No. 9, pp. 73-77.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2013.
УДК 796.92.093.642
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ
ВЫСТРЕЛОВ У БИАТЛОНИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Елена Андреевна Плоцкая, мастер спорта международного класса,
Анна Валерьевна Шишкина, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,
г. Екатеринбург
Аннотация
Исследована техника прицеливания и производство выстрелов на стрелковом тренажере СКАТТ у биатлонистов различной квалификации и высококвалифицированных стрелков. Предложен способ совершенствования техники выстрелов в биатлонной стрельбе с помощью использования современных средств срочной информации и теории обучения двигательным действиям, основанный на сравнении и анализе графика «Координация» у биатлонистов различной квалификации и высококвалифицированных стрелков.
Ключевые слова: биатлон, стрелковая подготовка, проводка выстрела.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p138-144 RESEARCH OF AIMING TECHNIQUE BY PRODUCTION OF SHOTS AT BIATHLONISTS OF VARIOUS QUALIFICATIONS
Elena Andreevna Plotskaya, the master of sports of the international class,
Anna Valerievna Shishkina, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Urals Federal University named after the first President of Russia B. Yeltsin, Yekaterinburg
Annotation
The aiming technique and shots on the SKATT shooting exercise machine at biathlonists of various qualification and highly skilled shooters have been investigated. The way for improvement of shots technique in biathlon shooting by means of use of the modern means of urgent information and the theory of training to the motion actions is offered, based on the comparison and analysis of the schedule "Coordination" at biathlonists of various qualification and highly skilled shooters.
Keywords: biathlon, shooting training, hold concentration.
ВВЕДЕНИЕ
Стрельба из малокалиберной винтовки предъявляет высокие требования к технике выстрела. Причины промахов в естественных условиях стрельбища трудноуловимы и труднообъяснимы, что затрудняет процесс обучения начинающих биатлонистов. Стрелковая подготовка требует не только опыта тренера, но и технического сопровождения процесса обучения средствами срочной информации, а именно применения стрелкового тренажера СКАТТ.
Анализ графика «Координация», предоставленный программой стрелкового тренажера «СКАТТ», позволяет исследовать кривую отклонения точки прицеливания от центра мишени в заключительной фазе выстрела (обработке спускового крючка) в процессе стрелковой тренировки. Динамика этой линии прицеливания индивидуальна, как почерк, с ошибками и особенностями, но имеются и закономерности.
Цель работы -исследование динамики кривой графика «Координация» в зависимости от уровня стрелковой подготовки биатлонистов.
Проблема исследования заключалась в выявлении элементов техники выстрела, влияющих на качество стрельбы в биатлоне, и разработке рекомендаций по методике обучения начинающих биатлонистов технически корректным действиям для серийной стрельбы.
Объект исследования: техника стрельбы из положения «стоя» у биатлонистов различной квалификации в заключительной фазе производства выстрелов.
Предмет исследования: динамика графика «Координация» на стрелковом тренажере СКАТТ у спортсменов различной квалификации.
Задачи исследования:
1. Сравнить графики «Координация» у биатлонистов различной квалификации и высококвалифицированных стрелков.
2. Выделить значимые элементы техники успешного выстрела в биатлоне.
3. Экспериментальным путем исследовать возможности педагогического воздействия на совершенствование техники стрельбы биатлонистов различной квалификации.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено в условиях учебно-тренировочного сбора в г. Саранске в августе 2012 г. В педагогическом эксперименте приняли участие биатлонисты различной квалификации (n=14, из них 2 МС, 9 КМС по биатлону, 3 КМС по лыжным гонкам, занимающиеся биатлоном первый подготовительный сезон) в возрасте 16-19 лет сборной ГОУ ДОСН СДЮСШОР по биатлону № 43 г. Москвы.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы по стрельбе и биатлону, педагогический и биомеханический анализ техники стрельбы, анализ данных графика «Координация» на стрелковом тренажере СКАТТ.
В программе СКАТТ использовалось упражнение «малокалиберная винтовка, стоя, SBR 50 м». При анализе графика «Координация» особое внимание уделялось изучению его изменений за время, равное 0,3 сек до выстрела, которое складывается из:
1) длительности физиологической реакции человека, состоящей из момента принятия решения о производстве выстрела и латентного периода реакции, нужного для передачи импульса от коры головного мозга к мышцам пальца на спусковом крючке [1];
2) времени осуществления плавного дожима спускового крючка;
3) времени фиксации выстрела программой СКАТТа.
