ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ТРУДА СТРАН АЗОВОЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА: ПАРАЛЛЕЛИЗМ РАЗВИТИЯ
LABOR MARKETS RESEARCH IN COUNTRIES OF THE AZOV AND BLACK SEA REGION: SIMILARITY OF DEVELOPMENT
Г риненко Светлана Викторовна д.э.н., профессор каф. Инноватики и экономического проектирования факультета управления в экономических и социальных системах
Южного федерального университета [email protected]
Grinenko Svetlana V.
professor dep. Innovatics and economic project Faculty of management in economic
and social systems Southern Federal University
Аннотация. Статья представляет обзор рынков труда стран АзовоЧерноморского бассейна, направленный на выявление схожих тенденций и специфики развития, что позволит определить точки сопряжения в целях согласования экономических и социальных интересов.
Summary. Article represents a survey of labor markets in the countries of the Azov and Black sea region, directed on identification of similar tendencies and specifics of development, which will allow defining interface points for coordination of economic and social interests.
Ключевые слова. Рынок труда, Азово-Черноморский регион, занятость, безработица, миграция.
Keywords. Labor market, Azov and Black sea region, employment, unemployment, migration.
Социально-экономическое развитие регионов ориентированное на реализацию императивов роста инновационного потенциала требует поиска новых подходов направленных как на использование эффективных методов ведения хозяйства, качественно улучшающих использование ресурсов на базе ресурсосберегающих технологий, производства товаров и услуг высокого качества так и сопряжение разнородных социальных, этнических, возрастных групп с целью эффективного управления развитием территории, справедливого
распределения работы, доходов, социальных благ, обеспечение безопасности и благополучия.
Вышесказанное определило интерес исследования к территории Азовочерноморского бассейна (АЧБ), как важного ареала, являющегося центром развития экономики как значимый транспортный узел, неустойчивой экологической системой, сложившейся как под влиянием объективных, так и субъективных причин, вызванных рассогласованностью действий и стратегий стран АЧБ, что также определило ассиметричность функционирования и развития рынков труда в странах регионах бассейна. При этом следует отметить высокую биопродуктивность, значительные запасы полезных ископаемых, высокий транспортно-коммуникационный потенциал, развитую инфраструктуру рекреационно-туристической деятельности, которая базируется на соответствующем богатом природно-ресурсном потенциале [8] -сказанное Буркинским Б.В., Степановой В.Н., Бердниковой С.В. в отношении Азовского региона, безусловно, транспонируется на Черноморский, возможно в большей степени. На наш взгляд, рассматривать необходимо именно ареал Азово-черноморского бассейна, поскольку, это обусловлено географически, раздельныйанализ бассейнов Азовского и Черного морей, соединенных Керченским проливом может исказить целостную картину.
Исследование направлений формирования системы партнерских отношений связано с необходимостью решить задачи согласования интересов стран АЧБ по различным позициям и в разных взаимосвязанных сферах. В данной работе представим один из аспектов возможного партнерства на основе согласования интересов - формирование сопряженного локального рынка труда, реализующего необходимый переток трудовых ресурсов между странами АЧБ, позволяющий решить социальные задачи как сбалансированности данного рынка, так и обеспечения экономики стран рабочей силой с требуемыми профессиональными компетенциями.
Первоначально требуется проанализировать ситуацию, сложившуюся на
локальных рынках труда стран АЧБ. Согласно географическому положению
2
прибрежных стран АЧБ 6 - Болгария, Грузия, Россия, Румыния, Турция, Украина, при этом организация Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС)объединяет 12 стран, среди которых также Азербайджан, Албания, Армения, Греция, Молдавия, Сербия [16]. Следует также сказать, сто, подтверждая тезис об обязательном рассмотрении именно Азово-черноморского бассейна Международный Черноморский Клуб (МЧК) -неправительственная общественная организация, имеющая статус наблюдателя объединяет 30 городов как Черноморского иСредиземноморского регионов:Анапа, Батуми, Бургас, Варна, Галац, Измит, Ильичевск, Кавала, Констанца, Мариуполь, Николаев, Одесса, Пирей, Поти, Салоники, Самсун, Севастополь, Сухум, Тирасполь, Трабзон, Триест, Туапсе, Феодосия, Херсон, Южный, Ялта, так и городов Азовского побережья: Азов, Ростов-на-Дону, Таганрог, Темрюк.
