Научная статья на тему 'Исследование транспортных рисков и закономерностей их изменения в Приволжском федеральном округе Российской Федерации'

Исследование транспортных рисков и закономерностей их изменения в Приволжском федеральном округе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / АВАРИЙНОСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЙ РИСК / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / MOTORIZATION / ROAD TRAFFIC ACCIDENTS / ACCIDENTS / TRANSPORT RISK / TRAFFIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Р. В.

Целью работы являлось исследование закономерности изменения аварийности на автомобильных дорогах по Приволжскому федеральному округу Российской Федерации. Для исследования аварийности использовался такой показатель, как транспортный риск, который характеризует степень потенциальной опасности для человека транспортных средств. В результате исследования выявлена зависимость показателя транспортный риск от уровня автомобилизации в Приволжском федеральном округе Российской Федерации, а также определены основные направления в сфере повышения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of transport risks and patterns of their change in the Volga federal district of the Russian Federation

The purpose of work is to investigate the level of accidents in the Volga Federal district of the Russian Federation and to identify the main areas of road safety. The level of road safety determined, first of all, the number of deaths in road accidents. To analyze the state of security in the regions of the Volga Federal district of the Russian Federation was used relative accident transport risk (number of killed in road accidents on 100 thousands vehicles). Research of transport risks showed that the lowest transport risk in the Samara region (60 killed at 100 thousands vehicles) and the highest in the Chuvash Republic (139 killed at 100 thousands vehicles). In comparison with the world in the accident, in Russia transport risks remain very high. The countries of Western Europe, Japan, Canada, Australia and several other developed countries define «the best modern practices» on the index of transport risks 10 killed at 100 thousands vehicles. In Russia the level of risks of transport amounted to an average of 70 deaths per 100 thousand of vehicles, which is more than twice the historical trims the past decades. For increase of safety of traffic on the roads of Russia must establish national road network to meet the transport needs generated by the actual level of motorization and national views on the price of life, time and health of citizens.

Текст научной работы на тему «Исследование транспортных рисков и закономерностей их изменения в Приволжском федеральном округе Российской Федерации»

УДК 656.13

Николаева Р.В. - кандидат технических наук, старший преподаватель

E-mail: nikolaeval@bk.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Исследование транспортных рисков и закономерностей их изменения в Приволжском федеральном округе Российской Федерации

Аннотация

Целью работы являлось исследование закономерности изменения аварийности на автомобильных дорогах по Приволжскому федеральному округу Российской Федерации.

Для исследования аварийности использовался такой показатель, как транспортный риск, который характеризует степень потенциальной опасности для человека транспортных средств.

В результате исследования выявлена зависимость показателя транспортный риск от уровня автомобилизации в Приволжском федеральном округе Российской Федерации, а также определены основные направления в сфере повышения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: автомобилизация, дорожно-транспортные происшествия, аварийность, транспортный риск, безопасность движения.

В преобладающем числе стран с развитой автомобилизацией наблюдается все возрастающая потребность в повышении безопасности дорожного движения, благодаря более глубокому пониманию значимости социально-экономических потерь, которые несет общество в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Мировая статистика свидетельствует о том, что количество жертв в результате аварийности на автомобильном транспорте превышает их число при катастрофах на железнодорожном, авиационном и морском транспорте.

Гибель людей в ДТП относится к одной из основных причин смертности, причем наиболее трудоспособной части населения. Ежегодно, согласно мировой статистике, число погибших в ДТП составляет около 0,5 млн. человек, а число раненых достигает 10-15 млн. человек. На компенсацию ущерба от ДТП расходуется от 1 до 3 % национального дохода государств. В связи с этим во многих странах борьба с аварийностью на автомобильном транспорте является составной частью национальной политики и ввиду многообразия технических, социально-экономических, культурных, психологических и других факторов, влияющих на безопасность движения, преимущественно решается за счет реализации комплексных национальных программ [3].

