Научная статья на тему 'Исследование процесса формирования профессиональных ценностей PR-специалистов'

Исследование процесса формирования профессиональных ценностей PR-специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR-СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюнякина И. А.

В статье определяются профессиональные ценности PR-специалиста, представляется их классификация на основе идеи о структуре деятельности и предъявляемых к ней профессионально-этических требований; описывается эксперимент по повышению эффективности формирования профессиональных ценностей PR-специалиста в ходе обучения на базе Балтийской академии туризма и предпринимательства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюнякина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article are determined professional values specialists of PR, produced their classification, bases on the idea about activity structure and presenting to it professional and ethical demands; describes the experiment of rising efficacy to form the professional values specialists of PR, during their study at Baltic's academy tourism and empowerment.

Текст научной работы на тему «Исследование процесса формирования профессиональных ценностей PR-специалистов»

УДК 371.13 И.А. Тюнякина*

Исследование процесса формирования профессиональных ценностей PR-специалистов

В статье определяются профессиональные ценности PR-специалиста, представляется их классификация на основе идеи о структуре деятельности и предъявляемых к ней профессионально-этических требований; описывается эксперимент по повышению эффективности формирования профессиональных ценностей PR-специалиста в ходе обучения на базе Балтийской академии туризма и предпринимательства.

In this article are determined professional values specialists of PR, produced their classification, bases on the idea about activity structure and presenting to it professional and ethical demands; describes the experiment of rising efficacy to form the professional values specialists of PR, during their study at Baltic’s academy tourism and empowerment.

Ключевые слова: PR-специалист, профессиональные ценности, формирование, эффективность, экспериментальная работа.

Подготовка конкурентоспособных PR-специалистов предполагает направление педагогических усилий не только на усвоение необходимых знаний, приобретение соответствующих умений и навыков, относящихся к компетентностной стороне вопроса, но и на развитие соответствующих профессионально-ценностных ориентаций, составляющих ядро профессиональной мотивации будущих специалистов. Педагогический смысл исследования процесса формирования профессиональных ценностей PR-специалиста состоит в том, чтобы знать, при каких условиях студент принимает ценности профессиональной группы, а при каких может быть к ним невосприимчив или усваивать то, что обществом и группой не принимается.

Под профессиональными ценностями понимаются значимые для профессионального сообщества и конкретного специалиста этические нормы, идеи, концепции, знания, умения, идеалы, качества личности, необходимые для успешного выполнения профессиональной роли.

Изучение различных подходов к классификации ценностей (С.Г. Вершловский1, И.Ф. Исаев2, Б.Т. Лихачев3, З.И. Равкин4, Г. Риккерт5, В.А. Сластенин6, А.П. Шарухин7), опросы студентов старших курсов (более 300 человек) и специалистов-практиков (более 30 человек) позволяют построить систему профессиональных ценностей PR-специалиста на основе идеи о структуре деятельности и предъявляемых к ней профессионально-этических требований.

Поскольку любая деятельность включает в себя мотив, цель, средство, сам процесс преобразования и его результат, в основе терминальных (базовых) ценностей находятся нравственноэтические принципы, мотивы и цели деятельности, а средства деятельности (качества, свойства и компетентность PR-специалиста) - в основе инструментальных.

К терминальным ценностям относятся:

- смыслообразующие (мотивы деятельности, связанные с пирамидой потребностей А. Маслоу)8;

- целевые (связаны с устремлениями PR-специалиста в ходе решения стоящих перед ним задач);

- нравственно-этические (определены в профессиональных кодексах).

К инструментальным ценностям относятся:

- ценности-компетентности (знания, определяющие профессиональный кругозор, умения и навыки);

- ценности-свойства и качества PR-специалиста (субъективно-личностные характеристики, которые влияют на результативность профессиональной деятельности).

* Старший преподаватель Балтийской академии туризма и предпринимательства.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Под формированием профессиональных ценностей РЯ-специалистов понимается целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и студентов и результат появления, развития и закрепления в психологии будущего выпускника комплекса компонентов и свойств, которые обеспечивают качественное и продуктивное решение профессиональных задач; утверждение позитивных профессиональных ценностей; постоянное стремление к профессиональному самосовершенствованию.

