УДК 338.4
JEL D24
Лаврова Людмила Афанасьевна
ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г Москва e mail: [email protected]
Путятина Людмила Михайловна
д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва
e-mail: [email protected]
Углова Лидия Алексеевна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва e-mail: [email protected]
Lavrova Ludmila Afanasievna
Senior lecturer, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow e-mail: [email protected]
Putyatina Ludmila
Doctor of Economic Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow e-mail: [email protected]
Uglova Lidiya Alekseevna
Candidate of Economic Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow e-mail: [email protected]
DOI10.26425/1816-4277-2018-10- 70- 73
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Аннотация. Исследована актуальная проблема управления товарным ассортиментом на отечественных предприятиях машиностроения. Рассмотрены такие аспекты, как комплексный анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры, конкурентоспособность товаров и предприятий, основные виды ассортиментной политики и показатели анализа перспективности товарного ассортимента. По результатам проведенного исследования авторами определены методы управления товарным ассортиментом, внедрение которых обеспечит комплексный подход к анализу и повышению конкурентоспособности и перспективности товарного ассортимента предприятия машиностроения.
Ключевые слова: предприятие машиностроения, конкурентоспособность товара, конкурентоспособность предприятия, товарный ассортимент, ценовая политика.
RESEARCH OF THEORETICAL ASPECTS OF MANAGEMENT OF THE COMMODITY RANGE OF THE ENTERPRISE OF MECHANICAL ENGINEERING
Abstract. The current problem of management of the commodity range at the domestic mechanical engineering enterprises has investigated. Such aspects as the complex analysis and forecasting of market conditions, competitiveness of goods and the enterprises, main types of assortment policy and indicators of the analysis of prospects of the commodity range have considered. By the results of the conducted research, authors have defined methods of management of the commodity range, which implementation will provide an integrated approach to the analysis and increase in competitiveness and prospects of the commodity range of the mechanical engineering enterprise.
Keywords: mechanical engineering enterprise, competitiveness of goods, competitiveness of the enterprise, commodity range, price policy.
В настоящее время машиностроение является одной из системообразующих отраслей народного хозяйства страны, и в условиях перспективы подъема экономики играет значительную роль в росте валового внутреннего продукта. Ассортимент выпускаемой продукции является важной составляющей текущего и перспективного планирования деятельности предприятий машиностроения. Планирование и прогнозирование ассортиментной политики, и ее изменения во времени - достаточно сложная вероятностная задача со многими неизвестными [5].
Одна из главных заповедей маркетинга гласит о том, что если нет товара, то нет ничего. Поэтому отработка перспективных образцов техники, приближающихся к мировым, при общем насыщении рынка товарами существующего ассортимента является важной предпосылкой стабильности и экономического роста машиностроения страны.
С точки зрения теории вопроса, в существующей отечественной и зарубежной литературе по данной тематике обычно рассматривают три основных вида ассортиментной политики [2]:
1) концентрическая, опирающаяся на плановое обновление товаров на основе заблаговременной их разработки и апробации производства в соответствии со специализацией;
© Лаврова Л.А., Путятина Л.М., Углова Л.А., 2018
2) горизонтальная, которая предполагает поиск новых рынков и потребителей;
3) конгломератная, которая сочетает в себе все существующие инновационные процессы в области новых товаров, материалов, современных технологий, рынков и потребителей, эффективных маркетинговых мероприятий и т. д.
В реальных условиях многономенклатурного машиностроительного производства должны сочетаться все три вида ассортиментной политики, однако, именно конгломератная политика отвечает современным требованиям комплексной модернизации машиностроительного производства. Необходимо отметить, что ассортиментная политика имеет множество направлений и аспектов, каждый из которых должен отвечать основной стратегии развития предприятия. Среди основных направлений ассортиментной политики предприятия следует выделить следующие.
Комплексный анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры выпускаемых товаров, реализация которых требует решения следующих проблем разработки и совершенствования:
- методов исследования рынка;
- анализа рыночной ситуации по товарам предприятия;
- оценки конкурентных позиций предприятия и возможностей участия в конкурентной борьбе;
- методов прогнозирования технического прогресса в рассматриваемой области;
- методологии выработки ассортиментной политики предприятия и др.
