2. Vyazitsky, P.O., Dyakonov, M.M. and Endaltsev, B.V. (1990), Adaptation of a young warrior to the conditions of military service and prevention disadaptation disorders. Methodological guide, Ministry of defense USSR, Moscow.
3. Baevsky, R.M. (1979), Prediction States on the verge of norm and pathology, Medicine, Moscow
4. Derevyanko, E.A. and Khukhlaev V.K. (1976), Integrated assessment of health when mental and physical labor, Economics, Moscow.
5. Zagrjadsky, V.P. and Sulimo-Samuylov, Z.K. (1991, Research methods in physiology of labor, MMA, Leningrad.
6. Medvedev, V.I. (1993), "Functional state of human", Physiology of labor activities, Science, St. Petersburg, pp. 25-61.
7. Chirkov, V.I. (1983), Diagnostics of qualitative singularity and intensity ofpsychophysiologi-cal functional States of man, dissertation, Leningrad.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.01.2018
УДК 159.9:796.894
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПАУЭРЛИФТЕРОВ С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА
Алла Васильевна Хотимченко, профессор, Тихоокеанский государственный
университет (ТОГУ), Хабаровск; Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК), Хабаровск; Александр Владимирович Маслянко, врач высшей
категории, подполковник медицинской службы, 7 Военный Госпиталь Войск Национальной Гвардии Российской Федерации, Хабаровск
Аннотация
Психологическая подготовка спортсмена-инвалида, не зависимо от вида поражения, является одним из важных видов подготовки. Как в тренировочном, так и в соревновательном процессах спортсмен адаптируется не только к физическим нагрузкам, но также и к возникающей психической напряженности. Психоэмоциональное состояние влияет как на соревновательный результат, так и на тренировочную деятельность. Психоэмоциональное состояние определялось нами по методике «Самочувствие, активность, настроение (САН)» и было проанализировано до и после тренировочного занятия и выступления на соревнованиях.
Ключевые слова: спортсмен-инвалид, психоэмоциональное состояние.
STUDY OF POWERLIFTERS PSYCHO-EMOTIONAL STATE WITH MUSCULOSKELETAL SYSTEM INJURIES Alla Vasilievna Hotimchenko, the professor, Pacific National University, Khabarovsk; Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Alexander Vladimirovich Maslyanko, the doctor of higher category, lieutenant colonel of health service, 7 Soldier Hospital of Troops of National Guard of the Russian Federation, Khabarovsk
Annotation
Psychological preparation of the athlete with disability, regardless of the type of injury, is one of the most important kinds of training. The athlete adapts not only to physical loads, but also to the arising mental tension both in training and competitive processes. Psycho-emotional state affects both the competitive outcome and training activities. Psycho-emotional state was determined with the method of "Health, activity, mood (HAM)" and was analyzed before and after training sessions and performances at competitions.
Keywords: athlete with a disability, psycho-emotional state.
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного выступления на соревнованиях в учебно-тренировочном процессе для спортсмена необходимо искусственно создавать, моделировать ситуации, приближенные к соревновательной деятельности.
Для спортсменов с церебральным параличом характерны не только двигательные нарушения, но и специфические отклонения в психическом развитии. Это могут быть как снижение эмоциональных проявлений, пониженная инициатива, либо ее отсутствие, безразличие к окружающим, так и более агрессивные проявления отношения к ним. Также для данной категории лиц характерны разнообразные расстройства в эмоционально-волевой сфере, которые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости [1, с. 27-29]. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом, однако данные особенности существенным образом влияют на занятия спортом. В проводимом исследовании участвовали взрослые спортсмены, занимающиеся пауэрлифтингом, однако, у них также были обнаружены отдельные проявления перечисленных отклонений, что также обусловило актуальность анализируемой темы.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Одной из оперативных методик, позволяющих быстро оценить психоэмоциональное состояние человека, независимо от состояния его здоровья является методика «Самочувствие, активность, настроение (САН)». Методика «САН» — экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения. Участнику исследований, предлагается ответить на тридцать пар противоположных вопросов (характеристик). Испытуемый, на шкале каждого из предложенных вопросов, отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 - о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
В исследовании по методике «САН», приняли участие спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата, занимающиеся пауэрлифтингом. В связи с тем, что из 15 спортсменов, принявших участие в исследовании, у большинства спортсменов диагностирован ДЦП учитывались показатели именно этой категории спортсменов. Исследования были проведены до и после учебно-тренировочного занятия, а также до и после выступления на соревнованиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Показатели самочувствия, активности и настроения до учебно-тренировочного занятия были следующими. Самочувствие оценено испытуемыми на 5,8 балла, активность -3,35 балла и настроение - 5,3 балла, что говорит о положительном, хорошем самочувствии и настроении до тренировки, чего нельзя сказать об активности спортсмена. Активность заметно снижена до тренировки, ее показатель можно оценивать, как отражение неблагоприятного состояния. Возможно, это объясняется особенностями физического состояния спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата - путь до спортзала забирает у них много сил. Показатели активности после тренировки, на фоне усталости значительно снизились и составили 2,99 балла (Р <0,05), что говорит о больших физических и психических энергетических затратах. Каждое тренировочное занятие для спортсмена с ДЦП это преодоление себя. Незначительно снизились показатели самочувствия 5,12 балла (Р>0,05), что говорит об адекватности нагрузки. Положительный эмоциональный эффект тренировки, который она оказывает на спортсменов виден по показателям настроения, после
тренировки данный показатель составил 5,81 балла (Р <0,05).
