транспорт» является одной из важнейших составляющих не только концепции «умного города», но и драйвером роста уровня устойчивого развития города в целом. Данный тезис находит свое подтверждение в многочисленных научно-исследовательских работах, экспериментах, а также в реальных мероприятиях,

1 Система глобальных показателей достижения целей в области устойчивого развития и выполнения задач Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: доклад. ООН, 2017. 243 с. URL: https://unstats.un.org/sdgs/indicators/ Global%20Indicator%20Framework%20after%20 refinement_Rus.pdf (дата обращения: 30.09.2024).

совершенных различными акторами городского управления, отраженных в новостных событиях на крупных Интернет-ресурсах. Таким образом, можно констатировать, что основная цель данного исследования, была выполнена.

Представленные на рис. 1-3 схемы, а также полученные результаты, могут быть полезны как специалистам в области устойчивого развития, транспортным (и имеющим отношение к общественному транспорту) организациям, так и руководителям населенных пунктов, внедряющие или планирующие к внедрению в свою повседневную жизнь как отдельных систем «умного города» в виде «умного транспорта», так и всю систему «умный город» в комплексе.

Дальнейшие исследования будут направлены на выявление факторов влияния на ЦУР путем построения модели на основе эмпирических данных, которые будут характеризовать взаимосвязи между элементами и степень их воздействия на показатели ЦУР. Более того, планируется изучение остальных блоков «умного города» и возможности их прямого и косвенного влияния на достижение ЦУР ООН.

Интеллектуальные транспортные системы Цель 3: Хорошее здоровье и благополучие

_ _ -1 г

V Цель 8: Достойная работа и экономический рост

Устойчивая транспортная инфраструктура Г

Цель 10: Уменьшение неравенства

-W

Мобильность как услуга (МааБ) Цель 11: Устойчивые города и населенные ПУНКТЫ

Умные остановки г V

Цель 12: Ответственное потребление и производство

Альтернативные виды топлива .......

Цель 17: Партнерство в интересах устойчивого развития

Умный менеджмент

.........>

Автоматизированные и автономные транспортные

Рис. 2. Влияение подсистем «умного транспорта» на ЦУР ООН Fig. 2. Impact of smart transport subsystems on the UN SDGs Источник: составлено авторами

Цель

Цель 3: Хорошее здоровье и благополучие

Цель 8: Достойная работа и экономический рост

Цель 10: Уменьшение неравенства

Цель 11: Устойчивые города и населенные пункты

Цель 12: Ответственное потребление и производство

Цель 17: Партнерство в интересах устойчивого развития

Показатель

3.4.1. Смертность от сердечнососудистых заболеваний, рака, диабета, хронических респираторных заболеваний

3.9.1. Смертность от загрязнения воздуха в жилых помещениях и атмосферного воздуха

3.6.1. Смертность в результате дорожно-транспортных происшествий

8.1.1. Ежегодные темпы роста реального ВВП на душу населения

10.2.1. Доля людей с доходом ниже 50% медианного дохода в разбивке по полу, возрасту и признаку инвалидности

11.2.1. Доля населения, имеющего удобный доступ к общественному

транспорту, в разбивке по полу, возрасту и признаку инвалидности

12.4.2. Образование опасных отходов на душу населения и доля обрабатываемых опасных отходов в разбивке по видам обработки

17.8.1. Доля населения, пользующегося Интернетом

8.8.2. Ситуация с соблюдением трудовых прав на национальном уровне

10.3.1. Доля людей, сообщивших

об испытанных ими лично в последние 12 месяцев проявлений дискриминации

11.6.2. Среднегодовой уровень содержания мелких твердых частиц в атмосфере городов (в пересчете на численн. населения)

12.5.1. Национальный уровень

переработки отходов, масса утилизированных материалов в тоннах

17.1.1. Общий объем государственных доходов в процентном отношении к ВВП I разбивке по источникам

Рис. 3. Цели и показатели/индикаторы устойчивого развития Fig. 3. Sustainable development goals and indicators Источник: составлено авторами на основе: Система глобальных показателей достижения целей в области устойчивого развития и выполнения задач Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: доклад. ООН, 2017. 243 с. — URL: https://unstats.un.org/sdgs/indicators/ Global%20Indicator%20Framework%20after%20refinement_Rus.pdf (дата обращения: 30.09.2024)

Список источников

1. Kozlowski W., Suwar K. Smart City: definitions, dimensions, and initiatives // European Research Studies Journal. 2021. Т. 24, № 3. С. 509-520. DOI: 10.35808/ersj/2442.