По данным соразработчика стрелкового тренажера СКАТТ А.А. Куделина при преобладающей концентрации внимания на мышцах исполнителях (пальца) время исполнения составляет в среднем 0,2 с, а при концентрации внимания на сенсорных системах (прицеливании) - 0,3 с [2].
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Концентрация внимания (от лат. con — с, вместе, centrum — центр, средоточие) — интенсивность сосредоточения внимания на определенном объекте или стороне деятельности. Проблема неконтролируемых промахов (отрывов) как раз и происходит в момент неосознаваемого сброса концентрации внимания - в этот момент часто спортсмен считает выстрел УЖЕ выполненным и дожимает спуск с мыслями о последующих действиях, не сохраняя концентрацию внимания к удержанию линии прицеливания также активно, как это было в предшествующей фазе.
На графике «Координация» мы отметили точку А за 0,3 с до момента выстрела на кривых 1 и 2 (рис. 1). По литературным данным [1] при резком подъеме кривой «Координация» за 0,3 с до выстрела точность прицеливания снижается, оружие «уходит» из точки прицеливания, что позволяет утверждать о преобладающем нарушении техники действий в заключительной фазе выполнения выстрела. Снижения точности прицеливания за 0,3 с до выстрела более чем на 0,7-1,0 очка часто достаточно для неточного ре-
зультата выстрела [1]. В стрелковом спорте от случайного отрыва полностью избавиться не удается при любом уровне мастерства [1, 2]. Но снизить частоту повторения этой ошибки посредством управления концентрацией внимания - задача каждого спортсмена-стрелка.
Отрезок кривой на графике «Координация» (рис. 1) от точки А до усредненного результата выстрела на оси У мы обозначили АВ. После отрезка АВ мы выделили момент окончания прицеливания - точка С. Ее определяли по резкому подъему кривой на графике «Координация» после момента зарегистрированного выстрела. Участок АВС в биатлоне называют «проводка выстрела», а о его «отметке» свидетельствует отрезок ВС - это кратковременное продолжение фиксации усилий концентрации внимания на активном удержании линии прицеливания после выстрела. Анализ графика «Координация» высококвалифицированного стрелка (рис.1.кривая 1) при стрельбе из положения «стоя» [2] выявил, что А1В1С1 - кривая проводки выстрела составляет почти прямую линию, она практически горизонтальна на всем протяжении. Отметка выстрела (отрезок В^) составляет 0,1 с - это кратковременное удержание концентрации внимания после выстрела.
Рис. 1. Графики «Координация» высококва- Рис. 2. Графики «Координация» у начина-лифицированных стрелка (кривая 1) и биат- ющего стрелять спортсмена (КМС по лыж-лониста (кривая 2) при стрельбе из положе- ным гонкам) при стрельбе из положения ния «стоя» «стоя» до (кривая 1) и после эксперимента
(кривая 2)
График «Координация» (рис. 1, кривая 2) высококвалифицированной биатлонистки (МС) при стрельбе из положения «стоя» показывает, что от момента принятия решения о выстреле за 0,3 с (точка А2) к его результату (точка В2) МС теряет 0,9±0,1 очко.
Отрезок В2С2 - удержание линии прицеливания после выстрела намеренно увеличен и составляет 0,3 с, что информирует об относительно продолжительном времени удержания концентрации внимания для отметки выстрела, необходимой, по нашему мнению, для серийной биатлонной стрельбы. Такая фиксация положения линии прицеливания кратковременно после выстрела оправдывает себя в специфических условиях биатлона - ЧСС Ш-1У зон интенсивности, повышенного тремора, стремления к минимизации времени пребывания на огневом рубеже, а также способствует ритмизации и надежности действий для скорострельности.
Биатлонисты уступают стрелку по результативности стрельбы, однако, следует заметить, что диаметр поля мишени для стрельбы из положения «стоя» 115 мм позволяет биатлонисту не выцеливать «десятки» (достаточно попасть даже в край мишени, что составляет 4,5 очка). Потери результативности от условного момента принятия решения (0,3 с или точка А) к моменту зафиксированного результата выстрела у стрелка мини-
мальны (0,25±0,05 очка), у высококвалифицированных биатлонистов они составляют примерно 0,75±0,25 очка. В результате первичных замеров по графику «Координация» и опроса группы испытуемых разряда КМС (п=12) выявлено отсутствие знаний в технике стрельбы о необходимости проводки выстрела вообще, и о продолженной проводке (до
0,3 с) для биатлона, в частности.
