ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА АЛМАЗНОГО ИНСТРУМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ПО ДОБЫЧЕ И ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНОГО ОБЛИЦОВОЧНОГО КАМНЯ
Рассмотрены принципы организации производства алмазного инструмента на предприятии по добыче и обработке природного облицовочного камня. Автор видит основную задачу организации управления процессом в обеспечении соответствия между сырьевыми компонентами, оборудованием и ресурсами, что можно достичь посредством усовершенствования организационной и производственной структуры.В результате данное усовершенствование принесет всей производственной системе дополнительную устойчивость, что особенно важно в современных условиях нестабильности и колебаний рынка.
Ключевые слова: принципы организации, производственная структура, алмазное производство, гибкая технология.
Анализ деятельности предприятий по добыче и обработке природного облицовочного камня показывает, что в зависимости от их мощности, специфики и номенклатуры выпускаемой продукции, различаются мощность и структура сопутствующих инструментальных производств, т.е. при сложившихся постоянных объемах и структуре добычи и камнеобработки формируется и определенная структура и объемы производства камнеобрабатывающего алмазного инструмента. Полученные данные приведены в табл. 1.
Создание при крупном комбинате по добыче и обработке природного облицовочного камня специализированного предприятия по выпуску алмазного инструмента широкой номенклатуры обладающего гибкой вариантной технологией для удовлетворения постоянно варьируемых потребностей основного производства (меняются породы и, соответственно, физикомеханические свойства камня, типоразмер и толщина изделий, виды обработки и т.д.) несет в себе определенные трудности в организации управления его производственным потоком.
32
Таблица 1
Зависимость структуры и мощности сопутствующего производства алмазного инструмента от объемов и номенклатуры выпускаемой продукции базисного камнеобрабатывающего предприятия
Общие характеристики камнеобрабатывающего предприятия Мощность, тыс. кв.м. продукции в год Алмазное производство Характеристика алмазного инструмента/объем потребления алмазов, тыс. карат в год
Мастерская, цех по производству однотипной продукции в малых объемах (памятники, элементы мощения и благоустройства) Комплексное предприятие по добыче и обработке камня, включающее карьер и отдельный цех с парком оборудования широкого профиля, широкой номенклатурой и малыми тиражами выпускаемых изделий (ступени, подоконники, столешницы, элементы мощения, благоустройства, облицовки, детали декора, мерная плита, памятники) Крупная компания (трест), включающая 23 карьера, различной мощности, находящихся в непосредственной близости друг от друга и при них камнеобрабатывающий завод с 2-3 цехами, парком оборудования широкого профиля и значительными 3—5 10—30 50—100 Участок контроля инструмента с возможностью мелкого ремонта (рихтовки) Участок пайки — рихтовки, ремонта и реставрации, любых видов инструмента, с использованием покупных алмазных Инструмент покупной по случаю/ 2—3 Инструмент покупной, сертифицированный с привязкой к определенному поставщику/ 7—20 Алмазные сегменты определенной номенклатуры покупают у строго определенного поставщика, имеющего на них сертификат качества/
объемами и номенклатурой выпускаемых изделий (слэбы, мерная плита и элементы мощения в больших объемах, толстомеры, бордюры, памятники, лестницы, фигурные элементы, декор, элементы благоустройства)
Холдинговая компания, включающая в себя сеть карьеров по добыче различных пород облицовочного камня и крупный камнеобрабатывающий комбинат с 3 и более цехами, (возможно наличие отдельных производств на значительном удалении от основного) выпускающий полную номенклатуру изделий в любых объемах, в т.ч. для уникальных и особо значимых объектов 100—500
сегментов 30—60
Производство алмазного инструмента по полному циклу с изготовлением сегментов; ремонт и реставрация всех видов инструмента Покупка сертифицированных сырьевых компонентов у строго определенных поставщиков/ 70—350
Рис. 1. Сфера производственного менеджмента при изготовлении алмазного инструмента
Главные факторы, определяющие здесь управленческий процесс — следующие: тип производственной среды, т.е. производство на склад, производство на заказ по заявкам цехов, производство смешанное (на заказ и склад одновременно); тип производственного потока в зависимости от номенклатуры конечной продукции — моно- либо мультинаправленный; уровень технической оснащенности производства.
Организация управления производством — это управление движением заказа таким образом, чтобы он двигался по технологической цепочке равномерно, не встречая задержек на различных переделах и не вклиниваясь в процессы изготовления параллельных заказов. Графически производственный менеджмент при производстве алмазного инструмента представлен на рис. 1.
