5. Nenad, S. Efficiency of SRI Model of Learning/ Nenad S. // British Journal of Education, Society and Behavioral Science. - 2016. - No 3. - Vol. 18. - P. 31-45.
REFERENCES
1. Vyazankova, V.V. and Romanova, M.L. (2013), "Qualimetry assessment of educational process level computerization", Otkrytoe obrazovanie, No 4, Vol. 99, pp. 4-8.
2. Izotova, L.E. and Romanov, D.A. (2014), "Models of pedagogical systems maturity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9, Vol. 115, pp. 51-55.
3. Shaposhnikova, T.L., Kotlyarova, E.A. and Romanova, M.L. (2016), "Sample technologies of distance education in students learning-experimental activity", Srednee professionalnoe obrazovanie, No 10, pp. 16-19.
4. Chow, K.M. (2016), "Differences in Learning Style Preferences: A Study of Mainland Chinese College Students Studying in Hong Kong", British Journal of Education, Society and Behavioral Science, No 3, Vol. 18, pp. 1-15.
5. Nenad, S. (2016), "Efficiency of SRI Model of Learning", British Journal of Education, Society and Behavioral Science, Vol. 18, No 1, pp. 31-45.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.11.2017
УДК 796.011.1
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ СПОРТИВНОЙ
МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ
Андрей Александрович Клименко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар; Илья Владимирович Штайн, соискатель, Кубанский государственный университет, г. Краснодар; Акоп Карписович Семерджян, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
Аннотация
Актуализирована проблема организации взаимодействия семьи и образовательной организации по проблеме физического воспитания детей в аспекте формирования и поддержания у них мотивации занятий спортом.
Приведены общие характеристики и компоненты воспитательного потенциала семьи. Описано содержание эмпирического исследования, направленного на определение реального участия родителей в физическом воспитании детей.
На основе полученных результатов обоснованы ведущие направления деятельности образовательной организации по повышению эффективности использования воспитательного потенциала семьи в физическом воспитании детей.
Ключевые слова: воспитательный потенциал семьи; физическое воспитание; формирование спортивной мотивации; эмпирическое исследование; педагогическое взаимодействие.
INVESTIGATION OF PARTICIPATION OF PARENTS IN FORMING SPORTS MOTIVATION OF CHILDREN
Andrey Alexandrovich Klimenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Agricultural University, Krasnodar; Ilya Vladimirovich Stein, the competitor, Kuban State University, Krasnodar; Akop Karpisovich Semerdzhyan, the candidate of technical sciences, senior lecturer, department chairman, Kuban State Agricultural University, Krasnodar
Annotation
The problem of organization of interaction between the family and the educational organization on the issue of physical education of the children in the aspect of forming and maintaining motivation for sports
has been actualized. General characteristics and components of the educational potential of the family are given. The contents of the empirical study aimed at determining the actual participation of parents in the physical education of children is described. On the basis of the results obtained the leading directions of the activity of the educational organization for increasing the efficiency of using the educational potential of the family in the physical upbringing of children have been substantiated.
Keywords: educational potential of family, physical education, formation of sports motivation, empirical research, pedagogical interaction.
Известно, что успешность развития личности в определяющей степени обусловлено качеством и содержанием семейного воспитания, которое способно как усилить, так и нивелировать воздействия общества, образования, социального окружения [2, 4]. Соответственно, эффективное решение современных задач физического воспитания, включающих и задачи формирования и поддержания у детей мотивации занятий спортом, возможно только при условии активного участия родителей в данном процессе [1, 9, 10, 11].
В научном дискурсе вопросы содержания и качества семейного воспитания раскрываются, в том числе, в терминах воспитательного потенциала семьи. Под воспитательным потенциалом семьи понимается совокупность факторов и условий (различных характеристик семьи), способствующих всестороннему развитию детей, а также их реальное и потенциальное использование [6, 7, 8]. В его содержании ученые выделяют педагогический, социальный, психологический, ценностный, социокультурный, материальный, бытовой, демографический и т.п. компоненты [5, 12]. В частности, С.Ю. Галиева в данном контексте называет следующие четыре структурных компонента:
- аксиологический, реализация которого обеспечивает формирование у детей системы ценностных ориентаций; характеризуется соблюдением духовно-нравственных норм и принципов поведения в семье;
- компетентностный, обеспечивающий грамотность воспитательных воздействий семьи на ребенка; характеризуется педагогической, психологической, социальной и пр. компетентностью родителей;
- эмоционально-коммуникативный, способствующий взаимопониманию членов семьи, их психологическому комфорту; описывает характер внутрисемейных отношений, стиль семейного воспитания;
- организационный, обеспечивающий установление и поддержание внутрисемейных связей и связей с социумом, эффективную жизнедеятельность семьи; включает характеристики самоорганизации семьи в быту, в трудовой, игровой, учебно-познавательной, культурно-досуговой деятельности, в общении [3].
