ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ
КОМПОНЕНТОВ КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
С.В. ЗДОРОВА,
соискатель кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: [email protected]
Аннотация. Приводятся результаты эмпирического исследования и обработки эмпирических данных в целях выявления факторов, влияющих на формирование коммуникативной установки, коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся юридических специальностей, анализ и интерпретация полученных данных однофакторного дисперсионного анализа, практические рекомендации по направлениям формирования коммуникативного потенциала в группах юристов разной специализации.
Ключевые слова: коммуникативный потенциал, коммуникативная компетентность, коммуникативные свойства, коммуникативные способности, однофакторный дисперсионный анализ.
STUDY OF THE IN FLUENCE OF PSYCHOLOGICAL FACTORS ON SHAPING THE COMMUNICATION POTENTIAL COMPONENTS OF THE CADETS OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS STAFF IN RUSSIA
£ V. ZDOROVA,
the competitor of the chair of Psychology of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation
Annotation. The article presents the results of the empirical study and processing of the empirical data revealing the influence of psychological factors on shaping communicative aim; communicative and organizational abilities of law students, analysis and interpretation of one-factorial analysis of variance, practical recommendations on trends, of communication potential shaping in groups of law students of different specialization.
Keywords: communication potential, communication competence, communication characteristics, communication abilities, one-factorial analysis of variance.
Юрист как субъект общественных отношений, межличностных контактов активно участвует в разных видах профессионального и делового общения. Ему постоянно приходится вступать в контакты с людьми (должностными лицами, руководителями учреждений, потерпевшими, обвиняемыми и пр.), устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать на должном уровне психологический контакт1. Особенности коммуникативного поведения юриста в разных ситуациях имеют большое значение для эффективности его работы.
Выявление и формирование у будущих сотрудников МВД России компонентов коммуникативного потен-
циала в процессе профессиональной подготовки имеет существенное значение, так как их профессиональная деятельность проходит преимущественно в общении с разными людьми, требует постоянного применения соответствующих профессиональных компетенций.
Коммуникативный потенциал как психологический фактор личностного адаптационного потенциала сотрудников МВД России2 — это характеристика воз-
1 Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник. М., 1991.
2 Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16—24.
можностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении, под которой подразумевают знание норм и правил общения, владение его технологией, еще две составляющие: 1) коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения, и 2) коммуникативные способности — способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции в общении3.
Объект исследования — курсанты образовательного учреждения МВД России, обучающиеся по специальностям «Правоохранительная деятельность» (группа «А») и «Юриспруденция» (группа «Б»).
Из группы коммуникативных свойств у испытуемых исследовались следующие психологические характеристики:
Влияние психологических факторов на коммуникативные и организа
• он — обоснованный негативизм;
• б — брюзжание;
• ож — открытая жестокость;
• ноо — негативный опыт общения;
• зж — завуалированная жестокость.
Из группы коммуникативных способностей у испытуемых исследовались следующие психологические характеристики:
• кс — коммуникативные склонности;
• ос — организаторские склонности.
Для доказательства гипотезы исследования были сформулированы рабочие статистические гипотезы для каждой исследуемой психологической характеристики в группах коммуникативных свойств и способностей. Так, для параметра «коммуникативные склонности» (КС) статистические гипотезы формулировались следующим образом (табл. 1).
3 Жуков Ю.М., ПетровскаяЛ.А., Соловьева О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М., 1996.
4 Рубцова Н.Е., Леньков С.Л. Статистические методы в психологии: учеб. пособие; 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
Таблица 1.
)ские склонности, параметры негативной коммуникативной установки
Психологический фактор Группа «А» Группа «Б»
А (замкнутость — общительность) — —
В (интеллект) — он
С (эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость) — он
E (подчиненность — доминантность) — ос
F (сдержанность — экспрессивность) — б
G (подверженность чувствам — высокая нормативность поведения) — —
H (робость — смелость) ос ож
I (жесткость — чувствительность) — кс
L (доверчивость — подозрительность) — он
M (практичность — развитое воображение) — кс, ос
N (прямолинейность — дипломатичность) — ож, ос
О (уверенность в себе — тревожность) б он
Q | (консерватизм — радикализм) — —
Q2 (конформизм — нонконформизм) кс, ос ноо
Qз (низкий самоконтроль — высокий самоконтроль) ож —
Q4 (расслабленность — напряженность) — —
Экстраверсия ноо —
Спонтанность — —
Агрессивность — кс
Ригидность — —
Интроверсия — б, ноо
Сензитивность ноо —
Тревожность — —
Лабильность — —
Примечание: кс — коммуникативные склонности; ос — организаторские склонности; он — обоснованный негативизм; б — брюзжание; ож — открытая жестокость; ноо — негативный опыт общения; зж — завуалированная жестокость.
