УДК 37.015
1 2 Е. А. Могилёвкин , А. С. Новгородов
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ КАРЬЕРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У
СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье рассматривается сравнение представлений о текущей и будущей карьерной ситуации студентов 3-4 курсов университета. Авторы приводят результаты двухлетнего (2009-2010 гг.) эмпирического исследования «якорей» карьеры студентов экономического и управленческого профилей, выявляют противоречия карьерных установок и предлагают варианты снятия этих противоречий. Исследование проводилось в рамках комплексной программы изучения и развития профессиональных и карьерных компетенций студентов вуза. В статье представлены результаты двух методик - первая (классическая) «Якоря карьеры» (автор Э.Шейн), вторая - модифицированная методика «Якоря карьеры для студентов» (авторы А.С. Новгородов, Е.А. Могилёвкин).
Ключевые слова якоря карьеры, карьерные ориентации, иерархия ценностей, ранние этапы карьеры, текущая и будущая карьерная ситуация студентов, карьерное целеполагание, технология карьерного и профессионального самоопределения.
Проблема осмысления будущей профессиональной деятельности у студентов вуза в настоящее время стоит чрезвычайно остро. Общеизвестно, что значительная часть выпускников высших учебных заведений (особенно экономического и управленческого профиля) в дальнейшем не работают по специальности и уже, будучи студентами старших курсов, понимают ошибочность собственного профессионального и карьерного выбора. Соответственно у этих студентов не сформированы навыки карьерного целеполагания и планирования и снижена мотивация к обучению, но прежде
1 © Евгений Александрович Могилёвкин, канд. психолог, наук, профессор кафедры философии и психологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, , ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 69GG14, Россия, E-mail: evgene 111 @mail.ru.
2 © Антон Сергеевич Новгородов, ассистент кафедры управления персоналом Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, , ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 69GG14, Россия, E-mail: [email protected].
всего у многих этих студентов нет понимания и осмысленности будущей профессии и карьерного пути в целом. Успешность карьерного и профессионального самоопределения во многом зависит от точности диагностики ведущих карьерных мотивов (ориентаций) на ранних этапах карьеры. В предлагаемой статье описаны результаты исследования ведущих карьерных ориентаций студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС). Исследование проводилось в рамках комплексной программы изучения и развития профессиональных и карьерных компетенций студентов вуза.
Исследование карьерных ориентаций проводилось на выборке студентов ВГУЭС специальностей экономического и управленческого профилей («Менеджмент организации», «Экономика и управление», «Налоги и налогообложение», «Управление персоналом», «Бизнес-информатика») очной формы обучения. Исследование проводилось в 2009-2010 гг., общее количество респондентов - 122 студента 3-4 курсов.
Обоснование выбора данной группы участников исследования:
- массовый характер подготовки специалистов по данному профилю («Экономика и управление»);
- невысокий процент трудоустройства по специальности (15-20%) у выпускников этого направления;
- для студентов этого периода обучения (3-4 курсы) характерен наиболее острый кризис карьерной и профессиональной идентификации в рамках обучения в вузе, когда уже приходит понимание специфики выбранной специальности и в то же время наступает осознание рассогласованности между формируемыми профессиональными умениями и навыками и истинными желаниями личностной самореализации.
Для исследования были использованы две методики - первая (классическая) «Якоря карьеры» (автор Э.Шейн), вторая -
модифицированная методика «Якоря карьеры для студентов» (авторы А. С. Новгородов, Е.А. Могилёвкин).
Американский организационный психолог Эдгар Шейн (Edgar Schein) разработал эффективный подход, позволяющий определить, что является мотивацией для людей в их профессиональной карьере. Шейн считает, что личностные ценности влияют на нашу способность успешно решать задачи, которые перед нами стоят на работе. Чем лучше люди понимают собственные карьерные мотивы и ценности в определенных сферах, тем большее удовлетворение они могут получить от работы и карьеры. Следовательно, мотивация к выполнению работы будет самой сильной, когда рабочие задания и функции выполняются в соответствии с ведущими карьерными ориентирами и ценностями.
