93-97.
5. Pudovkina, O.S. and Keino A.Yu. (2016), "Dynamics of morphological indicators and special preparedness of young skiers", Bulletin of Tambov University. Series: The humanities, Vol. 21, No. 11 (163), pp. 36-45.
Контактная информация: m.snigur2011@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 05.06.2017
УДК 378
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТЕХНОЛОГИЮ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, капитан, старший преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург; Елена Александровна Андросова, учитель биологии, СОШ№ 31, г. Санкт-Петербург; Николай Сергеевич Федюк, капитан, адъюнкт, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Илья Юрьевич Тимофеев, старший лейтенант, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-
Петербург
Аннотация
В статье рассматривается влияние внедрения электронного учебника на существующую педагогическую технологию подготовки военных кадров по учебной дисциплине «физическая подготовка». Приводятся результаты его влияния на теоретическую, организаторско-методическую и физическую подготовленность личного состава высших военных учебных заведений. Раскрываются возможности и перспективы дальнейшего использования и внедрения электронных учебников в практику физической подготовки специалистов.
Ключевые слова: педагогическая технология, технология образования, электронный учебник, физическая подготовка, высшие военные учебные заведения.
STUDY ON INFLUENCE OF ELECTRONIC TEXTBOOK ON PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TRAINING OF MILITARY PERSONNEL AT EDUCATIONAL
DISCIPLINE "PHYSICAL TRAINING"
Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Mikhay-
lovich Androsov, the candidate of pedagogical sciences, captain, senior teacher, Military Academy of Communication, St. Petersburg; Elena Aleksandrovna Androsova, the teacher of biology, School No. 31, St. Petersburg; Nikolay Sergeevich Fedyuk, the captain, graduated in a military academy, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Ilya Yurievich Timo-feev, the senior lieutenant, teacher, Military Academy of Communication, St. Petersburg
Annotation
The article examines the impact of the introduction of the electronic textbook on the existing teaching technology of the training of military personnel under the subject "Physical training." The results of its impact on the theoretical, organizational-methodological and physical fitness of the personnel of the higher military educational institutions have been given. It reveals the opportunities and prospects for the use and implementation of the electronic textbooks in the practice of physical training of the specialists.
Keywords: pedagogical technology, educational technology, electronic textbook, physical fitness, higher military educational institutions.
ВВЕДЕНИЕ
Проводимая реформа системы образования требует поиска новых, «инновационных» подходов для реализации стоящих задач по обеспечению государства высококвалифицированными кадрами. Это находит свое отражение и в Федеральных целевых про-
граммах, и в руководящих документах Министерства образования Российской Федерации. В результате учеными-педагогами активно моделируются (проектируются) новые педагогические технологии либо модернизируются уже имеющиеся, а полученный продукт умственной деятельности представляют как «инновационную технологию обучения». Необходимо отметить, что наибольшее внимание, на фоне компьютеризации и повышения эффективности использования дидактическо-информационной среды учебных заведений, уделяется проектированию и внедрению новых информационных технологий.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Имеющиеся достижения педагогики находят свое отражение и в образовательном процессе высших военных учебных заведений. Так на сегодняшний день активно внедряется электронный учебник, в том числе и по учебной дисциплине «Физическая подготовка». Многими авторами он позиционируется как «инновационное средство обучения» и «инновационная информационная технология» [1]. Для гражданских высших учебных заведений данное утверждение не вызывает сомнений, т.к. дидактическо-информационная среда, формы обучения, широкий спектр педагогических технологий и способов их изменений непосредственно в ходе образовательного процесса позволяют использовать его возможности в полном объеме. При этом основным направлением применения электронного учебника в практике обучения является направление дистанционного обучения.
Однако система образования Министерства обороны имеет ряд особенностей, в результате которых использование определения «инновационная информационная технология» к электронному учебнику будет являться не совсем корректным, особенно по учебной дисциплине «Физическая подготовка».
По мнению многих автором «информационные технологии» относятся к основным педагогическим технологиям [2]. Не смотря на значительное количество определений понятия «педагогическая технология» основу его составляют совокупность таких слов как: методы, способы, технические средства. То есть исходя из большинства существующих определений замена бумажного носителя информации на электронный подразумевает под собой изменения средств обучения - внесение новшеств, инноваций. В тоже время возникает вопрос, а на сколько изменилась сама педагогическая технология по учебной дисциплине «Физическая подготовка» и насколько повысился результат обучения?
Существует значительное количество классификаций, уровней новизны и критериев в педагогике, которые позволяют определить является та или иная педагогическая разработка или технология инновационной. Однако за основу исследований нами были взяты непосредственно ключевые слова большинства определений, сам процесс применения технологии на практике, а самое главное конечный результата - ее эффективность в формировании:
- практических навыков и умений;
- теоретических знаний;
- организаторско-методической подготовленности.
С этой целью нами были проведены как теоретические изыскания, так и практические в виде устных опросов и анкетирования.
Основу теоретических исследований составили исследования характеристик изменений, возникших в существующей и применяемой на практике в образовательном процессе педагогической технологии в связи с заменою обычного учебника на электронный.
