Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
512
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Research Focus
Ключевые слова
воздухоочиститель / воздушный фильтр / двигатель внутреннего сгорания. / air cleaner / air filter / internal combustion engine.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ахатов Рустам Хуррамович

В статье рассмотрены актуальные вопросы технического обслуживания воздухоочистителей двигателей внутреннего сгорания автомобилей и другой самоходной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ахатов Рустам Хуррамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL COMBUSTION ENGINES THEORY STUDY

The article deals with topical issues of maintenance of air cleaners for internal combustion engines of cars and other self-propelled equipment.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Ахатов Рустам Хуррамович

студент, Термезский инженерно-технологический институт, г. Термез. https://doi. org/10.5281/zenodo. 7494118

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы технического обслуживания воздухоочистителей двигателей внутреннего сгорания автомобилей и другой самоходной техники.

Ключевые слова: воздухоочиститель, воздушный фильтр, двигатель внутреннего сгорания.

INTERNAL COMBUSTION ENGINES THEORY STUDY

Abstract: The article deals with topical issues of maintenance of air cleaners for internal combustion engines of cars and other self-propelled equipment.

Key words: air cleaner, air filter, internal combustion engine.

ВВЕДЕНИЕ

Современные транспортные средства (автомобили, тракторы, дорожно-строительные машины) в основном оснащаются поршневыми двигателями внутреннего сгорания в качестве силовых агрегатов. В таких двигателях тепло, выделяющееся при сгорании рабочей смеси, преобразуется в механическую работу. Жидкие и газообразные топлива могут использоваться в двигателях внутреннего сгорания. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) превосходят другие двигатели компактностью, надежностью и малым расходом топлива. Первые двигатели внутреннего сгорания были разработаны Ленуаром (Франция, 1860 г.) и Н. Отто (Германия, 1877 г.). В качестве топлива в этих двигателях использовался газ. К концу 19 века в связи с развитием нефтеперерабатывающей промышленности в двигателях внутреннего сгорания вместо газа стали использовать жидкое топливо. В России в 1889 году инженер И. С. Костович разработал первый образец двигателя с искровым зажиганием. К 1899 году была разработана первая промышленная модель современного дизеля. Следует отметить, что этот двигатель был создан немецким инженером Р. Дизелем (1897 г.) и был значительно экономичнее двигателя, работающего на керосине. В этом так называемом дизеле процесс сгорания происходит в результате самовоспламенения топлива, распыляемого в атмосфере сжатого воздуха. Поскольку дизели более экономичны, чем карбюраторные двигатели, в настоящее время они устанавливаются на все автомобили. Карбюраторные (с искровым зажиганием) двигатели устанавливаются на легковые автомобили, легкие и средние грузовики. Двигатели внутреннего сгорания делятся на следующие типы.

1. По назначению: стационарные двигатели; двигателей, устанавливаемых на автомобили, трактора и дорожно-строительные машины.

2. По виду используемого топлива: двигатели, работающие на легком жидком топливе (бензин, бензол, керосин, лигроин и спирт); двигатели, работающие на тяжелом жидком топливе (дизеле, дизеле, дизеле и газойле); двигатели, работающие на газообразном топливе (природный и генераторный газы) и смешанном топливе (газ и бензин).

3. По способу преобразования тепловой энергии в механическую: поршневые, газотурбинные и роторно-поршневые двигатели.

4. По способу создания рабочей смеси: вне цилиндра; двигатели, в которых рабочая смесь образуется внутри цилиндра.

5. По способу сжигания рабочей смеси: воспламеняется искрой; самовоспламенение в результате сжатия; форкамерные (пламенные) двигатели.

6. По способу осуществления рабочего цикла: четырехтактные и двухтактные двигатели.

7. По способу регулировки двигателя при изменении нагрузки: качество, количество, качество и количество рабочей смеси являются регулируемыми двигателями.

8. По расположению цилиндров: двигатели с вертикальным рядом, горизонтальным рядом, F-образные, звездчатые и оппозитные цилиндры.

