Научная статья на тему 'Исследование пропорций распределения добавленной стоимости между участниками хлебопродуктовой отрасли Оренбургской области'

Исследование пропорций распределения добавленной стоимости между участниками хлебопродуктовой отрасли Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование пропорций распределения добавленной стоимости между участниками хлебопродуктовой отрасли Оренбургской области»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОПОРЦИЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ХЛЕБОПРОДУКТОВОЙ ОТРАСЛИ

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Андреева Т.В.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал ОГУ)

г. Орск, Россия

Данное исследование ставило целью изучение особенностей формирования цепочек создания стоимости продукта в хлебопекарной, кондитерской и макаронной отраслях пищевой промышленности, определение конкурентных позиций каждого из участников цепочки и пропорций распределения добавленной стоимости между ними путем проведения анализа структуры розничных цен на основные хлебопродукты в Оренбургской области.

В Оренбургской области в 2009 г. хлеб, хлебобулочные, макаронные и мучные кондитерские изделия производили 94 организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства и 57 субъектов малого предпринимательства. Среднесписочная численность работников, занятых производством хлеба и хлебобулочных изделий, в 2009 г. составила 2366 человек, это почти четвертая часть от всех работающих в производстве пищевых продуктов.

Основными производителями хлебопродуктов в Оренбургской области являются ЗАО «Хлебопродукт-2» (г. Оренбург), ЗАО «Городской торг» (г. Бузулук), ООО «Бузулук-мука», ОАО «Оренбургский хлебокомбинат», ЗАО «Орский хлеб», ОАО «Новотроицкий комбинат хлебопродуктов», ЗАО «Хлебопродукт ДМВ» (г Орск), ОАО «Орская макаронная фабрика», ООО «Медногорский хлебокомбинат». Эти предприятия производят свыше 60% от общего объема выпуска хлебопродуктов, изготовленных организациями, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, производят в среднем 17-20% от общего объема выпуска хлебопродуктов [1].

В таблице 1 приведены данные об объёмах производства основных видов хлебопродуктов в Оренбургской области за 2002-2009 гг. [2]. По данным таблицы видно, что в 2009 г. по сравнению с 2002 г. объём выпуска муки сократился на 22,4%, хлеба и хлебобулочных изделий на 15,8%, макаронных изделий на 48,3%, вместе с тем произошел значительный рост выработки мучных кондитерских изделий на 50%. Под влиянием общего падения объёмов производства муки, хлебобулочных и макаронных изделий в Оренбургской области снижается их среднегодовое производство на душу населения, при этом численность области ежегодно уменьшается.

В 2008-2009 гг. зафиксированы самые низкие показатели объемов производства макаронных изделий в Оренбургской области за последние восемь лет, что связано с высоким уровнем конкурентной борьбы между

несколькими крупнейшими производителями, которые вытесняют с рынка местных товаропроизводителей.

Таблица 1 - Динамика производства основных видов хлебопродуктов в Оренбургской области за 2002-2009 гг.

Годы Мука Хлеб и хлебобулочные изделия Мучные кондитерские изделия Макаронные изделия

в % к в % к в % к в % к

тыс. т пред. году тыс. т пред. году тыс. т пред. году тыс. т пред. году

2002 217,1 - 87,5 - 6,6 - 2,9 -

2003 229,1 105,5 79,9 91,3 5,8 87,9 2,4 82,8

2004 218,4 95,3 79,0 98,9 3,7 63,8 1,9 79,2

2005 180,0 82,4 70,5 89,2 4,3 116,2 2,8 147,4

2006 166,6 92,6 66,9 94,9 3,9 90,7 3,6 128,6

2007 185,5 111,3 67,6 101,0 4,3 110,3 2,9 80,6

2008 174,0 93,8 75,0 110,9 6,0 139,5 0,7 24,1

2009 168,4 96,8 73,7 98,3 9,9 165,0 1,5 214,3

Состав цепочек создания стоимости хлебопродуктов (на примере крупных пищевых предприятий Оренбургской области) представлен на рисунке 1.

