УДК 159.923
Южаков Виталий Алексеевич
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗМЕНЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ
ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ
В статье представлены исследования трансформации самоидентичности под действием интенсивных инте-гративных психотехнологий (ИИПТ). Автором выделены ведущие механизмы трансформации идентичности: процессы осознания, рефлексии и интеграции. Сделан вывод о том, что в результате недельных тренингов с использованием ИИПТ происходят значимые изменения элементов самоидентичности в сторону большей целостности и гармоничности личности.
Ключевые слова: идентичность, самоидентичность, идентификация, социальная идентичность, трансформация идентичности, механизмы трансформации идентичности, интеграция, интенсивные интегративные психотехнологии.
Проблема самоидентичности является одним из самых актуальных и трудных вопросов современной психологии. Это связано с глобальными социальными изменениями жизни людей, разрушения прежних смыслов, ценностей, традиций, изменения социальных ролей. Многие исследователи (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Т.Г. Сте-фаненко, Н.Л. Иванова, В.В. Козлов и др.) отмечают в связи с этим феномен кризиса идентичности, приводящий к дезинтеграции личности [7, с. 1112]. Особенно актуальным становится поиск адекватных методов психологической помощи, раскрытие механизмов позитивного выхода из кризисных состояний.
Самоидентичность характеризует способность человека усваивать, интегрировать свой индивидуальный и социальный опыт, сохранять ощущение непрерывности, гармоничности и целостности своей личности. Самоидентичность, как и любая динамическая структура, развивается на протяжении всей жизни человека, проходя через различные кризисы идентичности и может идти как в прогрессивном (позитивная дезинтеграция), так и регрессивном (негативная дезадаптация) направлении [3].
Практическая психология при кризисных состояниях широко и эффективно использует индивидуальные и групповые феномены расширенных состояний сознания (РСС), применяемых в ИИПТ (ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшен и т.д.) [4]. Проведены ряд исследований, которые изучали различные стороны РСС (В.В. Козлов, Ю.А. Бубеев, И. Демчук, А. Гиршон, А.М. Прово-ров, Ю.А. Киселев и др.), однако нет подробного описания механизмов психологического и социально-психологического влияния РСС на трансформацию идентичности, что также обуславливает актуальность изучения данной темы.
Целью исследования стало изучение влияния ИППТ на структуру и содержание самоидентичности в тренинговой группе. Гипотеза исследования - под влиянием ИИПП происходит позитивная
трансформация структуры и содержания самоидентичности, а именно - совершается изменение в сторону большей гармоничности и целостности личности.
Исследование проводилось во время недельных тренингов «Инсайт» (г. Ярославль), «Персона» (г. Гомель), «ДМД» (г. Щелкино), «Лаборатория ДМД» (г. Москва), проводимых профессором В.В. Козловым в 2013-2014 гг.
Численность экспериментальных групп: 27 человек на «Инсайте»; 34 человека - на «Лаборатория ДМД»; 19 человек - на «Персона»; 13 человек - на «ДМД». Всего в экспериментальных группах участвовало 93 человека. Средний возраст входящих в выборочную совокупность М=34,2, SD=8,3 года. Возрастной разброс от 20 до 59 лет. По половой принадлежности: мужчины - 34 (37%) и женщины - 59 (63%). Абсолютное большинство участников исследования имеют высшее образование или являются студентами вуза.
Для исследования применялась методика «Личностный опросник самоидентичности» В.В. Козлова (ЛОСК) [5]. Замеры в экспериментальной группе проводились в начале и конце тренинга.
Для оценки вариабельности (разброса) показателя «Я-гармоничное» использовался коэффициент вариации, где его значение, не превышающее 10%, показывает слабый разброс, и интерпретируется как гармоничная структура, а в случае превышения - негармоничная [2, с. 220].
Во время обработки данных экспериментального исследования для проверки гипотез о случайности различия (сходства) оцениваемых параметров применялся ^критерий Стьюдента, а для выявления связи изменений в показателе «Я-гармоничное» составлены таблицы сопряженности по критерию МакНемара [1].
В основе опросника «ЛОСК» лежит интегра-тивный подход, который рассматривает личность как «систему внутренних идентичностей или я-идентификаций, придающих структуру и смысл бытию в мире человека» [3]. Идентичность позволяет человеку переживать свою целостность,
© Южаков В.А., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
83
ПСИХОЛОГИЯ
самотождественность, интегрировать свой опыт. Совокупность человеческого опыта, различных точек зрения, с которыми человек идентифицируется и считает своими, формируют его представление о себе в сложную систему самоидентичности, то, что человек считает своим Я. Для удобства анализа, в структуре Я-идентичности выделяется три подструктуры, с которыми идентифицирована личность: Я-материальное, Я-социальное, Я-духовное. Каждая подструктура имеет свой
мотивообразующий центр (или интегрирующий фактор). Центром Я-материального является образ телесности и вся совокупность отношений к телу. Ядром Я-социального является интегративный статус, определяющий социальную активность человека, статусно-ролевые аспекты личности. Я-духовное определяет глубинные, экзистенциальные смыслы и проблемы существования человека, такие как проблемы понимания, одиночества, любви, смертности, абсурда. В Я-духовном содержатся
Таблица 1
Средние показатели «ЛОСК» в экспериментальной группе, M (SD)
Показатель 1 замер 2 замер разница в % df t Р
Материальное 64,2 (9,9) 69,8(10,5) 8,7 92 -8,5 р<0,001
Социальное 66,6(10,7) 71,0(10,0) 6,6 92 -6,7 р<0,001
Духовное 80,8(8,5) 83,5(7,8) 3,3 92 -4,5 р<0,001
60%
0%
о%
0%
1%
56%
11111111 шШЖ 111111
И! 39%
§¡¡¡¡¡1 шШШш
мШж
шШШШ 1111 Я!