Рис. 1. Влияние факторов Н и Q2 на организаторские и коммуникативные склонности в группе «А»
• Hq — на параметр КС не влияют психологические факторы, определяемые по методикам Р.Б. Кет-телла (16-факторный опросник) и Л.Н. Собчик (ИТО);
• Н i — на параметр КС влияют психологические факторы, определяемые по методикам Р.Б. Кеттелла и Л.Н. Собчик.
Аналогично определяются статистические гипотезы для остальных параметров.
Проверка статистических гипотез осуществлялась с применением однофакторного дисперсионного анализа4. В качестве исследовательского инструмента использовался статистический пакет SPSS (версия 13.0) (табл. 1).
Выявлены определенные влияния психологических факторов, измеряемых по методикам Р.Б. Кеттелла и Л.Н. Собчик, на исследуемые компоненты коммуникативного потенциала. Так, в группе «А» выявлены влияния следующих факторов:
• Н — на организаторские склонности (F = 3,413, Sig = 0,011);
• О — на брюзжание (F = 2,631, Sig = 0,034);
• Q2 — на коммуникативные и организаторские склонности (F = 2,808, Sig = 0,028 и F = 3,186, Sig = 0,016 соответственно);
• Q3 — на открытую жестокость (F = 2,862, Sig = 0,028);
• экстраверсия — на негативный опыт общения (Р = 3,232, Sig = 0,016);
• сензитивность — на негативный опыт общения (Р = 4,193, Sig = 0,005).
В группе «Б» выявлены влияния следующих факторов:
• В — на обоснованный негативизм (Р = 3,936, Sig = 0,014);
• С — на обоснованный негативизм (Р = 3,466, Sig = 0,027);
• Е — на организаторские склонности (Р = 3,491, Sig = 0,018);
• Р — на брюзжание (Р = 3,269, Sig = 0,028);
• Н — на открытую жестокость (Р = 2,809, Sig = 0,048);
• I — на коммуникативные склонности (Р = 4,940, Sig = 0,004);
• L — на обоснованный негативизм (Р = 3,983, Sig = 0,010);
• М — на коммуникативные и организаторские склонности (Р = 4,285, Sig = 0,008 и Р = 3,192, Sig = 0,028 соответственно);
• N — на открытую жестокость и организаторские склонности (Р = 7,219, Sig = 0,001 и Р = 2,922, Sig = 0,042 соответственно);
• О — на обоснованный негативизм (Р = 4,836, Sig = 0,004);
Рис. 2. Влияние факторов «экстраверсия» и «сензитивность» на негативный опыт общения в группе «А»
• Q2 — на негативный опыт общения (Р = 3,163, Sig = 0,032);
• агрессивность — на коммуникативные склонности (Р = 3,755, Sig = 0,017);
• интроверсия — на брюзжание и негативный опыт общения (Р = 3,174, Sig = 0,028 и Р = 4,171, Sig = 0,009 соответственно).
Влияние факторов А, G, Ql, Q4, спонтанности, ригидности, тревожности, лабильности не выявлено ни в одной из исследуемых групп испытуемых. Графические изображения выявленных влияний психологических факторов на компоненты коммуникативного потенциала в исследуемых группах представлены на рис. 1—6.
На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов, определяемых по методике Р.Б. Кеттелла, и их взаимосвязей в ранее
проведенных исследованиях5 выделены факторы А, Н, Р, Е, Q2, N Ь, образующие группу коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия. Исследования позволили уточнить обозначенную группу факторов для каждой из исследуемых групп обучающихся. Для группы «А» значимыми являются факторы Н, О, Q2, Qз, а для группы «Б» — В, С, Е, Р, Н, I, Ь, М, N О, Q2. Кроме того, установленные значимые факторы по методике Р.Б. Кеттелла дополнены значимыми факторами по методике Л.Н. Собчик. Для группы «А» значимыми являются факторы «экстраверсия» и «сензитивность», для группы «Б» — агрессивность и ин-троверсия. В ходе интерпретации полученных данных однофакторного дисперсионного анализа выявлены следующие закономерности для обеих групп.