По данным рисунка видно, что производство и реализация хлебопродуктов крупными производителями Оренбургской области осуществляется по четырем различным видам цепочек создания стоимости продукции. Самой распространенной является цепочка, объединяющая такие виды деятельности как производство хлебопродуктов, оптовая торговля, продвижение и доставка продукции торговым предприятиям. Данный состав видов деятельности отмечен у 40% крупных производителей хлебопродуктов, а также у большинства организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Цепочки создания стоимости продукции ООО «Бузулук-мука», ЗАО «Хлебопродукт ДМВ», ОАО «Орская макаронная фабрика» отличаются более широким набором видов деятельности, который образован путем частичной интеграции назад, то есть в переработку зерна в муку, а также хранение и складирование зерна. Цепочка создания стоимости хлебопродуктов ЗАО «Городской торг» наоборот сформирована путем интеграции вперед, то есть на уровень реализации продукции конечным потребителям. ОАО «Орская макаронная фабрика» -

единственное в регионе предприятие,

Выращивание зерновых культур ▲

1 г

Хранение и складирование зерна 1 к

1 г а к и

Переработка зерна в муку я ° ^ Ж* И 14 « ^ г та 5 Ь к сч Л н ю « (Ц а« С К о * щ Л ч О X «

1 г

Производство хлеба, хлебобулочных, макаронных и мучных кондитерских изделий (хлебопродуктов) к с р к J ОАО «Оренбургский хлебокомбинат», ОАО «Новотроицкий комбинат м- к н -к ду о удр лоа урк со й ^ уом и ю Л ^ и к;

1 г о т й ^ Ч й О лХ кс О » о ОО О оо О § °

Оптовая торговля хлебопродуктами о к с д хлебопродуктов», ООО «Медногорский хлебокомбинат», ПОП 40% , О со < 00

1 г о р о Г о А го А О

Продвижение и доставка продукции торговым предприятиям 30% , г

1 г

Розничная торговля хлебопродуктами через собственные магазины 10% 1 г 20%

Рисунок 1 - Цепочки создания стоимости продукции в хлебопекарном, кондитерском и макаронном производстве (на примере крупных предприятий Оренбургской области)

специализирующееся на производстве макаронных изделий и вырабатывающее около 60-70% макаронной продукции Оренбургской области.

ЗАО «Хлебопродукт-2» и ЗАО «Орский хлеб» охватывают всю цепочку создания стоимости хлебопродуктов, начиная от выращивания зерна, производства хлеба, хлебобулочных, макаронных и мучных кондитерских изделий и заканчивая их реализацией через собственную розничную торговую сеть. Это достигается за счет вертикальной интеграции нескольких компаний, осуществляющих отдельные виды деятельности по созданию стоимости хлебопродуктов, образуя при этом вертикально-интегрированный холдинг.

В ходе исследования выявлены основные проблемы, препятствующие успешному функционированию хлебопекарных и макаронных предприятий Оренбургской области:

- падение потребительского спроса на хлеб и хлебобулочные изделия;

- рост цен (тарифов) на основное сырьё (зерно, муку) и энергоресурсы;

- административное сдерживание цен на пшеничный и ржаной хлеб;

- уменьшение или полное отсутствие дотаций со стороны муниципальных и региональных органов власти на производство социально значимых сортов хлеба;

- увеличение доли привозной макаронной и кондитерской продукции из соседних регионов России;

- высокий износ оборудования крупных хлебопекарных и макаронных предприятий области (степень износа основных фондов в 2008 г. - 56,5%; в 2009 г. - 55,1%);

- ограниченность собственных финансовых ресурсов для осуществления инвестиций в основной капитал и внедрения технологических инноваций.

