Научная статья на тему 'Исследование уровня и типа адаптации к новой социокультурной ситуации у молодежи, переехавшей на учебу в город'

Исследование уровня и типа адаптации к новой социокультурной ситуации у молодежи, переехавшей на учебу в город Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
307
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Старкова Евгения Витальевна

В статье приводятся результаты исследования уровня и типа адаптации молодых людей к новой социокультурной среде, с учетом специфики их прошлого жизненного опыта. Результаты свидетельствуют о явной разнице в адаптационных стратегиях поведения девушек и юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня и типа адаптации к новой социокультурной ситуации у молодежи, переехавшей на учебу в город»

УДК 159.922.26

Старкова Евгения Витальевна

педагог-психолог высшей категории Пашковского сельскохозяйственного колледжа, г. Краснодар [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ И ТИПА АДАПТАЦИИ К НОВОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ У МОЛОДЕЖИ, ПЕРЕЕХАВШЕЙ НА УЧЕБУ В ГОРОД

Starkova Eugeniya Vitalievna

educational psychologist of higher category, Pashkovsky Agricultural College, Krasnodar [email protected]

INVESTIGATION OF LEVEL AND TYPE OF ADAPTATION TO NEW SOCIAL-AND-CULTURAL SITUATION OF YOUTH, MOVING TO THE CITY FOR STUDYING

Аннотация:

В статье приводятся результаты исследования уровня и типа адаптации молодых людей к новой социокультурной среде, с учетом специфики их прошлого жизненного опыта. Результаты свидетельствуют о явной разнице в адаптационных стратегиях поведения девушек и юношей.

Ключевые слова:

адаптация, социокультурная ситуация, адаптивность, интерактивность.

The summary:

In this article the results of the investigation of the level and type of adaptation of young people to the new social-and-cultural environment with the glance of the specific character of their last experience are given. The results show the evident difference in the adaptive strategies of the behavior of girls and boys.

Keywords:

adaptation, social-and-cultural situation, adaptability, interactivity.

Проблема адаптации людей к другой культурной среде в последние десятилетия стала исключительно важной как в зарубежной, так и в российской науке. Причиной такого пристального внимания, отраженного в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях, являются глобальные изменения современного мира. Большое количество миграций и других типов перемещений (туризм, деловые поездки, международные обмены, учеба в другом городе и т.п.) стали на сегодняшний день обычным явлением [1].

У. Серл и К. Уорд выделили два типа приспособления личности к окружающей среде: психологическую и социокультурную адаптации. Психологическая адаптация при вхождении в иную культурную среду представляет собой совокупность психологических последствий, включая ясное понимание личностной и этнической идентификации, хорошее душевное здоровье и общую способность достигать чувства личного удовлетворения в обществе пребывания. Социокультурная адаптация имеет отношение, прежде всего, к поведенческим навыкам и коммуникативным моделям при освоении новой культурной среды. Этот тип адаптации включает в себя способность справляться с ежедневными проблемами в новом культурном окружении, особенно в сферах семейной жизни, работы и учебы [2].

В свете рассматриваемой нами проблемы важным представляется исследование уровня и типа адаптации к новой социокультурной ситуации у молодежи, переехавшей на учебу в город.

Основные задачи, которые мы ставили перед собой при проведении обработки и последующего анализа собранных данных, следующие:

1. Выявить различия и сходство в уровне и типе адаптации личности в зависимости от половой принадлежности у молодых людей, приехавших на обучение в город Краснодар.

2. Определить наличие и особенности динамики адаптации личности, сопутствующей процессу социализации на начальном этапе обучения в колледже, оценив влияние половой принадлежности респондентов на характер адаптации личности к новой социокультурной ситуации.

Исследование проводилось на базе Пашковского сельскохозяйственного колледжа в 2 этапа: 1 этап - начальный этап обучения в колледже (первые дни обучения в колледже) и 2 этап - конец учебного года. Эмпирическую выборку составили 90 студентов в возрасте 16-17 лет, из них 45 девушек и 45 парней. Был применен тест Л.В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде», который направлен на определение преобладающего типа адаптации из шести возможных вариантов: адаптивный, конформный, интерактивный, депрессивный, ностальгический и отчужденный.

В таблице 1 приведены данные, полученные на первом этапе исследования.

