Геркушенко (Соколова) С. В., Геркушенко Г. Г. Исследование уровня готовности студентов дошкольного профиля к реализации профессиональных функций в области дошкольного образования // Концепт. - 2016. - № 01 (январь). - ART 16016. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16016.htm. -ISSN 2304-120X.
ART 16016 УДК 371.132
Геркушенко (Соколова) Светлана Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошколь ного образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный соци ально-педагогический университет», г. Волгоград svetlana@gerkushenko.ru
Геркушенко Георгий Геннадьевич,
кандидат технических наук, доцент кафедры систем автоматизированного проектирования и поискового конструирования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волгоград georgiy@gerkushenko.ru
Исследование уровня готовности студентов дошкольного профиля к реализации профессиональных функций в области дошкольного образования*
Аннотация. В статье описаны результаты исследования подготовленности студентов отделения дошкольного образования к реализации профессиональных функций. Приведен диагностический комплекс, даны критерии оценки исследуемого феномена. Профессиональные функции соотнесены с компонентами профессиональной компетентности, формируемой у студентов в рамках профессионального педагогического образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональные функции, педагогическое образование, профессиональная компетентность.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Период дошкольного детства в жизни человека имеет яркую специфику, поскольку это время общего развития, которое выступает основой для последующего освоения любых видов деятельности. Такая ключевая роль периода раннего и дошкольного возраста в процессе становления личности определяет соответствующие требования к воспитателю дошкольной образовательной организации. Требования к профессиональной подготовке воспитателя исходят из важной закономерности развития ребенка - зависимости его физического и психического развития от окружающей предметной и социальной среды, а также от характера общения со взрослыми и сверстниками. Важно, чтобы педагог знал и понимал особенности развития ребенка, осознавал его реальные потребности. Так, педагоги-практики говорят о том, что современные дошкольники отличаются от детей того же возраста 20 лет назад. Старший воспитатель МОУ детского сада № 276 г. Волгограда И. А. Сигитова отмечает: «Сегодня воспитанники детских садов имеют повышенную потребность к восприятию информации, объём их долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше, современные дети обладают новым типом сознания - системно-смысловым, который определяет смысловую ориентацию на деятельность».
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
* Исследование выполнено в рамках проекта № 14-06-12004 при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Геркушенко (Соколова) С. В., Геркушенко Г. Г. Исследование уровня готовности студентов дошкольного профиля к реализации профессиональных функций в области дошкольного образования // Концепт. - 2016. - № 01 (январь). - ART 16016. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16016.htm. -ISSN 2304-120X.
Таким образом, на сегодняшний день актуальным является обеспечение дошкольных образовательных организаций профессионально компетентными педагогами, способными к эффективному выполнению профессиональных функций в современных условиях. Под педагогической компетентностью воспитателя мы понимаем интегральную профессионально-личностную характеристику, которая «обнаруживает себя в характере субъектности педагога в профессии» и обеспечивает готовность и способность воспитателя дошкольной образовательной организации выполнять профессиональные функции в соответствии с предъявляемыми нормами, стандартами и требованиями [1]. Анализ профессионального стандарта для работников дошкольного образования [2] позволил обозначить следующие ключевые профессиональные функции воспитателя:
1. Создание педагогических условий для воспитания и развития ребенка, его успешной социализации в поликультурном обществе.
2. Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольника.
3. Проектирование и организация образовательной деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста.
4. Продуктивное взаимодействие с семьей, обеспечивающее преемственность образовательного процесса, а также педагогическое просвещение родителей.
5. Непрерывная самообразовательная активность.
6. Экспериментальная и исследовательская деятельность.
Отметим, что в тексте профессионального стандарта особо подчеркивается, что главным профессиональным качеством педагога в современной ситуации является «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений». Иными словами, непрерывное самообразование и саморазвитие является своеобразным ключом к обретению и развитию профессиональной компетентности.