Оценка уровня конкуренции и конкурентоспособности товаров предприятия предполагает [3]:
- выбор и совершенствование существующих методов оценки конкурентоспособности товаров;
- использование современных методов прогнозирования конкурентоспособности товаров;
- обоснование выбора рынков с наиболее благоприятной конъюнктурой для долговременной работы на них;
- оценку и конкурентный статус предприятия и его финансово-экономического имиджа;
- оценку влияния конкурентоспособности товарного ассортимента и самого предприятия на финансово-экономические результаты его деятельности и др.
Обоснование цен и управление ценами предприятия требует решения следующих задач:
- совершенствование методов расчета цен на товары и услуги, а также стоимости их обслуживания в течение длительного периода эксплуатации;
- установление взаимосвязи цен на товарный ассортимент предприятия с уровнем конкурентоспособности его продукции;
- анализ эффективности выбранной ценовой политики предприятия и другие.
В состав задач совершенствования системы сервиса и сервисного обслуживания товарного ассортимента предприятия важно отнести:
- четкую классификацию необходимого и достаточного сервиса для каждого вида продукции (предпродажное, гарантийное, послегарантийное);
- обоснование форм и методов сервисного обслуживания;
- анализ организационно-экономических аспектов обеспечения сервисного обслуживания предприятием-производителем товара;
- анализ влияния качества сервисного обслуживания на конкурентоспособность товаров;
- оценка эффективности сервисного обслуживания;
- учет затрат предприятия на все виды сервисного обслуживания с необходимостью корректировки запаса запчастей к выпускаемым товарам и регламентации гарантийного периода обслуживания и др.
При решении задачи формирования системы формирования спроса и стимулирования сбыта товаров возникают следующие проблемы:
- обоснование и использование различных форм и методов системы формирования спроса и стимулирования сбыта для каждого вида продукции;
- анализ взаимосвязи жизненного цикла товара с используемыми методами формирования спроса и стимулирования сбыта;
- анализ влияния качества системы формирования спроса и стимулирования сбыта на имидж предприятия;
- оценка эффективности мероприятий по формированию спроса и стимулирования сбыта по видам продукции и др.
Модернизация действующего оборудования предполагает:
- анализ действующих производственных мощностей, в частности, оборудования;
- приобретение новых видов оборудования и оснастки для инновационной продукции с учетом прогнозируемого объема ее производства;
- капитальный ремонт оборудования с учетом перспективных задач развития производственной деятельности предприятия и др.
Обучение и переподготовка персонала требуют:
- повышения квалификации персонала всех категорий (рабочих, инженеров, руководящих работников и т. д.);
- проведение тематических семинаров с подробным анализом перспективных образцов техники;
- мотивирования персонала для выполнения новых видов работ и т. д.
Патентно-правовое обеспечение ассортиментной политики предполагает:
- оценку патентной чистоты и патентной защищенности ассортиментного ряда предприятия;
- учет правовых и финансово-экономических особенностей, льгот и ограничений при работе предприятия на различных рынках;
- учет правовых и финансово-экономических преимуществ производства товаров при поставке на внутренний и внешние рынки и др.
При определении эффективности ассортиментной политики необходимо использовать:
- методы оценки ее эффективности с учетом особенностей предприятия;
- системы показателей, наиболее точно определяющих ее эффективность;
- методы прогнозирования изменения рыночной конъюнктуры и отраслевых приоритетов и др. [1].
Перспективную производственную программу предприятия машиностроения целесообразно формировать на основе многовариантных расчетов при использовании различных критериев:
- перспективности товаров во времени на основе прогнозирования их жизненного цикла;
- максимизации прибыли или рентабельности товаров;
- возможности экспорта товаров и др.
Обоснование планируемой производственной программы и уровня ее перспективности должны находиться в полном соответствии с глобальными целями развития предприятия на рассматриваемую перспективу. Стратегически правильно выбранные критерии и поставленные задачи обеспечивают предприятию перспективу стабильного финансово-экономического положения в будущем. Современные предприятия всегда располагают ограниченными ресурсами, поэтому рассматриваемые альтернативы их использования обязательно должны присутствовать в современных расчетах при разработке многовариантного товарного производства с учетом фактора времени и объективно существующих ограничений.
Разработка альтернативных вариантов перспективной ассортиментной политики имеет множество сложностей, например [4]:
- учет различных ограничений, в том числе финансовых, технических, технологических, организационных и конъюнктурных;
- ограниченный доступ к информации по товарам-аналогам на рынке при оценке и прогнозировании конкурентоспособности отдельных видов продукции;
- выбор наиболее рациональных методов прогнозирования развития рынка;
- выбор между перспективной диверсификацией производства и углублением его специализации;
- выход на экспортные рынки или ориентация в основном на внутренний рынок;
- выбор поставщиков материальных ресурсов и комплектующих изделий, эффективность взаимодействия с ними и др.
