УДК 687.016:687.12
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗДЕЛИЙ СЕРВИСА
Исследование влияния художественноконструктивных показателей на визуальное восприятие моделей одежды
Т.В. Медведева, Т.М. Лапина
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Создание информационных технологий, позволяющих разрабатывать модельные конструкции одежды разнообразных фасонов одежды, как с точки зрения цветового, так и конструктивного решения, является нерешенной проблемой процесса проектирования конструкций одежды [1].
Проектирование разнообразных конструкций одежды в мировой практике и в РФ уже более 50 лет осуществляют в виде семейств модельных конструкций (СМКф), широко используя методы типового проектирования. Разработка СМКф методами типового проектирования является оптимизационной задачей, эффективное решение которой основано на компромиссном соблюдении двух принципов: с одной стороны проектируемые изделия семейства должны иметь высокую степень визуального художественно-конструктивного различения, а с другой - обладать высокой технологической однородностью.
Из практики проектирования конструкций одежды известно, что различные художественноконструктивные показатели фасона изделия (ХКП) по-разному влияют на зрительное восприятие готовых изделий. Например, добавление только одной пуговицы к одному из фасонов СМКф никак не влияет на его художественно-конструктивное разнообразие по сравнению с другими моделями, а контрастное использование цвета в моделях одежды без изменения их конструктивного решения зрительно «устанавливает» значительную разницу в восприятии фасонов изделий и широко используется в мировой практике проектирования одежды.
Поэтому при определении степени визуального художественно-конструктивного различения фасонов в СМКф целесообразно учитывать коэффициенты весомостей каждого ХКП, которые в настоящее время не определены.
Коэффициент художественно-конструктивного разнообразия (Кхкр) предложено рассчитывать по формуле:
К
хкр
q
£ ХКП,. *m. / £ ХКП _
. , li 1 . , общ
г=\ ]=1
где ХКПФ - художественно-конструктивный показатель фасона изделия, встречающийся только один раз в одной модели семейства; q - общее число ХКП1И ХКПобщ - общее количество (n) ХКП моделей семей-
ства; m - коэффициент весомости каждого из ХКП1Р
Нормативное значение коэффициента для женской одежды принято Кхкр > 0,7, обеспечивающее высокую степень различения потребителями как минимум двух фасонов одежды между собой. Значение коэффициента в интервале 0,5 < Кхкр < 0,7 обеспечивает хорошую степень различения.
Для решения первой части оптимизационной задачи разработки СМКф необходимо располагать объективными значениями m для максимально возможного числа ХКП.
Поэтому целью настоящего исследования являлась разработка элементов информационного обеспечения для автоматизированного проектирования СМКф высокого художественно-конструктивного разнообразия специалистами любого уровня квалификации на основе определения степени влияния различных ХКП на зрительное различение фасонов женской одежды и определение для каждого из них коэффициентов весомостей тР
В работе использованы стандартные методы экспертной оценки и парного сравнения с образцом-эталоном, в качестве которого выступало женское платье полуприлегающего силуэта, представленное на инженерно заданной системе «человек—одежда» и изготовленное из белого материала с длинным рукавом без линий членения (рис. 1).
В сравниваемый с эталоном образец вводился только один из ХКП в соответствии с его уровнем варьирования по плану эксперимента. Обработка ре-
зультатов исследований осуществлена с применением стандартных методов экспертной оценки [2] математической статистики [3]. В качестве экспертов выступили опытные преподаватели кафедры «Конструирование и технология швейных изделий» МГУС и высококвалифицированные специалисты ООО «Сток-Центр».
Все ХКП были разделены на три группы: 1) ХКП, определяющие художественно-конструктивное построение фасонов одежды; 2) ХКП, характеризующие рисунок материала; 3) ХКП, характеризующих цвет материала. Соответственно было проведено три эксперимента. Повторность экспертной оценки двумя группами экспертов была принята равной двум.
Для определения ХКП первой группы были проанализированы журналы мод за период с 2000 по 2007 гг. В результате были выделены следующие виды ХКП: различные варианты застежек, карманов, ворот-
58
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗДЕЛИЙ СЕРВИСА
- (а)
(б)
Рис. 1. Фрагмент типовых образов, представленных для сравнения экспертам: эталон изделия (а) и изделие с крупным растительным орнаментом (б)
ников, пояса, клапанов, манжет, рельефов, подрезов, кокеток, вытачек, длины изделия и рукава, покроя рукава, оформления низа рукава.
Первая группа ХКП включала 11 факторов. Во вторую группу ХКП было включено 4 фактора: рисунок материала в клетку, полоску, горох и растительный. Третья группа ХКП «цвет материала» включала 9 факторов.