Общая характеристика стран по некоторым макропоказателям представлена в табл. 1 - статистические данные по 10 странам, участникам ОЧЭС, за исключением Албании и Сербии.
Таблица 1 - социально-экономические показатели по странам ОЧЭС,
2011 год [7,13,14,18,27]
№ п/п Страна Численность населения, млн.чел. Среднегодовая численность занятых в экономике, млн. чел. Общая численность безработных, млн. чел. Среднемесячная заработная плата, € (по курсу на 10.11.2013) ВВП, млрд. € (по курсу на 10.11.2013) -2010 год
1 Болгария 7,5 2,90 0,37 344,41 36,04
2 Г рузия 4,4 1,60 0,30 282,32 9,21
3 Россия 143,0 67,70 5,02 533,69 1031,61
4 Румыния 21,4 9,10 0,63 434,67 115,02
5 Турция 74,0 24,10 2,57 1109,13 400,68
6 Украина 45,5 20,30 1,70 237,74 97,7
7 Азербайджан 9,2 4,40 0,25 343,48 40,13
8 Армения 3,3 1,20 0,26 186,85 6,3
9 Г реция 11,3 4,40 1,00 2161 230,2
10 Молдавия 3,6 1,20 0,08 177,34 4,19
В силу различных причин статистические данные по Албании и Сербии представлены мало, опираясь на сайт о мировой экономике
(http://www.ereport.ru/), базу данных Всемирного банка
(http://data.worldbank.org/), сайт Центрального разведывательного управления (https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ri.html) можно
получить данные о некоторых важных индикаторах: объем ВВП Албании составил в 2011 году 13,0 млрд. долл. США, Сербии - 38,5 млрд. долл. США. Численность занятых в экономике и безработных не представлена, но есть данные об уровне безработицы - в Албании этот показатель составил 13,3 %, в Сербии - 23,7 %.
Следует также отметить, что анализируя рынок труда России в рамках ареала АЧБ необходимо учитывать, что экономически этот регион важен для Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, в силу географического положения.
В табл. 2 представлена структура ВВП стран участников ОЧЭС, свидетельствующая о том, что большинство стран имеют максимальную долю ВВП в промышленности, финансовой деятельности и торговле, при этом в странах, располагающихся географически на побережье АЧБ транспорт и связь по значимости в структуре ВВП занимает 4 место. При этом в остальных странах участницах доля данной отрасли ниже - в основном 6 место принадлежит транспортной сфере хозяйствования.
Оценивая ситуацию, сложившуюся на рынках труда анализируемых стран, выделим схожие и специфические тенденции. Европейская комиссия [15] регулярно отслеживает внутренний рынок ЕС, в том числе реализацию принципа свободы в рамках выбора места работы. По данным за 2012 год первое место по иммиграции рабочей силы из страны заняла Румыния (более 13 % трудоспособного населения), второе - Болгария (7,6 % трудоспособного населения), количество греческих рабочих в Германии выросло на 73 %.
Таблица 2 - Отраслевая структура ВВП (2011 год) [7,13,14,18,27]
Валовой внутренний продукт всего в том числе по отраслям
Сельскоеи лесное хозяйство, рыболовство и охота промышленность строительство транспорт и связь торговля, гостиницы и рестораны финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг образование, здравоохранение, социальные услуги прочие услуги
Болгария 100 5,3 23,2 8,1 9,8 13,8 23,6 7,4 8,9
Г рузия 100 9,3 17,3 6,1 10,6 17,3 21,2 6,5 11,7
Россия 100 4,2 30,5 6,5 8,9 20,0 15,9 6,6 7,4
Румыния 100 6,5 27,5 10,3 11,8 13,8 15,5 6,1 8,6
Турция 100 8,7 22,2 5,6 15,5 16,2 20,2 5,1 6,5
Украина 100 9,2 27,0 3,5 11,1 17,1 15,5 9,0 7,6
Азербайджан 100 5,7 58,0 8,8 7,0 8,1 4,0 5,0 3,4
Армения 100 22,1 17,7 13,9 6,9 15,4 10,0 7,9 6,1
Г реция 100 3,7 14,2 4,8 9,6 25,0 18,4 10,6 13,7
Молдавия 100 14,4 16,1 4,0 12,5 17,1 16,1 12,3 7,5
Исследователи рынка труда Болгарии[2] отмечают, что основными проблемами являются, во-первых, рассогласованность системы подготовки кадров и потребностей работодателей, во-вторых, недостаточно высокая оплата молодых высококвалифицированных специалистов, что приводит к значительному оттоку кадров из страны. При этом половина зарегистрированных безработных имеет низкую квалификацию и начальное либо общее среднее образование, тогда как в целом по стране каждый десятый молодой человек в возрасте до 21 года имеет высшее образование. С учетом открытости границ в Европе и более высокого уровня жизни и развития экономики в некоторых странах Европы - Болгария ежегодно теряет огромное количество молодых профессионалов, которые уезжают работать за рубеж. В качестве третьей причины определяется не достаточно полноценное
использование потенциала женской части населения Болгарии, а также представителей этнических меньшинств и иммигрантов[26]. При этом если уровень безработицы составляет 9,6 %, то для группы молодых людей 15-24 лет
- 16,1%.[21]
Болгарские фирмы с каждым годом испытывают все больше трудностей по подбору специалистов требуемой квалификации: если в 2011 году такие трудности отмечали 42% работодателей, то в 2012 году - уже 51%, в 2013 -опросы свидетельствуют, что уже 54% предприятий затрудняются найти работников на открываемые ими рабочие места.