5 Райгородский Д.Я. Указ. соч. С. 260.
Рис. 4. Влияние факторов В, О, С, L на обоснованный негативизм в группе «Б»
Рис. 5. Влияние факторов Е, М, I, N и «агрессивность» на организаторские и коммуникативные склонности в группе «Б»
Группа «А». На организаторские склонности влияет фактор Н. Развивая смелость среди курсантов данной специальности, можно одновременно развивать положительный коммуникативный параметр.
Фактор Н характеризует степень активности в социальных контактах. При этом надо учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и от-
ражает активность организма и особенности темперамента. Люди с высокими оценками этого фактора имеют склонность к профессиям, связанным с риском, упорны, социабельны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами. Для лидерства, как и для развития коммуникативных способностей, эта психологическая характеристика важна.
Рис. 6. Влияние факторов «интроверсия», F, Q2, Н, N на брюзжание, негативный опыт общения,
открытую жестокость в группе «Б»:
О — компоненты коммуникативного потенциала;
— влияющий фактор по методике Р.Б. Кеттелла; /\ — влияющий фактор по методике Л.Н. Собчик
На организаторские склонности оказывает влияние и фактор Q2. Зависимость от мнения группы, следование за общественным мнением могут затормозить развитие склонностей к организации. Человек в таких случаях может беспрекословно выполнять чужие поручения, тем самым забыв про творческую самореализацию. Кроме организаторских склонностей, фактор Q2 влияет на коммуникативные склонности. Низкие оценки по этому фактору имеют личности общительные, для которых много значит одобрение общества. Высокие оценки имеют люди, которые часто разобщены с группой и по роду занятий являются индивидуалистами.
Фактор О влияет на брюзжание, т.е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. Состояние спокойствия приводит к понижению негативного параметра «брюзжание».
Фактор Qз влияет на открытую жестокость. Неспособность себя контролировать может вылиться в конфликт. Человек, обладающий низкими показателями по этому фактору, может легко обидеть своего собеседника. Необходимо повышать этот показатель, чтобы в общении избегать негативных столкновений.
На негативный опыт общения одновременно влияют два фактора: «экстраверсия» и «сензитив-ность». Будучи экстравертами, т.е. общительными, люди вступают в разные коммуникативные связи, можно сказать, без всякого разбора. В ходе этого и может приобретаться неудачный опыт общения. Что касается сензитивности (людей, общительных по своей природе, вступающих в общение без разбора) легко может задеть и обидеть менее чувственный и отзывчивый собеседник, и опять же вследствие чего накапливается негативный опыт общения.
Группа «Б». Фактор «интроверсия» одновременно влияет и на брюзжание, и на негативный опыт общения. Обучающиеся по специальности «Юриспруденция» больше являются интровертами, нежели обучающиеся по специальности «Правоохранительная деятельность». Нежелание или некое неумение общаться приводит к малому личному опыту в общении. При нерегулярных коммуникациях этот опыт, как правило, превращается в негативный. Также малообщительный человек склонен делать необоснованные обобщения негативных фактов в силу ограниченности общения.
Фактор Р влияет на брюзжание. Некая сдержанность в проявлении эмоций, озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности приводят к тому, что человек постоянно опасается чего-либо, ожидает неудач, отрицательного результата от своих действий и решений, поэтому чаще замечает отрицательные моменты в жизни и высказывает отрицательное мнение.
На негативный опыт общения влияет и фактор Q2. Зависимость от чужого мнения, притупление творческой активности личности при негативном влиянии группы так же, как и игнорирование групповых норм и традиций при положительном влиянии группы, способствуют приобретению негативного личного опыта общения с окружающими из-за отсутствия сопротивления влиянию группы или растущей конфликтности личности в группе.
Обоснованный негативизм выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия. На этот параметр влияет несколько факторов: В, С, Ь, О.
Фактор В не определяет уровень интеллекта, он ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Это можно связать и с интроверсией. Имея небольшой опыт общения, а следовательно, его низкий вербальный уровень, который часто бывает еще негативным, человек склонен делать объективные, но в то же время отрицательные выводы о своих собеседниках или о других сторонах общения.
Фактор С: личность импульсивная может напрямую высказывать свои негативные мнения другим.
