УДК 656.025.4+51.74 Котельников Сергей Сергеевич,
к. т. н., заместитель директора Ангарского филиала ОАО «В-Сибпромтранс»,
тел. 8 (902) 5790-1465, e-mail: Ori-Gami@yandex.ru Гозбенко Валерий Ерофеевич, д. т. н., профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения,
тел. (3952) 638-357, e-mail: gozbenko@yandex.ru ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК С УЧЕТОМ РАСШИРЕНИЯ
НОМЕНКЛАТУРЫ ПЕРЕВОЗИМЫХ ГРУЗОВ
S. S. Kotelnikov, V. E. Gozbenko
RESEARCH OF THE MARKET OF CONTAINER TRANSPORTATION WITH A VIEW TO EXPANDING THE RANGE OF GOODS CARRIED
Аннотация. В Иркутской области филиалы ОАО «Трансконтейнер» расположены только в городах Иркутск и Братск, и доставка крупнотоннажных контейнеров до получателей в других городах производится автомобильным транспортом. При этом все дополнительные транспортные расходы приходятся на грузополучателей и грузоотправителей, что делает для них отдаленные контейнерные терминалы менее привлекательными и конкурентоспособными.
Номенклатура грузов, перевозимых контейнерными перевозками, расширяется ежегодно, и все больше пользователей транспортных услуг отдает им предпочтение.
Для определения динамики изменения контейнерных перевозок и возможного перевода различных грузопотоков на контейнерные перевозки был проведен комплексный анализ объемных показателей всей номенклатуры перевозимых грузов по железным дорогам Российской Федерации. Для этого были собраны и проанализированы отчеты по грузовой работе формы ГО-2 Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) - филиала ОАО «РЖД» за последние 5 лет. При этом для исследования были взяты ежемесячные данные перевозимых грузов. Общая номенклатура грузов включала 65 позиций.
Установлено, что изменение погрузки по всем грузам имеет нисходящую последовательность. Значительное падение объемов перевозимых грузов по указанным позициям номенклатуры характеризуется переходом на автомобильный транспорт и на перевозку грузов в контейнерах.
Ключевые слова: железнодорожные перевозки, контейнерные перевозки, номенклатура грузов, контейнерные терминалы.
Abstract. In the Irkutsk region the branches of JSC «TransContainer» are only located in the cities of Irkutsk and Bratsk, and delivery of large containers to recipients in other cities is made by road. In this case all extra transport costs are paid by the consignees and shippers, making the distant container terminals less attractive and competitive for them. Nomenclature of goods transported by container traffic is expanding every year and more and more users of transport services give preference for them. To determine the dynamics of changes in container traffic and possible transfer of different traffic flows to container traffic a comprehensive analysis of the volume indicators of the entire range of transported goods by railways of the Russian Federation was made. For this purpose, we collected and analyzed reports on cargo work, form GO-2, of EasternSiberian railway (VSZHD) - branch of JSC «RZD» for the last 5 years. Monthly data of the goods transported were token for the study. The total cargo consisted of 65 items. It was found that changing the loading on all goods has a descending sequence. A significant drop in the volume of freight transported on these items is characterized by a shift to road transport and for transportation of cargoes in containers.
Keywords: rail transportation, container transportation, cargo, container terminals.
Введение
Контейнерные перевозки грузов во всем мире за последние 40 лет стали одним из самых востребованных видов грузовых перевозок. Это особенно характерно для смешанных и международных сообщений.
При доставке грузов в контейнерах [1, 2] максимально обеспечивается сохранность грузов, достигается значительная экономия затрат на тару и упаковку (сам контейнер является надежной многооборотной тарой), сокращаются расходы на по-грузочно-разгрузочные операции, снижается оборот подвижного состава за счет повышения производительности труда при погрузке-выгрузке укрупненных грузовых единиц (контейнеров), и в конечном итоге ускоряется доставка грузов по логистической схеме «от двери до двери».