Выстраивание рейтинга востребованности ставит на первые места инженеров (самые сложные для заполнения вакансии, по мнению работодателей) и преподавателей для всех уровней образования, включая высшее (18 % вакансий, согласно исследованию Агентства занятости [3]). Далее следуют специалисты пищевой и текстильной промышленности, транспортной сферы (как водители, так и авиа- и судоходные специалисты). Очень востребованы также в Болгарии торговые представители, которые готовы колесить по стране, а также бухгалтеры, финансисты и операторы разных типов производства.
По мнению специалистов в области рынка труда, в Болгарии на сегодня четко прослеживается превышение спроса над предложением в области квалифицированного труда и резкое превышение предложения над спросом в области низкоквалифицированного труда, что вызывает высокий уровень безработицы. При этом исследователи отмечают рост заработной платы на фоне роста безработицы. [28]
Проблема формирования и развития локального рынка труда в Грузии стоит достаточно остро, что подтверждают исследование Национальнодемократического института США (N01), осуществленное в марте 2013 года, в результате которого были опрошены 3 тысячи 103 человека, выбравшие в качестве наиболее важного национального вопроса проблему рабочих мест
(61%). [22] По мнению Тухашвили М., несмотря на экономическое оживление,
6
конъюнктура рынка труда Грузии и стоимость рабочей силы не способствуют снижению высокой интенсивности трудовой эмиграции [23]. Исследованием также установлено, что в трудовую эмиграцию отправляется контингент с весьма высоким образовательным потенциалом, однако за границей они заняты на вторичных рынках труда, что вызывает профессиональную деквалификацию.
В августе 2013 года Правительство Грузии утвердило государственную стратегию формирования рынка труда Грузии и план действий по реализации государственной стратегии формирования рынка труда на 2013-2014 годы. Необходимость разработки документа обосновывается тем, что даже в условиях массовой безработицы, свыше трети работодателей (в некоторых регионах и сферах 70-80%) сталкиваются с проблемой во время привлечения необходимых для них кадров. Одной из причин этого правительство называет неразвитость инфраструктуры рынка труда. По исследованиям, проведенным правительством, выясняется, что между спросом и поставкой рабочих рук на трудовом рынке есть не только количественный, но и серьезный структурный и качественный дисбаланс. [17] На трудовом рынке Грузии массовыми явлениями стали работа продолжительностью свыше 8 часов, тяжелые и вредные условия труда, отсутствие отпуска, долгий неоплачиваемый испытательныйсрок, задержка зарплаты, необоснованное увольнение с работы, дискриминация по возрасту, из-за членства в профсоюзе или по политическому признаку. [25] Согласно данным Национальной службы статистики Грузии, уровень безработицы в стране составляет 15-16%. Тем временем по экспертным расчетам этот показатель равен минимум 35-40%, а с учетом неполной и неэффективной занятости составляет 45-50%.
Для решения названных проблем в ближайшие два года предполагается
создание законодательной, методической, информационной и организационной
системы для задействования основных компонентов государственной политики
в сфере трудоустройства, в «Центрах содействия трудоустройству» будут
реализованы программы по обновлению базы соискателей работы,
7
трудоустройству, организации рабочих мест в рамках общественной работы и в инфраструктурных проектах, профессиональной подготовке/переподготовке безработных в соответствии с требованиями местных рынков труда.
Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило прогноз баланса трудовых ресурсов на 2013 - 2015 годы [12], в котором отметило, что в большинстве секторов экономики, среди которых названы строительство, гостиничный и ресторанный бизнес, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг а также здравоохранение и предоставление социальных услуг в течение 2012 года наблюдался рост спроса. При этом в ряде отраслей снизилась численность занятых - это сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование.
Но прогноз говорит о том, что в 2013-2015 годах в связи с сокращением численности населения трудоспособного возраста прогнозируется снижение численности трудовых ресурсов (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к снижению численности занятых в экономике. При этом негативные демографические тенденции будут смягчены ростом численности работающих лиц старше пенсионного возраста (их удельный вес в численности трудовых ресурсов возрастет с 9,6% в 2011 году до 10,5% в 2015 году) и иностранных трудовых мигрантов (с 2,1% до 2,9% соответственно).
Исследователи рынка труда России: Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., [9] Лукьянова А.Л. [5], Шишкина Е.С. [24], Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. [10] свидетельствуют, что одна из проблем состоит в популяризации высшего образования, что приводит к его обесцениванию, снижению роли в функционировании рынка труда и карьерном росте работника. Большей значимостью обладает опыт работы, результаты успешно пройденного собеседования. Следствием этого становится то, что большинство молодых людей, получивших образование, не желают работать на
производстве, в сфере услуг и т. д., происходит смещение уровней работы и еще большее обесценивание образования.
Следующая проблема связана с общей нестабильностью социальной и политической ситуации, что приводит к сложности планирования для предприятий и организаций даже в среднесрочной временной перспективе (на 3-5 лет). Отсутствие таких планов создает неопределенность как для самих предприятий, так и для системы образования, что приводит к необходимости найма исключительно работников с опытом, не затрачивая ресурсы на обучение сотрудников.
Третья проблема характеризует наличие «потолка зарплат» на российском рынке, заключающаяся в том, что существуетнекоторая предельная сумма, зависящая только от специальности, выше которойзарплата работника подняться не может.
Четвертая проблема напрямую касается трудоустройства - это слабость карьерных перспектив.
В целях решения названных проблемРоссии необходимо разработать ряд мероприятий, позволяющих создать и регулярно обновлять перечень необходимых рынку труда профессий, разрабатывать дорожные карты реформирования локальных рынков как регионального, так и муниципального уровня, создать систему взаимодействия с бизнес-сообществом для ориентирования на создаваемые производственные мощности, Такой комплекс мероприятий позволит адаптировать деятельность образовательныхучреждений к существующим и потенциальным потребностям работодателейс учетом уровня квалификации и компетенций формируемой рабочей силы.
В Румынии проблемами функционирования и развития рынка труда
занимается Министерство труда, семьи и социальной защиты для пожилых
людей (MMFPSPV).Ограниченные данные по стране в большей степени
посвящены не развитию локального рынка, а вопросам интеграции трудовых
ресурсов Румынии в рынок труда Европейского Союза - позиция румынского
правительства заключается в поддержке дальнейшего сотрудничества, для того
9
чтобы найти и интегрировать в общую политику решения, связанные с
достойным трудом и занятостью, на основе передового опыта, на основе
установленных и согласованных с социальными партнерами мер [19].
Министр Кымпеану М. подчеркивает приверженность румынского
правительства продолжать реализацию программ по повышению занятости,
особенно среди молодежи, в целях дальнейшей модернизации государства
через реальную децентрализацию, укрепление трехстороннего социального
диалога. Кроме того, румынским правительством принят план создания
рабочих мест для молодежи пока в рамках пилотных проектов на основе
бюджета, выделяемого Секторной оперативной программой «Развитие людских
ресурсов» (POSDRU).
В 2012 году уровень безработицы в стране составил 6,5 % на фоне
практически нулевого уровня темпов роста промышленного производства. При
этом уровень молодежной безработицы составляет 23,2 %. [31]
Ряд публикаций, ссылаясь на проект Национальной стратегии Румынии
по трудоустройству на 2013-2020 годы, говорит о том, что общее количество
граждан Румынии, выехавших на заработки в страны ЕС, составляет 2,1 млн
человек, что составляет более 10 проц. населения страны, что создало
определенный дисбаланс на рынке труда. [1] Исследователи предлагают ряд
мероприятий по разрешению существующих на внутреннем рынке труда
проблем, среди которых: реструктурирование системы образования и
профессиональной подготовки, [29] развитие региональных рынков труда с
учетом локальной специфики. [30]
Уровень безработицы в Турции составил в 2013 году 9,3%. По данным
Турецкого института статистики, [20] без работы остаются 2,96 млн. человек.