Эту же методику мы применили среди тех же спортсменов, во время их участия в Чемпионате Хабаровского края. Средний показатель самочувствия до соревнований составил 5,58 балла - после 5,35 балла (Р>0,05); показатель активности незначительно, но все же выше, чем на тренировочном занятии и составил 3,59 балла. После соревнований данный показатель составил 3,23 балла, что достоверно ниже, чем до соревнований (Р <0,05). Видимо снижение общего объема тренировочной нагрузки в предсоревновательном микроцикле оказало свое влияние и на показатели активности спортсменов. Показатели активности после учебно-тренировочного занятия значительно ниже, чем после соревнований, это можно объяснить тем, что учебно-тренировочное занятие, в зависимости от этапа подготовки у спортсменов с ДЦП по продолжительности может составлять до 4 часов, а на соревнованиях спортсмен выполняет три- четыре зачетных подхода, что незначительно сказывается на его усталости.
Независимо от результата соревнований самыми высокими оказались показатели, определяющие настроение спортсменов до и после соревнований. До соревнований данный показатель составил 5,72 балла, а после - 5,84 балла (Р>0,05). Сравнивая данные показатели с показателями настроения до и после учебно-тренировочного занятия можно говорить о том, что независимо от вида спортивной деятельности, занятия оказывают благо -приятное влияние на настроение спортсменов.
Выявленные закономерности соотносятся с данными других авторов [2]. Так, в частности в исследовании, проведенном на спортсменах-инвалидах, занимающихся следж-хоккеем, показано, что настроение у всех участников, определяемое по методике «САН» выше нормы, а активность существенно ниже нормы. Авторы объясняют данный факт проявлением модально-неспецифических закономерностей функционирования психики в условиях физической депривации. В тоже время самочувствие спортсменов инвалидов по их субъективной оценке может быть завышено, вследствие психологических защит и условно-продуктивных копинг-стратегий [2].
ВЫВОДЫ
Анализ полученных данных в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, позволяет сделать следующие основные выводы. Средние показатели самочувствия и настроения, определяемое по методике «САН», как до, так и после тренировочной и соревновательной нагрузок свидетельствуют о благоприятном состоянии спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата, в то время как средние показатели активности во всех измерениях, свидетельствуют о неблагоприятном состоянии. Однако сопоставление измеряемых показателей между собой позволяет прийти к заключению, что общий эмоциональный фон спортсменов соответствует состоянию, оцениваемому как благоприятное, что подтверждает положительный эффект занятий спортом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / И.Ю. Левченко, О.Г. При-ходько. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
2. Чебарыкова, С.В. Личностные особенности спортсменов-инвалидов, занимающихся командными видами спорта / С.В. Чебарыкова, О.С. Ясакова // Молодой ученый. - 2015. - № 3 (83). -С. 901-903.
REFERENCES
1. Levchenko, I. Yu. and Prikhodko, O.G. (2001), Technology training and education of children with disorders of the musculoskeletal system, Publishing center "Academia", Moscow.
2. Cheburakova, S.V. and Yasakova, O.S. (2015), "Personal characteristics of disabled athletes in team sports", Young scientist, No. 3 (83), pp. 901-903.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.01.2018
УДК 159.99
ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Татьяна Борисовна Юшачкова, кандидат психологических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова), г. Магнитогорск
Аннотация
Работа посвящена проблеме ценности здоровья в семье, содержит результаты исследования значимости здоровья для детей и родителей, их представлений о ценности здоровья друг для друга, а также взаимосвязи между ценностью здоровья для детей и родителей.
Ключевые слова: здоровье, ценности, ценность здоровья, точность представлений, дети, родители.
VALUE OF HEALTH FOR CHILDREN AND PARENTS
Tatyana Borisovna Yushachkova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk
Annotation
The study is devoted to the problem of the value of health in the family, it contains the results of the study of the importance of health for children and parents, their perceptions of the value of health for each other, and the correlations between the value of health for children and parents.
Keywords: health, values, value of health, accuracy of representations, children, parents.
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека выступает важной междисциплинарной проблемой и предметом изучения многих наук. Создано большое количество исследовательских подходов, в рамках которых здоровье рассматривают как состояние полного физического, психического и социального благополучия, как оптимальный уровень функционирования организма и психики, целостности личности, как универсальную человеческую ценность и др.
Обращаясь к категории «ценность» следует отметить, что в психологии ценности изучают как элементы когнитивной структуры личности, и как элементы ее мотиваци-онно-потребностной сферы. Ю.А. Шерковин пишет: «Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру» [3, с. 137].
Ценностные ориентации являются регуляторами поведения личности в социальной среде, побуждают к действию, направляют и корректируют процесс целеполагания, служат критерием выбора из альтернативных способов действий, детерминантой принятия решения (А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, и др.).
Ценность здоровья, то место, которое она занимает в индивидуальной иерархии ценностей, представляет собой важную составляющую мотивационно-поведенческого компонента отношения человека к собственному здоровью [2].
В формировании у ребенка системы ценностных ориентаций большую роль играет семья. В настоящее время в ситуации социальных перемен учеными получены данные, свидетельствующие как об увеличении роли семьи в межпоколенной трансляции