У начинающих стрелять спортсменов уровень согласованности собственных точностных действий очень низкий, так как им сложно удерживать оружие при прицеливании в пределах мишени (далее «яблоко» мишени). При этом программное обеспечение СКАТТа не может определить местоположение кривой «Координация» за 0,3 с до выстрела из-за значительного разброса данных по траектории движения ствола, строится примерной прерывистой линией серого цвета перед моментом выстрела (рис.2, кривая 1): слишком большая скорость перемещения оружия за 1 с до выстрела обуславливает отсутствие в «яблоке» мишени точки прицеливания, и, как следствие, очень низкий процент попадания (15±5%).
Авторами данной работы предложена методика тренировки для целенаправленного формирования нужного для биатлона двигательного стереотипа техники выстрела из положения «стоя» с использованием средства срочной информации СКАТТ и специально подобранных упражнений (табл.1). В педагогическом эксперименте приняли участие биатлонисты различной квалификации (п=12, из них 9 КМС по биатлону, 3 КМС по лыжным гонкам, занимающиеся биатлоном первый подготовительный сезон) в возрасте 16-19 лет. На протяжении педагогического эксперимента на УТС (21 день в августе 2012 г) было проведено по 6 тренировок на стрелковом тренажере для каждого занимающегося. Упражнения, приемлемые к исполнению независимо от степени утомления, выполнялись по 15-20 минут каждым спортсменом экспериментальной группы.
Таблица 1
Экспериментальная методика обучения стрельбе из положения «стоя»
на стрелковом тренажере СКАТТ
№ Описание упражнения Задачи упражнения Примечания
1 Удержание линии прицеливания в мишени 3 минуты с возможностью кратковременного отдыха. Развитие согласованности действий в системе «стрелок оружие», координационную выносливость Концентрация должна быть максимальной и контролируемой самим стрелком
2 30 выстрелов с прикрыванием глаз на каждый выстрел по следующей схеме: 1.Грубая наводка. 2.Задержка дыхания. 3. Уточнение прицеливания до момента возможного выстрела с выборкой холостого хода спускового крючка. 4.Прикрывание глаз со стремлением удержать систему «стрелок оружие» неподвижно. 5. Досчитать мысленно до трех. 6.Открыть глаза, уточнить прицеливание, произвести выстрел Совершенствование управления системы «стрелок-оружие»: Согласование действий, снижение тремора в системе. Увеличение статической нагрузки на вестибулярный аппарат. Профилактика поспешных выстрелов. Научиться делать основные технические моменты стрельбы очень медленно и четко, чтобы в будущем не задумываясь их делать быстро Намеренно замедлить исполнение. Необходимо словесно-педагогическое сопровождение с обратной связью при появлении «отрывов» для обеспечения ориентировочной основы действий (ООД): «Провожай каждый выстрел»
3 Индивидуальный анализ тренировки (2-3 мин.) Объяснение причин ошибок, создание убеждения о правильной ООД, формулирование задач к дальнейшему самосовершенствованию Анализируется график «Координация» - техника стрельбы, качество проводки выстрела: положение кривой 0,3 с до и после него
До начала эксперимента у начинающего стрелка средний результат низкий и составляет 3 очка по оси У, проводка выстрела слабо выражена (рис. 2, кривая 1). В конце эксперимента (рис. 2) кривая 2 в отличие от кривой 1 вся линия прицеливания стала более плавной и с преимущественным пребыванием в «яблоке» мишени за 0,5 с до выстрела, появилась проводка выстрела (А2В2С2), пока нестабильно - с изломами. На 2 очка возросла средняя результативность стрельбы.
У КМС по биатлону уже есть сложившиеся двигательные стереотипы (рис. 3, кривая 1), и они будут преобладать при стрессовой нагрузке в условиях соревнований. До начала эксперимента у этого биатлониста (рис. 3 кривая 1) наблюдалась ошибка в технике проводки выстрела: кривая прицеливания за время 0,5 до 0,2 с до выстрела направлена к центру мишени, НО в последний момент оружие УХОДИТ из мишени после точки А1 за 0,2 с до выстрела, явно снижая результативность намеченного прицеливания. Средний результат составлял 5 очков, проводка выстрела не акцентирована (В1С1).