Для характеристики карьерного выбора и карьерной мотивации Э. Шейн ввел специальное понятие «карьерные якоря». Карьерные якоря
- 62 -
являются ведущими мотивами и основополагающими ценностями, на которые человек, прежде всего, ориентируется при реализации карьеры, они удерживают человека в рамках избранного вектора карьерного движения и профессионального развития. Э. Шейн предложил рассматривать восемь карьерных якорей: профессиональную
компетентность, менеджмент, автономию (независимость), стабильность, вызов, служение, интеграцию стилей жизни и предпринимательство.
Модификация методики Э. Шейна «Якоря карьера» для студентов, предложенная А.С. Новгородовым и Е.А. Могилёвкиным (2009), заключается в специальном подборе тестовых вопросов, относящихся к реальным ситуациям, которые возникают в повседневной жизни практически каждого студента. При этом в основу модификации также положена идея Э.Шейна о восьми базовых карьерных «якорях». Модификация методики позволяет выявить карьерную ориентацию студентов на момент исследования в отличие от методики Э.Шейна, вопросы которой, в большей степени, относятся к уже работающим продолжительное время людям.
Сама необходимость разработки модификации методики «Якоря карьеры» обусловлена тем, что оригинальная методика Э. Шейна в случае ее применения на студентах, еще не осуществляющих регулярную профессиональную деятельность, позволяет выявить карьерную установку на будущее, но не в полной мере отражает актуальную ситуацию карьерного самоопределения студента в вузе.
В модифицированной методике, в отличие от оригинальной, которая включает 40 вопросов, содержится меньшее количество вопросов - 32. Сами вопросы переформулированы, порядок их изменен. (Тексты методик и ключи к ним помещены в конце статьи.) В качестве основной количественной характеристики при анализе результатов было использовано среднее значение по каждой карьерной ориентации в баллах.
Результаты выявления иерархии карьерных ориентаций у студентов различных специальностей по методике Э. Шейна
По результатам методики Э. Шейна (представление студентов о будущей карьере) можно выделить три уровня выраженности карьерных ориентаций: высокий (менеджмент - 7,59 балла, предпринимательство -7,47 балла, интеграция стилей жизни - 7,28 балла, автономия - 7,19 балла), средний (стабильность - 6,20 балла, служение - 6,19 балла, вызов -6,07 балла) и низкий (профессиональная компетентность - 4,13 балла). Карьерные якоря с высоким уровнем выраженности относятся к стереотипно успешным карьерным ориентациям в восприятии студентов, поскольку именно предпринимательство, управление и независимость ассоциируются с успехом, достижениями и престижностью.
Однако у студентов нет осознания, что деловой успех во многом определяется профессиональными достижениями и опирается на развитие профессиональных компетенций: карьерный якорь «Профессиональная компетентность» оказался не просто на последнем месте, а с существенным отрывом: разница в 2 балла по сравнению со средним уровнем и в 3,5 балла - по сравнению с высоким (рис. 1).
10,00-------------------------------------------------------------
9,00
Рис. 1. Рейтинг карьерных «якорей» (опросник Э. Шейна)
Примечание: 1 -менеджмент, 2 - предпринимательство, 3 - интеграция,
4 - автономия, 5 - стабильность, 6 - служение, 7 - вызов, 8 -
профессиональные компетенции.
Авторский подход к изучению карьерных ориентаций студентов (сравнение представлений студентов о ведущих карьерных мотивах в ситуации обучения в вузе - текущий момент и в ситуации планируемой профессиональной деятельности и реализации карьерных целей)
По модифицированной методике Э.Шейна для студентов (карьерные ориентации, проявляемые в данный момент) можно выделить также три уровня выраженности карьерных ориентаций: высокий
(«Интеграция стилей жизни» - 7,91 балла), средний («Профессиональная компетентность» - 6,43 балла, «Предпринимательство» - 6,33 балла, «Автономия» - 6,30 балла) и низкий («Менеджмент» - 4,63 балла, «Вызов» - 4,37 балла, «Служение» - 4,25 балла) (рис. 2).
Карьерный якорь «Интеграция стилей жизни» занимает первое место в иерархии всех карьерных ориентаций, причем с существенным отрывом от среднего уровня (разница в 1,5 балла). Это свидетельствует о том, что
студенты стремятся так организовать свое время, чтобы распределить его и на учебу, и на творческую самореализацию, и на отдых. С одной стороны, это говорит о том, что у современных студентов значительно смещены акценты с упорной учебы и освоения профессиональных навыков на стремление «попробовать» себя везде и во всем, несколько разбрасываясь и ориентируясь на невысокий уровень, но по разным направлениям (принцип: «понемногу, но всё испытать в этой жизни» или пушкинское: «коснуться до всего слегка с ученым видом знатока...»).
