УДК 65.0 JEL: B49, H56
DO110.25513/1812-3988.2017.4.172-182
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
А.Е. Миллеру В.В. Карпов13
а Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия) 3 Омский научный центр Сибирского отделения РАН (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 14 августа 2017 г.
Дата принятия в печать 25 сентября 2017 г.
Ключевые слова
Экономическая безопасность региона, теория, экономические угрозы, взаимодействие, регион
Аннотация. Предлагается авторский подход к рассмотрению понятия «экономическая безопасность региона», основанный на выделении комплекса экономических угроз одной направленности, которым чаще всего подвержены регионы в современных условиях. Особенность предлагаемого подхода заключается в необходимости исследования всесторонних аспектов организационного взаимодействия участников экономической безопасности региона. Выделены основные процессы, определяющие распространение стратегически ориентированных форм взаимодействия: глобализация рынков и эволюция технологий. Подробно исследованы теории, рассматривающие региональную экономику как процесс. Выделены ключевые теории, позволяющие определить фундаментальные основы экономической безопасности региона: теория тран-сакционных издержек и реляционная теория, - раскрывается их назначение, заключающееся в нивелировании экономических угроз региональной экономики. Аргументированы положения конкурентной теории взаимодействия, ориентированные на ослабление конкурентов, основывающиеся на логике конкурентной борьбы, выработке мер, направленных на противостояние экономическим соперникам. Доказано, что реляционная теория конкретизирует значение взаимодействия региональных структур для целей обеспечения экономической безопасности региона. Определена роль теории моделирования механизма взаимодействия в формировании теории экономической безопасности региона. Обоснован механизм взаимодействия, включающий совокупность правил и способов формирования региональных взаимоотношений, позволяющих обеспечивать функционирование распределительных и перераспределительных отношений. Сделан вывод о влиянии реляционных взаимодействий на обеспечение экономической безопасности региона.
Accepted
September 25, 2017
STUDY OF THEORETICAL BASES OF REGIONAL ECONOMIC SECURITY
A.E. Miller8, V.V. Karpovb
a Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia) b Omsk Scientific Center of Siberian Branch of the RAS (Omsk, Russia)
Article info Abstract. The approach based on separation of a complex of economic threats of one direc-
Received tivity to which regions in the modern conditions are most often subject is offered. The feature
August 14, 2017 of the offered approach consisting in need of a research of all-round aspects of organiza-
tional interaction of participants of an economic safety of the region is justified. The main processes defining distribution of strategically oriented forms of interaction are selected: globalization of the markets and evolution of technologies. Explicitly the theories considering regional economy as process are probed. The key theories allowing defining fundamental bases of an economic safety of the region are selected: theory of transactional expenses and relational theory. Assignment of the theory transactional expenses and the relational theory, consisting in leveling of economic threats of regional economy is opened. The provisions of the competitive theory of interaction oriented on weakening of competitors, which are based on logic of competition, framing of the measures directed to opposition to economic rivals are reasoned. It is proved that the relational theory concretizes value of interaction of regional structures for the purposes of support of an economic safety of the region. The role of the theory of simulation of the mechanism of interaction in formation of the theory Keywords of an economic safety of the region is defined. The interaction mechanism including set of
Economic security of the region, rules and methods of formation of the regional relations allowing providing functioning of the theory, economic threats, interac- distributive and redistributive relations is reasonable. The conclusion is drawn on influence tion, region of relational interactions on support of an economic safety of the region.
© А.Е. Миллер, В.В. Карпов, 2017
Введение. Проблема безопасности как состояния объекта постоянно находилась в поле зрения научных исследований, поскольку безопасность всегда рассматривалась как неотъемлемый атрибут общества на всех этапах развития экономики. Отличительная особенность состоит в том, что в эпоху первобытно-общинного строя имел место один набор угроз здоровью и жизни людей, в эпоху средних веков -другой, а в современное время - третий. Менялся исключительно характер угрозы, в то время как стремление к обеспечению безопасности, продолжительному пониманию защищенности оставались неизменными. В последнее столетие стремление к безопасности в целом и экономической в частности увеличивается ежегодно и многократно.
Обзор литературы. Первые серьезные исследования проблем обеспечения безопасности проводились исключительно в рамках естественного права. В этот период к наиболее глубоким следует отнести исследования Т. Гоббса, который рассматривал проблемы безопасности в тесной связи с собственной теорией происхождения государства. К основным положениям его теории следует отнести следующие:
1) естественность человеческой природы, ее неизменность и способность сохранять тождественность самой себе;
2) равенство людей от природы с учетом умственных и физических способностей, поэтому они наделены равными естественными правами;
3) в своем развитии человечество ощущает на себе влияние двух состояний - естественного (первобытного) и гражданского.