В таблице 2 представлен состав розничных цен на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта, макаронные изделия и мучные кондитерские изделия в разрезе основных хозяйствующих субъектов, осуществляющих различные виды деятельности по созданию стоимости данных продуктов для конечного потребителя. В качестве основных хозяйствующих субъектов выделены сельскохозяйственные товаропроизводители, поставляющие зерно; производители основного сырья (муки) - мукомольные предприятия; поставщики прочего сырья и материалов; производители хлебопродуктов (хлебозаводы и макаронные фабрики); предприятия розничной торговли в пределах города (в котором непосредственно осуществляется производство хлебопродуктов) и близлежащих областей. Влияние предприятий оптовой торговли (посреднического звена) на формирование цены для конечных потребителей не рассматривалось в данном исследовании. Поставщики энергоресурсов, работ и услуг не выделены в числе субъектов, представленных в таблице 2, их влияние на конечную цену готовых хлебопродуктов учтено в составе затрат каждого субъекта.

Расчет затрат на производство и реализацию продукции, а также прибыли каждого из участников цепочки создания стоимости, осуществлялся на основе средних цен на сырье (пшеницу, муку) и хлебопродукты в Оренбургской области в 2010 г. [3], нормативного расхода сырья на одну тонну готовых изделий, статистических данных о структуре розничных цен на отдельные виды хлебопродуктов [4], среднего уровня рентабельности для каждого вида деятельности и размеров торговых надбавок.

При расчете прибыли каждого вида деятельности учитывался факт регулирования отпускных цен товаропроизводителей и торговых надбавок со стороны администрации области, установленные Постановлением Правительства Оренбургской области от 24 октября 2007 г. № 366-п «О мерах по стабилизации ситуации на продовольственном рынке Оренбургской области» (для производителей пшеничного и ржаного хлеба принят предельный уровень рентабельности не более 13%, предельные размеры торговых надбавок к отпускной цене товаропроизводителей не более 10%). Для макаронных и мучных кондитерских изделий такие ограничения не установлены, что позволяет производителям данных продуктов и предприятиям розничной торговли получать больше прибыли на один рубль затрат.

Хозяйствующие субъекты в процессе осуществления своей деятельности создают добавленную стоимость, которая при суммировании образует цену продуктов для конечных потребителей. Чем больше стадий производства и обращения проходит продукт, тем больше присоединяется к нему стоимости. Для расчета добавленной

стоимости, созданной каждым субъектом цепочки создания стоимости продукта, достаточно вычесть из величины выручки (с НДС) данного хозяйствующего субъекта суммарную величину выручки (с НДС), полученную

предшествующими субъектами.

Следует подчеркнуть, что на каждой стадии реализации продукта по цепочке от одного хозяйствующего субъекта к другому, в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость. Источником уплаты НДС и других налоговых платежей признается добавленная стоимость. Являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и в итоге аккумулируется в розничной

цене продукта.

Таблица 2 - Цепочки создания стоимости продукции в хлебопекарном, макаронном и кондитерском производствах Оренбургской области в расчете на одну тонну готовых изделий (по данным 2010 г.), руб.

Субъекты цепочки создания стоимости Хлебопекар ное производств о Макаронн ое производс тво Кондитерско е производств о

Сельскохозяйственные товаропроизводители Затраты на производство зерна + Прибыль производителя зерна = Цена для мукомольного завода (без НДС) + НДС = Цена для мукомольного завода (с НДС) 3178,24 476,74 3654,98 365,50 4020,48 3939,20 590,88 4530.08 453,01 4983.09 2056,76 308,51 2365,27 236,53 2601,80

Мукомольный завод (поставщик основного сырья) Закупочная цена зерна (без НДС) - Затраты на переработку зерна в муку + Прибыль мукомольного завода = Цена для хлебозавода (без НДС) + НДС = Цена для хлебозавода (с НДС) 3654,98 1421,38 761,45 5837,81 583,78 6421,59 4530,08 1761,7 943,77 7235,55 723,55 7959,10 2365,27 919,83 492,76 3777,86 377,79 4155,65

Поставщики прочего сырья (материалов) Цена для хлебозавода (без НДС) + НДС = Цена для хлебозавода (с НДС) 1914,95 344,69 2259,64 1184,52 213,21 1397,73 55277,94 9950,03 65227,97

