Научная статья на тему 'Исследование уровня эмоционального выгорания педагогов'

Исследование уровня эмоционального выгорания педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1979
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ / SYNDROME / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / EMOTIONAL BURNOUT / ИСТОЩЕНИЕ / EXHAUSTION / ДЕФОРМАЦИЯ / STRAIN / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СТРЕСС / STRESS / ПЕДАГОГ / TEACHER / PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джаппуева Танзиля Исмаиловна, Тимошенко Татьяна Викторовна

В данной статье рассматривается влияние эмоционального выгорания на педагогов на примере Северо-Осетинского государственного университета, анализируется дисперсионная зависимость между личностными особенностями педагогов и синдромом эмоционального выгорания. Атак же анализируются достоверные значимые различия по факторам исследования и между социально-демографическими факторами. В статье приводятся рекомендации по профилактике эмоционального выгорания сотрудников педагогической сферы. Актуальность работы обусловливается необходимостью выявления факторов, способствующих благополучному профессиональному развитию. Полученные нами результаты позволяют утверждать, что личностные особенности педагогов являются внутренними факторами, способствующими развитию симптомов эмоционального выгорания, которые зависят от переживаемых стрессовых ситуаций, фактов профессионального поощрения, стажа и специальности. Нами установлены также достоверные различия в таких показателях, как: агрессивные и враждебные реакции, психотип, уровень тревожности и симптомы эмоционального выгорания по фактору «стресс» и между социально-демографическими факторами: пол, должность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY LEVEL OF EMOTIONAL BURNOUT TEACHERS

This article examines the impact of burnout on teachers by the example of North Ossetian State University, analyzed the dispersion relation between personal characteristics of teachers and burnout syndrome. Atak is analyzed reliable significant differences between study factors and socio-demographic factors. The article provides recommendations for the prevention of burnout in staff educational sphere. The relevance of the work is due to the need to identify the factors contributing to the prosperous professional development. Our results suggest that the personality traits of teachers are internal factors that contribute to the development of symptoms of burnout, which depend on the experienced stressful situations, the professional promotion of the facts, experience and specialty. We have also established significant differences in indicators such as aggressive and hostile reactions, psychological, level of anxiety and symptoms of burnout by a factor of "stress" and between socio-demographic factors: gender, position.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня эмоционального выгорания педагогов»

УКД 159.9.07

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

© 2016

Джаппуева Танзиля Исмаиловна, магистр 1-года обучения кафедры психологии

психолого-педагогического факультета Тимошенко Татьяна Викторовна, соискатель кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние эмоционального выгорания на педагогов на примере Северо-Осетинского государственного университета, анализируется дисперсионная зависимость между личностными особенностями педагогов и синдромом эмоционального выгорания. Атак же анализируются достоверные значимые различия по факторам исследования и между социально-демографическими факторами. В статье приводятся рекомендации по профилактике эмоционального выгорания сотрудников педагогической сферы. Актуальность работы обусловливается необходимостью выявления факторов, способствующих благополучному профессиональному развитию. Полученные нами результаты позволяют утверждать, что личностные особенности педагогов являются внутренними факторами, способствующими развитию симптомов эмоционального выгорания, которые зависят от переживаемых стрессовых ситуаций, фактов профессионального поощрения, стажа и специальности. Нами установлены также достоверные различия в таких показателях, как: агрессивные и враждебные реакции, психотип, уровень тревожности и симптомы эмоционального выгорания по фактору «стресс» и между социально-демографическими факторами: пол, должность.

Ключевые слова: синдром, эмоциональное выгорание, истощение, деформация, личностные качества, стресс, педагог.

STUDY LEVEL OF EMOTIONAL BURNOUT TEACHERS

© 2016

Dzhappueva Tanzilya Ismailovna, master of 1-year students of the department of psychology psycho-pedagogical faculty Tymoshenko Tatyana Viktorovna, сompetitor of the department of pedagogy and psychology

of psycho-pedagogical faculty North Ossetian State University named after K.L. .Khetagurov, Vladikavkaz (Russia)

Abstract. This article examines the impact of burnout on teachers by the example of North Ossetian State University, analyzed the dispersion relation between personal characteristics of teachers and burnout syndrome. Atak is analyzed reliable significant differences between study factors and socio-demographic factors. The article provides recommendations for the prevention of burnout in staff educational sphere. The relevance of the work is due to the need to identify the factors contributing to the prosperous professional development. Our results suggest that the personality traits of teachers are internal factors that contribute to the development of symptoms of burnout, which depend on the experienced stressful situations, the professional promotion of the facts, experience and specialty. We have also established significant differences in indicators such as aggressive and hostile reactions, psychological, level of anxiety and symptoms of burnout by a factor of "stress" and between socio-demographic factors: gender, position.