С другой стороны, студенты в этом возрасте могут себе позволить подобный образ жизни: им создаются соответствующие условия в учебном заведении (молодежные центры, школы лидеров, студенческие театры, команды КВН и т.д.), многим из ним помогают родители в материальном отношении, и у них еще нет такого высокого уровня ответственности, который характерен для «взрослой» жизни.
10
9,
8,
7,
6,
5,
4,
3,
2,
1,
0,
Рис. 2. Рейтинг «якорей» карьеры по результатам модифицированной
методике для студентов
Примечание: 1 -менеджмент, 2 - предпринимательство, 3 - интеграция,
4 - автономия, 5 - стабильность, 6 - служение, 7 - вызов, 8 -
профессиональные компетенции.
Анализируя иерархию якорей, можно также отметить, что на последнем месте в ней находится якорь «Служение». Это свидетельствует
о том, что молодые люди, учась в высшем учебном заведении, не ориентируются на социально значимые, благородные мотивы деятельности, а видят, прежде всего, личную выгоду и нацелены на прагматизм в своей карьере. При этом студенты не осознают, что практически в каждой профессии есть элемент пользы обществу и
,00
00-
7,91
1 2 3 4 5 6 7 8
социального служения, наряду с профессиональной и личностной самореализацией.
Текущее представление о карьере существенно отличается от представлений о будущей желаемой карьере: наибольшие различия наблюдаются по таким карьерным ориентациям, как «Менеджмент», «Служение» и «Вызов». Эти карьерные якоря значительно снижены для настоящего момента и завышены для будущего.
Именно здесь наблюдается наибольшее расхождение по степени выраженности якорей (рис. 3):
- в будущем большинство хотят вертикальную управленческую карьеру («Менеджмент» - 7,59 балла), но в данный момент не выбирают данный якорь как ведущий и не развивают необходимые компетенции (4,63 балла). Формируется некое приукрашенное, нереалистичное, оторванное от действительности представление о будущей карьере, другими словами, большинство хотят быть начальниками, обладать высокими статусами, совмещать различные стороны жизни и иметь гарантии стабильной и надежной работы. При этом студенты, обучаясь в вузе, не готовы развивать необходимые для реализации этих карьерных якорей компетенции, поэтому уровень мотивации по этим карьерным ориентациям ниже;
- в отношении якоря «Профессиональная компетентность» наблюдается обратная картина: большинство студентов не планируют в будущем углублять профессиональные навыки и развивать горизонтальную (профессиональную) карьеру (выраженность данного якоря - 7,91 балла), однако в настоящий момент многие готовы развивать профессиональную компетентность в ущерб, например, таким якорям, как «Менеджмент» (4,63 балла), «Вызов» (4,37 балла) и «Служение» (4,25 балла), но в будущем не видят себя в выбранной профессии и не готовы совершенствоваться в конкретной профессиональной области (4,13 балла);
- по карьерной ориентации «Вызов» наблюдается следующая
тенденция: в будущем студенты рассматривают рывок к карьерным вершинам как один из реальных способов сделать карьеру и готовы ставить перед собой амбициозные карьерные цели (выраженность карьерного якоря «Вызов» - 6,07 балла), однако в настоящем они не готовы отвечать на текущие «вызовы» внутренней образовательной и внешней профессиональной среды (выраженность - 4,37 балла).
Карьерный якорь «Вызов» по результатам модифицированной методики
Э. Шейна для студентов находится в числе наименее выраженных,
- 66 -
студенты руководствуются принципом: «Вот вырасту, встану на ноги, тогда и буду стремиться к карьерным высотам, а сейчас можно спокойно пожить, не напрягаясь», полагаясь на «стратегию» Ильи Муромца: «30 лет и 3 года лежать на печи, а потом очнуться и совершить подвиг»;
- по карьерной ориентации «Служение» также наблюдается «разрыв» между текущей ситуаций и будущей. В будущем студенты готовы учитывать и признавать важность элемента служения и социальной пользы в своей профессии (6,19 балла). В то же время в ситуации обучения, взаимодействия с однокурсниками-сверстниками, преподавателями и другим внешним окружением этот карьерный якорь выражен слабо и находится на последнем месте в иерархии (4,25 балла). Возможно, это связано с доминированием идеи индивидуальных достижений и личного карьерного успеха в условиях жесткой конкуренции. Студенты, в том числе и из-за введения рейтинговой системы, поставлены в условия соревнования, сравнения друг с другом и придания особой значимости личному вкладу в ущерб коллективному.
