Научная статья на тему 'Исследование проблем ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Белгородского района'

Исследование проблем ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Белгородского района Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
324
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / GENERAL EDUCATION INSTITUTION / УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT SELF-GOVERNMENT / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дрокина Ксения Евгеньевна

В данной статье поднята проблема развития ученического района в Белгородском районе. Проведено исследование на 182 человека, где респондентам было предложено ответить на вопросы о состоянии ученического самоуправления в их школе. Автором проведен анализ ответов на вопросы, сделаны выводы и итоги. Было выяснено, что самоуправление в общеобразовательных учреждениях Белгородского района не сильно развито. По результатам исследования выяснено, что самоуправление в школе ограничивается лишь «Днем дублера». Судя по ответам, учащиеся 8-11 классов не знают, куда направить свою энергию, идеи и инициативы просто потому, что в школе не существует платформы для их реализации. Хоть во многих школах и существует система ученического самоуправления, но она в большинстве своем является фиктивностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of problems of student self-management in general educational institutions of Belgorod region

This article raises the problem of development of the student district in the Belgorod region. A study was conducted for 182 people, where respondents were asked to answer questions about the state of student self-government in their school. The author analyzes the answers to the questions, draws conclusions and results. It was found that self-government in the general educational institutions of the Belgorod region is not highly developed. According to the results of the study it was found out that self-government in the school is limited only to the "Day of the understudy". Judging by the answers, students of grades 8-11 do not know where to channel their energy, ideas and initiatives simply because there is no platform for their implementation in the school. Although many schools have a system of student self-government, but it is mostly fictitious.

Текст научной работы на тему «Исследование проблем ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Белгородского района»

Исследование проблем ученического самоуправления в общеобразовательных

учреждениях Белгородского района

Research of problems of student self-management in general educational institutions of

Belgorod region

Дрокина Ксения Евгеньевна

Студент 4 курса Факультет Институт Управления НИУ "БелГУ" РФ, Белгород e-mail: drokina. kseniya@mail. ru

Drokina Kseniya Evgnyevna

Student 4 term Faculty of Institute of Management Belgorod State University Russia, Belgorod e-mail: drokina. kseniya@mail. ru

Аннотация.

В данной статье поднята проблема развития ученического района в Белгородском районе. Проведено исследование на 182 человека, где респондентам было предложено ответить на вопросы о состоянии ученического самоуправления в их школе. Автором проведен анализ ответов на вопросы, сделаны выводы и итоги. Было выяснено, что самоуправление в общеобразовательных учреждениях Белгородского района не сильно развито. По результатам исследования выяснено, что самоуправление в школе ограничивается лишь «Днем дублера». Судя по ответам, учащиеся 8-11 классов не знают, куда направить свою энергию, идеи и инициативы просто потому, что в школе не существует платформы для их реализации. Хоть во многих школах и существует система ученического самоуправления, но она в большинстве своем является фиктивностью.

Annotation.

This article raises the problem of development of the student district in the Belgorod region. A study was conducted for 182 people, where respondents were asked to answer questions about the state of student self-government in their school. The author analyzes the answers to the questions, draws conclusions and results. It was found that self-government in the general educational institutions of the Belgorod region is not highly developed. According to the results of the study it was found out that self-government in the school is limited only to the "Day of the understudy". Judging by the answers, students of grades 8-11 do not know where to channel their energy, ideas and initiatives simply because there is no platform for their implementation in the school. Although many schools have a system of student self-government, but it is mostly fictitious.

Ключевые слова: анализ, исследование, общеобразовательное учреждение, ученическое самоуправление, школьники, образование, воспитание.

Key words: analysis, research, general education institution, student self-government, schoolchildren, education, upbringing.

Для выявления основных проблем развития ученического самоуправления в Белгородском районе был проведен массовый опрос 182 учащихся общеобразовательных учреждений, направленный на выявление уровня знаний и участия в ученическом самоуправлении. Респондентам опроса было предложено 16 вопросов, 3 из которых - социально-демографического блока.

Проведем анализ некоторых ответов.

При ответе на первый вопрос «Что для Вас самоуправление в школе», ответы респондентов распределились следующим образом: 19% опрошенных считают, что самоуправление - это, прежде всего, равноправие межшкольных отношений: одинаковое количество учащихся (22%) считают, что самоуправление -это и организация внеклассных мероприятий и участие во всех сферах жизнедеятельности школы; а

большинство, а именно 37%, убеждены, что самоуправление ограничивается лишь «Днем дублера» на День учителя.

Исходя из результатов, полученных при анализе ответов на данный вопрос, можно сделать вывод, что наибольшее количество опрошенных смотрит на ученическое самоуправление лишь с точки зрения организации одного дня в году. Так, можно сказать, что подростки не понимают всю масштабность самоуправления в школе

■ «День дублера» в школе на День учителя

■ Возможность постоянно участвовать в управлении школой в различных сферах

■ Организация внеклассных мероприятий

■ Быть равноправным участников межшкольных отношений на всех уровнях

■ Другое

Диаграмма 1. Распределение вариантов ответа на вопрос: «Что для Вас самоуправление в школе?»

