УДК 65.012
ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЛАТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Н.Ю. Филонова, С.Л. Петросян, Е.В. Ефанова, Т.А. Бородина
В статье рассматривается процесс становления рынка платных медицинских услуг как дополнительного негосударственного источника финансирования здравоохранения, альтернативного государственным источникам финансирования
Ключевые слова: здравоохранение, рынок, платные медицинские услуги, финансирование, оказание помощи
В РФ здравоохранение, как и вся экономика в целом, а социальная сфера в особенности, пережило невиданный в мире упадок.
Значительное сокращение государственного финансирования системы оказания медицинской помощи привело к резкому ухудшению ее доступности для широких слоев населения страны.
Как следствие, стало нарастать теневое софинансирование всех видов медицинской помощи, что породило в России скрытую коммерциализацию государственных и муниципальных ЛПУ.
Обозначенные обстоятельства поставили отрасль в тяжелое положение, из которого она до настоящего времени не может выйти. Именно этим и обусловлен поиск путей реформирования здравоохранения в современных условиях.
Но в этом процессе, к сожалению, становятся все более доминирующими экономические предпочтения в подходах и осуществлении планов перспективного развития, что проявляется увеличением доли платных медицинских услуг, предоставляемых населению.
Широкое внедрение платных медицинских услуг обусловлено, прежде всего, существованием спроса, во многом опережающего предложение (значительная часть населения не имеет возможности получения бесплатной медицинской помощи при наличии показаний).
Таким образом, рыночная среда начинает проникать в здравоохранение.
Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу
Филонова Наталья Юрьевна - ВГТУ, студент, тел. (4732) 467-422 Петросян Сергей Львович - ВГТУ, д-р техн. наук, д-р мед. наук, профессор, тел. (4732) 525-844
Ефанова Екатерина Владиславовна - ВГТУ, канд. экон. наук, доцент, E-mail: [email protected]
Бородина Татьяна Александровна - ВГТУ, ассистент, тел. (4732) 467-422
установления цен, объема производства и реализации товаров (услуг). Рыночный механизм является процессом, посредством которого продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ.
Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Таким образом, основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Спрос, в нашем случае - это количество медицинских услуг, которые могут приобрести пациенты за определенный промежуток времени и по определенной цене.
Предложение — это объем медицинских услуг, которые медицинская организация может оказать за определенный промежуток времени и по определенной цене.
В связи с этим чрезвычайно важно обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг. Ключевую роль здесь играет цена, которая, с одной стороны, определяет спрос и предложение, а с другой стороны, в условиях свободного ее изменения балансирует их.
На спрос и предложение оказывают воздействие также неценовые факторы. Спрос определяется количеством покупателей (населения), средним доходом отдельного человека, семьи, ценой заменяемой медицинской услуги. Само количество пациентов будет определяться уровнем заболеваемости населения, качеством его здоровья. Предложение медицинских услуг также будет зависеть от следующих факторов: цена используемых ресурсов, налоги и дотации, количество производителей данных услуг.
В новых социально-экономических условиях медицинские услуги выступают в каче-
стве специфического товара, на который должна быть установлена цена.
Цена - эта та сумма денег, за которую продали медицинскую услугу. Цена медицинской услуги должна складываться из стоимости и прибыли.
При высоких ценах на платные медицинские услуги предложения превышают спрос. В этом случае возникает конкуренция среди продавцов (производителей) платных услуг, что приводит к снижению цены и увеличению спроса.
Если спрос превышает предложение, то возникает конкуренция уже среди покупателей платных медицинских услуг, что приводит к повышению цен.
В настоящее время на рынке медицинских услуг представлены учреждения государственного и негосударственного сектора (в том числе различных организационноправовых форм), что можно расценивать как положительную тенденцию в формировании рыночных отношений в здравоохранении. Поэтому платные медицинские услуги являются важной составляющей деятельности практически любого медицинского учреждения. Их развитие вызывает не только практический, но и теоретический интерес в современных условиях, когда особенно остро стоит вопрос не только обеспечения отрасли необходимыми ресурсами, но и их эффективного использования.