Таблица 1 - Уровень и типы адаптации у девушек и юношей, приехавших учиться в город (1-й этап)

Наименование шкалы ей ф /шки Юноши Разница средних

ранг ср. знач. ранг ср. знач.

Ностальгия 5 4,95 3 7,57 -2,62

Конформность 3 6,45 4 7,26 -0,81

Отчужденность 4 5,34 5 5,65 -0,31

Депрессивность 6 4,19 6 4,48 -0,29

Интерактивность 2 9,44 2 8,65 0,79

Адаптивность 1 10,6 1 9,35 1,25

Примечание. Высокий уровень - сумма баллов превышает 12, средний уровень - от 6 до 12 баллов, низкий уровень - менее 6 баллов

По набранным баллам 1-е и 2-е места у юношей и девушек совпадают (шкалы «интерактивность» и «адаптивность»), при этом ни одна из шкал не выходит за пределы среднего уровня. У юношей и девушек на низком уровне оказались результаты по шкалам «депрессивность» и «отчужденность».

Высокие места у молодежи из села заняла шкала «интерактивность». Это свидетельствует о принятии новой среды, об активном вхождении в нее, о настроенности на расширение социальных связей, о желании реализовать себя путем достижения материальной независимости, о направленности на сотрудничество с другими, о контроле над собственным поведением с учетом социальных норм, ролей и социальных установок нового для них сообщества. Высокие результаты по шкале «адаптивность», в свою очередь, говорят о личной удовлетворенности молодых людей, о положительном отношении к окружающим и принятии их, о чувстве принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним.

Низкий уровень по шкале «депрессивность» свидетельствует об отсутствии опасений, связанных с беспомощностью перед жизненными трудностями; об отсутствии чувства вины за прошлые события. Респондентам не свойственны сомнения, тревоги относительно социальной идентичности, чувства подавленности, опустошенности, изолированности. Невысокие оценки по шкале «отчужденность» указывают на отсутствие переживаний, связанных с опасностью неприятия нового социума, озабоченностью своей идентичностью и своим статусом.

При сравнении приезжих юношей и девушек видно, что ранги шкал довольно схожи. Наибольшая разница наблюдается по шкале «ностальгия», к данной шкале также добавляется шкала «адаптивность», но с большим значением уже у девушек. Разница по шкале «ностальгия» в сторону больших значений у юношей свидетельствует об ощущении потери связи с привычным социальным окружением и бытом; внутреннем расстройстве и смятении, проистекающим из-за чувства разъединенности с традиционными ценностями и нормативами и невозможности сразу обрести новые; ощущении того, что «не на своем месте». Эмоциональное состояние юношей, приехавших из небольших населенных пунктов Краснодарского края, можно охарактеризовать как состояние тоски, меланхолии и опустошенности.

Данные, полученные на втором этапе исследования, приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Уровень и типы адаптации у девушек и юношей, приехавших учиться в город (2-й этап)

Наименование шкалы Девушки Юноши Разница средних

ранг ср. знач. ранг ср. знач.

Адаптивность 1 9,51 1 11,40 -1,89

Интерактивность 2 8,88 2 10,13 -1,25

Отчужденность 5 6,03 4 6,80 -0,77

Депрессивность 6 4,95 6 5,27 -0,32

Конформность 3,5 7,73 3 7,47 0,27

Ностальгия 3,5 7,73 5 6,20 1,53

Примечание. Высокий уровень - сумма баллов превышает 12, средний уровень - от 6 до 12 баллов, низкий уровень - менее 6 баллов

Первые два места в рейтинге шкал - «адаптивность» и «интерактивность» - у приезжих юношей и девушек на втором этапе не претерпели изменений, оставаясь в пределах среднего уровня. У юношей и девушек на низком уровне остались значения по шкале «депрессивность», а значения по шкале «отчужденность» выросли до среднего уровня, оставаясь на нижних местах

иерархии. В разнице по шкале «адаптивность» сменился знак: если раньше юноши отставали по этому параметру от девушек, то теперь заметно их опережают. В свою очередь девушки стали сильнее ощущать ностальгию и обогнали юношей по этой шкале. Но, в целом «положительные» типы адаптации остаются на более высоких позициях, в сравнении с «негативными».

