Научная статья на тему 'Исследование риска наркозависимости подростков астраханской области'

Исследование риска наркозависимости подростков астраханской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
716
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ФАКТОРЫ РИСКА / ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ / НАРКОЗАВИСИМОСТЬ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛАКТИКА / PSYCHOACTIVE AGENTS / RISK FACTORS / PROTECTIVE FACTORS / DRUG ADDICTION / ADDIKTIVNY BEHAVIOR / TEENAGERS / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мяснянкина Н. Г., Тимашева Л. В.

В статье обсуждаются проблемы наркозависимого поведения подростков. Описаны риски употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования риска наркозависимости среди обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of risk of a drug addiction of teenagers of the Astrakhan region

In article problems of drug-addicted behavior of teenagers are discussed. Risks of the use of psychoactive agents at teenage age are described. Results of research of risk of a drug addiction among trained are presented.

Текст научной работы на тему «Исследование риска наркозависимости подростков астраханской области»

ИССЛЕДОВАНИЕ РИСКА НАРКОЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Мяснянкина Н.Г., Тимашева JI.B.

Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация

В статье обсуждаются проблемы наркозависимого поведения подростков. Описаны риски употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования риска наркозависимости среди обучающихся.

Ключевые слова: психоактивные вещества; факторы риска; защитные факторы; наркозависимость; аддиктивное поведение; подростки, профилактика.

RESEARCH OF RISK OF A DRUG ADDICTION OF TEENAGERS

OF THE ASTRAKHAN REGION

Myasnyankina N. G., Timasheva L. V.

Astrakhan state university, Astrakhan, Russian Federation

In article problems of drug-addicted behavior of teenagers are discussed. Risks of the use ofpsychoactive agents at teenage age are described. Results of research of risk of a drug addiction among trained are presented.

Keywords: psychoactive agents; risk factors; protective factors; drug addiction; addiktivny behavior; teenagers; prevention.

Для современного общества свойственно негативное отношение наркомании как явлению и к людям, употребляющим наркотики. Такое отвергающее отношение со стороны общества, приводит к тому, что наркоман оказывается не принятым обществом, своими друзьями, родителями, преследуемый полицией, социальными службами, работодателями и т.д. Единственная среда, где наркоман принимается и не отторгается - это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ). Такое изгнание наркомана из общества приговаривает его к жизни в среде, которая в психологическом смысле разрушает его еще сильнее, чем наркотики, но вне которой наркоман уже не способен существовать. С одной стороны, наркоман выступает для общества как преступник, который должен быть наказан. С другой стороны, наркоман воспринимается обществом как нуждающийся

в помощи больной человек. Такая неоднозначная и противоречивая реакция общества порождает сложность в выработке эффективной стратегии профилактики наркомании. Нам видится, что наиболее целесообразной в этом случае является первичная профилактика наркозависимости, которая основана на преодолении предпосылок к началу злоупотребления ПАВ, то есть факторов риска [7].

Научные исследования выявили значительное количество факторов риска и защитных факторов употребления психоактивных веществ, объединяемых в следующие группы: общество и окружающая среда, конституциональная предрасположенность, семья, школа, индивидуальные особенности.

Факторы риска — это такие характеристики (или признаки), которыми с точки зрения статистики чаще всего обладают подростки, склонные к употребляющие психоактивных веществ. Защитные факторы — это такие характеристики (или признаки), которые позволяют подростку сопротивляться пагубному воздействию. Они предохраняют людей, усиливая их намерение не употреблять психоактивных веществ. Факторы риска являются индикаторами потенциальных проблем, которые могут и не возникнуть, если достаточно сильны защитные факторы [1, 5]. Именно поэтому профилактика употребления наркотиков и иных ПАВ должна быть направлена на усиление защитных факторов [6].

Многочисленные социологические исследования свидетельствуют о том, что приобщение к наркотикам и другим психоактивным веществам происходит на всё более ранних этапах онтогенеза.

Средний показатель распространенности наркомании в Российской Федерации в 2013 году составил 227,2 на 100 тыс. населения. По данным министерства здравоохранения Астраханской области, в 2014 году в регионе зарегистрировано 3799 человек, употребляющих наркотические средства, или 373,7 на 100 тыс. населения, что превышает средний показатель по стране в более чем в 1,5 раза. В 2014 году в Астрахани и области было обследовано 1823 обучающихся, фактов употребления наркотиков не выявлено, однако подростки устойчиво продолжают оставаться в группе риска по этой проблеме, что объясняется спецификой данного возрастного периода [3].