По мнению исследователей [3, 4] профессиональная компетентность представляет собой динамическое образование, отражающее единство компонентов. В качестве структурных компонентов профессиональной компетентности педагога мы выделяем ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный, коммуникативный и рефлексивный. Для анализа уровня сформированности профессиональной компетентности будущего педагога мы предлагаем использовать ряд критериев, среди которых: личностно-гуманная ориентация в педагогической профессии; поиск индивидуального стиля деятельности; педагогическая направленность личности; педагогическое мышление; субъектная позиция по отношению к деятельности; комплекс общепедагогических умений и умений проектировать личностно ориентированную ситуацию взаимодействия с ребенком; позитивная концепция «Я - педагог».
С целью выявления уровня готовности будущих педагогов дошкольного образования к выполнению профессиональных функций нами была проведена диагностика на факультете дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета. В исследовании приняли участие студенты третьего и четвертого курсов. Для получения наиболее полных и достоверных результатов мы разработали диагностический комплекс, соответствующий сформулированным выше критериям анализа профессиональной компетентности. При этом основной акцент в диагностике мы сделали на деятельностный, коммуникативный и рефлексивный компоненты компетентности. Рассмотрим наш комплекс более подробно.
Комплекс общепедагогических умений изучался нами на основе анализа карточек учета уровня сформированности профессионально значимых качеств педагога (см. Приложение). Студенты с низким количеством баллов (16%) полагают, что не
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Геркушенко (Соколова) С. В., Геркушенко Г. Г. Исследование уровня готовности студентов дошкольного профиля к реализации профессиональных функций в области дошкольного образования // Концепт. - 2016. - № 01 (январь). - ART 16016. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16016.htm. -ISSN 2304-120X.
владеют или плохо владеют умениями и навыками самоорганизации, самообразования и самоконтроля, умением планировать образовательную деятельность, умением вызвать и поддержать творчество, фантазию у детей, умением проводить оценку и самооценку деятельности. Они констатируют отсутствие проявлений творчества в собственной учебно-профессиональной деятельности или низкую их частоту. На среднем уровне, по собственной оценке студентов, оказалось 82%. К высокому уровню владения основными профессионально значимыми для педагога умениями себя отнесли 2% студентов.
Умения проектировать личностно ориентированную ситуацию взаимодействия с ребенком оценивались нами на основе анализа студенческих проектов ситуаций педагогической деятельности и дневников педагогической практики. Критериями для выделения уровней выступили: наличие замысла личностно ориентированной ситуации, постановка цели личностного развития ребенка, умение актуализировать ценностные аспекты материала. Низкий уровень характеризовался отсутствием у студентов замысла личностно ориентированной ситуации взаимодействия, при проектировании образовательной ситуации они ориентировались на создание ситуаций передачи информации дошкольникам, отработки определенных умений, когда педагог занимает доминирующую позицию в общении (75%). Средний уровень умений проектировать ситуацию взаимодействия с ориентацией на личность ребенка диагностирован у 12% студентов. На этом уровне замысел личностно ориентированной ситуации взаимодействия носил у будущих воспитателей гипотетический характер, поскольку далее не прослеживался в целях проектируемой ситуации. Цели на данном уровне все также направлены прежде всего на усвоение ребенком знаний, предложенных в готовом виде. При проектировании ситуаций студенты более часто по сравнению с предыдущей группой обращались к методам организации самостоятельной творческой деятельности дошкольников. Высокий уровень мы констатировали у 13% студентов. В проектах студентов явно прослеживался замысел личностно ориентированной ситуации взаимодействия участников непосредственной образовательной деятельности, который закреплялся в целях ситуации, ориентированных на развитие исследовательских умений дошкольников, на стимулирование познавательной активности в совместной деятельности со взрослым.
Для выявления уровня диалогической готовности студентов к педагогической деятельности мы использовали: тест «Эмпатия», опросник личностной ориентации, анкету «Готовность к диалогу с ребенком», методику выявления преобладающего стиля общения, анкету «Педагогическая коммуникабельность».