Для каждого фактора и всех групп ХКП были выделены уровни варьирования. При установлении уров-
ней варьирования факторов ХКП, характеризующих рисунок материала, задавалось число фигур рисунка на 1см2, а ХКП, характеризующих цвет материала, - изменение яркости цвета на каждые 10%.
В результате разработки планов эксперимента исследованию подверглось 136 ХКП. Для каждого из них были в среде AutoCAD разработаны типовые образы (см. рис. 1). Уровни варьирования некоторых факторов для каждой из трех групп ХКП приведены в табл.
Таблица 1
1-3.
Уровни варьирования фактора «длина изделия»
Уровни варьирования Код Значения уровней варьирования
а1 ХКП 1.1.1.01 Длина изделия «Мини» - на 25 см выше уровня колен
а2 ХКП 1.1.2.02 Длина изделия «Миди» - на 20 см ниже уровня колен
a ХКП 1.1.3.03 Длина изделия «Макси» - на 40 см ниже уровня колен
Уровни варьирования фактора рисунок материала «полоска»
Таблица 2
Уровни варьирования Код Значения уровней варьирования
f1 ХКП 2.2.1.20 Рисунок материала - поперечная узкая полоска (12 полос/см2)
f2 ХКП 2.2.2.21 Рисунок материала - поперечная широкая полоска (5 полос/см2)
f3 ХКП 2.2.3.22 Рисунок материала - продольная узкая полоска (12 полос/см2)
f4 ХКП 2.2.4.23 Рисунок материала - продольная широкая полоска (5 полос/см2)
f5 ХКП 2.2.5.24 Рисунок материала - диагональная узкая полоска (12 полос/см2)
ХКП 2.2.6.25 Рисунок материала - диагональная широкая полоска (5 полос/см2)
59
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗДЕЛИЙ СЕРВИСА
Уровни варьирования фактора цвет материала «зеленый»
Таблица 3
Уровни варьирования Код Значения уровней варьирования
mi ХКП 3.5.4.49 яркость 10%
m2 ХКП 3.5.3.48 яркость 20%
m3 ХКП 3.5.2.47 яркость 30%
m4 ХКП 3.5.1.46 яркость 40%
m5 ХКП 3.9.1.62 яркость 50%
m6 ХКП 3.6.1.50 яркость 60%
m7 ХКП 3.6.2.51 яркость 70%
m8 ХКП 3.6.3.52 яркость 80%
m9 ХКП 3.6.4.53 яркость 90%
Экспертам были предложены специальные анкеты с типовыми образами 136 ХКП. Оценка каждого ХКП осуществлялась по шкале значений коэффициентов весомости от 0 до 1 включительно с шагом 0,2.
Определение границ оценочной шкалы и ко-
личества ее делений осуществлено в соответствии с требуемой точностью результата и числом различимых экспертом уровней качества [2]. Интерпретация принятых числовых значений коэффициентов весомости в вербальную форму представлена в табл. 4.
Лингвистическая шкала для оценки коэффициентов весомости ХКП
Таблица 4
Лингвистическая переменная Численное значение
Минимальное влияние ХКП на визуальное восприятие модели одежды 0
Незначительное влияние ХКП на визуальное восприятие модели одежды 0,2
Среднее влияние ХКП на визуальное восприятие модели одежды 0,4
Влияние ХКП на визуальное восприятие модели одежды выше среднего 0,6
Значительное влияние ХКП на визуальное восприятие модели одежды 0,8
Максимальное влияние ХКП на визуальное восприятие модели одежды 1
Каждый типовой образ ХКП был представлен экспертам на отдельном листе белой бумаги в паре с образцом-эталоном. В правом верхнем углу листа проставлен числовой код ХКП, присвоенный в соответствии с его порядковым номером и структурной схемой эксперимента.
Математическая обработка, проведенная с использованием методов ранговой корреляции [2,3], показала, что значения коэффициентов конкордации, полученные при оценке ХКП экспертами МГУС (W1=0,77, W2=0,68) и экспертами ООО «Сток-центр» (W3=0,85, W4=0,82) соответственно, в первом и втором турах опроса являются значимыми, так как критические значения коэффициентов конкордации составили: W^.^0,475 и W^ 2= 0,7 при уровне значимости 0,05.
Следовательно, для коэффициентов W., W2, W3 и W4 выполняется неравенство W > W Поэтому есть основания считать, что между рассматриваемыми признаками существует значимая корреляционная связь, то есть с 95% вероятностью полученным значениям коэффициентов конкордации можно доверять.
Определение тесноты связи между мнениями экспертов МГУС и ООО «Сток-Центр» с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена показала, что между оценками ХКП в двух группах экспертов существует значимая ранговая корреляционная связь.