По сути, каждый элемент воспитательного потенциала семьи является фактором эффективности воспитательной деятельности. Условиями успешного воспитания в семье ученые называют: знание родителями своего ребенка; включение ребенка в систему семейных отношений и деятельности; самосовершенствование педагогической культуры родителей и семейных отношений. Задача образования - помочь родителям осуществлять эту работу в семье [4, 12].
В настоящее время назрела необходимость проектирования системы целенаправленной работы образовательных организаций (в частности, спортивных школ) с родителями обучающихся (воспитанников, юных спортсменов), ориентированной на стимулирование их участия в формировании и поддержании у детей спортивной мотивации. В данном контексте первым шагом представляется оценивание реального положения дел; важно оценить, каким образом современные родители участвуют в приобщении своих детей к многолетним занятиям спортом и, в целом, в их физическом воспитании. Для этого были выбраны две группы показателей: (1) связанных с организацией физического воспитания детей в семье и (2) связанных с отношением родителей к занятиям детей спортом.
В состав респондентов вошли жители г. Ижевска - родители школьников, занимающихся и не занимающихся спортом, а также сами школьников (всего 389 чел.). Качество
организации семейного физического воспитания оценивалось по показателям степени участия родителей в физическом воспитании детей и результативности этого воспитания. Основным методом диагностики стало анкетирование; в анкете и детям, и родителям (отдельно друг от друга) предлагалось оценить по пятибалльной шкале, насколько характерны для их семей различные воспитательные события (они же - показатели участия родителей в физическом воспитании детей). В данном случае использовались следующие индикаторы: совместное выполнение с детьми утренней гимнастики; тематические беседы с детьми, семейное посещение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в городе, в школе, микрорайоне и т.п., участие в физкультурно-спортивных соревнованиях; совместный (семейный) активный отдых; контроль выполнения домашних заданий по физической культуре, помощь в их выполнении; контроль соблюдения режима двигательной активности детей, помощь в организации подвижного отдыха с друзьями. Сумма баллов по всем показателям варьируется от 5 до 25 баллов.
Для определения результативности участия родителей в физическом воспитании детей использовались следующие индикаторы:
- посещаемость детьми уроков физической культуры; факт занятий спортом в спортивных секциях, кружках, школах;
- активность учащихся на уроках физической культуры (оценивалась методом педагогического наблюдения);
- успеваемость по дисциплине «Физическая культура» (оценивалась по традиционной пятибалльной шкале на основе критериев оценки школьной успеваемости);
- отношение к урокам физической культуры оценивалось методом анкетирования.
Суммарная оценка варьируется в пределах 5-20 баллов (четыре показателя, оцениваемые количественно) плюс один показатель оценивается качественно.
По результатам проведенного исследования вышеназванных показателей организации семейного физического воспитания выяснилось следующее. Степень участия родителей в физическом воспитании детей, в среднем, оценивалась 9,3±2,1 баллов (при максимально возможных 25 баллах, минимально - 5 баллах). При этом почти на нулевых позициях оказались такие индикаторы, как:
- совместное выполнение утренней гимнастики - 1,6±0,7 баллов;
- тематические беседы - 1,7±0,7 (совместное посещение различных физкуль-турно-спортивных мероприятий как содержание семейного досуга называлось чаще);
- контроль выполнения домашних заданий по физической культуре - 0,8±0,5 (как отметили родители, преимущественно по причине отсутствия таких заданий).
Семейный активный отдых сводился, преимущественно, к походам на природу, пешим прогулкам и, за редким исключением, не включал подвижных игр, иной подобной физической активности. А контроль соблюдения двигательного режима заключался, по свидетельству родителей, к тому, чтобы «вытащить ребенка из-за компьютера и отправить гулять на улицу», что, естественно, не соответствует в полной мере идеям физического воспитания.