В нашей стране основная работа с контейнерами производится дочерней компанией ОАО «РЖД» - ОАО «Трансконтейнер». В 2010 году доля «Трансконтейнера» в общем объеме железнодорожных контейнерных перевозок по сети ОАО «РЖД» составляла более 52 %, в 2013 снизилась до 47,7 %, в первом полугодии 2014 года сократилась
до 45,6 %. Снижение доли связано с увеличением конкуренции и открытием частных контейнерных терминалов под конкретные промышленные или торговые зоны (рис. 1).
Года
Рис. 1. Доля ОАО «Трансконтейнер» в общем объеме железнодорожных контейнерных перевозок по сети ОАО «РЖД»
Такое стремительное изменение объемов контейнерных перевозок, приходящихся на ОАО «Трансконтейнер», подтверждается структурой размещения контейнерных терминалов ОАО
52
51.7
53
45
2010
2011
2012
2013
2014
Транспорт
ш
«Трансконтейнер» вблизи только крупных региональных центров и значительной отдаленностью от промышленных городов средней и малой величины.
Анализ интенсивности контейнерных
перевозок в Иркутской области
В Иркутской области филиалы ОАО «Трансконтейнер» расположены только в городах Иркутск и Братск, и доставка крупнотоннажных контейнеров до получателей в других городах производится автомобильным транспортом. При этом автомобильное плечо может превышать 200 км. Все дополнительные транспортные расходы приходятся на грузополучателей и грузоотправителей, что делает для них отдаленные контейнерные терминалы менее привлекательными и конкурентоспособными.
Несмотря на это, существует большое количество подготовленной инфраструктуры на базе прежних грузовых дворов, находящихся в распоряжении Дирекций терминально-складских комплексов ОАО «РЖД», которые задействованы для выполнения операций с контейнерами в наименьшей степени. Данная политика минимального использования существующей инфраструктуры направлена на создание дополнительных преимуществ для ОАО «Трансконтейнер».
Номенклатура грузов, перевозимых контейнерными перевозками, расширяется ежегодно, и все больше пользователей транспортных услуг отдает им предпочтение.
Для определения динамики изменения контейнерных перевозок и возможного перевода различных грузопотоков на контейнерные перевозки был проведен комплексный анализ объемных показателей всей номенклатуры перевозимых грузов по железным дорогам Российской Федерации [3]. Для этого были собраны и проанализированы отчеты по грузовой работе формы ГО-2 Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) - филиала ОАО «РЖД» за последние 5 лет. При этом для исследования были взяты ежемесячные данные перевозимых грузов. Общая номенклатура грузов включала 65 позиций. Гистограммы динамики общего количества погруженных грузов в вагонах и тоннах по ВСЖД представлены на рис. 2 и 3._
/ 1204937
1220000
§ 1200000 I
§ 1180000 ш
8 1160000 I? 1140000
С
£ 1120000
1100000
2010 2011 2012 2013 2014
Года
Рис. 2. Количество погруженных вагонов на ВСЖД
73000000 72000000
1
| 71000000
I-
2 70000000
I-
8 69000000 § 68000000 67000000 66000000
2010 2011 2012 2013 2014
Года
Рис. 3. Количество погруженных тонн на ВСЖД
Анализ полученных данных свидетельствует
0 том, что падение объемов погруженных вагонов по ВСЖД с 2010 по 2014 год составляет 2,7 %. При этом падение объемов погруженных тонн составляет 6,4 %. Данная тенденция характеризуется уменьшением производств, а также увеличением объемов грузов, перевозимых автомобильным видом транспорта.
Согласно полученным данным, объемы грузов, погруженных в крупнотоннажные контейнеры, по ВСЖД с 2010 по 2014 год увеличиваются. Гистограммы динамики количества погруженных вагонов крупнотоннажными контейнерами по ВСЖД представлены на рис. 4 и 5.