Естественное состояние объясняется «отсутствием собственности, отсутствием владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим» [1, с. 116]. Отсюда следует, что в стремлении реализовать естественные права каждый индивид не учитывает естественные права других, что и является основной причиной возникновения борьбы между людьми. Такое положение способствует реализации общеизвестного мотива человеческого поведения: борьба против всех, - вступающего в противоречие с естественным стремлением человечества к нормальной жизни, самосохранению и безопасности. Поэтому, руководствуясь здравым смыслом, люди прилагают все усилия, чтобы договориться друг с другом и выработать единые принципы совместного сосущест-
вования. В результате происходит возникновение государства, а значит, создаются все условия для перехода от естественной стадии к развитию гражданского общества, которое на законных основаниях ограничивает и регламентирует права всех и каждого. Государство берет на себя обязательства по поддержанию и защите этих прав и в первую очередь - права всех граждан на личную и общественную безопасность.
События XX в. значительно актуализировали проблему безопасности общества, выдвинув ее на первое место в науке, экономике и политике. Основоположником современных взглядов на безопасность общества признано считать В. Парето, который характеризовал ее с позиции трех составляющих: экономическое процветание, обороноспособность государства, политическая стабильность, - находящихся в прямой зависимости от внешних и внутренних параметров [2, с. 139].
Учение А. Богданова стало теоретическим прорывом в исследовании проблем общей безопасности и, прежде всего, в обосновании условий и факторов сохранения равновесности системы, поскольку существование данной системы без подобного состояния нереально. Формой равновесности (защищенности) становится «триединая организация - людей, вещей и идей». Отсутствие равновесности системы приводит как к позитивному, так и негативному изменению: первое приводит к развитию системы, второе - к ее разрушению. Именно так можно определить уровень безопасности социальных систем [3, с. 106].
В современных условиях, в связи с обострением борьбы за экономические ресурсы, проблемы, связанные с безопасностью вообще и экономической безопасностью в частности, получили свое дальнейшее развитие. Это связано с тем, что любые по значимости субъекты экономики начинают испытывать постоянно возрастающие по значимости воздействия, но одинаковые по направленности экономические угрозы.
Мнения большинства исследователей экономической безопасности в части определения понятия «безопасность» схожи, в качестве таковой ими предлагается понимать такое состояние какого-либо объекта, при котором в соответствующий промежуток времени угроза опасности для него просто отсутствует.
Развитие учения, связанного с понятием «экономическая безопасность» как одной из
основных задач государства, способствовало зарождению такого направления исследований, как «экономическая безопасность региона», которое обусловлено наличием такой взаимосвязи, как «национальная безопасность - экономическая безопасность региона». Логика и последовательность такого подхода основывается на происходящих в последнее время в России глобальных изменениях. Во-первых, прошло усиление федерализма, укрепилась вертикаль власти, изменилась процедура избрания глав регионов, что существенно изменило статус последних - они уже выступают в качестве промежуточного звена между государством и региональными структурами, фактически призваны отстаивать интересы национальной безопасности. Очевидно, что экономическая безопасность региона более тесно связана с национальной безопасностью, реализуется в четком контексте и, следовательно, в таком дву-единстве оказывает влияние на экономическую безопасность всех региональных структур.
Во-вторых, функции экономической безопасности региональных структур стало возможным рассматривать с позиций регионально-отраслевого подхода. Экономическая безопасность региона начинает оказывать существенное влияние на безопасность всех региональных структур, поскольку регионы призваны реализовывать как общефедеральные, так и отраслевые задачи, определяемые крупными интегрированными структурами. Причем именно через региональные структуры происходит взаимовлияние и взаимодействие региона и отрасли.
В последние годы интерес к исследованиям понятийного аппарата, связанного с экономической безопасностью региона, не ослабевает. По существу, можно выделить три точки зрения по исследованию данной проблемы.
Так, сторонники первой точки зрения (В.П. Быков, О.А. Дембовская, Е.М. Лебедько, В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашви-ли и др.) предлагают рассматривать экономическую безопасность региона как комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам [4, с. 60-63; 5].
Сторонники второй точки зрения при исследовании проблем экономической безопасности региона предлагают акцентировать вни-
мание на особом состоянии экономики региона, направленном на стабильное и устойчивое развитие экономики территории, вне зависимости от внутренних и внешних угроз. Так, С.А. Потокина, О.Н. Бочарова и О.И. Ланина считают, что экономическая безопасность региона - это состояние экономики, при котором обеспечивается стабильное развитие экономики территории. Основной проблемой в обеспечении экономической безопасности является разнородность потенциалов регионов [6]. Со своей стороны, А.С. Ионова поддерживает своих коллег и, вместе с тем дополняя их позицию, говорит о необходимости в защите наиболее важных аспектов жизнедеятельности граждан, а также способности к развитию социальных, экономических, политических, правовых, экологических и прочих систем общества и региона в целом [7].