Хлебозавод (Макаронная фабрика)

Закупочная цена муки (без НДС) +

Цена прочего сырья (без НДС) + Затраты на производство хлебопродуктов (с учетом доставки в пределах города) + Прибыль производителя = Цена для магазина (без НДС) + НДС = 5837,81 1914,95 13398,71 2749,70 23901,17 2390,12 26291,29 7235,55 1184,52 10401,08 2823,17 21644,32 2164,43 23808,75 3777,86 55277,94 49043,14 18016,49 108098,95 19457,81 127556,76

Цена для магазина (с НДС)

Розничная торговая сеть в пределах города

Отпускная цена хлебозавода (без НДС) +

Торговая надбавка, в т.ч.: расходы торговой организации прибыль торговой организации = Цена для потребителя (без НДС) + НДС = 23901,17 2629,13 1686,61 942,52 26530,3 2653,03 29183,33 21644,32 4761,74 3038,44 1723,30 26406,06 2640,61 29046,67 108098,95 28700,27 17220,16 11480,11 136799,22 24623,86 161423,08

Цена для потребителя (с НДС)

Розничная торговая сеть Оренбургской области и др. областей

Отпускная цена производителя (без НДС) +

Транспортные расходы + Торговая надбавка, в т.ч.: расходы торговой организации прибыль торговой организации = Цена для потребителя (без НДС) + НДС = 23901,17 1314,56 2760,58 1686,61 1073,97 27976,31 2797,63 30773,94 21644,32 1190,44 4999,84 3038,44 1961,40 27834,60 2783,46 30618,06 108098,95 6377,84 30135,28 17220.16 12915,12 144612,07 26030.17 170642,24

Цена для потребителя (с НДС)

Налоговая нагрузка на один рубль добавленной стоимости зависит от ставки НДС, применяемой налогоплательщиком при реализации продукции. В частности ставка в размере 10% применяется при реализации следующих продовольственных товаров: зерна, муки, хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия), макаронных изделий и других. Реализация мучных кондитерских изделий облагается НДС по ставке 18%. При применении льготной ставки НДС в размере 10% уровень налоговой нагрузки составляет 8-9 копеек на один рубль добавленной стоимости, при ставке 18% показатель увеличивается до 15-16 копеек.

По данным таблицы 2 видно, что зависимость производителей хлебобулочной и макаронной продукции от стоимости муки весьма значительная, что нельзя отметить в производстве мучных кондитерских изделий. Средний расход муки на производство одной тонны хлебобулочных изделий составляет от 730 до 750 кг., макаронных изделий

от 950 до 975 кг., на производство мучных кондитерских изделий в среднем до 500 кг. В структуре отпускной цены производителей (с НДС) затраты на муку составляют для хлебобулочной продукции около 22%, макаронных изделий - 30%, кондитерских изделий около 3%. Эти данные свидетельствуют о том, что для первых двух видов хлебопродуктов мука является основным сырьём.

Для мучных кондитерских изделий муку нельзя признать основным сырьевым ресурсом, так как затраты приходящиеся на прочие виды сырья и материалов занимают наибольший удельный вес (около 44%) в структуре отпускной цены производителей кондитерской продукции по сравнению с затратами на муку.

Розничная цена на хлебопродукты, реализованные в пределах города, в котором непосредственно осуществлялось их производство, отличается от розничных цен на данные продукты, реализованные населению в близлежащих населенных пунктах Оренбургской области в среднем на 5,5%. Это отклонение возникает в результате значительных расходов на транспортировку продукции от производителя до магазинов розничной торговли. Расходы по доставке продукции в среднем составляют 5% от отпускных цен производителей с НДС.

Показатели эффективности выполнения каждого вида деятельности в значительной степени зависят от ценовых соотношений по цепочке стоимости, то есть от пропорций распределения общей суммы добавленной стоимости и прибыли между хозяйствующими субъектами, входящими в её состав. При этом добавленная стоимость является необходимым фактором образования прибыли, которая должна позволять прирастать собственному капиталу. Распределение добавленной стоимости и прибыли между субъектами цепочки создания стоимости продукции в хлебопекарном, макаронном и кондитерском производствах Оренбургской области в расчете на одну тонну готовых изделий представлено в таблице 3.

