7. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОРРУПЦИЯ
7.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ, СДЕРЖИВАЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ УСЛУГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Каплин В.Л., к.э.н., доцент кафедры экономики Московского социального университета,
Магомерзаев М.Я., соискатель кафедры Менеджмента и маркетинга ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет» им. Х.М. Бербекова,
Гайсумова М.А.-К., соискатель кафедры менеджмента и маркетинга ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Аннотация. В статье проведен анализ формирования и развития предпринимательских структур в сфере услуг. Авторы формулируют вывод, что для организаций, занимающихся предоставлением услуг, важно понимать их природу и сущность, учитывать специфику в оценке и продаже.
Ключевые слова: сфера услуг; предпринимательские структуры; устойчивое развитие; система управления
RESEARCH OF THE PROBLEMS CONSTRAINING FORMATION AND DEVELOPMENT OF ENTERPRISE STRUCTURES IN SPHERE OF SERVICES IN RUSSIA AND ABROAD
Kaplin V. L, Cand.Econ.Sci., the senior lecturer of chair of economy of Moscow social university,
Magomerzaev M. Ja, the competitor of chair of Management and marketing of GOU VPO «the Kabardino-Balkarian state university» ofH.M. Berbbkoov,
Гайсумова M. A.-to., the competitor of chair of management and marketing of GOU VPO «the Kabardino-Balkarian state university of ..M. Berbekova»
Annotation: The article analyzes the formation and development of business structures in the services sector. The authors formulate a conclusion that for organizations engaged in providing services, it is important to understand the nature and essence, be specific in the evaluation and sale.
Keywords: service sector; business structures,
sustainable development management system
Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет и спрос на услуги. В России сфера услуг, пожалуй, обгоняет производственную сферу по темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее приспособлению к потребностям рынка и потребителей.
В современных условиях хозяйствования основные функции управления имеют общие характеристики: требуют оперативного принятия решений и для всех необходимы коммуникации, обмен информацией, позволяющей принимать оптимальные управленческие решения, которые являются связующими всех управленческих функций, обеспечивая их взаимозависимость и взаимодействие. Современная система подходов к управлению базируется на том, что предприятие является открытой системой, рассматриваемой в единстве факторов внешней и внутренней среды, ориентируемой на качество услуг и удовлетворение потребителей. При этом в качестве подходов к управлению развитием сферы услуг и предпринимательства превалируют следующие [1, с. 127-136]:
- ситуационный подход, признание важности быстроты и адекватности реакции на любые изменения факторов внешней и внутренней среды;
- подход, ориентированный на управление человеческими ресурсами, как главным источником прибыли, с учетом эффективного использования потенциала работников;
- система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и инноваций, мотивацию работников и стиль руководства;
- управление предпринимательской деятельностью по целям;
- управление предпринимательской деятельностью в сфере услуг по результатам с организацией управленческого учета и его эффективность с позиции предпринимательского менеджмента;
- корпоративное управление предпринимательской деятельностью в сфере услуг.
В связи с этим у современного предпринимателя существует свое поле действия в общем экономическом пространстве. Эволюционная теория предпринимательской деятельности вызывает необходимость моделирования личности предпринимателя, которое определит его образ, что является важным фактором в сфере услуг. Такой подход определяет задачи управления предпринимательскими структурами в сфере услуг, реализация которых должна начинаться с анализа объективных потребностей населения, интересов личности, определяющих конечные цели предприятий сферы услуг. Причем данный подход возможен как на микро-, так и на мезоуровнях и базируется на стимулировании предпринимательской деятельности, развитии кооперации и интеграции предприятий сферы услуг. Успешное предпринимательство в сфере услуг возможно только при четкой формулировке поставленных целей, что является основой планирования и организации деятельности предприятия сферы услуг. Наличие цели позволяет формировать базы сравнения, рассматривать ценность текущих контрактов и обязательств, создавать мотивацию и стимулировать деятельность персонала. При этом под конечной целью будем понимать результат функционирования предприятий сферы услуг, который может быть, достигнут при благоприятных условиях ее осуществления.