К третьей точке зрения следует отнести концептуальную позицию А.А. Коновалова, который констатирует, что сущность экономической безопасности региона состоит в возможности и способности его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и неистощимом использовании природных факторов, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона [8].
Резюмируя, следует отметить, что подавляющее большинство авторов определяет экономическую безопасность региона как способность субъекта федерации оказывать противодействие любой кризисной ситуации, вызванной влиянием факторов внешнего и внутреннего воздействия, ориентированных на дестабилизацию структуры научно-производственного и ресурсного потенциалов, сферы обращения и социальной сферы, снижения уровня и качества жизни населения региона, а также разрушение его институциональной структуры.
Вместе с тем, разделяя мнение исследователей, рассматривающих экономическую безопасность региона в качестве определенной совокупности условий и факторов, отражающих как текущее положение экономики региона, так и способность сохранения стабильности, устойчивости и поступательного развития, необходимо подчеркнуть, что в условиях единого экономического пространства, несмотря
на общность действия экономических угроз, формы их проявления на уровнях экономики различны. Следовательно, давать характеристику состояния экономической безопасности региона с помощью универсального набора показателей становится невозможным. Нужна объективная оценка и детальный инструментарий. Только при таком подходе понятие экономической безопасности в целом и экономической безопасности региона может быть сформулировано с учетом специфических особенностей ее действия. Таким образом, напрашивается логичный вывод, при котором под экономической безопасностью следует понимать явное отсутствие внешних и внутренних угроз либо состояние надежной защищенности от них. Поэтому под угрозой следует принимать внутренние и внешние факторы, воздействие которых приводит к дестабилизации деятельности государства, региона, отрасли и хозяйствующего субъекта.
В ходе исследования проблем экономической безопасности региона предлагается подход, основанный на выделении комплекса экономических угроз одной направленности, которым чаще всего подвержены регионы в современных условиях и деструктивный характер которых представляет наибольшую опасность для макроэкономической среды. Отличительная особенность данного подхода заключается в необходимости концентрации основного внимания на малоисследованный аспект, например организационное взаимодействие всех участников экономической безопасности региона. Возникновение и быстрое распространение стратегически ориентированных форм взаимодействия объясняются изменениями, происходящими в последние годы и существенно повлиявшими на поведения факторов внешней среды региона. Так, целесообразно выделить два наиболее важных процесса, связанных с глобализацией рынков и эволюцией технологий.
Большинство руководителей крупных российских регионов считает, что одними из ключевых проблем настоящего времени становятся проблемы, связанные с объединением мирового рынка. В этих условиях ставить вопросы освоения собственного регионального рынка означает только одно: подвергать серьезному риску непосредственно существование своего региона. Данное явление стало называться глобализацией. Большинство исследователей глобализации подчеркивают ее общий характер и воз-
можность распространения на все виды деятельности. Действительно, развитие информационных и телекоммуникационных систем привело к тому, что потребитель в разных регионах начинает вести себя одинаково. В конечном счете подобное обстоятельство означает, что производители продукции выбрасывают на рынок «глобальные» товары и услуги, удовлетворяющие потребности массового потребителя. Складывается ситуация, при которой для одних регионов она будет преимуществом, для других -угрозой. Неизбежность глобальной конкуренции приводит к увеличению размеров рынков сбыта, а это в свою очередь вызовет снижение цен. Именно в этом контексте становится очевидным, что наиболее результативным способом увеличения конкурентоспособности региона может стать их взаимодействие. Следовательно, взаимодействие регионов следует рассматривать в качестве хорошей альтернативы в сравнении с дорогостоящими сделками слияний и присоединений региональных структур к отраслям производственного комплекса региона. В условиях взаимодействия у регионов появляется больше возможностей маневрировать ресурсами и предлагать региональным производителям ориентироваться на самый взыскательный рынок. Становится очевидным, что наличие механизма взаимодействия позволит регионам успешнее осуществлять контроль и рынка производства, и рынка сбыта региональных товаров и услуг.
Вместе с тем глобализация не устраняет всех региональных проблем. Для большинства регионов характерным является наличие не только «глобальных» видов товаров и услуг, но и наличие таких отраслей, присутствие которых на региональном рынке является необходимым. Развитие форм взаимодействия регионов необходимо для отраслей производства, испытывающих потребность в современных технологиях и ресурсах, отсутствие которых не позволяет им быть конкурентоспособными. Региональные производители должны способствовать развитию и реализации продукции, предназначенной для большого числа потребителей. Следует сделать вывод, что глобализацию нельзя рассматривать достаточно упрощенно. В одних ситуациях взаимодействие регионов направлено на решение стратегических проблем унификации рынка, в других - ориентировано на разнообразие и диверсификацию предложения. Следовательно, ко-
нечные результаты взаимодействия регионов будут зависеть от характера производимых продуктов и услуг.