Цепочка создания стоимости продукции, реализация которой осуществляется через магазины розничной торговли, расположенные на территории Оренбургской области и других областей выделена в таблице 3 отдельно (вариант 2). Необходимо отметить, что второй вариант цепочки создания стоимости хлебобулочной продукции встречается очень редко, так как хлеб является продуктом первой необходимости и потребности населения в данном продукте, как правило, полностью покрывается местными производителями.

Данные таблицы 3 наглядно показывают, что добавленная стоимость распределяется неравномерно между участниками каждой цепочки. Управляющее звено в цепочке задаёт пропорции распределения добавленной стоимости между участниками. Поэтому для участника отраслевой цепочки, ставящего целью повышение собственной эффективности по средствам формирования цепочки стоимости, определяющим является идентификация управляющего звена в цепочке.

Показатели двух вариантов цепочек создания стоимости хлеба и хлебобулочных изделий из пшеничной муки высшего сорта, приведенные в таблице 3, позволяют сделать следующие выводы:

- основная часть стоимости хлебобулочной продукции создаётся хлебозаводами, на долю которых приходится около 57-60% от общей величины добавленной стоимости. Такое соотношение в распределении добавленной стоимости позволяет сделать вывод о том, что цепочка создания стоимости продукции в хлебопекарном производстве относится к управляемой производителями хлебобулочной продукции (хлебозаводами). Из суммарной прибыли в размере 4930,41 руб. в расчете на одну тонну хлебобулочной продукции на долю хлебозавода приходится около 55% при рентабельности продукции в пределах административных ограничений 13%;

- добавленная стоимость производства зерна колеблется от 13-14%, а доля прибыли, приходящаяся на сельхозпроизводителей, составляет около 10% при рентабельности производства 15%;

- добавленная стоимость мукомольного предприятия на одну тонну хлебобулочной продукции составляет 2401,11 руб. или 8,23% (7,34%) от общей суммы добавленной стоимости, созданной всеми участниками данной цепочки. При этом доля прибыли, приходящаяся на этот вид деятельности, характеризуется более высоким значением 15,44% (15,04%) при рентабельности производства 15%. На долю поставщиков прочего сырья и материалов приходится лишь 7% добавленной стоимости;

- добавленная стоимость, созданная предприятиями розничной торговли, составляет в среднем 10%, а доля прибыли, приходящаяся на данный вид деятельности 19-21%, данное значение превышает соответствующий показатель мукомольного предприятия. Автотранспортные предприятия, осуществляя доставку хлебобулочной продукции в магазины розничной торговли Оренбургской области, создают около 4% добавленной стоимости и тем самым увеличивают розничную цену хлеба.

Анализ показателей, созданных в рамках цепочки создания стоимости макаронной продукции, выявил, что пропорции распределения добавленной стоимости и прибыли между хозяйствующими субъектами очень схожи с хлебопекарным производством. Основная часть добавленной стоимости (47-50%) и прибыли (4547%) создаётся производителями макаронных изделий при средней рентабельности продукции 15%. А вот на долю предприятий розничной торговли приходится значительно больший процент добавленной стоимости и прибыли в сравнении с цепочкой стоимости в хлебопекарном производстве. Так, 18% добавленной стоимости создается предприятиями розничной торговли при реализации макаронной продукции в пределах города и 18,35% на территории Оренбургской области и других областей. Это объясняется отсутствием административного регулирования розничных цен на макаронную продукцию. Средняя торговая надбавка на макаронную продукцию в Оренбургской области по данным 2010 г. составляла 18% к отпускной цене производителей макарон с НДС.

