УДК 625.85.000
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА РАБОТЫ ЭЛЕМЕНТОВ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ В. П. Матуа, Д. В. Нудьга
Академия строительства и архитектуры Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
UDK 625.85.000
INVESTIGATION OF OPERATING TEMPERATURE OF ROAD STRUCTURE ELEMENTS UNDER OPERATING CONDITIONS
V. P. Matua, D. V. Nudga
Architectural and Construction Academy of Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
Представлены исследования
температурного режима с помощью наблюдательной станции с заложением измерительных зондов на примере участка автомагистрали М4 «Дон» длиной 1095 км. Полученные результаты имеют
практическую значимость и могут быть использованы в качестве исходных данных при реализации математической модели по прогнозированию накопления остаточных деформаций в слоях дорожных одежд. Ключевые слова: температурный режим, дорожная конструкция, остаточные деформации, динамическая нагрузка, наблюдательная станция.
The article presents a study of temperature conditions on the example of M4 "Don" of 1095 km through observation station with the in-ground probes. The obtained results have practical importance and can be used as source data when implementing a mathematical model to predict the accumulation of residual deformations in the layers of road surfacing.
Keywords: temperature, permanent deformation, observation station.
road structure, dynamic load,
Введение. Температурное поле в слоях конструкции дорожной одежды формируют температура окружающего воздуха, воздействие солнечной радиации, количество и распределение атмосферных осадков по сезонам года. Данные факторы оказывают влияние на прочность дорожной одежды [1, 2].
Актуальной задачей для разработки технологических регламентов уплотнения асфальтобетонных слоев на основе прогноза его остывания при различных технологических процессах с учетом изменения теплового режима для конкретных условий дорожно-климатического зонирования является установление научно-обоснованных критериев [3-6]. Для получения сведений о температурном режиме, конструктивных слоев дорожных одежд и грунта земляного полотна в реальных условиях их эксплуатации на автомагистрали М-4 «Дон» на участке 1095 км была создана наблюдательная станция с заложением измерительных зондов, одним из считываемых показателей которой является температура.
Основная часть. Результаты экспериментального наблюдения за изменением температуры в слоях дорожной одежды и грунте земляного полотна на примере весеннего периода по месяцам года и часам суток приведены на рис. 1, 2 и в таблице 1.
Анализ полученных результатов по измерению температурного режима работы дорожной конструкции в реальных условиях их эксплуатации показывает, что в весенний период температура вышележащих слоев значительно превышает температуру нижних слоев дорожной конструкции [7].
Март 2016
11
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31
Дни
Под к.з. ■ Под Щпс Под раб. Слоем гр. З.п.
а)
Март 2016
Часы суток
Под К.З. ■ Под ЩПС Под раб. Слоем гр. З.п.
б)
Рис. 1. Изменения температуры в элементах дорожной конструкций за март 2016 года по дням
суток (а) и по часам суток (б)
С
о
а р
у
р е
26 24 22 20 18 16 14 12
Май 2016
123456789 10111213141516171819 202122232425 26272829 3031
Дни
♦ Под к.з. ■ Под Щпс Под раб. Слоем гр. З.п.
а)
р
у
т
а р
е
Май 2016
23 22 21 20 19 18 17 16 15
6 9 12 15 18 21 24
Часы суток
Под К.З.
Под ЩПС
Под раб. Слоем гр. З.п.