Процессы, связанные с проявлением технологической эволюции, заключаются в сложности современных технологий и неуклонном росте их стоимости. Поэтому для отраслей, в которых современные технологии являются важнейшим источником конкурентных преимуществ, характерным становится неспособность самостоятельно нести расходы, связанные с разработкой этих технологий, причем это характерно для большинства лидирующих регионов. Возникающие сложности использования технологий заставляют регионы и их структуры ориентироваться на более тесное сотрудничество, что, таким образом, приводит к обновлению производства. Порой взаимодействие возникает не только между традиционными клиентами и поставщиками, но и между региональными структурами, которые раньше относились к разным отраслям и промышленным секторам.
Серьезные проблемы для большинства региональных структур вызывает технологический прогресс, и прежде всего частота смены одних технологий другими. Научные разработки увеличиваются, их стоимость растет, однако результативность проводимых исследований по-прежнему трудно прогнозируема. Именно этот факт ориентирует регионы на необходимость взаимодействия применительно для данных областей технологического прогресса. Такой подход позволяет распределить рискованную научно-исследовательскую разработку между партнерами, перераспределить затраты за счет сочетания различных функций исследований. Технологическая эволюция способствует сокращению жизненного цикла продукции. Иными словами, достижение высокого соотношения между затратами на научно-исследовательскую разработку и величиной торгового оборота приводит к сокращению жизненного цикла продукции.
Как результат, региональные структуры вынуждены нести огромные затраты на научно-исследовательские разработки с одной только целью - сохранить свои позиции и остаться в производстве. Однако это не прибавляет им шансов на извлечение прибыли в результате инвестиционных вложений в экономику региона, поскольку сроки реализации произведенной продукции будут уменьшаться. Поэтому
процесс расширения форм взаимодействия региональных структур может быть привлекательным вариантом разрешения сложившейся проблемы, поскольку в конечном итоге приводит к развитию межрегиональных отношений, увеличению размеров рынков сбыта продукции и максимальному снижению риска производства. Таким образом, технологическая эволюция и глобализация мировой экономики способствуют расширению форм взаимодействия региональных структур.
Результаты исследования. Теоретические исследования показали, что экономическая безопасность региона в значительной степени зависит от такого вида сотрудничества, как стратегическое взаимодействие, которое существенно обновилось и значительно видоизменилось. Сменив единичные тактические цели, преобладающее положение стали занимать глобальные стратегии участников экономической безопасности, тем самым позволяющие региональным структурам развивать современные формы взаимодействия. Сложившуюся ситуацию не следует относить исключительно как к технологическому сектору, так и к конкретной географической зоне. Нельзя не учитывать и того факта, что количество региональных структур, ориентированных на взаимовыгодное сотрудничество, неуклонно растет. Следовательно, чтобы получить максимум преимуществ, которые непосредственно связаны с развитием форм взаимодействия региональных структур, руководство таких структур должно существенно изменить подходы и взгляды к обеспечению своей экономической безопасности. Таким образом, цель, организация и стратегия региональных структур, ориентированных на сотрудничество, существенно отличается от целей, организации и стратегии региональных структур, предпочитающих контролировать свою деятельность.
Развивая свою стратегию, региональные структуры коренным образом видоизменяют управленческую практику. Такой подход обусловлен необходимостью принятия согласованных с партнерами стратегических решений, тем самым возникает потребность в управлении такими процессами, которые ранее не контролировались. Формирующиеся кооперационные тенденции вынуждают по-новому подойти к исследованию базовых положений классической теории фирмы. Относительно исследования стратегии по-прежнему ключевую роль
может играть проверенный метод стратегического анализа, позволяющий наиболее объективно сопоставить основные экономические показатели региональных структур и важнейшие конъюнктурные факторы. Применение этого метода не предполагает жесткого разграничения как внутренних (недостатки / преимущества), так и внешних (угрозы / возможности) относительно региональных структур факторов. Организация взаимодействия региональных структур фактически нивелирует границу между ними и внешней средой. Значительно ослабевает противостояние между региональными структурами и их конкурентами. Это связано с тем, что значительная часть «производственных операций» фактически выполняется автономно, но не внутри самих структур, а исключительно в соответствии с положениями о взаимовыгодном сотрудничестве, зачастую именно с конкурентами.
Основываясь на приведенных обстоятельствах, необходимо более подробно исследовать теории, рассматривающие, с одной стороны, региональную экономику как процесс, а с другой - организационную структуру в качестве среды ее функционирования. Такой подход будет способствовать выявлению конкретной совокупности устойчивых связей и выделению ключевых теорий, позволяющих определить фундаментальные основы экономической безопасности региона: теорию трансакцион-ных издержек и реляционную теорию.