Таким образом, анализ структуры розничных цен на хлебобулочную и макаронную продукцию установил, что управляющими звеньями цепочек создания стоимости продукции в хлебопекарном и макаронном производствах являются хлебозавод и макаронная фабрика, концентрирующие около 50-60% добавленной стоимости (без учета добавленной стоимости посреднического звена).

В отличие от цепочки в хлебопекарной и макаронной отраслях пищевой промышленности, производство мучных кондитерских изделий представляет пример цепочки, управляемой поставщиками (производителями) сырья и материалов, совместно создающими от 41% до 43% добавленной стоимости. В том числе поставщики прочего сырья и материалов создают 38-40% стоимости кондитерской продукции, сельхозпроизводители - 2%, а производители муки лишь 1%. Низкие значения добавленной стоимости, приходящиеся на сельхозпроизводителей и производителей муки, связаны с незначительной долей затрат на муку в себестоимости мучных кондитерских изделий по сравнению с другими материалами, потребляемыми в процессе производства.

Производители мучных кондитерских изделий концентрируют 34-36% добавленной стоимости, занимая при этом второе место после поставщиков сырья и материалов. Предприятия торговли, осуществляя реализацию кондитерских изделий конечным потребителям, дополнительно создают 21% стоимости, что приводит к

значительному росту розничных цен. Это, прежде всего, связано с высокой торговой надбавкой, которая в среднем достигает 22,5% к отпускной цене производителей кондитерских изделий. При такой наценке предприятия розничной торговли получают от 0,34 руб. (0,35 руб.) прибыли на один рубль добавленной стоимости.

Отсутствие административного регулирования цен и ежегодный рост потребления мучных кондитерских изделий в среднем на 1,5% придают этому виду производства большую привлекательность по сравнению с производством хлебобулочных изделий. При рентабельности производства 20% производители кондитерских изделий получают 0,31 руб. прибыли на один рубль добавленной стоимости, что на 0,15 руб. больше чем при производстве хлебобулочных изделий. В связи с этим одним из перспективных направлений развития хлебопекарных предприятий является диверсификация производства, путем освоения или расширения выпуска мучных кондитерских изделий с целью повышения эффективности деятельности.

Оценивая результаты исследования цепочек создания стоимости продукции в хлебопекарном, макаронном и кондитерском производствах, можно утверждать, что добавленная стоимость и прибыль распределяется неравномерно между различными экономическими субъектами. Величина добавленной стоимости и прибыли, полученная хозяйствующим субъектом в процессе осуществления своей деятельности, зависит, во-первых, от его отраслевой принадлежности, во-вторых, от осуществляемого вида экономической деятельности в цепочке создания стоимости конкретного продукта, в-третьих, от механизма государственного регулирования цен на отдельные группы товаров, в-четвертых, от значений следующих показателей:

- цены на продукцию (работы, услуги), произведенную хозяйствующим субъектом;

- стоимости материальных ресурсов (работ, услуг), используемых для производства продукции;

- косвенного налогообложения продукции (работ, услуг), произведенной субъектом экономических отношений;

- числа работников, участвующих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг);

- среднего денежного вознаграждения, полученного работниками за свой труд;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расходов, произведенных экономическим субъектом для обеспечения своего текущего функционирования;

- амортизационных отчислений на реновацию, производимых для обеспечения простого воспроизводства основных фондов;

- уровня использования производственной мощности субъекта хозяйствования;

- уровня механизации и автоматизации производственных процессов;

- величины инвестиций в основной капитал и затрат на технологические инновации;

- рентабельности продукции (работ, услуг).

Литература:

1. Производство хлеба и хлебобулочных изделий в Оренбургской области: Экспресс-информация / Территориальный оран Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. [Текст]. - Оренбург, 2010. - С. 3-5.

2. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2010: Стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. [Текст]. - Оренбург, 2010. - С. 324-325. - ISBN: 978-5-9901823-1-8.

3. Центральная база статистических данных. Цены. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi (дата обращения 15.07.2011).

4. Цены в России. 2010: Стат. сб./ Росстат [Текст]. - M, 2010. - С. 93-98. - ISBN: 978-589476-307-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.