Научная статья на тему 'Исследование проблемы обеспечения экологической безопасности на предприятиях с территориально распределённой системой хранения опасных ресурсов'

Исследование проблемы обеспечения экологической безопасности на предприятиях с территориально распределённой системой хранения опасных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
331
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / МОНИТОРИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ENTERPRISE MONITORING / ENVIRONMENTAL SECURITY / EMERGENCY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Куревин В. В., Морозов О. Г., Зайдуллин С. С., Виноградов В. Ю., Галимов Э. Р.

В статье рассматривается актуальность задачи обеспечения мониторинга и экологической безопасности на предприятиях с территориально распределённой системой хранения. Показано, что наиболее эффективным решением указанных задач является разработка соответствующей автоматизированной информационной системы. Такая система должна носить интегративный характер, позволяя в комплексе решать все основные задачи, возникающие перед персоналом отдельных структурных подразделений, обеспечивая необходимую методическую, математическую и техническую поддержку принятия решений, обеспечивающих штатное функционирование предприятия в целом, а также защиту от техногенных, природных и террористических чрезвычайных ситуации. Предложена структура системы, порядок ее внедрения и функциональное наполнение отдельных подсистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Куревин В. В., Морозов О. Г., Зайдуллин С. С., Виноградов В. Ю., Галимов Э. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы обеспечения экологической безопасности на предприятиях с территориально распределённой системой хранения опасных ресурсов»

УДК 629.703:658.562:629.701+533.6

В. В. Куревин, О. Г. Морозов, С. С. Зайдуллин, В. Ю. Виноградов, Э. Р. Галимов, И. А. Абдуллин

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ С ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЁННОЙ

СИСТЕМОЙ ХРАНЕНИЯ ОПАСНЫХ РЕСУРСОВ

Ключевые слова: предприятие, мониторинг, экологическая безопасность, чрезвычайная ситуация.

В статье рассматривается актуальность задачи обеспечения мониторинга и экологической безопасности на предприятиях с территориально распределённой системой хранения. Показано, что наиболее эффективным решением указанных задач является разработка соответствующей автоматизированной информационной системы. Такая система должна носить интегративный характер, позволяя в комплексе решать все основные задачи, возникающие перед персоналом отдельных структурных подразделений, обеспечивая необходимую методическую, математическую и техническую поддержку принятия решений, обеспечивающих штатное функционирование предприятия в целом, а также защиту от техногенных, природных и террористических чрезвычайных ситуации. Предложена структура системы, порядок ее внедрения и функциональное наполнение отдельных подсистем.

Key words: enterprise monitoring, environmental security, emergency.

The article discusses the relevance of the task of ecological safety monitoring and maintenance for the enterprises with geographically distributed storage system. It is shown that the most effective solution to these problems is the development of appropriate automated information system. Such a system should have an integrated character, allowing the complex to solve all the major problems faced by the staff of individual departments, providing the necessary methodological, mathematical and technical support to decision-making, ensuring the correct functioning of the enterprise as a whole, as well as protection against man-made, natural and terrorist emergency situation. The structure of the system, the procedure for its implementation and functional content of individual subsystems are discussed.

Введение

Интеграция Российской Федерации в международную систему экологической безопасности реализуется в основном через усиление требований национального законодательства в области охраны окружающей среды. Основным субъектом законодательства в данном случае становятся промышленные и иные предприятия, которые потенциально могут оказывать влияние на экологическую ситуацию в местах ведения ими своей основной (хозяйственной и т.п.) деятельности.

Переход отечественной экономики и общества к устойчивому развитию предполагает широкое распространение экологически ориентированных методов управления природопользованием. Для современного предприятия наличие эффективной системы экологического менеджмента (СЭМ) является основой обеспечения стабильных характеристик функционирования, так как она позволяет уменьшить экологический, информационный и коммерческий риски загрязнения компонентов окружающей среды, связанные с принятием управленческих решений. Практика показала, что предупреждение является экономически более выгодным, чем ликвидация негативных экологических последствий, влекущая за собой штрафные санкции и административную ответственность.

В настоящее время уже имеется необходимая нормативная база, которая позволяет предприятиям организовывать СЭМ и её аудит. Прежде всего, речь идёт о стандартах ИСО серии 14000: ГОСТ РИСО 140012007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» и т.п. Тем не менее, практика показывает, что внедрение СЭМ идёт достаточно медленно. Одной из основных причин,

по мнению авторов, является добровольный характер сертификации СЭМ.