На уровень безопасности целой страны влияет развитие всех ее регионов. Дорожное хозяйство регионов Российской Федерации на современном этапе развития государства является неотъемлемой частью единой транспортной системы не только отдельного региона, но и в целом Российской Федерации. Дорожное хозяйство призвано содействовать решению общегосударственных и региональных социально-экономических проблем, а также осуществлению исполнения конституционного права граждан Российской Федерации на свободу передвижения и обеспечение безопасности.

Приволжский федеральный округ Российской Федерации (ПФО РФ) - один из ведущих в стране по уровню индустриального развития и один из основных аграрных регионов России, производящий около 27 % сельскохозяйственной продукции. Округ отличается развитой транспортной сетью, включающей практически все виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный, трубопроводный, воздушный [5].

Транспортный комплекс ПФО РФ является одним из ключевых элементов транспортной системы Российской Федерации, главным преимуществом ПФО РФ является его выгодное географическое положение - в самом центре европейской части России. Находясь на перекрёстке важнейших международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад», ПФО РФ занимает первое место в России по грузообороту автотранспорта.

Одним из основных видов транспорта, используемых для грузовых и пассажирских перевозок в ПФО РФ, является автомобильный транспорт. Согласно статистическим данным, ежегодно наблюдается увеличение автомобильного транспорта [7]. Уровень автомобилизации (количество автомобилей на 1000 жителей) по субъектам ПФО РФ представлен в табл. 1.

Таблица 1

Уровень автомобилизации по субъектам Приволжского округа Российской Федерации

(на конец года; штук)

№ п/п Субъект Российской Федерации Уровень автомобилизации по годам

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

1 Республика Башкортостан 179,6 189,2 200,4 218,4 219,6 223,5 238,7

2 Республика Марий Эл 106,7 112,3 126,4 140,3 145,8 155,1 166,1

3 Республика Мордовия 107,8 121,7 137,7 153,9 169,9 176,0 196,6

4 Республика Татарстан 134,3 150,2 169,7 186,3 190,0 197,4 212,2

5 Удмуртская Республика 148,1 159,1 170,0 182,8 189,6 194,6 206,5

6 Чувашская Республика 87,4 99,9 110,0 127,0 132,0 139,0 149,8

7 Пермский край 133,3 145,0 159,9 181,9 185,1 187,9 202,7

8 Кировская область 136,3 145,6 161,2 182,5 189,6 195,3 225,5

9 Нижегородская область 142,1 152,3 166,2 185,4 189,7 207,6 227,6

10 Оренбургская область 176,2 208,4 211,1 225,2 227,9 247,2 260,4

11 Пензенская область 125,7 144,7 160,3 177,9 197,8 223,0 238,7

12 Самарская область 200,6 205,2 220,4 230,4 233,1 236,3 254,8

13 Саратовская область 151,9 159,2 174,8 196,2 203,5 239,7 248,9

14 Ульяновская область 139,6 155,8 170,9 182,8 188,9 196,1 212,0

Приволжский федеральный округ 149,5 162,2 176,0 193,0 198,2 209,3 225,0

Российская Федерация 169,0 177,8 195,4 212,3 219,4 228,4 242,0

Анализ табл. 1 показал, что ежегодно во всех рассматриваемых субъектах ПФО РФ наблюдается рост уровня автомобилизации, так по России прирост составил за рассматриваемый период 43 %, а по ПФО РФ - 51 %. Наибольший уровень автомобилизации наблюдается в Оренбургской области (260 авт./ЮООжителей), наименьший - в Чувашской Республике (149 авт./ЮООжителей).

Такой рост уровня автомобилизации приводит к увеличению происшествий на автомобильных дорогах. Потери от ДТП достигли таких масштабов, что стали представлять значимую угрозу для безопасности страны. Для государства и общества дорожное движение несет большую социальную угрозу, которая касается жизни, здоровья и благополучия граждан и страны в целом.