Рис. 3. Графики «Координация» квалифицированного биатлониста (КМС) при стрельбе из положения «стоя» до (кривая 1) и после (кривая 2) эксперимента
В конце эксперимента у начинающего стрелять спортсмена (рис. 3, кривая 2) в отличие от КМС по биатлону (рис. 3, кривой 1) ошибку в технике проводке выстрела удалось исправить: кривая прицеливания за время 0,5 до 0,2 с до выстрела направлена к центру мишени, в последний момент после точки А1 за 0,2 с оружие ОСТАЕТСЯ на уровне 6 очков к моменту выстрела, намеченное прицеливание сохраняется, что гарантирует попадание. Кроме того, отметка выстрела продолжена до 0,3 с, отрезок В2С2 стал акцентировано горизонтальным. Результативность стрельбы возросла (+0,8 очка), что также увеличивает шансы на точную стрельбу в стрессовых условиях соревнований (требование для попадания - 4,5 очка).
Динамика количественных показателей была определена в несколько этапов за время проведения эксперимента. Были взяты данные первого, десятого дня УТС, за 2 дня до окончания и в последний день УТС (табл.2). К 17-18 дню нашего эксперимента испытуемые показали лучший прирост показателей относительно начала эксперимента. В последний тренировочный микроцикл была увеличена силовая нагрузка циклического характера, что объясняет снижение показателей в стрельбе по параметру «Ь» у некоторых спортсменов (№ 4, 7) по причине сильного утомления спортсменов.
В результате проделанных мероприятий были зафиксированы положительные изменения в технике выстрела по перемещению линии прицеливания, а именно: стабилизация и выравнивание кривой «Координация» за 0,3 с до выстрела с выраженной проводкой выстрела для биатлонной серийной стрельбы до 0,3 с после выстрела у всех испытуемых.
Таблица 2
Динамика количественных показателей «Средняя длина траектории «Ь» и «Результат средний, очки» в программе «СКАТТ профессионал» в процессе ________________________педагогического эксперимента (п=12)_________________________
№ Участник Эксперимента, его квалификация 1й день УТС 10й день УТС 18й день УТС 21й день
«Ь» мм Очки «Ь» мм Очки, рез-т. «Ь», средн. мм. Очки, средн. рез-т. «Ь», средн, мм. Очки, средн. рез-т.
1 М.Л. (КМС по л.г.) 474 2,0 391 4,2 425 1,9 322 5,5
2 М.М. (КМС по л.г.) 448 1,9 569 2,4 484 3,9 462 3,0
3 А.А. (КМС по л.г.) 380 3,8 329 2,4 330 3,2 326 3,9
4 Б. А. (КМС,биатл.) 391 4,5 319 4,0 305 4,6 410 4,9
5 С.В. (КМС,биатл.) 486 2,5 416 3,0 467 3,6 497 3,2
6 Б.Г. (КМС,биатл.) 354 4,7 282 4,0 353 4,9 359 4,3
7 М.И. (КМС,биатл.) 288 4,7 364 4,4 406 5,0 497 3,9
8 И.Я. (КМС,биатл.) 328 2,9 345 4,9 292 5,3 305 4,2
9 Л.Г. (КМС,биатл.) 368 3,6 276 4,7 310 5,2 295 5,4
10 М.К. (КМС,биатл.) 309 5,1 301 4,1 279 4,8 290 4,8
11 Т.Ю. (КМС,биатл.) 404 3,9 385 2,7 427 3,3 447 3,5
12 Т.Е. (КМС,биатл.) 323 5,0 312 5,2 276 4,2 286 4,2
Степень выраженности прироста уровня стрелковых показателей носит индивидуальный характер. На конец эксперимента испытуемые № 1, 2 показали высокий прирост результативности по параметру «результат средний, очки» +3,5 и 1,1 соответственно. Испытуемый № 3 показал изначально высокий для начинающего стрелка уровень в 3,8, на конец эксперимента сохранив значения. У испытуемых начинающих стрелков (№ 1, 2,
3) зафиксирован прирост по показателю «Результат средний, очки» в среднем на 1,6±1,5 очка. Показатель «Результат средний, очки» варьирует в личном диапазоне у КМС по биатлону в пределах 0,9±0,2 очка с повышением результативности стрельбы у отдельных КМС по биатлону до 1,8 очков на конец эксперимента (таблица, № 9). Динамика показателя «Ь», по нашему мнению, слишком зависима от степени утомления ЦНС в результате полученной физической нагрузки, в связи с этим для определения индивидуальной динамики требуются более длительные наблюдения, чем один учебно-тренировочный сбор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование техники прицеливания при производстве выстрелов у биатлонистов различной квалификации показало, что График «Координация» является для тренера-преподавателя более информативным показателем текущего контроля для формирования и совершенствования стабильной, точной техники стрельбы, чем показатель «Средняя длина траектории «Ь», которая может индивидуально ухудшаться или оставаться длительное время неизменной на фоне высокой степени утомления у спортсменов.