Keywords: syndrome, emotional burnout, exhaustion, strain, personality traits, stress, teacher.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. За последнее время тема эмоционального выгорания (или профессионального выгорания) становиться все более актуальной как среди зарубежных, так и среди отечественных исследователей. Данный интерес носит не только исследовательский, эмпирический характер, но и практический. Так, по данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) еще в 2005 году отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза[1]. А экономические потери от производственного стресса и, связанных с ним проблем с психическим здоровьем работающих, оказываются достаточно высокими (около 265 млрд. евро ежегодно для 15 государств Европейского союза)

На этапе современного развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, социальных стрессов, конкуренции на рынке труда, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако далеко не все могут адаптироваться, осуществлять эффективно свою профессиональную деятельность и социальную роль. В следствии этого возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний [2].

Работа педагога относится к одним из сложных видов профессий, которая требует от специалиста разносторонней образованности, непрерывного повышения профессионализма и имение гуманистических, профессиональных, качеств. Сама профессиональная деятельность педагогов предполагает эмоциональную насыщен-

ность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие на работе - это обычное и часто возникающее явление. Эмоции, как правило, неоднозначны. Удовлетворение успешным проведением занятий, осознание собственной значимости, уважительное отношение коллег, но в тоже время есть и другая сторона: подавление из-за неуспешной операции или лечения, зависть успешности коллег, недовольство профессией [3].

Выше сказанное позволяет констатировать необходимость изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Методологической основой исследования являются социально-психологический анализ проявлений СЭВ и стресса; научно-теоретическую основу исследования составили труды ученых отечественной и зарубежной психологии.

Достаточно большое количество зарубежных и отечественных исследований в области психологии посвящены теме эмоционального выгорания представителей различных социальных профессий - психологов, педагогов, медицинских работников, социальных работников, спасателей. Основной акцент в зарубежных исследованиях ставиться на личностные особенности «выгорающих» лиц, индивидуальные поведенческие ко-пинг - стратегии при совладании со стрессом, а также акцентируется внимание на влиянии организационных факторов в динамике синдрома[4].

Внимание отечественных исследователей больше приковано непосредственно к структуре синдрома, ведущим симптомам выгорания при межгрупповом и внутри-групповом сравнении. Так, В.В. Близнова, М.Н. Шевцов изучали профессиональный аспект синдрома выгорания. Из зарубежных ученых этим вопросом занимались Л. Стернс; Д. Бертрам; А. Фернхем. Р.М. Грановская известна трудами, посвященными психологии стресса, Б. Колодзин известен разработками в области психологии фрустрации[5]. А.И. Серавин и И.А. Фирсова заинтересовались проблемой детерминации личностных особенностей в синдроме эмоционального выгорания студентов - первокурсников. В научных трудах Фрейнденбергера и Гинзбурга, К. Маслач, Б. Пельман, Е.А. Хартман изучен феномен эмоционального выгорания как синдром, ими были выделены главные компоненты СЭВ. Кристин Маслач и С. Джексон рассматривали синдром эмоционального выгорания как трехмерный конструкт, эта теория впоследствии получила название как «трехфакторная модель».

Свои модели данного синдрома были предложены и другими зарубежными учеными, среди которых: Пайнс, Аронсон (однофакторная модель), Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма (двухфакторная модель), Фирт, Мимс и Швэб (четырехфакторная модель). Также Б. Пельман, Е.А. Хартман в результате своих исследований выделили стадии синдрома как процесса. Свою точку зрения относительно стадий развития синдрома предложил и другой известный ученый - М. Буриш и несколько иной взгляд на этот же вопрос сложился у Дж. Гринберга [6]. Известный зарубежный психолог Ганс Селье - основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил стадии стресса как процесса, также он разработал теорию, которая впоследствии получила его имя.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования мы ставили выявление зависимости синдрома эмоционального выгорания у преподавателей от личностных особенностей.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Полученные результаты подтверждают, что личностные особенности педагогов являются внутренними факторами, способствующими возникновению и формированию симптомов эмоционального выгорания, симптомы и фазы эмоционального выгорания зависят от переживаемых стрессовых ситуаций, фактов профессионального поощрения, стажа и специальности. Установлены достоверные различия в таких показателях, как: агрессивные и враждебные реакции, психотип, уровень тревожности и симптомы эмоционального выгорания по фактору «стресс» и между социально-демографическими факторами: пол, должность.

В Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л.Хетагурова было проведено эмпирическое исследование. Общий объём выборки: 50 человек в возрасте от 25 до 57 лет. Со стажем работы от 2 до 32 лет. Исследование осуществлялось на психолого-педагогическом и фармацевтическом факультете. Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью методов математической статистики в программе SPSS 13.0: описательная статистика, дисперсионный анализ, корреляционный анализ.

В качестве методического инструмента исследования выступили следующие методика: опросник Басса-Дарки; методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; характерологический опросник К. Леонгарда-Г. Шмишек; методика измерения уровня тревожности (шкала Дж.Тейлора), социально-демографическая анкета [7].

Нами была поставлена цель установить зависимости и найти достоверные значимые различия по факторам исследования и между социально-демографическими факторами. Данная процедура осуществляется

с помощью дисперсионного анализа (однофакторный - ANOVA) и с использования критерий Манна-Уитни.

В результате мы получили, что у женщин статистически достоверно больше, чем у мужчин проявляется «косвенная агрессия» (р £ 0,005), «раздражение» (р £ 0,05), «обида» (р £ 0,005). Различия доказанные с помощью критерия Манна-Уитни установлены по некоторым факторам между педагогами испытывающих в условиях работы стресс и не испытывающих.

В данном случае, у лиц с наличием стрессовых ситуаций на работе больше, чем у лиц без стресса проявляется тревога и депрессия (р £ 0,05), а также неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (р £ 0,005) и Редукция профессиональных обязанностей (р £ 0,005). Методика Баса-Дарки показала различия по факторам: негативизм, раздражение, чувство вины, что больше проявляется у лиц с наличием стресса, еще у них выше уровень тревожности. По психотипу из них достоверно различаются возбудимость, педантичность и неуравновешенность. Таким образом, мы можем говорить о существовании достоверных различий по показателям между социально-демографическими факторами.

По результатам исследования, так же была получена зависимость двух факторов эмоционального выгорания от пола, а именно: «Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование» при уровне достоверности (р£0,01), «Неудовлетворенность собой» (р£0,005). Эти симптомы у женщин больше выражены, чем у мужчин.

От специальности выявлена зависимость по следующим факторам: «Переживание психотрав-мирующих обстоятельств» при уровне достоверности (р£0,05), «Тревога и депрессия» (р£0,005), «Неадекватное эмоциональное избирательное» (р£0,01), «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (р£0,005) «Эмоционально-нравственная дезориентация» (р£0,005), «Редукция профессиональных обязанностей» (р£0,005), «Истощение» (р£0,01), «Эмоциональная отстраненность» (р£0,01), «Личностная отстраненность» (р£0,005). Все эти симптомы в большей степени выражены у респондентов по специальности фармация.

По результатам анализа, от стажа работы выявлена зависимость по показателю «Расширение сферы экономии эмоций» (р£0,005).

От стресса выявлена зависимость по таким факторам как: «Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование» (р£0,05), «Редукция профессиональных обязанностей» (р£0,005), «Эмоциональная отстраненность» (р£0,05), «Эмоциональный дефицит» (р£0,000). Данные показатели в большей степени выражены у респондентов, которых наблюдается наличие стресса.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, анализ результатов исследования выявил зависимость профессиональных поощрений от следующих факторов: «Переживание психотравмирующих обстоятельств» (р£0,005), «Неудовлетворенность собой» (р£0,01), «Загнанность в клетку» (р£0,05), «Тревога и депрессия» (р£0,01), «Расширение сферы экономии эмоций» (р£0,05), «Редукция профессиональных обязанностей» (р£0,005), «Эмоциональный дефицит» (р£0,000), «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (р£0,05), «Напряжение» (р£0,000), «Резистенция» (р£0,05), «Истощение» (р£0,05), «Итоговый показатель эмоционального выгорания» (р£0,000). Респонденты, которые не получали профессиональных наград или поощрений, больше подвержены влиянию выше изложенных факторов.