На основе изучения теоретических положений проблемы, анализа сложившейся практики формирования профессиональных ценностей у будущих РЯ-специалистов и воздействующих на нее факторов была разработана и осуществлена экспериментальная работа.

Ее цель состояла в проверке и подтверждении предположений о возможности повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалистов в ходе их подготовки в вузе.

В соответствии с этой целью была сформулирована и выдвинута частная рабочая гипотеза. Суть выдвинутой рабочей гипотезы состояла в следующем: путем оптимизации содержания учебных программ подготовки РЯ-специалиста, развития готовности преподавателей к осуществлению эффективной деятельности по формированию профессиональных ценностей РЯ-специалиста, совершенствования образовательной деятельности студентов можно способствовать решению проблемы повышения эффективности формирования профессиональных ценностей у будущих РЯ-специалистов.

В соответствии с выдвинутой гипотезой при организации и проведении экспериментальной работы решались следующие основные задачи:

- осуществление научно-теоретического анализа проблемы повышения эффективности формирования профессиональных ценностей у РЯ-специалистов в процессе обучения в вузе;

- изучение факторов, воздействующих на процесс повышения эффективности формирования профессиональных ценностей у РЯ-специалистов в ходе обучения в вузе;

- исследование динамики процесса формирования профессиональных ценностей у РЯ-специалистов в процессе обучения в вузе;

- обоснование критериев оценки эффективности формирования профессиональных ценностей у РЯ-специалистов в ходе обучения в вузе;

- апробация на практике разработанных технологий;

- раскрытие педагогических путей и условий повышения эффективности формирования профессиональных ценностей у РЯ-специалистов в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Содержание гипотезы и решаемые задачи определили программу экспериментальной работы. Главная цель ее состояла в том, чтобы помочь преподавателям вуза, обучающим РЯ-специалистов, осознать важность использования в процессе обучения современных образовательных технологий, выработать у них практические навыки и умения в области формирования у студентов профессиональных ценностей РЯ-специалистов.

Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебного процесса, а система мероприятий и деятельность автора были дополнительным фактором к той практической работе, которая осуществлялась преподавателями.

Выдвижению гипотезы, определению задач экспериментальной работы и разработке системы мероприятий предшествовало ознакомительное изучение с решением проблемы повышения эффективности формирования профессиональных ценностей у РЯ-специалистов в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Экспериментальное исследование проводилось с 2005 по 2008 гг. и осуществлялось в три

этапа:

Первый этап - подготовительный (октябрь 2005 г. - январь 2006 г.) - этап накопления и систематизации знаний об организации и осуществлении процесса формирования профессиональных ценностей у студентов, о влияющих на учебно-воспитательный процесс факторах - включал изучение литературных источников, опросы студентов, преподавателей, беседы с учеными по исследуемой проблеме, наблюдение за педагогической деятельностью преподавателей высшего учебного заведения, анализ своей учебной деятельности, формулирование проблемы, определение предмета, цели, задач и гипотезы исследования, разработку методики исследования.

Следует отметить, что первый этап не был по своему характеру констатирующим в «чистом» виде. В ходе него проводились не только сбор информации, но и разъяснение необходимости и важности приобретения знаний и навыков в области организации и осуществления учебной деятельности преподавателей высшего учебного заведения по формированию профессиональных ценностей у студентов.

Второй этап (февраль 2006 г. - январь 2008 г.) - этап экспериментальной работы - был посвящен проведению эксперимента, в ходе которого проверялась выдвинутая диссертантом гипотеза.

План проведения экспериментальной работы был разработан с учетом ряда принципиальных требований и положений.

1. Максимально учитывалась возможность проведения спланированных мероприятий, чтобы они не нарушали ход учебного процесса.

2. В ходе работы осуществлялся строгий контроль за выполнением всеми педагогами, принимавшими участие в экспериментальной работе, запланированных мероприятий.

3. Была проведена разъяснительная работа с преподавателями о целях и задачах эксперимента.

4. Работа планировалась с учетом привлечения и предоставления возможности принимать участие в эксперименте преподавателям, чьи учебные группы не привлекались к исследованию.

В ходе проведения эксперимента план основных мероприятий уточнялся и корректировался в зависимости от меняющейся обстановки, выявления новых факторов.

