УДК - 338:91
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
С.А. Коньшакова, С.Г. Кузнецов, О.Н. Полякова
В статье рассматривается проблема согласования интересов субъектов региональной экономики в рамках действующего институционального механизма регионального развития. Составлена матрица противоречий интересов субъектов региональной экономики, предложена схема, характеризующая взаимодействие экономических и институциональных интересов в регионе.
Ключевые слова: Экономические интересы, институты, институциональный подход, региональные интересы, участники регионального рынка, взаимодействие интересов, матричный подход.
В современных российских условиях достаточно остро стоит проблема формирования сбалансированной системы экономических интересов регионов. Преследуя свои индивидуальные интересы стратегического развития региональные власти, в то же время, должны действовать в контексте общей стратегии развития экономики России. Объективно высоким остается уровень дифференциации развития регионов, обусловленный существенными территориальными, ресурсными и административными различиями. Следствием межрегиональной дифференциации становится значительная разница в уровне и качестве жизни населения регионов, которая несет в себе угрозу национальной безопасности страны, усиливая социальную нестабильность.
Таким образом, проблема согласования интересов субъектов региональной экономики в рамках действующего институционального механизма регионального развития является особенно актуальной.
Реализация экономических интересов собственников факторов производства - один из ключевых вопросов в экономической науке с момента ее зарождения. Значение и роль экономических интересов рассматривали в своих трудах основоположники экономической теории: А. Смит, Д. Рикардо, Е. Бем-Баверк, А. Вальрас, М. Вебер, Т. Веблен, Дж. Кейнс, К. Маркс, Маршалл, Л. Дж. Милль, Д. Рикардо, А. Смит, Ж. Сэй.
Различные аспекты экономических интересов исследуются в работах отечественных экономистов: Л. Абалкина, А. Бузгалина, В. Вечканова, Б. Гершковича, Г. Журавлевой, А. Здравомыслова, П. Каманкина, П. Канапухина, Н. Колесова, И. Комарницкого, В. Черковца, В. Щербины, В. Юрьева и др.
Обобщая современные представления об экономической направленности интересов индивидов и групп, отметим, что экономический интерес представляет собой основную категорию для обозначения реальных причин и коренных мотивов экономической деятельности и экономического поведения людей, стоящих за их непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями. Именно экономический интерес способствует согласованности во взаимодействии различных социальных групп и слоев в ходе непрерывного приспособления к экономическим изменениям, формирующим это взаимодействие. Экономические интересы выступают формой выражения отношений между субъектами экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления ограниченных материальных ресурсов.
Экономические интересы участников рыночных отношений всегда противоречивы и для достижения равновесия общество вынуждено, так или иначе, формировать институциональный порядок, обеспечивающий сочетание различных экономических интересов. Существуют механизмы, консолидирующие экономические отношения, обеспечивающие их целостность. Таковыми являются хозяйственные институты.
Следует отметить, что при всем внимании науки к исследованию экономических интересов, недостаточно разработанной остается проблема обусловленности их институциональной системой как на уровне страны, так и на уровне региона. Региональные экономические интересы в основном рассматриваются как форма проявления экономических отношений в регионе, при этом институциональные интересы остаются вне поля зрения.
Институциональные отношения существуют как достаточно самостоятельное явление, но рассмотрение их в отрыве от экономических отношений является методологической ошибкой,
поскольку и те, и другие находятся в диалектической взаимосвязи, соотносятся между собой как форма и содержание, соответственно. [5]
Институциональные отношения объективны, поскольку они являются, во-первых, результатом закономерного общественного развития, а во-вторых, формой организации объективных и устойчивых экономических отношений. Если институты длительное время не соответствуют экономическим отношениям, развивающимся в обществе, то это ведет к снижению эффективности хозяйственной системы.
Проявлением институциональных отношений в регионе являются региональные институциональные интересы, в основе которых лежат институциональные потребности. Одна и та же институциональная потребность региона может быть удовлетворена в результате различных действий субъектов, на ее основе могут формироваться различные по содержанию и характеру институциональные интересы. Исследовать институциональные интересы - это значит не только выяснить содержание институциональных потребностей, но и определить возможные пути, способы и формы их удовлетворения. [4]
Нами предлагается следующая схема, характеризующая взаимодействие экономических и институциональных интересов в регионе.