Сама по себе добровольность не должна являться проблемой, поскольку мировая практика показывает -вложения финансовых средств в разработку и внедрение СЭМ достаточно быстро окупаются, и при этом улучшается, помимо экологической, экономическая эффективность предприятия и его имидж. Однако с одной стороны не всякий руководитель осознаёт этот факт, а с другой сопровождавшие страну последние четверть века неровные экономические условия, перепрофилирование производств, изменение их форм собственности и т.п. факторы породили тенденцию нерегламентированного ведения работ, ослабления внимания к правилам безопасно эксплуатации производств. Это приводит к аварийным ситуациям, сопровождающимся не только травматизмом работников, но и разрушением производственных и гражданских сооружений, нанесением ущерба окружающей среде. Как показывает статистика, такие техногенные ситуации составляют значительную часть (15-17%) всех возникающих чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация СЭМ на предприятиях, где риск подобных ситуаций особенно велик, является актуальной задачей.

Организация СЭМ

Для идентификации степени важности организации СЭМ на предприятии авторами данной работы предлагается использовать Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утверждённые приказом МЧС РФ [1].

Данными требованиями устанавливается степень опасности объекта, устанавливаемые по результатам прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций (ЧС). При этом учитываются такие факторы как:

- тип угроз (техногенные, природные, террористические);

- физическая природа опасного вещества или фактора-источника ЧС (ядерно/радиационноопасный, пожаро/взрывоопасный, химически опасный, биологически опасный, гидродинамически опасный);

- масштаб угрозы (федеральные и/или трансграничные ЧС, региональные ЧС, территориальные ЧС, местные ЧС, локальные ЧС);

- степень защищённости от угроз возникновения ЧС.

Организации, эксплуатирующие потенциально

опасные объекты, подлежат обязательной оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Соответственно СЭМ для них может стать одним из эффективных инструментов подтверждения степени такой готовности [2].

Среди трансроссийских предприятий и организаций особое место занимает Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) [3]. Согласно действующему законодательству основными функциями агентства являются:

- обеспечение формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва;

- реализация государственной политики по обеспечению мобилизационных нужд Российской Федерации и неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказанию поддержки отраслям экономики, субъектам Российской Федерации и организациям, оказанию гуманитарной помощи, регулирующему воздействию на рынок, проведению закупочных и товарных интервенций.

С точки зрения потенциальной экологической опасности предприятий Росрезерва необходимо отметить следующее.

Типы угроз: Любые, но преобладает техногенная.

Физическая природа опасного вещества: Определяется типом веществ, находящихся на хранении, транспортировке или переработке, т.е. потенциально любая, предусмотренная [1]. В настоящий момент преобладают пожаровзрывоопасные вещества.

Масштаб угрозы: В каждом конкретном случае масштаб ЧС на конкретных особых базисных складах (ОБС) Росрезерва может быть различным, от локального, до трансграничного. Существенным фактором является то, что Росрезерв является большой территориально распределённой организацией, в состав которой входят управления по федеральным округам, комбинаты и пункты ответственного хранения, размещенные по всей территории Российской Федерации [3].

Согласно приведённым критериям, федеральному закону РФ [4] и другим проанализированным авторами регламентирующим документам ОБС Росрезерва относятся к категории опасных производственных объектов. Таким образом, можно утверждать, что перед Росрезервом стоит достаточно много экологических задач. Одной из них согласно Положению о комитете российской федерации по государственным резервам, утверждённому постановлением Прави-

тельства РФ от 9 июня 1995 г. № 574, является разработка и внедрение СЭМ, как мера по «...обеспечению производственной и экологической безопасности при хранении и проведении операций с материальными ценностями государственного материального резерва.», в частности, взрывоопасных веществ и материалов (ВВМ). К сожалению, приходится отметить, что данное положение в настоящий момент недействительно, а согласно текущей редакции Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам (утв. постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 373) обеспечение экологической безопасности в функции Росрезерва более не включается.

При этом не является секретом тот факт, что, хотя в целом существующие ОБС обеспечивают хранение опасных веществ, их состояние вызывает серьёзную озабоченность. Вопросы пожаровзрывоопасности ОБС неоднократно поднимались Минобороны, МВД, Генеральной прокуратурой РФ и обсуждались с участием Минэкономразвития РФ. Проводимые в течение многих лет проверки выявляли тот факт, что условия хранения и порядок обслуживания опасных веществ на ОБС Росрезерва требуют пересмотра с учётом современных требований к нормам безопасности. Соответственно был инициирован ряд ОКР и НИР, посвящённых вопросам обеспечения безопасности ОБС, в реализации которых приняли участие и авторы данной работы.