На обоснованный негативизм влияет фактор Ь. Этот фактор отражает эмоциональное отношение к людям. Очень высокие оценки по этому фактору свидетельствуют об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированности личности. Низкий полюс характеризует личность добродушную, но склонную к конформизму. Чем ниже оценки по этому фактору, тем к меньшему негативу склонен человек. Чем выше оценки, тем больше вероятности, что человек может высказать свои отрицательные выводы собеседнику.
Фактор О влияет на обоснованный негативизм. Будучи неспокойным и подверженным частым сменам настроения, человек может высказать негативные мысли в сторону своего собеседника.
При открытой жестокости личность не скрывает и не смягчает своих негативных оценок и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. На открытую жестокость влияют факторы Н и N. Чем больше смелости, тем больше открытая жестокость. В этом случае необходимо развивать сдержанность в оценках, эмпатию. Влияние фактора N заключается в следующем: прямолинейная личность, которой присуща откровенность, бестактность, недисциплинированность, может резко выражаться в адрес партнера по общению, что снижает или сводит на нет положительный результат общения. В этом случае необходимо развивать тактичность, эмпатию к собеседнику.
На организаторские склонности влияют факторы Е, М, N. Чем больше доминантности, тем выше организаторские способности, так как таким людям присущи самостоятельность, независимость, упорство, иногда агрессивность и конфликтность.
Личности практичные обладают более высокими организаторскими свойствами, чем натуры мечтательные, так как последние больше зациклены на своем внутреннем мире.
Чем выше дипломатичность, тем выше организаторские способности, так как личности, обладающие этим качеством, умеют находить выход из любой ситуации при учете интересов противоположных сторон.
На коммуникативные склонности влияют факторы I, М, «агрессивность». Фактор М оказывает аналогичное влияние на коммуникацию, как и на организаторские склонности. Интересуясь больше своими проблемами, своим внутренним миром, личность мало интересует процесс общения с другими людьми, т.е. коммуникативные склонности менее развиты. Для личностей с высокими оценками по фактору I характерны эмпатия, сочувствие, с низкими — суровость, самоуверенность, несентиментальность. Чем выше склонность к сочувствию, тем выше коммуникативные склонности, так как эти люди могут наладить контакты с другими, готовы оказать помощь в любую минуту.
Агрессивные личности обладают качеством насту-пательности. Выражая негативные эмоции вербально, личность демонстрирует отсутствие навыков в общении, что приводит к немедленному сворачиванию коммуникации. Устранение агрессивного поведения — важное направление в совершенствовании коммуникативных склонностей.
Полученные результаты исследований в двух группах различны. С учетом этого разрабатывались практические рекомендации по развитию компонентов коммуникативного потенциала в каждой группе. Общей рекомендацией для обеих групп является повышение уровня вербального общения для снижения уровня тревожности.
В группе «А» среди курсантов необходимо развивать смелость и уменьшать уровень выраженности конформизма, тем самым за счет этого повышать организаторские и коммуникативные склонности. Необходимо проводить работу по повышению самоконтроля, что приведет к снижению уровня открытой жестокости.
В группе «Б» необходимо развивать способность к экспрессивному общению, открытому выражению эмоций, что позволит снизить уровень негативных обобщений и оценок. Необходимо снижать уровень крайних показателей «конформизм — нонконформизм», способствующих приобретению негативного опыта общения. В этой группе ярко выражен обоснованный негативизм, поэтому необходимо снижать уровень тревожности, а также уменьшить уровень импульсивности и подозрительности. Для устранения открытой жестокости необходимо развивать сдержанность в оценках, эмпатию среди курсантов.
Для развития организаторских и коммуникативных склонностей необходимо повышать уровни выраженности следующих факторов: доминантности, практичности и дипломатичности.
Для реализации рекомендаций можно использовать социально-психологический тренинг. Эффективными являются игровые методы, занятия по релаксации (например, для снижения уровня тревожности), групповые дискуссии и ролевые игры.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования частично подтверждена выдвинутая гипотеза о влиянии исследуемых индивидуально-психологических особенностей личности на компоненты коммуникативного потенциала обучающихся по юридическим специальностям. На основе разработанных рекомендаций целесообразно составить специальную программу совершенствования подготовки специалистов МВД России в рамках образовательного и воспитательного процессов, направленную на формирование компонентов коммуникативного потенциала в зависимости от их специализации.