В обобщенном виде план основных мероприятий включал в себя:

1) группу установочных мероприятий, направленных на формирование у преподавателей ориентировочной основы действий, соответствующих мотивационных установок на предстоящую экспериментальную деятельность, на критическое осмысление своего педагогического опыта в области формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста и уяснение необходимости построения своей деятельности на основе выводов и рекомендаций педагогической науки;

2) систему мероприятий, связанных с решением задачи повышения методической подготовки педагогов, углубленного изучения закономерностей, принципов, методов, приемов педагогической деятельности по формированию у будущих РЯ-специалистов профессиональных ценностей, освоения передового педагогического опыта, а также выработку единого подхода к данной проблеме и согласования усилий в ходе данного процесса;

3) комплекс индивидуальных мероприятий, проводимых с каждым преподавателем, по оказанию помощи в определении его роли и места в общей системе образования студентов, повышению методической вооруженности и овладению приемами педагогического влияния на студентов, формированию личностных компонентов педагогической культуры и т.д.;

4) разработку технологий индивидуальной деятельности преподавателя и формирования культурно-педагогической среды развития студентов.

В процессе экспериментальной работы неоднократно составлялись и представлялись руководству кафедр и вуза доклады о ходе ее проведения, о существующих противоречиях, причинах, отрицательно влияющих на ход проводимой работы.

В результате в значительной степени упорядочился учебный процесс, стал меняться стиль взаимоотношений между преподавателями и студентами, повысилось качество образовательной деятельности.

На третьем (февраль 2008 г. - июнь 2008 г.) - заключительном - этапе работы осуществлялись обработка данных эксперимента, формирование выводов и предложений, уточнение теоретических положений, выявление тенденций в практике повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста у студентов, обсуждение хода проводимой работы и полученных результатов с руководством кафедр, педагогическим составом в ходе семинаров, совещаний, методических занятий и т.д.

В соответствии с целями и задачами исследования была разработана комплексная методика, апробация которой проводилась в ходе пилотажного исследования, показавшего надежность применяемых методов и их пригодность для решения поставленных задач.

Для оценки исходного уровня сформированности у студентов профессиональных ценностей РЯ-специалиста, а также влияющих на него факторов, был проведен констатирующий эксперимент.

Учитывая его ситуативность, возможность получения наряду с достоверными и необъективных данных, в течение первых трех месяцев проводились два «замера-среза», в ходе которых были получены данные, характеризующие степень соответствия действий преподавателей рекомендациям педагогической науки, уровень их профессиональной подготовленности, а также сформированность у студентов профессиональных ценностей РЯ-специалиста.

Главным звеном формирующего эксперимента явилась авторская модель повышения эффективности формирования у студентов профессиональных ценностей РЯ-специалиста.

Организационно-формирующий эксперимент проводился на 3, 4 и 5-м курсах факультета массовых коммуникаций Балтийской академии туризма и предпринимательства.

Активное участие в экспериментальной работе принимало руководство вуза, совместно с которым был определен общий замысел работы по повышению эффективности формирования

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

профессиональных ценностей РЯ-специалиста у студентов, вносились необходимые изменения и дополнения в содержание и организацию методической подготовки педагогов, решались различные организационные вопросы. Руководство вуза и кафедр, осуществляющих подготовку студентов, принимало меры по оптимизации содержания, организации и методики учебных занятий и других мероприятий, совершенствованию системы стимулирования преподавателей и студентов и т.д.

В общем комплексе мер со стороны руководства кафедр особое внимание было уделено созданию необходимых условий для повышения квалификации различных категорий преподавателей и реализации ими педагогического потенциала в повышении эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста у студентов.

На уровне кафедр факультета массовых коммуникаций Балтийской академии туризма и предпринимательства основные усилия были сосредоточены:

- на методической подготовке преподавателей и разработке учебно-методической литературы для студентов, связанной с особенностями организации их познавательной деятельности;

- на выработке потребностей у преподавателей в научной организации учебного процесса студентов;

- на согласовании усилий преподавателей в ходе решения проблемы повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста в высшем учебном заведении; -

- на формировании у педагогов и студентов критического отношения к своей деятельности в области образования и самообразования;

- на организации и проведении мероприятий по формированию у студентов устойчивой мотивации к осуществлению эффективной образовательной деятельности и др.

