Научная статья на тему 'Исследование способностей к распознаванию лжи в подростковом, юношеском и зрелом возрастах'

Исследование способностей к распознаванию лжи в подростковом, юношеском и зрелом возрастах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
970
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ / ДЕКОДИРОВАНИЕ / МИМИКА / ЭМОЦИИ / РАСПОЗНАВАНИЕ ЛЖИ / NONVERBAL BEHAVIOR / NONVERBAL EXPRESSION / DECODING / MIMICRY / EMOTION / RECOGNITION OF LIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кривошлыков Игорь Анатольевич

В статье представлены результаты исследования, проводившегося с целью выявления уровня развития способностей к распознаванию лжи исходя из невербальных сигналов и особенностей данного процесса в подростковом, юношеском и зрелом возрастах. В исследовании участвовал 141 человек. В ходе исследования выявлялось влияние возрастных и гендерных факторов реципиентов на процесс распознавания лжи. Установлено, что способность к распознаванию лжи не зависит от гендерных особенностей. Сравниваются уровни развития изучаемой социально-перцептивной способности, которые связываются с прохождением основных стадий социализации, в данных возрастных группах. Уровень социально-перцептивных способностей, заключающихся в распознавании лжи повышается по мере прохождения основных стадий социализации. Процесс распознавания лжи рассматривается как сложный когнитивный процесс, требующий большого интерактивного опыта общения. Проведение данного исследования оказалось возможным, благодаря созданию оригинальной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кривошлыков Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RECOGNITION OF LIE AT TEENAGE, YOUTHFUL AND MATURE AGES

In the article results of research to identify the level of skills recognition lies proceeding from nonverbal signals and features of this process at teenage, youthful and mature age. In study involved of 141 young man's. During research influence of age and gender factors of recipients on process of recognition of lie. Ability to recognition of lie doesn't depend on gender features. Compared levels of socio-perceptual abilities which are associated with the passage of the main stages of socialization, in this age groups. The level of social and perceptual abilities then consisting in recognition of lie raises in process of passing of the main stages of socialization. Process of recognition of lie is considered as the difficult cognitive process that demanding wide interactive skills of communication. Carrying out this research. made possible by the creation of an original methodics.

Текст научной работы на тему «Исследование способностей к распознаванию лжи в подростковом, юношеском и зрелом возрастах»

УДК 316.776 ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЛЖИ В ПОДРОСТКОВОМ, ЮНОШЕСКОМ И ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТАХ

Кривошлыков И.А.

В статье представлены результаты исследования, проводившегося с целью выявления уровня развития способностей к распознаванию лжи исходя из невербальных сигналов и особенностей данного процесса в подростковом, юношеском и зрелом возрастах. В исследовании участвовал 141человек. В ходе исследования выявлялось влияние возрастных и гендерных факторов реципиентов на процесс распознавания лжи. Установлено, что способность к распознаванию лжи не зависит от гендерных особенностей. Сравниваются уровни развития изучаемой социально-перцептивной способности, которые связываются с прохождением основных стадий социализации, в данных возрастных группах. Уровень социально-перцептивных способностей, заключающихся в распознавании лжи повышается по мере прохождения основных стадий социализации. Процесс распознавания лжи рассматривается как сложный когнитивный процесс, требующий большого интерактивного опыта общения. Проведение данного исследования оказалось возможным, благодаря созданию оригинальной методики

Ключевые слова: невербальное поведение, невербальная экспрессия, декодирование, мимика, эмоции, распознавание лжи

FEATURES OF RECOGNITION OF LIE AT TEENAGE, YOUTHFUL AND MATURE AGES

Krivoshlikov I.A.

In the article results of research to identify the level of skills recognition lies proceeding from nonverbal signals and features of this process at teenage, youthful and mature age. In study involved of 141 young man's. During research influence of age and gender factors of recipients on process of recognition of lie. Ability to recognition of lie doesn't depend on gender features. Compared levels of socio-perceptual abilities which are associated with the passage of the main stages of socialization, in this age groups. The level of social and perceptual abilities then consisting in recognition of lie raises in process of passing of the main stages of socialization. Process of recognition of lie is considered as the difficult cognitive process that demanding wide interactive skills of communication. Carrying out this research. made possible by the creation of an original methodics

Keywords: nonverbal behavior, nonverbal expression, decoding, mimicry, emotion, recognition of lies.