В ходе исследований установлено, что существующая педагогическая технология по обучению курсантов высших военных учебных заведений дисциплине «Физическая подготовка» строго регламентирована руководящими документами, а именно приказом Министра обороны Российской Федерации. То есть используемый набор средств и методов, что и составляет основу содержания определения «педагогическая технология», строго определен Наставлением по физической подготовке в Вооруженных силах РФ. При этом в перечень средств физического совершенствования военнослужащих ни обычный учебник, ни электронный не входят. Более того сам процесс обучения, преподавания и проведения учебного занятия строго алгоритмизирован с указанием отводимых промежутков времени как на учебные части занятия, так и на обучение упражнениям или методики. В ходе анализа проведения занятий профессорско-преподавательским составом установлено, что последовательность процесса обучения упражнению и построения отдельного занятия остались прежними. То есть электронный учебник не изменил педагогическую технологию и не оказал значительного влияния как на перераспределение времени на части занятия, так и на структуру обучения отдельному упражнению.
Не выявлено изменений и в организации и уровне теоретической и методической подготовке личного состава. Информация в электронном учебнике полностью соответствует традиционному учебнику, за исключением наличия отдельных видеофрагментов выполнения различных упражнений и практических методических заданий. Технология формирования соответствующих знаний при этом осталась прежней. То есть преподаватель ставит задачу на самостоятельную подготовку по изучению какой-либо информации в учебнике, а на следующем занятии проверяет ее усвоение в виде устного опроса в начале занятия. При этом имеющиеся в учебнике тесты для проверки уровня теоретических знаний не могут быть использованы преподавателем в виду не столько отсутствия компьютерной техники при проведении занятия, сколько из-за необходимости внесения изменений в алгоритмизацию и распределение времени на части учебного занятия. Так теоретический опрос для проверки остаточных знаний и уровня усвоения новых при проведении двухчасового учебного занятия с курсантами военных учебных заведений проводится в подготовительной части занятия и занимает не более 2-3 минут. Использование компьютерного класса, имеющегося в спортивном комплексе, займет несколько больше времени на само тестирование, при этом необходимо учитывать и время, затраченное на передвижение к нему от места проведения занятия и обратно (или только в одном направлении), а также сопутствующие факторы: переобувание, включение и выключение компьютера и многое другое.
Необходимо обратить внимание и на ограниченный доступ к электронному учебнику ввиду отсутствия в военных учебных заведениях достаточного количества компьютеризованных мест для занятий в часы самостоятельной подготовки.
В ходе исследований также установлено, что более 30% курсантов, не смотря на активное использование в неслужебное время «гаджетов», персональных компьютеров и компьютерных технологий, предпочитают готовиться к учебным занятиям с помощью традиционных учебников. Предпочтение электронным учебникам отдали лишь 25% курсантов. Значительная часть респондентов не смогли дать ответ в виду отсутствия опыта работы и подготовки к занятиям с помощью электронных учебников. Они не были включены в представленные выше статистические данные.
Основываясь на результатах собственных исследований и современных тенденций использования электронного учебника в практике дистанционного обучения, применяемого многими высшими учебными заведениями, можно спрогнозировать и предложить
дальнейшее приоритетное развитие технологии его применения в военных учебных заведениях:
- создание единой для всех учебных заведений МО РФ базы видеофайлов показа и обучения выполнению упражнений, выполнения методических заданий, единой системы проверки знаний в виде тестирования как для различных курсов обучения, так и для разных уровней образования;
- изменения технологии проведения учебных занятий, где традиционная технология будет заменена на технологии подобные технологии «перевернутого класса», что позволит перераспределить время на части учебного занятия [3];
- создания единой базы видеокурсов повышения квалификации специалистов по физические подготовке как войскового звена, так и преподавателей высших учебных заведений;
- размещение электронного учебника в сети интернет для массового доступа специалистов всех уровней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие дидактическо-информационной среды, разработка и внедрение инновационных информационных технологий, в частности электронного учебника, и вспомогательных компьютерных технологий обеспечивающих доступ ко всем его возможностям, является перспективным направлением способным оказать значительное положительное влияние на повышение качества подготовки военных кадров. При этом для их эффективного использование необходимо проектирование новых или оперативное внесение изменений в существующие педагогические технологии, что в свою очередь требует дальнейшего изучения существующей проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сиволапова, А.К. Электронный учебник как современная информационная технология и средство обучения [Электронный ресурс] / Сиволапова А.К., Крестина И.И. // Федеральный центр образовательных инноваций и технологий : официальный сайт // http://www.fcoit.ru/internet_conference (дата обращения 10.01.2017).
2. Миронов, В.В. Педагогические технологии в образовательном процессе в военно-физкультурном вузе / В.В. Миронов, А.А. Тихончук, А.А. Шленков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 9-10.
3. Сорокин, В.П. О возможности применения инновационной технологии «перевернутый класс» на занятиях по физической подготовке в высших военных учебных заведениях / В.П. Сорокин, A.M. Андросов, Ю.В. Сорокина // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 57-60.
REFERENCES
1. Sivolapova, A.K. and Krestina, I.I. (2017), "Electronic textbook as modern information technologies and means of teaching", Federal Center for Educational Innovation and Technology, available at: http://www.fcoit.ru/internet_conference.
2. Mironov, V.V. Tikhonchuk, A. A. and Schlenk, A.A. (2016), "Pedagogical technologies in the educational process in military-sports higher school", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 910.
3. Sorokin, V.P., Androsov, A.M. and Sorokina, Yu.V. (2016), "On the possibility of use of innovative technology "flipped classroom" during physical training lessons in higher military educational institutions ", Actual problems ofphysical and special training of the security forces, No. 4, pp. 57-60.
Контактная информация: vifk.sila@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.06.2017