При анализе перспективного ассортимента продукции предприятия целесообразно использовать следующие показатели:
- цены на выпускаемый ассортимент товаров (по видам: фиксированные, договорные, внешнеэкономические, определенные на основе соотношения спроса и предложения и т. п.) и возможности их снижения в перспективе;
- производственная мощность предприятия по текущему и перспективному ассортименту товаров;
- трудоемкость товаров и ее возможное снижение при использовании модернизированного оборудования;
- профессионально квалификационный состав работников с учетом их численности;
- себестоимость товаров и возможность ее снижения по мере освоения производства, а также использование эффекта масштаба производства;
- затраты на маркетинговые исследования и продвижение товаров;
- капитальные вложения в материально-техническую базу производственной сферы деятельности, обусловленные освоением новой продукции, повышением качества традиционных товаров, совершенствованием технологии производства и т. д.;
- прибыль от реализации продукции (на единицу товара и по планируемым объемам реализации товаров);
- рентабельность товарного ассортимента по видам;
- эффективность (рентабельность) капитальных вложений, связанных с освоением и выводом продукции на рынок и многие др.
Применение в практике работы машиностроительных предприятий рассмотренных направлений формирования перспективной ассортиментной политики и показателей ассортиментного анализа сможет обеспечить комплексный подход к анализу и повышению конкурентоспособности и перспективности товарного ассортимента предприятия.
Библиографический список
1. Арсеньева, Н. В. Современные подходы к стратегическому управлению инновациями на предприятиях машиностроения / Н. В. Арсеньева, Ю. В. Павлова // Успехи современной науки. - 2017. № 4. - С. 218-221.
2. Барсова, Т. Н. и др. Исследование основных аспектов инновационной политики предприятия в отечественной промышленности / Т. Н. Барсова, О. В. Орлова, Л. М. Путятина // Вестник Университета. - 2017. - № 1. - С. 35-38.
3. Внучков, Ю. А. Формирование продуктового портфеля предприятия на основе показателей рыночной эффективности изделий / Ю. А. Внучков, В. В. Хмелевой // Научные труды (Вестник МАТИ). - 2013. - № 21 (93). - С. 283-290.
4. Внучков, Ю. А. Стратегия развития логистической системы корпорации / Ю. А. Внучков, М. И. Шевченко // Научные труды (Вестник МАТИ). - 2012. - № 19 (91). - С. 259-264.
5. Путятина, Л. М. и др. Структура и содержание управленческого анализа на предприятиях в современных условиях / Л. М. Путятина, Е. В. Джамай, Н. В. Тарасова // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. - 2014. - № 4. - С. 136-139.
References
1. Arsenieva N. V., Pavlova Yu. V. Sovremennye podkhody k strategicheskomu upravleniyu innovatsiyami na predpriyatiyakh mashinostroeniya [Modern approaches to strategic management of innovations at the enterprises of mechanical engineering]. Uspekhi sovremennoj nauki, 2017, I. 4, pp. 218-221.
2. Barsova T. N., Orlova O. V., Putyatina L. M. Issledovanie osnovnykh aspektov innovatsionnoi politiki predpriyatiya v otechest-vennoi promyshlennosti [Research of the main aspects of innovative policy of the enterprise in the domestic industry]. Vestnik Universiteta, 2017, I. 1, pp. 35-38.
3. Vnuchkov Yu. A., Khmelevoi V V Formirovanie produktovogo portfelya predpriyatiya na osnove pokazatelei rynochnoi ehffek-tivnosti izdelii [Formation of a product portfolio of the enterprise on the basis of indicators of market efficiency ofproducts]. Nauchnye trudy (Vestnik MATI), 2013, I. 21 (93), pp. 283-290.
4. Vnuchkov Yu. A., Shevchenko M. I. Strategiya razvitiya logisticheskoi sistemy korporacii [Strategy of development for a logistics system of corporation]. Nauchnye trudy (Vestnik MATI), 2012, I. 19 (91), pp. 259-264.
5. Putyatina L. M., Dzhamai E. V., Tarasova N. V. Struktura i soderzhanie upravlencheskogo analiza na predpriyatiyakh v sovre-mennykh usloviyakh [Structure and contents of the administrative analysis at the enterprises in modern conditions]. Vestnik MGOU. Seriya: Ekonomika, 2014, I. 4, pp. 136-139.