По замечанию Дарвина «Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они обнаруживают мысли и намерения других вернее, чем слова, которые могут быть лживы» [5, с. 344]. Несмотря на актуальность проблемы распознавания лжи, в психологической науке не наблюдается особых стремлений исследовать данный феномен. Множество отечественных и зарубежных учёных изучают невербальное общение как таковое, в контексте социальной перцепции не акцентируя внимания на возможности распознавания лжи.

Лицо является эмоционально-сигнальной системой по которой можно «считывать» эмоции. По замечанию В. А. Барабанщикова «В процессе

непосредственного общения («лицом к лицу») воспринимается не только внешность коммуникантов, но и их внутренний мир: состояние, намерение, черты характера, интеллект и др. Люди как бы проникают друг в друга, собирая и используя полезную для себя информацию [3, с. 62 ]. Весь вопрос в том, как отличить по мимике истинные эмоции от наигранных; ведь в случае лжи, человек пытается полностью контролировать свою мимику и невербальное поведение. Необходимо также отметить, что «...от меры точности “прочтения” другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий» [2, с. 14]. Неконгруэнтность мимики и смысла передаваемой информации свидетельствует о лжи или, как минимум, о недосказанности, умолчании. По саркастическому выражению Ф. Ницше «Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, всё-таки говорит правду» [8, с. 166].

Нашей же задачей явилось изучение социально-перцептивных способностей распознавания невербальной экспрессии. В.Н. Куницина определяет социальную перцепцию как «процесс, возникающий в межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого» [6, с. 304].

Проведение данного исследования оказалось возможным, благодаря созданию стимульного видеоматериала.

Видеоматериал создавался следующим образом. В роли испытуемого выступила девушка, 23 года, русская. Испытуемой, на экране ноутбука, последовательно предъявлялись пять (ранее нигде не виденных ею) фотографий хорошего качества. В задачу испытуемой входило, рассказывать о том, какие сцены запечатлены на этих фотографиях. На определенные номера фотографий, испытуемой давалась задача обязательно лгать, придумывая другой сюжет. К примеру, разглядывая тяжелый клинический случай гангрены, испытуемая должна была быстро «сочинять» какой-либо приятный сюжет, например, из мира животных, попутно отвечая на дополнительные уточняющие вопросы. Затем рассматривалось другое изображение и так все

пять фотографий. Отснятая видеозапись и составила стимульный материал для третьей серии исследования. В задачу подростков и юношей входило указать номера фотографий, в отношении которых, по их мнению, была дана ложная или истинная информация. Для этого, им необходимо было сосредоточиться на невербальной экспрессии, отслеживая проявление эмоций. «Когда человек пытается скрыть ложь или когда в его сознании на мгновение появляется некая мысль, это в течение доли секунды отражается на его лице» [1, с.174].

Процедура проведения исследования.

В исследовании участвовали представители подросткового, юношеского и зрелого возрастов (исходя из возрастной периодизации Э. Эриксона [13]); всего 141 человек (по 47 человек в каждой возрастной группе). Анализ полученных результатов. Первоначально, оценка производилась по пятибальной шкале, рассчитывающейся исходя из количества правильных ответов: 5,4,3,2,1.

Таблица 1

Результаты третьей серии исследования

Оценка Подростковый Возраст (чел.) Юношеский Возраст (чел.) Зрелый Возраст (чел.)

5 3 3 14

4 4 6 11

3 19 23 15

2 17 14 6

1 4 1 1

сумма 47 47 47

Проанализируем полученные результаты на предмет статистической достоверности с помощью углового преобразования Фишера (критерий ер):

1) Сравнивание количества распознанных мини-сюжетов на оценку «5» во всех возрастах.

Первоначально, взглянем на результаты подросткового и юношеского возрастов; в данном случае, мы не считаем нужным прибегать к методам математической статистики, т. к. очевидно, что различия окажутся недостоверными.