Рисунок 1. Взаимодействие интересов в региональной экономике
По нашему представлению, в случае столкновения, конфликта интересов - усиливается роль и масштабы частных интересов, зона столкновения увеличивается. Если зона возможного согласования интересов увеличивается, субъекты региональной экономики договариваются совместно реализовывать общие интересы, то количество частных интересов сокращается, сокращается вероятность конфликтов интересов.
Как отмечает Л.В. Логинова институционализация региональных интересов — это процесс оформления взаимодействия интересов региональных субъектов в институциональную систему, элементы которой, становясь общепринятой практикой и подтверждаясь в реальных экономических отношениях, способны действовать в направлении реализации региональных интересов.[3]
Субъектами институционализации региональных интересов выступают, во-первых, население региона и хозяйственные агенты, взаимодействие интересов которых выливается в неформальную институционализацию их интересов; во-вторых, правомочные региональные представители, способные представлять, защищать и реализовывать их как субъекты правоотношений; в-третьих, государство при проведении региональной политики. Его институциональной функцией является создание институтов, обеспечивающих достижение компромисса между региональными интересами государства и местными интересами регионов.[3]
Реальными носителями институциональных интересов являются различные субъекты рыночной экономики (регионы, предприятия, домохозяйства), каждый из которых заинтересован в
институтах, обеспечивающих ему наибольший доход. [1]
С позиций институциональной экономики выделим основные точки взаимодействия и противоречий интересов субъектов региональной экономики, используя матричный метод исследования интересов, предложенный П.А. Канапухиным. [2]
В рамках рассматриваемых противоречий все субъекты-носители интересов рассматриваются либо как активная сторона, реализующая свой интерес, либо как пассивная -препятствующая данной реализации или за счет которой этот интерес реализуется (табл. 1)
Таблица 1.
Матрица противоречий интересов субъектов региональной экономики
ПАССИВНАЯ СТОРОНА
Субъе кты интер есов1 Внешние инвесторы Крупный региональн ый бизнес Наемные работники Админист рация региона Мелкие и средние предприним атели Финансо во-кредитн ые учрежде ния Субъекты социальной сферы региона Потреби тели
АКТИВНАЯ СТОРОНА Внешние инвесторы Столкнове ние интересов за контроль над капиталом внутри региона; конкурента ая борьба за наиболее выгодные варианты инвестиров ания Усиление конкуренци и за рынки сбыта продукции. Слабость и низкий профессион ализм региональн ых топ-менеджеров и неразвитост ь бизнес-инфраструк туры служит серьезной проблемой Стремление минимизиров ать затраты на заработную плату , желание повысить производится ьность труда и использовать ДЛЯ реализации инвестицион ных проектов высокопрофе ссиональные Защита своих прав собственн ости, недопуще ние инфорсме нта; минимиза ция налоговых отчислени й и социально й нагрузки. Ликвидаци я администр Наиболее выгодные условия получения услуг у организаций составляющ их посредниче скую бизнес-инфраструк туру региона (страховщик и, оценщики, аудиторы, торговые организации и т.п.) Достаточ ный объем и ликвидн ость финансо вых ресурсов и их доступн ость. Развитая информа ционная инфраст руктура финансо вых операци й Высокий уровень развития здравоохран ения и образования повышает инвестицио нную привлекател ьность региона. Наилуч шие условия реализа ции своей продукц ИИ
взаимодеист ВИЯ субъектов кадры ативных барьеров.
1 В рамках рассматриваемых противоречий все субъекты-носители интересов рассматриваются либо как активная сторона, реализующая свой интерес, либо как пассивная -препятствующая данной реализации или за счет которой этот интерес реализуется.
<с к о
рц
о н о
н <с
о
<и
и
со «
ю
-а И Л
ч л и о
<и
а
«
3
Максимиза
ция вознагражд ения, власти, независим ости.