2. Heaton J., Parlikad A. K. A conceptual framework for the alignment of infrastructure assets to citizen requirements within a Smart Cities framework // Cities. 2019. № 90. С. 32-41. DOI: 10.1016/j.cities.2019.01.041.

3. Peralta Abadía J. J. и др. A systematic survey of Internet of Things frameworks for smart city applications // Sustainable Cities and Society. 2022. Т. 83. С. 1-62. DOI: https://doi.org/10.1016/j.scs.2022.103949.

4. Brcic D. и др. The role of Smart Mobility in Smart Cities // Conference: Fifth International Conference on Road and Rail Infrastructure. 2018. Zadar, Croatia. D0I:10.5592/C0/CETRA.2018.812.

5. Калустян Я. В., Михалева Е. В., Малова Н. Ю. Совместное использование личного автотранспорта как важная составляющая долевой экономики // Экономика строительства и городского хозяйства. 2019. Т. 15, № 4. С. 219-227.

6. Ларин А. Н., Ларина И. В. Цифровизация автотранспортной и железнодорожной отраслей как ключевой элемент цифровой экономики // ИЗВЕСТИЯ Транссиба. 2021. № 4 (48). С. 109-128.

7. Fleming K. L. Social equity considerations in the new age of transportation: electric, automated, and shared mobility // Journal of Science Policy & Governance. 2018. Т. 13. № 1. С. 1-20.

8. Chinbat T. и др. Impact assessment study of mobility-as-a-service (MaaS) on social equity through nonwork accessibility in rural Japan // Asian Transport Studies. 2023. Т. 9. С. 1-11. DOI: https://doi.org/10.1016/j. eastsj.2023.100109.

9. Warcho 1-Jakubowska A. и др. Accessible public transport: a case study of Warsaw // Transforming Media Accessibility in Europe. 2024. С. 21-38. DOI:10.1007/978-3-031-60049-4_2.

10. Сырцова Е. А. Эффекты внедрения интеллектуальных транспортных систем в регионах России

// Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 101. С. 159-169. DOI: 10.24412/2070-13812023-101-159-169.

11. Руководство по устойчивой городской мобильности и территориальному планированию: Содействие активной мобильности / A Handbook on Sustainable Urban Mobility and Spatial Planning: Promoting Active Mobility. М.: Изд-во Программа ООН по окружающей среде. 2023. 240 с.

12. Seredin V., Gutman S., Seredin E. Opportunities for development of smart stop pavilions in Saint Petersburg // Digital Transformation on Manufacturing, Infrastructure & Service. 2023. Т. 684. С. 173-187. D0I:10.1007/978-3-031-32719-3_13.

13. Labee P., Rasouli S., Liao F. The implications of Mobility as a Service for urban emissions // Transportation Research Part D: Transport and Environment. 2022. Т. 102. С. 1-25. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trd.2021.103128.

14. Порсин А. В. и др. Анализ безопасности использования в автомобилях углеводородных топлив и водорода // Журнал прикладной химии. 2020. Т. 93. № 10. С. 1508-1519. DOI: 10.31857/S0044461820100138.

15. Angelaki M., Karvounidis T., Douligeris Ch. Mobile applications and projects for sustainable urban public transportation: a selective review // PCI '20: Proceedings of the 24th Pan-Hellenic Conference on Informatics. 2021. С. 156-161. DOI: https://doi.org/10.1145/3437120.3437297.

References

1. Kozlowski W, Suwar K. Smart City: definitions, dimensions, and initiatives. European Research Studies Journal. 2021;24(3):509-520. doi:10.35808/ersj/2442.

