Научная статья на тему 'Исследование влияния коэффициента перекрытия торцово-зубчатой передачи на заострение зубьев колес'

Исследование влияния коэффициента перекрытия торцово-зубчатой передачи на заострение зубьев колес Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Антонова Л. Д., Прыгунов П. В.

Рассмотрено влияние плавности зацепления торцово-зубчатой передачи дезинтегратора с коэффициентом перекрытия, равным или больше единицы, на ее эксплуатационные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF THE INFLUENCE OF THE OVERLAPPING OF THE FRONT-TOOTH GEARING ON THE POINT OF THE WHEELS TEETHS

The influence of smoothness of gearing of a tortsovo-tooth gearing grinder desintegrator on the condition of factor of overlapping equal or more units on its operational possibilities is considered.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния коэффициента перекрытия торцово-зубчатой передачи на заострение зубьев колес»

УДК 669.713.7

Л. Д. Антонова, П. В. Прыгунов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПЕРЕКРЫТИЯ ТОРЦОВО-ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ НА ЗАОСТРЕНИЕ ЗУБЬЕВ КОЛЕС

Рассмотрено влияние плавности зацепления торцово-зубчатой передачи дезинтегратора с коэффициентом перекрытия, равным или больше единицы, на ее эксплуатационные возможности.

Предложенная А. И. Нечаевым торцово-зубчатая передача рекомендуется в основном для измельчения различных материалов, в частности в дезинтеграторах, что свидетельствует о ее высокой эффективности, особенно при решении экологических проблем и проблем, связанных с восполнением сырьевых ресурсов страны. Актуальность этих обстоятельств послужила основанием для теоретических исследований данной передачи.

В результате разработки теоретических основ плоскозубой торцово-зубчатой передачи получены аналитические зависимости ее важнейших геометрических и кинематических характеристик, позволяющих делать выводы о ее эксплуатационных возможностях и качественных показателях.

Зуб ведомого колеса плоскозубой торцово-зубчатой передачи представляет собой консольную балку в виде усеченной призмы с плоской боковой поверхностью. Такая форма зуба имеет определенные технологические и конструктивные достоинства, в частности технологическую простоту изготовления. Возможность за счет осевого сдвига колес регулировать боковой зазор в зацеплении компенсирует износ зуба, а также величину фракции измельчения. При измельчении отсутствует проблема засорения радиального зазора. Консольные призматические зубья значительных размеров обладают высокой изломной прочностью, а значит, большой силой сжатия, а геометрия профиля зуба позволяет делать передачу компактной с числом зубьев ведущего колеса от четырех при передаточном отношении более двух. Следовательно, в этой передаче модуль зацепления можно принять в 3...4 раза больше, чем в традиционном эвольвентном зацеплении, что увеличивает рабочий объем измельчения и значительно увеличивает производительность.

К достоинствам торцово-зубчатой передачи также следует добавить возможность образования передачи без подрезания и заострения с достаточной плавностью зацепления и коэффициентом перекрытия ^ 1.

Коэффициент перекрытия еа представляет отношение угла зацепления ф2 к угловому шагу ру = 360%^:

е = ф = Ф2нач -Ф2кон ,

а Р., 360° 2.

(1)

Максимальное значение параметра и может быть равным г•, следовательно максимально допустимая

величина / будет

гт г Г, г (2)

/ =л/и 2 +Р2 = д/< +Р2.

При и = г^ и ф2нач = а у = 0. Конечное значение ф2кон получим при и = ^г02 -р2 :

4

2 2 Га2 -Р

Укон = аГСС°8

Ф2кон =а„ -Укон =а„ - агссов

/""2 2"

Отсюда,

еа = —— агссо8

а 360 г

/""2 2"

(3)

Анализ (3) показывает, что еа не зависит от угла

ф2нач и .

Полнить величину еа > 1 можно при изменении угла зацепления а„, а также при увеличении высоты Н2 до высоты заострения зуба Н^, которая будет определяться по формуле

1--

2г,

Следует отметить, что максимальное значение еапред за счет увеличения высоты зуба теоретически возможно при условии Н1 = г/ - г, так как в этом

случае агссо8

>/(/ - Н 2 )2 -Г'

= 90° и батах = ^/4.

При г2 = 8 получим еатах = 2.

Однако такое зацепление нереализуемо, поскольку при такой высоте зуба невозможно обеспечить 12 > 4, кроме того, существует ограничение по заострению зуба колеса. Поэтому предельную величину еапред будем определять по условию заострения зуба при раз-

г

Решетневские чтения

личных р. На основании графических построений ра- Тогда

диус заострения зуба

Р Р ^ z2

" - - (4) ебпред =:^агссо5

г

r -r

заос г

(5)

cosY.I п ) 360

sin| aw + — I v - х

L. D. Antonova, P. V. Prigunov Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

THE RESEARCH OF THE INFLUENCE OF THE OVERLAPPING OF THE FRONT-TOOTH GEARING ON THE POINT OF THE WHEELS TEETHS

The influence of smoothness of gearing of a tortsovo-tooth gearing grinder desintegrator on the condition of factor of overlapping equal or more units on its operational possibilities is considered.

© Антонова Л. Д., Прыгунов П. В., -010

УДК 62-585.91

С. О. Бойко, Н. А. Смирнов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПЕРЕДАЧИ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ТЕЛАМИ КАЧЕНИЯ

Рассмотрены передачи с промежуточными телами качения, использование которых обеспечит современные отрасли науки и техники прецизионными устройствами манипуляции и перемещения.

В настоящее время в космической технике все более активно исследуются механизмы преобразования движения, использующие в своей основе не зубчатое зацепление, а периодические дорожки с различными промежуточными телами качения - шарики и ролики. Классифицируя подобные механизмы, можно выделить две основные группы: передачи преобразования вращательного движения в линейное перемещение (например, роликовинтовые передачи, РВП) и передачи-редукторы.

Основным принципом работы устройств первой группы является разбиение одного из звеньев, совершающего скольжение по поверхности другого, на несколько тел качения (шарики или ролики) (рис. 1). В результате достигается большее число точек контакта (например, в случае классической передачи «винт-гайка»), а следовательно, и более высокая жесткость зацепления.

Главной кинематической особенностью ролико-винтовых передач является нулевое перемещение блока роликов относительно гайки при вращении винта. Для обеспечения этого условия необходимо учитывать следующие зависимости:

' Dr = dB + - • dp,

А = ¿в,

где 1г - число заходов резьбы на гайке; 1р - число заходов резьбы на ролике; 2Ъ - число заходов на винте; Дг - средний диаметр резьбы гайки; Дв - средний диаметр резьбы винта; Др - средний диаметр резьбы ролика.

Рис. 1. Планетарная роликовинтовая передача

Одной из основных задач при проектировании РВП является определение подачи гайки за один оборот винта. Данное перемещение складывается из следующих составляющих:

- перемещения роликов относительно винта при их фиксации от планетарного вращения вокруг оси винта и вращения вокруг собственной оси:

Н = 5 • ,

где 5 - шаг резьбы;

- перемещения роликов за счет их вращения вокруг собственной оси:

Н2 = А- 5 • z ;

2 2^, «+ dp) р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.