Научная статья на тему 'Исследование скорости износа транспортной системы колонного диффузионного аппарата'

Исследование скорости износа транспортной системы колонного диффузионного аппарата Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
102
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Пушанко Н. Н., Серегин А. А., Рогальский С. В., Балакан С. А., Лукаш А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование скорости износа транспортной системы колонного диффузионного аппарата»

лении, но скорость роста функции Иь{{) выше, чем Ыь{1).

Анализ большого количества данных по пробою решеток показал, что в предперколяционный период временная эволюция удовлетворительно описывается степенным уравнением вида:

Л^(/)=^а

где а — величина приблизительно постоянная и зависит от размера решетки.

В исследуемом интервале А (Ю^Л/^ЗО) эту зависимость вблизи кривой критических значений Ки можно описать линейным соотношением:

а =2,04 XI О-2 ХА'+,78.

В частности, при N=30 а=2,38±0,2, что близко к значению а=2,4±0,2, полученному в [10] для процесса эволюции трещин на плоской квадратной решетке. Это, по-видимому, связано с тем, что фрактальные свойства процесса эволюции трещин и электрического пробоя качественно подобны.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате проведенных экспериментальных и теоретических исследований установлено, что кинетика процесса электроплазмолиза может определяться эффектами кооперативного разрушения клеток биологической ткани в электрическом поле. С помощью математического моделирования процессов пробоя проведена оценка зависимости и времени развития пробоя от размера системы, величины прикладываемого напряжения и «качества» среды. Определена также взаимосвязь между критическим напряжением пробоя и параметрами среды.

ЛИТЕРАТУРА

1 Лысянский В. М., Гребенюк С. М. Экстрагирование в пищевой промышленности.— М.: Аропром-издат, 1987,- 188 с.

2 Лазаренко Б. Р..Фурсов С. П..Щеглов Ю. А и др. Электроплазмолиз.— Кишинев: Картя Молдовеня-скэ, 1977.— 78 с.

3. Купчик М. П., Манк В. В., Гул ы й И. С. и др. Новые способы получения и очистки диффузионного сока: Обзорн. информ.. ЦНИИТЭИпищепром. Сер. сахарная пром-сть, 1985,- Вып. 12 — 24 с.

4 Купчик М. П., Манк В. В., Гул ы й И. С. и др. Новые способы интенсификации технологических процессов свеклосахарного производства: Обзор, информ./АгроНИИТЭИпищепром. Сер. Сахарная пром-сть, 1988.— Вып. 5.— 44 с.

5. Winterhalter М., Н е 1 F г i с h W. Deformation of spherical vesicles by electric fields//Colloid & Interface Sci. - 1988,— 122. — № 2,—P. 583—586.

6. Chernomordik L. V', Sukharev S. I., Popov S. V., Pastushenko V, F., Sokirko A. V., Abidor I.Q., Chizmadzhev Yu. A.//Biochim. et biophys. asta, 1987.— 902.— P. 360—373.

7. Фракталы в физике/Под ред. Л. Пьетронеро, Э. Тозат-ти.— М.: Мир, 1988.— 672 с.

8. Takayasu Н. Simulation of electrik breakdown and resulting variant of percolation fractals//Phys. Rev. Lett.— 1985,- 54,—11,—P. 1099—1101.

9. S t a u f f e r D. Introduction to percolation theory.— London: Taylor & Fransis. 1985.

10. T а к а я с у X. Формирование дендритных фракталов при растрескивании и электрическом пробое. В кн.: [7], с 249—254.

Проблемная научно-исследовательская лаборатория Отдел физической химии

дисперсных минералов Поступила 07.05.90

664.1.033:539.538

ИССЛЕДОВАНИЕ СКОРОСТИ ИЗНОСА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ КОЛОННОГО ДИФФУЗИОННОГО АППАРАТА

Н Н. ПУШАНКО, А. А. СЕРЕГИН, С. В. РОГАЛЬСКИЙ, С. А. БАЛАКАН, А. В. ЛУКАШ

Киевский ордена Трудового Красного Знамени технологический институт пищевой промышленности Болоховский машиностроительный завод

Длительная и надежная эксплуатация диффузионных установок во многом определяется износостойкостью конструкционных материалов, применяемых при изготовлении их отдельных узлов и агрегатов. В результате износа таких деталей, как корпус, транспортные лопасти, контрлопасти, трубовал, изменяется форма их поверхности и толщина. Это в первую очередь сказывается на ухудшении прочностных характеристик.