Согласно международным стандартам уровень безопасности дорожного движения в той или иной стране определяется, прежде всего, количеством погибших в ДТП, а также рядом других показателей. Для анализа состояния безопасности дорожного движения используются не абсолютные показатели аварийности (число погибших, число раненых и т.д.), а относительные показатели аварийности.

Относительные показатели образуются делением одного абсолютного показателя на другой. Наиболее часто используются такие относительные показатели, как количество ДТП, погибших или раненых на 1 миллион километров пробега транспортных средств, на 100 тысяч транспортных средств, на 10 тысяч водителей, на 100 тысяч населения, на 100 километров автодорог и т.д. [4].

Показатель количества погибших на 100 тыс. транспортных средств характеризует степень потенциальной опасности для человека транспортных средств и называется транспортным риском.

Расчётные значения показателей транспортных рисков за период 2005-2011 гг. по ПФО РФ сведены в табл. 2.

Таблица 2

Транспортные риски за период 2005-2011 гг. по ПФО РФ

№ п/п Субъект Российской Федерации Погибло людей на ЮОтыс. транспортных средств

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

1 Республика Башкортостан 106,74 98,35 89,92 76,48 74,38 72,35 74,59

2 Республика Марий Эл 257,50 213,86 186,87 166,28 153,61 144,81 99,62

3 Республика Мордовия 194,96 174,50 184,12 170,95 134,43 119,87 108,56

4 Республика Татарстан 161,01 133,44 120,52 101,71 96,78 89,43 86,61

5 Удмуртская Республика 153,91 129,86 115,51 107,41 96,65 85,25 93,67

6 Чувашская Республика 271,29 221,58 232,57 182,42 169,82 164,96 139,27

7 Пермский край 172,25 165,14 144,73 123,99 111,87 106,68 106,76

8 Кировская область 168,23 139,93 122,59 118,28 102,39 82,50 87,43

9 Нижегородская область 178,13 156,88 167,99 126,18 121,23 109,46 91,65

10 Оренбургская область 132,78 103,91 105,84 96,40 88,87 70,53 69,17

11 Пензенская область 187,84 154,12 161,77 133,24 99,81 108,89 92,32

12 Самарская область 116,49 114,92 101,79 80,16 77,76 69,90 59,94

13 Саратовская область 113,31 104,05 103,39 84,82 79,36 67,80 70,82

14 Ульяновская область 147,93 129,23 109,33 97,98 85,74 92,82 84,47

Приволжский федеральный округ 148,09 130,64 124,25 104,81 96,55 88,90 83,74

Российская Федерация 140,05 128,93 119,86 99,30 88,32 81,44 80,85

Анализ табл. 2 показал, что транспортные риски в целом по России и по субъектам ПФО РФ за период 2005-2011 гг. снижаются. Снижение транспортных рисков по России за рассматриваемый период произошло на 43 %. По субъектам ПФО РФ самое сильное снижение транспортных рисков произошло в республике Марий Эл (61 %), наименьшее в Республике Башкортостан (30 %). Наиболее безопасным субъектом по ПФО РФ является Самарская область, где 60 погибших на 100 тыс. транспортных средств, в сравнении с Чувашской Республикой, где 139 погибших на 100 тыс. транспортных средств.

Для показателя транспортных рисков существует надежная эмпирическая закономерность, выявленная профессором Р. Смидом. В рамках предложенной им модели, смертность в ДТП в расчете на единицу парка автомобилей убывает гиперболически (~х"2Ь) по мере роста автомобилизации населения. Оригинальная модель Смида в координатах «автомобилизация - транспортный риск» представлена на рис. 1 [2].

Согласно данным табл. 1 и 2, построен график транспортных рисков для субъектов ПФО РФ по данным 2011 года (рис. 2).