В принципиальном отношении, экономические механизмы управления здравоохранением, проистекают из двух основных положений:
1) приобретения медицинской услугой свойств товара, и
2) создания конкурентной среды, в ко-
торой на основе хозяйственной самостоятельности действуют лечебно-
профилактические учреждения различных форм собственности.
Первое положение подразумевает широкое использование в процессе управления таких экономических категорий, как оптимизация форм оплаты медицинских услуг, ценообразования и тарифов, нормирования труда в здравоохранении, вопросы оплаты труда персонала ЛПУ, обеспечения и управления качеством медицинских услуг и т.д. Создание же конкурентной среды предусматривает разработку способов регулирования конкурентного поля и опоры в этой связи на лицензирование и аккредитацию ЛПУ,
учета растущей диверсификации форм собственности производителей медицинских услуг на фоне приобретения учреждением свойств экономической самостоятельности и т.д.
На развитие рынка платных медицинских услуг в России влияет общая экономическая ситуация в стране, - с каждым годом растет благосостояние населения. Однако, по мнению экспертов, главной причиной роста рынка платных медицинских услуг является ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи.
По данным компании «Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), за период с июля 2006 г. по июнь 2007 г. за медицинские услуги пришлось платить 42% жителей России (в т.ч. 31% - через кассу, 11% - неофициально). Официальные платежи за медицинские услуги чаще прочих осуществляли люди с высшим образованием (43%), относительно высокими доходами (41%) и жители мегаполисов (44%).
Таким образом, развитие рыночных механизмов в решении проблем здравоохранения необходимо сделать важным элементом политики борьбы с бедностью, сделав акцент на первоочередную поддержку лиц, не обладающих достаточными личными средствами для лечения. Уровень финансовой защиты граждан от больших расходов на медицинскую помощь должен стать важнейшим индикатором результативности функционирования отрасли. В ситуации существенного удорожания медицины эта стратегия является социальным и нравственным императивом развития общества.
Во-первых, потому что низкий средний уровень жизни подавляющей части населения не позволяет ему отвлекать заметные средства на оплату медицинских услуг, во-вторых, отсутствие имиджа здорового образа жизни не ведет к увеличению удельного веса в доходах населения затрат на поддержание и сохранение своего здоровья. Таким образом, определяя стратегию развития здравоохранения, трудно использовать изменение цен на медицинские услуги как метод сбалансированности спроса и предложения.
Поэтому в Минздраве разработана Программа по внедрению рыночных меха-
низмов в систему здравоохранения на 20092013 годы.
Внедрение рыночных механизмов в государственные медицинские организации позволит: 1) совершенствовать нормативноправовую базу в системе здравоохранения; 2) обеспечить устойчивость системы здравоохранения и исполнение Программы государственных гарантий в условиях недостаточного финансирования; 3) предоставить возможность разумного сочетания социальной политики и рыночной экономики в секторе здравоохранения; 4) улучшить эффективность менеджмента лечебного учреждения; 5) укрепить материально-техническую базу здравоохранения, внедрить современные технологии профилактики, диагностики и лечения; 6) удовлетворить спрос населения в объеме и качестве медицинских услуг.
В медицинские учреждения, оказывающие платные услуги, обращается около трети населения: 36% жителей областных центров, 32% - из городов областного подчинения, 30% жителей райцентров, 29% сельского населения.
Однако, не редко можно услышать в больничных коридорах фразу: «Болеть сегодня не по карману» . Ведение в лечебных учреждениях платных услуг должно было помочь модернизации здравоохранения и дать право выбора больным.
К сожалению, в последнее время во многих местах усиливается тенденция на "вымывание" бесплатных медицинских услуг и замены их платными.