Теория трансакционных издержек с позиций фундаментальных основ экономической безопасности региона раскрывает проблему границ региональных структур, определяет и очерчивает их структурный контур. Также данная теория служит основанием для оценки и обоснования взаимодействия региональных структур. Положения этой теории позволяют обосновать наличие кооперационных ситуаций применительно к двум и более региональным структурам. С одной стороны, их кооперация предпочтительнее в сравнении со слиянием и присоединением, и с другой - в сравнении с установлением договорных или контрактных отношений.
Концептуальные положения теории тран-сакционных издержек, согласно которым рынок и фирму следует рассматривать в качестве взаимозаменяемого и альтернативного способа регулирования производства, определены Р. Коузом [9; 10]. Согласно этой теории, регио-
нальные структуры возникают, развиваются и занимают свою рыночную нишу, когда рынок испытывает в этом недостаток. Региональный рынок регулирует производство за счет колебания цен. Вместе с тем применительно к самим региональным структурам регулирующие условия не оказывают должного действия: их подменяет региональный внутренний товарообмен. Таким образом, основной проблемой является формирование определенных условий, позволяющих в рамках отдельно взятого региона повысить результативность внутреннего товарообмена, а также обеспечить выгодность заключения сделки на межрегиональном рынке. Устранение возникшей проблемы возможно путем сопоставления трансакционных издержек (расходов на коммерческие операции) и затрат по организации товарообмена применительно к каждой отдельно взятой региональной структуре. В состав трансакционных издержек будут входить расходы, связанные с поиском поставщиков, потребителей, на проведение переговоров и последующее заключение договора. Также в состав трансакционных издержек будут включены затраты по наблюдению и контролю за реализацией заключенных договоров. Указанный состав операций не имеет прямой связи с процессом производства продукции и коммерческим характером реализации товаров, но их временное действие зачастую бывает долгим, а значит, рискованным процессом, связанным с большими дополнительными расходами, что, бесспорно, может сформировать реальную угрозу экономике региона. В целях нивелирования этих угроз региональные структуры могут пойти по пути придания своим отношениям более официального статуса и, тем самым, вывести за пределы рынка большую часть совместных коммерческих операций.
Следовательно, положения теории тран-сакционных издержек рассматривают коммерческие операции в качестве одной из причин высоких издержек. На основании этого можно прийти к логическому выводу: трансакцион-ные издержки в условиях рынка могут выйти за пределы допустимых рамок при условиях, когда трансакции, или совершение сделок, будут характеризоваться определенными обстоятельствами:
- возникновение неопределенной ситуации на рынке, создающей препятствия для заключения контракта;
- заключение региональными структурами сделки, предметом которой являются специфические активы, что может способствовать переходу к двухсторонним отношениям, создающим реальную экономическую угрозу каждому из участников этих отношений;
- периодическая повторяемость подобных операций, которая может привести, с одной стороны, к возрастанию опасности двухсторонних отношений, с другой - к увеличению рентабельности возможной управленческой структуры, способной координировать трансакционные операции и, тем самым, исключить стремление партнеров обращаться к рынку при заключении сделки.
Перечисленные обстоятельства способствуют росту трансакционных издержек. При выходе этих издержек за допустимые рамки региональные структуры, взамен оформления новых сделок, предпринимают попытки вывода своих экономических операций за пределы рынка и создания структурированной организации. Не исключен вариант, что коммерческие партнеры объединятся в рамках единой региональной структуры, но при соблюдении условия непревышения организационными издержками уровня трансакционных. Очевидно, что возможно появление новой региональной, либо производственной, либо коммерческой, структуры. Применение на практике этих положений становится реальным только при условии, когда принятое решение о партнерских коммерческих операциях не будет влиять на уровень иных издержек в части роста величины совокупных производственных (коммерческих) издержек. Теоретически можно предположить, что осуществление трансакций должно обеспечить снижение производственных издержек за счет того, что конкурентные условия стимулируют рост объема производимой продукции, т. е. сказывается так называемый эффект масштаба производства. Получается, что условия рынка могут обеспечить запросы большинства потребителей. Вместе с тем конкурентные условия, в силу вышеуказанных причин, потенциально приводят к увеличению трансак-ционных издержек [11]. Но ускорение товарообмена может способствовать замене высоких трансакционных издержек меньшими организационными. Следует подчеркнуть, что в рамках единой региональной структуры производственные издержки растут, поскольку региональная производственная структура, как
правило, ориентирована на обслуживание только себя. Поэтому получение прибыли от эффекта производства становится для региональной структуры невозможным. Таким образом, при принятии оптимального решения необходимо обращать внимание на величину как трансак-ционных, так и общих производственных издержек. На практике это приводит к выбору варианта взаимовыгодного производства продукции, даже при условии превышения себестоимости цены, запрашиваемой внешним поставщиком. Оптимальность такого решения возможна, когда трансакционные издержки при установлении отношений с внешними поставщиками будут превышать добавленную стоимость в части наценки на продукцию, произведенную в рамках взаимодействующей региональной структуры.