50000
§ 48000
£ 46000 га
Л 44000
Й 42000 о>
1 40000 * 38000
36000
2010 2011 2012 2013 201'
Года
Рис. 4. Количество погруженных вагонов с контейнерами на ВСЖД
2500000
I 2000000
X
о
о 1500000 ш
? 1000000 £
* 500000 0
2010 2011 2012 2013 2014
Года
Рис. 5. Количество погруженных тонн с контейнерами на ВСЖД
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что увеличение погруженных вагонов с крупнотоннажными контейнерами по ВСЖД с 2010 по 2014 год составляет более 17,7 %. При этом увеличение погруженных тонн груза в крупнотоннажные контейнеры составляет 27,5 % за тот же период.
Общий рост контейнерных перевозок обусловлен привлекательностью за счет более высокой
скорости доставки, универсальности и перехода части других грузопотоков на контейнерные перевозки (эти грузопотоки ранее не предъявлялись к перевозкам в контейнерах).
Анализ отчетов по грузовой работе формы ГО-2 позволил выделить часть грузов, которые могут быть представлены к перевозке в крупнотоннажных контейнерах [4, 5]. При этом к перевозке в контейнерах все чаще принимаются грузы следующей номенклатуры: черные металлы, металлолом, химические удобрения, цемент, лес, зерно, мука, строительные грузы, бумага, соль, продтовары, промтовары, сборные грузы.
Гистограммы динамики количества погруженных вагонов со сборными грузами, металлоломом, бумагой, мукой, продтоварами по ВСЖД представлены на рис. 6-13.
3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
3215
3239
3261
2010
2011
2012 Года
2013
2014
Рис. 6. Количество погруженных вагонов со сборными грузами на ВСЖД
700000 600000 § 500000
Ig 400000
S
J 300000 § 200000 100000 0
662198 ✓—
/
X
/
2010 2011 2012 2013 2014
Года
Рис. 7. Количество погруженных тонн со сборными грузами на ВСЖД
Основным родом подвижного состава для отправки металлолома железнодорожным транспортом являются полувагоны. Однако в последние 5 лет участились случаи отправки металлолома в крупнотоннажных контейнерах. Это связано с несколькими причинами: срок доставки, отсутствие хищений в пути следования, отсутствие нарушения схемы погрузки в пути следования, возможность максимально использовать тару крупнотоннажных контейнеров, возможность погрузки вдали от железнодорожных путей и железнодорожных станций. Динамика изменения количества погруженного металлолома в вагоны представлена на рис. 8 и 9.
12000
g 10000 X
§ 8000 ш
S 6000
I 4000 £ 2000 0
у—
8822 8412 -7830-,-.-
I
2012 Года
Рис. 8. Количество погруженных вагонов с металлоломом на ВСЖД
120000 100000 80000 60000 40000 20000 0
2012 Года
Рис. 9. Количество погруженных тонн с металлоломом на ВСЖД
10000 5000 0
18856
Г- 15715 1744 5 5
Г
2012 Года
Рис. 10. Количество погруженных вагонов с бумагой на ВСЖД
1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0
2012 Года
Рис. 11. Количество погруженных тонн с бумагой на ВСЖД
1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0
459 -"ТЗггя-
Щ
2012 Года
Рис. 12. Количество погруженных вагонов с мукой на ВСЖД
10936
2010
2011
2013
2014
2010
2011
2013
2014
25000
9437
20100
о 20000
m 15000
2010
2011
2013
2014
484155
537380
523164
165190
1204944
1149199
976098
2010
2011
2013
2014
902
2010
2011
2013
2014
Транспорт
m
60000 50000
х х
É? 40000 о
й 30000
2010 2011 2012 2013 2014
Года
Рис. 13. Количество погруженных тонн с мукой на ВСЖД
Заключение
Установлено, что изменение погрузки по всем грузам, представленным в гистограммах, на рис. 6-13, имеет нисходящую последовательность. Так, объемы погрузки вагонов сборными грузами с 2010 по 2014 год снизились на 43 %, металлолома - на 23 %, муки - на 26 %.
