УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП
Ю. С. Аникина Научный руководитель - А. Н. Малюгина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрена особенности и роль социально-психологического климата в развитии студенческой группы. Проведено исследование роли социально-психологического климата в успешности группы.
Ключевые слова: социально-психологический климат, развитие группы, групповая динамика.
THE STUDY OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE ON THE EXAMPLE
OF THE STUDENT GROUPS
Y. S. Anikina Scientific supervisor - A. N. Malyugina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In the article the peculiarities and the role of socio-psychological climate in the development of the student group is presented. The study of the role of socio-psychological climate in the success of the group is conducted.
Keywords: socio-psychological climate, development of the group, group dynamics.
Климат играет большую в групповой динамике: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется. В других же сотрудники получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Психологический климат коллектива представляет собой эмоциональный настрой коллектива и отражает сложившиеся взаимоотношения между его членами. Психологический климат характеризует групповое настроение бригады, отдела, студенческой группы. Психологический климат возникает в результате непосредственного межличностного общения работников в коллективе. Он связан с особенностями взаимоотношений по горизонтали (между коллегами) и по вертикали (между руководителями и подчиненными) требовательностью, сотрудничеством, взаимопомощью. Так же основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность [1, 3].
Социально-психологический климат делится на: благоприятный и неблагоприятный.
Для коллективов с благоприятным психологическим климатом характерны: взаимное доверие между работниками, теплота межличностных отношений, предрасположенность к восприятию советов и замечаний. В таких коллективах возникает позитивное отношение к работе.
Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют: пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверен-
Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»
ность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, подозрительность, недоверие друг к другу.
Нами было проведено исследование 3 студенческих групп первого курса направления «Аудит и контроллинг персонала» СибГАУ им. Решетнева. Группы были сформированы в один и тот же период времени - сентябрь 2016 года. Для проведения исследования была использована методика В. М. Завьяловой «Оценка микроклимата студенческой группы». Благодаря данной методике возможно оценить микроклимат студенческой группы и рассмотреть такие показатели, как: настроение группы, активность, работоспособность, степень психологической защищенности отдельного студента, наличие микрогрупп внутри коллектива, конфликтность, наличие неформальных лидеров и т.д. [1, 4].
По итогам анкетирования и обработке результатов, были получены данные характеризующие микроклимат студенческих групп первого курса. Полученные данные представлены в виде диаграммы (см. рисунок).
Результаты анкетирования
По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы. Группы «81-6» и «81-9» испытывают среднюю степень благоприятности микроклимата. В группе «81-12» тест прошло меньшее количество, студентов, чем у «81-6» или «81-9», но это не повлияло итог. У группы «81-12» - незначительная благоприятность микроклимата. На всё это может влиять недоверие друг к другу, замкнутость студентов, формирование отдельных микрогрупп внутри коллектива. Возможно, причиной незначительной благоприятности является то, что студенты внутри групп знакомы недолгое время, и вероятно, что к концу обучения микроклимат во всех группах изменится.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата являются следующие:
1. Чувство коллективизма. Каждый человек в группе должен почувствовать свою значимость. Например, для создания этого чувства можно формировать традиции группы. При выполнении общего дела равномерно и равнозначно разделить полномочия.
2. Коммуникабельность. (Общительность) Развитие коммуникативной культуры, навыки общения и сотрудничества. Нахождение общих тем для разговоров. Поиск общих интересов, которые объединили бы всех членов группы.
3. Самообладание. Самообладание является важным качеством в отношениях с другими людьми. Оно помогает успешно разрешать конфликты. Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела составляет ценность качества самообладания.
4. Чувство эмпатии. Это чувство означает способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства и желания, идеи и действия других [2].
Для сплочения студентов 3-х групп (81-6,9,12) был проведён тренинг «Погружение». Его организовали преподаватели кафедры и студенты старших курсов. Этот тренинг является ежегодным мероприятием, и он позволяет поближе узнать друг друга вне учёбы, а так же познакомиться со студентами из других групп.
Положительный психологический климат не формируется сам собой. Это результат упорного, целенаправленного и длительного труда всего коллектива, результат хорошо спланированной и организованной деятельности.
Библиографические ссылки
1. Афанасьева Т. А. Социально-психологический климат организации [Электронный ресурс]. Режим доступа:/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm (Дата обращения: 07.04.2017).
2. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность, М.: Мысль, 1998.
3. Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. - Калуга. 2003.
4. Менеджмент. Практические ситуации, деловые игры, упражнения. Под общей редакцией д.э.н., проф. О. А. Страховой. - СПб., 2007. - 138 с.
© Аникина Ю. С., 2017