Эмпатийность будущих воспитателей как способность сопереживать, сочувствовать, понимать «язык» собеседника, мир его ценностей мы изучали, используя тест И. М. Юсупова «Эмпатия» [5], в котором были обозначены следующие области диагностики: родители, животные, старики, дети, герои художественных произведений, незнакомые люди.
Анализ результатов осуществлялся нами в двух направлениях: во-первых, вычислялся средний балл в каждой диагностируемой области и общий балл, определяющий эмпатийную тенденцию каждого студента. Во-вторых, отдельно анализировались способности к эмпатии с детьми и незнакомыми людьми в силу особенностей будущей профессиональной деятельности наших студентов.
Тест выявил, что для 90% студентов характерен средний уровень эмпатии, то есть в межличностных отношениях они склонны судить о других по поступкам, а не по личным впечатлениям. В общении они внимательны, стараются понять собеседника;
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Геркушенко (Соколова) С. В., Геркушенко Г. Г. Исследование уровня готовности студентов дошкольного профиля к реализации профессиональных функций в области дошкольного образования // Концепт. - 2016. - № 01 (январь). - ART 16016. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16016.htm. -ISSN 2304-120X.
но при изменении выражения чувств с его стороны они теряют терпение. Они затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому часто не понимают их поступки. 10% студентов обладают высоким уровнем эмпатийности, они с неподдельным интересом относятся к людям, эмоционально отзывчивы, общительны и умеют находить общий язык.
Отдельно рассматривая эмпатию с детьми и незнакомыми людьми, мы заключили, что 45% испытуемых обладают высоким уровнем эмпатии с детьми, 32% -очень высоким и 23% - средним. Эмпатия с незнакомыми людьми у 100% студентов находится на среднем уровне, они испытывают затруднения при прогнозе развития отношений между людьми.
Тестирование на предмет выявления коммуникативной способности к диалогу с ребенком [6] показало, что все будущие студенты обладают высоким уровнем данной способности. В общении с дошкольниками они направлены на понимание причин того или иного поведения, избегают поспешных оценок.
При изучении коммуникабельности будущих педагогов мы использовали методику И. И. Рыдановой [7]. Исследователь выделила признаки педагогической коммуникабельности, которые помогают в общении с детьми и их родителями. Среди них - потребность в общении с детьми; положительная эмоциональная тональность общения; доминирующее переживание чувства удовлетворения общением; взаимная личностная аттракция; взаимопонимание, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; конструктивное разрешение межличностных противоречий; гуманизм и демократизм общения; эстетика общения [8]. На низком уровне оказалось 2% студентов, проявление признаков коммуникабельности у которых было бессистемным, зависящим от наличия определенных факторов: дружеских отношений с партнером, хорошего настроения и др. Средний уровень коммуникабельности характеризовался большей целостностью проявления признаков в совместной деятельности студентов. Присутствовала положительная эмоциональная тональность общения друг с другом и педагогом, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты, конструктивное разрешение межличностных противоречий. К данному уровню мы отнесли 73% студентов. Для студентов с высоким уровнем коммуникабельности (25%) было характерно целостное проявление практически всех признаков исследуемого качества.
Для выявления наличия у будущих педагогов гуманизма и демократизма общения нами был проведен тест «Стили общения» [9]. Результаты тестирования показали, что для у 100% студентов отмечается демократический стиль общения, который характеризуется терпимостью, склонностью к компромиссу, партнерству, принятием различных точек зрения и позиций.
При изучении рефлексивного компонента педагогической компетентности нами был использован следующий комплекс методик, который помог выявить уровни сформиро-ванности у будущих педагогов данного компонента: анализ взаимных оценок студентов; методика «Изучение самооценки личности»; опросник личностной ориентации.