Производственный менеджмент охватывает движение заказа от запуска сырьевых компонентов в производство до получения готовой продукции и передачи ее заказчику. При этом должны быть соблюдены сроки поставки, количество, а качественные характеристики соответствовать требованиям ГОСТа, либо технических условий. Задача организации управления процессом — это обеспечение соответствия между сырьевыми компонентами, оборудованием и ресурсами, в т.ч. человеческими, требуемые для переработки. На производстве процесс движется беспрепятственно до тех пор, пока не достигает так называемых «узких мест», мешающих естественному его ходу. Причем узкие места могут иметь как постоянный характер (малая производительность определен-
ных видов оборудования), так и внезапный (перебои со снабжением, некачественное сырье, человеческий фактор). Кроме того следует принимать во внимание срочность заказов и приоритета одних перед другими, а также изменения приоритетов во временном интервале — «производственном буфере времени» (ПБ).
Преодоление такой системы ограничений для производства — это решение для систематического управления производственным потоком, которое включает в себя несколько этапов, в т.ч.: запуск сырьевых материалов (алмазные порошки, порошки компонентов связки, металл для производства деталей корпусов и пр.) в производство в соответствии с началом установленного буфера времени; установление приоритетов в движении заказов в соответствии с тем, в какой зоне буфера они находятся; передача ресурсов на выполнение работ в соответствии с приоритетами, выявление ресурсов с ограниченной мощностью и сканирование возможных «узких мест»; инициирование улучшений и совершенствование процесса.
Внедрение такой системы дает положительные результаты — выполнение заказов в срок, сокращение объемов незавершенного производства (НЗП), обеспечение требуемой управляемости потоком.
Проведенный автором анализ производственной деятельности ведущих отечественных предприятий — производителей алмазного инструмента, показывает, что они работают по системе производства на заказ — заказчик размещает конкретный заказ на конкретную продукцию, оговаривая при этом технические характеристики, количество и дату поставки. При этом, если качество и цена товара, как правило, соответствуют ранее согласованным, то сроки выполнения заказа довольно часто срываются (до 40 % заказов). Производители пытаются повысить уровень своей надежности за счет увеличения предлагаемых сроков выполнения заказов, а заказчики часто «нажимают» на производителя, угрожая передать заказ конкурентам. Боясь потерять клиента, производители на начальном этапе соглашаются на «нереальные» в их понимании сроки, а затем предпринимают дорогостоящие действия для предотвращения опоздания. Типичные проблемы таких производств показаны на диаграмме на рис. 2.
Продукция на склад
ЗАКАЗ большими партиями для минимизации затрат
\ ( \ 1 \ ( \(
Загруженная часть ресурса Ресурс с ограниченном моцностыо НедОЗОГРУЖЄННОЯ часть рєсурсо Отвлечение ресурсов но НЄПЄРВООЧЄРЄДНУЮ РОБОТУ
V
На конечной сворке - избыток одних комплектующих и недостаток других Авральное выполнение 'горяних* заказов
\ 1 1
- Задержка выполнения заказов - Увеличенные сроки выполнения - Значительное количество НЗП и материалов - Сверхурочные РОБОТЫ
\ 1 і
Рас ту цим склад ГОТОВОМ ПРОДУКЦИИ и полуфоврикотов ПОСТАВКА
Рис. 2. Типичные проблемы инструментального производства
Ключевая проблема состоит в несовершенстве производственного планирования и контроля над исполнением плана. Для ее решения нужно улучшить и стабилизировать уровень выполнения заказов в срок, а затем контролируемым образом сократить сроки исполнения заказов, сохранив уровень качества и цену продукции.
Для системы производства «на заказ» предлагается использовать концепцию производственного буфера с единой системой приоритетов — цветовыми зонами. А для контроля над исполнением плана — назначать ресурсы на работу в соответствии с приоритетом рабочего заказа и ввести раннее оповещение об угрозе опоздания, позволяющее предпринять своевременные спасительные действия. Производственный буфер времени, т.е. предписанный период времени от запуска материала в производство до отгрузки заказчику, целесообразно разделить на 3 части (зоны), каждая из которых имеет свой цвет и размер: зеленая (30 %), желтая (30 %) и красная (40 %). Т.е. наглядно показать сколько времени уже прошло и сколько осталось до завершения заказа. В фа-
зе исполнения зеленые заказы будут двигаться по производственному потоку, уступая дорогу желтым и красным, пока не перейдут в желтую зону, а затем в красную, став приоритетными. Красные заказы не только имеют естественное преимущество пред другими в получении ресурсов (сырья, станков, рабочего персонала), но и являются сигналом раннего оповещения об опасности опоздания. Для гарантированного фокусирования управленческого внимания, количество красных заказов не должно превышать 10-12 %. Схематично производственный буфер и его зоны показаны на рис. 3.
Механизмом исполнения является компьютерная программа CRM (Система взаимоотношений с клиентами), которая автоматически делит буфер времени выполнения заказа в соотношении 30 ^ 30 ^ 40 и меняет цвета строк списка заказов контрагентов с зеленого до красного по мере прохождения временных этапов.