Проанализировав полученные результаты, мы видим, что большинство испытуемых находится во второй фазе «Эмоционального выгорания». Для них наиболее характерны черты эмоциональной лабильности, истерии, психостенические черты характера, как тревожность, мнительность. Умеренный уровень стресса не является проблемой. У лиц, находящихся во III фазе, исследова-

ния показывают, что преобладает невротический сверх контроль, он проявляется в склонности к контролю своих эмоций, ориентации в поведении на традиции: общепризнанные нормы, склонность к преувеличению тяжести своего состояния.

Незначительное число лиц, находящихся в I фазе, характеризует такая черта, как импульсивность и конфликтность вместе с эмоциональной лабильностью. Стресс имеет умеренный уровень и не является проблемой.

Во всех фазах имеет место стресс, но для лиц, находящихся в III фазе, стресс является часто возникающим явлением и представляет проблему, и очевидна необходимость коррекционных действий. Это серьезный повод для тщательного анализа профессиональной жизни[8].

Рассмотрев сопутствующие черты для каждой фазы эмоционального выгорания можно говорить, что. личностные особенности медработников являются внутренними факторами, способствующими возникновению и формированию синдрома 2Эмоционального выгорания». А так же наблюдается связь между явлениями эмоционального выгорания и социальными показателями, а так же уровнем тревожности, акцентуации характера и агрессией.

На основе полученных результатов исследования, можно разработать модель личностных качеств для профессии педагогов.

Выявленные особенности личности, ведущие к ее деформации - это эмоциональная лабильность, характеризующаяся неустойчивостью фона настроения, склонностью к драматизации событий, демонстративностью, эгоцентризмом, истерией; психостенические черты характера, характеризующиеся тревожностью и мнительностью, а так же импульсивность, конфликтность и агрессивность.

Чтобы профессионал не подавался деформации, ему необходимо иметь качества личности, прямо противоположные тем, что ведут к ее деформации[9].

Результаты исследования позволяют нам утверждать, что синдромы эмоционального выгорания зависят от переживаемых стрессовых ситуаций, фактов профессионального поощрения, стажа и специальности.

Результаты исследования выдвигают следующие проблемы:

1. Проблема профилактики личностных деформаций (внутренний фактор).

2. Создание условий для предотвращения или снижения личностной деформации (внешний фактор).

В качестве внешних условий лежат требования эргономики к организации рабочего времени и режима профессиональной деятельности. Это является задачей администрации. А для создания внутренних факторов в качестве профилактики негативных личностных профессиональных изменений необходимо сформировать у будущих профессионалов (студентов) механизмы сознательного сохранения здоровья и сознательной защи-ты[10].

Одним из подходов в решении этой проблемы может быть введение в содержание профессионального образования курса по психической культуре, включающего в себя разделы:

1. Самопознание

2. Развитие коммуникативных способностей

3. Овладение навыками саморегуляции и самокор-рекции[11].

И в заключении хочется добавить, что работа педагогов связана с многочисленными переживаниями и нервными потрясениями. Это нередко приводит к стрессовым состояниям и даже неврозам. Трудно при всем этом оставаться здоровым человеком. Трудно, но необходимо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амиров Н.Х. Труд и здоровье руководителей. М.: ГЭОТАР-Мед, 2002. 136 с.

2. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности . СПб.: Питер, 2008. 432 с. (Серия «Мастера психологии»).

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. СПб.: Питер, 1999. 105 с.

4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т.22, №1. С.90-101

5.Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и ред. Л.В. Винокурова. СПб.: Питер.2001. С.512.

6. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология».- М.: Издательство МГУ, 1995. № 1. С.54 - 67.

7. Рогов Е. Настольная книга практического психолога. М. -1998.

8. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета, 2005- №43. — С.25-32

9. Александровский Ю. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. - М. - 1976.

10. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст]: Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.

11. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст]: Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.

12. Гулиева С.А. Педагогические формы и технологии формирования профессионально-педагогической культуры студентов - будущих учителей начальных классов. Под ред. докт. пед. наук, проф. З.К. Каргиевой. Владикавказ, 2011.

13. Тахохов Б.А. Диалог в образовательном процессе современной высшей школы. Владикавказ: изд-во СОГУ, 2014. 180 с.

14. Бекоева М.И. Многоуровневая система высшего профессионального образования как объект научно-педагогического анализа //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология, 2012. № 1. С. 352-355.

15. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 25-28.

16. Аксарина Я.С. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования //Балтийский гуманитарный журнал. Т. 5. № (14). С. 42-46.

17. Скоробогатова А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС. //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 69-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.