Достигнутые изменения в технике выстрела при регулярных занятиях станут двигательным стереотипом. Но на данном этапе изменение старых (неэффективных) стереотипов требует повышенной концентрации внимания на заданных действиях при проводке выстрела у квалифицированных биатлонистов (9 КМС по биатлону), и также высокую концентрацию внимания для освоения схемы новых двигательных действий у новичков (3 КМС по лыжным гонкам).
Контроль за распределением концентрации внимания при принятии решения о производстве выстрела (0,3 с до выстрела и после него) является залогом формирования навыка точного выстрела в биатлоне. Но и начинающим стрелкам и квалифицированным биатлонистам (КМС и ниже) сложно освоить данный элемент техники: требуется много тренировочных часов для формирования стереотипа действий, способного выдержать стрессовую соревновательную нагрузку.
У новичков в стрельбе за проведенный УТС отмечен хороший прирост результативности по показателю «Средний результат, очки» (до 3,5 очков), положительное уменьшение показателя «Средняя длина траектории L» (до 152 мм), положительные целевые изменения в технике прицеливания и проводки выстрела по кривой «Координация». КМС по биатлону проявили себя менее ярко, что закономерно: с уже имеющегося уровня навыка стрельбы видимые шаги к совершенствованию мастерства становятся все мельче, но и весомее - улучшение техники прицеливания по графику «Координация», проводки выстрела и показателей стрельбы также видны, особенно у отдельных спортсменов.
Обучение основам техники биатлонной стрельбы с помощью стрелкового тренажера СКАТТ целесообразно на начальном этапе, пока не создано в памяти биатлониста ошибочных стереотипов действий.
В естественных условиях стрельбища опытные, высококвалифицированные спортсмены могут чувствовать правильность своих действий, а низкоквалифицированные биатлонисты без применения средства срочной информации, напротив, имеют риск закрепить ошибку.
Своевременный анализ графика «Координации» сразу после серии выстрелов поможет эффективно сформировать навык концентрации внимания нужной продолжительности, а предложенная методика тренировки - освоить и закрепить технику правильного биатлонного выстрела. Динамика и сроки адаптивных сдвигов, вызываемые специфическими тренировочными нагрузками в биатлоне, требуют дальнейших исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астафьев, Н.В. Выявление ошибок в технике стрельбы при использовании стрелковых тренажеров SCATT / Н.В. Астафьев. - Омск : [б. и.], 2007. - 60 с.
2. Куделин, А. Почему палец не давит на спусковой крючок и почему оружие за долю секунды до выстрела уходит из центра мишени [Электронный ресурс] / А. Куделин // URL: http://strelkovoe-oborudovanie.ru/?page_id=37. - Дата обращения 20.10.2013.
REFERENCES
1. Astafiev, N.V. (2007), Identification of errors in the technique of shooting when using the shooting simulators SCATT, Omsk.
2. Khuedеlien, А^. (2010),"Why the finger was not pushing on the trigger and why the weapons for a fraction of a second before the shot goes from the center of the target", available at, http://strelkovoe-oborudovanie.ru/?page_id=37 (accessed 20 October 2013)
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2013.
УДК 159.92
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЯЗЫКОВЫХ ФРЕЙМАХ
Файзура Ореловна Семенова, доктор психологических наук, профессор,
Алана Магометовна Узденова, старший преподаватель, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева,
(КЧГУ им. У.Д. Алиева), Карачаевск
Аннотация
Одной из отличительных черт биологического вида homo sapiens является способность ставить цель и достигать её. Формулирование цели - процесс, включающий не только образ результата, но и образ способа его достижения. Целью данной работы является описание роли языковых фреймов в формировании исполнительской деятельности человека. Языковые фреймы - это уни-