б)
Рис. 2. Изменения температуры в элементах дорожной конструкции за май по дням месяца (а)
и по часам суток (б)
0
3
Таблица 1
Максимальные и минимальные значения температур в элементах дорожной конструкции
Наименование конструктивного слоя Глубина заложения от поверхности покрытия, мм. Температура, °С
по дням по часам суток
Max Min Max Min
часы t, °С часы t, °С
Верх. сл.осн. к/з асфальтобетон. Март 350 10,5 4,31 21 ч 8,79 9ч 7,51
Нижний сл.осн. ЩПС С5 + песок . Март 880 9,16 6,4 24ч 8,09 0ч 8,03
Низ рабочего слоя (грунт). Март 1500 8,3 6,47 24ч 7,86 0ч 7,8
Верх. Сл.осн. к/з асфальтобетон. Апрель 350 18,9 10,5 21 ч 17,4 9ч 15,11
Нижний сл.осн. ЩПС С5 +песок. Апрель 880 16,5 9,37 24ч 14,2 0ч 13,97
Низ рабочего слоя (грунт). Апрель 1500 14 8,35 18ч 11,6 0ч 11,4
Верх. Сл.осн. к/з асфальтобетон Май 350 24,5 17,4 21 ч 22 9ч 19,55
Нижний сл.осн. ЩПС С5+песок. Май 880 21,3 16,9 24ч 18,8 0ч 18,67
Низ рабочего слоя (грунт). Май 1500 18 14,1 18ч 16 0ч 15,92
Результаты за март. Абсолютные max и min значения среднемесячной температуры
о
отмечены в слое асфальтобетона из крупнозернистой асфальтобетонной смеси (max 10,48 С, min
о о
4,31 С). Среднесуточная температура: max 8,79 С в 21.00 час в слое асфальтобетона из
о
крупнозернистой асфальтобетонной смеси, min 7,8 С в 0.00 часов в слое под рабочим слоем грунта земляного полотна).
Результаты за апрель. Абсолютные max и min значения среднемесячной температуры отмечены в слое асфальтобетона из крупнозернистой асфальтобетонной смеси и под рабочим
о о
слоем грунта земляного полотна (max 18,89 С, min 8,35 С). Среднесуточная температура: max
о о
17,35 С в 21.00 час в слое асфальтобетона из крупнозернистой асфальтобетонной смеси, min 11,4 С в 0.00 часов в слое под рабочим слоем грунта земляного полотна.
Результаты за май. Абсолютные max и min значения среднемесячной температуры отмечены в слое асфальтобетона из крупнозернистой асфальтобетонной смеси и под рабочим
о о
слоем грунта земляного полотна (max 24,53 С, min 14,14 С). Среднесуточная температура: max
о
22,01 С в 21.00 час в слое асфальтобетона из крупнозернистой асфальтобетонной смеси, min
о
15,92 С в 0.00 часов в слое под рабочим слоем грунта земляного полотна.
Аналогичные результаты получены и для других месяцев по дням и часам суток.
Заключение. Полученные результаты температурного режима работы элементов дорожной конструкции в действительных условиях их эксплуатации (на примере автомагистрали М4 «Дон» в Ростовской области) могут быть использованы в качестве исходных данных при реализации математической модели по прогнозированию накопления остаточных деформаций в слоях дорожных одежд и грунте земляного полотна под воздействием реальных динамических нагрузок и температурно-влажностных факторов [8].
Библиографический список.
1. Гайворонский, В. Н. Температурный режим асфальтобетонных покрытий / В. Н. Гайворонский // Автомобильные дороги. — 1970. — № 12. — С. 28.
2. Дорожный асфальтобетон / Л. Б. Гезенцвей [и др.] ; под ред. Л. Б. Гезенцвея. — Москва : Транспорт, 1985. — 350 с.
3. Дровалева, О. В. Усталостная долговечность асфальтобетона при воздействии интенсивных транспортных нагрузок : автореф. дис. ... канд. техн. наук / О. В. Дровалева. — Ростов-на-Дону, 2009. — 52 с.
4. Ермакович, Д. З. Экспериментальные исследования напряжений и деформаций в дорожных одеждах при воздействии движущегося колеса / Д. З. Ермакович // Сб. трудов ХАДИ. — 1961. — Вып. 25. — С. 71-76.
5. Золотарев, В. А. Долговечность дорожного асфальтобетона / В. А. Золотарев. — Харьков : Вища школа, 1977. — 116 с.
6. Матуа, В. П. Современные методы оценки устойчивости дорожно-строительных материалов к накоплению остаточных деформаций / В. П. Матуа, Д. В. Чирва, С. А. Мирончук. — Ростов-на-Дону : изд. центр ДГТУ, 2016. — 70 с.
7. Бабков, В. Ф. Проектирование автомобильных дорог / В. Ф. Бабков, О. В. Андреев. — Москва : Транспорт, 1987. — 368 с.
8. Бабков, В. Ф. Современные автомобильные магистрали / В. Ф. Бабков. — Москва : Транспорт, 1974. — 279 с.