Главной целью многих предприятий является максимизация прибыли, в то время как наибольшую значимость сегодня приобретает повышение ценностной значимости данного вида деятельности. При ориента-
Каплин В.Л., Маго-мерзаев М.Я., Гайсу-мова М.А.-К.
ции предпринимателя на максимизацию прибыли необходимо помнить, что кроме прибыли принимается в расчет и потенциальный рост фирмы и инвесторский риск, и рыночные факторы. В этой связи основной целью управленческих структур в сфере услуг должно стать повышение ценности предприятия, что, в свою очередь, обеспечивается ростом его доходов, снижением производственного, финансового и коммерческого риска, принятием рациональных управленческих решений по вопросам функционирования и развития предприятия. Следовательно, можно выделить три этапа в определении целеполагания предпринимательских структур [1, с. 138-143]:
- ориентация на максимизацию прибыли;
- достижение определенного уровня или нормы прибыли, удержание определенной доли на рынке услуг;
- обеспечение надежности хозяйственной деятельности .
Сфера услуг, являясь элементом народнохозяйственного комплекса, участвует в общей системе экономических отношений, подчиняется общим экономическим законам, действующим в обществе. В связи с этим на развитие предпринимательских структур в сфере услуг оказывают влияние многочисленные факторы экономического, технологического, правового, политического, социокультурного, демографического, институционального характера.
Экономические факторы определяются масштабом рынка услуг и уровнем его развития, величиной доходов населения, уровнем платежеспособного спроса и конкуренции, устойчивостью национальной валюты, доступностью кредитов для предпринимателей и бизнесменов сферы сервиса, состоянием основных фондов и т.д. Рынок услуг создает благоприятные условия для бизнеса из-за большой оборачиваемости капитала, что позволяет вовлекать множество малых предприятий в данную сферу деятельности, способствуя занятости большого числа экономически активных лиц, что, в свою очередь, стимулирует развитие среднего класса, предотвращение экономического и социального прессинга.
Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки главным образом по двум причинам [2, с. 156-162]:
- услуга не существует до ее предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные;
- услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
Так как сфера услуг является одним из ключевых секторов экономики, то проблема ее регулирования ничуть не меньше, чем других отраслей экономики.
Среди условий, формирующих предпринимательские структуры в сфере услуг, можно выделить следующие:
- уровень развития инновационной деятельности в конкретном регионе;
- сырьевой потенциал;
- уровень спроса на различные виды услуг;
- уровень рыночных цен;
- уровень льгот и дотаций;
- налоговая политика.
Активизация деятельности предпринимательских структур в сфере услуг зависит также от технологических условий, включающих уровень развития науки, техники и технологий, которые в совокупности с социо-
культурными определяют возможности реализации предпринимательской инициативы на мировом уровне.
Можно определить важнейшие приоритеты в поддержке и развитии малых организационных форм [3-4]:
1. Законопроектная работа по нормативно-правовому регулированию малого предпринимательства и созданию адекватного рыночным условиям хозяйственного механизма управления малыми предприятиями.
2. Формирование эффективной управленческой структуры.
3. Финансово-кредитная поддержка малых организационных форм, развитие микрофинансирования малых предприятий. Формирование первоначального капитала для малых предприятий - проблема номер один, причем для создания малого предприятия недостаточно обладать интеллектуальным капиталом, необходимо формировать основные фонды, характеризующиеся большой капиталоемкостью. Банковский кредит должен быть основным источником формирования первоначального капитала. В этой связи актуальным является создание специальных банков (местных, муниципальных) для предоставления кредита малым предприятиям на долгосрочной и относительно низкой процентной основе. Эти банки могут быть созданы при участии государства. Это могут быть кооперативные банки, общества взаимного кредита, кредитные союзы. Поддержка микрофинансирования предусматривает субсидирование стоимости привлечения кредитных ресурсов. В то же время кредитование является одной из важнейших проблем малого предпринимательства. Это связано с тем, что кредиты выдаются под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Высокие проценты по кредитам зависят от высокой степени риска по их кредитованию. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивают риск невозврата кредитов. Особое внимание направленно на финансово-кредитную поддержку малых организационных форм со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.
Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для нужд развития малых организационных форм хозяйствования;
Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства из сферы деловых услуг и неправительственных предпринимательских организаций, способных встать на защиту интересов предпринимательства (профсоюзы частных предпринимателей). Создание инфраструктурной сети предполагает выделение средств на строительство зданий, где смогут размещаться фирмы, прошедшие конкурсный отбор. Вначале таким фирмам, особенно инновационного типа, для
дальнейшего развития необходимы льготные условия, поскольку затраты на аренду помещения и коммунальные платежи являются тяжким бременем для стартующих компаний, и другие затраты. Поэтому инфраструктурная сеть позволяет частично решить этот комплекс проблем для предприятия и создает благоприятные условия для стартового развития [5, с. 8990].
Усиление роли производственного предпринимательства, которое должно стать основой хозяйственного механизма в стране, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными мерами должно обеспечить условия для формирования предпринимательской среды с приоритетом сферы материального производства. В этом случае малый и средний бизнес сможет реализоваться в полной мере и не будет развиваться однобоко (преимущественно в форме торгово-посреднической деятельности).
Информационно-пропагандистская и кадровая поддержка малого предпринимательства.
Дальнейшее расширение международных связей с целью увеличения объемов международного сотрудничества.
Ускоренная динамика производства услуг в большинстве стран мира определялась, прежде всего, увеличением объемов их промежуточного и конечного потребления. В результате в мировой экономике наблюдался постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая в настоящее время составляет более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства.
В настоящее время в международной статистике происходящие структурные изменения в мировой экономике не получили однозначной оценки. Так, исследование сферы услуг и ее влияния на развитие экономики различных стран мира оцениваются с принципиально разных позиций. В частности, рядом авторов такие тенденции рассматриваются как признак формирования типа экономики, характерного для этапа постиндустриального развития. Другими авторами они оцениваются с более пессимистических позиций как негативный фактор, определяющий в перспективе снижение их общего экономического потенциала.
Для российской экономики, также характеризующейся динамичным развитием сферы услуг и связанным с этим структурными изменениями, получение таких оценок является особенно актуальным, прежде всего, для целей обеспечения объективности анализа эффективности и последствий проводимых экономических реформ. Для современного этапа рыночных преобразований все более важным становится усиление внимания к управлению предпринимательством, как главному условию возрастания его влияния на различные стороны отечественной экономики и социальные изменения в стране и регионах. Анализ современной отечественной и зарубежной экономической литературы, а также практики хозяйствования показал, что концепция управления по результатам является обязательным дополнением управления по целям и невозможна без всестороннего развития руководителя и желания персонала предприятия достичь определенных экономических результатов [6]. Управленческие решения должны быть ориентированы на эффективное использование имеющихся резервов производства услуг с целью достижения наилучших конечных результатов предпринимательской деятельности на конкретном предприятии. Такой подход предопределяет
необходимость информационного обеспечения принятия решений в целях оптимального использования возможностей предпринимателя, объективной оценки сильных и слабых сторон предприятия.
Предпринимательские структуры стимулируют деловую активность и обеспечивают занятость населения, осуществляя мобилизацию трудовых ресурсов и расширяя внедрение отдельных социальных групп общества (пенсионеров, инвалидов и т.п.) в социально полезную деятельность, играют огромную роль в реформировании структуры собственности. В частности, увеличение количества предпринимательских структур способствует расширению сферы влияния частной собственности, стимулирует многообразие форм хозяйствования.
Таким образом, из всего многообразия существующих в экономике предприятий, наибольшую активность проявляют малые предприятия. Они эффективнее других улавливают рыночную конъюнктуру, определяют оптимальную стратегию деятельности на рынке, активнее осуществляют внедрение инноваций, имеют высокий уровень мотивации.
Услуги как вид человеческой деятельности имеют длительную историю. Однако, только в последние годы им стали уделять наибольшее внимание. Практически все организации оказывают услуги в той или иной степени. Организация, занимающаяся предоставлением услуг, должна понимать, как управлять такими специфическими характеристиками, как неосязаемость, несохраняемость, изменчивость, неразрывность производства и потребления.