Если учесть, что величина возникающих в материале напряжений обратно пропорциональна квадрату его толщины [1], то станет понятной необходимость изучения интенсивности износа деталей, работающих в сложных условиях межремонтного цикла. Знание характера и интенсивности такого износа позволит намного повысить надежность работы диффузионных установок.

Из всех узлов колонных диффузионных аппаратов наиболее подверженной в процессе эксплуатации коррозионному (химическое и электрохимиче-

ское воздействие диффузионного сока) и механическому (абразивное воздействие движущейся сокостружечной смеси и неорганических примесей) видам износа является транспортная система. Именно из-за ее поломок происходят наиболее ощутимые потери времени и материальных средств. Для обоснованного выбора запаса прочности отдельных узлов транспортной системы и грамотной ее эксплуатации необходимы данные о стойкости металла в условиях экстрагирования сахара из! свекловичной стружки.

Известны [2] результаты испытаний образцов сталей на износ в колонном диффузионном аппарате. Испытания велись в течение одного производственного сезона. При обработке результатов исследований скорости изнашивания определяли расчетным путем. Полученные данные недостаточно | полно отражают характер изнашивания элементов транспортной системы из-за ограниченного коли- I чества точек и времени измерения и нуждаются

в практическом подтверждении. Нами выполнена работа по измерению действительных значений скорости износа различных деталей аппарата в течение длительной его эксплуатации. Использование для определения толщины металла ультразвукового толщиномера «Кварц-6» позволило увеличить количество проверяемых точек и получить точные значения скорости износа металла в разных местах элементов транспортной системы. Определен также характер изменения скорости износа элементов по высоте аппарата.

Исследования проводились на Лучанском сахарном заводе в колонном диффузионном аппарате КДА-25-59М с модернизированной транспортной системой, отработавшей 10 производственных сезонов. Корпус и элементы транспортной системы были изготовлены из стали ВСтЗсп

Аппарат условно был разбит по высоте на 14 зон по числу рядов лопастей. В каждом ряду определяли толщину верхних и нижних листов лопастей в трех поперечных (у трубовала, в средней части и у наружного края лопасти) и двух продольных (на расстоянии 70 и 350 мм от передней кромки лопасти). У контрлопастей определяли толщину верхней и нижней кромки в трех поперечных сечениях. Кроме того, измерялась толщина стенок корпуса и трубовала в 14 точках по высоте колонны на уровне соответствующих рядов лопастей. Скорости износа определяли по найденному уменьшению толщины металла при известном сроке эксплуатации.

Результаты исследования скорости износа металла по длине транспортных лопастей и контрлопастей, мм/г, обобщены соответственно в табл. 1, 2 и представлены на рисунке. В целях экономии места данные в таблицах приведены через один ряд лопастей. На рисунке показано изменение скорости износа металла V элементов транспортной системы по активной высоте к колонного диффузионного аппарата: а — корпуса 1 и трубовала 2; б — транспортной лопасти; средняя часть лопасти, верхний лист 3, средняя часть лопасти, нижний лист 4\ в — контрлопасти: средняя часть контрлопасти, верхняя кромка 5; средняя часть контрлопасти, нижняя кромка 6.