Вытеснение конкурентов
Стремление минимизиров ать затраты на
заработную
плату и улучшение условий труда, стремление повысить интенсивное
ть и производител ьность труда
Установле ние четких
правил «рыночно й игры», защита своих прав
Наиболее
выгодные
условия Достаточ
получения ный
услуг у объем и
организаций ликвидн
, ость
составляющ финансо
их вых
посредниче ресурсов
скую и их
бизнес- доступн
инфраструк ость.
туру Возможн
региона ость
(страховщик предоста
и, вления
оценщики, кредита
аудиторы, ых
торговые линий.
организации
и т.п.)
Высокий уровень развития здравоохран
ения и образования повышает инвестицио
нную привлекател ьность региона, дает возможно ст ь развития рынка труда
, как непременно го условия эффективно го ведения бизнеса крупной компании
Наилуч
шие условия реализа ции своей продукц ии
«
и «
и н о ю л а м -о
к
Новы возможное ти
трудоустро
йства, профессио нального роста и самореализ ации
Высокая заработная
плата и улучшение условий труда, повышение степени участия в управлении фирмой
Конкуренция с другими наемными работниками за лучшее рабочее место как внутри фирмы, так и на рынке труда
Защита своих трудовых
прав; протекцио нистская миграцион
ная политика
Высокая заработная
плата и улучшение условий труда, стабильност ь в работе.
Наиболе е
выгодны е
условия получен
ия кредита и
возможн
ости сбереже ний
Доступност ь и качество социальных
услуг учреждений здравоохран
ения. Возможност ь получения качественно го,
образования востребован
ной на рынке труда профессии.
Наилуч
шие условия реализа ции своей продукц ии
л и о
е
(D
а
(Я
s
£ а н о S И S S
3
Развитие производст в,
способству
ющее созданию дополните льных рабочих мест, повышение социально й
стабильное ти в регионе, максимиза
ция налоговых доходов; развитие конкурентн ой
рыночной среды и рост инвестици
онной привлекате льности региона;
Соблюдение законных прав всех заинтересов анных сторон, повышение конкурентос пособности экономики,
защита окружающе й среды и интересов потребителя
Соблюдение законных прав всех заинтересова нных сторон (собственник ов,
менеджеров
И т.д.), недопущение оппортунист ического поведения
Борьба за
зоны влияния среди политичес кий партий региона
Повыше
ние
контроля
за
банковск
ой
деятельн
остью,
предоста
Соблюдение вление
законных реально
прав всех му
заинтересов сектору
анных экономи
сторон, ки
повышение сравните
конкурентос льно
пособности дешевых
экономики, кредита
защита ых
окружающе ресурсов
й среды и на
интересов развитие
потребителя ,
разверты
вание системы доступн
ого потребит ельского кредитов ания
Высокий рейтинг образовател
ьных учреждений региона в рамках страны. Соблюдение законных прав всех заинтересов анных сторон, повышение конкурентос пособности экономики региона.
Формир ование социаль
но приемле
мых стилей потребл
ения; Ориента
ция, прежде всего, на потребл
ение отечеств енных товаров
Возможное ть
расширени
я сферы деятельное ти мелкого бизнеса, создающег о
инфрастру
ктуру обслужива
ния крупного бизнеса, рост предприни мательской активности , доходов.
Высокие доходы и
низкие расходы от исполнения договоров, стабильност ь
договорных связей в регионе
Работа персонала, обеспечиваю
щая бесперебойн ое
функциониро вание фирмы
Правовое обеспечен ие
исполнени я
договорны
х
обязательс
тв; минимиза
ция налогообл ожения; снижение требовани й
госстандар
тов, защита от внешних конкурент ов
Вытеснение конкурентов
Коопкуренц ия.
Возможн
ость получен
ия кредита
ых ресурсов
Высокий уровень развития здравоохран
ения и образования повышает инвестицио
нную привлекател ьность региона, дает возможно ст ь развития рынка труда , развивает предприним ательскую активность.