Анализ результатов взаимных оценок студентов выявил, что 95% студентов видят себя в глазах окружающих не в профессиональной позиции, а в позиции студента, не овладевшего еще профессией, который не может взять на себя ответственность в педагогической деятельности. В глазах одногруппников они видят себя в позиции друга, приятеля, чужого человека, испытывают трудности при анализе своего отношения к товарищам по группе как педагогам. Для 5% студентов характерно осознание того, что их могут воспринимать окружающие с профессиональной точки зрения, то есть как педагогов, и не только воспринимать, но и оценивать их профессиональную педагогическую компетентность. Оказалось, что 65% студентов не знают, как к ним относятся товарищи
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Геркушенко (Соколова) С. В., Геркушенко Г. Г. Исследование уровня готовности студентов дошкольного профиля к реализации профессиональных функций в области дошкольного образования // Концепт. - 2016. - № 01 (январь). - ART 16016. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16016.htm. -ISSN 2304-120X.
в профессиональном аспекте. В эту процентную группу вошли студенты как с завышенными представлениями о себе в глазах других, так и с заниженными, поскольку нас прежде всего интересовала адекватность представлений.
Самостоятельное наблюдение своих состояний, переживаний, мыслей свойственно только 3% будущих педагогов, 85% успешно рефлексируют свою деятельность по заданию преподавателя, 12% испытывают трудности при анализе собственной деятельности.
Диагностирование самооценки [10] показало, что для 35% студентов характерна адекватная самооценка, в то время как 48% обладают слегка завышенной самооценкой и 17% оценивают себя ниже своих реальных способностей.
Положительная концепция «Я - педагог», принятие себя характерны для большинства студентов исследуемых групп. Так, 83% не боятся руководствоваться собственной позицией и точкой зрения в ходе деятельности, в отношениях с другими чувствуют себя уверенно, в то время как 17% студентов менее уверены в себе, несколько скептичны в оценках своих профессиональных умений. Отметим, что сомнения студентов касаются определенных умений организации деятельности дошкольников, планирования и проектирования образовательного процесса.
Наибольшее значение для молодого специалиста в современных условиях, по мнению работодателей с одной стороны и ученых-исследователей с другой, имеет готовность и способность изменяться, профессионально развиваться, в короткий срок овладевать новыми умениями. Поэтому готовность к саморазвитию мы рассматриваем как ключевой фактор для овладения компетентностью. Для диагностики мы использовали тест «Готовность к саморазвитию» [11], который позволяет анализировать соотношение мотивации самопознания и самосовершенствования. Анализируя полученные данные, мы выявили, что у большинства студентов (65%) присутствует мотивация познания себя как личности и профессионала, однако у них отсутствует направленность на изменение собственных личностных и профессиональных качеств. Направлены на самоизменение без опоры на знания о себе 28% студентов. К высокому уровню развития готовности к саморазвитию мы отнесли 7% студентов, их результат - «Хочу знать себя и могу измениться».
Для выявления наличия или отсутствия интереса к инновационной деятельности студентам было предложена анкета «Отношение к инновациям». Анализ полученных результатов показал, что 75% студентов позитивно относятся к инновационной деятельности в рамках профессии. Им интересны возможности творчества в профессиональной деятельности, особенно на фоне происходящих перемен в системе образования, у данной группы студентов присутствуют собственные идеи в отношении будущей профессиональной деятельности, характеризующиеся инновационной направленностью. Не высказали интереса к инновациям в профессиональной деятельности 25% испытуемых. Такое отношение подкреплялось отсутствием значимых мотивов для реализации нововведений в будущей профессиональной деятельности. Негативного отношения к инновациям и инновационной деятельности выявлено не было. Это свидетельствует о том, что в целом студенты положительно направлены на потенциальное использование инноваций в своей будущей профессиональной деятельности, что говорит о стремлении к успеху и ориентации на саморазвитие.
Для наглядного представления логики анализа полученных в исследовании данных мы составили таблицу, где диагностические методы и методики соотнесены с профессиональными функциями, готовность к реализации которых и составляет предмет исследования (см. таблицу).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Геркушенко (Соколова) С. В., Геркушенко Г. Г. Исследование уровня готовности студентов дошкольного профиля к реализации профессиональных функций в области дошкольного образования // Концепт. - 2016. - № 01 (январь). - ART 16016. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16016.htm. -ISSN 2304-120X.