Таблица 3 описывает динамику типов и уровней адаптации у девушек.

Таблица 3 - Уровень и типы адаптации у девушек, приехавших учиться в город (1-2 этапы)

Наименование шкалы 1-й этап 2-й этап Разница средних

ранг ср. знач. ранг ср. знач.

Ностальгия 5 4,95 3,5 7,73 -2,78

Конформность 3 6,45 3,5 7,73 -1,28

Депрессивность 6 4,19 6 4,95 -0,76

Отчужденность 4 5,34 5 6,03 -0,69

Интерактивность 2 9,44 2 8,88 0,56

Адаптивность 1 10,6 1 9,51 1,09

Примечание. Высокий уровень - сумма баллов превышает 12, средний уровень - от 6 до 12 баллов, низкий уровень - менее 6 баллов

Произошли заметные изменения абсолютных показателей по шкалам. Отметим сначала малоизменившиеся шкалы: «депрессивность», «отчужденность» и «интерактивность». Заметна негативная тенденция - рост значений в негативных шкалах и снижение значений в позитивной шкале «интерактивность». Рост конформности свидетельствует о стремлении при любых условиях поддерживать отношения с людьми, об ориентации на социальное одобрение, о зависимости от группы, о готовности принимать систему ценностей и норм поведения новой среды. Отметим очень заметный рост значений по шкале «ностальгия». Видимо, первоначальный интерес сменился у девушек опустошением и снижением эмоционального тонуса. В целом можно сказать, что по сравнению с первым этапом исследования все произошедшие изменения можно охарактеризовать скорее со знаком «минус».

В табл. 4 приведены результаты выявления изменений в уровне и типах адаптации у юношей.

Таблица 4 - Уровень и типы адаптации у юношей, приехавших учиться в город

(1 -2 этапы)

Наименование шкалы 1-й этап 2-й этап Разница средних

ранг ср. знач. ранг ср. знач.

Адаптивность 1 9,35 1 11,40 -2,05

Интерактивность 2 8,65 2 10,13 -1,48

Отчужденность 5 5,65 4 6,80 -1,15

Депрессивность 6 4,48 6 5,27 -0,79

Конформность 4 7,26 3 7,47 -0,21

Ностальгия 3 7,57 5 6,20 1,37

Примечание. Высокий уровень - сумма баллов превышает 12, средний уровень - от 6 до 12 баллов, низкий уровень - менее 6 баллов

Как и у девушек, здесь не произошло существенных изменений в иерархии шкал, поэтому оценим динамику в абсолютных величинах.

Значения по шкалам «депрессивность» и «конформность» выросли, но не значительно. Среди наиболее изменившихся, отметим негативные шкалы: «отчужденность» и «ностальгия». Если «отчужденность» выросла, то «ностальгия» наоборот снизила свою значимость. В лидерах роста у юношей - «адаптивность» и «интерактивность», что свидетельствует о постепенном принятии приезжими юношами новых условий бытия и адаптации к ним.

Подводя итог, следует отметить существенную разницу в адаптационных стратегиях поведения девушек и юношей. Если девушки изначально выглядят более гибкими и ориентированными на изменение внешних условий и принятие норм, то юноши наоборот зачастую оглядываются в прошлое и не так легко принимают все новое. Но, спустя полгода, юноши перегоняют девушек по настрою на адаптацию и социализацию в новом для себя окружении, а тип адаптации девушек сменяется осторожностью и поисками себя и своего места.

Ссылки:

1. Смолина Т.Л. Адаптация к инокультурной среде: анализ родственных понятий // Психология человека: интегративный подход. Сборник статей. СПб., 2007. С. 162-167.

2. Searle W., Ward C. The prediction of psychological and sociocultural adjustment during cross-cultural transitions // International Journal of Intercultural Relations, 1990. № 14. P. 449-464.

References (transliterated):

1. Smolina T.L. Adaptatsiya k inokul'turnoy srede: analiz rodstvennyh ponyatiy // Psihologiya cheloveka: inte-grativniy podhod. Sbornik statey. SPb., 2007. P. 162-167.

2. Searle W., Ward C. The prediction of psychologi-cal and sociocultural adjustment during cross-cultural transitions // International Journal of Intercultural Relations, 1990. № 14. P. 449-464.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.