Данные, представленные на рис. 2, демонстрируют, что субъекты ПФО РФ с более высоким уровнем автомобилизации имеют наименьшие значения показателей транспортного риска. Линия тренда позволяет наглядно отследить тенденцию изменения показателей транспортных рисков по ПФО РФ, т.е. с увеличением роста автомобилизации населения транспортные риски уменьшаются. Линия изменения транспортных рисков описывается степенной функцией, величина достоверности аппроксимации, равная 0,756, что означает неплохое соответствие кривой данных.

Для сравнения полученных данных по транспортным рискам с оригинальной моделью Смида сделано наложение полученных данных по транспортным рискам ПФО РФ на оригинальный график Смида в координатах «автомобилизация - транспортные риски», который представлен на рис. 3.

Данные, представленные на рис. 3, показывают, что данные по ПФО РФ не входят в противоречие с исходной моделью Смида. Транспортные риски субъектов ПФО РФ практически совпали со значениями модели Смида. Точки, характеризующие аварийность в ПФО РФ за 2001 г., расположились рядом с предсказанными значениями, а наблюдаемые отклонения незначительны.

700

и

600

о

500

7Z 400

И

300

_ О 200

с

100

а

0

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000

Автомобилизация (кол. ТС на 1000 жителей)

Рис. 1. Оригинальный график Смида в координатах «автомобилизация - транспортные риски»

160

а

«о

140 120 100 80 60 40 20 0

у = 4964Н.\'1179

R'= 0,7566

2 * ......... 1 i

14

12

Субъекты ПФО РФ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Пермский край

8. Кировская область

9. Нижегородская область

10. Оренбургская область

11. Пензенская область

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

й

100

150

200

250

300

Автомобилизация (кол. ТС на 1000 жителей) Рис. 2. Динамика изменения транспортных рисков ПФО РФ за 2011 г.

¡3

200 300 400

Автомобилизация (кол. ТС на 1000 жителей)

500

600

♦ Субъекты ПФО РФ

■ Модель Смида

Рис. 3. Закон Смида для ПФО РФ за 2011 г. в координатах «автомобилизация - транспортные риски»

Уравнение Смида показывает, что при ежегодном увеличении транспортных средств количество погибших на единицу автомобилей уменьшается, и в зависимости от изменения транспортных рисков можно разделить субъекты на развитые и менее развитые.

Страны Западной Европы, Япония, Канада, Австралия и ряд других развитых стран задают «лучшие современные практики» по показателю транспортных рисков - 10 погибших на 100 тыс. автомобилей. Рубеж менее 10 погибшего на 100 тыс. автомобилей преодолели к настоящему времени более десятка развитых стран. Многие другие страны, в том числе ряд стран Восточной Европы, Азии и Южной Америки, сумели снизить транспортные риски до рубежа, который считался целевым в рамках научных представлений середины XX века - менее 30 погибших на 100 тыс. автомобилей [1].

Исследования транспортных рисков показали, что в ПФО РФ самый низкий транспортный риск в Самарской области (60 погибших на 100 тыс. транспортных средств) и самый высокий в Чувашской Республике (139 погибших на 100 тыс. транспортных средств), что также хорошо видно на рис. 2. В сравнении с мировыми показателями аварийности, в России транспортные риски остаются еще очень высокими. В России уровень транспортных рисков составил в среднем 70 погибших на 100 тыс. автомобилей, то есть более чем в два раза выше исторической планки прошлых десятилетий.

В 1980-ые годы профессор Джон Адаме (Adams, 1987) назвал модель Смида «кривой национального самообучения». Процесс «национального самообучения по Адамсу» основан на развитии и последовательном укреплении многообразных гражданских институтов и общественных практик, позволяющих сформировать следующие основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения [2]:

- национальную дорожную сеть, отвечающую транспортным потребностям, порожденным фактическим уровнем автомобилизации, а также национальным представлениям о цене жизни, времени и здоровья граждан;

- грамотное, ответственное, дружелюбное, и поэтому безопасное транспортное поведение участников дорожного движения.