Диагностический комплекс для выявления готовности студентов к реализации профессиональных функций в области дошкольного образования
Профессиональные функции дошкольного педагога Методы диагностирования Уровни готовности, %
Н С В
Создание педагогических условий для воспитания и развития ребенка, его успешной социализации в поликультурном обществе Карточка учета уровня сформированности профессионально значимых качеств педагога; тест «Эмпатия» (И. М. Юсупов); анкета «Готовность к диалогу с ребенком» (Е. В. Коротаева); тест «Стили общения» (И. И. Рыданова) 15 65 20
Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольника Карточка учета уровня сформированности профессионально значимых качеств педагога; Опросник личностной ориентации (А. А. Руковишников) [12] 16 82 2
Проектирование и организация образовательной деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста Карточка учета уровня сформированности профессионально значимых качеств педагога; анализ студенческих проектов, дневников педагогической практики 47 46 7
Продуктивное взаимодействие с семьей, обеспечивающее преемственность образовательного процесса, а также педагогическое просвещение родителей Карточка учета уровня сформированности профессионально значимых качеств педагога; анкета «Педагогическая коммуникабельность» (И. И. Рыданова); Опросник личностной ориентации (А. А. Руковишников) 4 36 60
Непрерывная самообразовательная активность Карточка учета уровня сформированности профессионально значимых качеств педагога; анализ взаимных оценок студентов; методика «Изучение самооценки личности» (С. А. Будасси) [13]; тест «Готовность к саморазвитию» (В. Павлов) 17 50 33
Экспериментальная и исследовательская деятельность Анкета «Отношение к инновациям» 0 25 75
Средний уровень готовности 20 51 29
Таким образом, результаты исследования выявили преобладание среднего уровня готовности студентов дошкольного профиля к реализации профессиональных функций в будущей деятельности. Это частично объясняется тем фактом, что современный работодатель в сфере дошкольного образования весьма смутно представляет себе «портрет идеального соискателя». Так, в рамках организованной нами встречи студентов с руководителями дошкольных образовательных учреждений обсуждался портрет выпускника, которого ждут на работу в детский сад. Выяснилось, что в образе «идеального выпускника», нарисованном работодателем, отсутствуют конкретные требования к компетентному поведению в различных ситуациях профессиональной деятельности, а преобладают общие слова.
По нашему мнению, данная проблемная ситуация может получить положительный вектор развития только при условии тесного сотрудничества вуза и дошкольного учреждения, когда в рамках кластерного взаимодействия осуществляется прак-тико-ориентированный подход к профессиональной подготовке студента, с одной стороны, а с другой - дошкольная организация получает возможность постоянного «погружения» в экспериментальную и инновационную деятельность, получает своевременную информационную и консультационную поддержку.
Геркушенко (Соколова) С. В., Геркушенко Г. Г. Исследование уровня готовности студентов дошкольного профиля к реализации профессиональных функций в области дошкольного образования // Концепт. - 2016. - № 01 (январь). - ART 16016. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16016.htm. -ISSN 2304-120X.
Приложение Карточка учета уровня сформированности профессионально значимых для педагога качеств личности
Группа_Студент_
Профессионально значимые качества личности
1. Умение общаться с детьми, коллегами, родителями.
2. Интерес к профессиональной деятельности.
3. Понимание детей, стремление понять мотивы их поступков, интересы, способности.
4. Владение умениями и навыками самоорганизации, самообразования и самоконтроля.
5. Уровень развития нравственных качеств:
- ответственность,
- чувство такта,
- чувство совести,
- дисциплинированность,
- трудолюбие,
- настойчивость,
- аккуратность,
- проявление терпимости к детям, людям,
- способность к сопереживанию (эмпатия).
6. Умение планировать образовательную деятельность.
7. Профессионально-речевое развитие.
8. Организаторские способности.
9. Частота проявления творчества в учебно-профессиональной деятельности.
10. Умение вызвать и поддержать творчество, фантазию у детей.
11. Инициативность.
12. Восприимчивость к новому, нетрадиционному.
13. Владение мимикой, жестами, эмоциональным состоянием.