Проведённый в рамках НИР «Экология-Р» анализ показал [5], что Росрезерв и его структурные подразделения на уровне ОБС в целях повышения эффективности выполнения своих основных функций могут использовать передовой опыт международной практики, сконцентрированный в интегрированных международных стандартах по созданию систем менеджмента в различных областях деятельности. Опираясь на существующую «Единую систему управления и контроля Росрезерва» как ядро и элемент системы менеджмента качества, может быть развернута Программа работ Росрезерва по созданию, внедрению и сертификации СЭМ на ОБС и в других подразделениях на соответствие требованиям ГОСТ [6]. Основные преимущества, которые могут быть получены в результате реализации данной программы, показаны на рис. 1.

Основные цели внедрения и сертификации СЭМ на ОБС

I

Ш

Повышение С > Повышение

экологической экономической

эффективности эффективности

деятельности деятельности

ОБС ОБС

Страхование и кредитование не более выгодных условиях за

счет снижения экологического риска деятельности ОБС

Улучшение

имиджа Росрезерва

Снижение негативного воздействия на окружающую среду

«Прозрачность» экологической информации

Рациональное использование ресурсов, энергосбережение

Использование различных

аспектов демонстрации экологической безопасности

Рис. Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует. - Основные цели (преимущества), достигаемыев результате внедрения СЭМ на ОБС

Наиболее эффективным при реализации программы является поэтапный подход. На рис. 2 показан предлагаемый алгоритм создания и внедрения СЭМ в ОБС Росрезерва, разработанный в соответствии с ГОСТ [6]. Многие из решаемых при этом задач, например, разработка декларации или системы отчётов, носят типовой для систем управления качеством характер, и потому нет необходимости подробно их рассматривать в данной работе. При необходимости с ними можно ознакомиться в отчёте [5].

Описание существующей на ОБС ситуации

же

Инвентаризация экологических аспектов деятельности ОБО

же

Разработка Декларации экологической политики

же

Составление программы экологического менеджмента

Разработка процедур СЭМ и её интеграция в существующую схему управления ОБС

Создание системы измерений и мониторинга

же

Проведение внутренних проверок (внутренний аудит)

же

Разработка системы отчетов

же

Разработка системы обучения и информирования персонала ОБС

же

Проведение экологических аудитов и анализа со стороны руководства ОБС и управлений Росрезерва

Рис. 2 - Процесс создания и внедрения СЭМ в ОБС Росрезерва в соответствии с ГОСТ Р ИСО 140012007

Значение каждого этапа не вызывает сомнений. Однако, в условиях отсутствия в настоящее время в Росрезерве структур [7], которые уже реализовывали бы в той или иной степени функции СЭМ, наиболее важными, фактически определяющий успех или неуспех функционирования СЭМ, являются пятый и шестой этапы. Рассмотрим их подробнее.

Для того чтобы экологический менеджмент стал частью обычной практики управления ОБС необходимо пересмотреть его организационную структуру, процессы отчётности, принятия решений и управления, необходимо расширить компетенции персонала ОБС и управлений Росрезерва. При этом необходимо сохранить существующий в Росрезерве территориальный принцип распределения функций и полномочий.

Организация экологической службы. Ключевым звеном в СЭМ Росрезерва может служить специальная экологическая служба, или, в случае ОБС, отдель-

ный квалифицированный специалист (эколог), уполномоченный решать соответствующие задачи.

На практике встречаются четыре основных типа структур систем экологического управления и менеджмента, различающиеся по положению в них экологической службы или эколога [5]:

- структура, в которой экологическая служба (должностные обязанности эколога) совмещена с каким-либо другим подразделением (другими должностными обязанностями);

- структура, в которой экологическая служба (эколог) выделена в отдельное подразделение (должность);

- структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю руководителя.

Для систем второго типа можно выделить один характерный недостаток, заключающийся в том, что эффективность функционирования экологической службы (эколога) зависит от подчинённости и места в общей системе менеджмента предприятия. Вместе с тем данный тип СЭМ обладает существенными достоинствами:

- возможность комплексно и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

- более высокий авторитет экологической службы (эколога);

- возможность детального изучения экологическим проблем.