Нерешительность потребителей и их участие в процессе приобретения услуги всегда будут объектами пристального внимания на ряду с определением того, что фактически предлагается под видом услуг. По мере расширения сферы услуг возникают проблемы регулирования данного сектора экономики, связанные с их многообразием и неоднородностью, а также с нематериальным характером большинства видов услуг.
Список литературы:
1. Хлебович, Д.И. Сфера услуг. Маркетинг [Текст] / Д.И. Хлебович. М.: КноРус, 2007. - 240с.
2. Бурменко, Т.Д. Сфера услуг: экономика: учебное пособие [Текст] / Т.Д. Бурменко, И.Н. Данилин, Т.А. Туренко; под ред. Т.Д. Бурменко. - М.: КноРус, 2007. - 320с.
3. 11Р1-://Ь|Пр//\«\«\«.а11тесПа.ги//
4. URL://http//www.bishelp.ru
5. Цурелин А. Государственная поддержка малого предпринимательства [Текст] // Экономист. -2006. -№12. - С. 89-90.
6. Богалдин-Малых, В.В. Бизнес-стратегии и операционный маркетинг на рынке услуг[Текст] /В.В. Богалдин-Малых. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 608с
References:
1. Hlebovich D.I. Sphere of services. Marketing [Text] / D.I.Hlebovich. М: KnoRus, 2007. - 240p.
2. Burmenko T.D. Sphere of services: economy: the manual [Text] / T.D. Burmenko, I.N. Danilin, T.A. Turenko; under the editorship of T.D. Burmenko. - М: KnoRus, 2007. - 320p.
3. URL://http//www.аllmedia.ru//
4. URL://http//www.bishelp.ru
5. Tzurelin A. The state support of small business [Text]//the Economist.-2006. - №12. - P. 89-90.
6. Bogaldin-small, V.V. Biznes-strategii and operational marketing in the market of services [Text] / V.V. Bogaldin-Malyh. М: the Moscow psihologo-social institute, 2008. - 608p
Каплин В.Л., Маго-мерзаев М.Я., Гайсу-мова М.А.-К.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Каплина В.Л., Магомерзаева М.Я., Гайсу-мовой М.А.-К. «Исследование проблем, сдерживающих формирование и развитие предпринимательских структур в сфере услуг в России и за рубежом».
Развитие сферы услуг является одной из важнейших задач в условиях современного рыночного хозяйства. В настоящее время доля услуг в структуре общественного производства имеет весомое значение и проявляет тенденцию к росту. При этом существует значительная неравномерность в потреблении услуг со стороны различных категорий населения таких, как среднего класса и слоев, находящихся у черты (или за чертой) бедности, городского и сельского населения, жителей крупных городов и сельской местности и т.д.
Общепризнанным является то обстоятельство, что именно услуги как сфера деятельности объективно наиболее пригодны для развития предпринимательских структур. Создание субъектов малого предпринимательства в сфере услуг благоприятно в силу своей низкой капиталоемкости, индивидуализированного, приближенного к потребителю характера продукта (в первую очередь, это касается личных услуг). В связи с особенностями отраслевой структуры народного хозяйства, состава, плотности, уровня доходов населения и других факторов в разных регионах страны существуют объективные предпосылки для формирования различных моделей предпринимательских структур сферы услуг в зависимости от пропорций, в которых должны быть представлены различные подотрасли услуг, а также удельного веса в их развитии государственного и частного секторов. Важное значение в дальнейшем развитии сектора малого предпринимательства в сфере услуг, создании единого рынка услуг при сохранении объективно обусловленных различий, имеет система мер государственной поддержки и регулирования, которая в последние годы достигла большей комплексности благодаря механизму программно-целевого подхода к управлению сложными социальными системами.
Таким образом, проблема формирования теоретических положений и научно-практических рекомендаций по функционированию и развитию предпринимательских структур в сфере услуг является весьма актуальной. В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».
Профессор,
д.э.н. Л.Т. Муратова