Подростковый возраст является переходным этапом развития, на котором ребёнок переходит из мира детства в мир взрослых. В этом смысле подросток находится в маргинальном положении: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Такое положение влияет все стороны развития подростка и все виды его деятельности, делает этот период поистине сложным и противоречивым.

Подростковый период развития считается самым трудным и сложным из всех периодов онтогенеза. Вместе с тем это и самый ответственный период, поскольку здесь складываются

основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу Именно, в этом возрасте оформляется характер и основные формы межличностного поведения. Приобщение к наркотикам чаще всего происходит именно в этом возрасте.

Употребление подростками психоактивных веществ связано с такими возрастными особенностями как возникновение чувства взрослости, проявляющееся в стремлении к независимости и самостоятельности, подражательности «взрослым» формам поведения, экспериментированием и «примериванием» на себя различных, в том числе и асоциальных ролей, подростковым нигилизмом [2].

Риск приобщения к ПАВ возрастает с наличием у подростка отрицательного опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, на основе которого складывается негативное представление о себе. Это проявляется в неадекватной самооценке, повышенной потребности в групповой идентификации и социальном одобрении, неуверенности, неудовлетворённость собой. Система представлений подростка о себе является уязвимой и зависимой от референтной группы [7].

Наиболее опасным фактором риска наркотизации в этом возрасте является то, что потребность в употреблении психоактивных веществ возникает, как только собирается группа подростков, среди которых есть употребляющие и склонные к употреблению разных психоактивных веществ. Чрезвычайно важным является тот момент, что на этом этапе имеют значение существующие определенные общественные ритуалы применения сигарет или наркотиков, кровно связывающие всех вместе и позволяющие подросткам чувствовать себя не одинокими и нужными тем, кто вместе с тобой [5].

Учитывая актуальность проблемы наркотизации в Астраханском регионе, а также тот факт, что ранее приобщение к наркотикам происходит именно в подростковом возрасте, было проведено исследование риска наркозависимости подростков Астраханской области.

Целью настоящего исследования явилось определение динамики степени риска появления наркозависимого поведения у подростков в условиях системы образования. Общее количество участников исследования составило 270 подростков, обучающихся в 6-11 классах общеобразовательных учреждений города и области. Нами была использована диагностическая методика «Группы риска наркозависимости», разработанная в 1995-1996 гг. доктором психологических наук Б.И. Хасаном и кандидатом психологических наук Ю.А. Тюме-невой. Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые разнесены по трём диагностическим шкалам: «поведение в ситуации риска», «интерес к наркотикам», «социальны установки».

Предпосылки обращения к употреблению ПАВ позволяют авторам методики говорить о следующих группах, различаемых по степени риска:

I — не рискующие подростки.

II - подростки группы риска.

Подростки «группы риска» в свою очередь подразделяются на три группы:

1-я группа риска - «потенциально готовые к пробе»;

2-я группа риска - «совершившие пробу»;

3-я группа риска - «адциктивное поведение».

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе изучалось распределение учащихся по группам риска, на втором - определялась динамика «напряженных» мест (проблемных зон) с учетом возраста испытуемых.

Результаты сравнительного анализа распределения учащихся по группам риска представлены в таблице!.

Таблица 1.

Распределение испытуемых на группы риска наркозависимости с учетом возраста (%)

Группа риска 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10-11 классы

«не рискующие» 6 17 16 17 39

«потенциально готовые к пробе» 94 75 84 77 61

«совершившие пробу» 0 4 0 3 0

«аддикгивное поведение» 0 4 0 3 0

Результаты исследования показали, что количество учащихся «не рискующих» является наибольшим в группе учащихся 10-11-х классах (39%) и наименьшим - в 6-м классе (6%). Вместе с тем, очевидно, что число таких подростков в целом невелико и составляет около 20% от всех испытуемых. Остальные учащиеся находятся в группах разной степени риска наркозависимости.

Число подростков, вошедших в группы «совершивших пробу» и «адциктивное поведение», составили два и менее процента. Большая часть обследованных во всех возрастных категориях (в целом около 80%) относятся к первой группе риска «потенциально готовых к пробе». То есть социальные установки этих учащихся, их поведение в ситуации риска, а также наличие интереса к наркотикам предрасполагает к началу употребления психоактивных веществ.

Дальнейший анализ динамики «напряженных» места показал наличие как схожих, так и специфичных рисков для разных возрастных групп испытуемых. Результаты представлены в таблице 2.

