деления особенностей непрерывного профессионального развития будущих специалистов [9].
На основе системного анализа структуры профессиональной деятельности автомеханика и техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта определена сущность их профессионального развития на всех уровнях непрерывного профессионального образования. При этом в понимании профессионального развития наиболее значимым является исследование концептуальных моделей деятельности, ориентировочных образов, образов-схем, когнитивных карт, образов-целей и т. д. Диапазон и содержание выделенных образов деятельности, умение осуществлять их выбор и оценку, системность, рефлексивность, критичность, самостоятельность, открытость, комплексность и другие — существенные характеристики уровня профессионального развития учащихся. Можно выделить такие особенности профессионального развития специалистов автотранспортных предприятий, как комплексный характер профессиональных образов на основе единства технического, экологического, правового, пространственного и других типов мышления, профессиональные ценности и нормы, обусловленные сложностью профессиональных ситуаций [10].
Итак, в условиях под непрерывным профессиональным образованием будущих специалистов автотранспортных предприятий следует понимать процесс овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, способами профессиональной деятельности и развития личностных качеств на всех уровнях профессионального образования
и в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Романцев, Г.М. Содержание понятия «высшее рабочее образование» / Г.М. Романцев // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. — Вып. 1. — Екатеринбург, 1995. — С. 130-145.
2. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХ1 века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., пе-рераб. и доп. / Б.С. Гершунский. — М.: Пед. общ-во России, 2002. — 512 с.
3. Владиславлев, А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А.П. Владиславцев. — М.: Педагогика, 1978. — 236 с.
4. Батышев, С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования / С.Я. Батышев // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 22-27.
5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева [и др.]. — М.: Педагогика, 1980. — С. 36-54.
6. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 258 с.
7. Кубрушко, П.Ф. Организация учебного процесса в системе непрерывного агроинженерного образования: методическое пособие / П.Ф. Кубрушко [и др.]. — Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2006. — 176.
8. Новиков, А.М. Профессиональное образование в XXI веке / А.М. Новиков // Профессионально-техническое образование России: Итоги XX века и прогнозы М.: Высшая школа, 1999. — Т. 1-2.
9. Петров, Ю.Н. Гуманизация непрерывного многоуровневого профессионального образования / Ю.Н. Петров. — Нижний Новгород: ВГИПИ, 1994. — 142 с.
10. Петровский, В.А. К психологии активности личности / В.А. Петровский // Вопросы психологии. — 1975. — № 3. — С. 26-28.
УДК 378:796.011.3
И.И. Корнишин, доцент
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
исследование условий формирования рефлексивных умений студентов в процессе профессиональноприкладной физической подготовки
Зависимость профессиональной мобильности специалистов от степени сформированности у них универсальных (ключевых) компетенций в условиях внедрения новых машинных технологий в сельскохозяйственном производстве и управлении существенно увеличивается, поэтому возрастает актуальность формирования таких профессионально важных качеств, как рефлексивные умения — способность осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий, критически оценивать информацию и др.
40
Формирование данных качеств будущих специалистов в процессе обучения в вузе обеспечивается всеми видами подготовки и циклами дисциплин, в том числе и средствами профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) функции которой не ограничиваются физической подготовленностью студентов, а направлены на решение ряда психофизических, профессионально-творческих развивающих задач.
В советское время в процессе профессиональноприкладной физической подготовки рефлексивные умения преподаватели целенаправленно не формировали. Овладение рефлексией — одно из определяющих условий профессионального становления будущего специалиста, а формирование рефлексивных умений — основа его профессионализма, выраженного уровнями творческой активности в развитии профессиональной деятельности, являются актуальными.
Эффективность формирования рефлексивных умений в процессе ППФП студентов агроинженер-ных вузов связана с выявлением организационнопедагогических условий формирования рефлексивных умений студентов средствами физической подготовки.
В процессе исследования автор установил комплекс организационно-педагогических условий формирования рефлексивных умений в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов агроинженерных вузов [1].
Первые четыре условия являются внешними (общими) для обеспечения задач ППФП, вторые два — внутренними (специфическими) для решения задач формирования рефлексивных умений студентов.