Для проведения формирующего эксперимента были избраны экспериментальные и контрольные группы. Показатели экспериментальной и контрольной групп на начальном этапе эксперимента оказались достаточно однородны, что позволяет сделать вывод о возможности обеспечения необходимой чистоты исследования.

Перед формирующим экспериментом все его участники были проинструктированы и ознакомлены с программой предстоящего исследования.

В ходе экспериментальной работы применялись следующие методы исследования.

Педагогическое наблюдение велось с целью определения характера и содержания применяемых способов, средств и форм по формированию профессиональных ценностей РЯ-специалистов, их эффективности, выявления у преподавателей и студентов необходимых качеств, навыков и умений работы, а также стремления к самосовершенствованию.

Этот же метод применялся при сборе информации об образовательной деятельности студентов. Она осуществлялась лично автором и преподавателями, вошедшими в состав экспертной группы.

Для получения объективной и достоверной информации применялось сплошное и выборочное наблюдение, а ее хранение и накопление велось на разработанных листах наблюдения.

Изучение процесса повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста у студентов в ходе обучения осуществлялось в ходе проведения учебных занятий и прохождения практик. Результаты наблюдения сравнивались с результатами, полученными другими методами исследования. При этом учитывалось, что наблюдение является одним из наиболее важных компонентов в системе сбора педагогической информации, т.к. дает возможность непосредственно видеть, как действуют преподаватели и студенты в той или иной обстановке, насколько соответствуют их действия замыслу экспериментальной работы.

Опрос преподавателей и студентов включал индивидуальные и групповые беседы, собеседования, интервьюирование и анкетирование (письменный опрос). Всего было опрошено более 300 человек. В ходе бесед выяснялось отношение как студентов, так и педагогов к процессу повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста, выявлялись факторы, влияющие на протекание данного процесса, трудности, возникающие в ходе образовательной деятельности, и другая информация.

Во время интервьюирования, проводимого на основе заранее разработанных вопросов, изучалось и уточнялось понимание преподавателями проблем в области повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста в ходе образовательного процесса в вузе.

В анкетах ставились открытые, закрытые и контрольные вопросы, что давало возможность выявить разносторонний спектр мнений анкетируемых. Полученные в ходе опроса данные сопоставлялись с результатами других методов сбора информации.

Обобщение независимых характеристик заключалось в сборе, анализе и обобщении различных сведений от руководителей кафедр, их заместителей, профессоров, доцентов, преподавателей и

студентов о характере процесса формирования профессиональных ценностей, о результативности способов и средств воздействия в данной области. Применение данного метода позволяло получать многообразие оценок о действиях педагогов.

Экспертным оцениванием были охвачены все преподаватели факультета массовых коммуникаций и студенты контрольных и экспериментальных групп. Для экспертной оценки использовались оценочные листы. В качестве экспертов выступали руководители кафедр факультета и вуза, а также представители практики (руководители РЯ-агентств и РЯ-отделов крупных предприятий). В состав экспертной группы входил и автор. Оценивание проводилось на каждом этапе развития познавательной деятельности и осуществлялось на основе:

а) наблюдения за деятельностью преподавателей и студентов;

б) отчета преподавателей и студентов о своей работе;

в) обобщения независимых характеристик.

Сопоставление и сравнение получаемых данных позволило выявить динамику изменений в поведении обучающихся и самого процесса повышения эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалиста в ходе обучения в вузе.

Сбор информации методом анализа документов представлял следующие направления:

1) анализ годовых и перспективных планов повышения квалификации преподавателей с целью выявления содержания и организации работы по повышению профессиональной подготовки преподавателей;

2) анализ материалов заседаний кафедр, показных, открытых занятий, семинарских занятий с преподавателями факультета для определения основных направлений работы, ее содержания и методики;

3) анализ материалов занятий, методических разработок с целью выявления новых педагогических идей, применяемых в ходе подготовки специалистов по связям с общественностью;

4) анализ журналов контроля учебных занятий, актов проверки вузов для определения оценки педагогической деятельности преподавателей, форм и методов работы со студентами при организации учебно-воспитательного процесса;

5) анализ протоколов заседаний ученых советов, заседаний кафедр с целью выявления оценки деятельности преподавателей факультета, форм и методов работы с ними, вопросов стимулирования творческого педагогического труда, направлений изысканий преподавателей по оптимизации процесса формирования профессиональных ценностей РЯ-специалистов в ходе обучения в вузе;

6) анализ ведомостей с результатами зачетов и экзаменов студентов, журналов учебных занятий для оценки результативности профессиональной деятельности преподавателей, успеваемости студентов;

7) анализ экспериментального материала, полученного в ходе исследования, для выявления факторной среды, в которой осуществляется процесс формирования профессиональных ценностей РЯ -специалистов в ходе обучения в вузе.