шЯш
111111
1111 «шж ш.
ШЖ. ;;;; 111111
■ММШ'Л —»
44%
ШШ 111 ¡111 1111 1111 ¡111 1111 Я
1111111
Я-материальное
Я-социальное
Я-духовное
Я-гармоничное
# Экспериментальная группа до трен и ига (чел.) ^ Экспериментальная группа после тренинга (чел.)
Рисунок 1. Результаты изменения показателей ЛОСК в экспериментальной группе
Таблица 2
Эмпирические данные опросника «ЛОСК», M (SD)
Показатель 1 замер 2 замер Разница в % df t р
Инсайт
Материальное 63,3(9,0) 71,6(12,6) +13,0 26 -6,8 р<0,001
Социальное 67,8(11,7) 72,6(12,2) +7,1 -4,3 р<0,001
Духовное 83(9,3) 86,1(7,8) +3,8 -2,9 0,008
Лаборатория ДМД
Материальное 61,7(9,0) 65,4(7,8) +6,0 33 -3,7 0,001
Социальное 64,1(8,9) 67,9(8,8) +5,9 -3,6 0,001
Духовное 78,4(8,5) 86,1(8,1) +9,8 -3,0 0,005
Персона
Материальное 66,6(11,6) 73,2(9,2) +9,9 18 -4,1 р<0,001
Социальное 66,2(11,2) 72,1(9,0) +8,9 -4,0 р<0,001
Духовное 80,6(7,2) 84,2(7,5) +4,5 -2,7 0,015
ДМД
Материальное 68,7(10,3) 72,8(10,8) +6,0 12 -2,5 0,028
Социальное 71,3(11,3) 74,4(8,0) +4,3 -1,4 0,180
Духовное 82,5(7,8) 82,9(5,8) +0,5 -0,2 0,821
84
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
Таблица 3
Динамика показателя «Я-гармоничное» в экспериментальной группе («ЛОСК»)
Показатель 1 замер (чел.(%)) 2 замер (чел.(%)) p
Экспериментальная группа
Гармоничное 41 (44,1) 56 (60,2) p<0,001
Негармоничное 52 (55,9) 37 (39,8)
религиозные идентификации, человеческая этика и совесть [6].
Мы присоединяемся к позиции В.В. Козлова, который различает Я-идентификации по содержанию, по значимости и величине занимаемого пространства в структуре личности, мерой устойчивости и временем существования. Несомненно, каждый человек несет в себе уникальную структуру и содержание идентификаций. Однако, в этом мы согласны с В.В. Козловым, нарушение баланса трех базовых подструктур, «залипание» на одной из идентификаций, предание чрезмерной значимости одной из подструктур, может привести к негативным и деструктивным последствиям [6].
Под трансформацией идентичности в основном понимается преобразование, превращение, изменение структуры и содержания элементов идентичности под влиянием различных факторов, которые обычно связаны с двумя аспектами:
- возрастным, как закономерно происходящее в ходе онтогенетического развития;
- процессуальным, в котором под влиянием изменений в социальном окружении и деятельности субъекта, выявляются возможности и механизмы целенаправленного влияния на содержание и структуру идентичности [3]. Ведущими механизмами трансформации являются процессы осознания, рефлексии и интеграции, которые активно инициируются в ИИПТ.
В результате прохождения тренингов показатели «Я-материальное», «Я-социальное», «Я-духовное» в экспериментальной группе изменились, что видно по данным, отраженным в таблице 1.
Представим результаты изменения показателей ЛОСК в экспериментальной группе в первом и втором замерах на рисунке 1.
Как видно на рисунке 1, незначительно (1%) вырос показатель Я-социальное, на 17% снизился показатель Я-духовное, но почти на такую же величину (16%) вырос показатель Я-гармоничное.
Эмпирические данные исследования представлены в сводной таблице 2.
Результаты исследования динамики показателя «Я-гармоничное» в экспериментальной группе представлены в таблице 3.
Согласно данным, представленным в таблицах 1, 2 и на рисунке 1, в результате прохождения тренингов с использованием ИИПТ происходят значимые изменения элементов самоидентичности, а данные таблицы 3 говорят о позитивном векторе этих изменений, направленном в сторону увеличения целостности и гармоничности личности, поскольку именно баланс трех базовых структур идентичности характеризует наибольшую адаптивность личности в социокультурной среде.
Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что тренинги с использованием ИИПТ эффективны для трансформации базовых структур идентичности и приводят к большей целостности и гармоничности личности.
Библиографический список
1. Дорогонько Е.В. Обработка и анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. -Сургут: Издательский центр СурГУ, 2010. - 110 с.
2. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. - СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2003. - 432 с.
3. Козлов В.В. Психология кризиса - М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. - 520 с.
4. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 384 с.
5. Козлов В.В. Личностный опросник самоидентичности: теория и метод. - Ярославль, 2007. - 55 с.
6. Козлов В.В. Интегративная психология. - М.: Психотерапия, 2007. - 528 с.
7. Патырбаева К.В. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты / К.В. Патырбаева, В.В. Козлов, Е.Ю. Мазур и др.; науч. ред. К.В. Патырбаева. - Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т., 2012. - 250 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
85