Научная статья на тему 'Исследование спроса на сгущенные молочные и молокосодержащие консервы с сахаром на рынке г. Вологды'

Исследование спроса на сгущенные молочные и молокосодержащие консервы с сахаром на рынке г. Вологды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВЫ МОЛОЧНЫЕ И МОЛОКОСОДЕРЖАЩИЕ / СПРОС / ПРЕДПОЧТЕНИЯ / CANNED CONDENSED MILK AND LACTIFEROUS PRODUCTS / DEMAND / PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куренкова Людмила Александровна, Гнездилова Анна Ивановна

в настоящее время перед производителями стоит цель расширения ассортимента продуктов питания, максимально сбалансированных по питательной ценности, но в то же время доступных для потребителя. Этим требованиям соответствует сгущённый молокосодержащий продукт с сахаром, обогащённый витаминами. Чтобы узнать станет ли он пользоваться спросом, была разработана анкета и предложена респондентам, проведён расчёт себестоимости и анализ точки безубыточности. В ходе данного опроса были выявлены предпочтения респондентов, на основании которых был сделан вывод о том, что спросом стал бы пользоваться молокосодержащий продукт, обогащенный витаминами натурального происхождения, имеющий вязкую консистенцию, вкус и цвет соответствующий наполнителю/добавке. Стоимость не должна превышать 41...50 рублей. Точка безубыточности составила 217,4 т, себестоимость 1 банки массой 400г в упаковке дой-пак 34 рубля 40 копеек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куренкова Людмила Александровна, Гнездилова Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of the demand for canned sweetened condensed milk and lactiferous products in the Vologda market

Nowadays the producers' aim is to expand the range of food products having perfectly balanced nutrient value and at the same time accessible for consumers. The sweetened condensed vitaminized lactiferous product meets all these requirements. To find out if it will be in demand, a questionnaire has been developed and offered to respondents, the net cost calculation and the break-even point analysis being made. In the course of the inquiry the respondents' preferences have been revealed. The obtained results allowed us to come to the conclusion that a lactiferous product enriched with natural vitamins, having a viscous body, taste and flavour according to the additives would be in demand. The price shouldn't be more than 41…50 roubles. The break-even point is 217.4 t, the net cost of one 400g can packed in doi-pack is 34 roubles 40 kopecks

Текст научной работы на тему «Исследование спроса на сгущенные молочные и молокосодержащие консервы с сахаром на рынке г. Вологды»

УДК 637.345

Исследование спроса на сгущенные молочные и молокосодержащие консервы с сахаром на рынке г. Вологды

КУРЕНКОВА Людмила Александровна, аспирант

ФГБОУ ВПО ВГМХА им. Н. В. Верещагина, г. Вологда.

ГНЕЗДИЛОВА Анна Ивановна, д-р. техн. наук, профессор

ФГБОУ ВПО ВГМХА им. Н. В. Верещагина, г. Вологда.

e-mail: techoblab@molochnoe.ru

Аннотация: в настоящее время перед производителями стоит цель расширения ассортимента продуктов питания, максимально сбалансированных по питательной ценности, но в то же время доступных для потребителя. Этим требованиям соответствует сгущённый молокосодержащий продукт с сахаром, обогащённый витаминами. Чтобы узнать станет ли он пользоваться спросом, была разработана анкета и предложена респондентам, проведён расчёт себестоимости и анализ точки безубыточности.

В ходе данного опроса были выявлены предпочтения респондентов, на основании которых был сделан вывод о том, что спросом стал бы пользоваться молокосодержащий продукт, обогащенный витаминами натурального происхождения, имеющий вязкую консистенцию, вкус и цвет соответствующий наполнителю/добавке. Стоимость не должна превышать 41...50 рублей. Точка безубыточности составила 217,4 т, себестоимость 1 банки массой 400г в упаковке дой-пак 34 рубля 40 копеек.

Ключевые слова: консервы молочные и молокосодержащие, спрос, предпочтения.