14. Умение проводить оценку и самооценку деятельности.
15. Разнообразие активно используемых форм, методов и приемов работы.
Ссылки на источники
1. Соколова С. В. Формирование педагогической компетентности будущего преподавателя (на примере подготовки преподавателя педагогических дисциплин): дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2004.
2. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
3. Соколова С. В. Указ. соч.
4. Колесникова И. А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: дис. ... д-ра пед. наук. - Л., 1991.
5. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И. М. Юсупов) // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - C. 153-156.
6. Коротаева Е. В. Основы педагогического взаимодействия. - Екатеринбург, 1996.
7. Рыданова И. И. Педагогика сотрудничества: сущность, принципы. - Минск, 1992.
8. Там же.
9. Коротаева Е. В. Указ. соч.
10. Нахождение количественного выражения уровня самооценки (по С. А. Будасси) // Никиреева Е. М. Психологические особенности направленности личности: учеб. пособие. - М., 2007.
11. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. - М., 2001.
12. Опросник личностной ориентации: практическое руководство. - М.: Генезис, 2002.
13. Там же.
ISSN 2304-120Х
ко ниегтг
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Геркушенко (Соколова) С. В., Геркушенко Г. Г. Исследование уровня готовности студентов дошкольного профиля к реализации профессиональных функций в области дошкольного образования // Концепт. - 2016. - № 01 (январь). - ART 16016. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16016.htm. -ISSN 2304-120X.
Svetlana Gerkushenko,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Preschool Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd svetlana@gerkushenko.ru Georgy Gerkushenko,
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the chair of CAD, Volgograd State Technical
University, Volgograd
georgiy@gerkushenko.ru
The study of the students' readiness to professional functions realization in the field of pre-school education
Abstract. The paper describes the research results of the readiness of preschool education students to realization of professional functions. The authors describes diagnostic complex and the criteria for evaluation of investigated phenomenon. Professional features are correlated with components of professional competence, which is formed within the professional pedagogical education.
Key words: pre-school education, professional functions, teacher education, professional competence. References
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12. 13.
Sokolova, S. V. (2004). Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti budushhego prepodavatelja (na pri-mere podgotovkiprepodavatelja pedagogicheskih disciplin): dis. ... kand. ped. nauk, Volgograd (in Russian). Professional'nyj standart pedagoga. Utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zashhity Ros-sijskoj Federacii ot 18 oktjabrja 2013 g. № 544n (in Russian). Sokolova, S. V. (2004). Op. cit.
Kolesnikova, I. A. (1991). Teoretiko-metodologicheskaja podgotovka uchitelja k vospitatel'noj rabote v cikle pedagogicheskih disciplin: dis. ... d-ra ped. nauk, Leningrad (in Russian).
(2002). "Diagnostika urovnja polikommunikativnoj jempatii (I. M. Jusupov)", in Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V. & Manujlov, G. M. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp, Moscow Izd-vo Instituta psihoterapii, pp. 153-156 (in Russian).
Korotaeva, E. V. (1996). Osnovy pedagogicheskogo vzaimodejstvija, Ekaterinburg (in Russian). Rydanova, I. I. (1992). Pedagogika sotrudnichestva: sushhnost', principy, Minsk (in Russian). Ibid.
Korotaeva, E. V. (1996). Op. cit.
(2007). "Nahozhdenie kolichestvennogo vyrazhenija urovnja samoocenki (po S. A. Budassi)", Nikireeva E. M. Psihologicheskie osobennosti napravlennosti lichnosti: ucheb. posobie, Moscow (in Russian). Grebenkina, L. K. & Bajkova, L. A. (eds.) (2001). Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tehnologii, Moscow (in Russian).
(2002). Oprosnik lichnostnoj orientacii: prakticheskoe rukovodstvo, Genezis, Moscow (in Russian). Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 13.01.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.01.16
Принята к публикации Accepted for publication 14.01.16 Опубликована Published 15.01.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Геркушенко (Соколова) С. В., Геркушенко Г. Г., 2016
977230412016601