Рис. 3. Сравнение выраженности «якорей» карьеры по результатам двух
методик
Таким образом, отмечаются противоречия в карьерном целеполагании и карьерной мотивации между текущей и будущей карьерной ситуацией. Для снятия этого противоречия авторами разработана и успешно апробирована в ряде вузов Москвы, Санкт-
Петербурга и других городов России программа формирования профессиональных и карьерных компетенций студентов - «Карьерное самоопределение: личность и профессия». Общий замысел и главная идея авторского подхода заключаются в принципиальной возможности еще в период обучения в вузе освоить современные психологические подходы к достижению успеха: личностного, профессионального, карьерного и жизненного в целом. Ключевым результатом программы считается создание внутренне непротиворечивой, логически выстроенной технологии карьерного самоопределения и самореализации.
С помощью данной технологии вы можете составить пошаговый алгоритм:
1 шаг. Уточнение набора индивидуальных ценностей и распределение их в соответствии с приоритетами.
2 шаг. Определение смыслового наполнения ценностей: формулировка идеи и смысла каждой ценности.
3 шаг. Постановка целей (кратко-, средне- и долгосрочных) в соответствии с каждой ценностью.
4 шаг. Поиск ресурсного обеспечения реализации намеченных целей: нахождение конкретных приемов, способов и техник достижения целей.
5 шаг. Проведение самоанализа: выявление сильных и слабых сторон, возможностей и ограничений на пути достижения поставленных целей, построение собственной модели компетенций и выявление источников и способов их развития до желаемого или необходимого уровня.
6 шаг. Фиксация конкретных результатов (прописывание сроков, четкое обозначение количественных и качественных характеристик), связанных с ценностями и целями.
Сверхзадача программы - сократить разрыв между якорями (текущими и будущими), то есть либо снижать (формировать более реалистичное преставление) тот или иной карьерный мотив, либо развивать необходимые компетенции под желаемый карьерный якорь.
Подробное описание программы и возможность пройти оба теста в интерактивном режиме представлены на сайте www.znanie.info, раздел «Энциклопедия «Карьера».
Опросник «Якоря карьеры» (автор Э.Шейн)
Инструкция: Отметьте в бланке, насколько важным является для вас каждое из следующих утверждений?
Совершенно Исключительно не важно важно
1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы 12345678910
2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях 12345678910
3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации 12345678910
4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью 12345678910
5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим 12345678910
6. Работать над проблемами, которые представляются почти не разрешимыми 12345678910
7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были уравновешены 12345678910
8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей 12345678910
9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью 12345678910
10. Быть первым руководителем в организации 12345678910
11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями 12345678910
12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени 12345678910
13. У потребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше 12345678910
14. Соревноваться с другими и побеждать 12345678910
15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять моему образу жизни 12345678910
16. Создать новое коммерческое предприятие 12345678910
17. Посвятить всю жизнь избранной профессии 12345678910
18. Занять высокую руководящую должность 12345678910
19. Иметь работу, которая дает максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д. 12345678910
20. Остаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением 12345678910
21. Иметь возможность использовать свои умения и талант для служения важной цели 12345678910
Продолжение инструкции: Отметьте в бланке, насколько вы согласны с каждым из следующих утверждений?