Первое условие — кадровое обеспечение учебного процесса. Основными причинами недостаточного обеспечения преподавательскими кадрами по физической культуре в системе высшей профессиональной подготовки выступают:
• ориентация обучения на подготовку кадров с узкой специализацией по видам спорта для обеспечения спортивного резерва сборным командам;
• недостаточность общего профессионального, общепедагогического и культурного уровня многих выпускников специальных учебных заведений, преподающих в вузе физическую культуру;
• низкая эффективность системы переподготовки и повышения квалификации специалистов (преподавателей) физической культуры и спорта. Второе условие — обеспечение доступности
нагрузок на основе учета уровня физической подготовленности студентов. Опытно-экспериментальная работа показала, что условие доступности может быть реализовано следующими путями:
• индивидуализацией и дифференциацией учебно-тренировочных заданий с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого студента;
• созданием благоприятной, личностно-ориентированной среды, способствующей развитию двигательных способностей и максимальной реализации индивидуальных возможностей студентов;
• использованием доступных физических нагрузок и предъявлением посильных требований с учетом индивидуальных особенностей студентов;
• формированием гуманной педагогической позиции и созданием личностно-ориентированной ситуации, способствующей повышению учебно-познавательной деятельности студентов;
• гуманизацией и демократизацией учебно-воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы с учетом личностных качеств и индивидуальных способностей каждого студента;
• обеспечением постепенного нарастания трудностей выполняемых упражнений и повышением физической нагрузки.
Третье условие — сочетание различных режимов двигательной активности, используемых в практике физического воспитания студентов [2]. Автор использовал три основных режима:
1) упражнения циклического характера (бег, ходьба, плавание, бег на лыжах и т. п.);
2) упражнения ациклического характера (прыжки, метания, силовые упражнения и др.);
3) игровые упражнения (баскетбол, волейбол, футбол, подвижные игры и др.), включающие в различных сочетаниях первые два вида двигательной деятельности.
Четвертое условие — технология проведения занятий построена на основе преимущественного использования игрового и соревновательного методов в их сочетании [3].
Пятое условие — систематическое проведение на занятиях по физической культуре предметнорефлексивного анализа, суть которого заключается в осмыслении и личностной оценке отношения к учебной деятельности.
Это первое специфическое внутреннее условие, определяющее эффективность формирования рефлексивных умений. Проведение рефлексивного анализа позволяет осуществлять объективизацию оценки уровня физического развития и подготовленности учащейся молодежи к будущей профессиональной деятельности. Предметнорефлексивный анализ, как показатель осознанного отношения к процессу обучения, является инструментом, посредством которого осуществляется формирование не только рефлексивных и оценочных умений, но и всей личности и ее способностей к саморазвитию, творчеству [4].
Второе специфическое внутреннее условие, определяющее эффективность формирования рефлексивных умений.
Шестое условие — организация и контроль ведения студентами рефлексивного дневника. Рефлексивный дневник выполняет различные функции: развитие рефлексивных умений; формирование опыта измерения, формализации, оценивания
41
качественных и количественных результатов; функция объекта педагогической экспертизы; функция самоконтроля тренировочного процесса и внутренней индивидуализации [5].
Для проведения опытно-экспериментальной работы было отобрано три группы студентов: по одной на энергетическом, инженерно-педагогическом
70
80
70
60
50
40
30
20
10
60
50
40
30
20
10
И
И
N71
£
и
О
о
3
со
з5
К
а
О
з5
*
(Л
К
X
з5
*
О
О
3
со
з5
К
а
О
*
со
К
5=
з5
5
*
О
О
3
со
з5
5
К
а
О
з5
5
*
л
5
5=
Проявление
отдельных
рефлексивных
умений
Самооценка
рефлексивных
умений
Развитие выдержки и самообладания
контрольные гр.
экспериментальные гр
и инженерно-экономическом факультетах. Студенты, входившие в состав трех контрольных групп, также учились на данных факультетах. Всего, таким образом, в исследовании участвовало шесть студенческих групп (148 чел.). В качестве экспертов выступили преподаватели кафедры физического воспитания.
Основные эмпирические данные — апробация организационнопедагогических условий формирования рефлексивных умений у студентов агроинженерных вузов в процессе профессиональноприкладной физической подготовки — были получены в результате использования метода педагогической экспертизы. Кроме того, все студенты, участвовавшие в образовательном процессе экспериментальных групп, использовали предложенный автором метод самооценки.
Полученные данные были подвергнуты математической обработке. При этом показатель достоверности различий между результатами исследований до начала опытно-экспериментальной работы и на завершающем этапе определялся по формуле
з5
5
К
и
а
О
£
и
сп
К
X
Ведение
рефлексивного
дневника
Рис. 1. Показатели сформированности рефлексивных умений на начало опытно-экспериментальной работы (2004 г.)