Отсутствие полноценной, бюджетной финансовой политики привело к тому, что сегодня платные медицинские услуги оказывают все лечебные учреждения независимо от формы собственности. По данным Росстата, в 2006 г. объем платных медицинских услуг (ПМУ) составил 427,8 млрд. руб. Принимая во внимание реальный рост рынка платности на 20% в год, итоги 2007 г. более впечатляющие — не менее 500 млрд. руб. Если учесть теневые платежи и прибавить объемы по добровольному медицинскому страхованию (ДМС), а также расходы граждан на лекарства (примерно 90 млрд. руб. в розничной сети, плюс за время пребывания в стационаре приходится приплачивать за лекарства и т.п.), то картина уже не печальная, а трагическая. Фактически помимо текущих государственных расходов — около 900 млрд. руб.
(бюджет и обязательное медицинское страхование (ОМС)) — в отрасли в обороте находится еще примерно 700 млрд. руб.
При этом в 2008—2011 гг. прогнозируются высокие темпы роста платных медицинских услуг: от 7,3 до 8,6%. Развитие платных услуг в медицине — это и есть легализация "темных" денег в данной сфере.
Государственные расходы на здравоохранение должны увеличиться с 3,5% ВВП в 2007 г. до 3,9% (к 2011 г.), а с учетом частного сектора до 4,9% ВВП (в 2007 г. -4,3%). Однако это лишь возврат к ситуации 1990 г., когда из всех источников на охрану здоровья тратилось около 4,5% ВВП, и существенно ниже уровня, рекомендованного ВОЗ (5-6% ВВП).
В тоже время, развитие рынка платных медицинских услуг тормозится государственными учреждениями здравоохранения, которые предлагают клиентам платные услуги по демпинговым ценам. Еще одной весьма острой проблемой развития отрасли платных медицинских услуг является высокий уровень первоначальных инвестиций в открытие клиники платной медицины. Игроки рынка платных медицинских услуг часто сталкиваются с проблемами нахождения и удержания профессиональных врачей.
Несмотря на финансовый кризис, темп роста на рынке платных медицинских услуг не будет замедляться. В связи с сокращением теневого сектора и неудовлетворительным качеством бесплатной медицинской помощи продолжится стремительный рост рынка.
Любопытен прогноз Минэкономразвития России по перспективам развития ПМУ: "...в социальной сфере, в том числе в здравоохранении, в отдельных случаях в результате малоэффективной работы бюджетного сектора этой сферы, низкого качества услуг, оказываемых на безвозмездной основе, продолжится замещение бесплатных социальных услуг платными. Формирование объемов этих услуг будет происходить достаточно высокими темпами, а также продолжится активное расширение видов медицинских услуг, оказываемых на платной основе".
Таким образом, расширение объема платных медицинских услуг наряду с воз-
можностью дополнительного материального стимулирования медицинских работников и улучшением материальнотехнической базы медицинских учреждений позволяет полнее удовлетворять потребности граждан в качественной медицинской помощи. При этом увеличение платных медицинских услуг не должно ущемлять права социально незащищенных слоев населения и вести к сокращению гарантированного государством объема бесплатной медицинской помощи.
Литература
1. Апарин И.С. Тенденция развития платной медицинской помощи / И. С. Апарин //
Экономика здравоохранения. - 2005. - № 7 (95). - С. 14 - 18.
2. Трифонова Н.Ю. Адаптация медицинских учреждений к работе в условиях рынка / Н.Ю. Трифонова // Экономика здравоохранения. - 2008. - № 9. - С. 16 -18.
3. Светличная Т. Г. Здравоохранение в рыночной системе экономических отношений / Т.Г. Светличная // Главный врач. - 2008. - № 8. - С. 58 - 63.
4. Яковлев Е.П. Современные тенденции расширения хозяйственной самостоятельности ведомственных медицинских организаций в условиях рыночной экономики / Е.П. Яковлев // Экономика здравоохранения. - № 8 (86), 2004. с. 15 - 16
Воронежский государственный технический университет
RESEARCH OF MARKET MECHANISMS OF MANAGEMENT PAID BY ACTIVITY OF MEDICAL ESTABLISHMENTS
N.Yu. Filonova, S.L. Petrosian, E.V. Efanova, T.A. Borodina
In clause the process beginning of the market of paid medical services, as additional state source of financing of public health services alternative to state sources of financing is considered
Key words: public health services, market, paid medical services, financing, rendering assistance