Традиционно, уровень безработицы в городах выше, чем в сельской местности.
Кроме того, в группе наибольшего риска находится молодежь - более 18%
людей от 15 до 24 лет не могут найти работу. Число работающих граждан
составляет 26,9 млн. человек (46,9%), что на 601 000 больше, чем в прошлом
году. Турецкая экономика постоянно сталкивается с проблемой безработицы в
10
связи с динамичными демографическими изменениями в стране. Вместе с тем, в 2012 году в стране был зафиксирован один из рекордно низких уровней безработицы.
Исследователи выделяют следующие проблемы, с которыми сталкивается Турция в рамках развития рынка труда:предложение труда отстает от изменений экономической структуры; неформальная занятость ограничивает рост предпринимательства; высокий уровень безработицы среди молодежи при большом количестве молодых динамичных людей, обладающих определенным уровнем образования; значительные гендерные проблемы занятости; системные вопросы образования различных уровней; сдерживание развития предпринимательства нехваткой квалифицированных кадров.
В Турции наблюдается высокий уровень безработицы среди молодежи, в особенности среди молодых женщин, что обусловлено как нехваткой рабочих мест, так и несоответствием навыков, получаемых в школах и университетах требованиям рынка труда. Мероприятия, направленные на улучшение состояния рынка труда основываются на принципах открытости внутренних экономик, интегрированности в мировые экономические структуры и преобладающее влияние частного сектора реальной экономики над государственным. [4]
Оценка ситуации на рынке труда Украины свидетельствует о том, что,несмотря на непростую экономическую ситуацию складывается позитивная динамика. Такие выводы были получены в результате исследования Международного кадрового портала Head Hunter Украины. Наиболее динамичными отраслями с преобладающим количеством новых вакансий стали производство, добыча сырья, туристический и ресторанный бизнес. При этом особо следует отметить, что выросло количество предложений для молодых специалистов.
Согласно статистическим данным уровень занятости на рынке труда
Украины составил в 2012 году 64,7 %, при уровне безработицы 7,5 %. [6]
Одной из главных проблем современного рынка труда Украины исследователи
11
называют недостаток качественных рабочих мест с достойной оплатой труда, еще одной проблемой является трудоустройство людей старше 45 лет, которые достаточно часто теряют работу вследствие несоответствия своего профессионально - квалификационногоуровня требованиям современного рынка труда.Следующая приоритетная для решения проблема -трудоустройство молодежи, требующая государственной поддержки первого трудоустройства, обеспечения гарантированного собеседования молодого специалиста с работодателем в случае соответствия выпускника учебного заведения большинству требований к кандидату на должность, создания отдельной, специализированной, биржи труда, финансирования мер содействия занятости молодежи, что будет способствовать одновременному решениюзадач становления высокоразвитой, стабильной и развивающейся национальной экономики в Украине. [11]
Анализируя статистические данные и исследования по странам АзовоЧерноморского бассейна, следует выделить следующие проявления параллелизма:
- наличие незаполняемых вакансий, сложность подбора персонала на уровне высокой безработицы и значительной трудовой миграции;
- существенное превышение уровня молодежной безработицы над уровнем безработицы в целом по стране;
- несоответствие компетенций, знаний и умений, получаемых в системе образования потребностям рынка труда и требованиям работодателей;
- значительная трудовая миграция во всех странах, за исключением России, для которой следует, первое, дополнительно анализировать внутреннюю миграцию между регионами, второе - регионы АЧБ, это традиционно регионы с положительным миграционным приростом.
В качестве специфики следует выделить:
- деление стран АЧБ на две группы - страны, члены ЕС, и страны, не входящие в ЕС - имеющие разные направления миграционных потоков. Можно
назвать два исключения: Россия и Украина. О Росси было сказано выше, миграция из Украины происходит в страны Европы и Канада;
- для Болгарии, Грузии - миграция высококвалифицированных трудовых ресурсов, превышение спроса над предложением для квалифицированных кадров, при этом мигранты из Грузии работают за рубежом на вторичных рынках труда в качестве неквалифицированных рабочих;
- для Турции - высокий уровень женской безработицы, необходимость вовлечения женщин в рынок труда.