Совершенно Полностью не согласен согласен
22. Единственная действительная цель моей карьеры -находить и решать трудные проблемы независимо от того, в какой области они возникли. 12345678910
23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере 12345678910
24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить собственное дело 12345678910
25. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции 12345678910
26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность 12345678910
27. В моей профессиональной деятельности я более всего забочусь о своей свободе и автономии 12345678910
28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности 12345678910
29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим 12345678910
30. Соревнование и выигрыш - это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры 12345678910
31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится 12345678910
32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры 12345678910
33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией 12345678910
34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации 12345678910
35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса 12345678910
36. Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт 12345678910
37. Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели 12345678910
38. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования 12345678910
39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере 12345678910
40. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес 12345678910
Обработка и интерпретация результатов для методики «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн)
По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой карьерной ориентации («якорю») и посчитать средние значения.
Ключ к обработке теста
Карьерные якоря Номера вопросов Среднее значение
Профессиональная компетентность 1 9 17 25 33
Менеджмент 2 10 18 26 34
Автономия (независимость) 3 11 19 27 35
Стабильность 4 12 20 28 36
Служение 5 13 21 29 37
Вызов 6 14 22 30 38
Интеграция стилей жизни 7 15 23 31 39
Предпринимательство 8 16 24 32 40
Ведущие карьерные якоря
1 место -
2 место -
3 место -
4 место -
5 место -
6 место -
Менее выраженные карьерные якоря
7 место -
8 место -
«Якоря карьеры» (автор Э. Шейн) (модифицированный вариант опросника для студентов, авторы А.С. Новгородов, Е.А. Могилёвкин, 2009)
Инструкция: Отметьте в бланке, насколько важным является для вас каждое из следующих утверждений. Вам необходимо ответить на 32 вопроса по 10-балльной шкале, используя все значения шкалы (от 1 до 10 включительно):
1 - «совершенно не важно», «совершенно не согласен»
5 - «иногда важно», «согласен в некоторой степени»
10 - «исключительно важно», «совершенно согласен»
1. Я стараюсь брать на себя решение различных организационных вопросов в группе, возникающих во время обучения 1 23456789 10
2. Меня больше интересуют узкопрофессиональные дисциплины, чем дисциплины общего направления 1 23456789 10
3. Я сам решаю, каким образом построить график своего учебного процесса 1 23456789 10
4. Я много времени посвящаю участию в волонтерском движении (бескорыстное оказание различной помощи) 1 23456789 10
5. При выполнении задания я выбираю самый сложный вариант 1 2345678910
6. Получаемая профессия (знания, умения, навыки) позволит мне организовать свое дело 1 23456789 10
7. Я считаю, что государственное образовательное учреждение более надежно для обучения, нежели коммерческое 1 23456789 10
8. Я стараюсь совместить учебу с другой деятельностью или отдыхом 1 23456789 10
9. При выполнении группового задания я включаю всех в процесс принятия решения для достижения наилучшего результата 123456789 10
10. Я стараюсь во время учебы найти работу, полностью или частично соответствующую выбранной специальности 1 2 3 45 678 9 10
11. Я считаю, что заочное обучение более продуктивно за счет большей самостоятельности 1 23456789 10
12. Я хочу, чтобы моя будущая профессиональная деятельность была связана с оказанием помощи людям 1 2345678910
13. Если в группе никто не берется за сложное задание, я беру на себя ответственность за его выполнение 123456789 10
14. Меня очень увлекает идея организовать неформальное объединение, клуб по интересам, проект и т.д. 1 23456789 10
15. Я хотел бы получить такую профессию, которая гарантировала бы трудоустройство 1 23456789 10
16. Я выбрал специальность, которая не помешает мне реализовать себя в различных областях жизни, не связанных с профессией 1 23456789 10
17. Я инициатор и организатор различных неформальных мероприятий (отдых, экскурсии, КВН, концерты, посвящения), не связанных с учебой 1 23456789 10
18. Я стремлюсь помимо стандартной учебной программы получать дополнительное образование, позволяющее углубить профессиональные навыки 1 23456789 10
19. Я хотел бы, чтобы будущая профессия давала возможность работать по гибкому графику или в режиме «фрилансера» (независимого эксперта или специалиста, работающего в разных компаниях) 1 23456789 10
20. Мне нравится помогать своим одногруппникам в решении различных вопросов и проблем во время учебы 123456789 10
21. Я активно участвую в различных олимпиадах и конкурсах, и моя цель - победа в них или, как минимум, призовое место 1 23456789 10
22. Я часто вижу в различных ситуациях возможности для извлечения пользы и коммерческой выгоды 1 23456789 10
23. Если бы мне представилась возможность учиться в другом городе или стране, я всё равно бы остался в своем вузе 123456789 10
