УДК 669.713.7
Л. Д. Антонова, П. В. Прыгунов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПЕРЕКРЫТИЯ ТОРЦОВО-ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ НА ЗАОСТРЕНИЕ ЗУБЬЕВ КОЛЕС
Рассмотрено влияние плавности зацепления торцово-зубчатой передачи дезинтегратора с коэффициентом перекрытия, равным или больше единицы, на ее эксплуатационные возможности.
Предложенная А. И. Нечаевым торцово-зубчатая передача рекомендуется в основном для измельчения различных материалов, в частности в дезинтеграторах, что свидетельствует о ее высокой эффективности, особенно при решении экологических проблем и проблем, связанных с восполнением сырьевых ресурсов страны. Актуальность этих обстоятельств послужила основанием для теоретических исследований данной передачи.
В результате разработки теоретических основ плоскозубой торцово-зубчатой передачи получены аналитические зависимости ее важнейших геометрических и кинематических характеристик, позволяющих делать выводы о ее эксплуатационных возможностях и качественных показателях.
Зуб ведомого колеса плоскозубой торцово-зубчатой передачи представляет собой консольную балку в виде усеченной призмы с плоской боковой поверхностью. Такая форма зуба имеет определенные технологические и конструктивные достоинства, в частности технологическую простоту изготовления. Возможность за счет осевого сдвига колес регулировать боковой зазор в зацеплении компенсирует износ зуба, а также величину фракции измельчения. При измельчении отсутствует проблема засорения радиального зазора. Консольные призматические зубья значительных размеров обладают высокой изломной прочностью, а значит, большой силой сжатия, а геометрия профиля зуба позволяет делать передачу компактной с числом зубьев ведущего колеса от четырех при передаточном отношении более двух. Следовательно, в этой передаче модуль зацепления можно принять в 3...4 раза больше, чем в традиционном эвольвентном зацеплении, что увеличивает рабочий объем измельчения и значительно увеличивает производительность.
К достоинствам торцово-зубчатой передачи также следует добавить возможность образования передачи без подрезания и заострения с достаточной плавностью зацепления и коэффициентом перекрытия ^ 1.
Коэффициент перекрытия еа представляет отношение угла зацепления ф2 к угловому шагу ру = 360%^:
е = ф = Ф2нач -Ф2кон ,
а Р., 360° 2.
(1)
Максимальное значение параметра и может быть равным г•, следовательно максимально допустимая
величина / будет
гт г Г, г (2)
/ =л/и 2 +Р2 = д/< +Р2.
При и = г^ и ф2нач = а у = 0. Конечное значение ф2кон получим при и = ^г02 -р2 :
4
2 2 Га2 -Р
Укон = аГСС°8
Ф2кон =а„ -Укон =а„ - агссов
/""2 2"
Отсюда,
еа = —— агссо8
а 360 г
/""2 2"
(3)
Анализ (3) показывает, что еа не зависит от угла
ф2нач и .
Полнить величину еа > 1 можно при изменении угла зацепления а„, а также при увеличении высоты Н2 до высоты заострения зуба Н^, которая будет определяться по формуле
1--
2г,
Следует отметить, что максимальное значение еапред за счет увеличения высоты зуба теоретически возможно при условии Н1 = г/ - г, так как в этом
случае агссо8
>/(/ - Н 2 )2 -Г'
= 90° и батах = ^/4.
При г2 = 8 получим еатах = 2.
Однако такое зацепление нереализуемо, поскольку при такой высоте зуба невозможно обеспечить 12 > 4, кроме того, существует ограничение по заострению зуба колеса. Поэтому предельную величину еапред будем определять по условию заострения зуба при раз-
г
Решетневские чтения
личных р. На основании графических построений ра- Тогда
диус заострения зуба
Р Р ^ z2
" - - (4) ебпред =:^агссо5
г
r -r
заос г
(5)
cosY.I п ) 360
sin| aw + — I v - х
L. D. Antonova, P. V. Prigunov Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
THE RESEARCH OF THE INFLUENCE OF THE OVERLAPPING OF THE FRONT-TOOTH GEARING ON THE POINT OF THE WHEELS TEETHS
The influence of smoothness of gearing of a tortsovo-tooth gearing grinder desintegrator on the condition of factor of overlapping equal or more units on its operational possibilities is considered.
© Антонова Л. Д., Прыгунов П. В., -010
УДК 62-585.91
С. О. Бойко, Н. А. Смирнов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПЕРЕДАЧИ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ТЕЛАМИ КАЧЕНИЯ
Рассмотрены передачи с промежуточными телами качения, использование которых обеспечит современные отрасли науки и техники прецизионными устройствами манипуляции и перемещения.
В настоящее время в космической технике все более активно исследуются механизмы преобразования движения, использующие в своей основе не зубчатое зацепление, а периодические дорожки с различными промежуточными телами качения - шарики и ролики. Классифицируя подобные механизмы, можно выделить две основные группы: передачи преобразования вращательного движения в линейное перемещение (например, роликовинтовые передачи, РВП) и передачи-редукторы.
Основным принципом работы устройств первой группы является разбиение одного из звеньев, совершающего скольжение по поверхности другого, на несколько тел качения (шарики или ролики) (рис. 1). В результате достигается большее число точек контакта (например, в случае классической передачи «винт-гайка»), а следовательно, и более высокая жесткость зацепления.
Главной кинематической особенностью ролико-винтовых передач является нулевое перемещение блока роликов относительно гайки при вращении винта. Для обеспечения этого условия необходимо учитывать следующие зависимости:
' Dr = dB + - • dp,
А = ¿в,
где 1г - число заходов резьбы на гайке; 1р - число заходов резьбы на ролике; 2Ъ - число заходов на винте; Дг - средний диаметр резьбы гайки; Дв - средний диаметр резьбы винта; Др - средний диаметр резьбы ролика.
Рис. 1. Планетарная роликовинтовая передача
Одной из основных задач при проектировании РВП является определение подачи гайки за один оборот винта. Данное перемещение складывается из следующих составляющих:
- перемещения роликов относительно винта при их фиксации от планетарного вращения вокруг оси винта и вращения вокруг собственной оси:
Н = 5 • ,
где 5 - шаг резьбы;
- перемещения роликов за счет их вращения вокруг собственной оси:
Н2 = А- 5 • z ;
2 2^, «+ dp) р