Теперь сравним полученные результаты в юношеском и подростковом возрасте с результатами представителей зрелого возраста:

Справилось в зрелом возрасте: 40 человек = 29,78% (<р \ = 1,153) Справилось юношей (как и подростков): 3 человека = 65,95% (<р 2 = 0,507) Теперь подсчитаем эмпирическое значение <р по формуле:

Определим критические значения ф *:

(р < ода)

Полученное эмпирическое значение <р свидетельствует о статистически достоверных различиях, что означает более развитые социально-перцептивные навыки в зрелом возрасте, чем в подростковом и юношеском.

2) Сравнивание количества распознанных мини-сюжетов на оценки «4» и «5» в совокупности, во всех возрастах.

Справилось подростков: 7 человек = 14,89%

Справилось юношей: 9 человек = 19,14% (<р 2 = 0,912)

Справилось в зрелом возрасте : 25 человек = 53,19% (<р\ = 1,611) Очевидно, что статистически достоверных различий в способности к распознаванию лжи у подростков и юношей не наблюдается.

Теперь сравним полученные результаты в юношеском и зрелом возрастах:

подсчитаем эмпирическое значение <р.

<р * = (1,153 - 0,507) * 4,847 = 3,13

<р * = (1,633 - 0,912) * 4,847 = 3,49

Вывод: представители зрелого возраста лучше распознают ложь, чем подростки и юноши. Представители зрелого возраста имеют более богатый социальный опыт общения и взаимодействия. «Накопление понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию у него процессов различения, развитию большей обобщенности восприятия, когда объектом его оказываются другие люди, формирует у него способность к интуитивному познанию последних» - отмечал А. А. Бодалев [4, с. 41]. Многие из них уже вступили в трудовую стадию социализации и, разумеется, имеют большее количество разнообразных социальных контактов, чем подростки и юноши. Умение правильно понимать экспрессивный язык тела совершенствуется по мере прохождения основных стадий социализации. Способность распознавать ложь - это умение подмечать неконгруэнтность вербальной и невербальной информации и, поэтому, данная способность тесно связана со знанием экспрессивного языка тела (невербального кода). «Я думаю, что большинство людей не могут раскусить лжеца лишь потому, что не умеет отличать искренние выражения лица от ложных» [10, с.109]. Кроме того, следует отметить, что распознавание лжи - зачастую интуитивный процесс [12].

В обыденной жизни, бытует мнение, что представители женского пола лучше распознают ложь, исходя из анализа невербальной экспрессии, чем представители мужского пола. Выясним, существуют ли достоверные статистические различия в способности к распознаванию лжи у представителей обоих полов.

3) Исследования гендерных различий в процессе распознавания лжи (исходя из общего количества распознанных фото)

Всего: 141 человек

Представителей мужского пола (М): 75 человек Представителей женского пола (Ж): 66 человек Им предъявлялось: 705 мини-сюжетов (141 чел. * 42 фото)

Ими распознано: 435 мини-сюжетов

Таблица 2

Количество правильно распознанных видеосюжетов представителями

мужского и женского пола

М Ж

Количество распознанных фото 195 240

Процентная доля (%) 44,82 55,17

Фи 1,476 1,685

Теперь подсчитаем эмпирическое значение (р:

<р* = (1,685 - 1,476) * 5,925 = 1,23

<р * крит

= (1,64, І2,31,

< О,С

< О,С

Вывод: статистически достоверные гендерные различия отсутствуют. Количество распознавших ложь представителей женского пола не больше, чем количество распознавших ложь представителей мужского пола.

Несмотря на то, что представители женского пола справились с заданием немного лучше, чем представители мужского пола, мы не можем подтвердить обыденную точку зрения о том, что женщины распознают ложь лучше, чем мужчины, т. к. данные различия статистически недостоверны.

Мы не настаиваем на данном факте принципиально и не претендуем на окончательность выводов, т. к. данная тема очень сложна и, разумеется, требует дополнительных исследований.

Подводя итоги исследования, стоит заметить, что полученные данные свидетельствуют о том, что распознавание лжи является наиболее сложным когнитивным процессом, чем просто категоризация базовых эмоций. «Чтение и интерпретация невербальных текстов общения происходит “здесь и сейчас”, без возможности возвращения к пройденному тексту... Исключение

повторного считывания обуславливает потребность быстрой интерпретации текста» [9, с. 59]. В ходе декодирования возникает избыток информации, для адекватного восприятия которого требуется соответствующий уровень развития социально-перцептивных способностей и навыков. В процессе декодирования лжи по видеозаписи передаётся информация о: мимике, жестах, позе, голосовых характеристиках (интонации, громкости) [14; 15]. Кроме того, внимание отвлекается на саму речь, её логическую структуру и её соответствие невербальной экспрессии. Т. е. по выражению В. А. Лабунской, «Интерпретация невербального поведения представляет творческий, мыслительный процесс.» [7, с. 21].