В действительности региональные структуры имеют необходимое пространство стратегического маневра. Вместе с тем их взаимодействие можно рассматривать двояким образом. В соответствии с первым подходом взаимодействие региональных структур представляет собой выработку вариантов укрепления преимуществ в конкурентной борьбе, т. е. его следует рассматривать как метод результативной борьбы с конкурентами. Второй подход позволяет рассматривать взаимодействие в форме кооперации как одного из действенных способов нивелирования конкуренции, а собственно сам процесс взаимодействия уже обосновывать на основе положений реляционной теории.
Современные постулаты стратегического менеджмента базируются на факте, констатирующем неизбежность функционирования региональных структур в условиях конкурентной борьбы и, как следствие, невозможность иметь особые преимущества над конкурентами (конкурентные преимущества), благодаря которым реально избегать самых неожиданных угроз экономике региона. Теоретически подобные преимущества разделяются на два типа - преимущества, достигнутые в результате роста объема производства, что, как следствие, позволяет снижать издержки, и преимущества, достигнутые на основе увеличения компетентности региональных структур, поддержания их потенциала за счет соответствия стратегии научно-технологического развития экономики, поставке на рынок продукции, значительно отличающейся от продукции иных региональных производителей.
Согласно положениям конкурентной теории взаимодействия, укрепление позиций какой-либо структуры в результате проведения ею действий, ориентированных на ослабление конкурентов, основывается на логике конкурентной борьбы, выработке мер, направленных на противостояние своим экономическим соперникам. В то же время положения реляционной теории вступают в противоречие подобного видения стратегии, поскольку в большинстве вариантов региональным структурам необходимо и целесообразно избегать конкурентного противостояния в целях достижения безопасности экономики региона.
В теории трансакционных издержек также содержатся допущения ситуаций, когда регион как экономическая система целенаправленно пытается определять ту организацию, которая, с одной стороны, была бы оптимальной, а с другой - позволяла обеспечить производство продукции с минимальными затратами. Тем самым реляционная теория находится в противоречии с классическим пониманием функционирования региональной экономики. Положения реляционной теории трактуют, что степень координации региональных структур при создании совместной организационной структуры может существенно превышать минимальный уровень издержек. Иными словами, региональные структуры могут нести существенные дополнительные расходы на координационную структуру, ориентируясь на достижение основной цели: обеспечение устойчивости конъюнктурных экономических факторов.
Основываясь на реляционном подходе, региональные структуры могут откорректировать свою стратегию, уйти от конкурентной идеологии, выбрав реалистичный и объективный подход. При этом региональные структуры руководствуются следующими установками. В реальной обстановке на рынке следует руководствоваться не только теоретическими положениями о законах конкуренции и противостояния. Определяя связи с партнерами и общественного, и частного сектора, региональным структурам следует использовать весь спектр форм взаимодействия, чтобы организовать рынок таким образом, чтобы избежать опасные ситуации. Чтобы подчеркнуть определяющую роль реляционной составляющей в формировании стратегии региональных структур, следует обращать внимание на распределение между ними государственных заказов, в
том числе при открытом тендере, независимо от того, какая структура производит основные производственные операции. Следует подчеркнуть также ключевую роль наличия личных отношений между структурами при заключении договоров. Подобное положение может быть признано правомочным, но необходимо выявить, имеют ли региональные структуры протектирующие соглашения и какова степень их взаимного участия в акционерном капитале, а также оценить степень самостоятельности при определении состава акционеров. Тем самым при определенной ситуации региональные структуры могут занять «соглашательскую» позицию. Фактически, вместо максимизации прибыли и минимизации издержек региональные структуры предпринимают попытки найти «удовлетворительные» решения, позволяющие с экономической точки зрения существенно нивелировать неопределенность и степень риска угроз на рынке. Глубина этой концептуальной идеи заключается в решении дилеммы: вместо поиска вариантов максимизации прибыли с соответствующим уровнем приемлемой безопасности региональные структуры занимаются поиском путей обеспечения своей безопасности исходя из определенного уровня приемлемой доходности производства. Иными словами, используя более точную терминологию, можно констатировать следующее: реляционный подход ориентирован на изыскание путей создания теории, позволяющей аргументированно раскрыть сосуществование политики протекционистской кооперации совместно со стратегией конкурентного противостояния. Таким образом, в соответствии с этим направлением экономической теории можно в реальной экономической жизни одновременно наблюдать и конкурентное, и реляционное поведение региональных структур. Именно такими отношениями реляционная теория проясняет значение взаимодействия региональных структур для целей обеспечения экономической безопасности региона.