74
62
19
54 53
-ЕЯ-
50п
40
_2_
32
21
18
59
30
19
17
19
71
11
^5
5
*
С
О
3
СС
^5
5
5 Ч
6 и
^5
5
*
л
5
55
5
*
С
О
3
СС
55
5
5 Ч
6 и
55
5
*
л
5
55
5
*
С
О
3
СС
55
5
5 Ч
6 и
55
5
*
л
5
X
55
5
*
С
О
3
СС
55
5
5 Ч
6 и
55
5
*
л
5
X
Проявление
отдельных
рефлексивных
умений
Самооценка
рефлексивных
умений
Развитие выдержки и самообладания
Ведение
рефлексивного
дневника
контрольные гр.
экспериментальные гр.
Рис. 2. Показатели сформированности рефлексивных умений по окончании опытно-экспериментальной работы (2007 г.)
^2 _(к + Пэ )-(к Пк - Хэ Пэ )
Пк Пэ (к + Хэ + Уэ )
где пк — величина первой выборки; пэ — величина второй выборки; хк — количество проявлений признака в первой выборке; хэ — количество проявлений признака во второй выборке; ук = (пк - хк) — количество случаев отсутствия признака в первой выборке; уэ = (пэ - хэ) — количество случаев отсутствия признака во второй выборке.
По таблице Стьюдента определялось значение показателя достоверности различий Р. При выборке интервала 5 % погрешности (Р = 0,05) различия считались достоверными, если Р был меньше 0,05 (Р < 0,05).
Полученные данные до и после начала опытно-экспериментальной работы представлены на диаграммах (рис. 1-3).
Таким образом, наибольшая абсолютная педагогическая эффективность организационно-
0
8
7
0
0
80706050S? 403020100
4 7
62
54 V/
37 38
7/
О 0 2 5
Vy ///
"//
Проявление отдельных рефлексивных умений
Развитие выдержки и самообладание
контрольные гр.
экспериментальные гр.
Рис. 3. Разница показаний сформированности рефлексивных умений до начала и после завершения опытно-экспериментальной работы (по высшему уровню)
педагогических условий была достигнута по показателям: «Развитие выдержки и самообладания» (+36) и «Проявление отдельных рефлексивных умений на занятиях по физическому воспитанию» (+34).
Следует отметить достаточный прирост уровня сформированности рефлексивных умений по показателям: «Проявление отдельных рефлексивных умений и «Развитие выдержки и самообладания», которые по результатам опытно-экспериментальной работы автор признал основными критериями развития рефлексивных умений студентов.
Все это позволяет сделать следующий вывод: полученные результаты подтвердили предположение о том, что формирование рефлексивных умений студентов вуза осуществляется более эффективно при реализации комплекса перечисленных организационно-педагогических условий.
Список литературы
1. Диордица, П.В. Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию / П.В. Диордица // Развитие личности на разных этапах онтогенеза. — Сургут, 2004. — Ч. 3. — С. 87-93.
2. Демидко, М.Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в средних специальных учебных заведениях / М.Н. Демидко // Метод. Рекомендации. — Минск: РИПО, 2001.
3. Беляев, П.М. Определение эффективности игрового и соревновательного метода на занятиях по физическому воспитанию в Воронежском государственном аграрном университете / П.М. Беляев, В.Н. Кийко // Организация и методика учебной, оздоровительной и спортивной работы в вузе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2006. — С. 42-45.
4. Корнишин, И.И. Организационно-педагогические условия формирования и развития профессиональной компетентности студентов вуза / И.И. Корнишин // Молодые ученые — промышленности, науке, технологиям и профессиональному образованию: проблемы и новые решения: Сб. научных докладов VII Международной научно-практической конференции. — М.: МГИУ, 2007. — С. 394-398.
5. Корнишин, И.И. Скоростная и скоростно-силовая подготовка начинающих баскетболистов: Учебно-методические рекомендации по дисциплине «Физическая культура» / И.И. Корнишин. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. — 34 с.
УДК 378; 37.03:81
О.А. Брумина, старший преподаватель
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
мотивационный компонент структуры интегративного качества личности «инициативность»
Инициативность — актуально востребованное профессионально важное качество личности, имеющее многокомпонентную структуру. В рамках данной статьи рассмотрен один из компонентов данного интегративного качества, а именно, его мотивационная составляющая, а также затронуты некоторые факторы, способствующие повышению мотивации как компонента инициативности на предмете «иностранный язык».
Представление о мотивации возникает при попытке найти ответы на некоторые вопросы. А.Н. Леонтьев в своем конспекте лекций «Потребность, мотивы, эмоции» дает обобщенное определение мотивации, под которой понимает «.. .то, что
является единственным побудителем направленной деятельности...» [1]. Автор учебника «Деловая психология» А.В. Морозов отмечает, что термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающий «систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, намерения, стремления, цели), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне» [2]. С его точки зрения, любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Разделяя данное положение, поясним, что в первом случае имеются в виду «пси-
43