Гарантированная физическая и экономическая доступность продуктов питания для каждого жителя в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни, является важнейшим фактором социальной стабильности, необходимым условием повышения качества жизни российских граждан. Базовым документом, обеспечивающим государственные гарантии в отношении продуктов питания, является «Доктрина продовольственной безопасности РФ»,

утвержденная приказом Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120. [1]

Для формирования здорового питания населения документ предполагает развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биологической оценке безопасности новых пищевых источников и ингредиентов, внедрение инновационных технологий, а также наращивание производства новых обогащенных, диетических

т

о

н

X

ф

ч

о

ф

а

н

X

ф

я

о

а

35

30

25

20

15

10

18-28

29-37

38-45

46-60 61 и более

возраст, лет

Рисунок 1. Возрастная структура респондентов

и функциональных пищевых продуктов [2].

Улучшение рациона питания, развитие современных технологий, дефицит качественного молочного сырья и его высокая стоимость, рост конкуренции со стороны импортной продукции вызвали большой интерес отечественных производителей к молокосодержащим продуктам [2].

Для выявления интереса потребите-

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определённой цене в определённый период времени [3].

Основными факторами, влияющими на спрос являются:

- доходы потребителей;

- вкусы и предпочтения потребителей;

- цены на взаимозаменяемые и вза-

5

0

малина цикорий какао

| кофе

§ без наполнителей ев

с;

£

Процент респондентов, отдавших предпочиение, %

Рисунок 2. Структура предпочтений потребителей в отношении наполнителей

лей к этой группе товаров был проведён имодополняемые товары; анализ спроса на сгущённые молочные - запасы товаров у потребителей

и молокосодержащие консервы с саха- (ожидание потребителей); ром на рынке г. Вологды. - информация о товаре;

Рисунок 3. Влияние наличия консерванта на выбор респондентов: 1 - придают значение наличию консерванта; 2 - не придают значения наличию консерванта; 3 - безразлично.

- время, затраченное на потребление.

С учетом вышеперечисленных факторов была разработана анкета, предложенная респондентам. В ходе анкетирования были опрошены 100 человек разного возраста. Возрастная структура респондентов представлена на рис. 1.

Основными респондентами являются люди в зрелом возрасте 38-45 лет. Все опрошенные положительно относятся к обогащению продуктов витаминам и предпочитают в качестве их источника натуральные продукты, а не готовые премиксы.

Большинство потенциальных поку-

2 % доверительно относятся к продукции, произведенной по ТУ. В отношении калорийности продукта мнения опрошенных разделились почти поровну: 47 % предпочли низкокалорийный продукт, а 53 % - высококалорийный. Таким же образом обстоит дело и с добавлением растительных жиров (49 % отдают предпочтение растительным жирам, 51 % - против).

Наличие консервантов в продукте немаловажный фактор, в определении качества продукта. Отношение к ним респондентов представлено на рис. 3.

Большое влияние на конкурентоспособность оказывает упаковка про-

Рисунок 4. Предпочтения респондентов в области упаковки

пателей (89 %) негативно относятся к продуктам с добавкам натуральных красителей и ароматизаторов, предпочитая чистый молочный вкус, а если продукт с наполнителем, то цвет и вкус должны ему соответствовать. 87 % опрошенных отдают предпочтение продукту с вязкой консистенцией.

98 % респондентов предпочитают продукт, выработанный по ГОСТ, и лишь

дукта. Наиболее распространенной является привычная жестяная банка №7, пластиковые стаканчики и упаковка дой-пак. Предпочтения респондентов отражены на диаграмме (рис. 4). В числе преимуществ жестяной банки указывают надежность, недостаток - сложно открывать. Наиболее удобными признают упаковку дой-пак и пластиковый стаканчик.

В ходе данного опроса были полу- витаминами натурального происхожде-чены следующие сведения о регуляр- ния, имеющий вязкую консистенцию, ности потребления сгущенного молока с вкус и цвет соответствующий наполни-сахаром (рис. 5). телю/добавке. Стоимость данного про-

Кроме предпочтений и вкусовых ка- дукта должна находиться в интервале

40

т

т

І 5 § £ * 5

ш

35

30

25

20

15

10

5

1 раз в 1 раз в 2- 1 раз в 6 реже

месяц 3 месяца месяцев

Рисунок 5. Частота потребления продукта

честв продукта, на его конкурентоспособность влияет цена. При проведении анкетирования было установлено, что наиболее приемлемая цена за упаковку сгущённого молока с сахаром обогащённого витаминами, массой 400 г находится в интервале 41...50 рублей.