Вопреки распространенному мнению о конкуренции, под понятием взаимодействия региональных структур подразумевается временный союз между ними, обязательства взаимной поддержки, партнерская взаимопомощь. Региональные структуры соблюдают обозначенные условия с целью достижения безопасности для каждого из партнеров, что позволяет обеспечить противодействие всем внешним
угрозам в целом и экономическим в частности. Вместе с тем такое поведение региональных структур не означает, что они полностью отказываются от конкурентной борьбы. Фактически их взаимодействие в различных формах просто видоизменяет условия конкурентной борьбы, создавая тем самым своеобразную «зону стабильности», ориентированную на снижение риска на рынке конкуренции, при условии, что всякий вид противостояния можно рассматривать как регулирующий принцип. Позитивным примером являются региональные структуры оборонного комплекса, которые сохранили свое существование благодаря только наличию соглашений о сотрудничестве. Подобные формы кооперации и взаимодействия постоянно расширяются не без активной поддержки региональных властей, помогающих региональным структурам выжить. Следует отметить, что иногда конкурентная борьба может осложняться действием внешних, не относящихся к экономике факторов. Весьма вероятны ситуации, когда региональные структуры своими действиями сами осложняют конкурентную борьбу. Это подчеркивает тот факт, что оба обозначенных реляционных аспекта достаточно тесно переплетены между собой, чаще всего в структурах высокотехнологического сектора экономики региона.
Несмотря на то, что, основываясь на положениях реляционной теории, региональные структуры могут сформировать достаточно реалистичную стратегию, отличную от экономико-конкурентной концепции, у этой теории явно просматриваются два принципиальных недостатка. Первый состоит в том, что реляционная теория фактически устраняет различие между договоренностью и взаимодействием, целеори-ентированной против конкуренции. Это объясняется тем, что реляционная теория ставит на первое место безопасность, и ее единственной целью становится максимальное ограничение конкурентной борьбы. Эта особенность «стирает» все различия между антиконкурентными договоренностями и многообразными формами взаимодействия. Реляционная теория фактически не учитывает потенциальные возможности повышения цен региональными структурами, поскольку в условиях взаимодействия происходит объединение научно-технологической базы нескольких структур. Следовательно, принципиальное отличие договоренностей от взаимодействия как раз и характеризуется
процессом «создания стоимости». Вторым недостатком реляционной теории следует считать допущение, что в условиях взаимодействия партнеры ориентированы на достижение одной и той же цели, связанной с обеспечением собственной безопасности. Иначе говоря, взаимодействие следует рассматривать только как единственное средство, позволяющее обезопасить всех партнеров на основе соблюдения определенных коллективных действий. Вместе с тем зачастую взаимодействие региональных структур, наоборот, может привести к ослаблению одного партнера за счет другого. Действительно, ситуация может сложиться таким образом, что один из партнеров, используя взаимодействие для овладения научно-технологическими разработками и активами конкурента, преследует цель улучшения своих позиций в конкретном экономическом секторе.
Определенная роль в формировании теории экономической безопасности региона принадлежит теории моделирования механизма взаимодействия. Механизм взаимодействия включает в себя совокупность правил и способов формирования региональных взаимоотношений, позволяющих обеспечивать функционирование распределительных и перераспределительных отношений, создавать централизованные фонды государству для осуществления им его функций, регулировать социально-экономическое развитие региона, сформировать резервы потребления и накопления на уровне региональных структур.
С помощью теории моделирования механизма взаимодействия можно выявлять направленность предпосылок оппортунизма и неограниченной рациональности. Рациональность связана с предпосылкой информационной обусловленности, которая показывает, что доверитель со своим агентом, вступая в непростое контрактное взаимодействие, располагают разной по сущности информацией. Получается, что теории моделирования механизма взаимодействия с точки зрения рациональности отводится промежуточная позиция между теорией контрактации на вероятностном рынке и теорией трансакционных издержек: близость с первой теорией состоит в предпосылке вычислительной способности, близость со второй -в признании информационной асимметрии.
Таким образом, основу взаимодействия на региональном рынке будут составлять результаты триединого действия таких движущих сил,
как конкурентное давление, рыночное регулирование и собственно экономическая безопасность региона.
Заключение. Необходимым условием успешного взаимодействия региональных структур будут являться действия регуляционных процессов, определяющих основу экономики региона. Следовательно, экономика региона выступает инструментом регулирования
реляционных отношений, формирующихся между взаимодействующими региональными структурами. Воздействие экономики региона на процесс воспроизводства осуществляется в процессе регионального регулирования и способствует формированию системы мер, направленных на обеспечение экономической безопасности региона.