Таким образом, математическая обработка результатов эксперимента показала, что мнения экспертов относительно степени влияния исследуемых ХКП на визуальное восприятие моделей одежды являются
60
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗДЕЛИЙ СЕРВИСА
согласованными, из чего следует, что значения коэффициентов весомости, присвоенные в ходе опросов, являются достоверными.
Конечные значения коэффициентов весомости т были получены путем расчета средней величины всех Т выставленных экспертами по каждому ХКП. Анализ полученных величин значений коэффициентов весомостей ХКП позволил установить, что наибольшим влиянием на зрительную различимость фасонов одежды при их сравнении обладают контрастные цвета, крупный рисунок, клетка, полоска.
Из ХКП первой группы наибольшими значениями mi обладают контрастная длина изделия и рукава. Наименьшими значениями mi обладают ХКП из первой
группы - манжеты, различные варианты застежки, вырезы горловины и др., средним - различные варианты членения поверхности изделий. Экспериментальные значения величин mi хорошо согласуются с априорными знаниями о характере значимости ХКП с точки зрения их влияния на степень зрительного различения фасонов одежды.
Значения величин mi всех ХКП были разбиты на десять интервалов (табл. 5), а типовые образы ХКП были сформированы в десять классов и представлены в виде классификации величин коэффициентов весомости для каждого ХКП. Фрагмент классификации для девятого класса ХКП представлен в табл. 6.
Таблица 5
Обобщенная классификация коэффициентов весомостей m.
№ класса Число ХКП., включенных в класс Значения коэффициента весомости, m. Коды ХКП.
i 9 0 4- 0,09 01.001 - 01.009
2 7 0,10 4 0,19 02.001 - 02.007
3 15 0,20 4 0,29 03.001 - 03.015
4 21 0,30 4 0,39 04.001 - 04.021
5 24 0,40 4 0,49 05.001 - 05.024
6 17 0,50 4 0,59 06.001 - 06.017
7 19 0,60 4 0,69 07.001 - 07.019
8 10 0,70 4 0,79 08.001 - 08.010
9 13 0,80 4 0,89 09.001 -09.013
10 1 0,90 4 1,00 10.001...
Таким образом, полная классификация коэффициентов весомости ХКП в настоящий момент содержит 136 показателей, но классификация остается открытой и ее можно в дальнейшем дополнять и совершенствовать. Разработанная классификация коэффициентов весомостей ХКП с точки зрения влияния их на зрительное различение фасонов изделий и их типовые графические образы являются элементами фонда инфор-
мационного обеспечения для автоматизированного проектирования разнообразных фасонов СМКф в программной среде AutoCAD. Применение классификации позволяет уже в настоящее время и в ручном режиме создавать фасоны СМКф различных видов одежды специалистами различного уровня квалификации с высокой степенью объективности.
Фрагмент классификации величин коэффициентов весомостей m.
Таблица 6
№ класса mi Наименование ХКП| Код ХЩ Типовой оораз ХКП
1 2 3 4 5
0,80 Длина рукава выше линии локтя 09.001 п
9 0,82 Цвет материала зеленый, яркость 50% 09.004 I (
61
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗДЕЛИЙ СЕРВИСА
Рисунок материала -
0,84 диагональная широкая полоска (5 полос/cmJ 0Э.007 шйм
0,84 Длина изделия «Макси» 0Э.008 Y Тг/
0,86 Рисунок материала крупный (0,25 злемента/смЭ 0Э.013 й
Литература
1. Медведева Т.В. Развитие основ формирования качества при проектировании конструкций одежды. - М.: Монография, 2005.
2. Методика применения экспертных методов для оценки качества продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1977.
3. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшая школа, 2001.
УДК 687.1.072
Построение гибких процессов изготовления одежды по индивидуальным заказам на основе использования технологического оборудования «обратимой конструкции»
Т.Ю. Воронкова
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Совершенствование производства одежды по индивидуальным заказам требует обязательного учета следующих важнейших особенностей:
• единичный тип производства;
• стохастический характер поступления заказов;
• относительно небольшая мощность предприятий и технологических процессов.
Перечисленные особенности являются основной причиной высокой нестабильности всех элементов производственного процесса. В первую очередь это относится к изготавливаемым изделиям, которые, отра-
жая индивидуальные требования каждого конкретного потребителя, неизбежно будут иметь те или иные фасонные, конструктивно-технологические и размерные отличия. Нестабильность в изготавливаемых изделиях, как объекта производства, вызывает нестабильность и технологических процессов их изготовления по методам, режимам и трудоемкости обработки.
Проблема совершенствования производства одежды по индивидуальным заказам заключается в проектировании гибких технологических процессов, что позволит, сохранив цели и задачи производства, перейти
62