24. Я стремлюсь каждый свой день планировать так, чтобы в нем было место и учебе, и профессиональному развитию, и общению с друзьями, и хобби, а не только чему-то одному 1 23456789 10
25. Я бы охотно исполнял обязанности старосты учебной группы, если бы меня выбрали или назначили на эту должность 1 23456789 10
26. При прохождении производственной практики я стараюсь освоить конкретные профессиональные навыки 123456789 10
27. Для меня важна оценка знаний и умений в ходе освоения курса по конечному результату, а не постоянный текущий контроль за посещением занятий со стороны преподавателя или деканата 1 23456789 10
28. Меня привлекают профессии, имеющие большую социальную значимость 1 23456789 10
29. Мне становится скучно в ситуациях решения стандартных задач и в отсутствии соревновательности 123456789 10
30. Я могу поставить на карту очень многое (свободное время, отдых, общение с друзьями, деньги), если это, по моему мнению, принесет в будущем значительный доход и признание моего личного вклада 1 23456789 10
31. Одним из важных для меня критериев выбора учебного заведения было его близкое расположение к месту проживания 123456789 10
32. Во время каникул я не только отдыхаю, но и нахожу возможности для развития профессиональных навыков, самообразования и саморазвития, а также повышения уровня материального благосостояния 1 23456789 10
Обработка и интерпретация результатов для модифицированной методики «Якоря карьеры» для студентов
По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой карьерной ориентации («якорю») и посчитать средние значения.
Ключ к обработке теста
Карьерные якоря Номера вопросов Среднее значение
Менеджмент 1 9 17 25
Профессиональная компетентность 2 10 18 26
Автономия 3 11 19 27
Служение 4 12 20 28
Вызов 5 13 21 29
Предпринимательство 6 14 22 30
Стабильность 7 15 23 31
Интеграция стилей жизни 8 16 24 32
Ведущие карьерные якоря
1 место -
2 место -
3 место -
4 место -
5 место -
6 место -
Менее выраженные карьерные якоря
7 место -
8 место -
Карьерные ориентации, занимающие первые два места, являются ведущими, то есть на них вы в первую очередь опираетесь при выборе карьерной стратегии. Два последних места занимают карьерные ориентации, которые практически не имеют значения при построении вашей карьеры.
Описание карьерных компетенций («якорей»)
1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные
исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.). Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно такие люди ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, подобающем их мастерству.
2. Они готовы управлять другими в пределах своей компетентности, хотя управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие в организации компетентных решений.
3. Организаторская компетентность (менеджмент). В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует не только аналитических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и ответственности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.
4. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее время, место работы, форменная одежда). Конечно, каждый из нас до некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.
5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т.д. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т.д.
6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа: конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша - проигрыша». Процессы борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контакт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все происходит слишком просто, им становится скучно.
7. Предпринимательская креативность. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою «марку», свое дело, финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное - создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он претерпит неудачи и ему придется серьезно рисковать.
8. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности, для того чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках-пенсионерах и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человека с такой ориентацией часто называют «человеком организации», ответственность за управление карьерой он перекладывает на нанимателя и будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте,
вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это не сопровождается его «срыванием с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и подниматься на высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей.
9. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировали только семья, только карьера или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом (где живет, как совершенствуется), чем конкретную работу, карьеру или организацию.
Жданович А.А., Могилёвкин Е.А., Новгородов А.С. Тест «Карьерные ориентации» («Карьерные якоря») // Энциклопедия Карьера: ежегодный справочник по карьере и трудоустройству / В.Старченко, С.Захарова. - М.: «РТВ-Медиа», 2009.
Жданович А.А., Могилёвкин Е.А. Динамика содержания смыслового конструкта профессиональной Я-концепции студентов в условиях кризисов становления карьеры // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации: межвуз. сб. научн. статей / под научн. ред. Л.Ф. Мирзаяновой, А.М. Кухарчук. - Барановичи: БарГУ, 2009. Вып.7.
Садон Е.В., Могилёвкин Е.А. Профессиональные компетенции как психологический фактор становления карьеры будущего специалиста // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 10.