Как правило, размеры реалистичного ПБ в производстве алмазного инструмента зависят от объема заказа и, в меньшей степени, от его сложности и составляют от 3 до 20 рабочих дней, а указанный механизм управления им помогает увидеть проблемные ресурсы и заблаговременно планировать и распределять производственные мощности. Так на примере ООО «МКК-Диамант» система позволила выявить узкие места — недостаточный парк прессформ горячего прессования и несвоевременная доставка металла для изготовления корпусов фрез и сверл по причине попыток комплектования крупных партий, а также несбалансированность графика отпусков рабочего персонала. Для решения проблемы был изготовлен дополнительно парк форм с выделением его части в качестве «оборудования быстрого реагирования», предназначенного для адресного выполнения красных заказов, а также заключен страховочный договор на срочный субподряд. График
Рис. 3. Производственный буфер времени
отпусков был скорректирован таким образом, чтобы заинтересовать техперсонал в отпуске в зимнее время, увеличив его время в 2 раза. Увеличив пропускную способность узкого места, получили быстрый и значительный эффект в масштабах предприятия. Следует отметить, что технико-технологическое оснащение такого предприятия, создаваемого для совместной работы с крупным современным камнеобрабатывающим комбинатом (например ОАО «МКК») имеет следующие особенности: необходимость тщательной проработки данных о технических характеристиках и номенклатуре специализированного технологического оборудования, выпускаемого ведущими зарубежными производителями, поскольку отечественные аналоги практически отсутствуют; привлечение значительного объема инвестиционных ресурсов для оплаты импортного оборудования, логистики и специалистов; обеспечение, при выборе типа и мощности оборудования, гибкого реагирования на изменения номенклатуры и объемов заказываемой продукции, вариантности техпроцесса; ориентация при выборе оборудования на особенности имеющейся сырьевой базы и сложившиеся партнерские отношения; осуществление функционирования выстраемого технологического процесса, по возможности, в рамках существующих производственных зданий и сооружений, энергетических и пр. коммуникаций.
Для организации совокупного обеспечения крупного камнеобрабатывающего комбината алмазным инструментом необходимо усовершенствовать его организационную и производственную структуру. Эта структура представляет собой определенную упорядоченность задач, должностей, полномочий и ответственности, создает условия для деятельности предприятия, развивается и меняется под воздействием особенностей стратегии предприятия в изменяющейся внешней среде. Значимой тенденцией становится формирование системы арендных отношений между указанными фирмами и головным предприятием, которое предоставляет им свое имущество. Сохранение права собственности за головным предприятием и периодическая корректировка договоров аренды дает возможность координации деятельности всей системы в целом, сохранения и развития производственного комплекса. При изучении взаимоотношений камнеобработки и производителей алмазного инструмента, рассматривается организационно-технологическая схема совместной производственной деятельности крупного камнеобрабатывающего комбината и дочернего алмазного предприятия, объединенных общей территорией — см. рис. 4.
Рис. 4 Пример взаимосвязи камнеобрабатывающего комбината (К) и сопутствующего производства алмазного инструмента (А), их поставщиков и покупателей на рынке природного камня: 1 — сырье (блоки), 2 — сырье (порошки алмазов и металлов, корпуса АОСК), 3 — вспомогательные материалы, запчасти, 4 — полуфабрикат (слэбы), 5 — полуфабрикат (алмазные сегменты), 6 — готовая каменная продукция (мерная плита и пр.), 7 — готовый алмазный инструмент, 8 — возврат инструмента на ремонт и реставрацию, 9 — электро-, водо-, теплоснабжение, телефон, интернет, 10 — аренда производственных и складских помещений, оборудования
Камнеобрабатывающий комбинат (К) является одновременно покупателем, производителем и продавцом. В роли покупателя он выступает при приобретении сырья (блоков), полуфабрикатов (слэбов), вспомогательных материалов и запчастей, энергоносителей, алмазного инструмента. Продавцом является в отношении потребителей слэбов и готовой каменной продукции. Производитель алмазного инструмента (А) в свою очередь является покупателем алмазных и металлических порошков, корпусов кругов и фрез, вспомогательных материалов, получает от К значительные объемы инструмента для ремонта и реставрации, заказы на новый инструмент, пользуется его энергосетями, арендует производственные площади. Кроме того существует целая система бартерных отношений между участниками данного сегмента рынка. Предприятие А самостоятельно ищет заказы на каменную
продукцию, размещает их на придприятии К и реализует покупателям, кроме этого А получает от поставщиков, в обмен на алмазный инструмент, блоки и слэбы, которые также продает на предприятие К. Нахождение в границах общей территории облегчает и сокращает транспортные потоки, время размещения и выполнения заказов (сокращает производственный буфер времени), дает возможность совместного использования и объединения ресурсов (производственных мощностей, помещений, техперсонала, транспорта), введение общей системы контроля качества в т.ч. в рамках 180 — 9000, проведения совместных исследований по совершенствованию алмазного инструмента, имея практически мгновенный отклик и не нарушая организационнотехнологический процесс основного производства.
Такая организационная схема совместной деятельности придает всей системе дополнительную устойчивость, что особенно важно в современных условиях нестабильности и колебаний рынка.