Выработ
кау потреби
телей мотивац
ии к потребл
ению товаров, Наилуч
шие условия реализа ции своей продукц ии
«
s и
<D
й hfi И н
<D &
i
О «
О о
и
s ©
Усиление конкуренц
ии в инвестици онной сфере региона
Контроль за использован
ием выделенног о кредита и исполнение м
кредитных обязательст в
Работа персонала, обеспечиваю
щая бесперебойн ое
функциониро
вание ФК-учреждений, требование
высокой профессиона
льной подготовленн ости кадров
Снижение администр ативной нагрузки, создание льготных условий деятельно сти
Контроль за использован
ием выделенног о кредита и исполнение м
кредитных обязательст в
Вытесне
ние конкурен тов. Или конкурен
тное взаимоде йствие (коопкур енция)
для достиже
ния совмести о
значимы х целей
Возможност и отбора на регионально
м уровне качественно подготовлен
ных сотрудников
Величин а
процент
а за кредит, гарантия возврата кредита
s
ч
(D H
s
ю
<D
О
С
Расширени е выбора товаров и их высокое качество; высокий уровень сервисных услуг. Угроза монополиз
ации рынков и роста цен
Широкий выбор товаров и их высокое качество, низкие цены, высокий уровень сервисных услуг
Развитый рынок труда
в регионе стимулирует потребление товаров и услуг. Потребитель желает получать продукцию высокого качества.
Защита окружающ ей среды и
прав потребите ля
Широкий выбор товаров и их высокое качество, низкие цены
Наиболе е
выгодны е
условия получен
ия кредита и
возможн
ости сбереже ний
Доступност ь и качество социальных
услуг учреждений здравоохран
ения. Возможност ь получения качественно го,
образования востребован
ной на рынке труда профессии.
Конкуре нция за покупку товара
по наиболе е
выгодны
M
условия
M
л и о
(D
а а
(D
■е
о «
о и
Л
ч л s я о о
(D tfl
ю £
Привлечен ие
инвестици
й в социальну ю сферу региона на выгодных условиях
Привлечени е
инвестиций в
социальную
сферу региона на выгодных условиях
Повышение
интереса бизнеса и его работников к предлагаемы м услугам в
сфере образования и
здравоохране ния
Повышени е
заинтересо ванности власти в развитии социально й сферы региона. Создания специализ ированных программ поддержки
Повышение интереса к предлагаем ым услугам
в сфере образования и
здравоохран ения
Повыше
ние интереса к
предлага
емым услугам в сфере образова
ния и здравоох ранения
Конкуренци
я и коопкуренц ия на рынке социальных услуг.
Повыше
ние интерес
а к предлага
емым услугам в сфере образова
ния и здравоох ранения
Таким образом, каждый регион обладает определенной воспроизводственной структурой и может быть охарактеризован с позиций производства, распределения, обмена и потребления, а интересы охватывают все эти фазы, реальный путь совершенствования экономических отношений посредством согласования экономических интересов заключается в рассмотрении этой категории в воспроизводственном аспекте.
Реализация разнокачественных интересов возможна путем системной организации экономических отношений посредством норм, механизмов и форм согласования рыночной экономики при использовании принципов федерализма, регионального и местного самоуправления.
The paper considers the problem of coordinating the interests of regional economic entities within the existing institutional framework for regional development. Compiled a matrix of contradictions of
interests of the regional economy, proposed a scheme for characterizing the interaction of economic and institutional interests in the region
The key words: Economic interests, institutes, the institutional approach, regional interests, participants of the regional market, interaction of interests, the matrix approach.
Список литературы
1. Каиапухии П.А. Система экономических интересов и закономерность ее развития / П.А. Канапухин // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С. 122-127
2. Канапухин П.А. Экономические интересы : сущность и реализация в транзитивной экономике / П.А. Канапухин. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. 224 с.
3. Логинова. Л.В. Институционализация региональных интересов: субъективные и объективные мотивации // Регионология, №4, 2008
4. Лобанич В.А. К вопросу о региональном экономическом интересе в современной политике // Проблемы современной экономики, №1 (25), 2008
5. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного механизма в макроэкономике (в 2-х кн.). М.: Экономика, 2007, 1320с.
Об авторах
Коньшакова С.А. - доцент ФГБОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия», [email protected],
Кузнецов С.Г. - доцент ФГБОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия», [email protected],
Полякова О.Н. - доцент ФГБОУ «Брянская государственная инженерно-технологическая академия», [email protected]