Результативность участия родителей в физическом воспитании детей по показателям посещаемости детьми уроков физической культуры, активности на уроках, успеваемость, интереса к этим урокам составила 11,4±1,9 (при интервале оценок 5-20 баллов), по показателю занятий спортом - 24,7%.
Таким образом, очевидно, что родители принимают явно недостаточное участие в физическом воспитании детей, что может являться прямой или косвенной причиной недостаточно позитивного и деятельностного отношения учащихся к физической культуре и спорту. Беседы с родителями выявили недостаточную образованность родителей в области физической культуры, спорта, организации физического воспитания детей и семейного воспитания в целом. Кроме того, около половины опрошенных родителей продемонстрировали низкую мотивацию участия в физическом воспитании детей, а также собственную
двигательную пассивность.
Исследование отношения родителей к спортивным занятиям детей осуществлялось методом анкетирования. Анализ анкетных опросов респондентов позволил сделать следующие ряд выводы.
Свое участие в физическом воспитании детей отметили 53,9% родителей, причем только у 15,2% оно является систематическим и целенаправленным (постоянные совместные утренняя гимнастика, активный отдых, посещение спортивных мероприятий и т.п.); остальные назвали ситуативные меры и способы. У 36,1% опрошенных в семьях есть спортсмены, в том числе, бывшие (а также тренеры, учителя ФК, представители спортивного бизнеса, другие работники ФК и С), однако их влияние на физическое воспитание детей более-менее существенным назвали только 3,8%.
Осведомленность о спортивных интересах и предпочтениях своих детей отметили лишь 64,8% родителей (из которых 76,5% составили родители, чьи дети прекратили заниматься спортом); из них 59,3% разделяют интересы, но, преимущественно, пассивно: просмотр спортивных передач и т.п. Позитивно относятся к тому, чтобы дети начали (возобновили) заниматься спортом 57,1% родителей («нет» - 39,8%, «все равно» - 3,1%). Основными факторами положительного отношения названы: польза для здоровья, самочувствия (в том числе, морально-психологического) - 77,3%, организованное проведение свободного времени - 68,9%, воспитание характера 57,6%. Негативное отношение связано, прежде всего, с опасениями, что спортивная деятельность будет мешать учебе в школе (35,4%) и музыкальным, художественным и т.п. занятиям (38,1%), нанесет вред здоровью (травмы) - 39,3%. Существующую (негативную и неопределенную) позицию готовы изменить 68,3% респондентов из соответствующих групп. Больше половины (57,2%) родителей, чьи дети прекратили заниматься спортом, желали бы возобновления детьми спортивной деятельности.
Большинство родителей (71,7%) считают, что они способны (полностью либо частично) позитивно влиять на отношение к спорту своих детей, причем совместное участие в физкультурно-спортивных мероприятиях названо в этой связи основным воспитательным средством (85,2%). Помимо этого, в качестве основных субъектов пропаганды занятий спортом названы: тренеры (92,3%), учителя ФК (54,4%), СМИ (72,8%). Основная информация, интересующая родителей в связи с проблемами физического воспитания и мотивации детей к занятиям спортом, относится к медицинскому, физиологическому и морально-психологическому влиянию различных видов спортивной деятельности.
Очевидно, что семья, обладая определенным воспитательным потенциалом по приобщению детей к многолетним занятиям спортом (в частности, по аксиологическому (признание значимости занятий спортом) и эмоционально-коммуникативному (позитивное отношение к занятиям спортом) компонентам, не реализует его ввиду недостаточной сфор-мированности компетентностного и организационного компонентов. На исправление данного недостатка, на наш взгляд, и должна быть в первую очередь направлена работа образовательных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бельц, В.Э. Взаимодействие спортивного клуба с семьей как активным субъектом социализации личности ребенка / В.Э. Бельц, О.В. Малофеева // Вестник ТГПУ. - 2016. - 8 (173). -С. 106-111.
2. Битаева, О.И. Семья [Электронный ресурс] / О.И. Битаева, Е. Беликова, Л.В. Елисеева. -Режим доступа : http://www.libma.ru/nauchnaja_literatura_prochee/teorija_i_metodika_vospitanija_kon-spekt_lekcii/p13.php (дата обращения: 01.10.2017).