2. Heaton J, Parlikad AK. A conceptual framework for the alignment of infrastructure assets to citizen requirements within a Smart Cities framework. Cities. 2019;(90):32-41. doi:10.1016/j.cities.2019.01.041.

3. Peralta Abadía JJ, et al. A systematic survey of Internet of Things frameworks for smart city applications. Sustainable Cities and Society. 2022;(83):1-62. doi:10.1016/j.scs.2022.103949.

4. Brcic D, et al. The role of Smart Mobility in Smart Cities. Fifth International Conference on Road and Rail Infrastructure; 2018; Zadar, Croatia. doi:10.5592/TO/CETRA.2018.812.

5. Kalustyan YV, Mikhaleva EV, Malova NY. Joint use of personal vehicles as an important component of the sharing economy. Ekonomika stroitel'stva i gorodskogo hozyajstva = Construction and urban economy. 2019;15(4):219-227.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Larin AN, Larina IV. Digitalization of the road transport and railway industries as a key element of the digital economy. Izvestiya Transsiba = Transsib News. 2021;(4)48:109-128.

7. Fleming KL. Social equity considerations in the new age of transportation: electric, automated, and shared mobility. Journal of Science Policy & Governance. 2018;13(1):1-20.

8. Chinbat T, et al. Impact assessment study of mobility-as-a-service (MaaS) on social equity through non-work accessibility in rural Japan. Asian Transport Studies. 2023;(9):1-11. doi:10.1016/j.eastsj.2023.100109.

9. Warcho 1-Jakubowska A, et al. Accessible public transport: a case study of Warsaw. Transforming Media Accessibility in Europe. 2024;21-38. doi:10.1007/978-3-031-60049-4_2.

10. Syrtsova EA. The effects of implementing intelligent transportation systems in Russia's regions. Gosu-darstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik = Public Administration. Electronic Bulletin. 2023;(101): 159-169. doi:10.24412/2070-1381-2023-101-159-169.

11. A Handbook on Sustainable Urban Mobility and Spatial Planning: Promoting Active Mobility. Moscow, United Nations Environment Programme; 2023. 240 p.

12. Seredin V, Gutman S, Seredin E. Opportunities for development of smart stop pavilions in Saint Petersburg. Digital Transformation on Manufacturing, Infrastructure & Service. 2023;(684):173-187. doi:10.1007/978-3-031-32719-3_13.

13. Labee P, Rasouli S, Liao F. The implications of Mobility as a Service for urban emissions. Transportation Research Part D: Transport and Environment. 2022;(102):1-25. doi:10.1016/j.trd.2021.103128.

14. Porsin AV, et al. Analysis of the safety of hydrocarbon fuels and hydrogen in vehicles. Zhurnal prikladnoj himii = Journal of Applied Chemistry 2020;93(10):1508-1519. doi:10.31857/S0044461820100138.

15. Angelaki M, Karvounidis T, Douligeris C. Mobile applications and projects for sustainable urban public transportation: a selective review. PCI '20: Proceedings of the 24th Pan-Hellenic Conference on Informatics. 2021;156-161. doi:10.1145/3437120.3437297.

Информация об авторах

B. П. Середин — аспирант Высшей инженерно-экономической школы Института промышленного менеджмента, экономики и торговли.

C. С. Гутман — кандидат экономических наук, доцент, доцент Высшей инженерно-экономической школы Института промышленного менеджмента, экономики и торговли.

Е. П. Середин — специалист Лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных».

Information about the authors

V. P. Seredin — Postgraduate Student at the Higher School of Engineering and Economics, Institute of Industrial Management, Economics and Trade.

S. S. Gutman — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Higher School of Engineering and Economics, Institute of Industrial Management, Economics and Trade.

E. P. Seredin — Specialist at the Laboratory of Industrial Systems for Streaming Data Processing.

Статья поступила в редакцию 09.10.2024; одобрена после рецензирования 07.11.2024; принята к публикации 29.11.2024.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 09.10.2024; approved after reviewing 07.11.2024; accepted for publication 29.11.2024.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.