Таблица 1

Расстояние Верхний лист Нижний лист

Ряд до точки

лопас- измерения сере- на- сере- на-

тей от передней У тру- дина руж- у тру- дина руж-

(счет кромки бова- лопас- ный бова- лопас- ный

от лопасти, ла ти край ла ти край

сита) мм лопас- лопас-

ти ти

70 0,24 0,30 0,31 0,50 0,52 0,54

13 350 0,26 0,29 0,32 0,50 0,53 0,53

70 0,17 0,21 0,21 0,26 0,26 0,26

11 350 0,22 0,23 0,23 0,23 0,22 0,24

70 0,11 0,11 0,14 0,12 0,11 0,14

9 350 0,12 0,14 0,14 0,13 0,11 0,14

70 0,12 0,13 0,16 0,11 0,16 0,18

7 350 0,13 0,13 0,16 0,14 0,14 0,15

70 0,13 0,16 0,19 0,06 0,10 0,15

5 350 0,14 0,17 0,18 0,11 0,12 0,13

70 0,14 0,19 0,22 0,17 0,22 0,24

3 350 0,17 0,20 0-.24 0,17 0,18 0,23

70 0,19 0,21 0,28 0,20 0,32 0,35

1 350 0,19 0,20 0,24 0,26 0,30 0,31 Таблица 2

Ряд контрлопастей (счет от сита) Вер хняя кромка Нижняя кромка

У трубовала середи- на контр- лопасти у корпуса у трубовала середи- на контр- лопасти у корпуса

15 4,40 5,00 5,15 3,35 3,50 1.60

13 3,20 2.80 2,50 2,10 2,35 1,90

11 2,40 2,10 2,00 1,80 1,80 1,80

9 2.00 1,70 1,30 1,88 1,50 1,20

7 1,50 1,50 1,30 1,20 1,00 1,00

5 1,40 1,70 1,60 1,40 1,40 1,30

3 2,70 2,80 2,50 1,70 2,60 2,40

1 1,90 1,99 1,97 3,20 4,00 3,50

Наибольшая скорость износа лопастей, контр-

лопастей, трубовала и корпуса происходит в нижней и верхней частях аппарата. В нижней части колонны в условиях высоких скоростей движения соко-

05

ОЛ

0,3

02

О/

О

\ \

д / / і

і *

V 2 \ л

N \.

0,5

ОА

05

02

<?/

О

0 14-6

А"

-л —I <■/

о г 4 в її ю ^ км'

0,5

ОЛ

05

о,г о

Г

\ у /-

V }/

,< Р ч 7

О 2 4 6 8 УО & км

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стружечной смеси и песка преобладает абразивный износ металла. Причем корпус аппарата в данной зоне из-за истирающего действия загрязненной песком сокостружечной смеси изнашивается наиболее интенсивно. В средней части в условиях установившегося теплового и гидродинамического режимов износ элементов транспортной системы сравнительно невелик. В верхней части аппарата износ элементов транспортной системы вновь возрастает. При этом к растущему абразивному износу данных элементов уплотненной массой свекловичной стружки добавляется усиливающийся коррозионный износ. Причиной такого усиления является снижение pH жидкой фазы из-за орошения сокостружечной

смеси сульфитированной барометрической водой, а также контакт элементов транспортной системы с атмосферным воздухом при возможных колебаниях уровня диффузионного сока в аппарате.

Увеличение скорости износа металла лопастей при удалении от трубовала связано с ростом скорости движения сокостружечной смеси относительно поверхности лопастей. Возле наружного края лопасти, где окружная скорость максимальна, износ металла в 1,1—2,5 раза выше, чем вблизи трубовала. А некоторое увеличение скорости износа нижнего листа транспортных лопастей возле трубовала происходит из-за большой кривизны его профиля.

ВЫВОДЫ

1. Результаты исследований показывают, что для обеспечения длительной и надежной эксплуатации колонных аппаратов при условии изготовления их из обычных конструкционных материалов, необходимо величину припуска на износ для лопастей и контрлопастей, трубовала и корпуса задавать пропорционально изменению скорости износа данных элементов по высоте аппарата. Абсолютные значения и характер изменения скоростей износа элементов приведены в данной работе.

2. С целью уменьшения интенсивности электро-

химической коррозии целесообразно применять материалы с меньшим электродным потенциалом, например, нержавеющие стали 08X13, 08Х17Т,

12Х18Н10Т, двухслойную сталь СтЗ-12Х18Н10Т.

3. Перспективным является также дальнейшее совершенствование формы транспортных лопастей, снижающее сопротивление их движению и уменьшающее скорость абразивного износа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пушанко Н. Н., Серегин А. А. О долговечности транспортных систем колонных диффузионных аппаратов.— Пищ. пром-сть, Научн.-производ. сб., 1981— № 2,— С. 42—44.