Эти высказывания остаются актуальными и на сегодняшний день. Значительное и заметное для общества снижение смертности на улицах и дорогах России возможно достичь исключительно путем последовательного приведения институциональной среды дорожного движения к стандартам, характерным для развитых стран мира.

Список библиографических ссылок

1. Безопасность дорожного движения в России: современное состояние и неотложные меры по улучшению ситуации / доклад Экспертного совета при Правительстве РФ и НИУ «Высшая школа экономики». URL: http://www.opec.ru/data/2013/03/27/ 1233152070/ВШЭ_ЭС_БДД%20в%20России^ (дата обращения: 2.10.2013).

2. Блинкин М.Я., Сарычев A.B. Качество институтов и транспортные риски. URL: http://polit.ru/article/2007/05/03/transport/ (дата обращения: 2.10.2013).

3. Влияние развития и состояния дорожной сети на уровень безопасности движения на дорогах России. Обзорная информация. Выпуск 4. - М.: ФГУП «Информавтодор» 2003. - 58 с.

4. Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте / Под ред. директора Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта Венгерова И.А. - М., 2000. - 354 с.

5. Приволжский федеральный округ. URL: http://newsruss.ru/doc/index.php/ Приволжский _федеральный_округ (дата обращения: 18.09.2013).

6. Статистические отчеты о ДТП. URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 26.09.2013).

7. Транспорт и связь в России, 2012: Стат.сб. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.09.2013).

Nikolaeva R.V. - candidate of technical science, senior lecturer

E-mail: nikolaeval@bk.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1

Investigation of transport risks and patterns of their change in the Volga federal district of

the Russian Federation

Resume

The purpose of work is to investigate the level of accidents in the Volga Federal district of the Russian Federation and to identify the main areas of road safety. The level of road safety determined, first of all, the number of deaths in road accidents. To analyze the state of security in the regions of the Volga Federal district of the Russian Federation was used relative accident - transport risk (number of killed in road accidents on 100 thousands vehicles).

Research of transport risks showed that the lowest transport risk in the Samara region (60 killed at 100 thousands vehicles) and the highest in the Chuvash Republic (139 killed at 100 thousands vehicles). In comparison with the world in the accident, in Russia transport risks remain very high.

The countries of Western Europe, Japan, Canada, Australia and several other developed countries define «the best modern practices» on the index of transport risks - 10 killed at 100 thousands vehicles. In Russia the level of risks of transport amounted to an average of 70 deaths per 100 thousand of vehicles, which is more than twice the historical trims the past decades.

For increase of safety of traffic on the roads of Russia must establish national road network to meet the transport needs generated by the actual level of motorization and national views on the price of life, time and health of citizens.

Keyword: motorization, road traffic accidents, accidents, transport risk, traffic safety.

References list

1. Road safety in Russia: current state and urgent measures on improvement of the situation / the report of the Expert Council under the Government of the Russian Federation and the Higher school of Economics». URL: http://www.opec.ru/data/2013/03/27/ 1233152070 / ВШЭ ЭС БДД %20in%20PoccHH.pdf (reference date: 2.10.2013).

2. Blinkin M.Ia., Sarychev A.V. Quality of institutions and transport risks. URL: http://polit.ru/article/2007/05/03/transport/ (reference date: 2.10.2013).

3. The impact of the development and condition of the road network on the level of traffic safety on roads of Russia. Survey information. Issue 4. - M.: FSUE «Информавтодор» 2003.- 58 p.

4. Guide on the course of preparation of experts on road safety in road transport, Ed. Director of the State scientific and research Institute of road transport Vengerov I.A. -M.: 2000.-354 p.

5. Volga Federal district. URL: http://newsшss.ru/doc/index.php/Пpивoлжcкий_ федеральный округ (reference date: 18.09.2013).

6. Statistical reports about the accident: http://www.gibdd.ru/stat/ (date of access: 26.09.2013).

7. Transport and communication in Russia, 2012: Statictical publication. URL: http://www. gks.ru/ (reference date: 25.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.