Список литературы

1. Алан П., Барбара П. Язык телодвижений. Расширенная версия. М.: Эксмо, 2008. 464 с.: ил.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000. 227 с.

3. Барабанщиков «Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по изображению целого и частично открытого лица»//Экспериментальная психология 2008 №1 С. 62 - 77.

4. Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

200 с.

5. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер,

2001. 384 с: ил

6. Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. Спб.: Питер, 2003. 544 с.

7. Лабунская В. А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1989. 43 с.

8. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего. Спб.: 2002, 320 с.

9. Петрова Е. А. Визуальная психосемиотика общения// диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. М.: 2000 313 с.

10. Экман П. Психология Лжи. Обмани меня, если сможешь. СПб.: Питер, 2010. 304 с.: ил.

11. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб., 2010.

12. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица. СПб.: Питер, 2010. 272 с.: ил.

13. Эриксон Э. Идентичность: Юность и Кризис. М.: 1996. 257 с.

14. Ekman P., W. Friesen & J. Hager Facial action coding system, New York:

2002.

15. IzardK, The face of emotion, New York: Appleton-Century-Crofts, 1971.

References

1. Alan P., Barbara P. Yazyk telodvizheniy. Rasshirennaya versiya [The definitive of body language]. Moscow, 2008. 464 p.

2. Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. Moscow, 2000. 227 p.

3. Eksperimental'nayapsikhologiya, no. 1 (2008): 62 - 77.

4. Bodalev A.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom [Perception and understanding each other]. Moscow, 1982. 200 p.

5. Damn Ch. O vyrazhenii emotsiy u cheloveka i zhivotnykh [The Expression of the emotions in man and animals]. SPb.: Piter, 2001. 384 p.

6. Kunitsina V.N., Kazarinova N. V., Pogol'sha V. M. Mezhlichnostnoe obshchenie: uchebnik dlya vuzov [The interpersonal communication: a textbook for high schools]. Spb.: Piter, 2003. 544 p.

7. Labunskaya V.A. Interpretatsiya neverbal'nogo povedeniya v

mezhlichnostnom obshchenii [Interpretation of nonverbal behavior in interpersonal communication]: Avtoref. dis. d-ra psikhol. nauk. Moscow, 1982. 43 p.

8. Nitsshe F. Po tu storonu dobra i zla. Prelyudiya k filosofii budushchego [In beyond good and evil. Prelude to a philosophy of the future]. Spb.: Azbuka klassika, 2002, 320 p.

9. Petrova E. A. Vizual'naya psikhosemiotika obshcheniya [Visual psychosemiotics of communication]: dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk. Moscow, 2000. 313 p.

10. Ekman P. Psikhologiya Lzhi. Obmani menya, esli smozhesh' [Telling lies. Lie to me if you can]. SPb.: Piter, 2010. 304 p.

11. Ekman P. Psikhologiya emotsiy. Ya znayu, chto ty chuvstvuesh' [Psychology of emotion. I know what you feel]. SPb., 2010.

12. Ekman P., Frizen U. Uznay lzhetsa po vyrazheniyu litsa [Recognize a liar by his expression]. SPb.: Piter, 2010. 272 p.

13 Erikson E. Identichnost': Yunost' i Krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow, 1996. 257 p.

14. Ekman P., W. Friesen & J. Hager Facial action coding system, New York:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2002.

15. Izard K., The face of emotion, New York: Appleton-Century-Crofts, 1971. ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кривошлыков Игорь Анатольевич, аспирант

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ул. Гагарина, 8, г. Волгоград, 400131, Россия E-mail: Nadya_Vinogradova@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Krivoshlykov Igor Anatolevich, Ph.D. Student

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

8, Gagarina str., Volgograd, 400131, Russia

E-mail: Nadya_Vinogradova@mail.ru Рецензент:

Медведев Александр Михайлович, кандидат психологических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Волгоград

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.