Наибольшее доверие у потребите-

от 41 до 50 рублей.

В этой связи целью исследований явилась выработка консервов сгущённых молокосодержащих с сахаром, обогащённых витаминами. В качестве натуральных источников витаминов использовались сиропы шиповника, облепихи, боярышника и черноплодной

Таблица 5.5. Данные для построения графика.

0

Показатели, тыс.руб. В1 = 360 т В2 = 36 т

Выручка от реализации за год 27941,76 2794

Переменные затраты за год 21528 2152,8

Покрытие затрат 6413,76 641,38

Постоянные затраты 3873,6

Прибыль (убыток) перед уплатой налогов 2540,16 -1898,8

лей вызывает продукция, произведенная на Сухонском молочноконсервном предприятии (72 %), затем идет продукция компании Главпродукт (27 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в ходе данного опроса были выявлены предпочтения респондентов, на основании которых был сделан вывод о том, что спросом стал бы пользоваться молочный или молокосодержащий продукт, обогащенный

рябины, в соотношении 1:1:1:1, доза добавки составила 2,5; 5 и 10 % к массе продукта. В результате проведённых органолептических, физико-химических и микробиологических исследований с помощью стандартных методик из 3 выработанных образцов наилучшим был признан образец с добавкой сиропов в количестве 5%.

Выяснив предпочтения потребите-

лей, нами были выработаны консервы сгущённые молокосодержащие с сахаром, обогащённые витаминами. Затем был проведен расчёт себестоимости и анализ точки безубыточности при производстве консервов молокосодержащих сгущённых с сахаром, обогащённых витаминами (доза добавки 5 %).

Расчет себестоимости единицы продукции, тыс. руб.

Переменные затраты = Стоимость сырья и основных материалов за вычетом отходов + Стоимость вспомогательных материалов + Топливо и энергия на технологические цели.

Переменные затраты =

49,27+3,8+6,73 = 59,8 тыс.руб.

Постоянные затраты составляют 18 % от переменных затрат:

Постоянные затраты = 59,8-0,18 =

10.76 тыс.руб.

Полная себестоимость = переменные затраты +постоянные затраты:

Полная себестоимость = 59,8+

10.76 = 70,56 тыс.руб.

Анализ точки безубыточности.

Найдем точку безубыточности графическим способом для консервов сгущённых молокосодержащих с сахаром, обогащённых витаминами, расфасованными в упаковку типа «Дой Пак», массой 400 г.

Таким образом, было установлено, что необходимо производить и реализовать в год не менее 217,4 т консервов сгущённых молокосодержащих с сахаром, обогащённых витаминами, чтобы получать гарантированную прибыль. Отпускная цена за банку 400 г составит 34 рубля 40 копеек.

Убыток, тысруд Рисунок 5.1. Точка безубыточности продукта

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

2. Скрынник, Е. Б. Основные направления развития пищевой и перерабатывающей промышленности на среднесрочную перспективу Е. Б. Скрынник // Пищевая промышленность. — № 1. — 2010.

3. Брюханова, Е. А. Взаимодействие спроса и предложения [Электронный ресурс] / Е. А. Брюханова, 2011. Режим доступа: http://festival.1september.ru/ articles/511694/

The research of the demand for canned sweetened condensed milk and lactiferous products in the Vologda market

KURENKOVA L.A., post-graduate student

GNEZDILOVA A.I., Prof., Doctor of Sc. (Technics)

The Federal State Budget Higher Educational Institution Higher Professional Education the Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy

e-mail: techoblab@molochnoe.ru

Abstract: Nowadays the producers' aim is to expand the range of food products having perfectly balanced nutrient value and at the same time accessible for consumers. The sweetened condensed vitaminized lactiferous product meets all these requirements. To find out if it will be in demand, a questionnaire has been developed and offered to respondents, the net cost calculation and the break-even point analysis being made.

In the course of the inquiry the respondents' preferences have been revealed. The obtained results allowed us to come to the conclusion that a lactiferous product enriched with natural vitamins, having a viscous body, taste and flavour according to the additives would be in demand. The price shouldn't be more than 41...50 roubles. The break-even point is 217.4 t, the net cost of one 400g can packed in doi-pack is 34 roubles 40 kopecks.

Keywords: canned condensed milk and lactiferous products, demand, preferences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.