3. Галиева, С.Ю. Развитие воспитательного потенциала современной семьи / С.Ю. Галиева // Работа с семьей по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: современные социально-психолого-педагогические подходы : учеб.-метод. пособие / С.Ю. Галиева, В.В. Коробкова, Л.А. Метлякова ; Перм. гос. гуманитар.-пед. ун-т. - Пермь, 2012. - С. 143-146.
4. Катасонов, В.В. Семейное воспитание как повышение человеческого потенциала общества [Электронный ресурс] / В.В. Катасонов, П.В. Поветьев. - Режим доступа : http://www.nirsi.ru/107 (дата обращения: 01.10.2017).
5. Комольцева, Л.С. Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ (доклад из опыта работы) [Электронный ресурс] / Л.С. Комольцева. - Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/556116/ (дата обращения: 01.10.2017).
6. Курбатова, Е.И. Воспитательный потенциал семьи [Электронный ресурс] / Е.И. Курбатова. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/412578/ (дата обращения: 01.10.2017).
7. О современной семье и ее воспитательном потенциале [Электронный ресурс] / О.В. Кучмаева, Е.А. Марыганова, О.Л. Петрякова, А.Б. Синельников. - Режим доступа : http://www.km.ru/referats/DBBF5356A33C46E78CD789A58DB00A27 (дата обращения: 01.10.2017).
8. Мардахаев, И.В. Социальная педагогика : учебник / И.В. Мардахаев. — М. : Гардарики, 2005. - 269 с.
9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 543 с.
10. Мелихова, Т.М. Проблема подготовки спортивного резерва [Электронный ресурс] / Т.М. Мелихова. - Режим доступа: HTTP://sportlib.info/Press/TPFK/2000N4/p35-36.htm (дата обращения: 01.10.2017).
11. Озолин, Э.С. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях [Электронный ресурс] / Э.С. Озолин. - Режим доступа : http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004n3/p32-36.htm (дата обращения: 01.10.2017).
12. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2003. - 576 с.
REFERENCES
1. Belts, V.E. and Malofeeva, O.V. (2016), "Interaction of the sports club with the family as an active subject of socialization of the child's personality", Bulletin of TSPU, No. 8 (173), pp. 106-111.
2. Bitaeva, O.I., Belikova, E. and Eliseeva, L.V. (2016), A family, available at: http://www.libma.ru/nauchnaja_literatura_prochee/teorija_i_metodika_vospitanija_kon-spekt_lekcii/p13.php
3. Galieva, S.Yu. (2012), "Development of the educational potential of a modern family", in book Ed. Galieva, S.Yu., Korobkova, V.V. and Metlyakova, L.A. Working with the family on the prevention of child neglect and juvenile delinquency: modern socio-psychological and pedagogical approaches: teaching-methodological support, PSGPU, Perm, pp.1 43-146.
4. Katasonov, V.V. and Povetev, P.V. (2017), Family education as an enhancement of the human potential of society, available at: http://www.nirsi.ru/107.
5. Komoltseva, L.S. (2017), Organization of work to improve the educational potential of the family in the conditions of the pre-school educational institution (report from work experience), available at: http://festival.1september.ru/articles/556116/.
6. Kurbatova, E.I. (2017), Educational potential of the family, available at: http://festival.1sep-tember.ru/articles/412578/.
7. Kuchmaeva, O.V., Maryiganova, E.A., Petryakova, O.L. and Sinelnikov, A.B. (2017), About the modern family and its educational potential, available at: http://www.km.ru/refer-ats/DBBF5356A33C46E78CD789A58DB00A27.
8. Mardahaev, I.B. (2005), Social Pedagogy: textbook, Gardariki, Moscow.
9. Matveev, L.P. (2008), Theory and methods of physical culture. Textbook, Physical culture and sport, Moscow.
10. Melihova, T.M. (2017), The problem of preparing a sports reserve, available at: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/.
11. Ozolin, E.S. (2017), Ways ofinvolving children in training and keeping them in sports sections, available at: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004n3/p32-36.htm.
12. Slastenin, V.A. (2003), Pedagogy, Academia, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.11.2017