Контроль за ходом экспериментальной работы осуществлялся в процессе наблюдения за деятельностью преподавателей и студентов экспериментальных и контрольных групп, бесед с руководством кафедр по итогам семестров обучения и учебного года.

Качественно-количественная обработка и интерпретация собранной и систематизированной информации проводились с помощью методов математической статистики. В ходе обработки результатов экспериментальной работы уточнялась значимость проводимых мероприятий.

Использование комплексной методики позволило получить не только вербальные данные от самих участников экспериментальной работы, но и осуществить проверку их достоверности другими методами исследования.

Полученные в ходе формирующего эксперимента результаты позволяют судить об эффективности применения разработанной методики экспериментальной работы и о подтверждении выдвинутой гипотезы. Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что повышение эффективности формирования профессиональных ценностей РЯ-специалистов у студентов зависит от качества и последовательности проведения целого ряда конкретных индивидуальных и коллективных педагогических мероприятий, объединенных в единую научно обоснованную программу.

Основным содержанием этой программы является: оптимизация содержания учебных программ подготовки РЯ-специалиста в ходе образовательного процесса; развитие готовности преподавателей к осуществлению эффективной деятельности по формированию профессиональных ценностей РЯ-специалиста; совершенствование образовательной деятельности студентов в ходе обучения в вузе.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008

Основным условием успешного проведения экспериментальной работы следует считать научно обоснованную деятельность преподавателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алемасова М. Л. Формирование профессиональной культуры ПР-специалиста // Формирование деловой и профессиональной культуры руководителей, специалистов, преподавателей, школьников и студентов: Сборник статей участников Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. Л.В. Торопова. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2002. - 212 с. - С. 49-51.

2. Будаева Т.И. Формирование личности молодого специалиста в процессе обучения в вузе

// Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. - М.: ИОО

МОН РФ, 2004. - 202 с. - С. 54-64.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

4. Коростелева Е.А. К проблеме управления процессом формирования профессиональноценностных ориентаций у будущих учителей. - [Электронный документ] http://www.sgu.ru/faculties/ physical/departments/itphysics/intemational2007/soderg.php. - Проверено 12.06.2008.

5. Шарухин А.П. Психология менеджмента. - СПб.: Речь, 2005. - 352 с.

арина .n.A., Бродянская Л.В. Социологические и культурологические аспекты развития

образования взрослых. 2000.

2 См.: Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.

3 См.: Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.

4 См.: Национальные ценности образования: История и современность. М., 1996.

5 См.: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век. М., 1995.

6 См.: Сластенин В.А., Чижакова ГИ. Введение в педагогическую аксиологию. М., 2003.

7 См.: Шарухин А.П. Психология менеджмента. СПб., 2005.

8 См.: Маслоу А.Г Мотивация и личность. СПб., 1999.

В.И. Хальзов*, Т.Л. Женатова**

О духовно-нравственном воспитании личности учащихся в условиях военно-учебного заведения

В статье рассматриваются понятия «духовность», «нравственность», их соотношение, сущность духовнонравственного воспитания кадет и условия его результативности.

The concept of «spirituality», «mortality», and their correlation, spirit and moral upbringing of cadets and conditions of its formation is regarded in the article.

Ключевые слова: духовность, нравственность, мораль, духовно-нравственное воспитание, духовнонравственная личность

Воспитание духовно-нравственной личности в учебном заведении сегодня становится одной из главных задач образования. Не случайно в ст. 14 Федерального закона «Об образовании» сказано, что «содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; ... формирование духовно-нравственной личности ...» .

* Профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор.

* Методист Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, кандидат педагогических наук.

Список литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.