Данный тип службы может быть предложен для ОБС.

Наиболее эффективными и обладающими наибольшими потенциальными возможностями в использовании преимуществ экологического менеджмента является система, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение, а её руководитель (эколог) по должности в зависимости от размера равен заместителю директора или заместителю главного инженера. Для структур СЭМ третьего типа характерны следующие достоинства:

- возможность наиболее комплексно, рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

- возможность эффективного совмещения основных технологических и экологических целей и задач;

- возможность осуществления разнообразной и экономически эффективной экологической деятельности.

Данный тип службы может быть предложен для центрального аппарата Росрезерва и его территориальных управлений.

В целом предлагаемая авторами схема организации органов экологической безопасности Росрезерва представлена на рис. 3.

Общее руководство организацией мероприятий по обеспечению экологической безопасности в ФАГР (Росрезерве) осуществляет заместитель руководителя ФАГР.

Организацию, координацию и непосредственное руководство обеспечением экологической безопасности, защиту жизненно важных интересов персонала, населения, окружающей среды на территориях объек-

тов Росрезерва от возможного негативного воздействия осуществляет Экологическая служба.

Рис. 3 - Организационная структура обеспечения экологической безопасности Росрезерва

Экологическая служба предназначена для организации, координации и руководства обеспечением экологической безопасности деятельности подразделений Росрезерва, их защиты от экологически вредных воздействий, охраны окружающей среды и контроля организации рационального использования природных ресурсов в районах деятельности.

С учётом возрастающих требований обеспечения экологической безопасности целесообразно ввести в структуру Экологической службы Экологический центр для проведения исследований и внедрения наукоемких технологий, направленных на обеспечение экологической безопасности в практике работы Рос-резерва.

Начальники Экологических отделов Управлений ФАГР, Экологических секторов территориальных отделов и Федеральных государственных учреждений (ФГУ) решают на месте задачи, которые ставит Центральный аппарат Росрезерва. Общее руководство решением задач экологической безопасности на ОБС осуществляют их руководители, под оперативным управлением которых находится, в частности, эколог ОБС.

Эколог ОБС аккумулирует всю информацию по осуществлению экологического управления и менеджмента на ОБС, а затем анализирует её, представляет в различных внутренних и внешних документах, разрабатывает программы (планы) экологического менеджмента, составляет и ведет экологическую отчётность. В процессе выполнения своих основных обязанностей эколог должен активно использовать систему измерения и мониторинга ОБС, реализуя с её помощью следующие задачи:

- количественное определение воздействия ОБС на окружающую среду;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- контроль выполнения ОБС экологического законодательства;

- контроль операций по обслуживанию ВВМ, использованию энергии, воды, ГСМ и т.д.

Система измерений экологических параметров. Разработка подобной системы, выполняемая в рамках шестого этапа создания СЭМ, предполагает в частности определение частоты и методов измерений, способа регистрации данных. Необходимо также прояснить вопросы практического использования зафикси-

рованных данных, избегая дублирования (в том числе с уже существующими в Росрезерве информационными системами), неэффективного использования и несанкционированного доступа.

На современном этапе развития науки и техники наиболее эффективным решением указанных задач является разработка соответствующей автоматизированной информационной системы обеспечения экологической безопасности. Такая система должна носить интегративный характер, позволяя в комплексе решать все основные задачи, возникающие перед персоналом ОБС, обеспечивая необходимую методическую, математическую и техническую поддержку принятия решений, обеспечивающих штатное функционирование ОБС, а также защиту от техногенных, природных и террористических ЧС.

Целью создания интегрированной системы обеспечения экологической безопасности (ИСОЭБ) предприятий Росрезерва является повышение безопасности хранения, транспортировки и эксплуатации (хранения) пожаровзрывоопасных ресурсов на ОБС Рос-резерва [8-12].

ИСОЭБ ОБС предназначена для мониторинга хранения опасных ресурсов в близком к реальному масштабу времени за счёт использования современных средств автоматизации и систем контроля параметров хранения.

Область использования ИСОЭБ ОБС - автоматизация учётно-операционной деятельности должностных лиц по хранению и эксплуатации опасных ресурсов на предприятиях Росрезерва.

Проблеме создания и эффективной эксплуатации ИОСЭБ территориально распределенных систем хранения будут посвящены следующие работы авторов.