Литература
1. Гоббс Т. Избр. соч. - М. : Соцэкгиз, 1926. - 583 с.
2. Лукашевич В. В., Пеньковский Д. Д. История экономических учений. - М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2013. - 256 с.
3. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука. Т. 1-2. - М. : Экономика, 1989. - 304 с.
4. Быков В. П., Дембовская О. А., Лебедько Е. М. Экономическая безопасность регионов и преодоление угроз в современных условиях // Экономика и эффективность организации производства. - 2006. - № 5.- С. 60-63.
5. Криворотов В. В., Калина А. В., Эриашвили Н. Д. Экономическая безопасность государства и регионов. - М. : Юнити-Дана, 2011. - 352 с.
6. Потокина С. А., Бочарова О. Н., Ланина О. И. Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. -№ 3.- С. 82-90.
7. Ионова А. С. Понятие, условия и факторы обеспечения экономической безопасности региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2017. - № 3. - URL : http://eko-nomika.snauka.ru/2017/03/14444 (дата обращения: 06.08.2017).
8. Коновалов А. А. Обеспечение экономической безопасности региона // Рост. науч. журн. -2017. - № 4. - С. 62-67.
9. C>ase R. The nature of the firm // Economica. - 1937. - № 4. - P. 386-405.
10. Coase R. The new institutional economics // Journal of Institutional and Theoretical Economics. - 1984. - Vol. 140, March. - P. 229-231.
11. Williamson O. Transaction Cost Economics: The Covernance of Contractual Relations // Journal of Economics. - 1979. - Vol. 22. - P. 3-61.
References
1. Hobbes Th. Selected works, Moscow, Sotsekgiz publ., 1926, 583 p. (in Russian).
2. Lukashevich V.V., Pen'kovskii D.D. Istoriya ekonomicheskikh uchenii [History of economic doctrines], Moscow, Natsional'nyi institut biznesa publ., 2013, 256 p. (in Russian).
3. Bogdanov A.A. Vseobshchaya organizatsionnaya nauka [Universal organizational science], Vol. 1-2, Moscow, Ekonomika publ., 1989, 304 p. (in Russian).
4. Bykov V.P., Dembovskaya O.A., Lebed'ko E.M. Ekonomicheskaya bezopasnost' regionov i preodolenie ugroz v sovremennykh usloviyakh [An economic safety of regions and overcoming threats in the modern conditions]. Ekonomika i effektivnost'organizatsiiproizvodstva, 2006, no. 5, pp. 60-63. (in Russian).
5. Krivorotov V.V., Kalina A.V., Eriashvili N.D. Ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva i regionov [Economic safety of the state and regions], Moscow, Yuniti-Dana publ., 2011, 352 p. (in Russian).
6. Potokina S.A., Bocharova O.N., Lanina O.I. Essence and mechanisms of maintenance of economic safety of region. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy, 2012, no. 3, pp. 82-90. (in Russian).
7. Ionova A.S. The concept of conditions and factors provide economic security in the region. Economics and innovations management, 2017, no. 3, available at: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/ 14444 (accessed date: August 6, 2017). (in Russian).
8. Konovalov A.A. Obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti regiona [Support of an economic safety of the region]. Rostovskii nauchnyi zhurnal, 2017, no. 4, pp. 62-67. (in Russian).
9. Coase R. The nature of the firm. Economica, 1937, no. 4, pp. 386-405.
10. Coase R. The new institutional economics. Journal of Institutional and Theoretical Economics, 1984, Vol. 140, pp. 229-231.
11. Williamson O. Transaction Cost Economics: The Covernance of Contractual Relations. Journal of Economics, 1979, Vol. 22, pp. 3-61.
Сведения об авторах
Миллер Александр Емельянович - д-р. экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономики и финансовой политики
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск,
пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
Карпов Валерий Васильевич - д-р экон. наук, профессор, председатель
Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск,
пр. К. Маркса, 15/1
E-mail: [email protected]
Для цитирования
Миллер А. Е., Карпов В. В. Исследование теоретических основ экономической безопасности региона // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 4 (60). - С. 172-182. - DOI: 10.25513/1812-3988.2017.4.172-182.
About the authors
Miller Alexander Emelyanovich - Doctor of Economic sciences, Professor, Head of the Department of Economy and Financial Policy
Postal address: 55а, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]
Karpov Valery Vasilyevich - Doctor of Economic sciences, Professor, Head
Postal address: 15/1, K. Marksa pr., Omsk, 644024, Russia
E-mail: [email protected]
For citations
Miller A.E., Karpov V.V. Study of theoretical bases of regional economic security. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 4 (60), pp. 172-182. DOI: 10.25513/1812-3988.2017.4.172-182. (in Russian).