Следующий вопрос анкеты звучал так: «Кто, по-Вашему мнению, должен осуществлять самоуправление в школе?» Респондентам было предложено 4 варианта ответа: администрация школы, учителя, родители, ученики; администрация школы и родители; учителя и учащиеся; учащиеся. Ответы респондентов были распределены следующим образом: 23%, 19%, 25% и 33% соответственно.

Проанализировав все ответы, можно сказать, что почти равное количество молодых людей считает, что ученическое самоуправление должно поддерживаться со стороны педагогов, родителей, администрации. Однако, треть респондентов убеждены, что самоуправление должно осуществлять самостоятельно учащимися. Данные результаты позволяют сделать вывод, что ученики боятся брать на себя ответственность и ищут поддержки от старших (Диаграмма 2).

■ Администрация школы, учителя, родители, ученики

■ Администрация школы и родители

■ Учителя и учащиеся

■ Учащиеся

Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос: «Кто, по Вашему мнению, должен осуществлять

самоуправление в школе?»

Следующий вопрос звучал так: «Как учителя и администрация школы относятся к самоуправлению в Вашей школе? В результате полученных ответов можно сделать вывод, что в разных школах учителя по-разному

и не осознают, какие возможности оно дает (Диаграмма 1).

реагируют на ученическое самоуправление. В одних - оказывают повсеместную помощь, в других - не помогают, но и не препятствуют. Это является хорошим показателем взаимодействия учителей и учащихся. Однако 12% респондентов ответили, что учителя не только не помогают, но и запрещают им участвовать в самоуправлении (Диаграмма 3).

■ Оказывают повсеместную помощь

■ Не препятствуют, но и не помогают

■ Запрещают

■ В нашей школе нет самоуправления

■ Затрудняюсь ответить

Диаграмма 3. Распределение ответов на вопрос: «Как учителя и администрация школы относятся к

самоуправлению в Вашей школе?»

На вопрос «Почему Вы не принимаете участие в ученическом самоуправлении?» ответы распределились почти равномерно между следующими вариантами: это мешает учебе (18%); нет свободного времени (28%); мне неинтересно (26%); не верю в эффективность ученического самоуправления (26%).

При анализе этого вопроса сложно однозначно назвать основную причину неучастия старшеклассников в ученическом самоуправлении, однако почти четверть опрошенных также подтверждают нашу гипотезу о фиктивности системы ученического самоуправления в общеобразовательной школе (Диаграмма 4).

■ Это мешает учебе

■ Нет свободного времени

■ Мне неинтересно

■ Не верю в эффективность ученического самоуправления

■ Другое

Диаграмма 4. Распределение ответов на вопрос: «Почему Вы не принимаете участие в ученическом

самоуправлении?»

Далее нам важно было узнать, есть ли в школах президенты. Итак, ответы распределились следующим образом: 36% респондентов даже не слышали об этом, 18% ответили, что в их школе президента нет, 22% сказали,

что он есть, но лишь фиктивно; и 24% ответили, что президент многое делает для развития самоуправления в школе.

Исходя из этого, мы снова возвращаемся к тому, что в большинстве школ ученическое самоуправление - это лишь формальность (Диаграмма 5).

22%

18%

■ Да, он многое делает для развития самоуправления в школе

■ Да, но он ничего не делает

■ Нет

■ Не слышал(а) об этом, не знаю

Диаграмма 5. Распределение вариантов ответа на вопрос: «У Вас есть президент школы?»

Далее мы выяснили, какие же должны быть качества у президента школы. Респондентам нужно было выбрать несколько вариантов ответов.

Итак, по мнению старшеклассников, самым главным качеством президента школы должна быть ответственность. Это объясняется тем, что президент школы должен при разных обстоятельствах ответственно подходить к любым вопросам. Далее важными качествами были выбраны влиятельность и умение повести за собой. Это обусловлено тем, что лидер школы должен быть примером и наставником для учащихся. Он должен не просто руководить, он должен направлять и убеждать в правильности того или иного решения. Далее опрошенные выбрали коммуникабельность, так как умение свободно общаться как с подчиненными, так и с начальством, является важным качеством лидера.

Менее важным качеством респонденты посчитали стрессоустойчивость. 27,5% опрошенных назвали также такие качества, как справедливость и уверенность в себе (Диаграмма 6).

Другое Справедливость Уверенность в себе Стрессоустойчивость Коммуникабельность Ответственность Умение повести за собой Влиятельность

27,5 27,5 30

40

50

47,5

47,5

Диаграмма 6. Распределение вариантов ответа на вопрос: «Как Вы считаете, какими качествами должен

обладать президент школы?»

В результате проведенного массового опроса учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ Белгородского района, было выявлено, что ученическое самоуправление в районе не сильно развито. Во многих школах существует система самоуправления, однако, ее можно назвать фиктивной, поскольку она ограничивается лишь «Днем дублера» и решением школьников, когда будет проходить дискотека. Мы выяснили, что учащимся школ интересно было бы принять участие в мероприятиях по развитию ученического самоуправления, а также научиться его основам и далее совершенствовать в своей школе.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=19473. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огег.

2. Конникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе [Текст] / Т.Е. Конникова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 400 с.

3. Корозникова, А.А. Развитие школьного ученического самоуправления / А.А. Корозникова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - №3. - С. 38-41.

4. Модель развития ученического самоуправления в школе [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2717. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

5. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе [Просвещение] / Л.И. Новикова. - М.: Просвещение, 1988. - 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.