Значительное падение объемов перевозимых грузов по указанным позициям номенклатуры характеризуется переходом на автомобильный транспорт и на перевозку грузов в контейнерах.
Все это позволяет сделать вывод, что контейнерные перевозки становятся более конкурентоспособными на транспортном рынке. При этом воз-
никает реальная возможность создания конкурирующих с ОАО «РЖД» организаций на данном направлении.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах : приказ М-ва путей сообщ. Рос. Федерации № 30 от 18.06.2003 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2р.
2. Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах : утв. МПС России от 27 мая 2003 г. № ЦМ-943 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2р.
3. Акулиничев В.М., Кудрявцев В.А., Корешков А.Н. Математические методы в эксплуатации железных дорог. М. : Транспорт, 1982. 223 с.
4. Оленцевич В.А., Гозбенко В.Е., Котельников С.С. Анализ неравномерности отцепленных вагонов с коммерческими неисправностми по российским железным дорогам // Труды Брат. гос. ун-та. Сер.: Естественные и инженерные науки. 2013. Т. 1. С. 168-174.
5. Гозбенко В.Е., Оленцевич В.А. Повышение безопасности работы железнодорожной транспортной системы на основе автоматизации технологии размещения и крепления груза в вагоне // Изв. Транссиба. 2013. № 1 (13). С. 110-116.
20000
10000
0
УДК 658.58 Чемезов Александр Владимирович,
зам. генерального директора - главный инженер «Норильскникельремонт», тел. 89135044136, e-mail: chemezovav@gmail.com
Шамарова Наталия Андреевна,
аспирантка кафедры управления промышленными предприятиями ИрНИТУ, тел. 89086411356, e-mail: nat196508@mail.ru
Яхина Елена Равильевна,
аспирантка кафедры управления промышленными предприятиями ИрНИТУ, тел. 89025793558, e-mail: c12@istu.edu
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
A. V. Chemezov, N. A. Shamarova, E. R. Yakhina IMPROVEMENT OF REPAIR FACILITY EFFICIENCY
Аннотация. В статье рассматривается система организации работы предприятия, которое было создано на основе ремонтного подразделения крупного промышленного комплекса в условиях района Крайнего Севера. Обозначены проблемы в организации деятельности нового ремонтного предприятия и пути их решения, связанные с мотивацией ремонтного персонала и повышением эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Предлагается изменение существующей организационной структуры и функционирования деятельности ремонтного предприятия путем выделения производственных подразделений в самостоятельные филиалы. Раскрыто поэтапное решение поставленной задачи. Доказана необходимость централизации профильных функций в Управлении предприятия и создание Управляющей компании на базе Управления предприятия с передачей в ее состав непрофильных видов деятельности. Обосновано, что в результате внедрения предложенных мероприятий повысится уровень технического обслуживания оборудования, усовершенствуется технология ремонтно-восстановительных работ и, следовательно, сократятся затраты на содержание основных фондов Заказчика.
Ключевые слова: ремонтное предприятие, реструктуризация отрасли, мотивация персонала, реорганизация производства, техническое обслуживание и ремонт оборудования.
Abstract. In the article the system of the organisation of overhaul plant operating, which is organized on the basis of a maintenance department of a large industrial enterprise under the conditions of the Far North region, is considered. The problems in organizing the operation of a new overhaul plant and ways to solve them related to motivation of the repair personnel and efficiency increase of industrial-economic activities of the enterprise are stated. Change of existing structure of the organisation and functioning of activity of the overhaul plant is offered by allocating production units into separate subsidiaries. The phased solution of the objective is disclosed. The necessity of centralization of core functions in enterprise management and the creation of the management company on the basis of enterprise management with the transfer of non-core activities into its structure is proved. It is proved that the introduction of the proposed activities increases the level of maintenance of the equipment, improves the repair restoration work technology and consequently reduces maintenance costs of fixed assets of the customer.
Keywords: repair facility, industry restructuring, employee motivation, production reorganization, equipment maintenance and
repair.