9. По способу охлаждения: двигатели жидкостного или воздушного охлаждения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В руководстве, прилагаемом к автомобилю заводом-изготовителем, содержится информация о его техническом описании. Эта информация состоит из следующих основных показателей: колесная формула; номинальная грузоподъемность, выраженная в тоннах (кг) или количестве мест; максимально допустимая масса, выраженная в тоннах (кг); калибровочные размеры, выраженные в м (мм); тип и модель двигателя; максимальная скорость с полной загрузкой (км/с); 100 км. расход топлива (1).

Краткое техническое описание некоторых базовых автомобилей

Таблица 1.1

Показатели Модель автомобиля (копия)

ГАЗ-24 ПАЗ-3201 ЗИЛ-130 КамАЗ-5320

Грузоподъемность или количество мест 5-6 26 6t 8t

Максимально допустимая масса, кг. 1820 7155 9525 15184

Тип двигателя Карбюр. Карбюр. Карбюр. Дизель

Инженерная модель 3M3-24 3M3-672 ЗИЛ-130 КамАЗ-740

Количество и расположение цилиндров 4 ряда 8, V аналогичный

Рабочий объем цилиндров. 1. 2,445 4,25 6,0 10,85

Максимальная эффективная мощность двигателя, кВт (о.с.) 70(95) 84,6(115) 110(150) 154,4(210)

Максимальная скорость автомобиля, км/ч 145 80 90 85

РЕЗУЛЬТАТЫ

Известно, что для полного сгорания горючей смеси в камере сгорания ДВС необходимо, чтобы масса воздуха в ее составе была больше массы топлива в 15-20 раз. Если очистку воздуха не осуществлять, то находящаяся в нем твердая взвесь, в первую очередь, пыль, поступит в цилиндры двигателя. Твердая взвесь будет воздействовать на элементы, например, цилиндро-поршневой группы поршневого двигателя как абразив. Указанные элементы двигателя будут интенсивно изнашиваться, что приведет к снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива, отказам и неисправностям и другим негативным последствиям. В связи с этим, в конструкциях двигателей тракторов, зерноуборочных комбайнов, автомобилей и других самоходных машинах используется воздушный фильтр. Воздушный фильтр выполняет также функцию глушителя шума, а в бензиновых двигателях

- еще и регулятора температуры горючей смеси. Качественное ТО воздушного фильтра ДВС является одним из важнейших факторов, оказывающих существенное влияние на технико-эксплуатационные и экономические показатели работы двигателя. Однако до настоящего времени не обоснованы возможные стратегии обслуживания воздушных фильтров, что не позволяет решить оптимизационную задачу их ТО.

ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для поддержания температуры воздуха рабочей зоны в пределах, обеспечивающих нормальные условия труда, принимаем на пункте ТО местное отопление. В качестве теплоносителя используется вода. Воду нагреваем в котельной и по трубам подаем к нагревательным приборам. В качестве нагревательных приборов водяного отопления применяем ребристые трубы. Производственное оснащение - важнейший показатель гигиены труда. Рационально устроенное освещение снижает утомление, способствует длительному сохранению работоспособности, росту производительности труда, повышает безопасность труда. Расчет искусственного освещения начнем с определения световой мощности на 1м2 пола пункта технического обслуживания, которая составляет Ру= 12 Вт/м2 для ламп накаливания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бобровицкий, В.И. Механическое оборудование: техническое обслуживание и ремонт [Текст] : монография / В.И. Бобровицкий, В.А. Сидоров. - Донецк: Юго-Восток, 2011. - 238 с.

2. ГОСТ18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения [Текст]. - М.: Изд-во стандартов, 1980. - 24 с.

3. Надежность и эффективность в технике [Текст] : справочник: в 10 т./ Ред. совет: В.С. Абдуевский (пред.) и др. - Т. 3: Эффективность технических систем/ Под общ. ред. В.Ф. Уткина, Ю.В. Крючкова. - М.: Машиностроение, 1986. - 328 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.