Следует отметить, что статья носит проблемный характер, выявленные параллельности в развитии и специфические черты локальных рынков требуют дальнейшего детального эмпирического исследования. Кроме того, необходимо уделить внимание системам образования стран АЧБ, молодежному сегменту рынка труда и миграционным потокам, что позволит сформировать информационную платформу для согласования интересов стран-участниц.
Список литературы
1. Безработица и бедность выгнали из вступившей в ЕС Румынии десятую часть населения // POSTIMEEShttp://ras.postimees.ee
2. Болгария сегодня // http://www.bulgariatoday.ru/
3. Болгарское государственое агенство по занятости // http://www.az.government.bg/
4. Бордунова Е. Молодежь в странах Ближнего Востока: социальноэкономические и политические последствия быстрого демографического роста // Население и общество, 2010. № 415-416.
5. Гимпельсон, В. Уровень образования российских работников: оптимальный, избыточный, недостаточный?: Препринт WP3/2010/09 [Текст] / В. Е. Гимпельсон, Р. И. Капелюшников, А. Л. Лукьянова; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010.
6. Государственная служба статистики Украины // http://www.ukrstat.gov.ua/
7. Греция Сегодня // http://www.greecetoday.ru; МК-Турция // http://mk-turkey.ru
8. Интегрированное управление ресурсами и безопасностью в бассейне Азовского моря: Монография / Под ред. Б.В. Буркинского, В.Н. Степанова (Украина), С.В. Бердникова (Российская Федерация) - Одесса: ИПРЭЭИ НАН Украины, 2010.
9. Капелюшников, Р. И. спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? : препринт WP3/2011/09 [Текст] / Р. И. Капелюшников ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
10.Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения. Монография. — М.: Научный эксперт, 2008.
11.Кучин С.П.«Человеческий капитал» и проблемы Трудоустройства молодежи в современной Украине // Экономика и управление, 2012. № 3.
12.Министерство труда и социальной защиты РФ // http://www.rosmintrud.ru/employment/employment/298
13.Национальная служба статистики Грузии // http://www.geostat.ge/
14.Официальный сайт Европейской комиссии // http://ec.europa.eu/
15.Официальныйсайт Organization of the Black Sea economic cooperation //
http://www.bsec-organization.org/Pages/homepage.aspx
16.Правительство Грузии опубликовало государственную стратегию формирования рынка труда // Информационный портал «Тбилисская неделя (TbilisiWeek)», http://www.georgianpress.ru/
17.Россия и страны мира - 2012 г. // http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_39/Main.htm
18.Румынскoe Нaциoнaльнoe Агeнствo Пeчaти //
AГЕРПРЕСhttp://www1.agerpres.ro/
19.Сайт Turkish Statistical Institute // http://www.turkstat.gov.tr
20.Сайт статистики стран мира // http://www.indexmundi.com
21.Смольникова Н. В Грузии «главным национальным вопросом» считают рабочие места-Новости-Грузия, 15.04.13 // http://newsgeorgia.ru
22.Тухашвили М. Проблемы социально-экономической реинтеграции вернувшихся мигрантов в Грузии // CARIM-East RR 2013/11, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2013.
23.Шишкина Е.С. Российский рынок труда: проблемы и перспективы // Вестник СамГУ. 2012. № 10 (101).
24.BernabeS., Stampini M.Labour mobility during transition. Evidence from Georgia // Economics of Transition, 2009. Volume 17(2)
25.Bratoeva-Manoleva S.H.Bulgarian labor market in the context of European union membership //e-Journal VFU «Chernorizets Hrabar» кн. 4/2011 г.
26.Business Грузия // http://bizzone.info/stats/EFFkkVuyFZ.php
27.MaivaliM., Stierle M. The Bulgarian labour market: Strong wage growth in spite of rising unemployment // ECFIN Country Focus, 2013. Vol. 10, Is. 2.
28.Manea L.D., Nistor C., Muntean M.C. Measures and Suggestions to Improve the Labor Force in Romania // International Conference «Risk in Contemporary Economy» XIIth Edition, 2011, Galati, Romania.
29.Pintilescu C. Regional Labour Market in Romania // Journal of Eastern Europe Research in Business & Economics, 2012.
30.Trading Economics // http://ru.tradingeconomics.com/romania/youth-unemployment-rate