Полученные данные показали, что низкие значения по шкале «поведение в ситуации риска» характерны для более четверти учащихся 6-х и 8-х классов (32% и 29% соответственно),

что говорит о преобладании в поведении этих подростков стратегии «избегания». Данную стратегию используют люди, у которых недостаточно внутренних ресурсов для разрешения сложных жизненных ситуаций, среда для них является избыточной, а значит и излишне напряжённой и эмоционально насыщенной. Близкие показатели установлены в группах учащихся 9-х и 10-11-х классов с высокими значениями по этой же шкале (25% и 30% соответственно), следовательно, для них свойственна «преодолевающая стратегия» в поведении. Такая стратегия связана с «недостаточностью» окружающей среды, ее бедностью. При этом подросток ищет ситуации, в которых он мог бы попробовать свои силы, себя самого. Он ищет более «рискованные» ситуации, чтобы получить эмоциональное переживание, которое необходимо ему для самоощущения.

Таблица 2.

Динамка рисков в группах учащихся по классам, в %

Уровни Шкала «поведение в ситуации риска» Шкала «интерес к наркотикам» Шкала «социальные установки»

6 7 8 9 10-11 6 7 8 9 10-11 6 7 8 9 10-11

Низкий 32 23 29 16 10 82 77 72 28 70 82 84 27 44 60

Средний 68 69 67 59 60 13 23 14 22 30 18 16 52 53 30

Высокий 0 8 4 25 30 5 0 14 50 0 0 0 21 3 10

У более 70% учащихся всех классов кроме девятиклассников выявлено отрицание какого бы то ни было интереса к области, связанной с наркотиками, а для 50% девятиклассников характерен, напротив, повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках, который связан с направленным поиском такой информации, структурированием времени «под этот интерес».

Для более 60% учащихся 6-х,7-х и 10-11-х классов и более 40% девятиклассников характерно наличие активного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой работой, соревновательности и значимости социального одобрения. При этом для 20 % учащихся 8 классов свойственно наоборот равнодушие и отрицание просоциальных действий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки.

Таким образом, проведенное исследование показало, что наличие низких или высоких показателей хотя бы по одной из шкал «интерес к наркотикам», «поведение в ситуации риска», «социальные установки», делает подростка «потенциально готовым» к совершению пробы. Наиболее выраженным фактором риска для учащихся 6, 7, 8 и 10-11 классов является «отрицание какого-либо интереса к наркотикам», при этом для учащихся 9 классов наоборот свойственен «повышенный интерес к наркотикам». Фактор «чрезмерной значи-

мости социально одобряемой деятельности» также выражен в группах учащихся 6, 7, 9, и 10-11 классов, а для некоторой части учащихся 8 классов - отрицание просоциальных событий. Менее выраженным фактором риска наркозависимости стало «поведение в ситуации риска», где избегающие стратегии свойственны для некоторой части учащихся 6 и 8 классов, а преодолевающие - для части учащихся 9 и 10-11 классов. Специфика «напряженных» мест или рисков возникновения наркозависимости у подростков в условиях системы образования определят, с одной стороны, содержание профилактической работы, с другой ее эффективность.

Список литературы

1. Ахметова O.A., Слободская Е.Р. Употребление психоактивных веществ подростками: психосоциальные факторы риска и защиты // Бюллетень СО РАМН. 2007. №3. С. 34—40.

2. Ахметова O.A., Чернышова Е.А., Слободская Е.Р., Рябиченко Т.Н. Употребление психоактивных веществ подростками: личностные факторы риска и защиты // Бюллетень СО РАМН. 2008. №2. С. 46-51.

3. Доклад губернатора A.A. Жилкина о наркоситуации в Астраханской области по итогам 2014 года /документы антинаркотической комиссии астраханской области [Электронный ресурс]. URL: http://30.fskn.gov.ru/index.php?razdel=comru (дата обращения: 15.12.2015).

4. Леонтьева М.В. Особенности распространения употребления алкоголя подростками и молодёжью в образовательной среде // Вопросы наркологии. 2007. № 1. С. 31-39.

5. Кремлева О.В., Лозовой В.В., Лозовая Т.В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики. Москва, 2011. 448 с.

6. Мяснянкина Н.Г. Профилактика аддиктивных форм поведения несовершеннолетних / Н.Г. Мяснянкина. Астрахань, 2009. 66 с.

7. Пережогин Л.О. Диагностика степени риска формирования наркозависимости у несовершеннолетних. Первичная профилактика наркозависимости / Л.О. Пережогин. М., 2007. 140 с.

8. Тимашева Л.В. Формирование позитивного «образа я» как средство профилактики употребления психоактивных веществ подростками-инвалидами // Социальная профилактика и здоровье. 2003. № 6. С. 32-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.