На основании результатов проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Показана актуальность проблемы обеспечения мониторинга экологической безопасности на предприятиях с территориально распределённой системой хранения.

2. Выявлена необходимость организации СЭМ в структуре управления Росрезерва. На основе анализа ГОСТ Р ИСО 14001-2007 разработан алгоритм создания и внедрения СЭМ в ОБС Росрезерва.

3. Предложена новая организационная структура Росрезерва - Экологическая служба, включающая органы обеспечения экологической безопасности.

4. Сформулирована задача создания ИСОЭБ предприятий с территориально распределённой системой хранения, выделена её цель, назначение и область использования.

Литература

1. Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. № 105. «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».

2. Куревин В.В. Волоконно-оптические технологии развития интегрированных систем управления экологической безопасностью // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4; URL: www.science-education.ru/118-14444 (дата обращения: 30.08.2011.

3. Верлин Е., Григорьев А. Полных аналогов системы Рос-резерва в мире не существует // Профиль, №27(488). С. 3234.

4. Федеральный закон РФ от 10.06.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

4. Морозов Г.А., Морозов О.Г., Зайдуллин С.С., Куревин В.В. Разработка и реализация технологий обеспечения экологической безопасности при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и перевозках взрывчатых веществ и порохов (шифр «Экология-Р»). Итоговый отчёт. Казань, КГТУ им. А.Н.Туполева, 2008.

5. ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

6. Структура Федерального агентства по государственным резервам. URL: http://www.rosreserv.ru/organization/ item/show/ru.6.1.htm (дата обращения: 01.01.2016).

7. Структурная минимизация волоконно-оптических сенсорных сетей экологического мониторинга // Куревин В.В., Морозов О.Г., Просвирин В.П., Салихов А.М., Смирнов А.С. Инфокоммуникационные технологии. 2009. Т. 7. № 3. С. 46-52.

8. Волоконно-оптические технологии в распределенных системах экологического мониторинга// Куприянов В.Г., Степущенко О.А., Куревин В.В., Морозов О.Г., Садыков И.Р. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 4-4. С. 1087-1091.

9. Переспективы внедрения экологического способа сжигания углеводородных топлив в пульсирующемп потоке// Виноградов В.Ю., Морозов О.Г., Галимов Э.Р., Абдуллин И.А., Заднев А.А., Гибадуллин Р.З. // Вестник технологического университета. 2015. Т. 18. № 21. С. 155-156.

10. Экологическая безопасность при эксплуатации газоперекачивающих аппаратаов насосных станций// Виноградов В.Ю., Морозов О.Г., Галимов Э.Р., Абдуллин И.А., Заднев А.А. Вестник Казанского технологического университета. 2015. Т. 18. № 15. С. 249-252.

11. Перспективы внедрения экологически безопасного способа эксплуатации сливоналивного устройства// Виноградов В.Ю., Морозов О.Г., Галимов Э.Р., Абдуллин И.А., Заднев А.А. // Вестник технологического университета. 2015. Т. 18. № 14. С. 61-62.

© В. В. Куревин, аспирант каф. РФМТ КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, [email protected]; О. Г. Морозов, д.т.н., профессор, зав. каф. РФМТ КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, [email protected]; С. С. Зайдуллин, к.т.н., доцент, каф. ПМИ КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, [email protected]; В. Ю. Виноградов, к.т.н., доцент, каф. МС и ПБ КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева [email protected]; Э.Р. Галимов, д.т.н., профессор зав. каф. МСиПБ КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, [email protected]; И.А. Абдуллин, д.т.н., профессор, проректор по НДИП, зав. каф. ТИПиКМ КНИТУ, [email protected].

© V. V.Kurevin, aspirant Head of Television and Multimedia Department Tupolev Kazan National Research Technical Universe, [email protected]; O. G. Morozov, Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of Television and Multimedia Department Tupolev Kazan National Research Technical Universe, [email protected]; S. S. Zaiiliillin. Candidate of Technical Sciences, Associated professor, Scientific supervisor Tupolev Kazan National Research Technical Universe, [email protected]; V. Yu. Vinogradov, Candidate of Technical Sciences, Associated professor, Scientific supervisor Tupolev Kazan National Research Technical Universe, [email protected]; E. R. Galimov, Doctor of Technical Sciences, Professor, Tupolev Kazan National Research Technical Universe, [email protected]; 1 A. Abdullin, Doctor of Technical Sciences, Professor, Kazan National Research Technological Universe, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.