2. Я в о р В. А., Г и ш е л ь м а н М. М., Ковинская С. В., Р о м е н с к и й Н. П., Исследование износостойкости конструкционных материалов в диффузионных аппаратах непрерывного действия. Пищ. пром-сть, Научн.-производ. сб.,—1980.— № 1,— С. 39—42.

Кафедра технологического

оборудования пищевых производств Поступила 13.11.89

664.123.4.033

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЭКСТРАГИРОВАНИЯ САХАРА В СЕКЦИОННЫХ АППАРАТАХ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМ ОТЖИМОМ СЫРЬЯ

А. В. ЛЫСИКОВ, Ю. А. ЗАЯЦ, В. М. ЛЫСЯНСКИЙ

Киевский ордена Трудового Красного Знамени технологический институт пищевой промышленности

К экстракторам свеклосахарного производства предъявляется ряд требований, без удовлетворения которых не может быть достигнута высокая эффективность протекания процесса извлечения сахара из свекловичного сырья. Это, во-первых, полная и быстрая тепловая обработка свекловичной стружки. Далее можно назвать возможность обеспечения одинакового времени пребывания частиц независимо от производительности аппарата, строгий противоток, сочетающийся с активным гидродинамическим режимом контакта фаз, малая чувствительность к качеству подготовки сырья и др.

Из существующих экстракторов наилучшим образом этим требованиям удовлетворяют секционные экстракторы, например, ротационные.

Однако практика показала, что в ротационных аппаратах после разделения фаз в секции происходит унос части жидкости со стружкой в следующую секцию [1]. Для сока этот унос является рециркуляцией, т. е. нарушением противотока.

Представляется целесообразным поэтому применение промежуточного отжима твердой фазы при ее перегрузке из секции в секцию.

Авторами были проведены исследования процесса экстрагирования сахара в секционных аппаратах с промежуточным отжимом сырья.

В основу исследования была положена математическая модель процесса экстрагирования, разработанная В. М. Лысянским на основе решения краевой задачи при граничных условиях 3-го рода для неограниченного цилиндра, которым аппроксимировалась форма частиц [2].

Для определения коэффициентов модели были созданы два секционных экстрактора с промежуточным отжимом сырья. Один из них представляет собой 9-секционную противоточную пилотную установку с промежуточным отжимом после каждой секции. Для нее были проведены исследования по определению времени пребывания твердой фазы в аппарате с помощью введения индикатора и кине-

тика процесса экстрагирования при работе с отжимом и без него.

Секционирование позволяет .с достаточной точностью переносить результаты лабораторных исследований на полупромышленные и промышленные установки. Это было проверено на втором аппарате, который имел всего одну секцию диаметром

3 м. Для этого аппарата была исследована кинетика экстрагирования при трех режимах: без отжима, с отжимом от 0,003 до 0,005 МПа и при перемешивании свекловичного сырья, погруженного в жидкость.

Величины коэффициентов диффузии определялись по известной методике с помощью виброплатформы [3].

Обработка экспериментальных данных велась с применением ПЭВМ «Искра-1030».

Установлено, что эффективность процесса экстрагирования свекловичной стружки при постоянном контакте фаз (перемешивание) выше, чем при циклическом взаимодействии. Это объясняется сокращением времени контакта фаз при тепловой обработке в циклическом процессе. Однако применение промежуточного отжима с усилием более 0,003 МПа после каждого цикла контакта фаз повышает эффективность процесса (рис. 1). Причем в наибольшей мере это сказывается после того, как будет закончена тепловая обработка стружки, т. е. произойдет денатурация белков протоплазмы клеток и снижение модуля упругости частиц свеклы. Поэтому, по нашему мнению, целесообразно проводить процесс в две ступени. На первой осуществлялась бы тепловая обработка свекловичного сырья, а на второй применялся бы промежуточный отжим при перегрузке сырья в селекционном аппарате.

Нарушение структуры частиц свеклы при работе с отжимом приводит также к увеличению коэффициента диффузии сахара в свекловичной ткани (рис. 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.